Реферат по предмету "Религия и мифология"


Любовь к ближнему и социальная гармония как сущность Торы

проф. Иегуда Леви
Существуетли мицва, которая воплощает сущность Торы?
Мудрецыназывают несколько заповедей, каждая из которых «равноценна всем другиммицвот, вместе взятым». Например, в талмудическом трактате Шаббатперечисляются важнейшие заповеди, а в конце упоминается «изучение Торы какравноценное всем этим заповедям, вместе взятым». Но поскольку такимстатусом обладает не одна, а целый ряд мицвот, такую «равноценность»нельзя понимать в буквальном смысле. В некоторых высказываниях мудрецов напервое место в праведной жизни по Торе однозначно ставится страх перед Б-гом,но в других случаях подчеркивается приоритет человеческих отношений. Сама темачеловеческих отношений подразделяется на ряд подтем, которые, в свою очередь,рассматриваются как основа Торы. Значит ли это, что мудрецы придерживаютсяразных взаимоисключающих мнений? Или, может быть, каждая формулировкаохватывает лишь какой-то один аспект более общего принципа? Поскольку нашатрадиция учит, что Для более глубокого понимания Торы необходимо уменьшитьразногласия, попытаемся использовать этот метод для ответа на поставленныйвопрос.
Вначалепопытаемся уяснить важность заповедей, определяющих взаимоотношения человека сего ближним. Начнем с двух из множества случаев, в которых мудрецы отдаютприоритет доброте и любви к ближнему.
Любовь к ближнему и доброта
Когдачеловек, пожелавший перейти в иудаизм, попросил мудреца Гилеля научить его всейТоре, пока он будет стоять на одной ноге, Гилель ответил ему ссылкой назаповедь, повелевающую любить ближнего, как самого себя: «Не делай другомутого, что ненавистно тебе, в этом вся Тора. Остальное — комментарии»(Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат). Аналогичное поучение мы находим вИерусалимском Талмуде (трактат Бейца): «Сказал рабби Акива: 'Люби своегоближнего, как самого себя — это важнейший принцип Торы».
Добротапредставляет собой самое яркое выражение любви к людям.
Говорилимудрецы (трактат Сота): «Тора начинается и заканчиваетсямилосердием». Заповедь Торы следовать путями Б-га означает совершатьдобрые дела: «Как Он одевает нагих, так и ты одевай»; «Будь какОн. Как Он милосерден и жалостлив, так и ты будь милосердным ижалостливым».
Самфундамент нашего народа покоится на милосердии. Желая привлечь людей к служениюБ-гу, Аврагам делал добро тем «душам, которые он приобрел». Внешнеего поступки напоминают те методы воздействия на людей, которыми пользуютсясегодняшние миссионеры (легавдиль), но при более глубоком анализе выясняется,что между ними нет ничего общего. Аврагам руководствовался исключительнолюбовью к ближнему, как того требовал Всевышний. Сказал пророк Йермиягу:«Но хвалящийся пусть похвалится лишь тем, что он разумеет и знает (т.е.любит) Меня, что Я — Г-сподь, творящий милосердие, правосудие и справедливостьна земле, ибо лишь это желанно Мне».
Отсюдаясно, почему сострадание и милосердие — это те самые черты, которые мы чащевсего проявляем, следуя путями Б-га и путями Аврагама У Б-га много качеств:«Печать Его — правда»; «Б-г — воин»; «Г-сподь — Б-гревнивый и мстящий» и т.д. Но Его самое отличительное качество — этомилосердие. Вот почему даже самые строгие заповеди временно отменяются радисовершения высшего акта доброты и милосердия — погребения умершего, о которомбольше некому позаботиться (мет-мицва).
Ещеодин пример. Народ, который Б-г избрал среди всех других народов, чтобыпредставлять Его на земле, отличается «состраданием, смирением имилосердием». Эти качества настолько типичны для еврея, что рекомендуетсядаже воздержаться от брака с человеком, лишенным их, поскольку есть основаниясомневаться в его еврейском происхождении. Нам запрещено также родниться спредставителями двух древних народов — Амона и Моава — лишь потому, что этинароды отказались дать хлеб и воду вышедшим из пустыне евреям, проявив темсамым бессердечие.
Каксказано в трактате Авот, весь мир покоится на милосердии. «Свет милостьюустроен», — подтверждает псалмопевец.
