План
1. Исторические условиязарождения ислама
2. Проповедь Мухаммеда и егожизненный путь
3. Современный ислам. Вероучения,раскол и секты ислама
Список литературы
1. Исторические условиязарождения ислама
Ислам, нарядус буддизмом и христианством, является одной из наиболее распространенныхрелигий, насчитывающих миллионы последователей в разных странах мира. Возникновениеединобожий религии – ислама в арабском обществе было обусловлено рядомсоциально-экономических и политических причин. На Аравийском полуострове,населенном в основном кочующими скотоводческими племенами арабов-бедуинов,происходили в ту пору важные изменения. Над родоплеменными или патриархальными,общинными отношениями и связями при разложении старого уклада стали преобладатьотношения, основанные на имущественном неравенстве. Особенно интенсивно этотпроцесс шел в городах. В ту пору через Западную Аравию (Хиджаз) проходилкараванный путь, что привело к появлению таких крупных городов как Таиф, Мединаи Мекка. В Мекке широко развернулась торговля и ремесло, и он превратился вкрупный политический центр. Это был перегрузочный центр на караванном пути из Йеменав Сирию, поэтому здесь появились купцы, имеющие рабов, и бедняков.
Однако распадмногих основ древнего общества обострил все виды общественных противоречий, велк разложению устоявшихся социальных связей, усилил конфликты между разнымислоями общества, между племенами, между кочевниками и оседлыми. Все это нашлоотражение в обостренном чувстве неустроенности, в фатализме, которыепронизывают, доисламскую арабскую поэзию. Это же стимулировало духовные исканияаравийцев, разочаровавшихся во многих старых богах.
В это времяусиливается связь между племенами, возникают союзы племен. Идея объединенияплемен находила все большее число сторонников среди племенной знати икупечества.
Различныечасти огромной по территории Аравии были объектами притязаний великих империйтого времени – Византии и Ирана. Ирану удалось захватить Йемен и установитьсвой контроль над транзитной торговлей, перекрыть пути, ведущие из Йемена черезХиджаз в Сирию, Палестину и Иран. Караванный путь стал проходить только черезИран. Это, а также нападение соседних государств и племен, приводит кэкономическому упадку и разорению многих арабских племен, увеличению числанеимущих, обострению внутри общества противоречий. Потребности времени делалинеобходимым политическое объединение разрозненных племен и создание арабскойгосударственности. Эту задачу осуществила религиозно-политическое движение подзнаменем ислама.
Верхамобщества, мекканским богачам, лишившимся значительных барышей от торговли,нужна была крепкая централизованная власть. Она дала бы возможность объединитьразрозненные части страны, ее города и оазисы, обеспечить национальнуюнезависимость, восстановить прежние караванные пути, вести завоевательныевойны. Но этому мешали старые племенные верования.
В начале 7века в Аравии люди поклонялись своим племенным территориальным богам, которыхдействительно было великое множество. Арабы признавали реальность и своих, ичужих богов. Жили на Аравийском полуострове и сторонники единобожия – иудеи ихристиане. Однако преобладало язычество, одним из важнейших его центров былаМекка. В центральной части города стояло знаменитое святилище Кааба –прямоугольное здание, в один из углов которого вделан «черный камень» — оплавившийся метеорит, считавшимся «волшебным» посланием людям с небес. ВокругКаабы были расставлены идолы большинства аравийских божеств. Это привлекло вМекку паломников из разных районов Аравии, что весьма способствовалопроцветанию торговли.
На фоне этихсобытий и возникает новая религия. Ислам – это стихийно возникшее религиозноеучение. Появлению ислама предшествовало распространение учения ханифов илиханифизма – ранней формы арабского монотеизма – единобожия. Ханифы – такназывали в Аравии благочестивых людей, исповедующих единобожие, отвергавшихпоклонение идолам и ведущим аскетический образ жизни, выступали в различныхчастях Аравии, но не принимали ни иудаизма, ни христианства. Они стали однимииз предшественников ислама.
