Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Символика в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" (сон Татьяны) (вариант 2)

Символика в романе А. С. Пушкина«Евгений Онегин» (сон Татьяны) (вариант 2)
Резчикова И. В.
Символысновидения являются частью непознанного языка человеческого подсознания. В этомпричина таинственности их значения.  В литературном произведении этот языкопределяет автор, создавая контекст-ключ к разгадке символического значениясна. В «Евгении Онегине» таким контекстом-ключом является, во-первых,макроконтекст произведения и, во-вторых, русская языческая символика, накоторую опираются все обряды святочного гадания, в том числе и вещий сон.Контекст определяет также функция обрядового сна 1) раскрывать внутренний мирсновидца (Татьяны) и того, на кого он гадает (Онегина); 2) открывать будущее всудьбе этих людей. Так как символ является главной составляющей сна, рассмотримструктуру его лексического значения.  Символ, как знак, имеет своё означающее исвоё означаемое. Означающее символа — конкретный чувственный образ, имеющийнепосредственную связь с экстралингвистической реальностью. К примеру, огонь — символ души — может быть представлен не только как абстрактное пламя, но и каксвеча, искры, костер, пожар, очаг в доме и пр. Означаемое — некое значение,преимущественно абстрактное. Кроме того, означаемое часто представляет собоймногозначную структуру. Например, огонь — символ 1) жизни и плодородия; 2) души(в том числе и усопшего); 3) страстей, испытываемых душой человека; 4) зрениякак уподобление дарящему свет небесному огню — солнцу. Особенность символазаключается в том, что контекст редко снимает данную многозначность, так чтососуществует несколько параллельных символических значений, создавая«бесконечную смысловую перспективу». Между означающим и означаемымустанавливается семантическое отношение, или «связка». Важнейшимусловием связки является изоморфизм означаемого и означающего: структурачувственного образа (означающего) определяет логику построения символическогозначения (означаемого). Следовательно, семантическое отношение в одинаковойстепени распространяется как на все целое, так и на отдельные компоненты,формируя «бесконечный ряд единичных проявлений той общности, из которойсостоит символ. Вот почему в толковании символа значимым будет не только сампредмет, но и его детали, а также отношения между ними. Например, в словаре Х.Э. Керлота дом — символ тела человека. При этом фасад дома — внешний обликчеловека, крыша и верхние этажи — голова и разум, подвал — бессознательноеначало и инстинкты.  Семантическое отношение между означающим и означаемымраспространяется не только на части целого, но и всё, что прямо или косвенноимеет отношение к означающему, включая не только естественную связь междупредметами в реальной действительности, но и образное употребление слова.Например, солнце, молния и звезды в народном сознании ассоциировались снебесным огнем, поэтому все значения, присущие огню как символу, закрепляются иза данными словами.  Если означающее — субъект или объект, участвующий вкаком-либо действии, явлении, состоянии, то семантическое отношениераспространяется и на действие. Например, об огне: если горит ровным яркимпламенем, то предвещает здоровье и счастье (огонь — символ жизни и чувства), аесли слабо или затухает — то болезнь или даже смерть. На основе символизации действиярождаются приметы. Так, если у жениха и невесты погаснет под венцом свеча — кнесчастью в семейной жизни или даже к смерти одного из них.
Такимобразом, важнейшей особенностью символа является его способность порождать всеновые и новые символические значения. Символ — порождающая модель, котораяраспространяет исходное семантическое отношение не только на всю систему, но ина отдельные её элементы, а также на все, что прямо или косвенно имеет к нейотношение. В этом источник многозначности символа.
Символическийсюжет — сон Татьяны Лариной — следует рассматривать как один сложный символ,представляющий собой систему чувственных образов (означающее), выбор исоотношение которых значимо. Наша задача — определить означаемое в рамкахустановленного автором и народной традицией контекста.
Очевидно,что система чувственных образов изоморфна структуре значения сна. Принципоморганизации системы чувственных образов является пространственно-временнойконтинуум. Сон Татьяны — некая символическая действительность, созданная наоснове ряда опорных символов: снег, лес, ручей, мост, медведь, избушка, Онегин.Они подобраны таким образом, что образуют пространство и сюжет сна: Татьяна,перейдя через мост и встретив медведя, бежит по заснеженному лесу и попадает вхижину Онегина. Остановимся на толковании опорных символов.
