Батраева Наталья
В церковной лавке женщина, указывая на лик Сына Божьего, спрашивает, кто изображен на иконе.
— Иисус Христос, — отвечает продавец.
— А это? – показывает покупательница на рядом стоящую икону.
— Иисус Христос, — терпеливо поясняют ей.
— Ну а это Кто? – еще раз спрашивает посетительница.
— Спаситель, — слышится в ответ.
— Надо же?! — удивляется женщина, — А как на Иисуса Христа похож.
Это не анекдот или вымышленный рассказ, а реальный случай, произошедший совсем недавно в одном из московских храмов. «О каком православном воспитании может идти речь, когда родители не имеют элементарных представлений о вере?», — грустно вздохнул священник, рассказавший эту историю. «Что они могут дать своим детям?»
Вспоминая свое пионерское детство на заре перестройки и неверующих родителей, с грустью осознаю, скольких жизненных ошибок могла бы избежать, получи в свое время религиозное и нравственное воспитание. Школа (учитывая весьма малый процент воцерковленных людей в России), порой единственное место, где ребенок может услышать об истинных ценностях. И тем важнее первые семена, брошенные на восприимчивую почву детского сердца. И тем плачевнее видеть ту ожесточенную борьбу, которая разгорелась в последнее время вокруг школьного предмета, носящего очень деликатное название «Основы православной культуры».
Государство, законодательно «признав особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» (Федеральный Закон № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях») делает все возможное для того, чтобы юное поколение никогда не соприкоснулось с этой самой духовностью и культурой.
Приводимые аргументы об ущемлении прав других религиозных концессий или провоцировании межнационального конфликта не имеют под собой никакой реально обоснованной почвы. Это можно увидеть на опыте наших славянских братьев — сербов, уже проделавших аналогичный путь. Шесть лет назад в школьные программы Сербии был введен предмет «Православный катехизис» или «Веронаука» (что можно перевести как наука о вере), в России он называется «Закон Божий». Никакого «раскола между учащимися, ввиду того, что их родители могут придерживаться разного вероисповедания или вообще быть атеистами», не произошло. При этом надо учитывать те межэтнические столкновения, вплоть до отторжения исконной территории Сербии (Косова), которые происходят сейчас между православными сербами и албанцами-мусульманами.
Именно Сербская Православная Церковь выступила инициатором введения Веронауки, преодолев нежелание чиновников высокого государственного ранга. Церковь вела длительный диалог с политиками, а патриарх Павел не уставал напоминать, что Закон Божий издавна преподавался в сербских школах.
Изучение Веронауки начинается с первого класса, существует утвержденная школьная программа, содержащая азы богословских знаний. Приведу основные темы, предлагаемые для изучения первоклассникам в 2006/2007 учебном году: «Бог — это единство личности Отца, Сына и Святого Духа», «Церковь – единение всех людей и природы через Иисуса Христа с Богом», «Иисус Христос посредник межу Богом и сотворенной природой», «Бог из любви сотворил мир совместно с Сыном и Святым Духом», «Человек — икона Божия», «Православная иконография показывает свет и человека в единении с Богом».
Детям и их родителям предлагается два предмета на выбор: «Веронауку» или «Гражданское воспитание». Таким образом, соблюдаются все имеющиеся права и свободы человека, и проявляется веротерпимость по отношению к представителям других религий. В школе родителям дают документ, в котором они письменно подтверждают свой выбор. Причем, учитывается, что со временем ребенок может изменить решение, пожелав изучать Закон Божий, либо наоборот отказаться от него — поэтому в пятом классе подросший ученик вновь ставится перед выбором.
Как показывает практика, большинство школьников выбирают именно Веронауку. Например, в Шабачковальевской епархии 95% учеников основной школы, а в селе Бабий Мост все дети выбрали предмет, рассказывающий им о Боге. Сельский учитель
— Где родился Иисус Христос? – спрашивает на уроке школьный учитель.
В классе повисает напряженная тишина.
— Во Вьетнаме! – после минутного замешательства раздается с задней парты уверенный ответ.
Из рассказа сербского учителя
Конечно, немаловажную роль играет учитель, призванный ввести ребенка в мир веры и дать первые познания о Православии. В Сербии к претенденту на должность особые требования: он должен обладать определенными морально-нравственными качествами, иметь богословское образование или быть студентом богословского ВУЗа. Кандидатура преподавателя одобряется правящим архиереем епархии — со временем школьный учитель может стать священником, поэтому обращается внимание и на семейное положение (благословение на предстоящий брак также получается у владыки). В некоторых школах Православный катехизис преподают уже рукоположенные священники.
Характерно, что в сербских школах, в отличие от русских, много учителей-мужчин, с одним из которых я и отправилась на его урок.
