Астраханский Государственный Технический Университет
Реферат по философии
Тема:«Нагорная проповедьИисуса Христа
какфилософско-нравственная серцевина христианского вероучения»
г.Астрахань, 1999
Большинство религиозно-философских системмира, рассказывающих о том, как нужно жить человеку, чтобы достичь счастья,сходны между собой в том, что все они указывают на существование материальногои сверхъестественного миров, рассказывают о Боге и противостоящих Ему силах, озависимости человеческого счастья от добрых поступков самого человека.
Но самой прогрессивной и развитойсистемой взглядов о том, как нужно жить человеку на свете, чтобы бытьсчастливым, является Учение Иисуса Христа, истинность которого доказываетсясамой жизнью.
ВУчении описаны и охарактеризованы всевозможные жизненные ситуации, в которыхможет оказаться человек, даны единственно правильные советы как лучше всегопоступить в тех или иных обстоятельствах.Вэтом сила и мудрость Учения Иисуса Христа, сказавшего Яна то и родился и на то и пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине. /Ев. Иоанна. 18.37/.
Главным предметом Учения Иисуса Христаявляется описание Царства Божьего. Наряду с этим Христос возвестил миру о том,что Бог Един по существу и Троичен в лицах, что Бог есть Любовь, что Бог таквозлюбил человечество, что послал Сына Своего Единородного в мир намученический подвиг, чтобы искупить грехи людей.
О своём Учении Сам Иисус Христос говорил:«Моё учение - не Моё, но Пославшего Меня». /Ев. Иоанна. 7.16/, то естьБога – Отца.
Основные морально-этические нормы УченияХристова, нравственные законы жизни, которым должны следовать люди, подробноизложены Иисусом Христом в Его Знаменитой НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ, — одной избесед Спасителя с людьми, произнесенной Им непосредственно вслед за избраниемапостолов на горе Курн-Хатин, находящейся на половине дороги между городамиФавором и Капернаумом.
Содержание Нагорной Проповеди излагается в двух Евангелиях: в Евангелии от Луки /Гл.6;17-49/ и с особенной подробностьюпередается в Евангелии от Матфея /Гл.5-7/.
Окруженный апостолами Спаситель сошел вгоры; к Нему хлынула толпа народа. Больные, бедные, страдающие люди. Однижелали послушать Его Божественное Учение, другие – искали исцеления от недуга.Сбывались слова пророка Исаии: «Он взял на себя наши немощи и понёсболезни». /Ев. Матфея 8.17./
Но, исцеляя болезни тела, Господь видел вдушах окружавших Его людей страшную болезнь – невежество и предрассудки.
Все эти люди более или менее веровали в Него,как Мессию, но видели в этом Мессии – царя земного, имеющего власть устроить наземле Царство, в которое войдут только потомки праведника Авраама,благословенного Богом, – евреи, исполняющие Закон Моисеев. Он – чудотворец ипокорить весь мир Ему ничего не стоит. А вот Он избрал Себе и апостолов - этодвенадцать ближайших вельмож Его. Следовательно, вот-вот наступает Царство Его- Царство несущее евреям и богатство, и довольство, и силу, и славу.
Предстояло теперь Спасителю разрушитьпредрассудки людей, объяснить, что Царство Его далеко не похоже на царствоземное, что в него, в это Царство, имеют право входа не одни только потомкиАвраама по плоти, но все те, кто по своим душевным качествам похож на Авраама.
Предстояло Ему сказать всему народу о том,что должен делать и чего может ожидать всякий, кто хочет войти в ЕгоЦарство, кто желает следовать за Христом, и говорил Он не только для тех, ктоЕго окружали; слова Его обращены к людям всех веков, национальностей ивозрастов.
Первая часть Нагорной Проповеди содержитв себе требования, которые указываются людям от имени Бога и за исполнениекоторых обещается награда от Бога. Каждое из этих требований начинается словом«блаженны». Иначе эти требования называются «Заповеди Блаженства».