Появлениеислама стало событием мировой истории. Ислам оказался идеологическим выражениеммногих глубинных процессов, происходивших в обществе. Он сумел аккумулироватьте процессы, которые происходили не только в Аравии, но и по всему БлижнемуВостоку, и дал толчок их развитию, дал людям новые ценностные ориентиры, новыеидеалы. Рождение ислама в Аравии было вызвано как общеисторическими причинами,так и реальным ходом духовной и социальной истории Аравийского полуострова.
Потребность видеологическом обосновании политических, экономических и социальных перемен,стремление к их развитию породили во всех частях Аравии сходные друг с другомявления: политические движения, стремившиеся объединить племена и города,противостоять внешним врагам. Во главе них становились люди, претендовавшие напрямую связь с божеством и обосновывавшие свою деятельность «божественным»вдохновением. Божество это представлялось им единым и единственным и называлосьРахман или Аллах. Оно «общалось» (прямо или через ангелов) со своими пророкамив трансах.
2. Проповедь Мухаммеда иего жизненный путь
Основательислама Мухаммед родился в 570 г. в Мекке, крупнейшем торговом и религиозномцентре доисламской Аравии. Он принадлежал к племени курейш, но происходил изобедневшего рода хашим. Его отец Абдалла умер после рождения сына (а по некоторымсведениям до появления сына на свет). Мать Амина по обычаю мекканцев отдалаМухаммеда кормилице-бедуинке, у которой он рос до 5 лет. Мальчику не было ишести, когда скончалась мать, и сироту приютил сначала дед Абдалмутталиб, апосле его смерти – дядя Абу Талиб. Хотя Абу Талиб занимался торговлей, однакоон обладал скромным достатком и ему трудно было содержать большую семью: своихдетей у него было четверо. Впоследствии, когда Абу Талиб разорился, и егомладших детей взяли на воспитание родственники, Мухаммед взял к себе самогомладшего – Али. Мухаммед рано приобщился к труду, пас овец мекканцев,участвовал в снаряжении торговых караванов. Примерно в 25 лет он нанялсяорганизовывать и сопровождать торговые караваны в Сирию к Хадидже бинтХувайлид, богатой вдове, которая происходила из курейшитского рола Абдаль-Узза. Вскоре Мухаммед и Хадиджа поженились. По мусульманской историческойтрадиции Хадиджа была старше Мухаммеда на 15 лет, однако сохранилисьсвидетельство, согласно которым ей при заключении брака с Мухаммедом было 28лет. У них родилось шестеро детей – 2 сына и 4 дочери, но к большому огорчениюМухаммеда сыновья скончались в младенческом возрасте. Хадиджа была не тольколюбимой женой, но и настоящим другом Мухаммеда, она была его опорой во всехсложных обстоятельствах, поддерживала его материально и морально. Пока Хадиджабыла жива, она оставалась единственной женой Мухаммеда. После вступления в бракМухаммед занимался торговлей, но больших успехов на этом поприще не достиг.
Язычествобыло его родной религией, но он был знаком с идеями иудаизма и христианства.Христиане и иудеи жили как в Мекке, так и в других районах Аравии, и несоставляло большого труда получить хотя бы общее представление об основныхдогматах этих вероучений. Как показывает последующая жизнь и проповедьМухаммеда, его основной заботой было не приспособление иудаизма и христианствак язычеству или растворение язычества в этих религиях. Он поставил перед собойцель изменить само язычество, исходя из его внутреннего содержания сначалапутем выделения одного из богов языческого пантеона – Аллаха, возвышения егонад всеми остальными, а затем путем замены их всех одним Аллахом.