Дарко преподает Веронауку сразу в нескольких сельских школах, ему всего 23 года, и тем легче он находит общий язык с детьми. Проходя по школьному двору, мы видим радостные лица, выглядывающие из окна. «Здравствуйте, профессор», — раздается многоголосое приветствие молодому учителю, заставляющее меня прятать улыбку (в Сербии не принято называть людей по имени-отчеству, к преподавателям обращаются «наставник» либо «профессор»).
Веронаука преподается один час в неделю. «Моя методика преподавания – это отсутствие какой-либо зубрешки или скуки – разговор о Боге должен быть радостным», — говорит Дарко.
И как бы в подтверждение я попадаю на «практические занятия»: мы направляемся в храм, расположенный на окраине села, – после каникул так не хочется сидеть в классе, тем более что за окном ярко светит солнце. «Ну, что, ребята, споем?» — спрашивает Дарко.
— Скажи мне, ученик, что значит один? – запевает он.
— Один Бог на небесе и на земли, яко Благ, яко в век милость Его. Аллилуия, — песенным хором отвечает класс.
— Скажи мне, ученик, что значит два, — продолжает учитель.
— Две таблицы Моисея; Один Бог на небесе и на земли яко Благ, яко во век милость Его. Аллилуия.
— Скажи мне, ученик, что значит три?
— Три Лица у Бога; две таблицы Моисея; Один Бог на небесе и на земли…
Вопрос задается еще семь раз, к каждому новому ответу прибавляются предыдущие строки.
— Скажи мне, ученик, что значит десять?
— Десять Божьих заповедей; девять чинов ангельских; на восьмой день обрезание; семь Таинств; шесть дней творения; пять ран Христовых; четыре евангелиста; три Лица у Бога; две таблицы Моисея; Один Бог на небесе и на земли яко Благ, яко в век милость Его. Аллилуия.
Я смотрю на ребят, разбившихся по парам и семенящих за своим «профессором», и на ум приходит сравнение с цыплятами и заботливой наседкой, а быть может ягнятами и добрым пастырем? «Ой, как же я зайду в церковь?» — внезапно произносит одна девочка. «У меня ведь нет денег» (в Сербии принято оставлять рядом с иконами купюры большего или меньшего достоинства). «Богу не нужны деньги», — успокаивает ученицу Дарко, — «Ему важно твое сердце».
В церкви дети затихают и к аналою, на котором находятся иконы, выстраивается длинная очередь. Дарко рассказывает как правильно вести себя в храме, объясняет символическое устройство алтаря, значение прошедших праздников. «Сколько лет было Иисусу Христу, когда Его распяли?» — задает он очередной вопрос. «Двадцать пять, сорок, тридцать пять…», — слышится со всех сторон. За правильные ответы ученики получают иконки.
В Сербии, так же как и в России, дети, впрочем, как и их родители, весьма мало знают о Православии. Как говорят сами сербы, за сорок лет социалистического режима, они онечестивились больше, чем за пятьсот лет турецкого ига.
Интерес школьников к занятиям различен: чей-то пытливый ум жадно требует ответов на интересующие вопросы; мальчишки постарше (находясь на грани переходного возраста) рассеяны и явно увлечены своими «мужскими» проблемами; девочки более внимательны и вдумчивы; кто-то равнодушен. Но все без исключения и с явным удовольствием откликаются на предложение спеть гимн любимому святому Сербии – Савве и вот почему… Святой Савва
Святой Савва (Растко) был младшим, любимым сыном царственных супругов Стефана и Анны Неманя. Именно его готовил могущественный отец для управления Сербским государством, но будущий великий жупан выбрал совсем другое поприще…
Пришедший русский монах много рассказывал о Святой Афонской горе, и так воспламенилось сердце юного княжича любовью к Господу, что упросил он чернеца взять его в Пантелеймонов монастырь. Узнав о бегстве сына, Стефан Неманя пришел в неописуемый гнев и послал погоню, приказав вернуть наследника любой ценой, даже если придется применить для этого силу. Прибыв в Пантелеймонов монастырь, гонцы передали волю отца, на что сын ответил: «Да будет воля Божия». Успокоенные, они отправились отдыхать, а Растко вымолил у игумена благословение на постриг в малый ангельский чин… На утро перед изумленными послами предстал смиренный инок, а вместо любимого сына безутешным родителям были привезены лишь его остриженные волосы и мирская одежда.
Неисповедимы пути Божьи и через десять лет на Святой Афонской горе произошла встреча двух царственных иноков, отца и сына – Саввы (Растко) и Симеона (Стефана). Мать Саввы так же приняла монашество с именем Анастасия. Таким образом, святые супруги стали родоначальниками лозы (династии) Неманичей, прекрасные ветви которой дали миру святых князей и княгинь. И без сомнения наиболее прекрасный плод этой лозы – архиепископ Савва ставший не только основателем Сербской Церкви и великим святым всего христианского мира, но и основателем сербских школ.