Постараемся понять эти Божественныеслова, сказанные много веков назад. Мы узнаем из них, кого Спаситель называет блаженными,т.е. самыми счастливыми людьми, и как можно достичь такого блаженства,так не похожего на радости земные:
=Блаженнынищие духом, так как им принадлежит Царство Небесное.
=Блаженныплачущие, так как они утешатся.
=Блаженныкроткие, ибо они наследуют землю.
=Блаженныалчущие и жаждущие правды, потому что они насытятся.
=Блаженнымилостивые, так как они будут помилованы.
=Блаженнычистые сердцем, так как они увидят Бога.
=Блаженнымиротворцы, так как они будут названы сынами Божьими.
=Блаженныизгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
=Блаженныпоносимые и изгнанные за Бога, потому что им уготована великая награда наНебесах.
Эти Девять Заповедей Блаженства,провозглашенные Иисусом Христом, указывают на духовные морально-этическиесвойства тех людей, которые могут стать членами Новозаветного Общества. ИисусХристос учит людей, что духовная, этическая сторона жизни является главной длячеловека, так как от философских взглядов и морали зависят как отдельныепоступки человека, так и поведение в целом.
Мы радуемся богатству, славе, почестям - но всё это очень часто отдаляет нас от Бога. Иисус Христос называетблаженством только такое благополучие, которое соединено с чистотой сердца иблизостью к Богу.
Последователь Христа должен быть смиренномудрствующим человеком, чистым сердцем, миротворцем, который сожалеет о своейгреховности и желает примириться с Милостивым Богом.
А залогом этого союза с Богом и естьсоблюдение Заповедей Божьих, дела добра и уход от злых мыслей и поступков.
Уже в Ветхом Завете возвещалось, что лишьпришествие Бога в сердце человека может заставить его забыть все былыенесчастья.
«Уготовал еси благостию твоею, Боже,нищему, пришествие Твое в сердце его». /Пс. 67.11/.
Почему же Спаситель обещает Царство тем,кто в душе своей нищий? Нищета духа – это смирение и Господь выставляетсмирение как основание жизни. Он любит смиренных, не гордых людей, сознающихсяв недостатках своих, от души кающихся в своих грехах, прося у Него помощиНебесной. Ибо Бог гордым противится, как говорит Писание.
Адам надеялся быть Богом, — толкует Евангелие блаженный Феофилакт, архиепископБолгарский, -и пал от гордости своей. Христос восстановит нас черезсмирение.
И когда мы найдем в себе силы, то деламисвоими богоугодными сумеем восстановить потерянное нами Богоподобие.
UБлаженны нищие духом – Царство Небесное уже их. Непотому что они его заработали или купили, а потому, что Оно Само нашло их.
Спаситель Сам всегда подавал примерсмирения. Родился в бедной семье. Терпел оскорбления и обиды и говорил, что
Сын человеческий: не для того пришёл,чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для избавления многих.
Будучи злословим, Он не злословил взаимно;страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному;/1-е Петра. 2. 23/.
Сколько раз во время земной жизни Своейпомогал Спаситель людям. Он и теперь подаёт чудесные утешения тем, ктообращается к Нему в горестях, страдает от болезни или бедности, кого преследуютили обижают, кто теряет тех, кого любит.
UГосподь называет Блаженными плачущих. Плачущих огрехах, а не о чем-нибудь житейском, плачущих всегда и обо всех грехах своих, атакже о грехах ближних. Тех плачущих, которые ищут в Нем утешения, молятся Ему,вспоминая о Его страданиях, ибо они утешатся. Видя ясно свои грехи,скорбя о них, человек бывает снисходительным к грехам других, он чужд презренияк кому бы то ни было.
С нескрываемым отвращением и холоднымпрезрением смотрели гордые самодовольные люди на грешников, жесток был суд надними, — «А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями». /отИоанна. 7.5./
UНаучитесь от Меня, — сказал Спаситель, — ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.