Трудноустановить, когда Мухаммед сам уверовал в свою пророческую миссию.Мусульманские историки считают, что первым проявлением пророчества у Мухаммедабыли сбывающиеся сновидения. По обычаям курейшитов, желавших проявить своеблагочестие, он каждый год проводил месяц в уединении, в пещере на горе Хиравблизи Мекки, кормил приходивших к нему бедных. Когда заканчивалось уединение,он сначала ходил к Каабе, совершал ее обход не менее 7 раз и только после этоговозвращался домой. В один из моментов уединения, согласно сведениям егобиографов и сподвижников, среди которых тоже нет единодушия, к нему явилсяангел Джибрил (архангел Гавриил), стал душить его и говорить: «Читай». Мухаммедотвечал: «Я не умею читать». Наконец он спросил: «Что читать?». Тогда ангелсказал: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил – сотворил человека изсгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научилчеловека тому, чего он не знал».\/ После того как Мухаммед прочитал это, онпроснулся. Ангел ушел, а слова были словно запечатлены в сердце. Когда Мухаммедвышел из пещеры и дошел до середины горы, он услышал голос с неба: «О, Мухаммед,ты посланник Аллаха, а я Джибрил!», и куда бы он не поворачивался, он виделангела. По возвращению домой он рассказал о своем видении встревоженнойХадидже. Она ему ответила: «Радуйся, о сын моего дяди, и будь твердым! Клянусьтем, в чьей руке душа Хадиджы, я надеюсь, что ты будешь пророкам этой общины».Таким образом, Хадиджа первая поверила ему и стала укреплять его веру вистинность ниспосланной ему пророческой миссии.
Началооткрытой проповеди относят к 610 г. В мусульманской исторической традициисохранялся рассказ о том, как несколько знатных курейшитов пригласили Мухаммедаи предложили ему стать вождем всех аравийских племен, если ему нужна власть, ипосулили ему богатство, если он жаждет его. После отказа Мухаммеда возмущенныекурейшиты потребовали зримых доказательств его пророческой миссии. Онипожелали, чтобы он покрыл Аравию тучными пастбищами, провел по ней реки,подобные водам Сирии и Ирака. Однако Мухаммед ответил, что чудеса только вовласти Аллаха, а он только его посланник. Обращение Мухаммеда к библейскимсюжетам в ранний период его пророческой деятельности скорее вызвано егостремлением подтвердить свою посланническую миссию, опираясь на авторитетСвященного Писания и предшествующих его пророков, о которых мекканские иаравийские племена слышали и знали. Это обращение было оправдано: Мухаммеду нена кого было опереться, ни чей религиозный авторитет в окружающим мире непредставлялся более надежным. В последующие века ни один из благочестивыхмусульман не упрекнул его в излишнем уважении к «неверным». Коран, включавшийбиблейские сюжеты, был воспринят в полном объеме всеми правоверными каксвященная книга мусульман.
После началаоткрытой проповеди среди курейшитов, хотя число мусульман удвоилось, все же большинствосородичей Мухаммеда не присоединялось к нему. Соблюдая до определенного моменталояльность, курейшиты затем стали противодействовать Мухаммеду и даже проявлятьвраждебность к нему и его приверженцам, когда он стал развенчивать их богов иутверждать, что их предки горят в геенне огненной за неверие. Мусульманампришлось прекратить открытые моления и собираться небольшими группами вокрестностях Мекки, в пещерах и в ущельях. Однако их не оставили в покое,нападали на них, и, как утверждается в жизнеописании Мухаммеда, во время однойиз стычек пролилась кровь: «…и это была первая кровь, пролитая при исламе».Знатные курейшиты обратились к дяде Мухаммеда Абу Талибу с просьбой, чтобы онразрешил им самим разобраться с Мухаммедом. Однако Абу Талиб на это несогласился. Хотя сам он и не принял учения своего племянника, вместе с тем онобещал Мухаммеду свое покровительство. По словам Ибн Исхака, авторажизнеописания Мухаммеда, «отношения расстроились, запахло войной, людираскололись на враждебные партии, и одни из них открыто выказывали вражду кдругим». В создавшихся условиях Мухаммед был вынужден посоветовать своимприверженцам, выехать в Эфиопию и там переждать лихолетье. В Эфиопиюотправились свыше 100 мусульман примерно в конце 615 г. Эта мера еще более накалила атмосферу, и, может быть, именно потому, что в Мекке осталосьнезначительное число мусульман, курейшиты решили нанести им решительный удар.Они объявили всему роду Мухаммеда – хашимитам бойкот, сговорились с остальнымиродами и подписали обязательство прекратить всякие отношения с представителямиэтого рода. К хашимитам добровольно присоединились люди из других родов, всеони оставили свои дома и переселились в другой район города, поближе к дому АбуТалиба. Положение заблокированных было крайне тяжелом, но ни один из них неотрекся от новой веры. По прошествии 2 – 3 лет представители разных мекканскихродов, которые обладали немалым влиянием в городе, предложили себя в качествегарантов неприкосновенности мусульман и взяли на себя покровительство над ними.Бойкот был окончен, люди вернулись в свои дома.
