Реферат по предмету "Религия и мифология"


Каин и Авель

Курсовая работа
«Каин и Авель»

Содержание
Введение
1. Библия
1.1 Ветхий завет и Новый завет
1.2 Прародители: Адам и Ева
2. Каин и Авель
2.1 Каин
2.2 Авель
3 Грехопадение Каина
Заключение
Список литературы
Введение
Любое зарождение жизни на земле происходит по воле Божьей. Настоящейдоброй христианской жизнью может жить только тот человек, который верит вХриста, живет этой верой и добрыми делами исполняет Божью волю.
Данная курсовая работа была написана по Ветхому Завету.
Ве́тхий Заве́т — первая, древнейшая из двух, частьхристианской, древнее еврейское Священное Писание («Еврейская Библия»),общий священный текст иудаизма и христианства. традиция относит его написание кXV-IV вв. до н.э., но современная критика считает, что первые источники ВетхогоЗавета были написаны не ранее IX-VIII вв. до н.э. Слово «завет», наязыке Священного Писания означает постановление, условие, закон, на которомсходятся две договаривающиеся стороны, а отсюда уже — сам этот договор илисоюз, а также и те внешние знаки, которые служили его удостоверением и как быпечатью. А так как священные книги, в которых описывался этот завет или союзБога с человеком, являются средством его удостоверения и закрепления в народнойпамяти, то на них весьма рано было перенесено также и название «завета».
Цель курсовой работы выявить причины грехопаденийчеловечества на примере бытия «Каин и Авель».
Ветхий Завет — прежде всего это история спасениячеловечества от греха до пришествия Искупителя — Иисуса Христа, Сына Божьего,совершившего обещанное Адаму спасение.
Ветхий Завет расписан на Бытия. Бытие включает в себяисторию мира от сотворения до Израиля — народа, избранного Богом быть Егопредставителями и священниками в мире, свидетельствовать о Нем и распространятьсреди прочих народов весть о спасении от грехов через грядущего Мессию.
1. Библия
Уникальность Библии наводит на мысли проповедников всехвремен. Библию печатали намного больше количеством, нежели другие книги, ее переводилина все языки мира и жгли многократно. Книги, входящие в Библию, были написаны сXIII в. до н.э. по II в. н.э. Авторы этих книг люди, абсолютно разные посоциальному положению и мировоззрению. В Библии есть книги высказывания илиописания, которых противоречат друг другу. Но при этом Библия совершенно единав главной своей идее, проходящей по всей священной Книге от начала и до конца. Идеяэта — спасение человечества от грехопадения, страданий и духовной смерти. Библиюможно назвать книгой о Христе. Православие называет Христа Богочеловеком и современ IV Вселенского Собора определяет, что две природы во Христе — Божественнаяи человеческая — сосуществуют одним целым, поэтому и книги Библии можнорассматривать, как одно целое. Поэтому важно определить, что является «богодухновенностью»(или «боговдохновенностью») Священного Писания. Богодухновенность(т.е. вдохновленность Богом) Священного Писания — это воздействие Духа Божьегона священного писателя, при котором, несмотря на личную,социально-историческую, национально-культурную его ограниченность, истина Божияпередается без ущерба. Поэтому текст Библии, особенно Ветхий завет, не является«телеграммой», адекватной неизреченным глаголам Божиим, а передачейабсолютности Откровения ограниченными средствами древнего писателя.
Понятие «богодухновенности» позволяет отгородитьсяот двух крайностей в восприятии Библии, оно является одним из принципов,позволяющим расшифровать смысл Священного Писания. Это отделение не может происходитьмеханически. «Одно целое» как раз и означает, что нельзя в текстеБиблии подчеркнуть разными карандашами, что Божие, а что человеческое, но важносквозь букву различить животворящий дух. Изучая библию особо хочется отметитьдесять заповедей, которые Бог дал людям: «И изрек Бог все слова сии,говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из домарабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумираи никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что вводе ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Богревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода,ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающимзаповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибоГосподь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работайи делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: неделай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, нирабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шестьдней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил;посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Самым важным событием Ветхого Завета стало получение от БогаДесяти Заповедей.
Об обстоятельствах получения Десяти Заповедей повествуеткнига Исход в 19-20 и 24-й главах. За полторы тысячи лет до Рождества Христова,после великих чудес, совершенных пророком Моисеем в Египте, фараон вынужден былотпустить еврейский народ, и тот, перейдя чудесным образом Красное море, пошелпо пустыне Синайского полуострова на юг, направляясь к обещанной (Обетованной) земле.К пятидесятому дню после исхода из Египта еврейский народ подошел к подножью Синайскойгоры и расположился здесь станом. (Синай и Хорив — две вершины той же горы). Здесьпророк Моисей взошел на гору, и Господь объявил ему: “Скажи сынам израилевым: еслибудете слушаться голоса Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим народом. ”Когда Моисей, передал волю Божию евреям, они ответили: “Все, что сказалГосподь, исполним и будем послушны.» Тогда Господь повелел Моисею ктретьему дню приготовить народ для принятия Закона, и евреи постом и молитвойстали готовиться к нему. На третий день густое облако покрыло вершину горыСинай. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался громкий звук трубы. От горывосходил дым, и вся она сильно колебалась. Народ стоял вдалеке и с трепетомнаблюдал происходящее. На горе Господь сказал Моисею Свой закон в виде ДесятиЗаповедей, которые пророк потом пересказал народу.
