Реферат по предмету "Религия"


Буддизм Распространение в мире

РЕФЕРАТ
На тему

БУДДИЗМ.
РАСПРОСТРАНЕНИЕВ МИРЕ.

ПЛАН
Вступление
2. Когда и гдезародилсябуддизм
3. Будда реальныйи Будда из легенд
4. Учение Будды
5. Первые шагибудущей мировойрелигии
6. Махаяна
7. От расцветадо упадка
8. Ваджраяна
9. Национальныеформы буддизма
10. Историяраспространениябуддизма вТибете
11. Буддизму монгольскихнародов
12. Районыраспространениябуддизма

Человек, следующийДрахме, похож
на человека, вошедшего согнем в
темную комнату.Тьма перед ним
расступится, и его окружитсвет.ИзнаставленийБудды

Буддизм- древнейшаяиз мировыхрелигий, получившаяназвание отимени, а точнееот почетноготитула, её основателяБудды, что означает“Просветленный”.Будда Шакьямуни(Мудрец из племенишакьев) жил вИндии в V-IV вв. дон. э. Другие мировыерелигии — христианствои ислам — появилисьпозже (христианство- пять, ислам — 12 веков спустя).Задва с половинойтысячелетиясвоего существованиябуддизм создали развил нетолько религиозныепредставления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования- иными словами, целую цивилизацию.
Буддизмвобрал в себямножестворазнообразныхтрадиций народовтех стран, которыепопали в сферуего влияния, а также определилобраз жизнии мысли миллионовлюдей этихстран. Большинствоприверженцевбуддизма живутсейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральнойи ВосточнойАзии: Шри-Ланке, Индии, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме(бывшаяБирма), Таиландеи Лаосе. В Россиибуддизм традиционноисповедуютбуряты, калмыкии тувинцы.КОГДАИ ГДЕ ЗАРОДИЛСЯБУДДИЗМ
Сами буддистыведут отсчетвремени существованиясвоей религииот кончиныБудды, однакосреди них нетмнения о годахего жизни. Согласнотрадиции наиболеестарой буддийскойшколы — тхеравады, Будда жил с 624по 544 г. до н. э. Всоответствиис этой датойв 1956 г. отмечалось2500-летие буддизма.По научнойверсии, принимающейво вниманиегреческиесвидетельствао дате коронациизнаменитогоиндийскогоцаря Ашоки, время жизниосновоположникабуддизма — с566 по 486 г. до н. э. Внекоторыхнаправленияхбуддизмапридерживаютсяболее позднихдат: 488-368 гг. до н.э. В настоящеевремя исследователипересматриваютдаты правленияАшоки и в связис этим датыжизни Будды.
Родинабуддизма — Индия(точнее, долинаГанги — одна изнаиболее экономическиразвитых частейстраны). Самойвлиятельнойрелигией ДревнейИндии был брахманизм.Его культоваяпрактика состоялаиз жертвоприношениймногочисленнымбогам и сложныхритуалов, сопровождавшихпрактическилюбое событие.Общество делилосьна варны (сословия): брахманов(высшее сословиедуховных наставникови жрецов), кшатриев(воинов), вайшьев(торговцев) ишудр (обслуживавшихвсе остальныесословия). Буддизмс момента своеговозникновенияотрицал действенностьжертвоприношенияи не принималделение наварны, рассматриваяобщество каксостоящее издвух категорий: высшей, кудавходили брахманы, кшатрии и гахапати(домохозяева- люди, владевшиеземельной ипрочей собственностью), и низшей — онавключала людей, обслуживавшихгосподствующиеслои.
На территорииИндии в VI-III вв. дон. э. существоваломножествонебольшихгосударств.В северо-восточнойИндии, где проходиладеятельностьБудды, их было16. По своемуобщественно-политическомуустройствуэто были либоплеменныереспублики, либо монархии.Они враждовалимежду собой, захватывалитерриториидруг друга, иуже к концужизни Буддымногие из нихбыли поглощенынабиравшимимощь государствамиМагадха и Кошала.
В те временапоявилосьмножествоаскетов — людей, не имеющихсобственностии живущих подаянием.Именно средиаскетов-отшельникови зарождалисьновые религии- буддизм, джайнизми другие учения, не признававшиеритуалов брахманов, видевшие смыслне в привязанностик вещам, месту, людям, а в сосредоточениицеликом навнутреннейжизни человека.Не случайнопредставителейэтих новыхучений называлишраманами(“шрамана”означает “совершающийдуховное усилие”).
Буддизмвпервые обратилсяк человеку некак к представителюкакого-либосословия, клана, племени илиопределенногопола, а как кличности (вотличии последователейбрахманизмаБудды считал, что женщинынаравне с мужчинамиспособны достичьвысшего духовногосовершенства).Для буддизмав человекеважны былитолько личныезаслуги. Так, словом “брахман”Будда называетлюбого благородногои мудрого человеканезависимоот его происхождения.Вот что говоритсяпо этому поводув одном изклассическихсочиненийраннего буддизма- “Дхаммападе”:
“Я не называючеловека брахманомтолько за егорождение илиза его мать. Яназываю брахманомтого, кто свободенот привязанностии лишен благ.
Я называюбрахманом того, кто отрешилсяот мира и сбросилношу, кто дажев этом мирезнает уничтожениесвоего страдания.
Я называюбрахманом того, кто средивзволнованныхостается невзволнованным, среди поднимающихпалку — спокойным, среди привязанныхк миру — свободнымот привязанности.”БУДДАРЕАЛЬНЫЙ ИБУДДА ИЗ ЛЕГЕНД.
В биографииБудды отраженасудьба реальногочеловека вобрамлениимифов и легенд, со временемпочти полностьюоттеснившихисторическуюфигуруоснователябуддизма.
Более25 веков назадв одном из маленькихгосударствна северо-востокеИндии у царяШуддходанеи его жены Майипосле долгогоожидания родилсясын Сиддхартха.Его родовоеимя было Гаутама.Принц жил вроскоши, неведая забот, со временемзавел семьюи, наверное, сменил бы натроне своегоотца, если бысудьба нераспорядиласьиначе.
Узнав отом, что на светесуществуютболезни, старостьи смерть, принцрешил избавитьлюдей от страданийи отправилсяна поиски рецептавсеобщегосчастья. Непростымоказался этотпуть, но затоон увенчалсяуспехом. В местностиГая (она и сегодняназываетсяБодх-Гая) ондостиг Просветления, и ему открылсяпуть спасениячеловечества.Случилось это, когда Сиддартхебыло 35 лет. В городеБенаресе (современныйВаранаси) онпрочел своюпервую проповедьи, как говорятбуддисты, “повернулколесо Драхмы”(так иногданазывают учениеБудды). Он странствовалс проповедямипо городам иселам, у негопоявилисьученики ипоследователи, собиравшиесяпослушатьнаставленияУчителя, которогоони и сталиназывать Буддой.
В возрасте80 лет Буддаскончался. Ноученики и послесмерти Учителяпродолжалипроповедоватьего учение повсей Индии. Онисоздавалимонашескиеобщины, где этоучение сохранялосьи развивалось.Таковы фактыреальной биографииБудды — человека, ставшего основателемновой религии.
Мифологическиежизнеописаниягораздо сложнее.Согласно легендам, будущий Буддаперерождалсяв общей сложности550 раз (83 раза былсвятым, 58 — царем,24 — монахом, 18 — обезьяной, 13 — торговцем, 12 — курицей, 8 — гусем,6 — слоном; крометого, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. п.).Так было, покабоги не решили, что пришло емувремя, родившисьв облике человекаспасти мир, погрязший вомраке неведения.Рождение Буддыв семье кшатриябыло его последнимрождением.
Для высшегоя веденья родился,
Для благамира — в последнийраз.