Кроткий человек избегает ссор и гнева,его любят родные и друзья, и таким образом он и на этой земле он находитнаграду.Но кроткие это не те, кто совершенно не гневается, — иботаковые лишены разума, — поясняет архиепископ Феофилакт, — а те, ктоимеют гнев на ближнего, но воздерживаются от ссоры.
Ибо, где зависть и сварливость, тамнеустройство и все худое. /Собор.Послание Св. Апостола Иакова, 3.16/.
UТело требует пищи и это необходимо для поддержания сили здоровья. Поэтому молитва звучит и в этом смысле: «Хлеб наш насущный дайнам на сей день». /от Матфея, 6. 11/.
Но человек создан не из одного толькотела, у него есть еще и душа и духовной пищей является правда и добро, чистыемысли, и хорошие дела. Как здоровое тело требует пищи, а больному она противна,так и душа больная не ищет правды. А живая и крепкая душа нуждается в светлом ихорошем и Господь говорит, что такие души блаженны и насытятся. Душа находитпокой в законе Божием. Ум, направленный на добро, воля и человеческоедостоинство находят правила и установки для земной жизни. Учение развиваетспособности, данные человеку Богом, а науки открывают величие мира и красотуего.
Интересно толкует Заповедь об алчущих ижаждущих правды архиепископ Болгарский Феофилакт: приобщаться ксправедливости и не делать милостыни из награбленного. А так как корыстолюбивыепредставляются живущими на земле в довольстве и сытости, то тем более праведныенасытятся здесь, ибо они располагают своим имуществом безопасно.
UБлаженны милостивые люди и будут помилованы Богом.
Ибо, если вы будете прощать людямсогрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный. – Говорит Спаситель. /Ев. Матфея, 6.14/.
Но и здесь, на земле, получаютблагодарность те, кто помогает людям и оказывает милосердие к ближнему.
Исконным христианским милосердиемсчитаются:
Дела милости телесной: голодного накормить, жаждущего напоить, одетьимеющего недостаток в необходимой и приличной одежде, находящихся в тюрьмепосещать, помогать выздоровлению больного или христианскому погребениюнеимущих; а также
дела милости духовной: подать ближнему добрый совет, предостеречь отнезамеченной им опасности, молиться о нем Богу, обратить грешника от ложногопути его, неведующего научить истине и добру, утешить печального, не воздаватьзлом за зло, от всего сердца прощать обиды.
Господь обещает за это помилование загрехи осуждения на суде Божием.
UБлаженны чистые сердцем, так как они увидят Бога.Чистота сердца – это не совсем то, что чистосердечие или искренность. Чистоесердце чуждо умышленного обмана. Грех похож на грязное пятно, которое,понемногу распространяясь по всему сердцу, заражает его и заслоняет свет.Лукавое сердце не способно видеть собственные недостатки, а если и видит, тохитрыми уверениями усыпляет совесть и заставляет ее молчать. «Добрый человекиз доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злогосокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его». /Ев.Луки, 6. 45/.
Всю жизнь необходимо сохранять чистотудуши и сердца и очищать их покаянием. Как зеркало отражает образы, только, еслионо чисто, так и увидеть Бога доступно только чистым душам.
UСпаситель говорит, что миротворцы назовутся сынамиБожьими. Так велика перед Богом заслуга тех, кто не только сами никого необижают, но и стараются примирить ссорящихся, устранить даже предлог и причинудля ссоры.
Миротворцам обещается имя сынов Божиих,поскольку своим подвигом они подобны Единородному Сыну Божьему, Пришедшему наземлю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим.
UВо всём уступая своим ближним, чтобы сохранить с нимимир и согласие, в одном только должны мы стоять твёрдо, не боясь гонений иненависти, брани и насмешек - это в вере православной и исполнении ЗаповедейХристовых.
И если этим мы навлечём на себянеприятность, то перенести это необходимо терпеливо и безропотно.