Приняв заповеди, еврейский народ обещал их соблюдать, итогда был заключен Завет (союз) между Богом и евреями, состоящий в том, чтоГосподь обещал еврейскому народу Свои милости и покровительство, а евреиобещали праведно жить. После этого Моисей снова взошел на гору и пробыл там впосте и молитве в течение сорока дней. Здесь Господь дал Моисею и другие законыцерковные и гражданские, повелел соорудить Скинию (переносной храм-палатку) идал правила относительно служения священников и совершения жертвоприношений. Кконцу сорока дней Бог написал Свои Десять Заповедей, данные раньше устно, надвух каменных плитах (скрижалях) и повелел хранить их в “Ковчеге завета” (позолоченномящике с изображениями херувимов наверху крышки) для вечного напоминания оЗавете, заключенном между Им и израильским народом. (Местонахождение каменныхскрижалей с Десятью Заповедями — неизвестно. Во 2-й главе Вторая книгаМаккавеев повествует, что при разрушении Иерусалима Навуходоносором в 6-мстолетии до Р.Х. пророк Иеремия спрятал каменные скрижали и некоторые другиепринадлежности храма в пещере на горе Нево. Гора эта находится в двадцатикилометрах на восток от места впадения реки Иордан в Мертвое море. Перед самымвступлением израильтян в Обетованную землю (1400 лет до Р. Х). на этой же горебыл похоронен пророк Моисей. Неоднократные попытки найти скрижали с ДесятьюЗаповедями не увенчались успехом). Эти заповеди мы здесь приводим:
1. Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов,кроме Меня.
2. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что нанебе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и неслужи им.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть днейтрудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будетпосвящен Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошои чтобы ты долго жил на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнеготвоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, чтопринадлежит ближнему твоему.
В течение дальнейшего сорокалетнего странствования попустыне Моисей постепенно записал и многое другое, что Господь открыл ему наСинайской горе и в последующих явлениях.
Десять заповедей, иначе называемые десятисловием, являютсякратким сводом непреложных моральных законов. Эти заповеди были даны Богомсвоему избранному израильскому народу на горе Синай приблизительно черезпятьдесят дней по их выходу из Египта. Они были написаны перстом Божьим накаменных скрижалях (табличках). Первые скрижали были во гневе разбиты Моисеем,когда он спустился с ними с горы.
Слово Божье также называет их «заветом».
Религиозные условия включают личную аскезу и приобщенность кЦеркви. Желающий правильно уразуметь Библию должен стремится к чистоте сердца. Невсегда осознавая саму себя, душа тем не менее должна быть готова к слышаниюБожественных глаголов. Существует благочестивое и необходимое правило передчтением Писания помолиться, чтобы Господь дал мудрость и веру для правильногопостижения текста. Да и чтение Библии само по себе также должно статьразновидностью молитвенного собеседования с Богом.
Приобщенность к Церкви как условие правильного восприятияБиблии в общем смысле выражается «стоянием в Предании». Вдореволюционном догматическом богословии, испытавшем огромное схоластическоевлияние Запада, под Преданием часто понималась часть Откровения, не записаннаяв Библии. В понятие «Предание» могли включать не записанные в НовомЗавете слова Господа, постановления Вселенских Соборов, чинопоследованиябогослужений, жития святых, и даже те обычаи и традиции, которые в целяхразграничения уже в наше время названы преданиями в нарицательном смысле.1.1 Ветхий завет и Новый завет
Библия состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. В Ветхом Заветезавет означает «союз-договор» между Богом и человеком, о верности состороны последнего и обетовании спасения со стороны Бога. Новый Завет названтак по аналогии, хотя отношения между Богом во Христе и Его Церковью уже неохватываются словом «договор», они описываются скорее в категорияхтаинственного «брака» на основе жертвенной любви.
Ветхий Завет охватывает период от сотворения мира и допришествия в мир Христа. Его смыслом является подготовка человечества к этомуспасительному событию, причем особую роль здесь играет судьба Израиля. ВЕвангелии Господь называет Ветхий Завет так: «Закон /»Тора"/ ипророки"; это и есть основное структурное деление ВЗ. Закон Моисеевнравственно воспитывал израильтян, а пророки возвещали грядущего Христа. Термин«Новый Завет» появляется впервые у пророка Иеремии, предвидевшегонаступление мессианской эры. Новый Завет является манифестом осуществившегосяспасения. Он описывает события земной жизни Спасителя, Его крестную смерть иВоскресение, первую эпоху христианской Церкви, а также раскрывает перспективу,связанную с окончательной победой Царства Божия над властью тьмы. И, несмотряна то, что Ветхий Завет намного объемнее Новый Завет, он значительно уступаетему по своему духовно-спасительному значению.
