Реферат по предмету "Религия"


Духовная сфера как процесс

--PAGE_BREAK--
2.2.2. ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ.
На разных этапах развития общества научные знания выполняли различные функции. Менялось и место науки в зависимости от условий ее развития и спроса на нее в те или иные эпохи. Так, античная наука опиралась на опыт математических и астрономических исследований, накопленный в более древних обществах ( Египет, Месопотамия ).

В эпоху Возрождения обостренный интерес к проблемам человека и его свободы содействовал развитию индивидуального творчества и гуманитарного образования. Но лишь в конце этой эпохи сложились предпосылки для возникновения и ускоренного развития новой науки.

Должно было пройти немало времени, прежде чем наука смогла стать определяющим фактором в решении вопросов первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи, строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека. Еще больше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на мировоззренческие вопросы стали элементами общего образования, без чего научные представления никогда не смогли бы превратиться в составную часть культуры общества. Так возникла и укрепилась культурно-мировоззренческая функция науки. Сегодня она является одной из ее важнейших функций.

В 19 веке начало меняться отношение между наукой и производством. Со временем промышленники и ученые увидели в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства. Осознание этого факта резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой ее решающего поворота в сторону практики. Сегодня у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна функция – она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления им. Наиболее ярко данная функция проявляется в ситуациях, когда методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития.

Таким образом, наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие и управление обществом.
2.2.3.ОБРАЗОВАНИЕ.

        

« Всякое переустройство общества всегда связано с переустройством школы. Требуются новые люди, силы – их должна подготовить школа. Где общественная жизнь приняла определенную форму, там и школа соответственно установилась и вполне отвечает настроениям общества ». Написанные во второй половине 19 века, эти слова актуальны и поныне.

         На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации – усвоение им социального опыта прошлых и современных ему поколений. Этот процесс осуществляется двумя путями: в  ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни и в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе воспитания и прежде всего через ту систему образования, которая сложилась в обществе и отвечает его потребностям. Но общество неоднородно: каждый класс, социальная группа, нация имеют свое представление о содержании образования. Из истории известно, что всякий раз, когда заходила речь об определении содержания конкретных учебных курсов, сразу же возникали политические, научные, религиозные и прочие разногласия. Это-то в конце концов и вызвало необходимость государственного регулирования системы образования, которое актуально и для современной цивилизации.

         В современном мире существует огромное количество разнообразных типов школ и других учебных заведении: квакерские школы в Англии, дающие религиозное – пацифистское образование, общеобразовательные школы и профессионально-технические учебные заведения, духовные семинарии во всех христианских странах, медрессе  в мусульманских государствах Востока, университеты, колледжи, технические школы и.т.д. Но в этом чрезвычайно пестром разнообразии систем и видов образования можно проследить общее направление его развития в современном мире.

         Современная стратегия в данной области – достижение качества, отвечающего требованиям 21 века. Для этого производится гуманизация, гуманитаризация и интернационализацияобразования.

Гуманизацияпредполагает большое внимание общества к личности, ее психологии, интересам, запросам. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека.

Гуманитаризация означает усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни современного человека, а именно экономической теории, социологии, политологии.

Интернационализация– это  создание единой системы образования для разных стран. Являясь частью духовной культуры общества, образование вместе с ней подвержено интернационализации. Особенно быстро данный процесс идет в тех областях, которые занимаются подготовкой специалистов, остро необходимых сегодня.

Таким образом, образование рассматривается ныне как одна из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие человечества.

 

3. КУЛЬТУРА — ВАЖНЕЙШЕЕ СИСТЕМНОЕ КАЧЕСТВО ДУХОВНОЙ СФЕРЫ.
Помимо экономической, социальной и политической сфер жизни людей цивилизация включает еще один очень важный момент – культуру. Степень развития культуры показывает достижения конкретной исторической цивилизации, определяет ее место в ряду существовавших, современных и будущих цивилизаций. Что же такое культура, из каких элементов она состоит и какое место занимает в жизни человека и общества?
3.1.ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА ».
Термин « культура » — латинского происхождения. Первоначально он означал « возделывание, культивирование почвы », но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и др.), и каждая дает ей свое определение. Не случайно в мировой литературе насчитывается до 500 определений культуры. В самом общем смысле  под культурой ученые-обществоведы понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.

Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т.д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т.п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, превращаются в материальные объекты – вещи, технические средства, произведения искусства и т.д.
3.2. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВА В КУЛЬТУРЕ.

           

Духовная культура – своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии. В истории формирования культуры имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как бы отдельно по двум направлениям – по вертикали и горизонтали. Первое направление накопления культурных ценностей (по вертикали) связано с передачей их от одного поколения другому, т.е. с преемственностью в культуре.

Наиболее устойчивая сторона культуры -  культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.

Вторая линия накопления культурных ценностей (по горизонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре. Она выражается в том, что в отличии от науки наследуются в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение.

Рассмотрим проблему развития культуры, ибо формирование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества. Речь идет о новаторстве в культуре. Конечно, не всякое новаторство есть творчество. Создание нового становится творчеством культурных ценностей лишь тогда, когда оно приобретает общественную значимость, получает признание других людей. Правда, бывает и так, что произведения искусства или научные открытия не находят признания у современников. Но если это подлинные духовные ценности, то время их приходит, и последующие поколения воздают им должное.

В творчестве культуры всеобщее органически слито с уникальностью. Каждая культурная ценность неповторима, будь то художественное произведение, изобретение, научное открытие и т.д. Тиражирование в той или иной форме уже известного – это распространение, а не создание культуры.
3.3. КУЛЬТУРЫ В КУЛЬТУРЕ.
В рамках определенной исторической эпохи в мире всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе особое значение приобрели « массовая » и « элитарная  культура ».

« Массовая культура »сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео и компьютерная техника способствовали ее распространению. Как и в любом другом виде коммерции, неотъемлемой частью « массовой культуры » является реклама. Некоторые издательства, кинокомпании тратят до 15-20 % прибыли на рекламирование своей продукции и изучение вкусов ее потребителей.

 «Массовая культура» оказывает негативное влияние на психику человека. Большинство исследователей считают, что при потреблении « массовой культуры» действует механизм «внушения и заражения». Человек как бы перестает быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней. Он заражается « коллективным настроением», и тогда, когда слушает рок-музыку или смотрит кино в большом зале, и тогда, когда сидит дома у телевизора. При этом люди часто создают себе кумиров из кинозвезд, ведущих телепрограмм, модных модельеров, популярных писателей, чему в большей мере способствует создаваемая вокруг них реклама.

«Массовую культуру »называют по-разному: развлекательным искусством, искусством анти-усталости, кичем, полукультурой. В 80-ых годах термин « массовая культура » стали употреблять реже, поскольку он скомпрометирован тем, что использовался исключительно в отрицательном смысле. В наши дни его заменило понятие « популярная культура » или « поп-культура ».

« Массовой », или « поп-культуре », часто противопоставляют

« элитарную», сложную по содержанию и трудную  для неподготовленного  восприятия культуру. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди  искусствоведов и критиков.

         «Поп – культура » и « элитарная культура » не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи « элитарного искусства » через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются  « массовой культурой », повышая ее уровень. В то же время « поп – культура », приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку творцам « элитарного искусства ».

В последнее время ученые заговорили о появлении « экранной культуры », что связано с компьютерной революцией. « Экранная культура » складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходит на второй план. Появляется новый тип общения, основанный на возможностях свободного выхода личности в мир информации. Таковы, например, видеотелефоны или электронные банки и компьютерные сети, позволяющие получать на экране компьютеров информацию из архивов, книгохранилищ, библиотек. Благодаря использованию компьютерной графики удается увеличить скорость и улучшить качество получаемой информации. «Компьютерная страница» несет с собой новый тип мышления и образования с характерными для него быстротой, гибкостью, реактивностью. Многие сегодня считают, что именно « экранной культуре » принадлежит будущее.
3.4. ДИАЛОГ КУЛЬТУР.
« Массовая » и « элитарная культура » взаимодействуют друг с другом. Источники национальных различий культур следует искать в исторических условиях их формирования. Эти различия имеют глубокие корни, отражающие особенности общественной жизни той или иной социально-исторической или этнической общности людей, ее взаимосвязи с природой. Культурные различия – один из источников многообразия исторического процесса, придающий ему красочность и многомерность. Каждая национальная культура неповторима, уникальна. И эта неповторимость, незаменимость определяет необходимость особенно бережного отношения к ней.