Одиниз важнейших символов сна — »зима" и слова, которые можно объединитьв тематическую группу с общей семой 'холодный': «снег»,«сугроб», «лед», «метель». Согласно сюжетусновидения, Татьяна идет сначала по «снеговой поляне», затем по«жердочкам, склеённым льдиной», переходит протекающий в сугробахручей, «не скованный зимой», и попадает в заснеженный лес, где«дороги нет; кусты стремнины Метелью все занесены, Глубоко в снегпогружены». Первое значение данных символов — 'смерть'. Если в народныхпредставлениях лето, солнечный свет, тепло и огонь ассоциировались с радостью ижизнью, то зима со всеми своими атрибутами — снегом, льдом, метелью — с печальюи смертью. Например, в народной загадке о земле и снеге: «Ни хилела, ниболела, а саван надела». Или о снеге: «Увидел мать, умер опять».Так, в описании смерти Ленского надвигающаяся кончина героя сравнивается сглыбой снега, которая катится с вершины горы: «Так медленно по скату гор,На солнце искрами блистая, Спадает глыба снеговая…Младой певец нашелбезвременный конец». Смерть друга не оставляет Онегина и во сне: "…наталом снеге, Как будто спящий на ночлеге, Недвижим юноша лежит". Какмодель, это семантическое отношение является источником символизации сюжетныхперипетий и деталей сна.
Бытьскованным льдом — значит быть скреплённым смертью. По сюжету сна Татьянапереходит ручей по мостику: «Две жердочки, склеены льдиной, Дрожащий,гибельный мосток, Положены через поток…». Разгадка этого символа в описаниимогилы Ленского, где две сосны действительно «скреплены смертью»,т.е. под ними похоронен Ленский: «Две сосны корнями срослись; Под нимиструйки извились Ручья соседственной долины», «и слышен говорключевой, — Там виден камень гробовой В тени двух сосен устарелых». Всвязи с этим «гибельный» означает «предвещающий гибель».
Снегне просто деталь сна, это принцип организации пространства, поэтому оказаться взаснеженном лесу — значит попасть в царство смерти, т.е. в потусторонний мир,мир душ. Данное значение подкрепляется другим символом — лес. Лессимволизировал блаженные райские сады, где должны водвориться после смерти душиправедных. Деревья — души усопших (вспомним традиционное сравнение человека сдеревом в русских народных песнях, загадках, сказках). Кроме того, смертьассоциировалась не только с холодом, но и с мраком, а значит и со сном, чтонашло отражение, например, в выражении «спать вечным сном» илипословице «сон смерти брат». Не удивительно, что, уснув, Татьянапопала сразу в царство мертвых.
Еслилес — царство душ, то хозяин леса — хозяин царства душ. Издревле хозяином лесасчитался медведь, которого называли и «лесником», и «леснымчертом», и «лешим», и «лесным архимандритом». Медведь- хозяин леса, а значит и проводник в царстве мертвых.  Ручей, через которыйТатьяна проходит в лес, символизирует границы царства мертвых. Считалось, чтодуши умерших, чтобы попасть в загробный мир, должны были сначала переправитьсячерез океан, реку или ручей. Связь ручья с идеей смерти подкрепляется семантикоймостка, предсказывающего смерть Ленского. Гибель поэта разлучило Татьяну иОнегина: «еще одно нас разлучило… Несчастной жертвой Ленский пал…».Вот почему «как на досадную разлуку Татьяна ропщет на ручей…».
Еслипервое значение символов «зима», «снег», «сугроб»,«метель» вносит в толкование сновидения тему смерти, то второезначение, наоборот, — тему брака. Снег — символ плодородия. Считалось, чтоснег, как и дождь, дарит земле и человеку силу плодородия. Поэтому белыйснежный покров нередко в древности сравнивали с белым покрывалом невесты:«Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня молоду платком (женишком)».По-видимому, глубокий снег, сугробы, в которых Татьяна вязнет, падает и где еёнастигает и берет её на руки медведь, предвещает будущее замужество.
