Реферат по предмету "Религия и мифология"


Индо-буддистская культура

/>/>Содержание
1. Введение
2.Древняя Индия
3. Веды
4. Буддизм
5. Культура. Искусство. Архитектура
Заключение
Список литературы

 1.ВведениеИндо-будисткаякультура. В самом названии этой культурной традиции содержится указание наприсущее ей соединение двух великих религий Востока: первобытной попроисхождению, языческой религии индуизма и буддизма — одной из трех главныхмировых религий, потерпевшей полное поражение в индийском обществе (хотя иоказавшей на него влияние), но овладевшей воображением многих народов к востокуот Индии. Тот факт, что различные религии смогли объединиться и дать рождениеединой духовной традиции, свидетельствует о наличии у них некоего общего,объединяющего начала, превосходящего по своему значению различия в догматике икульте. Таким «примиряющим» фактором стали социально — нравственные принципы,ценностные ориентации, а также философские идеи индуизма и буддизма, именно вэтой сфере произошло их взаимопроникновение, и сложились общие основыиндо-буддийской духовности. Наиболее характерной чертой массовых религий Юго ВосточнойАзии является признание некоего мирового, космического принципа, «мировогозакона», предшествующего существованию природы и человека.
В индо-буддийскойтрадиции отсутствует «западная» идея одноразовости и однонаправленностимирового процесса, подчеркивающая центральную священную роль прихода Спасителя.Ее место занимает здесь идея вечного творения, а также идея скоротечности инезначительности человеческой жизни в сравнении с космической историей. Мирнаходится в бесконечном круговороте, он не имеет ни начала, ни конца, никонечной цели. Но наряду с этим миром существует иной, божественный мир,неподвижный и вечный, в обезличенном облике «мира закона». Вечно меняющийсяземной мир (сансара) лишь подчеркивает этот покой и неизменность. «Мировойзакон» реализует себя через моральное поведение людей. После смерти, взависимости от нравственного содержания прожитой человеком жизни, душа подновым именем и в новой форме вновь обретает жизнь, возможно, в более низкомсоциальном статусе, диапазон возможных перерождений очень широк. Ни в однойдругой религии посмертная судьба человека не обусловлена столь жестоко егособственными действиями и помыслами (кармой). Здесь нет Бога, которого можнобыло бы умолять о помиловании, здесь невозможно «стереть» грехи жизнипокаянием, — здесь есть лишь личная карма и «мировой закон», который«сработает» четко и неумолимо. Но зато здесь нет и вечной смерти (христианскогои мусульманского ада), — здесь есть только вечная жизнь во всем многообразии еепроявлений, бесконечная цепь рождений и смертей, бесконечное «вращение» всехживых существ в кругу перерождений.

 
2.Древняя Индия
Индия — одна из колыбелейчеловеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности.
Первыми жителями ДревнейИндии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленныеплемена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями,культурой.
Первые известные намцентры индийской культуры Хараппа, Мохенджо-Даро и др. существовали уже в ІІІтыс. до н.э. на берегах Инда. Культура Хараппы стала основой, базой дальнейшейкультурной и общественной эволюции. Археологами найдены многочисленныекаменные, медные, бронзовые орудия труда и оружие, свидетельствующие об уменииобрабатывать металлы, развивать земледелие, знании многочисленных ремесел,письменности, десятичной системы счисления.
В религии эпохиХараппской культуры обнаружены элементы, вошедшие в более поздние религиозныепредставления. Во 2 тысячелетии начали складываться те важные религиозныетрадиции, которые к началу 1 тысячелетия получили литературное оформление,именуемое в истории индийского мировоззрения и ритуальной практики ведами.
