Мифология- исторически первая форма духовной культуры. Она возникает на самой раннейстадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т. е. сказаний,преданий пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы. Значительную частьмифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновениюнаиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем большоевнимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения исмерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненномпути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывание огня, изобретениеремесел, развитии земледелия, приручении домашних животных и т. д.
Миф- это первая форма духовного освоения мира, его образно-символическоевоспроизведение и объяснение Миф упорядочивает в сознании мир, превращает хаосв космос и тем самым создает возможность постижения мира как некоегоорганизованного целого, представляет его в простой и доступной форме
Интерпретацияуниверсума в мифологии антропоморфна. Универсум наделяется теми качествами, которыехарактеризуют бытие человека.
Характерныммоментом мифа является отождествление субъективной и объективной реальности.Мифологические образы наделяются субстанциальностью, понимаются как реальносуществующие. А это значит, что миф основан на таком породнении человека смиром, когда человека еще не отличает психологическое значение и смысл вещей отих объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленныесущества.
Мифологическоепостижение мира в своей основе носит не рациональный, аэмоционально-чувственный характер. Смысловыми единицами мифологическогомышления являются не понятия, а коллективные представления. Эти представленияформируются не на основе логического анализа, обобщения опыта, а по законампартиципации (сопричастности). Сопричастность представляет собойассоциативно-психологическую смысловую связь, воспринимающуюся как способвидимой обусловленности вещей.
Содержаниемифологического мышления мистично, поскольку око не отражает объективныхсвойств и отношений, а базируется на вере в свепхъестественные связи иотношения и выражает сакральные смыслы и значения, которые принимаются даннымчеловеческим сообществом (родом, племенем).
Мифобычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) исинхронический (отношение настоящего и будущего). Таким образом с помощью мифапрошлое связывалось с настоящим и будущим, и это обеспечивало духовную связьпоколений.
Впредшествующем изложении мы акцентировали внимание на этиологической функциимифа. Миф объясняет происходящее в мире Однако миф — это не первоначальнаяформа знания, а особый вид духовно-практического освоения мира, специфическоеобразно-смысловое, синкретическое представление о явлениях природы иколлективной жизни. В мифе, как наиболее ранней форме человеческой культуры, объединяютсязачатки знаний, религиозных верований, эмоциональная, нравственная иэстетическая оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить опознании, то слово здесь имеет смысл не традиционногодобывания знания, а мироощущений, чувственного сопереживания.
Вмифе образно-символическое воспроизведение и объяснение всегда выливается впредписание действий. Как отмечал известный английский этнограф Б. Малиновский,миф, как он существовал в первобытной общине, — это не история, которуюрассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнениеили художественное творчество, а практическое руководство к действиямпервобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы просто датьчеловеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенныхобщественных установок, для санкционирования определенного типа верований иповедения.
Мифыутверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали исанкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важнымистабилизаторами общественной жизни. Однако этим не исчерпываласьстабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, ч го ониустанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществоми индивидом и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческойжизни.
Мифологическоемироощущение выражается не только в повествованиях, но и в действиях (обрядах).Миф и обряд в древних культурах составляли функциональное, структурное, мировоззренческоеединство. Чаще всего миф — это рассказ, описывающий в повествовательной, олицетвореннойформе тот или иной обряд, объясняющий его происхождение и как бы обосновывающийправо исполнителей обряда его совершать.
Теснаявзаимосвязь представлений и обрядов сближает мифологию с религией. Закономерновстает вопрос: существовала ли мифология как форма культуры отдельно отрелигии? Можно ли отличать мифологию от религии? По нашему мнению, на самых раннихстадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. Ссодержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифологияи религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются религиозными, адругие мифологическими, что религиозные мифы связаны с верой всверхъестественное; в мифологических мифах такой веры нет. Религия на раннихстадиях развития не знает разделения мира на естественный и сверхъестественный.Это разделение появляется лишь на относительно высокой стадии развития религии.Разделение мира на два уровня (естественный и сверхъестественный) присуще имифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры к своиммыслительным конструкциям также неотъемлемая часть мифологического сознания. Спецификарелигии обусловливается тем, что основным элементом различия является культоваясистема, т. е. система обрядовых действий, направленных на установлениеопределенных отношений с сакральными объектами. И потому всякий миф становитсярелигиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает вкачестве ее содержательной (мировоззренческой)стороны.
Наболее поздних этапах развития общества миф отделился от обряда. Мифологияначала существовать как самостоятельная относительно независимая формаобщественного сознания. Классическим примером такого уровня развития мифологииявляется мифология древних греков, представленная в и Гомера. На базе мифологии формируется героический эпос, легенды,исторические предания, сказки. Мифологическая подпочва сохраняется и в болеепозднем . Через сказку и героический эпос смифологией оказывается связанной и художественная литература.
Мифрождается и господствует в культуре на стадии архаичного сознания. Но с развитиемрефлекторного сознания полностью не уходит со сцены не только в виде сказок илитературных произведений, но периодически воспроизводится в культуре черезсоциально мифологические конструкции. Например, немецкий нацизм возрождал ииспользовал древнегерманские языческие мифы, а также создавал разнообразныеполитические мифы.
Исследования3. Фрейда, Г. Юнга и других представителей психоаналитической культурологииобъясняют этот феномен. Они убедительно показывают, что в развитых обществах, переставбыть единственной и доминирующей формой культуры, миф не исчезает окончательно- он продолжает жить в бессознательных структурах человеческой психики в формеархетипов, древнейших культурных образцов. Человек всегда сохраняет потребностьво внерациональном породнении с миром, а это значит, что мифологическоеосвоение мира органически присуще человеческой психике и человеческой культуре
Список литературы
Мифологическийсловарь (Под ред. Мелетинского Е.М.)
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.1astrolog.ru