Отмечаяважность благотворительности, Рамбам пишет, что «мы должны с большимвниманием относиться к мицве благотворительности, чем к любой другойповелевающей заповеди… трон Израиля покоится и истинный закон установлентолько на благотворительности… еврейский народ будет спасен только черезблагие дела». В заключение приведем слова раввина Иерухама Лебовица,одного из ведущих деятелей духовно-этического движения «Мусар». Онписал: 'У Торы много отделений… но ее становой хребет, к которому тянутся всенити, это милосердие. Желание делать людям добро составляет основу нашей святойТоры; милосердие — это средоточие всего".
Честность и порядочность
Желаяобобщить 613 заповедей Торы, пророки выдели из них вначале одиннадцать, затемсвели их к шести заповедям, представляющим сущность всех 613 мицвот, и т.д.Практически все выделенные заповеди касались взаимоотношений между людьми.Наконец, пророк Хавакук свел их к одной единственной заповеди: «Праведникверой своей жить будет» (в смысле надежностью и честностью). Таков главныйсмысл заповедей Торы. Аналогичная идея высказана в мидраше: «Тот, кточестно (беэмуна) ведет дела, и его компаньоны довольны им, считаетсявыполнившим всю Тору». Обычно так говорят о человеке, выполняющем важнейшийиз всех запретов — запрет идолопоклонства. В подтверждение этой мысли можнодобавить, что когда человек попадает в Мир грядущий, его в первую очередьспрашивают: «Был ли ты честен в своих деловых отношениях?» и лишьпотом интересуются: «Отводил ли ты время для изучения Торы?» Инаоборот: «В мире, наполненном грехами, какой из грехов главныйобвинитель? — Это грабеж».
Социальная гармония
Рассмотрим,наконец, значение мира (шалом) между людьми, который «перевешивает всеостальное». Даже столь элементарная и прозаическая вещь, как взаимноеприветствие, составляющее основу добрых межчеловеческих отношений, имеет стольважное значение в глазах мудрецов, что они даже разрешили прерывать чтение«Шма», чтобы поздороваться со знакомым. Правда, во многих других случаяхтакое прерывание не допускается, 1 например, при произнесении«Барух у уварух шмо» в молитве «Шмоне эсре». Перечисляякачества, которыми должен обладать судья, Моше рабейну сказал также, что«они должны быть едуим — известны, приятны другим людям».
Крометого, мир — это единственный сосуд, в котором держится благословение. Без неговсякое благословение, даже самое красивое, рассыпается в прах и пропадает, в товремя как мир «вмещает в себя все благословения». Вот почемублагословение когэнов, потомков первосвященников, и сама молитва «Шмонеэсре» завершаются мольбой о мире. Самое удивительное, что, обсуждаяпостановления раввинов, принятые «ради мира», Гемара подводит итог:«Вся Тора существует ради мира, как сказано: 'Пути ее — пути приятные, ивсе стези ее — мир'» (Мишлей, 3:17). Даже если такой вывод кажетсянесколько преувеличенным, он, тем не менее, убеждает нас, что в некоторомсмысле мудрецы считали все другие заповеди Торы лишь дополнением к социальнойгармонии; другими словами, единственная цель этих заповедей состояла всохранении и укреплении мира. Магарша (рабби Шмуэль-Элиэзер бен Иегуда Га-Леви,Эдельс, 1555-1631, Польша) перечисляет образцы раввинистических постановлений,смысл которых понятен лишь с позиции мудрецов, что мир — основа всей Торы.
Здесьнеобходимы пояснения. С одной стороны, мы видим, что суть Торы — это честность;с другой стороны, выясняется, что любовь к ближнему и есть «всяТора», но в то же время вся Тора существует ради мира.
Еслимирные отношения между людьми и образование сплоченного общества действительносоставляют высшую цель жизни, которую наметила Тора, и это то главное, чегохочет добиться Б-г в нашем материальном мире, то с этих же позиций можноразъяснить и то гигантское значение, которое мудрецы придают любви к ближнему ичестности. Мира можно достигнуть только честностью и порядочностью, с однойстороны, и любовью к ближнему, благотворительностью и милосердием — с другой.Из поучений наших мудрецов мы знаем, что справедливость и честность — важнейшиекомпоненты общественной жизни: «На трех вещах покоится мир: насправедливости, на правде и на мире. Эти три вещи составляют одно целое: когдасправедливость побеждает, то вместе с ней побеждает и правда, а такжемир». Отсюда мы видим, что правда, истина — она же честность (слово эмет,правда, представляет собой сокращенное написание эмуна, честность) — этоусловие мира. Известен также талмудический афоризм: «Там гдесправедливость, там и мир». С другой стороны, мы знаем, что милосердие иблаготворительность формируют главные элементы социальной гармонии, ибоговорили мудрецы, что благотворительность приносит мир: «Умножаешь милость- умножаешь мир» (Иешаягу, 32:17). Эта концепция выражена также в законахоб Амоне и Моаве. Поскольку эти народы отказались проявить милость, нам былозаповедано «Не желай им мира… вовеки» (Дварим, 23:7): мера за меру.Таким образом, честность и благотворительность составляют основу мира.