Школьная слава
Воскликнем с любовью святителю Савве,
Сербской Церкви и школы святительской главе,
Там венцы, там и слава, где наш сербский пастырь Савва Гимн святому Савве
К 27 января, дню памяти святителя Саввы, в Сербии начинают готовиться загодя, ведь это День рождение или Крестная Слава всех сербских школ, самый большой праздник учеников и их наставников.
Крестная Слава — одна из главных православных традиций сербского народа, незнакомая остальному христианскому миру. История ее возникновения уходит своими корнями в те далекие времена, когда сербы еще исповедовали язычество. Святой Савва, зная сентиментальный характер соотечественников, проявил большую мудрость и дальновидность: языческие кумиры-идолы были заменены великими святыми Христовой Церкви, ставшими с тех пор покровителями и защитником всего рода. В течение столетий традиция празднования Крестной Славы превратилась в красивый ритуал, проникнутый глубоким христианским символизмом. Славский калач — каравай, украшенный узорами из теста, символизирует Хлеб Жизни — Иисуса Христа. Славское жито — вареная пшеница с сахаром и орехами — является символом Воскресения. Вино, которым поливается калач, напоминает кровь, пролитую Спасителем на Кресте.
Утром после литургии, священник благословляет калач, жито, вино и молится Богу о принятии принесенной жертвы в память прославляемого святого. Затем с молитвой начинает раскручивать калач и к символу Славы тянутся десятки рук…
Праздник в школах начали отмечать лишь несколько лет назад, он также начинается с молебна и освящения калача. Мы с отцом Богомиром (настоятелем храма святого Георгия в городе Звечан) решаем посетить несколько школ, первая из которых находится неподалеку от церкви. Уже на пороге чувствуется особая, торжественная обстановка. Дети деловито заканчивают последние приготовления к концерту. Нарядные преподаватели, во главе с директором, ожидают священника в учительской. На столе стоят калач, жито, вино и свеча. Батюшка достает кадило, надевает епитрахиль, молебен начинается. Я, глядя на сосредоточенные лица учителей, и икону святого Саввы, находящуюся на видном месте, пытаюсь спроецировать происходящее на русскую действительность… Из задумчивости выводит обличающая речь отца Богомира: «В следующем году, если вы с учениками не придете в церковь (на литургии храм был полупустой), я не приду освящать калач. Прежде в храме монастыря Грачаница, наш праздник начинался с литургии — на службе присутствовало около тысячи детей, и только после этого мы шли в школу».
Надо отметить, что в пору социализма в Югославии не было таких репрессий, какие претерпела Россия, поэтому отношение к Церкви и духовенству у сербов очень уважительное. Этим, как правило, дело и ограничивается, большинство людей не стремятся вникнуть в суть Православия и приходят в храм на Рождество, Пасху, Крестную Славу.
В следующей школе мы попадаем на концерт, посвященный святому Савве. Перед нами, немного смущаясь, предстает юный актер, в образе первого сербского архиепископа: трогательный самодельный костюм с большим крестом на «святительском облачении», парик и борода из ваты не могут не вызывать умиления. Звучат стихи и духовные песни, разыгрываются исторические сценки — дети от всего сердца славят Бога и Его великого угодника, так же искренне, как некогда царь Давид плясал перед ковчегом Завета, славя Творца.
В основной школе села Ясеновик (в Сербии общеобразовательные школы делятся на основные — 6 лет и средние – 4 года) концерт уже завершился. Школьники получили свои подарки, учителя и родители расположились за праздничным столом. В этой государственной школе, названной именем святого Саввы (!) в каждом классе над доской находится большая икона святителя, и это притом, что сербские дети учатся здесь только после обеда, в первую смену в здании занимаются албанцы.
Директор школы села Стрезовце встречает нас радостными приветствиями. «Посмотрите-ка, кто к нам приехал!», — обращается он к учителям. «Не англичане, не американцы, не итальянцы. Русские! Братья-русы!» — радостно повторяет он, и нас окружают улыбающиеся преподаватели…
Праздник завершается. Во всех школах, где довелось побывать (а находятся они на территории Рашко-Призренской и Косово-Метохийской епархии), я не видела и тени недовольства, вызванного предметом «Православный катехизис» или молебнами в честь святого Саввы. Наоборот, из разговоров с детьми, родителями и преподавателями, поняла, что Веронаука, как и школьная Слава учат их христианскому отношению к жизни и приносят искреннюю радость.