Именнопоэтому егоназвали Сиддхартха(Тот, кто достигцели). В моментрождения Буддыцветы падали, играла прекраснаямузыка, а изневедомогоисточникаисходилонеобыкновенноесияние.
Мальчикродился с тридцатьюдвумя признаками“великого мужа”(золотистаякожа, знак колесана ступне, широкиепятки, светлыйкруг волос межбровей, длинныепальцы рук, длинные мочкиушей и т. п.).Странствующийаскет-астрологпредсказал, что его ждетвеликое будущеев одной из двухсфер: или онстанет могущественнымправителем(чакравартином), способнымустановитьправедныйпорядок наземле. МатьМайя не принималаучастия в воспитаниисына — она скончаласьвскоре послеего рождения.Мальчика вырастилатетя. Отец Шуддходанажелал, чтобысын пошел попервому изпредсказанныхему путей. Однакоаскет АситаДевала предреквторое.
Принцрос в обстановкероскоши иблагополучия.Отец сделалвсе возможное, чтобы предсказаниене сбылось: окружил своегосына чудеснымивещами, красивымибеспечнымилюдьми, создалатмосферувечного праздника, чтобы он никогдане узнал о горестяхэтого мира.Сиддхартхавырос, в 16 летженился, у негородился сынРахула. Но усилияотца оказалисьнапрасными.С помощью своегослуги принцуудалось тайно3 раза выбратьсяиз дворца. Впервый повстречалбольного ипонял, что красотане вечна и вмире есть уродующиечеловека недуги.Во второй разон увидел старикаи понял, чтомолодость невечна. В третийраз он наблюдалпохороннуюпроцессию, показавшуюему недолговечностьчеловеческойжизни. По некоторымверсиям, онвстретил ещеи отшельника, что навело егона мысль овозможностипреодолетьстрадания этогомира, ведя уединенныйи созерцательныйобраз жизни.
Когдапринц решилсяна великоеотречение емуисполнилось29 лет. Покинувдворец, семьюСиддхартхастал бродячимотшельником(шраманом). Онбыстро овладелсамой сложнойаскетическойпрактикой — контролемдыхания, чувств, умением переноситьголод, жару ихолод, входитьв транс… Однакоего не покидалочувствонеудовлетворенности.
После 6лет аскетическойпрактики иочереднойнеудачнойпопытки достигнутьвысшего прозренияон убедился, что путь самоистязанияне приведетк истине. Тогда, восстановивсилы, он нашелуединенноеместо на берегуреки, сел поддерево и погрузилсяв созерцание.Перед внутреннимвзором Сиддхартхипрошли егособственныепрошлые жизни, прошлая, будущаяи настоящаяжизнь всехживых существ, а потом открываласьвысшая истина- Дхарма. С этогомомента он истал Буддой- Просветленным, или Пробужденным,- и принял решениеучить Дхармевсех людей, взыскующихистины, независимоот их происхождения, сословнойпринадлежности, языка, пола, возраста, характера, темпераментаи умственныхспособностей.
Свой путьБудда назвал“срединным”, поскольку онлежал междуобычной чувственнойжизнью и аскетическойпрактикой, минуя крайноститого и другого.45 лет Будда провел, распространяясвое учениев Индии.
Незадолгодо смерти Буддасообщил своемулюбимому ученикуАнанде, что могбы продлитьсвою жизнь нацелый век, ипотом Анандагорько сожалел, что не догадалсяпопросить егооб этом. Причинойсмерти Буддыпослужилатрапеза у бедногокузнеца Чунды, во время которойБудда, зная, что бедняксобираетсяпотчевать своихгостей несвежиммясом, попросилотдать все мясоему. Не желая, чтобы пострадалиспутники, Буддасъел его. Передсмертью Буддасказал любимомуученику: “Ты, верно, думаешь, Ананда: “Смолклослово Господина, нет у нас большеУчителя !”. Нет, не так вам следуетдумать. ПустьДхарма и Виная, которые я возгласили которым наставилвас, будут вашимучителем, послетого как нестанет меня”(“Сутра великойкончины”). УмерБудда в местечкеКушинагара, и его тело былопо обычаюкремировано, а прах разделенмежду восемьюпоследователями, шесть из которыхпредставлялиразные общины.Его прах захоронилив восьми разныхместах, и впоследствиинад этимизахоронениямибыли воздвигнутымемориальныенадгробия — ступы. Согласнолегенде одиниз учениковвытащил изпогребальногокостра зубБудды, которыйстал главнойреликвиейбуддистов. Нынеон находитсяв храме в городеКанде на островеШри-Ланка.
УЧИТЕЛЬ? БОГ? ИЛИ… Смерть, или как считаютбуддисты, освобождение- нирвана, Буддыстала началомотсчета временисуществованиябуддизма какрелигии.
Несомненно, что Будда — Учитель, ибо он не толькооткрыл Путь, но еще и учил, как надо понему идти. Сложнееответить навопрос, Бог лиБудда, ибо буддистыотрицают самопонятие божества.Однако Буддеприсущи такиекачества, каквсемогущество, способностьтворить чудеса, приниматьразный облик, влиять на ходсобытий и вздешнем мире, и в других мирах.Это те самыекачества, которыминаделены боги, во всяком случаетак считаютлюди, исповедующиеразные религии.УЧЕНИЕБУДДЫ.
Как и другиерелигии, буддизмобещает людямизбавлениеот самых тягостныхсторон человеческогосуществования- страданий, невзгод, страстей, страха смерти.Однако, не признаваябессмертиядуши, не считаяее чем-то вечными неизменным, буддизм невидит смыслав стремлениик вечной жизнина небесах, посколькувечная жизньс точки зрениябуддизма — этолишь бесконечнаячереда перевоплощений, смена телесныхоболочек. Вбуддизме дляеё обозначенияпринят термин“сансара”.
Буддизмучит, что сущностьчеловека неизменна; под влияниемего поступковменяется лишьбытие человекаи восприятиемира. Поступаяплохо, он пожинаетболезни, бедность, унижения. Поступаяхорошо, вкушаетрадость иумиротворённость.Таков законкармы, которыйопределяетучасть человекаи в этой жизни, и в будущихперевоплощениях.
Этот законсоставляетмеханизм сансары, который называетсябхавачакра- “колесо жизни”.Бхавачакрасостоит из 12нидан (звеньев): неведение(авидья) обусловливаеткармическиеимпульсы (санскары); они формируютсознание (виджняна); сознание определяетхарактер нама-рупы- физическогои психологическогооблика человека; нама-рупаспособствуетформированиюшести чувств(аятана)- зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущениявкуса и воспринимающегоума. Восприятие(спарша) окружающегомира порождаетсамо чувство(ведана), а затемжелание (тришна), которое в своюочередь порождаетпривязанность(упадана) к тому, что чувствуети о чём мыслитчеловек. Привязанностьприводит кхождению всуществование(бхава), следствиемчего являетсярождение (джати).А всякое рождениенеизбежновлечёт за собойстарость исмерть.
Таковцикл существованияв мире сансары: каждая мысль, каждое словои дело оставляютсвой кармическийслед, которыйприводит человекак следующемувоплощению.Цель буддиста- жить так, чтобыоставлять какможно меньшекармическихследов. Этозначит, что егоповедение недолжно зависетьот желаний ипривязанностик объектамжеланий.
“Я всёпобедил, я всёзнаю. Я отказалсяот всего, суничтожениемжеланий я сталсвободным.Учась у самогосебя, кого яназову учителем?”Так сказанов “Дхаммападе”.
Высшуюцель религиознойжизни буддизмвидит в освобожденииот кармы и выходеиз круга сансары.В индуизмесостояниечеловека, достигшегоосвобождения, называетсямокшей, а в буддизме- нирваной. Нирвана- этопокой, мудрость иблаженство, угасание жизненногоогня, а вместес ним и значительнойчасти эмоций, желаний, страстей- всего того, что составляетжизнь обычногочеловека. И всёже это не смерть, а жизнь совершенного, свободногодуха.ВСЕЛЕННАЯИ ЕЕ УСТОРОЙСТВО.
В отличиеот других мировыхрелигий количествомиров в буддизмепрактическибесконечно.Буддийскиетексты говорят, что их больше, чем капель вокеане и песчинокв Ганге. В каждомиз миров естьсвои суша, океан, воздух, множествонебес, где обитаютбоги, и ступенейада, населённыхдемонами, духамизлых предков- претами и др.В центре мирастоит огромнаягора Меру, окружённаясемью горнымихребтами. Навершине горырасположено“небо 33 богов”, возглавляемыхбогом Шакрой.Ещё выше, в воздушныхдворцах, находятсянебеса трёхсфер. Боги, людии прочие существа, которые действуютисключительноради удовлетворениясобственныхжеланий, живутв камадхату- “сфере желания”, разделённойна 11 уровней.В сфере рупадхату- “мира формы”- на 16 уровняхрасположены16 небес Брахмы(верховногобога брахманизма).Над ней помещаетсяарупадхату- “мир не формы”, включающийчетыре высшихнеба Брахмы.Все боги, населяющиетри сферы, подчиненызакону кармыи поэтому, когдаих заслугиисчерпываются, могут утратитьсвою божественнуюприроду в следующихвоплощениях.Пребываниев облике богатакое же временное, как и во всякомдругом.
Однако, согласно самойдревней космологическойсхеме, существуюттри главныхуровня — мирБрахмы (брахмалока), мир богов иполубогов(девалока) имир бога Мары, олицетворяющегосмерть и разныеискушения, которым подвергаетсячеловек.
Миры невечны. Каждыйиз них возникает, развиваетсяи разрушаетсяв течение одноймахакальпы; её продолжительность- миллиардыземных лет. Онав свою очередьделится начетыре периода(кальпы). Поокончаниюмахакальпымирозданиене уничтожаетсяполностью.Только те существа, которые достиглипросветления, переселяютсяв мир Брахмы, на небеса Абхассараю.Когда на землеопять создаютсяусловия дляжизни, они рождаютсяздесь в соответствиисо своими прежнимизаслугами.Однако не всякаякальпа становитсясчастливой, а лишь та, в которойпоявляетсяБудда. Буддийскиетексты называютшесть Будд, которые жилив мире людейдо Шакьямуни: Вишвабха, Випашьин, Шикхин, Кракучханда, Канакамуни, Кашьяпа. Однаконаиболее популяренсреди буддистовМайтрейя — Будда, прихода которогоожидают в будущем.ПЕРВЫЕШАГИ БУДУЩЕЙМИРОВОЙ РЕЛИГИИ
По преданию, через год послесмерти Буддыего последователисобралисьвместе, чтобызаписать то, что они узналиот Учителя исохранили всвоей памяти.Монах по имениУпали пересказалвсё, что он слышало дисциплине: правилах приёмав сангху и исключенияиз неё, нормах, регулирующихобраз жизнимонахов и монахиньи их отношенияс обществом.Всё это былообъединенов свод текстов, получившихназвание “Винаяпитака”. Всё, что Будда говорилпо поводу самогоУчения и методоврелигиознойпрактики, пересказалего ученикАнанда. Этитексты вошлив “Сутра питаку”(“Корзинабесед”). Затемприсутствовавшиемонахи(их было 500) пропелисодержаниеканона. Этособрание получилоназвание Первогобуддийскогосангити, илисобора. Считается, что на Первомсоборе былаканонизированаи третья частьучения, “Абхидхармапитака”, — систематическое, можно сказать, философскоеизложениеУчения.
