МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИНАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»
Факультет Политических Наук
Кафедра теологии
Основныедогматические положения христианства
(курсовая работа)
Выполнил студент
Гр. 1442 (ЗО) Бахтеев Р.А
______________
(подпись)
Научный руководитель
Кушнерик Р.А
______________
(подпись)
Работа защищена
_________________2005г
Оценка_______________
Барнаул 2005
Содержание
Введение
Глава 1. Источникхристианского вероучения – Священное Писание.
Глава 2. Догмат о СвятойТроице как основа христианской религии.
2.1. Догмат о Боге.
2.2. Догмат о Святом Духе.
2.3. Догмат о Сыне.
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальностьданной работы состоит в том, что на сегодняшний день существует огромноемножество учений, претендующих называться «догматами о триединстве Бога»,однако, в действительности они не соответствуют им.
Библияписалась на протяжении приблизительно 16 веков, последняя книга, которая вошлав состав библии, была написана в конце первого начало второго века нашей эры.Но, не смотря на то, что мы сегодня имеем канон Писаний, эти учения, претендующиеназываться «догматами о триединстве Бога» продолжают расти и развиваться.
Именнопоэтому целью данной работы является выведение единого определения «догма», и выявлениетех учений, которые действительно можно назвать «догматами триединства Бога».
Всоответствии с поставленной целью нами ставятся задачи: выявить главныйисточник христианского вероучения и определить понимание догмата о триединствеу различных источников на основе христианского вероучения.
Источниковойбазой нашей работы является книги Ветхого и Нового заветов, а также работыотцов церкви.
Методологическойосновой является феноменологический и герменевтический методы.
Степеньизученности: исследуя темы, мы обращаемся к работам протестантских теологов.
ГЛАВА 1. ИСТОЧНИК ХРИСТИАНСКОГОВЕРОУЧЕНИЯ – СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
Русскоеслово «библия» происходит от греческого слова «biblos», что означает «книги». Священные книги получилиназвание «biblos» от названия материала, накотором они были написаны.
СвятыеПисания и Священные Писания, эти названия означают, что библия есть словоБожье.
Богословыговорят, что люди получили библию через богодухновенность, и она передаваласьиз поколение в поколение.
Рассмотримнесколько теорий богодухновенности. Среди богословов различных вероисповеданийсуществует целый ряд теорий богодухновенности библии. Мы обратим внимание нанекоторые из них:
1. Теорияестественного или интуитивного вдохновения.
Этатеория объясняет богодухновение, как высокое развитие естественныхспособностей, присущих в известной степени всем людям без исключения. По этойтеории Священное Писание – ничто иное, как творчество высокоразвитогочеловеческого интеллекта или последствия самостоятельных усилий человека, внекакого-либо особенного влияния со стороны Бога. Она ставит библию наравне сдругими великими литературными произведениями, считая ее писателей вдохновенныхтакимже образом, как Толстой, Достоевский, Шекспир, Магомет и другие.
2. Теорияосвещения или иллюминации.
Этатеория учит, что богодухновение – это усилие и проявление той духовнойспособности, посредством которой каждый христианин узнает и принимаетсверхъестественное, божеское. Согласно этой теории писатели Священного писания– патриархи, пророки и апостолы – не были подвержены непосредственному откровениюи влиянию Духа Божия в передаче истин, но они так глубоко и усердно размышлялио Боге и божественном, и их духовные способности были так развиты и освещены,что они постигли своими усилиями все откровения о Боге, Его естестве, Его волеи т.д., которые мы находим в библии.
3. Теориядиктанта.
Этатеория утверждает, что Бог диктовал слова, и писатель служил только записчиком.Теория диктанта делает писателя механическим инструментом, который не принималучастия в том, что писал. Как стенографист записывает точно слова под диктовку,не имея возможности проявить свой стиль и другие индивидуальные особенности,писатели Священного писания, по этой теории, являлись такими же безучастными,безличными, механическими записчиками Божьих слов.
4. Теориямысли.
Онаутверждает, что Бог всего-навсего вдохновил отдельные мысли и навеял отдельныепонятия авторам библии, и предоставил им полную свободу в отношении языка.
5. Теориянаваждения (транса).
Этатеория, на самом деле не имеет множества приверженцев в наши дни. Онаутверждает, что писатели библии входили в состояние некоего наваждения, когдаони писали библию, и механически воспроизводили слова, которые на них нисходилив наваждении.
Традиционный взгляд на богодухновенностьизвестен под названием – «всеобщего дословного вдохновения».