 
3.Ведизм
Ведизм, или ведийскаярелигия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, втом числе и буддизма. К ним можно отнести представление о том, что всесуществующее живое связано между собой во времени постоянными переходами изодного телесного состояния в другое (переселение душ или перевоплощение),учение о карме, как о силе, определяющей форму этих переходов. Устойчивымиоказались состав пантеона богов, а также вера в ад и рай. В более позднихрелигиях были развиты многие элементы ведийской символики, почитание некоторыхрастений и животных, большинство бытовых и семейных обрядов. В ведийскойрелигии уже отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенстволюдей, объявляя, что деление людей на варны (касты в древней Индии) установленовысшим божеством — Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась учением окарме — тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им впрежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным богами,и приравнивала покорность властителям к выполнению религиозного долга. Дажеобильные жертвоприношения, доступные лишь богатым и знатным, свидетельствовалиякобы о большей близости последних к миру богов, а для низших варн многиеобряды были вообще запрещены. Действительного развития она достигла во 2 тыс.до н.э., в эпоху «Ригвед». На основе большого сборника«Ригвед» была создана своеобразная духовно-мировоззренческая системаиндуизма, ставшая важнейшей частью индийской культуры. В эту же эпохуосуществлялся раздел общества на касты. Каста — это явление, без которого невозможнопонять характер и своеобразие индийской культуры. В «Ригведах» былиоснованы морально-правовые мотивы раздела общества на 4 касты: Брахманов(жрецов); Кшатриев (волхвов); Вайшвив (землеробы); Шудры (слуги). Былавыработана целая система жизни и поведения человека в зависимости от касты.Например, законным считался брак в пределах одной варны (эндогамия), это жеотносилось и к выбору профессии, занятия определенным ремеслом. Индийская каста- это результат длительного процесса становления производственных, правовых икультурных отношений между людьми, которые разделены между собойпроисхождением, профессией, обычаями и законами. Период с середины II тыс. дон.э. до первой половины I тыс. до н.э., получивший в истории названиеведийского, отмечен образованием классового общества и государства. Крупныедостижения в области производства привлекли за собой расслоение общества. Ведизмотражал сравнительную неразвитость антагонистических противоречий в индийскойобщине, сохранение значительных элементов племенной раздробленности иисключительности. К середине 1_го тысячелетия до н.э. эти чертыпатриархальности приходят во всё более резко выраженное противоречие с такимикрупными сдвигами в общественных отношениях, которые и являлись основнойпричиной возникновения буддизма.
 
4. Буддизм
Буддизм — самая ранняя повремени появления из «мировых» религий — играл и играет в истории народов Азииочень крупную роль, во многом аналогичную той, какая была суждена христианствув Европе, исламу на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке. Первыеписьменные памятники надписи царя Ашоки (Ш в. до н.э.) относятся ко времени,когда буддизм уже представлял собой сложившуюся религию, со своей оформленнойорганизацией, догматикой, традицией. Слово «буддизм» говорит нам, что основателемэтого учения был Будда. Вместе с тем слово «Будда» является производным; отсанскритского корня «будх» (будить, пробуждаться) и обозначает переход отспящего, затемненного сознания к пробуждению, к просветленному сознанию. Словом«Будда» обозначается любое существо, чье сознание находится в активномсостоянии, а что такое активное состояние разума, об этом можно узнать изучения Будды. Под этим именем чаде всего имеется в виду царевич Готама(Гаутама), который жил по официальной традиции, в 623/24 — 543/44 гг. по мнениюбольшинства ученых, между 560 — 480 гг. до н.э. в Северной Индии.
Самибуддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды,однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традициинаиболее старой буддийской школы — тхеравады, Будда жил с б24 по 544 г. до н.э. В соответствии с этой датой в 1956 г. отмечалось 2500-летие буддизма. Понаучной версии, принимающей во внимание греческие свидетельства о датекоронации знаменитого индийского царя Ашоки, время жизни основоположникабуддизма — с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизмапридерживаются более поздних дат: 488—368 гг. до н. э. В настоящее времяисследователи пересматривают даты правления Ашоки и в связи с этим даты жизниБудды.
Родина буддизма — Индия(точнее, долина Ганги — одна из наиболее экономически развитых частей страны).Самой влиятельной религией Древней Индии был брахманизм. Его культовая практикасостояла в основном из жертвоприношений многочисленным богам и сложныхритуалов, сопровождавших практически любое событие. Общество делилось на варны(сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев(воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия).Буддизм с момента своего возникновения отрицал действенность жертвоприношения ине принимал деления на варны, рассматривая общество как состоящее из двухкатегорий: высшей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати (домохозяева —люди, владевшие земельной и прочей собственностью), и низшей — она включалалюдей, обслуживавших господствующие слои.
На территории Индии вVI—III вв. до н. э. существовало множество небольших государств. ВСеверо-Восточной Индии, где проходила деятельность Будды, их было 1б. По своемуобщественно-политическому устройству это были либо племенные республики, либомонархии. Они враждовали между собой, захватывали территории друг друга, и ужек концу жизни Будды многие из них были поглощены набиравшими мощь государствамиМагадха и Кошала.