Блаженны вы, - обращается Иисус к своим апостолам, — когда будут…вас гнать и всячески неправедно злословить за Меня…
Велика ваша награда на небесах: такгнали и пророков,
Бывших прежде вас…
Вы свет мира…
Да светит свет ваш пред людьми, чтобыони видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Святой Апостол Павел свидетельствует: заТебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание.Но все сие преодолеваем силою возлюбившего нас. /к Римлянам, 8.36/.
Каким ужасным мучениям подвергалисьпервые христиане! Но ни казнь, ни самые ужасные пытки не могли убедить ихотказаться от своей веры и поклониться идолам. Жизнью и смертью своей утвердилии распространили веру первые христиане. «…Я посылаю вас, как овец средиволков». — /Ев. Матфея, 10. 16./
UПереносить гонения и поношение за Имя Христово –называется подвигом мученическим – это великое и трудное дело, поройоказывается даже страшнее смерти, — говорит архиепископ Феофилакт, — ибо многие и сами себя жизни лишили. Так и Иов, перенесший другие искушения,особенно был возмущен, когда друзья обижали его и злословили о нем.
А что кроме гонений и ненависти могобещать Иисус Христос своим последователям? Ложь восстает на правду, жестокостьи эгоизм не будут мириться с проявлением кротости и милосердия. И успокоениесвое найдут гонимые за Имя Божье – в Небесном Отечестве нашем.
Ибо это и есть любовь к Богу, чтобы мысоблюдали Заповеди Его; -— писал святой апостол Иоанн Богослов, — и ЗаповедиЕго не тяжки. /1-е Соборное Послание Св. апостола Иоанна Богослова.5;3/.
Не новую нравственность и не новый законустановила НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ. Она возвестила вступление в какой-то совершенноновый горизонт жизни, открыла новое положение вещей. Услышали люди, какой дарим дается, и при каких условиях они могут не потерять его.«И много толковбыло о Нем в народе: одни говорили, что Он добр, а другие говорили: нет, нообольщает народ». /Ев. Иоанна, 6.12/.
Продолжая Свою беседу, Спаситель объяснилиудеям, ЧТО в Учении Моисеевом отменяется Новым Законом Его. Говоря «новый»,показал ветхость первого; а ветшалое и стареющее близко к уничтожению. /Евреям,8.13/. В этой части Нагорной проповеди прослеживается противопоставлениеВетхого и Нового Заветов.
Избранное общество Ветхого Завета отличалосьтем, что заботилось о внешних своих свойствах – происхождении от Авраама,обрезании и прочем. Гордые своей праведностью иудеи в своем самомнении считалисебя стоящими ближе всех к Богу, считали себя достойными блаженства, не замечаясвоих недостатков и пороков. «Сотворите же достойный плод покаяния. И недумайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может изкамней сих воздвигнуть детей Аврааму». /от Матфея, 3.9./. Гордостьзакрывала людям врата Царства Небесного.
Членами Новозаветного общества могутстать люди, имеющие не внешние, а внутренние морально-нравственные достоинства,определяемые девятью Заповедями Блаженства, т.е. люди, стойко прошедшие черезстрадания, сохранив при этом высокие духовные свойства личности.
Сравнивая Ветхозаветный Закон в том виде,как его толковали книжники и фарисеи с Заповедями Блаженств, Христос указываетна то, что господствующей, определяющей характеристикойДевяти Заповедейявляются такие духовные качества как кротость и самоуничижение. Всем этимчертам книжники и фарисеи противопоставляют эгоизм, самовозвышение, гордыню,алчность, т.е. отрицательные черты человеческой души. «Горе вам, книжники ифарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами невходите и хотящих войти не допускаете. /от Матфея, 23.13/. Так и вы понаружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия ибеззакония». /там же, 23.28/.