Однакомежду членамисангхи (общинаверующих) возниклисерьёзныеразногласияпо поводу трактовкиряда правил.Одни монахивыступали засмягчение идаже отменужёстких страниц, в то время какдругие настаивалина их сохранении.Уже в IV в. до н. э.это привелок расколу сангхина махасангхику(“большую общину”), объединявшуюсторонниковобщего “обмирщения”буддийскойобщины, и стхавиравадуили тхераваду(“учение старейшин”), сторонникикоторой придерживалисьболее консервативныхвзглядов. Приверженцымахаяны (одногоиз направленийбуддизма) считают, что расколпроизошёл наВтором буддийскомсоборе в Вайшали, через 100 лет послепервого.
С появлениемимперии Маурьев, особенно вэпоху правленияцаря Ашоки (IIIв. до н. э.), буддизмиз ученияпревращаетсяв своего родагосударственнуюрелигию. ЦарьАшока из всегоучения особенновыделял правилабуддийскойморали.
При Ашокипоявилосьмножество секти школ: по общепринятойклассификации- 18. В это же времясобрался Третийбуддийскийсобор в Паталипутре, на котором былиосуждены учениянекоторыхбуддийскихшкол, а школатхеравадыполучила поддержкуцаря. Именнов этот периодбыл созданбуддийскийканон “Типитака”(на языке пали), или “Трипитака”(на санскрите), что означает“Три корзины”.Последователиразных направленийбуддизма ужедва с половинойтысячелетияспорят междусобой о том, когда, где и накаком языкебыли канонизированы“Три корзины”.Махаянистысчитают, чтона Четвёртомсоборе, проходившемпод покровительствомцаря Канишкив I в. н. э., канонизировалисанскритскуюверсию — “Трипитаку”.А приверженцытхеравадыполагают, чтоЧетвёртый соборсостоялся в29 г. до н. э. на островеШри-Ланка, итам была записана“Трипитака”на языке пали.
Нарядус философиейразвиваютсябуддийскиеритуалы и искусство.Богатые покровителифинансируютстроительствоступ. Вокругэтих мемориальныхсооружений, где содержатсяостатки Буддыи другие буддийскиереликвии, складываетсяособый культ, к ним совершаютсяпаломничества.
Послесмерти царяАшоки и воцарениядинастии Шунгов, покровительствующейбрахманизму, центр перемещаетсяна Шри- Ланку.В течение трёхпоследующихвеков буддизмпревращаетсяво влиятельнуюрелигиознуюсилу на всейтерриторииИндии, а во временадинастии Сатавахановраспространяетсяв ЦенральнойАзии. В эпохуправлениявторого послеАшоки знаменитогопокровителябуддизма Канишки(I-IIвв. н. э.) влияниеэтой религиипростираетсяот северныхграниц Индиидо ЦентральнойАзии (Кушанскаяимперия). Тогдаже с основамиучения знакомятсяв торговыхцентрах СеверногоКитая. Черезюжный морскойпуть буддизмпроникает вЮжный Китай.
С началановой эры буддизмприобретаетчерты религиицивилизации.Он объединяетв единое пространстворазные народыи территории, образуя сложныесочетанияместных традицийс учением Будды.По всему этомупространствубуддийскиепроповедникиразносят текстыУчения.
МАХАЯНА
В началеновой эры появилсяцикл текстов, названный“Праджняпарамита”.Это названиепроисходитот санскритскихслов “праджня”(“высшая мудрость”)и “парамита”(“переправа”,“средство кспасению”).Намного позднееосновной средиэтих текстовстала “ВаджраччхедикаПраджняпарамитасутра”, или“Сутра о совершенноймудрости, рассекающейтьму невежествакак удар молнии”, созданная вI в.
С появлением“Праджняпарамиты”сложилось новоенаправлениев буддизме, получившееназвание махаяна, или “широкаяколесница”.Её последователиназвали себятак в противоположностьвосемнадцатишколам буддизма, учение которыхмахаянистыпренебрежительноименуют хинаяной(буквально“узкая колесница”).
Махаянаберет началоиз традицийхинаянскойшколы махасангхика.Сторонникиэтой школывыступали за“большую общину”, т.е. за свободныйдоступ в сангхумирян и смягчениюсуровой дисциплиныи аскетизма, отпугивающихот нее простыхлюдей, не способныхна столь героическиеусилия. Важноподчеркнуть, что приверженцыболее раннегонаправленияникогда непризнавалинаименования“хинаяна”, которое воспринималосьими как обидноеи оценочное, и называли себяпо именам своихшкол.
Основноерасхождениехинаяны и махаянызаключаетсяв трактовкеметодов освобождения.Если с точкизрения хинаяныосвобождение(нирвана) доступнолишь членамбуддийскойобщины, т.е. монахам, и достижимотолько ихсобственнымиусилиями, томахаяна утверждает, что спасениевозможно длявсех, и обещаетчеловеку помощьбудд и бодхисаттв.Взамен хинаянскогоидеала архата(достигшегоПросветления)махаяна создаетидеал бодхисаттвы(буквально — тот, чья сущностьПросветление”). Если архатдостиг личногоосвобождения, не помышляяо судьбе других, то бодхисаттвазаботится оспасении всехсуществ. Возникаетидея “передачизаслуг” — героическиедеяния бодхисаттвобразуют запасрелигиозныхзаслуг, которыйможет передаватьсяверующим. Облегчаястраданиядругих, бодхисаттвакак бы принимаетна себя их дурнуюкарму. Им движетсостраданиеи любовь ковсему живущему.Это идеал деятельногослужения, а несозерцательногосочувствия.Именно спасениевсех существ, как считаютмахаянисты, и было главнымаспектом ученияБудды, а сторонникихинаяны неоправданнозабыли о нем.Состраданиеприравниваетсяк высшей мудростии становитсяодним из важнейшихдуховных достоинствбуддиста..
Если хинаянапредставляетсобой суровуюи холоднуюмонашескуюрелигию, рассчитаннуюна неустаннуюработу надсобой и полноеодиночествона пути к высшейцели, то махаянаучитываетинтересы мирян, обещая им поддержкуи любовь, и проявляетгораздо большеснисходительностик человеческимслабостям.
Хотя нирванаостаётся конечнойцелью буддийскогопути и в махаяне, её достижениесчитаетсяслишком трудными отдалённымво времени.Поэтому появляетсяпромежуточныйэтап в виденебес или обителейбудд и бодхисаттв.Простые людимогут попастьтуда благодаряпреданностиизбранномубудде илибодхисаттве.В махаянескладываетсясвой пантеон, но не богов, творящих мири управляющихстихиями, асуществ, главнаяцель которых- неустаннопомогать человеку.В махаяне сильнее, чем в любомдругом направлениибуддизма, заметнаразница между“популярнойтрадицией”- религией длямасс с пантеоном, культом, легендамии преданиями- и “элитарнойтрадицией”- философскимучением и медитациейдля более“продвинутых”приверженцев.
В махаянеменяется отношениебуддистов коснователюсвоей религии- Будде Шакьямуне.Он уже не простоУчитель ипроповедник, достигшийПросветлениясвоими силами, а могущественныймаг и сверхъестественноесущество, которомуможно поклонятьсякак божеству.Возникаетважная религиознаядоктрина трёхтел Будды (трикая)- это физическоетело, телоблаженства, или энергетическоетело, и абсолютноетело дхармы, символизирующееистинную ивечную природуБудды — пустоту.
В махаянеисторическийБудда Шакьямунивообще отступаетна второй план.Её приверженцыбольше поклоняютсядругим буддам, которые проживаютв иных мирах, как, например, будущий буддаМайтрейя. Онобитает нанебесах Тушитаи ждёт часасвоего приходана землю. Махаянаутверждает, что это произойдёт, когда возрастчеловечествадостигнет 840тыс. лет и миромбудет правитьчакравартин- справедливыйбуддийскийгосударь. Почитаютсятакже буддыАмитабха иАкшобхья, встречающиеправедниковна своих “чистыхземлях”, кудате могут попасть, практикуяособые формымедитации.
Философиямахаяны, связаннаяс именами Нагарджуны, Чандракирти, Шантаракшитыи других, продолжаетразвиватьбуддийскиеучения о нирванеи сансаре. Еслив хинаяне главнымявляетсяпротивопоставлениенирваны и сансары, то в махаянемежду ними неделается особенногоразличия. Посколькукаждое существоспособно кдуховномусовершенствованию, значит, в каждоместь “природабудды”, и еёнеобходимообнаружить.Но обнаружитьприроду будды- это значитдостичь нирваны; следовательно, нирвана содержитсяв сансаре, также как природабудды — в живыхсуществах.
Махаянскиефилософыподчёркивают, что все понятияотносительны, включая самуотносительность; поэтому навысших ступеняхмедитацииследует постигатьмир чисто интуитивно, но не прибегаяк словам и понятиям.Символом срединногопути становитсяшуньята (“пустота”)- истинная сущностьэтого мира. Спомощью данногосимвола философымахаяны какбы снимаютпроблему бытия- не-бытия, субъекта- объекта, существования- не существования, а отсутствиепроблемы и естьдостижениецели — нирваны.
ОТ РАСЦВЕТАДО УПАДКА
Со II по IXв. буддизм переживалнебывалыйподъём. Онраспространилсяна Шри-Ланке, его влияниепостепенноутвердилосьв Юго-Восточнойи Южной Азии, Китае, откудаон проник вЯпонию, Корею, Тибет. Это времярасцвета буддийскихмонастырей, которые сталицентром просвещения, учёности иискусства.
В монастыряхизучалисьдревние рукописи, создавалиськомментариик ним и новыетексты. Некоторыемонастыри сталисвоего родауниверситетами, куда съезжалисьна учёбу буддистыразных направленийсо всей Азии.Они вели бесконечныедискуссии, новполне мирноуживались другс другом, участвуяв общей религиознойпрактике. Монастыриявлялись оплотомбуддийскоговлияния в Азии.
Благосостояниеже самих монастырейзависело отподдержкимогущественныхцарей и влиятельныхсановников, которым былаблизка буддийскаяидея веротерпимости.В Южной Индииподдержкубуддизму оказываладинастия Сатаваханов(II-III в.). Но и в ЦентральнойИндии при династииГуптов (IV-VI вв.), несмотря нато что большинствогуптских царейсимпатизировалоиндуизму, буддийскиемонастырипродолжалисвою деятельность.Царь Кармагупта(415-455 гг.) открылсамый знаменитыймонастырь-университетНаланда в СеверномБихаре. Буддистомбыл, по преданию, и Харшавадхана(VIIв.), создательпоследнейкрупной империи, объединившейбольшую частьИндии. Он расширили укрепил Ниланду.Именно в этовремя (в VI-VII вв.)под управлениемонастырейначали переходитьземли и поселения, которые снабжалиих всем необходимым.
С VIII в. на большейчасти территорииИндии буддизмначал приходитьв упадок, еговлияние сохранялосьлишь на севереи востоке. Ссередины VII в.в Бихаре и Бенгалиик власти пришладинастия Палов, представителикоторой былибуддистами.Они основалинесколькокрупных монастырей, с помощью которыхиндийскиебуддисты утвердилисвое влияниев Тибете в остройборьбе с китайскимибуддийскимимиссионерами.
--PAGE_BREAK--
ВАДЖРАЯНА