В те времена появилосьмножество аскетов — людей, не имеющих собственности и живущих подаянием. Именносреди аскетов-отшельников и зарождались новые религии — буддизм, джайнизм идругие учения, не признававшие ритуалов брахманов, видевшие смысл не впривязанности к вещам, месту, людям, а в сосредоточении целиком на внутреннейжизни человека. Не случайно представителей этих новых учений называли шраманами(“шра-мана” означает “совершающий духовное усилие”).
Буддизм впервые обратилсяк человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени илиопределённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизмаБудда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшегодуховного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личныезаслуги. Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрогочеловека независимо от его происхождения. Как и другие религии, буддизм обещаетлюдям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования —страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертиядуши, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла встремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрениябуддизма и других индийских религий — это лишь бесконечная чередаперевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения приняттермин “сансара”.
Буддизм учит, чтосущность человека неизменна; под влиянием его поступков меняется лишь бытиечеловека и восприятие мира. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность,унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость.Таков закон кармы(морального воздаяния), который определяет участь человека и в этой жизни, и вбудущих перевоплощениях. Этот закон составляет механизм сансары, который называетсябхавачакра — “колесо жизни” (оно же круговорот бытия или круг сансары).Цель буддиста — жить так, чтобы оставлять как можно меньше кармических следов.Это значит, что его поведение не должно зависеть от желаний и привязанности кобъектам желаний.Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении откармы и выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшегоосвобождения, называется мокшей, а в буддизме — нирваной.
Люди, поверхностнознакомые с буддизмом, считают, что нирвана — это смерть. Неверно. Нирвана — этопокой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним изначительной части эмоций, желаний, страстей — всего того, что составляет жизньобычного человека. И всё же это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве,жизнь совершенного, свободного духа.
Буддизм не относится ни кмонотеистическим (признающим единого Бога), ни к политеистическим (основаннымна вере во многих богов) религиям. Будда не отрицает существования богов идругих сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада, богов в видеживотных, птиц и т. п.), но считает, что они тоже подчинены действию кармы и,несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного —избавиться от перевоплощений. Только человек способен “встать на путь” и,последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны.Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родитьсяв человеческом облике. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа:будды — люди, достигшие Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы— те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям.
Важнейшим для буддистовявляется понятие дхармы — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину,которую он открыл всем существам. “Дхарма” буквально означает “опора”, “то, чтоподдерживает”. Слово “дхарма” означает в буддизме моральную добродетель, преждевсего — это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должныподражать. Кроме того, дхармы — это конечные элементы, на которые, с точкизрения буддистов, разбивается поток существования.
В своей первой речи послеПросветления Будда сравнивает способности разных людей к постижению Дхармы сразнообразием лотосов в пруду: “И оглядев мир своим оком Просветлённого,Благословенный, преисполненный сочувствия ко всем живым существам, увиделсущества, умственный взор которых лишь чуть запорошён пылью, и существа, чейумственный взор покрыт густым слоем пыли; увидел существа с остройвосприимчивостью и с восприимчивостью вялой, существа, имеющие благоприятнуюформу, существа, легко поддающиеся внушению и трудно поддающиеся внушению, атакже увидел существа, пребывающие в страхе перед иным миром и в страхе передгрехом.
Разные цели преследуют ибуддийские проповеди. Высшей целью всегда остаётся нирвана, но достичь еётрудно — это под силу лишь самым упорным и одарённым. Проповедь своего ученияБудда начал с “четырёх благородных истин”: о страдании и причине страдания, обустранении причины страдания и о пути к прекращению страданий. Обращаясь кученикам (бхикшу), он говорил: “А вот, бхикшу, благая истина о том, чтосуществует страдание. Рождение — страдание, старость — страдание, болезнь —страдание, смерть — страдание; соединение с тем, что неприятно, — страдание;разъединение с тем, что приятно, — страдание; когда нет возможности достичьжелаемого — это тоже страдание.
Культура поведения — этопять (или десять) основных заповедей (панчашила): не убей, не беричужого, не лги, не пьянствуй, не прелюбодействуй; а также добродетели щедрости,благонравия, смирения, очищения и т. п.
Культура медитации — этосистема упражнений, ведущих к достижению внутреннего умиротворения,отстранённости от мира и обузданию страстей.
Культура мудрости —знание четырёх благородных истин.