Научно-технический прогресс, общие тенденции в развитии образования, огромная подвижность населения, мировое разделение труда – эти и другие факторы способствуют дальнейшей интернационализации культуры и общественной жизни, усилению и углублению взаимопроникновения культур, но в то же время порождают и разнообразные проблемы.

В условиях интернационализации обостряются проблемы сохранения культуры малочисленных народов. Так, у некоторых народностей Севера нет своей письменности, а устный язык быстро забывается в процессе постоянного общения с другими народами. Подобные проблемы можно разрешить лишь благодаря диалогу культур, но при условии, что это должен быть диалог« равных и разных ». Диалог предполагает так же взаимопроникновение, взаимообогащение культур. Не случайно культурный обмен ( выставка, концерты, фестивали и т.д. ) стал доброй традицией в жизни современной цивилизации. В результате диалога создаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы, и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь.

Диалог приводит к возникновению качественно нового образования – транс-культуры, представляющей собой органическое единство всех культур.
4. РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ   МИРЕ.
Одной из древнейших форм культуры является религия. Важной вехой в истории человечества стало появление мировых религий: буддизма, христианства, мусульманства. Не потеряла религия своего значения  и в наши дни.
4.1. РОЛЬ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Религия воздействует на духовную жизнь человека, прежде всего на нравственность. Нравственные правила не только не утратили своего значения, но и приобрели новый глубокий смысл, т.к. обращены к внутреннему духовному миру человека. С их помощью люди, уставшие от сплошных социальных катастроф, могут заглянуть в себя и еще раз задуматься о смысле своей жизни. Особенно возрастает влияние церкви в переломные моменты истории: когда старые идеалы общества утрачивают свою ценность, а новые еще не успевают закрепиться, на помощь приходит религия со своими вечными нравственными заповедями.

Религия издревле была носительницей  культурных ценностей. Она сама является одной из форм культуры. Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, прекрасные литературные и религиозно-философские произведения, церковные обряды, нравственные заповеди чрезвычайно обогатили культурные фонды человечества. Одна из главных задач церкви – сохранение этих культурных памятников, и она с ней хорошо справляется. В последнее время в нашей стране государство возвращает в руки верующих пустующие культурные здания.

Церковь играет немаловажную роль в политической жизни общества. Несмотря на отделение церкви от государства во многих государствах ее политическое влияние сохраняется. Об этом говорят, например, такие факты, как присяги на Библии в суде и при вступлении на некоторые должности, скажем, на должность президента в  США. Об участии церкви в политической жизни многих государств свидетельствует наличие в ряде стран Западной Европы партий, которые объединяют верующих и выражают их интересы.

Церковь сегодня выступает активным участником борьбы за мир, за равноправие народов. Не случайно, поэтому центральное место в деятельности христианских проповедников занимает проблема устранения войн из жизни человечества. Религиозные деятели принимают участие в решении экологических проблем.

В то же время различие в религиозных взглядах может служить фактором, разъединяющим людей. Одной из наиболее острых проблем современного мира, истоки которой восходят еще к средневековью, является проблема  религии и войны.
4.2. РАЗНООБРАЗИЕ РЕЛИГИЙ. ВЕРОТЕРПИМОСТЬ.
В мире существует огромное многообразие религиозных верований, сект, церковных организаций. Это и различные формы  политеизма (многобожия), традиции которых идут от первобытных религий ( веры в духов, поклонения растениям, животным, душам умерших).С ними соседствуют разные формы монотеизма (единобожия).Здесь инациональные религии – конфуцианство ( Китай ), маздаизм ( Иран ), иудаизм( Израиль) и т.д., и мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй и нашедшие себе приверженцев среди народов, говорящих на разных языках,- буддизм, христианство, ислам. Именно мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современных цивилизаций.