Цель Творения
Намеще предстоит, однако, понять, каким образом мир стал целью всей Торы. У еврея,хранящего верность Торе, сама мысль о том, что мир является высшей цельюиудаизма, может вызвать инстинктивное недоверие, особенно теперь, когда такназываемый реформистско-либеральный иудаизм провозгласил мир важнейшейценностью. Поэтому от нас требуется повышенная осторожность, чтобы не сбиться спути Торы влево или вправо.
Давайтеисследуем источник этой концепции, и тогда мы убедимся, что она гораздо глубже,чем кажется на первый взгляд. Кажущееся преувеличение станет вполнеобоснованным, как только мы поймем, что в достижении мира заключена истиннаяцель сотворения человека по образу Б-га. Указание на это мы находим вкомментариях к одному важному талмудическому отрывку, в котором сказано, чтосоциальная гармония была целью сотворения человека. Рассмотрим это подробнее.
Ранееприводилось высказывание рабби Акивы «Люби своего ближнего, как самогосебя — это важнейший принцип Торы». Гемара продолжает: «СказалБен-Азай: 'Вот родословная книга человека' — еще более важный принцип». Напервый взгляд, слова Бен-Азайи лишены смысла. Разве может выражение «Вотродословная книга человека» быть принципом? И как этот «принцип»согласуется с девизом «Люби своего ближнего, как самого себя»?
Вкомментарии «Цион ве-Йерушалаим» нам разъясняют, что Бен-Азай имел ввиду всю фразу из книги «Берешит» (5:1,2), у которой такоепродолжение: "… когда Г-сподь сотворил человека, по образу Г-спода Он егосоздал. Мужчину и женщину сотворил их".
Бен-Азайхотел объяснить, почему здесь дважды употребляется слово Элоким (Г-сподь).Элоким имеет конструкцию множественного числа, которая отражает множество сил иявлений; но все они происходят из абсолютного единства Б-га. Б-г создалчеловека по Своему образу или, другими словами, «во множестве, которое (посуществу) едино». Это множество основано на сотворении человека в видепары — мужчина и женщина; Б-г создал человека таким образом, чтобы он могразмножаться. Однако такое множество остается «единым». Всевышнийхочет, чтобы множество было лишь внешним, а по существу сохраняло единство, ибосам Г-сподь (Элоким) Един.
Такоеобъяснение позволяет сделать вывод, что образ Б-га — это, по существу, единствообщества, достигнутое множеством людей. Таково истинное значение фразы"'Вот родословная книга человека' — он будет един, что означает: междуними установятся любовь и братство". Теперь нам ясно, почему принципБен-Азайи выше принципа рабби Акивы. В первом охвачено все человечество, в товремя как рабби Акива имел в виду только еврейский народ.
Концепцияединства человечества как цель Творения упоминается также в трудах Магарала(рабби Иегуда Лива бен Бецалель из Праги, умер 1609). Он объясняет, почему ниодно живое существо не является самодостаточным, а должно получать помощь отдругих существ. «Поскольку все творения связаны между собой, ибо они немогут обойтись друг без друга,… то и мир един. Отсюда мы видим, что Тот, Ктосоздал их, тоже Един». Того же мнения придерживался и рабби Шимшон РафаэльГирш (1808-1888, Германия). Взаимозависимость всех живых существ, писал он,раскрывает цель Творения, суть которой — взаимная любовь..
Итак,главная мысль ясна. Цель Творения состоит в единении мира, в целом, и людей, вчастности, через братство и любовь. Это единство и есть образ Б-га,персонифицированный в человеке. Поскольку Тора дана, чтобы наставлять нас вэтом мире, ее главная цель — научить милосердию и миру, которые, как говорилмудрец Гилель, есть «вся Тора, а остальное — комментарии». Отсюда мывидим, что в афоризме мудрецов «Вся Тора дана ради мира» нет ничегоэкстремистского. Легко понять также, почему Шалом (мир) составляет одно из именБ-га. Таким образом, когда Аврагам хотел привести своих современников к знаниюБ-га, научить их, что «у 'дворца' есть хозяин», его главныминструментом в достижении этой цели было милосердие; само средство оказалосьцелью — познание Б-га.