Из всех четырёхблагородных истин именно восьмеричный благородный путь составляет главноесвоеобразие буддизма. Будда не просто говорит о возможности освобождения, но иуказывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды,способен достичь свободы и сам стать буддой. Всё это очень отличается от другихизвестных религий — ни одно религиозное учение не признаёт, что человек можетсвоими усилиями сделать себя богоподобным существом. Встав на этот путь, можноприйти к высшей цели человека — выходу из круговорота перерождений (сансары), азначит, к прекращению страданий и достижению состояния освобождения — оно иесть нирвана. Следование только моральным заповедям приносит лишь временноеоблегчение.
С момента возникновения буддизмпрошёл три основные стадии: начинался он как монашеская община, проповедовавшаябегство от реальности (эскапизм), затем превратился в своего родарелигию цивилизации, объединившую различные культуры и традиции многих странАзии, и, наконец, стал культурной религией, т. е. религией, формирующейкультуру, по-разному вошедшей в культурные традиции многих стран и народов.
Буддизм относится кполитеистическим религиям, в которых нет единого бога-творца. Согласно буддизмусуществует множество миров и пространств, в которых жизнь постоянноэволюционирует от зарождения до гибели и нового возрождения и так добесконечности. На идее перерождения держится вся структура буддийскогомировоззрения с ее космогоническими и космологическими представлениями. В буддизменаиболее разработаны три концепции: концепция «колеса жизни», приводимого вдвижение законом зависимого происхождения; концепция Восьмеричного, илисрединного, пути; концепция Нирваны, или вхождения в космическое тело Будды.Все три концепции непосредственно связаны с трансформацией сознания человека, спереходом от корпускулярного логического мышления к волновому образномумышлению, последнее развивается в процессе медитации (самадхи, випассана,дхьяна, йога).
5. Культура.Искусство. Архитектура
Главным образом культураДревней Индии развивалась в северной части Индии. Культура Древней Индии началаскладываться уже в период разложения первобытнообщинного строя, т.е. в Ш тыс.до н.э. В своем развитии искусство Древней Индии было связано с другими художественнымикультурами Древнего мира: от Шумера и до Китая. В изобразительных искусствах иархитектуре Индии (особенно в первые века н.э.) проявились черты связи сискусством Древней Греции, а так же с искусством стран Средней Азии; последниев свою очередь восприняли многие достижения индийской культуры. Первыеизвестные нам произведения индийского искусства относятся к периоду неолита.Археологические находки в долине Инда открыли древнейшие культуры, восходящие к2500 — 1500 гг. до н.э. Важнейшая из них обнаружена в поселениях Махенджо-Даро(в Синде) и Хараппа (в Пенджабе) и относятся к бронзовому веку. Найденныепамятники свидетельствуют о развитии ремесленного производства, наличииписьменности, а так же и о торговых отношениях с другими странами. Начатыми в1921 г. раскопками открыты города со строгой планировкой улиц, которые тянулисьпараллельно с востока на запад и с севера на юг. Города обносились стенами,здания строились высотой в 2-3 этажа, из обожженного кирпича, штукатурилисьглиной и гипсом. Система водостоков этих городов была самой Совершенной вдревнем мире. Предметы бронзового литья, ювелирного и прикладного искусстваотличаются большим мастерством исполнения. Многочисленные печати с искуснойрезьбой указывают на сходство культуры долины Инда с культурой Месопотамиивремен Шумера и Аккада. Вероятно, Древняя Индия была связана с ними торговымиотношениями. На изображениях на печатях уже наметились многие иконографическиечерты, развитые в дальнейшем в искусстве Индии. Изображения животных на печатяхвыполнены очень тонко и с большой набожностью: горный козел, круто повернувшийголову с длинными рогами; тяжело ступающий слон, величественно стоящийсвященный бык. Для древней художественной культуры характерны а две статуэтки:жреца и танцовщицы. Статуэтка жреца, предназначенная, вероятно, для культовыхцелей, сделана из белого стеатита и выполнена с большой долей условности.