С VI по IX в. в Индииутвердилосьновое направление, имевшее нескольконазваний: ваджраяна(“алмазнаяколесница”), буддийскийтантаризм, эзотерическийбуддизм, тибетскийбуддизм и др.Это нкаправлениееще большесвязывалобуддизм свозможностямиконкретнойличности.Постепенномуобучению инакоплениюзаслуг, характерномудля махаяны, противопоставляласьмгновенная, подобная молнииреализацияприроды будды.Варджаянасвязывалаобразованиебуддиста сритуалом посвящения, который проходилпод строгимконтролемопытного наставника.Поскольку имеетместо передачазнаний “отпосвященногок посвящаемому”, варджаянуназывают такжеэзотерическимбуддизмом, аевропейцы, ещев XIX в. обратившиевнимание наогромную рольнаставников(лам) в практикетибетскихбуддистов, стали именоватьэту религиюламаизмом.
Ваджра (“молния”,“алмаз”) являетсясимволом твердости, несокрушимости, истинностиучения будды.Если в другихнаправленияхбуддизма телосчиталосьсимволом страстей, удерживающихчеловека всансаре, тотантризм ставиттело в центрсвоей религиознойпрактики, считая, что в нем заключенавысшая духовность.Осуществлениеваджры в человеческомтеле есть реальноесоединениеабсолютного(нирваны) иотносительного(сансары). В ходеспециальногоритуала раскрываетсяприсутствиеприроды буддыв человеке.Исполняя ритуальныежесты (мудры), последовательваджраяныреализует всобственномтеле природубудды; произносясвященныезаклинания(мантры), онреализуетприроду буддыв речи; а созерцаябожество, изображенноена священнойдиаграмме илисхеме вселенной, реализуетприроду буддыв собственномуме и как быстановитсябуддой во плоти.Таким образом, ритуал преобразуетчеловеческуюличность вбудду, и всечеловеческоестановитсясвященным.
В ваджраянеразвиваетсяне только ритуал, но и философия.Вся буддийскаялитератураобъединяетсяв два основныхсобрания: “Ганджур”-каноническиесочинения- и“Данджур” — комментариик ним. К IX в. ваджраянавесьма широкораспространяется, но приживаетсяглавным образомв Тибете, откудапроникает вМонголию, аоттуда в XVI-XVII вв.приходит вРоссию.
Как всеазиатскаярелигия буддизмдостиг своегопика именнок IX в. Под еговлиянием находиласьзначительнаячасть Азии иприлегающихк ней островов.В этот периодрелигиознаяпрактика врамках одногонаправлениябуддизма вразных странахпочти не имеларазличий. Например, махаянистыИндии читалите же текстыи занималисьтеми же медитативнымиупражнениями, что и махаянистыКитая, ЦентральнойАзии и другихрегионов. Болеетого, буддизмоказывал существенноевлияние нарелигиозныетрадиции этихрегионов: наиндуизм в Индии, даосизм в Китае, синтоизм вЯпонии, шаманствов ЦентральнойАзии, бон в Тибете.Эти же религии, воспринимаябуддийскиеидеи и ценности, в свою очередьсами оказываливлияние набуддизм..
Однако послеIX в. ситуацияизменилась.Буддизм пришелв упадок и кXII в. постепеннобыл вытеснениз Индии.