Люди были поражены Нагорной Проповедью. Вней говорилось много нового о смысле жизни человека, о законах жизни и осчастье. До прихода Иисуса Христа книжники и фарисеи присвоили себеисключительное право толковать закон Божий и поясняли его народу запутанно инепонятно, в основном с точки зрения обрядности. Помимо этого они толковализакон Божий произвольно, с учетом своих выгод и корысти. Так, например, один изфарисеев, похваляясь, говорил, что может дать стиху Святого Писания тысячуразличных толкований. К народу относились с презрением, как к невежественноймассе, считая бесполезным и ненужным просвещать необразованных. «Но этотнарод невежда в законе, проклят он».- Говорили они. /от Иоанна, 7.49/.Очень часто евреи не верили своим духовным наставникам и не понимали ихобъяснений.
Иисус Христос говорил вразумительно,просто и ясно, на доступном для каждого языке, применяя для пояснения наглядныеи понятные примеры, о том, как строить свои отношения с Богом и ближними, какжить, чтобы уже здесь, на земле создать Царство Божие – Царство Света, Разума,Справедливости и Добра.
Спаситель рассказал людям, что человеческаядуша бессмертна и что краткая наша жизнь дана для того, чтобы, соблюдая законыБожии на земле, достигнуть вечного блаженства в Царстве Небесном.
Во второй части Нагорной Проповеди ИисусХристос продолжает противопоставлять Основы Новозаветной морали ВетхомуКодексу.
«Моисей сказал: кто убьёт человека,подлежит суду.
А я вам говорю, что за каждое гневноеи оскорбительное слово, напрасно сказанное, человек подлежит суду.
Моисей говорил: исполняйте клятвысвои.
А я вам говорю: не клянитесь вовсе: нинебом, потому что оно Престол Божий,
Ни землёю, потому что она подножие ногЕго,..
Ни головою твоею не клянись, потомучто не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным.
Но говорите только ДА или НЕТ, а чтосверх того, то от лукавого». /Ев.Матфея, 5.34-37/.
В этих словах новое расширенное пояснениеВетхозаветного Кодекса. Осуждается не только убийца, но и тот, кто в сердцесвоем имеет вражду, толкающую на необдуманные слова и поступки, т.е. осуждаетсячеловек несдержанный, направляемый своими отрицательными и низменнымичувствами.
Никто и никогда еще так решительно и такубежденно не отвергал давно установленные, всеми принятые и утвердившиеся всознании нравственные принципы.Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков;Не нарушить пришел я, но исполнить.
…ибо говорю вам, если праведность вашане превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в ЦарствоНебесное. /Ев. Матфея, 5. 17,20/.
Около двух тысяч лет назад, в далекойПалестине, обратившись к толпе с Нагорной речью, Иисус Христос заявил, чтонасилие ради возмездия бессмысленно, так как порождает новое насилие – и такбудет бесконечно.
В законедозволено платить злом за зло.
А я вамговорю: не мсти обижающему тебя.
У Моисеясказано: люби ближнего твоего и возненавидь врага.
А я вамговорю: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, делайте добротем, которые вас ненавидят, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.
Да будетесынами Отца вашего Небесного;
Ибо Он повелевает солнцу восходить надзлыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. /Ев. Матфея, 5. 39-45/.
Эти слова не стоит понимать как пассивноенепротивление злу. Вот как толкует эту заповедь святой апостол Павел:
Не будьпобежден злом, но побеждай зло добром.
… если врагтвой голоден, накорми его; если жаждет, напои его;
Ибо делая сие,ты соберешь ему на голову горящие уголья.
… Не мстите за себя возлюбленные, нодайте место гневу Божию. /Римлянам.12. 21, 0, 19/.
Весь Ветхозаветный декалогсконцентрировал Иисус Христос в двух заповедях, сказав, что первойнаиглавнейшей заповедью является ЛЮБОВЬ К БОГУ, а второй заповедью, подобнойпервой, является ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ.
…если вы будете любить любящих вас,какая вам награда?..
И если вы приветствуете только братьевваших, что особенного делаете?.. Не так же ли поступают язычники?
Итак будьте совершенны, как совершененОтец ваш Небесный. /Ев. Матфея. 5.46-48/.