В древнем Израиле, книги священного Писания делятся наканонические и неканонические. Это деление сохранилось и в православнойтрадиции. Греческое слово «канон» означает в данном случае ту меру,тот эталон, который выражает полную сущность вероисповедания. Неканоническимисчитаются те книги, которые не являются необходимыми для спасения, но могутбыть назидательными в духовном смысле. В Ветхом Завете 50 книг, из нихканонических 39. В Новом Завете все 27 книг — канонические (католикинеканонические книги со свойственным им педантизмом называют «второканоническими»,а протестанты вообще вырезали их из Ветхого Завета, так что Библия, изданнаяпротестантскими церквами, является неполной). Книги Ветхого Завета писались вобщей сложности с XIII по I в. до Р.Х. Книги Нового Завета написаны в I — II вв.по Р.Х. От неканонических книг следует отличать апокрифы. В общем смысле этолибо еретические сказания о том или ином персонаже Библии, где попыткаобъяснить недосказанное часто приводила к значительному искажению его образа,либо народные фантазии на определенную волнующую тему.
Древние пласты книг Ветхого Завета были написаны надревнееврейском языке, но после вавилонского пленения сей язык началпретерпевать значительные изменения. Смешанный еврейско-вавилонский диалектстал называться арамейским языком. В III в. до Р.Х. в Египте при царе ПтолемееФиладельфе, знаменитом книжном коллекционере, 72-мя толковниками-раввинами /ихбыло символически по 6 от каждого колена Израилева/ был осуществлен перевод ВетхогоЗавета Библии на древнегреческий язык, и происходило это в эпоху, когда на этомязыке говорил весь просвещенный эллинский мир. Сей перевод получил названиеСептуагинта /округленно: «перевод 70-ти»/. Кстати, книги ВетхогоЗавета, написанные в последние три века перед Рождеством Христовым, по большейчасти писались иудеями рассеяния уже на греческом языке. Новый Завет, заисключением, возможно, Евангелия от Матфея, был записан уже на греческом языке.В IV в. по Р.Х. блаженным Иеронимом был сделан латинский перевод всей Библии,получивший название Вульгата /«общедоступный»/. Святые Кирилл иМефодий в X в. совершили подвиг перевода Библии на древнеславянский язык. Вовторой половине XVI в. была издана на Руси первая печатная Библия. На русскийязык XIX-го века Библия была переведена старанием четырех Российских ДуховныхАкадемий в 1876 г., в основном благодаря св. Филарету Московскому, одолевшемупосле многолетней борьбы противников подобного перевода (это «синодальный»текст). На сегодняшний день выявлены недостатки этого издания, но большинствосовременных попыток перевода всей Библии неудачны. В любом случае синодальныйперевод нуждается в подробных комментариях.1.2 Прародители: Адам и Ева
Величественная картина — творение Богом мира и человека.
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же былабезвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказалБог: да будет свет… ». Процесс творения вселенной Богом описан в видесеми «таинственных» дней. В первый день Бог творит свет и отделяетего от тьмы. Во второй день Бог создает небесную твердь, отделяющую воды подней от вод над ней. В третий день появляется земная суша, ограничивающаягосподство воды, на суше появляется растительность трех основных видов. Вчетвертый день — солнце, луну и звезды. В пятый день появляются рыбы, птицы ипресмыкающиеся, а в шестой день — млекопитающие. Всей фауне Бог дает повелениеплодиться и размножаться. Это заповедь земного воспроизводства. Животных Библияназывает «живой душой». Во «второй половине» шестоготворческого дня «сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему… »,И сотворил Бог человека по образу Своему… мужчину и женщину сотворил их… создалГосподь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, истал человек душею живою.
Адам — Первый человек. Бог привел к нему всех животных длянаречения имен, потому что сознавал, что разумную природу в смертном он сделалсамодвижущейся, и испытывал, как наставник ученика, приводя в движение еговнутренний навык и заставляя проявить свойственные ему умения. Адам был создандля того, чтобы возделывать и охранять землю (Быт.2, 15).
Слово Адам значит «глина», «земля»,«почва». Бог как бы создает Адама из самой сущности творения. Вистории Ветхого Завета Адам не является неким завершением всех тварей, которыедо него существовали или были созданы. Нет, Бог возвращается к самым основамвещества и из него творит человека, который благодаря этому принадлежит всецелоко всему тварному, к самой последней былинке, к самой малюсенькой песчинке — илик самой лучезарной звезде. Адам создан, призван жить любовью Божией, котораясебя ему открывает. И тут, по слову митрополита Московского Филарета, он стоиткак бы на хрустальном мосту между двумя безднами. Одна — бездна небытия, откудаего вызвало творческое слово Божие; с другой стороны — над ним ширится,раскрывается до ужаса бездна Божественной жизни. И Адам может пасть, но никогдане сможет вернуться к небытию, — он будет как бы бесконечно падать; либонаоборот, может открыться, рискнуть тем, что уже есть, для того, чтобы приобрестивсе, что ему может дать Бог.
За грехопадение Бог не "выслал" егоиз рая на время, как того, кто еще не властно захвачен пороком, но "изгнал"навсегда, — ведь Адам теперь есть ум, заболевший неисцелимойболезнью.
Ева — ее имя указывает на ощущение, которое Бог далуму-Адаму, «вылепил из ребра», когда захотел наделить егоспособностью постигать не только бестелесное, но и твердые тела, и оно, кактолько возникло, через каждую свою частицу, словно через некие глазки, сталовливать в ум весь окружающий свет и, рассеяв мглу, позволило ему увидетьприроду тел отчетливо и предельно ясно.
Ева, поддавшись искушению коварного змея, отведала плодов сзапретного древа познания добра и зла и уговорила Адама последовать ей.