НАЦИОНАЛЬНЫЕФОРМЫ БУДДИЗМА

Победноешествие буддизмапо странам Азииначалось ещедо новой эры.С III в. до н. э. буддизмпоявился натерриторииЦентральнойАзии (нынешниеТаджикистани Узбекистан), с I в. н. э. — в Китае, со II в. — на полуостровеИндокитай, сIV в. — в Корее, с VIв. — в Японии, сVII в. — в Тибете, сXII в. -в Монголии.Используя свойглавный принцип- не нарушатьсложившиесякультурныетрадиции разныхстран и народови по возможностисрастатьсяс ними, — буддизмбыстро прижилсявезде и, привившиськ древу местнойкультуры, далновые побеги.Например, вКитае этотпроцесс началсяс V-VI вв. В VIII-IX вв. тамуспешно распространялисьпо крайней мереуже два чистокитайскихнаправлениябуддизма — школачистой землибудды Амитабхии школа чань.В Японию буддизмпроник уже вкитайскомобличье. Китайскиешколы тяньтай, хуаянь-цзун, школа чистойземли буддыАмитабхи и чаньпостепеннозавоевалиЯпонию, ставсоответственношколами тэндай, кэгон, амидаизмаи дзэн.
Однако в Китаебуддизм подвергалсяатакам какизвне — от иноземныхзавоевателей, так и изнутри- со сторонывозрожденногоконфуцианства.Правда, он небыл совершенновытеснен изэтой страны, как случилосьв Индии, но еговлияние неизмеримоослабло. В дальнейшемтот же процессповторилсяв Японии, гдеукрепиласьнациональнаярелигия — синтоизм.Вообще появлениеи утверждениебуддизма, какможно видетьна примереКитая, Индиии некоторыхдругих стран, своеобразностимулироваловозрождениеместных религиозныхтрадиций. Еслиони, впитав вседостижениябуддизма, оказывалисьдостаточносильными, тогосподствубуддизма приходилконец.
В каждомрегионе развивалисьсвоя собственнаябуддийскаясимволика ибуддийскиеобряды — почитаниесвятых мест, календарныепраздники, обряды жизненногоцикла, подпитываемыеместными традициями.Буддизм вошелв кровь и плотьмногих и многихнародов, сталчастью ихповседневнойжизни. Он изменилместные традиции, но и сам претерпелизменения.Буддизм способствовалрасцвету культурыэтих стран — архитектуры(строительствохрамов, монастырейи ступ), изобразительногоискусства(буддийскаяскульптураи живопись), атакже литературы.Это хорошовидно на примерепоэзии, вдохновленнойидеями дзэн-буддизма.
С ослаблениемвлияния крупныхмонастырей, которые в эпохурасцвета буддийскойцивилизациибыли своегорода “государствамив государстве”, главную рольв жизни буддистовстали игратьнебольшиеместные монастырии храмы. Властиначали гораздоболее активновмешиватьсяв религиозныедела сангхи.Особая ситуациясложилась вТибете, гдеобразовалосьтеократическоегосударство, управляемоеглавой “жёлтошапочной“ школы гелукпадалай-ламой, который являлсяи государственным, и религиознымлидером. Ламыдоносят посланиеБудды и открываютего смысл ученикам, поэтому ихпочитают какнепогрешимыхбожеств, верав которых важнеезнания буддийскихдогматов.

БУДДИЗМ НАЗАПАДЕ

Пожалуй ниодна из восточныхрелигий невызывала уевропейцевтаких сложныхи противоречивыхчувств, какбуддизм. И этовполне понятно- буддизм какбы бросал вызоввсем основнымценностямхристианскойевропейскойцивилизации.В нем отсутствовалопредставлениео боге-творцеи вседержителевселенной, онотказался отпонятия души, не было в неми религиознойорганизации, подобной христианскойцеркви. А главное, вместо райскогоблаженстваи спасения онпредлагалверующим нирвану, принимающуюсяза полное небытие, ничто. Неудивительно, что человекуЗапада, воспитанномув христианскихтрадициях, такая религияказаласьпарадоксальной, странной. Онвидел в нейотклонениеот самого понятиярелигии, образцомкоторой считалось, естественно, христианство.
“Единственная, но зато огромнаяуслуга, которуюможет оказатьбуддизм, — писализвестныйбуддолог XIX в.и убежденныйхристианинБартоламиСент-Иллер, — состоит в том, чтобы своимгрустным контрастомподать намповод ещё болееценить неоценимоедостоинствонашей веры”.
Однако длянекоторыхзападных мыслителейидеи буддизмакак религии, противоположнойхристианству, но столь жераспространеннойи почитаемойв мире, сталиважным орудиемкритики западнойкультуры, западнойсистемы ценностейи самого христианства.
К этим мыслителямотносятсяпрежде всегоАртур Шопенгауэр, Фридрих Ницшеи их последователи.Именно благодаряим, а такжеоснователямновых синтетическихрелигиозныхтечений, вомногом противопоставлявшихсебя христианству(например ЕленеБлаватскойи её сподвижникуполковникуОлькотту, основателямТеософскогообщества), вконце XIX — началеXX вв. буддизмначал распространятьсяна Западе и вРоссии.
К концу XX столетияЗапад пережилуже много волнувлечениябуддизмом вразных егоформах, и всеони оставилив западнойкультуре заметныйслед.
Если в началеXX в. европейцызачитывалисьтекстами палийскогоканона в переводахвиднейшихбуддологов, то после Второймировой войныблагодаряпереводамЭ.Конзе европейскиймир познакомилсяс махаянскимисутрами. Приблизительнов это же времяизвестныйяпонский буддистСудзуки открылдля запададзэн, увлечениекоторым непрошло и до сихпор.
В наши днирастет популярностьтибетскогобуддизма. Высокийавторитетнынешнего Далай- ламы, которыйиз-за преследованиякитайскихвластей живетв изгнании — вИндии, немалоспособствовализвестностиучения школыгелукпа. Всёэто позволяетсказать, чтобуддизм, оказавшийвлияние надвижение битникови хиппи, натворчествоамериканскихписателей, таких, как ДжеромСэлинджер, ДжекКеруак и другие, стал составнойчастью современнойзападной культуры.
В Россиивлияние буддизмадолгое времяпрактическине ощущалось, хотя на её территориипроживаютнароды, исповедующиебуддизм в монгольскомварианте (буряты, калмыки, тувинцы).
Сейчас наволне общегорелигиозноговозрождениянаблюдаетсяоживлениедеятельностибуддистов.Созданы Буддийскоеобщество, Буддийскийуниверситет; восстанавливаютсястарые и открываютсяновые буддийскиехрамы и монастыри(дацаны), издаетсябольшое количествобуддийскойлитературы.В обеих российскихстолицах и вряде другихгородов действуютцентры сразунесколькихбуддийскихтрадиций.