Спомощью этого принципа мы можем объяснить еще одно наставление наших мудрецов,которое на первый взгляд кажется преувеличением: «Даже если евреипоклоняются идолам, но между ними царит мир, сказал Б-г, Я как будто невластвую над ними (чтобы их наказать), потому что мир в их среде». Хотя Он«Б-г ревнивый и мстящий», излишние раздоры и конфликты между людьмиболее ненавистны Ему, чем даже идолопоклонство, подрывающее саму веру в Творца.
Теперьнам понятно также, почему голос Б-га обращался к Моше из пространства междудвумя херувами поверх Ковчега завета, находившегося в Шатре откровения. Херувы«обнимали друг друга, как обнимаются мужчина и женщина», символизируялюбовь между мужем и женой. Только эта любовная связь между людьми позволяет донестиголос Б-га до человека, как пишет Рамбан: «Если ты понимаешь тайнухерувимов, голос, исходящий из пространства между ними, то поймешь и слованаших мудрецов: 'Когда человек соединяется со своей женой в святости, междуними появляется Б-жественное присутствие'». Использование любви мужа ижены в качестве прообраза любви к ближнему вполне соответствует концепции миракак цели Творения. Любовь и братство привлекают на землю Б-жественноеприсутствие; только они могут установить связь между Б-гом и человеком. Исходяиз вышеуказанного комментария Бен-Азая на фразу «Вот родословная книгачеловека...», можно сказать, что любовь — это реализация Б-жественногообраза в человеке.
Зная,что любовь и чувство партнерства между людьми составляют цель Творения и главнуюформу служения Б-гу, мы можем теперь объяснить, почему Б-г наказывает за грабежсуровее, чем за другие прегрешения. Хотя «поколение Потопа нарушало всезаконы, приговор им был вынесен только за грабеж». В определенном смыслеграбеж равнозначен также идолопоклонству, прелюбодеянию и кровопролитию.Известно, что «Иехезкель перечислил двадцать четыре греха и завершилсписок именно грабежом». Странно, однако, — ведь Галаха не считает грабежтаким уж серьезным преступлением; земной суд вообще не наказывает за грабеж, алишь обязывает вернуть награбленное. Почему же Б-г так строго судит общество,которое впадает в грех грабежа?
Чтобыответить на этот вопрос, надо знать, что грабеж представляет собой наиболееагрессивную форму индивидуализма, который, в свою очередь, кардинальнопротиворечит идее единства, составляющей цель Торы. Хотя в частном восприятииграбеж ничем не хуже любого другого преступления, на общественном уровне оннаносит самый тяжелый удар по чувствам единства и гармонии, воплощающим образБ-га.
Любовь к ближнему как часть любви к Б-гу
Впредыдущей лекции мы выяснили, что мицвот, относящиеся к человеческимотношениям, занимают центральное место в Торе и что Б-г хочет, чтобы люди были«едины», как Един Он. Теперь остается выяснить, насколько это положениесовместимо с другим принципом иудаизма, согласно которому любовь к Б-гу и страхперед Б-гом составляют фундамент всей Торы.
Вина Сдома
Преждечем ответить на этот вопрос, обратимся к истории города Сдома, оценка которойво многом определит наши выводы. Исходя из положения, что единение людей черезмилосердие является целью творения, можно объяснить ряд загадок, заключенных вистории Сдома, который погубили тяжелейшие грехи его жителей. Что же это загрехи? Пророк Иехезкель (16:49) разъясняет: «Вот в чем было беззакониесестры твоей, Сдом: гордость, пресыщение хлебом… но руки бедного и нищего онане поддерживала».
Итак,главный грех Сдома состоял в том, что его жители не проявляли милосердия. Напервый взгляд странное обвинение. Ведь милосердие и благотворительность невходят в число семи законов Ноаха, возложенных Торой на неевреев. Так почему женарод Сдома был так сурово наказан за отказ делать то, что ему не былозаповедано? Трудно также понять рассказы наших мудрецов о жителях Сдома, вкоторых отражено их безмерно жестокое обращение с теми, кто совершал добрыепоступки. Нет ничего удивительного в том, что сдомцы отказывались помогатьнуждающимся; в конце концов, в мире всегда хватало скряг. Но почему онинаказывали милосердных людей, да еще так жестоко? Может быть, они былисумасшедшими?