В Ветхом Завете сказано, что после грехопадения они друг надруга посмотрели и устыдились своей наготы. Наготы своей можно устыдиться,только если чужие глаза на тебя смотрят. Когда ты один, ты не стыдишься своейнаготы. А здесь вдруг случилось что-то очень страшное. Вместо того чтобы видетьдруг друга в полной славе, они вдруг увидели друг в друге — другого, чужого,иного, и их двоица разбилась. И вот то, что было двоицей, стало теперь двумяособями, — не двумя лицами, которые именно как лица глядят и видят друг друга,а особями, которые обособлены друг от друга. В этом заключается и падение, ирасторжение чуда взаимной любви, чуда видения друг в друге совершенной красоты,которую Бог вложил в каждого из них. Но сразу после грехопадения они познаютсвое падшее состояние, в котором они оказались, ослушавшись Бога, как зло. И всилу этого утраченное ими и недоступное теперь райское состояние осознается имикак добро.
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, исшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И скрылся Адам и жена его отлица Господа Бога между деревьями рая (Быт.3.7,8). Познав зло, Адам и Евапознали стыд. Чувство стыда обличает их в том, что они совершили нечто недолжное, не доброе. Они почувствовали, что сделались иными — не такими, какимиони должны быть. Отныне они познают свое состояние, свое бытие впротивопоставленности идеальному должному состоянию и бытию. И поскольку ониему не соответствуют, они, стыдясь быть такими, какими они стали, прикрываютдруг от друга и от себя самих свою наготу смоковными листьями и скрываются отзовущего их к Себе Творца за райскими деревьями. Познание добра и злаответственно за то, что свобода порабощена этическим долженствованием, «категорическимимперативом». В крайнем случае, если и осталась какая-то свобода, то этотолько свобода выбирать между добром и злом, которые неподвластны человеку. Свободаоказывается выброшенной «по ту сторону добра и зла». Она осталасьтам, в Эдеме, где человеку была дана власть вовсе не вызывать зло к бытию. Там,где Творец всего сущего сотворил все «добро зело».
Отныне путь познания проходит там, где человек обреченмыслить и ощущать себя и мир в категориях противопоставленности,оппозиционности добра и зла. В категориях противоречия, борьбы, выбора,антитезы: добро и зло, Бог и диавол, рай и ад, да и нет. Цельное человеческоепознание дало трещину и обрекло человека, утратившего способность пребывать надпротивоположными полюсами бытия, то есть пребывать в Боге, на колеблющуюсядвойственность существования, зыблющуюся двусмысленность состояния.
Узнав об этом, разгневанный Бог проклял первых людей иизгнал их из рая. Отныне люди стали смертными; женщина, как более виновная,должна была во всем подчиняться мужу и в муках рожать детей, а мужчина — в потелица добывать хлеб свой. Преступив запрет Господа, Адам и Ева стали грешниками.С этих пор человек низвергнут в пучину противостояний, противоречий,противоборств и обременен этой «противопоставленностью… как постоянноповторяющейся редукцией к состоянию “нет” и его безнадежной перспективе».
Начались первые труды обыденной суровой жизни, и здесь жеявилось первое поколение «рожденных» людей. «Адам познал женусвою Еву, и она зачала и родила сына, которому дала имя Каин, что значит: приобрелая человека от Господа». При первом рождении Ева переживала совершенноновые, неизвестные ей состояния — беременность и болезненность родов. Последствиемих явилось новое, дорогое для неё существо, которое привело ее в восторг,выразившийся в самом его наименовании, в котором, очевидно, выражается памятьоб обетовании Божием касательно Семени жены. Но она жестоко ошиблась,предполагая в своем первом сыне начало избавления от постигшей ее кары: в немявилось для неё лишь начало новых, неизвестных еще ей страданий и горя. Впрочем,Ева скоро сама поняла, что она слишком рано стала лелеять себя надеждой наисполнение обетования, и потому, когда родился у неё второй сын, она назвалаего Авелем, что значит призрак, пар.
Теперь уже первые люди не одни: образовалось семейство, авместе с ним стали вырабатываться и новые отношения. С приращением семействаувеличились потребности, для удовлетворения которых понадобился усиленный труд.Уже с первых дней нового положения, в которое люди поставлены былигрехопадением, потребности оказались разнообразными: требовалось добывать пищуи одеяние. Соответственно этому произошло у первых людей и разделение труда: первыйсын Каин стал обрабатывать землю, для удовлетворения первой потребностипитания, а второй — Авель стал заниматься скотоводством, для добывания молока,а также и шерсти, и шкур. Выбор рода труда и занятий первых братьев, конечно,зависел от различия их характеров и склонностей.
2. Каин и Авель
Первого сына Адам и Ева назвали Каином, а второго — Авелем. Каинзанимался земледелием, а Авель пас стада.2.1 Каин
Первым человеком, зачатым и рожденным от прародителей, былКаин — первый человекоубийца на земле.