Что-то странное, никогда не слыханное,парадоксальное услышали люди в проповеди этого бледного, изможденного человека,в глазах которого горел огонь веры.
Нокак простому человеку подражать Богу – невидимому Духу, Творцу всего мира?Зная, что любить врагов (кстати, отличительная черта христианина),человеческими силами невозможно, Спаситель говорит:
Человекам это невозможно, Богу возможно…
Пребудьте в любви моей…
Важнейшаязаповедь Христа гласила:
Да любите друг друга, как я возлюбилвас.
До самой крестной смерти Своей ивознесения Спаситель не переставал учить словом и примером. Жил в бедности итруде, терпел страдания и гонения, любил всех людей, принимал кающихсягрешников, молился за своих мучителей и убийц:
Отче! Прости им, ибо не знают, чтоделают. /Ев. Луки.23.34/.
Но неугодно Богу и наружное, лицемерноеблагочестие.
Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи!
Войдет в Царство Небесное, ноисполняющий волю Отца Моего Небесного.
Многие скажут мне в тот день«Господи»!.. И тогда я объявлю им: «Я никогда не знал вас; Отойдите от меня,делающие беззаконие. /Ев.Матфея.7.21-23/.
В ложном своем понятии о Царстве Мессииожидали себе иудеи всевозможных земных благ и преимуществ. Но не то обещаетХристос своим последователям. Он, конечно, знал, как будет встречено ЕгоУчение мира и любви, правды и милости теми, кто привык жить среди вражды, лжи,эгоизма.
…если вы, будучи злы, умеете даянияблагие давать детям вашим, то тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим уНего. /Ев. Матфея. 7. 11/.
Он знал, что люди себялюбивые, думающиетолько о своих выгодах, восстанут против Него и возненавидят Егопоследователей. Это новое нравственное Учение не изменило мир, и до наших днеймудрым предостережением всем нам звучат слова Христа:
Не давайте Святыни псам, и не бросайтежемчуга знаний ваших перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и,обратившись не растерзали вас. / Ев.Матфея.7.6./.
Другими словами – всему есть предел,наверное. Нельзя бесконечно доверять лживым, надеяться на предателей. Наивнождать, что завистники будут радоваться твоим успехам, а чёрная душа рождённогоползать и пресмыкаться раскается и поверит Богу, чтобы увидеть этот прекрасныймир с высоты птичьего полета.
По другим требованиям Новозаветной морализаповедуется: прощать обидчиков и людей согрешивших против вас. Великаяжитейская мудрость в словах тех:
Мирись с соперником твоим скорее, покаты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, … и не ввергли бытебя в темницу;
Истинно говорю тебе: ты не выйдешьоттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. /Ев. Матфея.5.25-26/.
Нельзя служить в одно и то же время двумгосподам, Богу и богатству.Несобирайте себе сокровища на земле…Нособирайте себе сокровища на Небе, где ни моль, ни ржавчина не истребляет и гдеворы… не крадут;
Ибо, где сокровище ваше, там будет исердце ваше. /Ев. Матфея. 6. 19-21/.
…не заботьтесь и не говорите: «Что наместь?» или «Что пить?» или «Во что одеться?»
…Отец ваш Небесный знает, что выимеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правдыЕго, и это приложится вам.
/Ев.Матфея.6.31-33/.
Эти слова следует понимать не какбеззаботное и бесцельное существование на земле, а как жизнь по Закону Божьему,при котором бытовые проблемы не должны тормозить духовное развитие личности.
Жалкие люди, в богатстве своем думающиетолько о том, как бы успокоить, накормить и нарядить самого себя, употребляют,таким образом, во зло все дары Божии – средства, данные им для усовершенствования и для помощи ближнему. Они отличаются от животных толькотем, что могут придумывать и произвольно выбирать, чем и как удовлетворить своижелания. Но и богатство само по себе не грех, порицается лишь алчность,жадность и порочность.