Одежда, закрывающая все тело, украшена трехлистниками. Лицо с очень крупнымигубами, условно изображенной бородой, уходящим назад лбом и продолговатымиглазами, выложенными кусочками раковин. Фигура танцовщицы, сделанная из серогошифера, мужской торс из красного камня и отдельные скульптурные головыотличающиеся большой пластичностью и мягкостью моделировки, передачей свободногои ритмичного движения. Указанные черты связывают искусство этого времени синдийской скульптурой последующих периодов. Большим разнообразием отличаютсякерамические изделия. Блестящие лощеные сосуды покрывались орнаментом, вкотором сочетались животные и растительные мотивы: условно выполненныеизображения птиц, рыб, змей, коз и антилоп среди растений. Обычно росписьнаносилась черной краской по красному фону. Многоцветная керамика встречаласьреже. Культура Мохенджо-Даро погибла в середине 2 тысячелетия до н.э. врезультате вторжения в долину Инда племен Ариев, стоявших на более низкойступени развития. Последующий период известен нам по древнейшему литературномупамятнику Индии — Ведам. В Ведах есть некоторые сведения об архитектуре тоговремени. Селения индийских племен состояли из круглых в плане деревянныхпостроек с полусферическим перекрытием и планировались, как города Мохендж-Дарои Харапца; их улицы пересекались под прямым углом и были ориентированы почетырем странам света. Божества: Брахма — созидатель, Вишну — охранитель, Щива- разрушитель, Индра — покровитель дарской власти с сонмом других богов, духови гениев, стали постоянными образами в последующем искусстве Индии.Литературные источники описывают относящееся к 1-у тысячелетию до н.э. строительствогородов, разделенных на 4 части соответственно делению населения на Варны.Постройки в городах были главным образом деревянными, камень применялся мало. Оразвитости архитектуры этого времени может дать представление следующееописание в Махаб-харате: «Он (стадион для игр и состязаний) был со всех сторонокружен загородными дворцами, искусно выстроенными, высокими, подобно вершинегоры Кайласы. Дворцы были снабжены жемчужными сетками (вместо окон) и украшеныполами из драгоценных камней, которые соединялись с лестницами, легкими дляподъема, и были уставлены сотни просторных дверей. Они блистали ложами исидениями. Отделанные во многих своих частях металлом, они напоминали собойвершины Хима-лая». Произведения изобразительного искусства от конца П досередины 1 тысячелетия до н.э. не сохранились. Для периода 322 — 232 гг. дон.э. характерно строительство дорог и городов. Дворец царя Дшоки из династииМаурья представлял собой деревянное здание в несколько этажей, стоявшее накаменном фундаменте и имевшее 80 колонн из песчаника. Дворец был богато украшенскульптурой и резьбой. В трех этажах один над другим размещались огромные залы,щедро декорированные живописью, драгоценными камнями, золотыми и серебрянымиизображениями растений и животных и т.п. По фасаду тянулся длинный рядкилевидных арок, чередовавшихся с балконами на столбах. От дворца к Гангутеррасами спускались сады с фонтанами и бассейнами. Позже, появление буддизмаповлекло за собой возникновение каменных культовых сооружений, служивших пропагандеего идей. При Дшоке в культовых сооружениях широко использовались ужесложившиеся традиции архитектуры. В скульптуре, украшавшей храмы, отразилисьдревнейшие легенды, мифы и религиозные представления. Одним из главных видовбуддийских культовых памятников были ступы. Она представляли собой сложенные изкирпича и камня полусферические сооружения, лишенные внутреннего пространства,по облику восходящие к древнейшим погребальным холмам. Она воздвигалась накруглом основании, но верху которого был сделан круговой обход. На вершинеставился кубический «божий дом», или реликварий из драгоценного металла (золотаи др.). Над реликварием возвышался стержень, увенчанный убывающими кверхузонтами — символами знатного происхождения Будды. Лаконичность и монументальностьтяжелых и мощных форм характерны для культового зодчества Маурья. Ступа в Санчипостроена из кирпича и снаружи облицована камнем, на которых первоначально былнанесен слой с выгравированными рельефами буддийского содержания. Каменныеворота сплошь покрыты скульптурой. Эта скульптура напоминает резьбу по дереву ислоновой кости. Ворота представляют собой два массивных столба, несущих 3пересекающие их наверху перекладины, расположенные одна над другой. На верхнейперекладине помещались фигуры гениев — хранителей и буддийские символы. Вархитектуре Индии, относящейся ко времени I — III вв. н.э., происходятизменения в сторону большей декоративности форм. Строительным материаломстановится кирпич. К периоду Гупта относится создание одного из самых выдающихсяпамятников художественной культуры Древней Индии — росписей храмов Аджанты. Впериод Гупта завершается работа над архитектурным трактом «Манасара», собравшими зафиксировавшим традиционные правила прошлых веков. В целом в архитектуреконца V — VI вв. происходит усиление декоративности, наблюдается известнаяперегруженность наружных стен скульптурным декором и мелкой резьбой. Однако приэтом сохраняется еще ясность архитектоники. Одним ив лучших художественныхансамблей, создаваемых в период с III в. до н.