Ещеодна проблема. Почему Аврагам не пожелал принять от царя Сдома щедрую плату ввиде всех сокровищ города за оказанную ему военную помощь? Сказал Аврам:"… от нитки до ремня на обуви,… из всего, что у тебя, не возьму я,дабы ты не сказал: я обогатил Аврама" (Берешит, 14:23).
Сейотказ Аврагама нельзя объяснить тем, что он принципиально отвергал подарки.Ведь незадолго до описанного эпизода он получил у фараона щедрые дары:"… овцы, скот, ослы, рабы, рабыни, ослицы и верблюды" (Берешит,12:16). Более того, у Аврагама было куда больше оснований принять от царя Сдомаплату за ценные услуги, нежели дары фараона, который пытался материальнокомпенсировать свою ошибку, когда принял Сару за сестру Аврагама. И еще этазагадочная фраза Аврагама: «Дабы ты не сказал: я обогатил Аврама».Почему его так заботила возможная реакция содомского царя?
Навсе эти вопросы можно ответить, опираясь на ранее сформулированнуюидеологическую концепцию. Доброта, милосердие воплощают собой главную цельсотворения человека по образу Б-га; они составляют нравственное наследие всегочеловечества. Поэтому не было нужды формулировать этот принцип в виде заповедидля сыновей Ноаха; ведь значение милосердия и так очевидно любому беспристрастномунаблюдателю. Подрывая концепцию милосердия, жители Сдома замахнулись на основусуществования человека и его Б-жественный образ. Поэтому они заслужили своюгибель.
Скореевсего, жители Сдома принципиально отвергали образ Б-га. Иначе они непреследовали бы тех, кто проявлял милосердие. В чем состояла их идеология? Онивидели главную задачу человека не в стремлении к миру и любви к другим людям, ав развитии и совершенствовании его индивидуальности. По их мнению, меройсовершенства является сила и власть индивидуума, а главным средствомчеловеческого прогресса — конкурентная борьба. Помощь слабым и несчастнымподрывает этот прогресс. Вот почему милосердие и благотворительность,призванные обеспечивать существование слабых, рассматривались жителями Сдома каксамый тяжкий из грехов. Они предпочитали конкуренцию, не понимая, что такаяжизненная концепция неизбежно приведет к социальным конфликтам и к обострениюборьбы за существование.
Аврагамкатегорически отвергал идеологию Сдома. Он видел ключ к человеческомусовершенству в совершенно иных ценностях — в братстве и единстве, причемскрепляющим цементом и основным средством достижения этого единства должностать милосердие.
Теперьнам понятны слова Аврагама. Царь Сдома наверняка хотел возразить ему, что, хотявнешне образ действий Аврагама привлекателен для окружающих, в конечном итогеон обречен на неудачу, поскольку ослабляет людей, подрывает их волю. Вот почемуАврагам стремился доказать, что именно любовь и милосердие лежат в основемироздания. Только эти качества могут обеспечить успех, в том числе вматериальной сфере. Если бы Аврагам взял что-нибудь у царя Сдома, тот мог бысказать: «Да, ты добился успеха, но твой успех стал результатом моегобогатства, которое я даровал тебе. Я скопил это богатство моими собственнымиметодами, не совместимыми с добротой и милосердием. Если бы ты целикомполагался на свои методы, то не преуспел бы». Именно поэтому Аврагам счелнужным подчеркнуть: «Дабы ты не сказал: я обогатил Аврама», имея ввиду, что царь Сдома хотел «подорвать» его шкалу ценности своимищедрыми дарами.
Теперьвернемся к вопросу, поднятому в предыдущей лекции — к зависимости между любовьюк Б-гу и любовью к ближнему.
Любовь к Б-гу и любовь к человеку
Наосновании всего вышесказанного нам трудно понять прямое и категоричноетребование Торы: «Люби Б-га, Г-спода твоего, всем сердцем своим»(Дварим, 6:5).
Ведьесли мы должны любить Б-га всем сердцем, то в нем не останется места для любвик ближнему.