КАИН — родив его, Ева сказала "приобрел я человека от Господа", ведь Каин — проклятый братоубийца,приобретение, которое не стоило и приобретать: само имя "Каин" значит „приобретение", потомучто Каин — тот образ мысли, который исполнен глупости, а вернее, нечестия; ведьвместо того, чтобы счесть все вещи собственностью Бога, он решил, что онипринадлежат лично ему. Слова Ветхого Завета "и еще родила брата его, Авеля" означают,что Каин некоторым образом отнялся. Его имя значит „обладание", и они с Авелем, „возводящим все к Богу" олицетворяютдве несовместимые и враждебные друг другу точки зрения; хотя обеих вынашиваетодна мать — душа, но едва они появятся на свет, их нужно разлучить, ибо врагине могут сосуществовать ни одного мгновения.
Занятие Каина названо после занятия Авеля, потому что порокстарше добродетели, но в значимости и достоинстве уступает ей; земледелие Каинаозначает, что он отдает все лучшее себе самому и своему уму. Его себялюбиесказалось в том, что дар Господу он принес только "спустя несколько времени" и только "от плодов".
Здесь можно отметить, что Каин, рожденный послегрехопадения, родился в этот мир как следствие и мутация греха.
Если первый человек Адам был сотворен «по образу Божию»,то Каин был рожден по подобию Адама. Как и в Послании сказано: «Посему,как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла вовсех человеков, потому что в нем все согрешили». Мутации греха через кровьнаших прародителей вошли в каждого из нас от начала нашего индивидуальногобытия. Каин и Авель родились в этот мир, наделенные ужасной греховной мутациейсознания.
Имя «Каин» происходит от древнееврейского глагола«канна» («приобретать») с дословного перевода — «приобрелая». Ева, родив Каина, восклицает именно эти слова: «приобрела я…».
Каин — полная противоположность своему брату Авелю. Его имятакже означает «металлическое копье». Он оберегает, охраняет своедобро, он же строит и первый город — крепость для своего сына. Его назначение — не жертвовать, а собирать и даже отбирать… Земледелец уже при жизни поглощенинтересами, связанными с прахом, в который он должен будет и возвратиться. Сказано:«в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, изкоторой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3, 19). Здесь дляКаина земледелие есть не только «память смертная» как ожидание суда,но, прежде всего, направленность к материальному, заземленному, не способномуподняться над повседневностью. Пот тела для него важнее жертвенной крови; оннастоящий «аммей ха-арец» (человек земли, простолюдин).
Каин приносит жертву «от плодов земли дар Господу».Эта характеристика его священнодействия слишком лаконична. В ней мы видим некуюнезавершенность и срезанность. Он слишком зависим от своих занятий не можетвозвысится над ними.
Каин не считает себя грешником, и это есть начало его конца.Зависимость его от земли подпитывала и развивала его полуязыческие суеверия ипредставления. Поэтому сказано далее: «а на Каина и на дар его не призрел.Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт.4,5).
Что означают слова: «призрел» и «не призрел»?Древние истолковывали их так: в случае с Авелем — снисхождение небесного,благодатного огня на жертву; в случае с Каином — он так и не смог разжечьжертвенный костер.
Просчет Каина стал очевидным и для него самого, и он «сильноогорчился, и поникло лице его». Без сомнения, это было осознаниесобственного заблуждения и даже раскаяние.
Главная проблема Каина — он обрядовер. Ему кажется, что состороны Бога нет оснований к непринятию его (Каина) жертвы.
Сердечное внимание, прежде всего в культе, должнопревозноситься над рассудочным.
Иногда верующий человек ждет благословения там, где работалитолько его руки, а сердце его молчало. О таком состоянии сказано: «Бог,сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не врукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как быимеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все».
«И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? иотчего поникло лице твое?» (Быт.4,6).
Огорчение Каина было столь велико, что и лицо его не моглоскрыть. Не могло оно скрыть и его действительного греховного состояния. Глазаубийцы всегда наполнены злом и смертью, еще до совершения преступления. Иболюбое преступление совершается изначала в сердце человека и лишь потомреализуется в его жизни (как некий поступок, или действие). Господь ИисусХристос учил: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства,прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняетчеловека». И Бог спешит остановить Каина, стоящего в преддверии адскихврат, погребальных врат. Любой убийца убивает, прежде всего, самого себя, своюбессмертную душу. Грех легче остановить, когда он еще в зачаточном,младенческом (мысленном) состоянии, как некая склонность, — и здесь надоначинать борьбу с ним. Господь обращается к Каину со словами: «еслиделаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то удверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4,7).
Праведный человек обращен к небесному отечеству, мыслит иживет, опираясь не на земные принципы. Зло, напротив, замыкается на земном икак бы ставит человека перед вратами («у дверей») смерти. От каждогогреховного поступка веет могилою. Грех — суицидален, он и «влечет» ксебе как некая предрасположенность к самоуничтожению и саморазрушению. Ночеловек призывается Богом к тому, чтобы господствовать над грехом, ослаблять ипокорять его. Но, увы, Каин оказывается неспособным воспринять Господнипредостережения. Он продолжает идти дорогою греха, влекущего его к себе.2.2 Авель
Рождается второй ребенок, и, Ева дает ему имя Авель, чтоозначает «суета», «изменяемое» и «неопределенное»,от глагола «гаваль», означающего «дышать», «дуть»и «пар».
АВЕЛЬ — родился от Адама и Евы. В противоположность Каинуолицетворяет точку зрения, которая следует за Богом как за своим творцом; егоимя толкуется как „все возводящий к Богу"; он — боголюбие и согласие сПервопричиной; «Авелем» зовется святость, которая есть совершенноеблаго.