э. и до VII в. н.э, былибуддийские храмы Аджанты, находящиеся в центральной Индии (нынешняя провинцияБомбей). Эти храмы были вырублены в почти отвесных скалах живописной долины надрекой Вагхо-ра. Фасады пещерных храмов пышно декорированы скульптурой. Нишистен заполняет большое количество статуй Будды. В структурных памятникахАджанты видно развитие традиций прошлого и в содержании, и в трактовке образов.Но здесь эти образы предстают уже более зрелыми по мастерству, более свободными совершенными по форме. Внутренние помещения храмов Аджанты покрыты росписями,в которых мастера выразили с большой силой богатство, сказочность и красотусвоей художественной фантазии. Сюжетами росписей являются легенды из жизниБудды, сплетенные с древними индийскими мифологическими сценами. Росписи полнысамых живых и непосредственных наблюдений и дают богатый материал для изученияжизни Древней Индии. В пещерном храме N 17 изображен Будда, встречающий жену исына. Условность изображения проявляется в том, что фигура Будды показанаогромной сравнительно с фигурами его жены и сына. Этой росписи свойственнапростота, гармоничность и спокойная ясность.
 Древнейшие памятникииндийской литературы -Веды в течение многих столетий оставались незаписанными,и до сих пор не обнаружено самой письменности ведийского периода, В связи отрадицией заучивания наизусть и комментирования огромное количество священныхтекстов, язык которых становился все менее понятным, в Индии очень рано сталиразвиваться такие дисциплины как фонетика, этимология, грамматика. В У-ГУ вв.до н.э. была создана грамматика санскрита Папини — величайшее достижениеязыкознания древнего мира; некоторые идеи Папини были вполне оценены и развитылишь в структурной лингвистике XX в.
: В последние столетия дон.э. широко распространяется грамотность, особенно среди горожан. Точнодатированные памятники письменности относятся лишь к Ш в. до н.э. (эдиктыАшоки), но в это время она столь совершенна, что предполагает несколько вековпредварительного развития. Брахми — алфавит эдиктов Ащоки — возник, возможно,на основе какого-то вида семитского письма) но отличался от последнегообозначением гласных звуков и фонетически правильным расположением алфавитныхзнаков.
Древняя Индия подариламиру эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», творчествописателя Калидасы, сборник рассказов и притч, основанных на фольклорномматериале «Панчатантра». Сохранившаяся религиозная архитектура первыхвеков нашей эры представлена пещерными храмами (индуистскими, буддийскими иджайнскими), ступами, в которых по преданиям хранились реликвии Будды. Изпещерных храмов наиболее значимыми являются комплексы в Карле и Эллоре. К 5 в.относится наземный индуистский храм в Санчи. Храмы в скалах с 3 в. до н.э. по10 в. н.э. Более 1 тыс. пещерных храмов. Ступа и храм в Санчи 3 в. до н.э.
В V в. н.э. выдвигаетсявеличайший драматург древней Индии Калидаса. Из его драм особую известностьполучила “Шакунтала”, названной по имени главной героини, прекраснойотшельницы, которую любил царь.В деревней Индии сложились различные философскиешколы, в том числе и материалистические. Так, согласно учению чарвака,единственным источником познаний является опыт. Полностью отвергается стольраспространённое в Индии учение о переселении душ, и сама душа признаётся неотделимойот тела.
Как и в других странахирригационного земледелия, большого развития достигли в Индии астрономия иматематика. Здесь был создан своеобразный солнечный календарь. Год состоял из360 дней, причём для уравнения с астрономическим годом каждые пять добавлялсявисокосный месяц.
В V-VI в. н.э. Индийскимучёным была известна шарообразность Земли и закон земного притяжения, а такжевращение Земли вокруг своей оси. В средние века эти научные открытиязаимствовали у индийцев арабы.
Ещё в протоиндийский период(III-II тысячелетия до н.э.) в долине Инда уже сложилась десятичная системаисчисления. В дальнейшем математика достигает уровня, превосходящего внекоторых отношениях другие древние народы. Так, только в Индии употреблялсязнак, обозначающий нуль. Цифры, которые мы называем арабскими, противопоставляяих римским, на самом деле изобретены древними индийцами и перешли от них карабам. Также и арабская алгебра испытало влияние индийской.