Но положениеМухаммеда осложнилось тем, что в 619 г. умерли сначала Абу Талиб, затемХадиджа, два человека, которые представляли его главную опору. С тех порМухаммед стал искать союзников вне Мекке. Он попытался найти поддержку всоседнем Таифе, однако таифцы ответили ему насмешками и даже забросали камнями.
Затем онобратился к паломникам из Ясриба – земледельческого города-оазиса, где происходилаожесточенная борьба между племенами аус и хазрадж за главенство. Ясрибские паломникине сразу откликнулись на зов Мухаммеда, его учение и проповедь они обдумывалипочти в течение трех лет, но постепенно, с каждым паломничеством числоприверженцев Мухаммеда из Ясриба стало увеличиваться. Наконец, в 622 г. была достигнута договоренность с делегацией ясрибцев о переезде Мухаммеда и его сподвижников вих город. Мухаммед и его последователи переселились в Ясриб 24 сентября 622 г. Таким образом, состоялась хиджра \/, которая установила новые отношения между переселившимися– мухаджирами и принявшими их ясрибскими мусульманами. Ясрибские мусульманевыступили не в роли покровителей, а в роли помощников – ансаров. ПервоначальноМухаммед был принят в Ясрибе, который стал называться Мадинат ан-наби («городПророка»), или просто аль-Мадина (Медина), как верховный арбитр в разрешении различныхспорных проблем. Однако постепенно его авторитет и как пророка, и какполитического деятеля повышался, хотя и в Ясрибе не обходилось без критическихоценок его слов и действий. Вершиной его дипломатических поисков былозаключение договора между мухаджирами, племенами аус и хазрадж и иудеями Ясриба– «Мединской конституции» (дустур Мадина). Согласно этому договору,мусульмане-курейшиты и жители Ясриба, которые присоединяются к ним, и сражаютсявместе сними за веру, представляют одну общину (умму), отдельную от другихлюдей.
Вслед за этимдоговором были заключены соглашения с иудеями Ясриба и с их союзниками. Иудеипризнавались одной общиной с верующими, но «у иудеев своя религия, у мусульмансвоя». Иудеям вменялось в обязанность не помогать врагам мусульман и не воеватьбез разрешения Мухаммеда. Значение этих договоров трудно переоценить. В первомдоговоре зафиксирована самоидентификация мусульман и отделение их от другихлюдей, признание себя отличными от остальных.
Укрепившись вЯсрибе, Мухаммед стал задумываться об открытой борьбе против Мекки.
Мухаммедрешил пойти войной на Мекку, хотя первоначально скрывал свои намерения. 12января 630 г. войска мусульман беспрепятственно вошли в Мекку. С мекканцами былзаключен договор, согласно которому Мекка сохраняла свой статус священногогорода, куда мусульмане должны совершать ежегодные паломничества, Каабаоставалась общемусульманским храмом, курейшиты сохраняли свои функции прихраме, но при условии уничтожения всех идолов и принятия ислама. Мухаммед сумелпримириться со своим главным противником и сохранил возможность распространятьсвое влияние на племена, посещавшие ежегодно Мекку. После завоевания Мекки былзавоеван Таиф. В Мекке были оставлены наместник и наставник в вере. ОбоихМухаммед назначил из курейшитов.