Его занятие — "пастырь овец" — упомянуто Законодателем ранее, чем занятие Каина, ибо порок старше добродетели,но в значимости и достоинстве уступает ей. Его жертвы Богу были одушевленными,а не лишенными души (как у брата), первыми по рождению, а не поздними, крепкимии тучными, а не хилыми, и этим первородным даром он исполнил данный только впоследствиисвященный завет о принесении Господу первенцев мужеского пола; наконец, онжертвует не только от первородных стада своего, но и от тука их, показывая темсамым, что Богу должно отдавать все веселье, все богатство души, все, чемдорожит она и чему радуется.
Скотоводство как некая противоположность земледелиялегализуется для нужд человечества в полном объеме только после Потопа, когдаБог разрешил употреблять в пищу мясное (Быт.9,3). До этого события «пастырьовец» обеспечивал своей деятельностью больше ритуальные потребности, несчитая шерсти животных, которую могли использовать для изготовления жилищ иодежды. Иными словами, Авеля больше занимали религиозные вопросы, связанные сритуальными тонкостями. Чему подтверждение мы найдем далее.
Авель, приносящий жертву, и только жертву, обращен кнебесному, надмирному. В отличие от оседлого земледельца, пастух пребывает вдвижении, странствии; именно он — странник и пришелец. Все неопределенно и дажепризрачно, как пар, он не знает, где он будет завтра, чем он будет третьего дня.И мы читаем: «Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность такжертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе, потомучто странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни нашина земле, и нет ничего прочного». Реально — только надмирное, отрешенноеот земного. Святой взыскует Неба и живет им уже на земле. Другая характеристикасвятости: «Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издаливидели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы наземле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И еслибы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы времявозвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог нестыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город». Итак,Авель взыскует Града Небесного, а Каин строит город земной и дает ему имя сынасвоего «Енох», который плоть от плоти его, кость от кости его. Все,что делает Каин, — это «плоть», «кость» и «прах».Все, чем живет Авель, — это Небо. Он не хочет быть связанным с землею, котораяпроклята за грех прародителей. «Спустя несколько времени, Каин принес отплодов земли дар Господу и Авель также принес от первородных стада своего и оттука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его».
Жертва Авеля совсем иная. Верою Авель принес Богу жертвулучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, какзасвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще". Как мыуже определились ранее, и Каин и Авель наследовали мутации греха. Но здесь, всловах апостола Павла, мы видим, что жертвою Авель «получил свидетельство,что он праведен». Праведность — от веры; и от жертвоприношения — как актаверы.
Авель приносит не просто жертву, он приносит «отпервородных стада своего и от тука их». Здесь и наполненность, изавершенность. Принеся в жертву из лучшего — «от первородных» лучшее — «от тука их», он засвидетельствовал всецелое упование на Творца. Другойважный аспект совершенного жертвоприношения — он пролил кровь.
Жертва без пролития крови всегда приносилась замалозначительные проступки. Жертва с пролитием крови всегда приносилась какзаместительная жертва за смертный грех. Сказано: «Да и все почти по законуочищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения». Какой смертныйгрех совершил Авель, что он приносит такую важную жертву с соблюдением всехтонкостей ритуала? Ответ очевиден: в отличие от Каина, Авель осознает себяпричастным к мутациям греха, к первородному греху своего отца и матери.
3 Грехопадение Каина
Причиной конфликта между Каином и Авелем стала зависть. ВБиблии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пасовец. Когда пришло время, каждый из них принёс в дар Богу результаты своихтрудов: Каин — часть урожая, а Авель — лучших овец из своего стада. Но Бог непринял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошёл ниспосланныйГосподом огонь и оно, охваченное пламенем, устремилось к небу. А на дар Каинаогонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошёл.
Однажды Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авельтакже принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь наАвеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Причину этого, конечно,нужно видеть не только в качестве самих даров, но и особенно во внутреннемрасположении для принесения их. Этим навсегда давался урок, что жертва Богудолжна соединяться с внутренней жертвой доброго сердца и добродетельной жизни. Междутем, если Авель принес свою жертву с верою, подтверждаемою доброю жизнью, то,напротив, Каин принес ее очевидно без внутреннего участия, так как в жизни«дела его были злы».
Увидев предпочтение, оказанное брату, и видя в нем явноеобличение своих «злых дел», Каин сильно огорчился, и омраченное лицоего поникло. На нем появились зловещие черты. Но совесть (этот голос Божийвнутри человека) заговорила в Каине: «почему ты огорчился, и от чегопоникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если неделаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но тыгосподствуй над ним». Каин, однако, не послушался предостережения иотворил греху дверь своего сердца. Зазвав своего доверчивого брата в поле, онубил его, — совершив невиданное еще землею злодеяние. Страшное злодеяние,впервые внесшее разрушение и смерть в порядок природы, не могло остаться безнаказания. «Где Авель, брат твой?» — спросил Господь Каина. «Незнаю: разве я сторож брату моему?» — отвечал убийца, показывая такимответом, какой страшный шаг вперед сделало зло со времени падения прародителей.Эта дерзость, это бесстыдное отрицание не допускали возможности дальнейшегоиспытания, и Господь прямо обратился к убийце с определением наказания. «Чтоты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И ныне проклят тыот земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когдаты будешь возделывать землю, она не станет больше давать силы своей для тебя; тыбудешь изгнанником и скитальцем на земле». Слово " кровь" употребленоздесь во множественном числе. Причина очевидна: убивая человека, преступникумерщвляет и всех его потомков (которые могли бы произойти от него). Есть идругое объяснение: Каин не знал, как можно убить своего брата, и наносил емумножественные раны, от которых Авель и умер. Творец не находит в душе Каинастремления к покаянию, и звучит приговор: «и ныне проклят ты от земли,которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт.4,11).
