ВАлбании вы ежечасно осязаете грубую поверхность жизни. Если вы встретитебогатство, то оно здесь грубое и наглое. Смерть близка и нескрываема. Насилие изло лишены шeлковой оболочки. Такой степени бедности вы не найдeте нигде вЕвропе, и вместе с тем нередко встречаете доброту и гостеприимство — качества,которые не так легко найти в странах побогаче. Гостей принимают как Божьихпосланцев.
Подавляющеебольшинство людей живeт в суровых условиях, а в сельской местности жизнь малоизменилась со времeн средневековья. Многие дороги не имеют покрытия, а те,которые его имеют, полны выбоин, так что даже короткая поездка удлиняется из-заизгибов, которые водитель вынужден делать, выбирая путь, наименее разрушительныйдля машины. Многие всe ещe передвигаются на лошади, запряжeнной в телегу или наосле. Электричество неописуемо и напряжение скачет так, что электрические цепилегко повреждаются. Больниц мало, их возможности скудны и состояние ужасно. Тоже самое можно сказать и о школах. Многие фабрики закрыты по причине упадка.
Бедностьзачастую порождает преступность, особенно в обществе с повреждeнной религиознойжизнью, а именно это имеет место в Албании. «Албанская мафия» имеетдурную славу по всей Западной Европе. Случается, что албанки насильнововлекаются в проституцию с предупреждением, что любая попытка обращения вполицию или побега приведeт к уничтожению одного или нескольких членов семьиженщины.
Подсчитано,что с момента открытия границ в 1990 г. треть населения Албании, составляющего3,2 миллиона, выехало на работу в другие страны. В одной лишь Грециинасчитывается полмиллиона албанцев, большинство из которых — нелегалы.
Ногораздо хуже бедности явилось создание того, что архиепископ Анастасий частоназывает «культурой страха», проявление которой он видит в сотняхтысяч похожих, как грибы бункеров, разбросанных по всей стране. Особенно вэпоху коммунизма сосед не отваживался доверять соседу.
Каксказал мне один старик: «Если вы не любите сражаться с драконами, подобносвятому Георгию, вы должны тщательно скрывать малейшее политическое несогласиеили религиозность». Однажды созданная культура страха с трудом поддаетсяизлечению.
Покарепрессии были нормой во всем коммунистическом мире, ни в одной другой странене было такой решимости разрушать религиозную жизнь столь целенаправленно, какв Албании. Никто до сих пор не знает, сколько людей были казнены или погибли отболезней, голода или замучены в тюрьмах и лагерях. Как минимум 355 священниковумерли в тюрьмах, лагерях или ссылках, куда они были отправлены в эрукоммунизма. Религиозные репрессии начались, когда партизаны одержали верх послегерманской оккупации. В 1967 г. Албания шагнула дальше, провозгласив себяпервым в мире атеистическим государством. Все церкви и мечети были закрыты,многие культовые здания разрушены. Из 1600 православных церквей, монастырей икультурных центров, существовавших в докоммунистический период, к 1990 г.осталось менее 5 %, и те были превращены в склады, конюшни, магазины, клубы ирестораны. (Всe ещe легко обнаружить разрушенные церкви, и они ясно показывают,что для местных людей даже руины церкви являются местом для молитвы. Горятсвечи, оставляются маленькие бумажные иконки).
СокровищеАлбании — это еe Православная Церковь, сердцем которой является архиепископАнастасий. Ему сейчас 71 год, и он надеялся провести эту часть своей жизни,занимаясь преподаванием и написанием книг, но вместо этого принялответственность окормления Албанской Церкви.
Тотфакт, что архиепископ Анастасий — грек, был проблемой. За исключениемгрекоязычного меньшинства, многие албанцы смотрят на греков с подозрением.Архиепископ всегда был мишенью для строгой критики и лживых репортажей валбанской прессе. Не однажды от него пытались избавиться. Был почти принятзакон, принуждающий всех епископов-неалбанцев покинуть страну. Жизнь его не разоказывалась под угрозой. То, что он ещe здравствует, само по себе чудо. В своейрезиденции он показал мне пулю, застрявшую в двойном оконном стекле. На выступеокна недалеко от пули серая голубка отложила единственное яйцо в цветочномгоршке. «Пуля и яйцо!» — прокомментировал архиепископ. — «Превосходные символы Албании на распутьи».
Застрявшаяпуля была одной из тех, что были выпущены по его резиденции во время гражданскойвойны 1997 г. Это было время, когда он выступил с воззванием на тему: «Нет- оружию, нет — насилию». Вопреки советам многих друзей он отказалсяпокинуть страну, объясняя это словами: «Я капитан корабля. Другие могутуехать, но для меня нет другого решения».