В январе 632 г. Мухаммед совершил паломничество в Мекку, которое мусульманские историки назвали прощальным. Онсовершил полностью весь обряд паломничества и по его окончании отправился вМедину. Вскоре он заболел и скончался в июне 632 г. Главное дело жизни Мухаммеда – создание новой, оригинальной религии. Вся его проповедническаядеятельность была направлена на выполнение этой задачи. В соответствии смусульманской традицией, получаемые им откровения исходили от Аллаха, и чащевсего Бог говорил с ним от своего лица, а затем Мухаммед передавал эти словалюдям.
Еще в раннийпериод проповеднической деятельности Мухаммеда определились основныетребования, предъявляемые к мусульманам. На первое место следует поставитьутверждение статуса Аллаха как единственного Бога – строжайший монотеизм ипризнание пророческой миссии его посланника. Вместо двукратной молитвы,совершавшейся еще до ислама, Мухаммед предложил пятикратную молитву, которуюможно совершать в любом чистом месте, так как Богу можно поклоняться везде.Постепенно к этим обязательствам добивались соблюдение поста, уплатаочистительной милостыни и совершение паломничества в Мекку. Все установленияМухаммеда постепенно утверждались в жизни и приняли характер закона, хотя они,естественно, не были изложены в виде определенной системы. Мухаммед порицалскупость, но и не приветствовал чрезмерную щедрость, если даже речь шла облаготворительности, и всячески поощрял бережливость. Ворам отсекали руку.
Что касаетсяземли, основного богатства, она, согласно проповеди Мухаммеда, принадлежитБогу, и Он дает ее тем, кому хочет. Значительное внимание Мухаммед уделялпроблеме повиновения. Он призывал «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику иобладателям власти среди вас». Семейно-брачные отношения заняли в проповедиМухаммеда важное место. Его усилия были направлены на укрепление индивидуальнойсемьи, хотя и была разрешена полигамия. Число жен ограничивалось четырьмя, имуж был обязан одинаково содержать их. Запрещены были кровосмесительные бракидо третьего колена кровного родства и второго колена молочного родства. Былотменен левират, но такие браки сохранялись, если они были заключены до ислама.
Торговлю онобъявил разрешенным и поощряемым Аллахом занятием. Пророк призывал торговатьчестно, не обмеривать и не обвешивать. От имени Аллаха было запрещеноростовщичество. Мусульманам предписывалось точное соблюдение долговыхобязательств, честное отношение к залогам, к завещаниям и к имуществу сирот приисполнении функций опекунов.
В связи стем, что война занимала важное место в жизни общины, Мухаммед неоднократнообращался к этой теме, касалось ли дело того, кому идти на войну, как делитьвоенную добычу и как поступать с пленными. Из военной добычи выделяли 1/5 частьБогу, Пророку, на выкуп рабов, на помощь вошедшим в долги, бедным, сиротам.Остальные делили между участниками похода. Пленных обычно освобождали за выкуп.
В своихоткровениях Мухаммед неоднократно обращается к рабству как к социальномуинституту, прочно утвердившемуся в Аравии. Отпуск рабов на волю был объявленбогоугодным делом, однако Мухаммед этим не ограничивался. При определении видовнаказаний за клевету, за празднословие, за убийство и другое мусульманампредписывался отпуск верующего раба на волю.
Для арабовкровная месть была одним из важнейших обычаев, уносившим жизнь многих людей,часто служившим поводом межплеменных кровавых столкновений. Мухаммед осудилкровную месть и утвердил выкуп как наиболее приемлемый выход из ситуации. Внекоторых случаях, когда речь шла об интересах ислама, он сам брал на себяобязательство уплаты выкупа. Тем самым была сделана попытка ограничения сферыприменения обычая кровной мести. Все установления Мухаммеда, которые онпроизносил как полученные от Аллаха откровения, легли в основу мусульманскогосвященного закона – шариата.