ИСТОРИЯРАСПРОСТРАНЕНИЯБУДДИЗМА ВТИБЕТЕ

Согласнобуддийскимхроникам, БуддаШакьямуни ещёпри жизни предсказалрасцвет Учения“в далекойсеверной стране”, населеннойв ту пору толькодемонами.Авалокитешвара, бывший в товремя ученикомБудды, решилзаселить этустрану людьми.Для этого онпринял обликцаря обезьян, пришел в Тибети стал здесьмужем горнойведьмы. Частьих потомковунаследовалахарактер отца(они добры иблагочестивы), часть — характерматери (онижестоки и нежелают следоватьУчению). Этимнесходствомхарактеровсупругов — прародителейобъяснялибуддийскиеисторикимногочисленныегражданскиевойны тибетцев.Собственнорелигиозныхвойн тибетцыникогда невели. Однакознать различныхобластей Тибета, борясь за властьобычно поднималазнамя либокакой-нибудьиз буддийскихшкол, либодобуддийскойрелигии. Поэтомуизложениеистории буддизмав Тибете необходимоначать с добуддийскихвремен.

БОН

До принятиябуддизма тибетцыверили во множестводухов, населяющихвсю природуи большей частьювраждебныхчеловеку. Внебесах царилисамые могущественныебоги — лха (отсюдаи имя богиниЛхамо), на земле- владыки урожаясабдаги, в водах- духи лу. Люди, распахиваяполя, ставязапруды и мельницына реках, разрушалидворцы сабдагови лу; из-за этогодухи гневалисьи насылали налюдей беды, ате стремилисьумилостивитьих жертвами.Если же и послеэтого духипродолжаливредить, толюди обращалисьза помощью кколдунам — заклинателямдухов. Этихколдунов называлибон-по — “служителирелигии бон”.
Бон, как ибуддизм имеетподробныесказания овозникновениивселенной. Одноиз них повествуето Клумо (БогинеВод), из головыкоторой вышлонебо, из тела- земля, из глаз- солнце и луна, из дыхания — облака, из крови- реки, из слёз- дождь. Когдаона открываетглаза — наступаетдень, когдазакрывает — ночь. Возможнообраз вселенскойбогини Клумоповлиял наобраз и почитаниеЛхамо.
С развитиембуддизма вТибете приверженцыбон были вынужденымногое заимствоватьиз новой религии.Возник образВеликого Учителя, подобногоБудде,- Шенраба, жившего многиетысячи летназад. Вообщебон со временемвсе меньшенапоминалчерную магиюс элементамишаманства, внем зародиласьи вызрела идеяПросветления; и сейчас понекоторымклассификациямбон — одна изпяти основныхшкол тибетскогобуддизма (гелукпа, кагъюпа, сакъяпа, ньингмапа ибон).

НАЧАЛО БУДДИЗМАВ ТИБЕТЕ

Согласнолегенде первыесимволы буддийскогоучения попалив Тибет в IV в.чудесным образом: с неба упалзолотой сундук, где находилисьизображениямолитвенносложенных руки ступы, шкатулкас мантрой ОММАНЕ ПАДМЕ ХУМна крышке исвященнаякнига. Правившийв то время царьТибета Лхатоторине смог понятьзначение этихпредметов, иникто из бон-поне нашел имобъяснения.Поэтому сокровищамвоздали должноепочитание.
Более столетияспустя великийцарь Сонгцен-Гамбо(правил в 613-649 гг.)пожелал постичьзначение этипредметов. Дляэтого он призвализ Индии буддийскихпроповедников.Так начинаетсяистория тибетскогобуддизма. Однакопроповедникипребывали вТибет не толькоиз Индии. Онисопровождалипринцесс изНепала и Китая- Бхрикути иВэнь-Чэн, ставшихженами Сонгцен-Гамбо.Считается, чтоони привезлис собой в столицуТибета Лхасубольшие статуиБудды, которыеи по сей деньявляются однойиз главнейшихсвятынь страны.
Сонгцен-Гамбоназывают воплощениемАвалокитешвары, а его жен — воплощениямиБелой и ЗеленойТары. Послесмерти онипревратилисьв три луча белогоцвета, которыевошли в лобстатуи Авалокитешварыи растворилисьв ней.
Сопротивлениебон по приходуновой религиибыло окончательносломлено вцарствованиеТрисонг-Децэна(правил в 755-797 гг.).При нем строилисьбуддийскиехрамы, приглашалисьучителя изИндии, но проповедьфилософскогобуддизма успехане имела. Тогдав Тибет прибылГуру Падмасамбхава(Учитель, рожденныйв лотосе).
Легендыповествуют, что Падмасамбхавабыл родом изстраны Удияна, которую историкипомещают тов Кашмире, тов Индии, то вПакистане, абуддисты считаютеё легендарнойстраной Шамбалой.
ПравительТрисонг-Децэн, объявившийв 781 г. буддизмгосударственнойрелигией Тибета, никогда неставил передсобой задачууничтожениябон-по. Он говорил:“Чтобы мнеудержаться, бон нужен также, как и буддизм, Чтобы защищатьподданных, необходимыобе религии, и чтобы обрестиблаженство, также нужныобе они.”
В 836 г. престолзанял внукТрисонг-Децэна, Дарма, получившийза свою жестокостьпрозвище Ланг(Бык).Ланг-Дармапринялся снеслыханнымпрежде размахомистреблятьбуддизм и буддистов.Он заставлялмонахов становитьсяохотникамиили мясниками, что для буддистахуже смерти.Впрочем, непокорныхвсё равно ждаласмерть. Буддистыобъявили Ланг-Дармувоплощениембешеного слона, некогда укрощенногосамим Буддой, но вновь проявившегосвой гневныйнрав.
Спустя всегошесть лет послевоцаренияЛанг-дармыненависть кнему так возросла, что царь былубит. В последующиестолетия вмонастыряхТибета сформировалосьнесколько школ, которые теперьназываются“красношапочными”(поцвету головногоубора монахов).Кроме уже названныхньингмапы икагъюпы к нимотносится ишкола сакьяпа.В этих школахгосподствуетидеал “прямогопути”, ваджраяны: практикующемунадлежит отрешитьсяот всего мирского, добровольноподвергнутьсебя заточениюв горной пещере, где и проводитьвсе время вмедитациях, в созерцаниийидама. Посколькувсе вещи посвоей природе“пусты”, хорошиили плохи тольков зависимостиот нашего сознания, то в принципевсе равно, поднестили божествуводу в золотойчаше или кровьв чаше из черепа, благовонияили нечто дурнопахнущее. Но“красные” сектыпредпочитаютвторое, ибовнешняя красотаподношенийусиливаетпривязанностьк миру, внешняяже их безобразностьотвращаетпомыслы от мираи устремляетк Просветлению, Описанный вышеритуал чод(принесениесвоего телав жертву духам)особенно практикуетсяименно в “красных”сектах.
Доктрина“прямого пути“дает возможностьдостичь Просветленияв нынешнейжизни. Самымярким примеромслужит личностьвеликого отшельникаи поэта Миларепы(1052-1135). В молодостион убил из местинесколькодесятков человек, обрушив на нихбонские чары, но затем сталбуддийскиммонахом. Миларепапроводил зимыв пещерах, ничемне обогреваясь, многие месяцыжил почти безеды, постигаяистину. Своидуховные переживанияон изливал впрекраснойпоэтическойформе.
Однако нередкопростые монахиприкрывалидоктриной“прямого пути”собственнуюраспущенность, и потому возникланеобходимостьограничитьчрезмерноеувлечениемагией, восстановитьмонашескуюдисциплину.Эти реформыпровел в серединеXI в. великий философАтиша (982-1054). Атишусчитали воплощениембодхисаттвымудрости Манджушри, верили, что емупокровительствуетБелая Тара. Всозданной имсекте кадампавоскрешалисьобычаи раннейобщины, простотажизни (Атишане допускалв монастыряхчастной собственности)и суровая дисциплина.Цвет одеждымонахов былжелтым, каккогда-то у учениковБудды.
С Атишейпришла в Тибетиз Индии философскаясистема калачакра(“колесо времени”), объединяющаяв себе сокровенноемистическоеучение и астрологию(именно к калачакреотносятся12-летний и 60-летнийциклы восточногокалендаря).
Учение калачакрытакже предлагаетответ на вопросо природе времени, давая представлениео мировых периодах(кальпах) и ихэтапах — разрушениипредшествующегомира; “пустоте”(такомсуществованиивселенной, гденет ничегопроявленного); основаниинового мираи, наконец, озавершающемэтапе — когдав мир приходятбудды. Эта картинакруговоротавремени отражаетсяи в малых временныхциклах, и в жизничеловека.
Считается, что учениекалачакры былоизложено Буддойцарю легендарнойстраны ШамболыСучандре, и изэтой страныспустя полторытысячи лет онопришло к людям..
    продолжение
--PAGE_BREAK--
РЕФОРМЫЦЗОНХАВЫ