Крометого, в начале талмудического трактата Пеа мишна упоминает «помощьближнему и примирение поссорившихся людей» в числе «добрых дел, плодыкоторых человек пожинает в этом мире, но заслуга его сохраняется и для мирагрядущего». В конце этого перечня сказано: «и изучение Торы,равноценное всем этим заповедям, вместе взятым». Если изучение Торыэквивалентно всем остальным добрым делам, значит, именно оно занимаетцентральное место в иудаизме, а не различные формы милосердия. К такому жевыводу нас подводит и другая мишна: «На трех основаниях стоит мир: наТоре, на служении Б-гу и на милосердии» (трактат Авот, 1:2). Тора ислужение Б-гу упомянуты здесь перед милосердием как основы мироздания.
Чтобыразрешить эту загадку, надо уяснить себе, что милосердие соотносится сизучением Торы по принципу: «последнее в делах — первое в мыслях».Ход действий часто ведет от вторичных средств к главной цели, и последнеедействие в общей цепи раскрывает ту самую цель, которая с самого началаоживляла весь процесс действий. Другими словами, милосердие можно считатьизначальной целью, хотя она достигается только в конце  цепи  действий,  начало  которой   положило   изучение Торы.
Именнов таком духе объясняет мишну Рамбам. Он пишет, что без изучения Торы мы небудем знать, как правильно совершать добрые дела и как правильно служить Б-гу.Иначе наше благодеяние может принести не пользу, а вред. Мы уподобимся тойматери, чей ребенок упал, сильно ударившись головой. Охваченная любовью ижалостью к ребенку, она поднимает его и начинает ласкать, хотя ребенка следуетуложить, чтобы до прихода врача он находился в горизонтальном положении. Врачлучше знает, как можно передвигать пострадавшего, не рискуя усугубить егосостояние. То же самое происходит и с нами: не обладая знаниями Торы, мыпричиним вред ближнему, искренне пытаясь ему помочь. От наших действий будутстрадать окружающие, и мы даже не сможем понять, кто жертва, а ктопреследователь. Хазон Иш писал, что именно так случается с людьми, которыевкладывают много усилий в совершенствование своего характера и приобретениехороших личных качеств, но пренебрегают изучением Торы. Отсюда мы видим:правильный подход к милосердию можно выработать только путем изучения Торы; иэто значит, что учение предпочтительнее действий.
Другимисловами, Тору можно сравнить с корнем древа жизни, служение Б-гу — со стволомэтого древа, а добрые дела — с плодами, каковые, собственно, и являются цельювсего процесса роста и развития древа. Эта мысль звучит также в комментариимудрецов на первое благословение в молитве «Амида»: «БлагословенТы, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, Б-г Аврагама, Б-г Ицхака и Б-гЯакова...». Ссылаясь на текст Пятикнижия, они говорят, что в этомблагословении мы отмечаем Аврагама как оплот милосердия («милосердиеАврагама»), Ицхака -как оплот служения Б-гу («ты непорочнаяжертва»), Яакова — как оплот Торы («цельный человек, жительшатров»). Еврейскому народу необходимы все эти три оплота. Талмудпродолжает: 'Ты можешь подумать, что благословение должно завершиться всемитремя праотцами. (Но) Тора учит нас: 'и ты (Аврагам) будешь благословением'.Поэтому мы заключаем с тобой, а не со всеми". (Первое благословение«Амиды» завершается словами «щит Аврагама».) Это значит,что в конце дней самым важным оплотом станет Аврагам, его милосердие.
Любовь к Б-гу — основа любви к ближнему
Талюбовь к ближнему, которую мы обсуждали, это не просто естественная любовь. Онаопирается на убежденность, что мы все партнеры в служении Б-гу. В сердцекаждого из нас уживаются одновременно любовь и ненависть. Эти чувства — всеголишь «сырье», которое мы обрабатываем, используя в служении Творцу ипревращая в любовь к ближнему и ненависть к злу. Естественные склонностиследует не подавлять, а постигать, направляя в русло праведности. Тогда любовьк ближнему как раз и станет частью любви к Б-гу. Она не мешает этой любви и неотвлекает от нее, а просто вливается в любовь к Б-гу -"… всем сердцемсвоим".