Древнеиндийские химикидобывали серную, соляную и азотную кислоты. Врачи стремились выработатьопределённую систематизацию болезней и создали теорию основных соков организма.Наличие в Индии многих языков и наречий сделало необходимым филологическиеисследования. Учёный брахман Панини, живший в V-IV в. до н.э., создал грамматику“очищенного”, т.е. литературного языка (санскрита).
Наиболее замечательнымипамятниками древнеиндийской архитектуры являются здания с куполами (ступы) иоригинальные пещерные храмы. В пещерных храмах Аджанты сохранилисьзамечательные по своему реализму многокрасочные фрески (I-III в. н.э.).Сосредних веков появляются дворцы и крепости Бхубанешваре. С XII в. послезавоевания Индостана мусульманами (арабами) появляются мечети, мавзолеи,медресе. С приходом колонизаторов (англичан, французов) появляется купольнаяархитектура XVII в. Тадж-Махал в Агре (1630 — 1652) с продолжениеммусульманского влияния. Наиболее известными памятниками живописи являютсястенные росписи в буддийском храме Аджанты, состоящем из 29 пещер.Значительными были успехи древних индийцев в математике, астрономии, медицине.Древнеиндийская система обозначения чисел легла в основу современнойарифметики. Алгебраические сочинения математиков в средние века былииспользованы арабскими учеными.

 
Заключение
 
Индо-будистская культураположила начало новой религии. Это, безусловно, была религия (слово «религия»происходит от слова religare — связывать), ибо она связывала людей со спасающейзапредельностью, объединяла в священном почитании запредельного как конечнойцели. И все же это была странная, необычная религия. В самом ее начале не былони молитв, ни специфических обрядов. И самое главное, в ней не было Бога, тогосамого Бога, который сосредоточивает в себе всю полноту жизненных смыслов.Правда, буддизм не отрицал существование множества почитаемых ранее богов идемонов, но выше их всех по святости и силе стоял просветленный аскет, навсегдасбросивший иго Универсальность и гибкость буддизма позволили емураспространиться по всему миру. Буддизм выразил себя в многообразныхнаправлениях восточной философии, в искусстве, в различного рода боевыхискусствах (это прежде всего относится к чань — или дзенбуддизму). Буддизм сего обещанием полного освобождения от собственного «Я» и всех связанных с нимпроблем нередко обретает последователей и на современном Западе. Большей частьюэто есть выражение смыслового кризиса: люди питают иллюзорную надежду, будтоможно легко обрести радикальное решение своих духовных проблем на путях чужойкультуры. Убежденность в том; что счастье одного человека или отдельной странынеотделимо от интересов всех народов, что личность может достигнуть гармониилишь в том случае, если она будет подкреплена социальной гармонией во всеммире, что согласование интересов граждан внутри отдельного государствапредполагает и согласование интересов различных государств, — является исходнымпунктом всех внешнеполитических концепций, созданных в рамках индо-буддийскогомиропонимания. Именно оно вооружило человечество концепцией «панча шила» («пятьпринципов») — основополагающими принципами взаимоотношений государствсовременного мира, без которых уже немыслимо его дальнейшее развитие. Древнеиндийская культура оказала большое воздействие накультуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались страдициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные иторговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появилиськультурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, ДальнимВостоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культурысказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал издревнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние накультуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились наоснове индийской, в местные языки вошло много индийских слов.
В более поздние эпохииндийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейскихписателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг, И.Гете, Г.Гейне, Г.Гессе, С.Цвейг,.Толстой, Р.Ролан, У.Уитмен, Г.Лонгефелло, Г.Торро. В России в 1778 году сдревнеиндийского был сделан перевод «Бхагавдгиты»; 1792 году Карамзин перевелсцены из поэмы «Шакунтала» и сравнил Калидасу с Гомером. Переводамидревнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев,Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этойсвязи отводится семье Рерихов.

 
Список литературы:
 
1) Л.С. Васильев«История Востока», Москва, «Высшая школа», 1994 г. 2) «Историярелигий», т. 2, Москва, 1988 г.
3) А. Н. Кочетов«Буддизм», Москва, «Наука» 1983 г.
4) К.А. Антонова “История Индии”,, Москва1993 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.