3. Вероучение, раскол исекты ислама. Ислам в современном мире
Основамиислама, его догматиками являются вера в единого Бога Аллаха, в его ПосланникаПророка Мухаммеда, в предвечность Корана, в ангелов и злых духов (джинов), вСудный день, в загробное воздаяние – Рай и Ад.
Вера вАллаха. Каждая сура Корана (кроме девятой) начинается с Его восхваления: «Воимя Аллаха милостивого, милосердного!». Бог сотворил все существующее. Онявляется всемогущим, всеведущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, которойуправляет природой и людьми. В Коране указывается, что благочестие перед Богоместь покорность.
Вера вангелов и демонов. В представлении мусульман это бестелесые существа,выполняющие волю Аллаха. Мусульмане также верят в существование ангелов смерти,стража Рая и стража Ада. Согласно исламскому вероучению, каждый мусульманин прижизни имеет двух ангелов, которые знают все его добрые и греховные, злые дела,определяющие его загробную жизнь в Раю или Аду.
Вера всвятость Корана. Коран считается несотворенным, вечным, Словом Божьим,Божественным Откровением, которое передавал Аллах в виде посланий и виденийМухаммеду в течение двадцати трех лет.
Вера впророка и в посланничество Мухаммеда. В Коране встречается множество библейскихперсонажей от Адама до Иисуса Христа. Приводятся имена пророков: Ибрахим(Авраам), Мусса (Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) и другие. Среди пророковпредпочтение отдается «посланнику Аллаха», «печати пророков» Мухаммеду.
Вера вРай и Ад. Мусульманам, неукоснительно выполняющим все религиозныепредписания и требования, ислам обещает вечное блаженство в Раю, а неверным иотклоняющимся от основ вероучения – мучения в Аду. Мусульмане представляют Райв виде чудесного места, где все изобилии: прекрасная еда, чистая прохладнаявода, реки из молока, меда и вина, всевозможные наслаждения и т.д. В Аду –бесконечные пытки и муки.
Вера вБожественное предопределение. Это один из важных принципов, согласно которомуне существует ничего, не зависящего от воли Бога. Все в общественной и личнойжизни происходит по Его предначертанию.
Вера вбессмертие души, покидающий тело в момент смерти, в воскресение из мертвых в деньСтрашного суда.
Самый крупный(и один из самых ранних) раскол был вызван появлением шиизма («шия» по-арабски– партия, секта). Считают, что в шиитском движении проявилось недовольство иборьба персов против завоевателей – арабов, то есть что это была своего родарелигиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране. Началосьдело с внутренней борьбы среди арабов – с борьбы за власть между преемникамиМухаммеда. Четвертый халиф Али был кровным родственником пророка, егодвоюродным братом и зятем; приверженцы Али не признавали законности предыдущиххалифов, так как они были не из рода пророка, а были «избраны» религиознойобщиной, то есть попросту узурпировали власть. Борьба за власть приняла формуспора о преемственности власти в халифате. Сторонники Али потерпели поражение,Али был убит, но его последователи укрепились в Иране и Ираке, и там шиизмшироко распространился как выражение протеста против власти Арабского халифата.По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками заверу. В память этого шииты ежегодно справляют траурный праздник шахсей-вахсей,при котором фанатично настроенные верующие наносят себе раны холодным оружием,выражая свою религиозную преданность памяти мучеников.
Главная черташиизма – вера в том, что законными преемниками пророка Мухаммеда – имамами –могут быть только его сородичи-потомки, а «избранные» общиной халифы незаконны.В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых халифах изпреданий о пророке. Но шиизм не остался единым, внутри него возникли различныетечения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцать законных имамов –потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в 9 веке таинственно скрылся игде-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться какспаситель – махди. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенноукрепилось в Иране и с начала 16 века (при династии Сефевидов) стало тамофициальной государственной религией.
Другиеответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляютскорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее основателя в 7веке), распространенная ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана. Исмаилитыверят в то, что в их имамов последовательно воплощается «мировая душа». Этиимамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую, роскошнуюжизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов влилосьмного идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из местныхнародных верований.
Отисмаилитской секты отделилась в 9 веке группа карматов – демократическая секта,члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, устанавливалиобщность имущества. Секта карматов просуществовала до 11 века.
От того жеисмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая мистицизм сфантастической борьбой против немусульман. В годы крестовых походов ассасиныбыли самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия секты происходитфранцузское слово «assassin» — убийца.
Наконец в 11веке от того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По именивидного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих поризвестны как друзы (в Ливане).
В отличие отшиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульманмира, называется суннизмом: сторонники его признают законность сунн. Суннизмтоже не остался вполне единым. В 8-9 вв. в нем возникло мутазилитское течение.Мутализиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе,доказывали «справедливость» бога, наличие сводной воли у человека, признавалиКоран книгой, написанной людьми, а несозданной богом. Мутазилитов поддерживалинекоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре(конец 9 века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате,мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, «несотворенности»Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитиимусульманского богословия.
В 8-9 вв. вправоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов,шафиитов, маликитов и ханбалитов (по имени их основателей). Последняя из этихшкол была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкованиярелигиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населенияАравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в СевернойАфрике. Другие две школы, распространившиеся в более культурных областяхмусульманского мира, допускали более свободное толкование учения. Особойвзаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословскихшкол нет.
В тех же 8-10вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова«суфи» — грубая шерстяная ткань). Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло ив среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма,буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешнейобрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством.Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог – во всем мире,весь мир – проявление или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубоантропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавалиособое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистичекоетечение суфинизма сначала подвергалось гонениям со стороны мусульманскихфанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователисуфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов – дервишей –во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и усуннитов, и ушиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, наделе вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающий народ;руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников –мюридов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях такназываемые зикры – экстатические пляски и другие чисто шаманские способыобщения с божеством. Придается большое значение мистическому возгласу: «Ху!».
Суфизмом былоисторически связано движение тариката. Это понятие первоначально означалоблагочестивый путь жизни для общения с богом (слово «тарикат» по-арабски путь).Но впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших«священную войну» против христиан и других неверных. Под знаменем тарикатавели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских.Боевую силу тариката составляли мюршиду – духовному наставнику. Отсюда движениеШамиля иногда называли мюридизмом.
В новейшеевремя усложнение социально-экономических и политических условий вызвалипоявление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в 18 веке возникло течениеваххабитов (последователей Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразилсястихийный протест против богатства и роскоши городских купцов и богачей.Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращенияк патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполненияпредписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскимикультурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одномубогу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу 20 века взяливерх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас сгородами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обеобласти, ваххабитизм сделался господствующей религией.
Религиознуюоболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и крестьян Персии всередине 19 века. Их идейным вождем выступил Мохаммед Али, принявший прозвище«Баб» («врата» в смысле посредника между людьми и богом). Движение получилоназвание бабитского. Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но,конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка,который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полномистических представлений и близко пантеизму. Движение бабистов, широкораспространившееся в народных массах, было жестоко подавлено власть имущими;главари подвергались суровой казни (1850 год). Однако движение имело своихпродолжателей, хотя и лишились боевого настроя. Один из бывших последователейБаба – Мирза Хусейн Али, принявший прозвище «Бехаулла», существенным образомизменил бабитское учение. Он тоже проповедовал равенство всех людей, право всехлюдей на плоды земли и прочие. Но он не признавал насилия, открытой борьбы,провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалосьвлияние христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллыподвергались смягчению. По имени проповедника новое учение стало называтьсябехаизмом. Оно уже не отвечало настроением народных масс и распространялосьбольше в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная,модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в ЗападнойЕвропе и в Америке.