Ивсе-таки, Б-гослужение стоит на первом месте, а милосердие находится вподчинении у него и становится его частью. Любовь к ближнему, построенная наодних только естественных импульсах, неизбежно будет зыбкой, неустойчивой,целиком зависящей от индивидуальных капризов. Другая крайность: иногда братскаялюбовь, предписанная законом, бывает начисто лишена чувства милосердия. Ниноситель такой любви, ни ее объект не чувствуют самого духа милосердия, и междуними не возникает необходимый эмоциональный контакт. Яркий образец такойущербности дает коммунистическая система. В бывшем Советском Союзе милосердие иотзывчивость были возведены в ранг общегосударственной задачи, однако в личнойсфере всякое стремление к доброте и бескорыстной помощи увядало на корню. Привласти Сталина жестокость государства достигла беспрецедентных масштабов:власти убивали десятки миллионов людей, морили их голодом; и все это «воимя человека, для блага человека». Такое явление тем более удивительно,что сама идея коммунизма построена на любви к ближнему! Отсюда следует, чтоподлинное милосердие, позволяющее формировать образцовое общество, должносочетаться с благоговением к Б-гу.
Такаяже мысль звучит в высказывании Рамбама, хотя он подходит к этому вопросу с инойстороны: 'Тора стремится к выполнению двойной задачи: исцелить душу и исцелитьтело". Лечение души означает приобретение истинных знаний — «почитатьБ-га, нашего Б-га», а лечение тела — это формирование правильных отношениймежду людьми, что является предварительным условием для «исцелениядуши». То есть, назначение мицвот в том и состоит, чтобы выработать любовьк Б-гу путем совершенствования отношений между человеком и его ближним.
Любовь к ближнему без любви к Б-гу
Сказанноевыше вовсе не отрицает важные достоинства любви к ближнему и миру, даже еслитакая любовь не опирается на страх перед Б-гом. По этому поводу мудрецы учатнас, что поколение потопа, взбунтовавшееся против Б-га, не было истреблено вэтом мире лишь в заслугу дружеского отношения между людьми и их взаимной любви.Да, они не удостоились доли в Мире грядущем, но получили время для покаяния.Отсюда следует очень важный вывод. Даже если мир между людьми покоится нашатком основании, он, по крайней мере, дает отсрочку приговора, позволяетисправиться.
Вдругом месте Талмуд сообщает, что, хотя поколение царя Давида состояло целикомиз праведников, в их среде были доносчики, и поэтому многие погибли в войнах. Сдругой стороны, поколение царя Ахава, хотя и поклонялось идолам, побеждалосвоих врагов, потому что в нем не было доносчиков. Опять мы видим, что любовь кближнему перевешивает даже самые тяжкие грехи против Б-га.
Отсюдаследует, что взаимная забота людей друг о друге высоко ценится даже в техслучаях, когда сопровождается серьезными нарушениями в отношениях междучеловеком и Б-гом. Обратная зависимость не действует: если скрупулезноеисполнение мицвот, касающихся взаимоотношений человека и Б-га, происходит нафоне пренебрежения к заповедям в области межличностных отношений, то первые несчитаются исполненными. Говорили мудрецы: «Тот, кто украл меру пшеницы,мелет ее, месит ее, печет ее и отделяет халу от нее, — как он сможет произнестиблагословение?! Это не благословение, а богохульство. Об этом сказано: 'Жадныйчеловек, произносящий благословение, на самом деле бого-хульствует1».В том же духе звучит предостережение пророка Ишаягу (61:8): «Ибо Я,Г-сподь, люблю правосудие и ненавижу грабеж (даже) в жертве всесожжения».
Отсюдавывод: если вор тщательно исполняет заповеди, то это не мицва, а богохульство.Короче, межличностные заповеди составляют основу Торы, опережая по значениюмицвот, относящиеся к Б-гу. Рамбам опирается на тот же принцип, когда пишет,что запрет воровства строже, чем запрет не есть плоды орла (первых трех летплодоношения деревьев в Эрец-Исраэль).
Отсюдаясно также, почему в определенных случаях разрешается есть пишу сомнительнойкашерности: «ради поддержания мира». В самом деле, наскольколицемерно чрезмерное благочестие в ущерб чувствам или удобствам других людей, икак нелепо выглядит человек, ревностно оберегающий менее важное за счет болееважного. Основатель движения «Мусар» рабби Исраэль Липкин из Салантапреподал наглядный урок правильного поведения в такого рода спорных случаях.Однажды при ритуальном омовении рук он очень экономно расходовал воду, хотяТалмуд рекомендует выливать на руки много воды. Оказалось, что служанке былотяжело носить ведра от колодца, находившегося у подножия горы, и рав Липкинрешил облегчить ей работу.