Темубрака продолжают и следующие два символа — мост через ручей и медведь. Перейтидевушке через ручей — значит выйти замуж. Об этом древнем мотиве сна Татьяныписал А.А. Потебня в статье «Переправа через воду как представления обраке». В этой статье упоминается древнее святочное гадание на жениха:«Делают из прутиков мостики и кладут его под подушку во время сна,загадывая: „Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня черезмост. Медведь, который, подав лапу, переводит героиню через ручей, гонится заней и, поймав, приносит её к хижине Онегина — будущий жених Татьяны, то естьгенерал. Значение 'медведь-жених' издревле связано с тем, что в сознании народамедвежья шкура символизировала богатство и плодородие, и А.С. Пушкинподчеркивает, что медведь был “косматый», «большойвзъерошенный». В записях, собранных А. Баловым в Ярославской губернии:«Медведя видеть во сне предвещает женитьбу или замужество». В однойиз подблюдных песен: «Медведь-пыхтун По реке плывет; Кому пыхнет во двор,Тому зять в терем».
Еслимедведь — жених-генерал, то весь лес «в своей нахмуренной красе»символизирует светское общество (дерево- символ человека). Значение 'лес каксветское общество' возникло, по-видимому, на основе метафоризации семы'холодный': холодный — значит бездушный, фальшивый. Поэтическая традиция концаXVIII — начала XIX веков не редко эпитет «холодный» ставила рядом сословом «свет». В романе автор писал о Ленском: «от хладногоразврата света еще увянуть не успев, Его душа была согрета Приветом друга,лаской дев». Еще одна деталь подтверждает наше предположение. Медведьприносит Татьяну к хижине Онегина со словами «Здесь мой кум». Идействительно, в Москве, на приеме, генерал знакомит Онегина, «родню идруга своего», с Татьяной — своей женой. Возможно, Пушкин обыгрываетпереносное значение слова «кумовство»: «служебноепокровительство своим друзьям, родственникам в ущерб делу (неодобр.)».
Такимобразом, все три символа (снег, ручей с мостком, медведь) многозначны и вводятв толкование сна Татьяны одновременно две темы, определившие судьбу Татьяны, — смерть Ленского и брак с генералом.
Главныйсимвол сна Татьяны — хижина Онегина. Согласно сюжету сна, обессиленнуюпреследованием Татьяну медведь приносит к «шалашу»: «Вдруг междерев шалаш убогой; Кругом всё глушь; отвсюду он Пустынным снегом занесен, Иярко светится окошко…» Из контекста мы узнаем, что «шалаш» — вполне благоустроенная хижина, с сенями, столом и лавками, и что хозяин дома — Онегин — что-то празднует в компании страшных чудовищ, которых А.С. Пушкин называет«шайкой домовых». Хижина — «убогий домик, избушка, лачуга»Онегина. Слово произошло от древнерусского «хиўжа» (дом, жилье, повсей видимости, бедное, или хилое). Одно из значений слова «хижа» — шалаш. Вот почему в древнерусском языке и говорах (например, сибирских) слова«шалаш» и «хижина» могли называть один и тот же денотат. Домовой — «дух хранитель и обидчик дома»). Действительно, большинствовыбранных Пушкиным животных для изображения демонов имеют определенное отношениек культу русского домового. Так, например, на месте закладки фундамента новойизбы, закапывали голову петуха (ср.: «другой с петушьей головой»),чтобы задобрить домового. Кошка и коза («ведьма с козьей бородой» и«полукот») — животные, которые имеют шерсть — символ достатка и плодородия.Именно поэтому они посвящены духу дома. Шерстью козла окуривали избу, еслидомовой «сердился», а без кошки не обходилось ни одно новоселье.Таково значение слов «хижина» и «домовой» в контекстесюжета сна Татьяны. Обратимся к их символическому значению.
Первоезначение определено макроконтекстом произведения: хижина — дом самой Татьяны, адомовые — гости на её именинах. Названия некоторых демонов-«гостей»Онегина имеют прямую связь с гостями Татьяны на именинах. Так, некто с«петушьей головой» ассоциируется с «уездным франтикомПетушковым». Или, например, в «карле с хвостиком» легко узнатьХарликову («карла» зашифровано в фамилии гостьи путем перестановкибукв). «Череп на гусиной шее» в красном колпаке напоминает мосьеТрике, ночевавшего в фуфайке и старом колпаке. Самого Онегина А. С. Пушкинсначала называет «гостем» и только потом «хозяином». Сходносамо описание пира демонов в хижине Онегина и гостей на именинах Татьяны. В снеТатьяны: «Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ!»;на именинах: «В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц,Шум, хохот, давка у порога…».  Второе значение символов «дом» и«домовые» наиболее важно для раскрытия значения сна:«хижина» — Онегин, «домовые» — реалии его внутреннего мира.Дом как оболочка для очага (огонь в очаге — душа) ассоциировался с теломчеловека как оболочкой души. Так, например, в детской загадке про дом:«Стоит Вахромей, брови нахмурил». В загадке про окна в доме:«Стоит Фекла, глаза мокры».