Под знакомислама происходили и некоторые массовые освободительные движения в колониальныхстранах. Самое известное – махдистское движение в Судане (Африка) в 1881-1898гг. Глава его – Мухаммед Ахмед – объявил себя махди (то есть спасителем,мессией), призванным руководить борьбой мусульман Африки против колонизаторов.Движение охватило весь Восточный Судан и области далее к востоку вплоть доКрасного моря. Махди призывал к простоте нравов, граничащей с актетизмом,осудил культ святых. Считая истинными источниками веры Коран и предание опророке Мухаммеде, последователи махди признавали в качестве «священных книг»прокламации своего руководителя и сборник молитвенных упражнений длямистических радений («Ратиб»). Махдистское движение продолжалось около 20 лет илишь с трудом было подавлено англо-французским альянсом.
Современныйислам является второй по численности последователей (после христианства)мировой религией. Общая численность мусульман на нашей планете достигает почтимиллиарда. Более чем в 120 странах мира существует мусульманские общины, в тридцатипяти из них мусульмане составляют большинство населения. В двадцати восьмистранах Африки и Азии ислам признан государственной религией. В наше времявлияние ислама на все сферы жизни этих государств расширилось. Европейские иамериканские ученые объясняют это рядом причин, среди которых основнымиявляются жизненность и гибкость мусульманской религии, молодость ислама,тотальность ислама, простота и доступность исламской религии, фанатизм ивоинствующий характер ислама, идея «завершения пророчества», полноесоответствие вероучения ислама личности мусульманина.
В современномисламе выделяют три направления: традиционалистское, модернистское ифундаменталистское. Традиционалисты стремятся сохранить вероисповедные основыислама такими, какие они есть сейчас, и по возможности возродить утраченныерелигиозные ценности. Модернисты предлагают идти по пути преобразования ислама,сочетания его догматов с положениями других религий. Фундаменталисты требуютвосстановления норм исламской жизни в той форме, в которой они существовали приПророке Мухаммеде и первых четырех халифах. Они провозглашают приверженностьисходным идеям, принципам и ценностям учения ислама, стремятся преодолетьпоявившиеся в ходе его развития извращения, уклоны, ереси и восстановить первоначальнуючистоту. Фундаменталистские тенденции присутствуют в каждой религии, но висламе они получили столь большое распространение потому, что в нем изначальнослужение Богу охватывало все стороны жизни мусульманина. Что бы мусульманин ниделал, он должен совершать это с мыслью об Аллахе. Между государством и умой(религиозной общиной) не может быть никакой разницы. Государство необходимостроить на религиозных принципах. Основой исламского законодательства (шариат)был Коран – Священное Писание мусульман, а значит, законы в Средние векавоспринимались последователями ислама как установленные самим Аллахом.
Согласносовременному фундаментализму, в исламском государстве должны господствоватьрелигиозные лидеры, а исламская экономика подчиняться государству. Хотя частнаясобственность и разрешена, но распределение результатов труда такжеконтролирует община и духовные авторитеты в соответствии с принципом «откаждого – по способности, каждому – по благочестию». Помимо создания идеальногообщества, основанного на исламских законах, важное место в мировоззрениифундаменталистов занимает идея джихада. Умеренные фундаменталисты понимают подджихадом не войну против «неверных», а распространение исламского вероучениясреди немусульманских народов, и так как принципы ислама верные, несутправильный порядок, ислам должен победить. Уже ныне он стал мировой религией.Посланник Мухаммед явил истинное, правдивейшее откровение Божие, которое в нашидни действенно так же, как и сотни лет назад.
Список литературы
1. Ислам. Краткийсправочник. М., 1986 г.
2. История и теория атеизма.М., 1987 г.
3. Коран. Перевод И.Ю.Крачковского. Мн., 1990 г.
4. Климович Л.И. Книга оКоране, его происхождение и мифологии. М., 1998 г.