Религиозныереформы Атишибыли продолженыЦзонхавой(1357-1419), крупнейшимдеятелем тибетскогобуддизма, называемымтибетцами — егопоследователями- “третьим Буддой”и “ВеликойДрагоценностью”.Он известенкак основательламаизма. Цзонхавойбыла основанашкола гелукпа(“школа добродетели”).Сам Цзонхавасчитал себяне столькореформатором, сколько реставраторомизначальногобуддизма. Основныеидеи его сочинений- развитие взглядовпредшественников.
Цзонхаваусовершенствовализложенноеещё Атишейделение людейпо их способностивосприниматьУчение на трикатегории. Сучением о трёхкатегорияхлюдей тесносвязано ипредставлениео трёх направленияхбуддизма (хинаяне, махаяне, ваджраяне)как о трёх ступеняхна пути к Просветлению.Вначале человекидёт путёмхинаяны, т. е.монашескойдисциплины, а также изучаетосновы философии; затем он осознаёт, что индивидуальноеспасение невозможно, и даёт обетбодхиссатвы, одновременнопостигая философиюмахаяны. Длядостиженияцели — спасениялюдей — он прибегаетк тантрическомуучению и медитациямваджраяны.
Лама (“высочайший”)- духовный учительи наставникдля тех, ктостремитсяпостичь философиюи мистическуюпрактику. Темже, кто далёкот Учения (атаких средитибетцевбольшинство), он своими молитвамиобеспечиваетблагое перерождение.Поэтому дляпростого человекапочитание ламы- основное условиеприближенияк Просветлению.Высокая рольнаставникав мировоззрениишколы гелукпапривела к тому, что учениеЦзонхавы западныеисследователистали называтьламаизмом.
В настоящеевремя тибетскуюформу буддизмаисповедуютмонголы, буряты, калмыки, тувинцы.Много её последователейимеется в Европеи США.
Популярностьучения Цзонхавысреди народаобъясняетсятем, что Цзонхавапровозглашалспасение реальнодостижимыми для простогочеловека, которыйвынужден кормитьсемью и не имеетвремени и силзаниматьсяфилософией.Путём к спасениюявляется опорана ламу.

ДАЛАЙ-ЛАМЫ

Гедун-дуб(1391-1474), племянникЦзонхавы, спустястолетие послесмерти былпровозглашёнI Далай-ламой.Титул “далай-лама”(“океан премудрости”)носили с концаVI в. правителиТибета, одновременновозглавлявшиеи церковь, игосударство.
Каждый далай-ламанезадолго досвоей смертиоставляетсообщение — гдеследует искатьего новое воплощение.Перед тем какразыскиватьнового главуТибета, высшиеламы обращаютсяк астрологам, и те называютместо и срокиследующеговоплощенияАвалокитешвары.Ребенка узнаютпо многим приметам: необычнымсобытиям прирождении, странномуповедению вмладенчествеи т.п. Цепь поисковзавершаетсясвоеобразнымэкзаменом — ребенок должениз большогоколичествавещей выбрать“свои”, т.е. те, что принадлежалипредыдущемудалай-ламе.
Впервые титули власть получилIII Далай-лама, двое предыдущихбыли провозглашеныдалай-ламамипосмертно. ПриV Далай-ламе(XIIв.) Тибет достигсвоего расцвета: были изгнанызахватчики, страна объединилась, процветалинауки и искусства.Но со временемТибет стал нев состояниибороться свнешними врагами.XII Далай-лама, а затем и нынешний, XIV Далай-ламабыли вынужденыэмигрироватьв результатевторженийангличан икитайцев. Буддистывсего мирамолятся о возвращенииДалай-ламы встолицу ТибетаЛхасу, в егодворец Поталу.
Иерархияламаистскогодуховенствав общем видетакова: надвсеми стоитдалай-лама, который в настоящеевремя воспринимаетсякак глава нетолько сектыгелукпа, но ивсего тибетскогобуддизма. Затемследует егодуховный наставникпанчен-лама, за ним — настоятелимонастырей, далее идутпростые ламы.Не следуетдумать, чтовсякий тибетскийили монгольскиймонах по правуможет называтьсебя ламой, ибо“лама” означаетнечто вроденаличия высшегобуддийскогообразования, а это можетбыть достигнутотолько многимигодами изученияязыков, философии, медицины идругих наук.Более того, невсякий человек, постоянноживущий в монастыре, является вполном смыслеслова монахом- ибо буддийскиймонах долженсоблюдать 253правила благочестивойжизни.
Тот, кто далтакой обет ивыдержал рядэкзаменов побуддийскимнаукам, получаетпредшествующуюламе степень- гелонг. Нижегелонгов стоятгецулы — молодыелюди, тольконачавшие настоящеемонашескоеобучение, а ещениже — мальчики-послушники, геньены. Конечно, такая четкаялестница монашескихстепенейвыдерживаетсятолько в большихмонастыряхТибета. В Монголиии Бурятии нередколамой именуюттого, кто читаеттибетскиемолитвы, лишьнаполовинуумея их перевести.Это не значит, что образованныеламыза пределамиТибета не встречаютсясовсем, — ониесть, и, как правило, это врачи иастрологи.
Главнымпризнакомпринадлежностик основаннойЦзонхавой школегелукпа являетсяжелтая шапкамонаха, поэтомуламаизм называют“жёлтой”, или“ жёлтошапочной”верой. “Красная”и “жёлтая” верыкажутся противоположнымидруг другу: одна исповедуетмистическоеучение, постигаемоев результатемноголетнеймедитации, другая — философское.В одной безбрачиеобязательно, в другой необязательно.Но вражды междудвумя направлениямитибетскогобуддизма нет- каждый верующийготов со вниманиемвыслушатьпредставителейдругой школы.

БУДДИЗМ УМОНГОЛЬСКИХНАРОДОВ

Когда говорято буддизме умонголов, бурят, калмыков итувинцев, тоимеют в видупричудливоесмешение философииучения Цзонхавы, смутно понятноготантризма иисконно шаманскихверований.Первое знакомствомонголов сбуддизмомпроизошло ещепри Чингиз-хане, а его внук Хабилай(1215-1294) решительнопорвал с шаманствоми стал буддистом.Сохраниласьлегенда обобращенииХабилая. К немупришли христианский, мусульманский, конфуцианскийсвященникии тибетскийтантрист Пагва-лама.Хан сказал, чтопримет верутого, кто совершитчудо — к губамхана сам собойдолжен подойтикубок с вином.Эта задача былалегко решенатибетскиммагом. Но, несмотряна обращениемонгольскойзнати в новуюверу, народвплоть до XVI в. оставалсяверен шаманству.
С конца XVII в.тибетские имонгольскиеламы сталипоявлятьсяв Забайкалье, ламаизм началраспространятьсясреди монгольскихнародов России, уже не стольсосуществуяс шаманством, сколько включаяего в себя. Наиболеетесно слилисьдве религиив Туве, где ламыбыли нередкоженаты на шаманках.
Пантеонмонгольскогошамаизма сильноотличаетсяот тибетского: во-первых, засчет древнихмонгольскихбогов, принятыхв число буддийских; во-вторых, представленияо собственнобуддийскихбогах имеютмало общегос каноническимибуддийскимипредставлениями.