Всовременном русском языке соотношение 'дом-человек' отражено, например, ввыражении «не все дома».
Символ«дом — человек, его душа» легло в основу центрального образастихотворения М. Ю. Лермонтова «Мой дом»: «До самых звезд онкровлей досягает, И от одной стены к другой Далекий путь, который измеряетЖилец не взором, но душой». В описании тела застреленного Ленского:«Теперь, как в доме опустелом, Все в нем и тихо, и темно; Замолклонавсегда оно. Закрыты ставни, окна мелом Забелены. Хозяйки нет. А где — Богвесть. Пропал и след». Здесь «дом» — тело без«хозяйки», то есть души.  Таким образом, Татьяна, попав в царстводуш, находит самую главную для неё — душу Онегина. Ведь именно тайна характераэтого человека заставила её гадать на святки.
Семантическоеотношение «дом — человек» является источником символизации не толькомногочисленных деталей дома, но и действий героев, их положения в пространстве.Хижина Онегина — зашифрованный в системе символов сложный психологическийпортрет главного героя. Вот детали этого необычного портрета.
1.Управление«домовыми» — властность Онегина. Если «домовые», — реалиивнутреннего мира Онегина, то весь эпизод управления демонами символизируетвластность сложной натуры героя: «Он знак подаст — и все хлопочут; Он пьет- все пьют и все кричат; Он засмеётся — все хохочут; Нахмурит брови — всемолчат». Эта же мысль и в эпиграфе к «Евгению Онегину»:«Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того ещё особенной гордостью,которая возбуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых,так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может,мнимого». Обращение Онегина с демонами можно сравнить с описаниемвластного царя из оды «Вольность» А.Н. Радищева: «Я властию могударить; Где я смеюсь, там всё смеется; Нахмурюсь грозно, всё смятется; Живешьтогда, велю коль жить».  2. Смотреть на дверь изнутри дома — избегатьсамого себя. («Онегинза столом сидит И в дверь украткою глядит»).Возможно, речь идет о хандре Онегина, заставившей его, «томясь душевнойпустотой», охладеть к жизни и ненавидеть самого себя. Так, перед дуэлью:«В разборе строгом, На тайный суд себя призвав, Он обвинял себя вомногом».
3.Смотреть в дверную щель хижины снаружи — пытаться понятьвнутренний мир Онегина.Согласно сюжету, Татьяна сначала «глядит тихонько в щёлку», потом«немного растворяет дверь» и, наконец, проникает в дом. Таксимволически описывается постепенное понимание Татьяной характера Онегина.Именно с этой целью после смерти Ленского и отъезда Онегина Татьяна отправитсяв поместье Евгения.
4.Проникнуть в дом — стать предметом мыслей и чувств. Появление Татьяны в хижинесимволизирует будущую любовь к ней Евгения. Интересно, что в своём сне ужевлюбленный Онегин (VIII глава) видит тот жесюжет: «сельский дом — и у окнаСидит она… и всё она!».  Появление в хижине Ленского, Ольги и весь эпизодубийства, по-видимому, символизирует тяжкое переживание Онегиным своей вины,муки совести: «Оставил он своё селенье, …где окровавленная тень Емуявлялась каждый день». Образ убитого Ленского будет преследовать Онегина вупомянутом выше сне: «То видит он: на талом снеге, Как будто спящий наночлеге, Недвижим юноша лежит, И слышит голос: „Что ж? Убит“.
5.Исчезновение „домовых“ — избавление от прежних пороков. „Шайкадомовых“ сначала „смутилась“, то есть встревожилась, а потом ивовсе скрылась после того, как Татьяна проникла в хижину. Очевидно, любовь кТатьяне изменила внутренний мир героя, избавив его от „демонов“.
6.Разрушение дома — болезнь Онегина. В финале сна „хижина шатнулась“. ВVIII главе влюбленный Онегин действительно заболеет: „Бледнеть Онегинначинает…Онегин сохнет — и едва ль Уж не чахоткою страдает“. Однако можнопредположить, что шатающаяся хижина символизирует не столько болезнь какфизиологическое явление, сколько огромную душевную трагедию, которую Онегин переживаетв финале романа, осознав безнадежность своей любви к Татьяне. Интересно, что наэпизоде разрушающейся хижины сон обрывается так же неожиданно, как на эпизодеобъяснения Татьяны и Онегина обрывается весь роман.