Не богатство и родовитость и не сокровищаземные помогают войти в Царство Небесное, а любовь к Богу, исполнение ЗаконовЕго, доброе отношение к ближнему. А ближними являются не только друзья иродственники, но и люди всех наций и вероисповедания.
Кто говорит: «Я люблю Бога», а братасвоего ненавидит, тот лжец; -поясняетСвятой апостол Иоанн Богослов, — ибо не любящий брата своего, котороговидит, как может любить Бога, которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь,чтобы любящий Бога любил и брата своего. /1-е Соборное Послание. 4.20/,
Учение Иисуса Христа в нравственном ифилософском смысле совершенно по чистоте и возвышенности своих идеалов ивзглядов на мир, ясно и логично по силе мыслей и убедительности аргументов.
Сказано древними: « Непрелюбодействуй».
А я говорю, что всякий, кто смотрит наженщину с вожделением… уже прелюбодействовал… в сердце своем. /Ев. Матфея. 5. 27,28/.
Святой апостол Павел поясняет эти слова,осуждая супружескую измену и разводы:
Брак у всех да будет честен и ложенепорочно; Блудников же и прелюбодеев судит Бог. /Послание к Евреям.13.4./.
Так должны мужья любить своих жен, каксвои тела:
Любящий свою жену любит самого себя. /Послание к Ефесянам.5.28/.
Вот такие философско-нравственныеориентиры излагаются в Нагорной Проповеди, где показан образ истинногохристианина, превратившего свою жизнь в великое служение Богу, являющему собойвоплощение ДОБРА, СВЕТА и РАЗУМА.
Когда раздаешь милостыню, - продолжал Спаситель, -
Не труби перед собою, как делаютлицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли люди.
Старайся, чтобы милостыня твоя былавтайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
А молясь не говорите лишнего, какязычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны.
И научил учеников своих той молитве,которую повторяют все христиане на всех языках и наречиях мира:
Отче наш, сущий на Небесах! Дасвятится Имя Твое;
Да приидет Царствие Твое; Да будетволя Твоя и на земле, как на Небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сейдень, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, ноизбавь нас от лукавого;
Ибо Твое есть Царство и Сила иСлава во веки. Аминь./Ев.Матфея.6.9-13/.
Все мы готовы осуждать другого, не видясобственных своих недостатков.
Не судите, да не судимы будете;
Ибо каким судом судите, таким и васбудут судить, — говорил Спаситель народу. Не осуждайте, и не будетеосуждены. /Ев. Луки. 6. 37/.
«Господи даруй ми зрити прегрешения ине осуждати брата моего» – звучитпокаянная молитва. Ведь только скажешь себе: «Я лучше всех. У меня все хорошо…»– и успокоишься, — на этом закончится твой прогресс и успех.
Просите, и дано будет вам; ищите инайдете; стучите, и отворят вам.Потому что без сильного и твердого желания невозможно добиться чего-тосущественного в этом мире. Ни старания родных и наставников, ни пример другихлюдей, ни молитвы святых, ни даже сама проповедь Спасителя, его страдание исмерть, не исправят человека, пока он сам того не захочет. Ибо всякийпросящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. /Ев. Матфея. 7.7-8/.
Действовать человек должен по своемусвободному выбору, потому что человеку дана свободная воля, так же как испособность отличать хорошее от плохого.
Не всякого принимайте, кто придет воимя мое, но узнавайте людей по делам их. – Серьёзное предупреждение и в наше время. – Берегитесь лжепророков…/Ев.Матфея.7.15/.
И нелегка, но вполне доступна сильная всвоей правоте истина:
Во всем, как хотите, чтобы с вамипоступали люди, так поступайте и вы с ними. /Ев. Матфея. 7. 12./.
Чтобы придерживать соблюдения правилУчения Христова, нужно, в первую очередь, проявлять терпение, смирение, добротуи милосердие.
«Царство Божие силою берется» –сказал Господь однажды.