Этаточка зрения утверждает, что Бог управлял написанием библии таким образом, что,хотя они и использовали стили и языковые особенности отдельных, избранных Им,авторов, Он добился того, что каждое слово, написанное ими, было также богодухновенным.То есть всеобщее дословное вдохновение означает, что каждое слово, допущенноеБогом в Священное Писание, было на самом деле словом, избранным Им самим. Он ненарушал при этом их личных особенностей, как это утверждается в теориидиктовки, но Он и не давал им лишь самых общих понятий, позволяя самимподбирать слова. Он обращался к ним на их языке и в их стиле, и они преданнозаписали Его слова. Эта теория учит, что каждое слово помещено в библию поповелению Божью. Все слова библии были избранны и помещены в нее под личнымнадзором и руководством Божьим.
Конечно,те, которые придерживаются этой теории, разумеют дословное богодухновениене в переводах библии, но в оригинале,то есть на тех языках, на которых библия была написана вначале.
Невсякое слово в библии сказано Богом, так как в ней много слов, принадлежатврагам Бога. Некоторые слова принадлежат самому сатане. Однако все это помещенов библию по повелению Божью и под Его личным руководством. Не каждое словосказано Богом, но каждое слово богодухновенно, то есть, помещено в библию поповелению Божью. Мы лично придерживаемся этой теории.
Н.И. Пейсти в своей книге «Происхождение и история библии» проводит следующееопределение доктора Фаусета относительно богодухновенности Священного Писания:
«Богодухновенность,- говорит доктор Фаусет, — есть сверхъестественное действие Духа Святого на умысвятых писателей библии, которая вследствие этого, стала не только их словом,но словом Самого Бога. Священное Писание не только заключает в себе словоБожие, но само оно является Словом Божьим. Священное Писание является в полномсмысле Божественным, но также и в полном смысле слова человеческим.Божественным оно является потому, что оно – непогрешимо и вполне авторитетно, ачеловеческим – потому, что оно вполне доступно пониманию на человеческом языке.Если бы оно не было человеческим, мы не поняли бы его; если бы оно не былоБожественным – оно не могло бы стать для нас верным руководством».
Богословы приводят доказательствабогодухновенности Священного Писания. Вот некоторые из них:
1. Сравнительное доказательство.
Сущностьэтого доказательства находится в библейском учении монотеизма, котороепротивоположено всем другим религиозным понятиям того времени. Монотеизм, илиединобожие, библии не может быть произведением семитских народов, потому чтовсе эти народы были идолопоклонниками. Сами евреи часто отвращались отистинного учения о Боге и впадали в идолослужение своих соседей.
Моисейи его народ жили в политеистическом мире, окруженные народами, которые не имелиправильного понятия о Едином Святом Боге. Авраам был вызван из вавилонскогополитеизма. Ханаан был населен политеистическими народами. Египет, гдеизраильтяне скитались долгое время, был переполнен политеизмом. Когда Израильвошел в обетованную землю, она была полна политеистических рас. В течение всейнациональной истории израильский народ был подвержен влиянию языческих понятий.
МонотеизмВетхого Завета не может быть следствием естественных усилий израильтян. Ониникак не могли изобрести его, так как большая часть их истории указывает на то,что они сами часто не жили по учению библии.
Библейскоеучение о Боге объясняется только тем, что Бог непосредственно открыл писателямбиблии эти истины о Себе. Это значит, что Священное Писание являетсядействительным Словом Божьим.
2. Телеологическоедоказательство.
Происхождениеслова «телеология» происходит от греческих слов «телос», которое означает«цель» и «логия», которое означает «учение». Итак, телеология значит учение оцелях.
Телеологическоедоказательство излагает, что каждая книга Священного Писания преследует своюопределенную цель в едином целом, то есть в проявлении главной истины библии.
Сущностьэтого доказательства заключается в том, что главная истина библии непрерывно излагаетсяв каждой книге этого сборника шестидесяти шести книг. Каждая книга имеет своюопределенную цель, которая содействует выражению главной центральной истиныбиблии. Эта истина – Божий план искупления человека. Она начинается в первыхглавах первой книги и без всякого перерыва ясно ведется к исполнению вискупительной жертве и победоносному воскресению из мертвых Сына Божия.