Когдаон приехал в Тирану в 1991 г., был упразднeн закон, запрещающий религию, ноЦеркви было возвращено всего несколько полуразрушенных храмов. В живых осталосьлишь 22 священника, все — стары и немощны, а некоторые близки к смерти.Тиранский кафедральный собор на главной площади был снесeн, для того чтобыосвободить место под отель. Первым действием архиепископа Анастасия по егоприбытии было посещение маленькой церкви, обращeнной в гимназию после 1967 г.Здесь он произнeс пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!», зажeгсвечу и обнял местных верующих. «Все плакали, и я не былисключением», — вспоминает он.
Смомента его появления были заново построены 80 церквей, около 70-ти подняты изруин, вернулись к существованию 5 монастырей и были восстановлены 135 другихцерковных зданий. С тех пор как в 1992 г. была открыта семинария, состоялось120 рукоположений. Начали существование несколько школ для молодeжи, летниелагеря, молодeжные фестивали, церковные радиостанция и газета, иконописная и реставрационнаямастерская, свечной завод и типография. С 1991 г. приняли крещение множестволюдей, зачастую взрослых.
Уважениеи любовь к ближним архиепископ Анастасий распространяет не только на братьев исестeр во Христе. Когда мы посещали монастырь Арденика, один из немногихрелигиозных центров, выживших и малоповреждeнных в период правления Ходжиблагодаря тому, что он был сохранeн как памятник и превращeн в отель, к владыкеподошeл застенчивый мужчина и сказал: " Я не крещeн — я мусульманин, — ноне могли бы Вы благословить меня?" Мужчина не только получил горячееблагословение, но и услышал слова о том, что он носитель образа Божия.
Хотяофициальный титул иерарха — архиепископ Тираны и всея Албании, его частоназывают архиепископом Тираны и всех атеистов. «Для нас каждый человек — брат или сестра», — объясняет он. — «У нас нет врагов. Если другиевидят в нас врагов, это их выбор, но у нас врагов нет. Мы не хотим наказыватьтех, кто наказывает нас».
Наиболееярко характеризует Албанскую Церковь еe деятельность в сферах милосердия иобразования: клиники, программы помощи инвалидам, ясли, детские сады, программыпо охране здоровья женщин из сельской местности, работа с заключeнными ибездомными, бесплатные кафе, скорая медицинская помощь неимущим. Наибольшаячасть подобной деятельности осуществляется церковным отделом «ДиаконияАгапис» — Служение любви, учреждeнным в 1992 г.
Помощьможет получить каждый независимо от вероисповедания или его отсутствия. Когдаполмиллиона беженцев прибыло в Албанию из Косово в 1999 г., ПравославнаяЦерковь немедленно откликнулась, взяв на себя заботу о 50000 человек.«Диакония Агапис» — единственный центр для беженцев, до сих пороткрытый в Албании. «Всегда нужно помнить, что на Страшном Суде мы будемсудимы по одному признаку: имеем ли мы любовь ко Христу или не имеем в лицеодного из малых сих», — не устаeт повторять архиепископ Анастасий.
Несмотряна то, что архиепископ Анастасий как монах никогда не имел семьи, он сзамечательной лeгкостью сходится с детьми. Когда нам случилось проезжать мимомобильной стоматологической клиники на пути к монастырю Арденика, архиепископрешил не только поприветствовать местных детей, выстроившихся у его машины, нотакже и самому опробовать стоматологическое кресло к восторгу детворы, мгновеннополюбившей владыку.
Какбы ни был одарeн архиепископ, однако всe, что он делает, зависит также откачеств и воодушевления работающих с ним людей, как албанцев, так идобровольцев из других стран, приехавших в Албанию для оказания помощи,некоторые — через Центр Православной Христианской Миссии, размещeнной в США,другие из Греции. Я ежедневно встречал в Албании мужчин и женщин, которые могутслужить примером следования Христу, — то, что раньше видел очень редко. Впределах самой Церкви я чувствовал, что нахожусь в общине, где святость — норма, а не случайность.
СекретарьЦерковного Синода Папа Яни Требика является таковым. В годы, когда любойцерковный символ или жест были наказуемы, он, работая на заводе, тайноизготовил сотни маленьких крестиков, которые затем оставлял на руинах церквейкак дар для тех, кто приходил сюда молиться по ночам. Он был одним из первых,кто был рукоположен в сан священника с появлением архиепископа Анастасия вАлбании. Он вырос, как он говорил, в «век пропаганды», и его семьяскрыто праздновала религиозные праздники. Он рассказал мне историю женщины, укоторой были найдены и конфискованы иконы. Когда полиция покидала еe дом, онасказала: «Вы забыли ещe одну икону». Они ответили: «Неси еeнам». Тогда она наложила на себя крестное знамение и сказала: «Вотона. И никто не может отнять еe у меня».