«Тесны врата и узок путь, ведущие вжизнь, и немногие находят их», — многосил потребуется, чтобы оказаться в числе этих немногих. Нелегок путь, но великанаграда в конце этого пути.
С давних пор и до нашего времени Нагорнаяпроповедь оказывает огромное влияние на людей. Содержащиеся в ней основныеморально-этические и религиозно-философские взгляды, нормы и идеалы Новозаветного Учения вместе с Ветхозаветным декалогом стали основойхристианства.
Как философско-нравственная сердцевинахристианского вероучения, Нагорная проповедь является наиболее дискутируемойтемой у проповедников прошлого и настоящего времени, с момента её произнесенияк её содержанию не ослабевает интерес человечества на протяжении почти двадцативеков.
Как в былые времена, так и сейчасНагорная проповедь с неослабевающей силой привлекает к себе вниманиеисследователей, философов и толкователей, как из среды ученых, так и из средыучителей и отцов церкви.
Нагорную проповедь поясняли такиезнаменитые богословы как Иоанн Златоуст и Августин Блаженный, во всем мире оней написаны огромные библиотеки книг, богословские трактаты и другие труды.
В наше время существует большоеколичество толкований Нагорной проповеди (даже взаимоисключающие), особенно впротестантстве, имеющем массу различных направлений и взглядов.
Ключом к истинному пониманию Нагорнойпроповеди является учение Иисуса Христа и Слово Божие, содержащееся в Библии.
Разные пояснения Учения Иисуса Христа породилицелый ряд сект, лжеучений и систем, которые, умело фальсифицируя понятия изБиблии, искажают суть настоящего Учения.
Критерием для определения истинности припояснении Учения Иисуса Христа должны быть Библия, логика, здравый смысл иясный рассудок, и сердце, открытое для Бога. Только всесторонний, всеобъемлющийподход к Личности Христа, только объективное сравнение и тщательноеисследование Его жизнеописаний, и грамотное изучение Библии, смогут датьцелостное и многогранное представление об этом Учении.
С того самого дня и до нашего времениНагорная проповедь благотворно влияет на сознание людей, на формированиедуховного облика и религиозно-философское развитие человека, указывая путьлюдям к всестороннему совершенству. Положительно воздействует на поступки иобщественные взаимоотношения, улучшение не только отдельной личности, но имировой цивилизации, а также на политическое устройство всего общества.
Произнесенное почти две тысячи лет назадУчение Спасителя Иисуса Христа произвело сильнейшее незабываемое впечатление наслушающих Его людей.
И когда Иисус окончил слова сии, народдивился Учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий. А не как книжники ифарисеи. Когда же Он сошел с горы, за ним / в город Капернаум/, последовало множество народа. /Ев.Матфея.7.28./.
Этот подлинный факт говорит об огромноминтересе людей к словам Иисуса Христа, о признании правоты Его слов и ораспространении Его учения среди народов всего мира.
…На третий день после мученическойкончины Спасителя, на рассвете великого дня Воскресенья пронеслась среди людейвесть Ангела: «…Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее: там Егоувидите…» /Ев. Матфея. 28. 7./.
и одиннадцать учеников (исключаянесчастного Иуду Искариота) пошли в Галилею,…И увидевши Его, поклонилисьЕму;… И приблизившись Иисус сказал им:
Дана Мне всякая власть на Небе и наЗемле:
Итак идите, научите все народы, крестяих во имя Отца и Сына и Святого Духа,
Уча их соблюдать все, что я повелелвам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. /Ев. Матфея. 28. 17-20/.
>
Литература:
1. Новый Завет Господа нашего ИисусаХриста.
2. Восторгов И.И. Полн. Собр. соч. Т. 1.Проповеди 1899-1890 гг. М. 1914; М. 1995.
3. Бахметова А.Н. Земная жизнь ИисусаХриста. М. 1894; Тамбов 1991.
4. http:/www.ushakov.mifru.dol.ru
5. http:/www.vvs.online.comstar.ru