Тотфакт, что каждая книга библии имеет свою определенную цель и, что все книги еесоставляют изумительное гармоничное целое, доказывает, что она являетсяпроизведением одного Ума. Около сорока авторов писали эти книги в продолжениипочти шестнадцати столетий. Как могли эти различные писатели, жившие в разныхместах, в различные эпохи, произвести такое совершенное комплексное целое? Естьтолько один ответ на все эти вопросы – богодухновенность Священного Писания.
3. Исполнение пророчеств.
Авторкниги «Основы христианских доктрин» Кевин Коннер пишет: «Существуетприблизительно 330 ветхозаветных пророчеств, исполнившихся в первом пришествииХриста». Далее, он приводит перечень 92 из этих пророчеств из Ветхого Заветанаряду с их новозаветными исполнениями. Вот, лишь некоторые из них:
А.Его Рождество ипроисхождение
Пророчество
Исполнение
1. Семя женщины (Бытие 3:15)
Галатам 4:4
2. По роду Сима (Бытие 9:26)
Ев. От Луки 3:16
3.Семя Авраамово (Бытие 22:18)
Ев. От Матфея 1:1
4. Семя Исааково (Бытие 26:2,4)
Ев. От Луки 3:34
5. Семя Иакова (Бытие 28:13-14)
Римлянам 1:2-3
6. Из дома Давида (2Царств 7:12-14)
7. Рожден от девы (Исайя 7:14)
Ев. От Матфея 1:18-23; Луки 1:34
Б. Его предательство, суд и смерть
Пророчество
Исполнение
1. Продан за 30 серебренников (Захария 11:13)
Ев. От Матфея 26:14; Ев. От Матфея 27:5
2. Серебро брошено в Божьем доме (Захария 11:13)
Ев. От Матфея 27:5
3. Серебро отдано горшечнику (Захария 11:13)
Ев. От Матфея 27:6-10
4. Пронзенные руки и ноги (Псалом 21:16; Захария 1:6)
Ев. От Иоанна 20:25
5. Грехи возложены на Него (Исайя 53:4-12)
2Коринфянам 5:18-21;1Петра 2:24
В. Его воскресение и вознесение
Пророчество
Исполнение
1. Тело не подверглось разложению (Псалом 15:10)
Деяния 2:24-32
2. Погребен на три дня и три ночи (Иона 1:17)
Ев. От Матфея 12:39-40; Деяния 1:1-3
3. Вознесение на небеса, наделение дарами (Псалом 67:18)
Ефесянам 4:8-16
4. Воссел одесную Бога (Псалом 109:1)
Евреям 1:3; Деяния 7:55
5. Восхвален как Царь и Первосвященник (Исайя 52:13; Псалом 109:1-4)
Ев. От Марка 16:19
Какбыло уже сказано раньше, перед нами – лишь немногие из пророчеств,исполнившихся в жизни самого Иисуса Христа. Библия полна пророчествами нетолько о Христе, но и о других исторических лицах и событиях.
4. Сам Иисус Христос свидетельствует обогодухновенности Священного Писания.
КевинКоннер говорит в своей книге: «Сам Иисус Христос свидетельствует о богодухновенностиСвященного Писания в Евангелие от Матфея 5:18 — «17 Не думайте, что Я пришелнарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».
КонстантинЛевшеня в своей книге «Доктрины Библии» говорит: «Подтверждение полнойбогодухновенности Ветхого Завета доказывается тем, что Иисус Христос частопользовался им. Вот некоторые места Священного Писания:
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрезних иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Иоан.5:39)
«А и в законе вашем написано, что двухчеловек свидетельство истинно» (Иоан.8:17)
«Не о всех вас говорю; Я знаю, которыхизбрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою»(Иоан.13:18)
«Но да сбудется слово, написанное взаконе их: возненавидели Меня напрасно» (Иоан.15:25)
«Когда Я был с ними в мире, Я соблюдалих во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб,кроме сына погибели, да сбудется Писание» (Иоан.17:12)
ВЕвангелии от Иоанна, Христос обещал апостолам сверхъестественную помощь ДухаСвятого. Иоанна 14:26 – «Утешитель же,Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вамвсе, что Я говорил вам».
Также в Евангелии от Иоанна 15:26-27 – «Когдаже приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отцаисходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будетесвидетельствовать, потому что вы сначала со Мною»
Говоряс полным авторитетом, апостолы удостоверяют нас прямо и ясно, что они получилиосуществление обещанного им Христом. В первом послании Коринфянам 2:13 – «что и возвещаем не от человеческой мудростиизученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное сдуховным».
ПервоеКоринфянам 14:37 – «Если кто почитаетсебя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповедиГосподни».