Буддизм ( в переводе просветление ) – самая ранняя по времени появления мировая религия. Наиболее широкое распространение она получила в Азии. Центральную область буддийского учения составляет нравственность, нормы поведения человека. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству.

Христианство– вторая по времени возникновения   мировая религия. Ныне эта самая распространенная на Земле религия, насчитывающая свыше 1024 млн. приверженцев в Европе и Америке. Центральными в христианстве являются идея  греховности человека как причины всех его несчастий и учение об избавлении  от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид безгранична. В 1054 году христианство раскололось на два самостоятельных направления: западное

( католическое) и восточное (православное).

Ислам(мусульманство) самая поздняя по времени возникновения  мировая религия. На Земле насчитывается около 1 млрд. ее приверженцев. Наибольшее распространение ислам получил в Северной Америка, Юго-Западной и Южной Азии. Ислам в переводе на русский язык означает покорность. Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она энергично вмешивается во все сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих мусульман, политика, правовые отношения, суд – все должно подчиняться религиозным законам.

Таким образом, несмотря на различие мировых религий, проповедуемых ими духовных, нравственных ценностях много  общего. Это делает возможным не только диалог культур, но и диалог религий. Он находит выражение в терпимости к чужой религии и признании ее права на свободное существование, в свободе совести – праве личности исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
5. ДУХОВНАЯ  ЖИЗНЬ    СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА.
История человеческой культуры – это история человеческого разума. Исторический опыт поколений воплощен в созданных культурных ценностях. При общении человека с ценностями прошлого культура человеческого рода как бы переливается в духовный мир личности, способствуя ее интеллектуальному и нравственному развитию.
5.1. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ.
К духовной жизни, к жизни человеческой мысли относят, как правило, знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь человека невозможна без окрашивающих внутренний мир личности переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь.

Современная духовная культура общества располагает безграничным разнообразием научных и религиозных учений, политических теорий, этических и эстетических представлений и идеалов. В них воплощено достигнутое человечеством знание о месте, положении и назначении человека.

Таким образом, диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни.
5.2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ КОМПАС.
Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное в этих отношениях – взаимозависимость общечеловеческой культуры и культуры отдельной личности. Ведь человек выступает как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а общечеловеческая культура – как непременное условие становления и развития духовной культуры личности.

Главным в духовной культуре личности является активное, творческое, и вместе с тем ответственное отношение к жизни – к природе, другим людям, к самому себе. И все же есть признак духовной культуры личности, который среди прочих критериев играет главенствующую роль,- это готовность человека к самоотдаче и саморазвитию.

Сознание современного человека нагружено научными данными, нравственными, эстетическими нормами и идеалами, религиозными верованиями, практическими знаниями, приходящими к нему из повседневного опыта. Назначение мировоззрения для человека – служить ориентиром в окружающем мире и выражением его личностного отношения к нему. И потому не сами по себе знания ( теоретические, практические и пр.) о мире и человеке составляют особенность мировоззрения, а их обращенность на человека, на его проблемы, возможность ответить благодаря этим знаниям на насущные вопросы о смысле, месте, назначении и перспективах человека в мире. Мировоззрение личности неповторимо, как неповторим каждый человек. Сколько людей, столько и индивидуальных мировоззрений. Мировоззрение человека формируется под воздействием окружающей его культурной среды, личного опыта, образования, воспитания, особенностей его психологического склада, характера. Но наряду с серьезными различиями во всех индивидуальных мировоззрениях есть и нечто общее, иначе люди не понимали бы друг друга.

Мировоззрение человека постоянно меняется, отражая изменения в мире и в знаниях о нем. Открывая мир, человек проникает в его тайны. Но самое важное открытие, значительнее которого нет на Земле,- это открытие и познание человеком самого себя как личности. Для мировоззрения нашего времени характерно постепенное осмысление всем человечеством главной цели развития человека и общества.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.