Окровавленная земля в силу этого определения должна былапотерять свое прежнее плодородие, так что Каину нельзя уже было оставаться впрежнем месте. Проклятие, вызванное первородным грехом, также пало на землю итолько посредственно на человека; теперь же, когда грех дошел до убийства,проклятие падает уже на самого убийцу, но не безусловное проклятие, а проклятиеизгнания, в силу которого земля, в качестве исполнительницы воли Божией, недавая своих плодов Каину, должна была принудить его удалиться из первобытнойколыбели человечества. Ввиду тяжести возложенного наказания, упорство Каинасломилось и перешло в малодушие и отчаяние. «Наказание мое, — воскликнулон, — больше, нежели снести можно. Пусть всякий, кто встретится, убьет меня».Но это желание Каина, вызванное его отчаянием, было преступно и потому не моглобыть исполнено. Как наказанный убийца, он должен был служить предостерегающимпримером для других. Поэтому всякому, кто бы решился на убийство Каина, должнобыло всемеро отомститься. Поникшее, искаженное злодейством лицо его должно былослужить знаком, чтобы никто, встретившись с ним" не убил его — будет ли тодикий зверь, или кто из братьев его.
Как ни велико было его злодеяние и оскорбление, нанесенноечистоте и святости братской любви, из среды размножившихся за это времябратьев, сестер и последующих поколений нашлись люди, которые решилисьпоследовать за Каином в страну изгнания, так что он поселился там с женой. Здесьу него родился сын, которого он назвал Енохом. Удаленный от остального обществалюдей, предоставленный своей собственной судьбе, Каин, от природы суровый иупорный, теперь еще с большим упорством должен был бороться с природой ивнешними условиями жизни. И он действительно весь отдался тяжелому труду дляобеспечения своего существования и был первым человеком, который построилгород, как начало оседлой жизни. Город назван был по имени сына его Еноха.
Поколение Каина стало быстро размножаться, а вместе с тем продолжаласьначатая его родоначальником борьба с природой (культура). Из среды его выходили,люди, которые, наследовав от Каина упорную волю в борьбе с природой, продолжалинеутомимо изыскивать новые средства для успешнейшего ведения ее.
Известно, что и ранее Бог проклял землю за грех Адама; здесьза грех Каина проклятие удваивается. «Когда ты будешь возделывать землю,она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником искитальцем на земле» (Быт.4,12). Человек всегда наказывается тем, чем онгрешит. Первый раз земля была проклята для исправления наших прародителей,здесь проклятие возлагается как акт возмездия. Каин, слишком привязанный кземле, как бы вырывается из нее с корнями, становится «изгнанником искитальцем на земле». Позже, когда он построит первый город, он попытаетсятаким образом вновь укрепиться на земле. Здесь он предстает перед нами и какгонимый. Сам Господь сгоняет грешника с земли его. Каин приходит в ужас: «Исказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Тытеперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанникоми скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня» (Быт.4,13-14).
Но и здесь, несмотря на ужас, охвативший его, Каин говоритне о грехе, а, прежде всего, о наказании, которое справедливо наложено на него.Здесь он осознает то, что Бог оставляет его, люди будут преследовать его икаждая тварь из числа животных может начать посягать на его жизнь. Он не думаетоб Авеле, которого убил, он продолжает думать только о себе, даже в тот момент,когда Сам Бог собеседует с ним. Эгоизм Каина колоссален, а это означает, чтопоследствия содеянного будут ужасны, и уже тогда Бог определил полностьюуничтожить его потомство в водах Потопа. Ведь он (Каин), убив Авеля, пресек еговозможное потомство, и наказание будет адекватно содеянному. И первый город онбудет строить именно после рождения своего первого сына. Основание опасаться засвое будущее и будущее своих потомков у него перед глазами — это земля, котораявопиет от крови брата его.
«И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьетКаина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто,встретившись с ним, не убил его» (Быт.4, 15).
Здесь Господь показывает, что для Него мщение не самоцель. Творецхочет, чтобы грешник продолжал жить — ведь, может быть, он сможет прийти кпокаянию. Господь действительно ожидает нашего исправления — даже тогда, когдамы сами потеряли надежду на него. Ибо Он Тот, «Который хочет, чтобы вселюди спаслись и достигли познания истины».
«И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод,на восток от Едема» (Быт.4, 16).