Вкниге Деяния Апостолов 2:4 – «Иисполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давалим провещевать».
Люди,собравшиеся из шестнадцати различных стран и провинций, слышали Евангелие,каждый на своем языке. Это совершенно невозможно объяснить каким-либо другимспособом, но только дословным богодухновением.
5.«Влияние библии на жизнь людейсвидетельствует о ее богодухновенности» — говорит в своей книге КевинКоннер.
Ниодна книга так широко не известна, так часто не переиздается непревзойденным«бестселлером», оставляя далеко позади себя все другие книги. Библия былапереведена на большее количество языков, издана в большем количествеэкземпляров, воздействовала на большее количество умов, послужила вдохновениемдля большего количества художников, побудила к большему количествуисследований, чем любая другая книга.
ДокторЕ. В. Хилл, пастор миссионерской Синайской Горы в Лос-Анджелесе, в своем словена Библейском Конгрессе в Сан-Диего, Штат Калифорния, в 1983 году сказал, что вего родном городе Суит-Хоум, штат Техас, совершенно не было преступности,потому что он был основан бывшими рабами, всегда поступавшими «по книге». Этойкнигой была библия. Способность библии влиять на жизнь общества является ещеодним свидетельством ее богодухновенности.
6. Неуничтожимость библиисвидетельствует о ее богодухновенности.
Изкниги «Неоспоримые Доказательства» Джош Макдауэлл – «Враги библии преследовалиее, как никакую другую книгу. Ее сжигали, запрещали, объявляли вне закона отэпохи римских императоров до нынешних дней».
Касаясьсамоуверенного «пророчества» Вольтера об исчезновении христианства и библиичерез 100 лет, Гайслер и Никс указывают, что «всего через пятьдесят лет послесмерти Вольтера Женевское библейское общество приступило к печатанию библии наего собственном печатном станке в его доме». Какая насмешка истории!
РобертДик Уилсон, знавший более 45 языков и наречий, пришел к такому выводу: «Могудобавить, что результатом сорока пяти лет изучения библии, было постоянноеукрепление веры в то, что Ветхий Завет является точным рассказом об историиизраильского народа. Способность библии противостоять, критике уникальна. Вовсей мировой литературе нет другой такой книги. Ищущий истину не может пройтимимо книги с такими качествами».
ГЛАВА 2. ДОГМАТ О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ КАКОСНОВА ХРИТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ
Дляначала мы посмотрим на понятие «Догма»
Большойэнциклопедический словарь дает определение слову «ДОГМА» (от греческого dogma– мнение, учение, постановление), положение,принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.
Толковыйсловарь Ушакова Д. Н. говорит «ДОГМА» — система основных положенийкакого-нибудь учения или научного направления. Положение, утверждение, недопускающее возражений.
Толковыйсловарь Даля В. И. дает такое определение:
«ДОГМА»- одно из основных положений учения о вере, исповедании.
Толковыйсловарь Ожегова С.И. дает следующее определение:
«ДОГМА»– Положение,принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную привсех обстоятельствах.
Следовательно«догматы христианства» являются систематическим изложением основных истинхристианской веры.
2.1 ДОКТРИНА О БОГЕ
Нетлучшего определения слова «Бог» чем находящегося в Вестминстерском катехизисе:«Бог есть Дух безначальный, бесконечный и неизменный в Своем существе,премудрости, силе, святости, правосудии, благости и истине».
Евангелиеот Иоанна 4:24 говорит: — «Бог есть Дух». Бог очень велик для того, чтобы мымогли полностью понять Его. Он не имеет начала и не имеет конца. Не существуетместа, где не чувствовалось бы Его присутствие. Библия спрашивает в книге Иова11:7 – «Можешь ли ты исследованием найтиБога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?»
Богживет в Небесах и правит всей землей. Библия говорит: — «Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих»(Исайя 66:11).
«Бог воцарился над народами, Бог восселна святом престоле Своем»(Псалом46:9).
КевинКоннер в своей книге представляет аргументыв пользу существования Бога:
« 1. Телеологическое доказательство.
Окружающийнас мир свидетельствует нам о своей разумности, упорядоченности, гармонии ицеленаправленности, и, таким образом, подразумевает существование некоегоразумного и целеустремленного существа, которое бы объясняло существованиеэтого мира. Иначе говоря, совершенство творения вселенной свидетельствует осовершенном Творце. Целесообразностьвсего тварного свидетельствует о целенаправленном творении.
2. Космологическое доказательство.