Нов то же время исполнение межличностных мицвот в отрыве от заповедей,относящихся к Б-гу, тоже нельзя считать полноценным. После инцидента сналожницей из Гивъа, в котором оказалось замешано колено Биньямина, другиеколена провели карательную военную акцию, и это был достойный поступок, честныйи искренний: евреи стремились искоренить зло из своей среды. Но когда они невыступили против идола Михи, выяснилось, что тот первый протест не былмотивирован одними лишь чистыми побуждениями, страхом перед Небом. Мудрецыпоясняют. «Вот почему те люди (участвовавшие в инциденте) с наложницей изГивъа были наказаны (смертью 40 тысяч из их числа). Сказал им Б-г 'Не за Моючесть вы протестовали, а за честь плоти и крови вы протестовали'».Очевидно, что когда идешь воевать ради любви к ближнему, твои побуждения должныбыть особенно чисты.
Намостается разобрать кажущееся противоречие между утверждением мудрецов, что Б-гщадит идолопоклонников даже на войне, если между ними царит согласие, ипоследующим выводом, что мир между людьми является абсолютной Б-жественнойволей лишь в том случае, если он опирается на любовь к Б-гу. Первое положениеотносится к таким идолопоклонникам, которые, несмотря на приверженность чужомукульту продолжают любить Б-га и Его Тору. Речь идет, в частности, об Ахаве. Онбыл убежденным идолопоклонником, но при этом чтил Тору до такой степени, чторади спасения страны готов был отдать все, кроме Торы, «света очейсвоих». Он даже содержал мудрецов Торы за свой личный счет. В том, чтоименно такие идолопоклонники заслуживают снисхождения, нас лишний раз убеждаютслова, сказанные об Ахаве: «Его люди вышли на войну и одержали победублагодаря взаимной любви и несмотря на идолопоклонство». Никто другой неудостаивался такой оценки.
Подведемитоги. Мы убедились, что отличительная черта иудаизма — это мир, а такжемилосердие и порядочность. Мы видели также почему именно эти качества воплощаютцель творения, особенно создание человека по образу Б-га. Значение этогоБ-жественного образа состоит во «множественности, которая есть полноеединство». Мы узнали, почему изучение Торы и любовь к Б-гу стоят вышелюбви к людям и милосердия: последние два качества, хотя и воплощают цельтворения, не являются конечными целями; они приобретают высшую ценность инужную форму только благодаря изучению Торы и любви к Б-гу, которые, в своюочередь, обладают уникальным качеством: они преобразуют любовь к человечеству,согласие и милосердие в эффективные средства для преобразования мира под властьюТворца.
Всякаяпопытка установить систему моральных норм, лишенную Торы и служения Б-гу,обречена на неудачу, ибо она опирается на зыбкую почву преходящих инеустойчивых эмоций, подвластных эгоистическим и порой низменным побуждениям.Поэтому такая система изначально лишена стабильности. В конечном счете,морально-этическая система, построенная на столь сомнительном фундаменте,неизбежно приведет к сталинистской модели общества.
Лишьтем, чьи сокровенные побуждения не ограничиваются только чистым милосердием,служение Б-гу может подарить истинно братскую любовь и подлинный мир во всем ихвеликолепии и славе.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.judaicaru.org/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Подготовка и назначение следователем военных следственных органов судебной ольфакторной экспертизы при расследовании преступлений
Реферат 11. Государственный долг Российской Федерации, расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации Основные выводы подраздела
Реферат Лечение хронических заболеваний органов пищеварения, ассоциированных с Helicobacter Pylori - инфекцией у детей
Реферат "Уставный капитал общества равен 240. 000 (Четыре миллиона двести сорок тысяч) рублей"
Реферат Рецензия на ток-шоу "Пусть говорят" с Андреем Малаховым
Реферат Анализ рынка стиральных машин по г.Пскову
Реферат Слесарные механические демонтажно-монтажные работы
Реферат Василий Васильевич Кандинский
Реферат Лечение острого и хронического гломерулонефритов
Реферат Определение затрат на изготовление и технический ремонт вторичного вала
Реферат «Актуальные вопросы германской филологии и методики преподавания иностранных языков»
Реферат Актуальные проблемы безопасности пациентов старших возрастов при спинальной анестезии местными анестетиками 14. 00. 37 Анестезиология и реаниматология
Реферат Етнографічний район Карпат
Реферат Перамога Кастрычніцкай рэвалюцыі і шляхі фарміравання беларускай дзяржаўнасці
Реферат Лечение и профилактика нейропатий, ангиопатий, нарушений половой функции