У убийцы начинает происходить душевный разлад и наблюдатьсяпсихические отклонения: паранойя, мании (преследования и страха быть убитым,причем это справедливая часть наказания его, которое преследует убийцу до концажизни), психозы раздвоение личности (шизофрения) и т.п. Все это действуетразрушительно на его религиозную сферу. Естественное и врожденное религиозноечувство у него сильно повреждается, от чего он становится во враждебное к Богуположение. Своё извращенное религиозное чувство он и реализует извращенно,предаваясь богозабвению, отрицанию бытия Бога (атеизму), богоборчеству,богоненавистничеству, богопротивленчеству, сознательному служению демонам,богохульству, гонению верующих в Бога, бунтам, революциям, разрушениям, тяжкимсогрешениям. Убийца становится не способным на покаяние или труднообратимым. Онсам себя изгоняет от лица Божьего и всю жизнь чувствует это изгнанничество,оправдывая себя и обвиняя Бога. Гонит его и земля, постоянно взыскуя инапоминая ему о его грехе. От этого он предается скитальчеству. Часто убийцавыбирает соответствующий образ жизни, например, кочевой, при занятиискотоводчеством. Скитаясь по земле, он ищет для себя выход и находит его впостроении города. Город для убийцы это и убежище от реальных и мнимыхпреследований за убийство. По этой причине он заливает городскую землюасфальтом и бетоном. Сквозь этот искусственный панцирь не так сильнопробивается «голос» земли. Земля, со своей стороны, часто мститчеловеку землетрясениями и прочими стихийными бедствиями, напоминая ему отяжком грехе убийства. Вот почему по мере роста убийств на земле увеличиваетсячисло землетрясений и прочих стихийных бедствий. В каком-то смысле все горожанеявляются скитальцами и изгнанниками с земли, хотя далеко не все из них убийцы.
После случая с Каином гнев Божий навсегда лишаетчеловечество видеть в этой жизни хотя бы врата райские. И с тех самых порвоспоминание о рае становится тягостной тоскою, живущей в каждом из нас.
Любое стремление к благу, тому или иному, — это осознанноеили неосознанное стремление человеческой души вернуться в рай сладости ивосстановить прежние отношения с Господом Богом. И никакие суррогаты (подмены) несмогут приглушить этого естественного стремления к подлинному счастью, возможномутолько в Боге и с Богом. И, уходя на восток, Каин все далее и далее удаляетсяот подлинного блага, и эту боль он пытается заглушить созданием своегособственного искусственного мира. Как бы хотелось каждому из нас оказатьсяживущим в этом удивительном мире, где прекратится всякая вражда ипротивостояние, где не надо будет опасаться за своих детей и друг за друга игде прекратятся все войны, не будет ни болезней, ни печали и ни воздыхания — ноЖизнь бесконечная. Но люди не способны самостоятельно восстановить мир на этойземле. Все их попытки — создать земной рай без Бога, только их собственнымиусилиями, — они никогда не увенчаются успехом. Нет ни одной совершенной формычеловеческого правления.
Заключение
Подводя итог курсовой работы, можно сказать, что основнаяцель исследования нравственного падения человечества, раскрыта полностью.
Люди часто задаются мыслью: «Что было бы, если бы Адами Ева не пали! Как Бог мог допустить что это случилось?». Бог мог дать идал человеку все, за исключением одного: Он не мог дать человеку опытногопознания зла, потому что зла не было. А без познания зла человек не можетдолжным образом оценить то благо, которым является Бог. Увы, как часто дети вбогатых семьях совершенно не ценят деньги и весь тот комфорт, в котором онинаходятся: сытый голодному не товарищ, здоровому трудно понять больного,молодому не понять старика. Адам и Ева как свободные разумные личности должныбыли познать сами, что такое зло, что значит быть без Бога. Только познав, чтоесть жизнь без Бога, человек может должным образом понять и оценить любовьБожию как великое благо. Бог не творил зла, Он дал возможность человеку отпастьот Себя, то есть познать зло. Зло сущности не имеет, оно есть нарушение добра. Доброесть Бог, а зло есть отпадение от добра. Вот рука здоровая — это хорошо, а вотее повредили — это зло, вот что такое зло — повреждение здорового. Зло сущностине имеет, поэтому Бог зла не сотворил.
Первый человек не мог знать, кто он есть без помощи Божией. Отсюдау него и возникла мысль, что он, которому Бог покорил всякую тварь, дал властьнад этим миром, что он сам — «как бог». В этой гордыне и есть весьсмысл вкушения запретного плода, смысл дьявольского искушения. И это искушение«быть как бог» человек не смог победить, не имея опыта познания, чтоон без Бога ничто. Конечно, Бог знал, что человек падет, Он предвидел, что путьчеловека к достижению «непадательного» состояния заключается впостижении себя без помощи Божией. Это было единственное средство: через познаниесебя, что он есть без Бога, человек как существо разумное и свободное можетдостичь состояния богоподобного.
В курсовой работе раскрыта проблема падения нравственностичеловечества. Изучены Ветхий и Новый Заветы. Обращено внимание на прародителейвсего человечества, рассмотрен их образ жизни, поведение и нравственность. Широкозатронута проблема грехопадения. Данная проблема рассмотрена на примере первогочеловекоубийцы — Каина. А также удалось выяснить, что для Господа мщение неявляется самоцелью, он хочет, чтобы грешник одумался, пересмотрел свои взглядына жизнь и смерть и покаялся. Это подтверждается фразой из Ветхого Завета:«И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмститсявсемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись сним, не убил его» (Быт.4, 15).
Господь показывает всем людям, что он хочет, чтобы все людиспаслись и достигли познания истины.
Список литературы
1.        Для написания данной курсовой работы по теме «Каин и Авель» былиспользован Ветхий Завет.
2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.