Этопричинно-следственное доказательство. Оно существует в различных формах, и некоторыелюди пытались оспорить его. В самом распространенном виде сводится к тому, чтосам мир является следствием некоей причины. То есть, что-то послужило причинойвозникновения мира. Автору приходилось слышать выступления множества ученых,целиком посвященных теории эволюции, и вместе с тем заявлявших о своей вере всотворении мира, как наиболее вероятную модель, объясняющую существование мира.Свидетельство о том, что наша среда является единственным местом во вселенной,пригодной для жизни, тончайший баланс различных факторов, поддерживаемый в этойсреде, наряду с фантастическими предложениями о том, что все это произошло врезультате совместного действия времени, материи и случая – оказываетсясовершенно неприемлемым даже для большинства эволюционистов.
Давай,приложим этот аргумент к иной области. Если бы вам пришлось начать с полногонабора деталей дорогих швейцарских часов, то, сколько бы вам потребовалосьвремени, чтобы создать из них совершенный механизм…… без участия часовщика? Этотвопрос не имеет никакого смысла, не правда ли? Космологическое доказательстводействует сходным же образом: вселенная во всей ее многосложности должна былаиметь некоего разумного, всемогущего и заботливого Творца. Вы можете собратьвместе все детали швейцарских часов, положить их на стол и предоставить имбесконечное время, чтобы стать часами; однако, без участия часовщика, этого непроизойдет. Часы невозможно создать без часовщика.
3. Нравственное доказательства.
Откудав людях – нравственное начало? Откуда в них взялась совесть? Откуда в людскихсердцах – интуитивное чувство справедливости? Нравственное доказательствогласит, что присутствие совести в наших сердцах свидетельствует о БожественномЗаконодателе. Чувство ужаса и проклятия, подчас овладевающее человеком, впервыесовершающим тот или иной грех, является свидетельством о присутствииБожественного Судьи, перед которым мы однажды предстанем. То есть, сознаниедобра и зла, угрызение совести и даже склонность человека к суждению о другихлюдях – все это свидетельствует о Божественном происхождении человека. Даже втюрьмах, среди закоренелых преступников, есть добрые и злые люди. Несмотря нато, что человеческое представление о добре и зле может быть искажено, самоприсутствие этого представления свидетельствует о Божественном Законодателе.
4. Историческое доказательство.
Вистории человечества происходили некоторые события, которые просто не могутнайти себе объяснения в пределах человеческой логики и разума: следовательно,эти события должны быть приписаны воле Божьей. Исход Израиля из Египта можетслужить тому лучшим примером. Фараон позволил 600 000 сильных и здоровыхрабов с их женами, детьми, скотом покинуть Египет беспрепятственно и невредимо.Сравните это событие с многолетней историей борьбы за освобождение от рабстваамериканских негров, и вы убедитесь, что по воле всемогущего Бога моглопроизойти нечто подобное.
Самосуществование евреев, как самостоятельного народа, со всем многообразием ихтрадиций и национальных особенностей в свете многовековой вражды, изгнания инасилия – является аномалией, не объяснимой ни одной антропологической теорией.Это – против всех правил.
5. Библиологическое доказательство.
Библиясвидетельствует о Божьем бытие. Она полна предсказаний. Как уже упоминалось прирассмотрении исторического доказательства. Бог предсказал и исполнил событиякниги Исход в книге Бытие 15:13-15 – «Исказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле несвоей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд наднародом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большимимуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старостидоброй».»
КонстантинЛевшеня в своей книге «Доктрины Библии» приводит аргумент в пользу библиологическогодоказательства: «Священное Писание не старается доказать существование Бога,оно утверждает и провозглашает, что Бог есть и, что знание о Нем универсально.В послании Римлянам 1:20 – «Ибо невидимоеЕго, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творенийвидимы, так что они безответны»
Авторкниги «Доктрины» Ульф Экман, говорит: «Мы можем видеть Бога, изучая ирассматривая Его творение – природу вокруг нас. Но это недостаточно, чтобыузнать Его. Для этого Он явил Себя более доступным человеку образом – а именно:частично через Священное Писание, частично через Иисуса Христа. В послании кЕвреям 1:3 об Иисусе говорится, что Он есть «сияние славы и образ ипостаси»Бога.
Впослании Колоссянам 1:15 Он назван – «Которыйесть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари». Далее апостолПавел продолжает – «ибо в Нем обитает всяполнота Божества телесно» (Колоссянам 2:9).
Такжесуществуют нехристианские точки зрения существования Бога.