Иоанн,митрополит Корчи — учeный, но считает дела помощи бедным более важными.«На Страшном Суде меня не станут поздравлять за мои богословскиесочинения, но с меня спросится, почему я не помог конкретной старушке». Онповeл меня обедать в бесплатную столовую «Служение любви», черездорогу от его резиденции.
Онбыл тайно крещeн в 15-летнем возрасте. Его отец был осуждeн до его рождения каквраг народа. «Много раз чуть не арестовывали и меня», — рассказал онмне. — «Я знаю очень много людей, оказавшихся в тюрьме. Однажды секретнаяполиция собиралась обыскать мой кабинет — кто-то сказал им, что у меня естьБиблия — но директор моей клиники сумел остановить их. Он был благосклонен комне, а поскольку он был двоюродным братом начальника полиции, то смог защититьменя».
Однойиз храбрейших албанских христианок коммунистической эпохи является Марика Сико,также живущая в Корче. Девяностопятилетняя и почти слепая, она преисполняетсярадости, принимая в свой дом незнакомца вроде меня, словно сына. Она со своейсестрой Деметрой (умершей два года назад) предоставляла свой дом для совершенияТаинств Крещения, Брака и служения Божественной Литургии. Службы совершалисьглубокой ночью при наглухо задрапированных шторах в задней комнате их дома.Сестры, работающие с Сико, образовали общину, в которую входил тайнорукоположенный священник, позднее известный как о. Косма Кирьо, и некоторые изего друзей, среди которых — молодой человек, который сегодня стал митрополитомИоанном. Члены этой группы часто объединялись для неусыпающей молитвы — сорокадневных непрестанных молений, когда каждый молился вслед за другим втечение одного-двух часов за окончание преследований за веру.
«Нашсвященник о. Косма был очень беден. Его чeрная ряса была такой выцветшей, чтоказалась уже белой. У него было семеро детей, с которыми он жил в мазанке содним окном. Когда мы говорили с ним, мы понимали, что говорим с апостолом. Онне был хорошо образован, но он читал Библию при свете луны, и Бог просвещалего. Подобно другим священникам, он стал рабочим, но никогда не переставал бытьсвященником. „Я священник“, — говорил он, — »и я буду служитьЦеркви, даже если у Церкви не будет зданий".
Онжил далеко. Обычно мы посылали ему записку: «Пожалуйста, достаньте шерсти,чтобы Франгьи могла связать одежду своим детям». В четверг мыизготавливали свечи и пекли хлеб для Евхаристии. Затем в пятницу прибывал о.Косма, и в ту ночь мы могли принять Причастие! Каждый год он приезжал в Корчупять или шесть раз в год. Мы жили так в течение 23 лет, с 1967 по 1990 год. Вовсей Албании не было ни одной действующей Церкви "
В1990 году, когда, наконец, стало возможным участвовать в богослужении безстраха быть арестованным, в общине состоялась служба на Богоявление Господне.Марика показала мне бронзовые ступку и пестик, которые они использовали какколокол для привлечения внимания к их процессии, шествующей по городу. Тысячилюдей выходили из своих домов и присоединялись к ним.
Явстретил похожую на неe по духу женщину в деревне недалеко от греческойграницы. Она рассказала мне, каким образом еe семья вела скрытую религиознуюжизнь в то время, когда даже красное пасхальное яйцо могло стать причинойпоявления полиции в доме. Если бы еe мать не казалась сумасшедшей, еe быарестовали. «Я такая же сумасшедшая, как и моя мать», — говорила мнеженщина.
Слово,наиболее часто употребляемое, когда речь идeт о Церкви в Албании — воскресение, ngjallja по-албански. Духовная семинария посвящена ВоскресениюХристову. Церковная газетазовeтся «Воскресение». Многим храмам было дано то же имя. В нашупоследнюю встречу архиепископ Анастасий подарил мне пасхальную икону, накоторой мы видим Христа, стоящего на сокрушенных вратах адовых и возводящегоАдама и Еву из гробов. Адам и Ева представляют весь человеческий род, в коемкаждая женщина — дщерь Евы и каждый мужчина — сын Адама, и все соединенывоедино во Христе. Икона также отображает деятельность Албанской Церкви.
Наобратной стороне архиепископского креста — крест, обрамлeнный двумя колосьямипшеницы. Он символизирует евангельский текст: «если пшеничное зерно, пав вземлю, не умрeт, то останется одно; а если умрeт, то принесeт много плода»(Ин. 12, 24). Архиепископ Анастасий часто замечает: «Воскресение не позадикреста, но на кресте».
Список литературы
1. Дж. Форест. Албанское Воскресение