Всимволике дома снова прослеживается тема смерти Ленского. Потухший»светильник" — смерть: «Вдруг ветер дунул, загашая огоньсветильников ночных». Это еще одна модификация огня как символа души. Наего основе была создана эмблема погашенного факела — мотив, традиционный дляпоэзии XVIII века.
Танцующаяв присядку мельница — место смерти Ленского. Действительно, дуэль Онегина иЛенского состоялась за мельницей. Кроме того, народнопоэтическая традициясравнивала работу жерновов с битвою (Ср. в «Слове о полку Игореве»:«На Немиге…молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу оттела»,).
Итак,сон Татьяны можно разбить на две части: 1) события в лесу до появления хижиныОнегина, 2) события в хижине. В первой части опорные символы имеют двазначения, связанные с темами смерти и брака; каждое из них развивает своюсюжетную линию символического значения сновидения. Первое значение символоввносит в толкование сновидения тему смерти. Это не только предсказание смертиЛенского и печаль от разлуки с Онегиным, но и проникновение Татьяны в царстводуш, где её проводник-медведь подводит к самой главной душе — Онегину. Второезначение вносит тему брака: Татьяна выйдет замуж за генерала и будет жить всветском обществе, но брак для неё окажется несчастьем. Как мы видим, перваячасть сна рассказывает исключительно о судьбе Татьяны. Вторая часть сна — события в хижине — посвящены Онегину, его внутреннему миру, будущей судьбе.Семантическое соотношение «дом-человек» является источникомсимволизации многочисленных деталей дома, а также действий героев — Онегина,Татьяны, демонов и др. В результате мы многое узнаем о характере главногогероя: властолюбив и горд, при этом избегает себя и ненавидит. Кроме того,открываются некоторые подробности его будущего: любовь к Татьяне и избавлениеот «демонов», муки совести и болезнь, физическая и нравственная. Темасмерти Ленского характерна и для второй половины сна: мы узнаем о месте дуэли.
Список литературы
1.Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. — М., 1994. — Т.3. С. 197.
2.Арутюнова Н. Д. В сторону семиотики и стилистики. // Арутюнова Н. Д. Язык и мирчеловека. — М., 1998. — С.340-341.
3.Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.2. С. 12-18.
4.Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т. 3. С. 197.
5.Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т. 1. С. 194.
6.Лосев 1991: Лосев А. Ф. Логика символа. // Лосев А. Ф. Философия. Мифология.Культура. — М., 1991. — С. 258.
7.Арутюнова Н. Д. Указ. соч. — С. 340.
8.Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М., 1995. С. 166.
9.Керлот Х. Э. Словарь символов. — М., 1994. — С. 180.
10.Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.1. С. 175-194.
11.Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.3. С. 199.
12.Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.1. С. 239.
13.Даль В.И. Пословицы русского народа. В 2-х т. — М., 1994. — Т. 3. С. 644
14.Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.2. С. 320-325, 489.
15.Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.3. С. 36-42.1
16.Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.2. С. 336.
17.Лотман Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий/ Лотман Ю.М. Пушкин.С.-Петербург, 1995. — С.656.
18.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М., 1994. — Т.2. С. 311.
19.Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.3. С. 280.
20.Потебня А.А. Переправа через воду как представления о браке.// Потебня А.А.Слово и миф. — М., 1989. — С. 564.
21.Балов А. Сон и сновидения в народных верованиях. (Из этнографическихматериалов, собранных в Ярославской губернии) // Живая старина. 1891. Вып. IV.С. 210.
22.Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1993. — С.322.
23.Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2т. — М., 1993. — Т.2. С. 338-339.
24.Даль В.И. Указ. соч. — Т.4. С. 547.
25.Даль В.И. Указ. соч. — Т.1. С. 466.
26.Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.2. С. 105-119.
27.Детство. Отрочество.// Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. — М., 1994. — С. 408, 410.
28.БАС: Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. Т. 3. М.-Л.,1954. — Т.3. С. 958.
29.Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.3. С. 199.
30.Лотман Ю. М. Указ. соч. — С. 681.
31.Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.1. С. 297.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.repetitor.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.