Вотнекоторые из них:
1. Пантеистический взгляд.
Этаточка зрения рассматривает Бога, как часть природы, а всю природу – какпроявление Божества. Сущность этого взгляда в том, что он стирает различиямежду природой и ее творцом. Зачастую он видит вселенную лишь как иллюзорныйпродукт некоего вселенского разума. Пантеизм обожествляет творение. Эта религияпоклоняется Богу как природе.
2. Политеистический взгляд.
Большинстводревних религий были политеистическими. Политеизм – это вера во множествабогов.
3. Дуализм.
Этаточка зрения утверждает существование двух сил, начал или богов, равносильныхдруг другу и находящихся в состоянии войны друг с другом. Они находят своевыражение в идее и предмете, мысли и вещи, добре и зле, Боге и сатане, свете итьме. Этот взгляд не рассматривает Бога как вседержавного владыку надо всем,что противостоит Ему.
УльфЭкман пишет в своей книге – «Прежде всего, важно видеть, что библия различаетБога Творца и Его творение. Бог не является творением. Он не часть творения и,более того, не смешивается с творением. Пантеизм обожествляет творение. Этарелигия поклоняется Богу как природе, в природе или части природы. Этосовершенно неправильное представление о Боге и есть не что иное, как идолопоклонство. В послании к Римлянам 1:25 – «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись,и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь».
Во-вторых,продолжает Ульф Экман, у Бога есть определенное отношение к Своему творению.Закончив творение, Он «увидел, что все хорошо» (Бытие 1 глава). Это очень важноучитывать, потому что некоторые ложные религии и лжеучения, часто пренебрегаюттворением и материальным миром. Но библия придерживается иного мнения.Наоборот, творение – это место, где Бог желает открыть Свою славу.
Вконце творения Бог создал человека. Только в этом случае Библия говорит отворении по образу и подобию Самого Бога: «Исотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину иженщину сотворил их» (Бытие 1:27)».
Триединство Бога
Богесть один. Тем не менее, Новый Завет говорит о триединстве Бога, и для многихэто становится преткновением. Одни просто перескакивают через вопростриединства, другие считают, что его нельзя понимать в буквальном смысле,третьи категорически отрицают триединство.
Самослово «Троица» отсутствует, как в Новом, так и в Ветхом Заветах, однако, учениео Троице содержится в трех новозаветных книгах: Ев. От Матфея 28:19 – «Итак идите, научите все народы, крестя их воимя Отца и Сына и Святаго Духа».
2Коринфянам13:13 – «Благодать Господа нашего ИисусаХриста, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь».
Ефесянам4:4-6 – «Одно тело и один дух, как вы ипризваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение,один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас».
УльфЭкман в своей книге приводит еще две ссылки из библии в пользу триединства:
1Иоанна2:23 – «Всякий, отвергающий Сына, неимеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца»
Ев.От Иоанна 10:30 – «Я и Отец – одно»
Ев.От Иоанна 14:9 – «Иисус сказал ему:столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня виделОтца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?»
КевинКоннер говорит: «Несмотря на отсутствие упоминания об учении, о Троице, вВетхом Завете, существуют намеки на него. Первые же строки библии являютсяпримером Троицы в действии: Бытие 1:1-2 – «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма надбездною, и Дух Божий носился над водою».
Изпролога к Евангелию от Иоанна мы узнаем, однако, что и второе лицо Троицы такжедеятельно присутствовало при первоначальном творении. Иоанна 1:1-3 – «В начале было Слово, и Слово было у Бога, иСлово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Негоничто не начало быть, что начало быть».
Присотворении человека в Бытие 1:26 – «Исказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему,и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и надскотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
УльфЭкман, пишет: «Бог един, но открывает Себя в трех личностях. Эти три личности икаждая из них, вечны и всемогущи, но составляют одно единое божество».
Современи зарождения церкви никто не описал лучше то, чему учит библия отриединстве, чем это было сделано в «Афанасийском исповедании веры»: …мыпоклоняемся единому Богу в трех лицах и трем лицам в одном Божестве, и при этомне смешиваем эти лица и не разрываем Божественной сущности. Ибо мы, как требуеттого христианская истина, признаем каждое лицо и Богом, и Господом, также общаяхристианская вера препятствует нам называть трех Богами или трех Господами. Отецне сделан, и не сотворен, и не рожден. Сын есть от Отца и только от Отца – несотворен и не сделан, но рожден. Святой Дух есть от Отца и Сына – не сотворен ине с