БЕЛЫЙ СТАРЕЦ- ПОКРОВИТЕЛЬПЛОДОРОДИЯ

Одно из самыхпопулярныхмест в пантеонемонгольскоголамаизма занимаетБелый Старец(Цагаан-Эбугэн)- хозяин всейземли, лесов, гор, вод, повелительзверей и птиц.Его образ восходитк мифам о боге- супруге Земли, покровителеплодородияи долголетия.Белого Старцаизображаютотшельникомс посохом вруках ( прикосновениеэтого посохадаёт долгуюжизнь), сидящиму входа в пещерупод персиковымдеревом ( и пещера, и персик — символыженского начала); его окружаютпары животныхи птиц ( БелыйСтарец покровительствуетразмножению).С включениемБелого Старцав буддийскийпантеон о немстали говоритькак о полуисторическомсвятом отшельнике, проповедикоторого слушалс уважениемсам Будда. Внебе над пещеройБелого Старцачасто изображаютдхьяни -буддуАмитабху.

ВЛАДЫКАЗАГРОБНОГОМИРА

Образ индийскогобога мёртвыхЯмы в Монголиибыл полностьювытеснен образомЭрлика. В добуддийскихмифах Эрлик- хитрый и злобныйбог, один изтворцов мира, создающийпреимущественновсё дурное, чтоокружает человека.Он — глава злыхбожеств, владыкаподземногомира, похитительчеловеческихдуш. С приходомЭрлик из бога, злого ко всем, превращаетсяв жестокого, но справедливогосудью загробногомира, получаеттитул Номун-хана- Владыки Закона.ОдновременноЭрлик из главызлых духовстановитсяпредводителемдхармапал, возглавляяих шествие вовремя грандиознойцеремонии цам.

ОБРЯДЫ

В течениегода буддистыотмечают пятьосновных праздников, называемыхВеликими хуралами.Первый — Цагалган, праздник Новогогода, — длится16 дней. К немуподготавливаютгороскопы, людидарят другдругу различныеамулеты.
Второй праздник- Зула, восхождениеЦзонхавы нанебо. В этотдень тысячисветильниковзажигаютсяв память о Великомучителе. Третийпраздник посвященучению калачакры.Четвертый — Весак, деньрождения, Просветленияи ухода в нирвануБудды Шакьямуни.Это один изсамых торжественныхпраздников, совпадающийс началом весны, поэтому алтариутопают в цветах.В этот деньмонахи разыгрываютсцены из жизниУчителя, Великиеламы наставляютверующих вУчении.
Пятый и самыйзрелищныйпраздник посвященМайтрейе (по-бурятскион называетсяМайдари-хурал).Тысячи буддистовприезжают вмонастыри, чтобы принятьучастие в процессии, изображающейгрядущий приходМайтрейи. Изспециальногохрама, имеющегосяв каждом монастыре, выносят золотуюстатую бодхисаттвы, помещают наколесницу, имонахи везутее вокруг монастыря.Верующие стремятсяприкоснутьсяк колесницеи коню Майтрейив надежде, чтоэто принесетсчастье. Процессиядвижется подзвуки барабанови труб. Некоторыеиз труб таквелики, что ихневозможноудержать вруках, поэтомуих несут двамонаха — одинтрубит, а другойдержит трубуна плече. ВсеВеликие хуралысопровождаютсяторжественнымипеснопениямив храмах.
Кроме Великиххуралов не режеодного разав месяц проводятсяМалые, собирающие, подобно Великим, всех монахови множествоверующих. Хураломназываетсятакже ежедневноебогослужение, проводимоев храме несколькимиили даже однимламой. Во времялюбого хуралаламы читаютнараспев тексттой из священныхкниг, которуюнадлежит читатьв этот день.Чтение сопровождаетсяритуальнымижестами, звономколокольчиков, ритмичнымиударами в барабани литавры, звукамибольших и малыхтруб.
Перед каждымламой стоитстолик, покрытыйпестрой тканью,- на нем лежаткнига и ритуальныепредметы. Ламасидит на скамье, на подушках(облоках); чемвыше званиемонаха, темвыше его скамьяи тем большена ней облоков.Скамьи ламтянутся несколькимирядами вдольхрама, так чтоламы сидятбоком к алтарю.
В центре подбалдахиномвосседаетспиной к алтарюглава монастыря, за ним блещетзолотом огромнаястатуя Буддыили Цзонхавы, по бокам в одинили несколькоярусов стоятстатуи другихбогов, за ихспинами висятиконы-танкиили же стоятскульптурытысячи будднашего мировогопериода. Стенымногих храмовпокрыты фресками.Фрески, какправило, изображаютжизненный путьбудды и егоучеников. Передалтарем расставленыподношениябогам — семьчашечек с водой, блюда с жертвеннымрисом, пирамиды, сооруженныеиз раскрашенноготеста; клубитсядым многочисленныхблаговоний.Боковые частихрамов посвященыдхармапалам, у входа — образылокапал (хранителейсторон света).Входя в храм, верующие триждыпростираютсяна полу в знаксвоего преклоненияперед Буддой, Учением и Общинойили же простоподносят молитвенносложенные рукико лбу, рту игруди, очищаятем самым мысль, речь и тело.
Таков тибетскийбуддизм. Обилиембогов, развитоймагией и обрядностьюон мало походитна буддизмдругих стран, но всё же это- буддизм.

БУДДИЗМ ВОВЬЕТНАМЕ

Содержащиесяв китайскихисточникахкосвенныесведения позволяютутверждать, что первыебуддийскиепроповедникипоявились натерриториинынешнегосеверногоВьетнама во2-3 вв. н. э. Вначале3 в. выходец изСогда, КхыонгТанг Хой (200-247), переводил здесьсутры с санскритана вэньянь.Много проповедниковприбывало вЗаотяц (названиеСеверногоВьетнама в 1-5вв. н. э.) с севера, что обусловилопреобладающеевлияние доктринмахаяны. Возникновениешкол во Вьетнамеотносится к6 в.: первую изних основалв 590 г. индиец изВинитаручи, вторую — наставникВо Игон Тхонгиз Гуанчжоув 820 г., третью — китайский монахГхао Дыонг в1069 г. Все три школыисповедовалиучение тхиен, развивалинаправлениячань-буддизма.В 13 в. на сменуэтим школампришла новаяшкола тхиен- Чук-Лам, основаннаяв 1299 г. императоромЧан Нян Тонгом, который принялпостриг. Вовторой половине14 в. среди представителейправящей элитыусиливаетсявлияние неоконфуцианскихдоктрин; в связис этим, а такжес упадком династииЧан, положениесангхи ухудшается.РеформаторХо Куи Ли, ставшийв конце этогостолетия фактическимправителемгосударства, придерживалсяантибуддистскихвзглядов, производилотчуждениемонастырскихвладений инасильственновозвращалмонахов в мир.В связи с 20-летнейборьбой противвойск династииМин было разрушеномножество пагоди стел, погиблобесчисленноеколичествопамятниковвьетской словесности, большая частькоторых, несомненно, была связанас буддизмом.Именно этимобстоятельствомобъясняютсястоль заметныеизменения враннем буддизмево Вьетнаме.В конце 14 в. всёбольшую рольначинают игратьамидаистские(амидаизм — одноиз ведущихнаправленийбуддизма наДальнем Востоке, возникшее иоформившеесяв 6 в. в Китае) итантрическиепредставления.После нескольких10-летий стабильностив 1527 г. престолбыл узурпированМаг Данг Зунгом: за этим последовала60-летняя войнамежду представителяминового правительстваи сторонникамисвергнутогоимператорскогорода Ле, завершившаясяпобедой последних.
В VIII в. вьетнамскаясангха постепеннообретает утраченныепозиции, насевере Вьетнамавозрождаетсяшкола Чук Лам…В период правлениядинастии Нгуенвозобновляетсястроительствои ремонт пагод; во второй половинеIX в. во времягосподстваФранции воВьетнаме, ухудшаетсяположениесангхи.
В конце 60-х, начале 70-х годовXX в. в страненаблюдается“буддийскийренессанс: ведется широкомасштабноестроительствопагод, десяткитысяч молодыхлюдей принимаютпостриг и, поэтому, вслед за полнымосвобождениемЮжного Вьетнамав 1977 г. примерно70% монахов возвращаютсяв мир.
В настоящеевремя буддистыпредставляютсобой наиболеемногочисленнуюрелигиознуюобщину СРВ; изболее чем 60-тимиллионовнаселениястраны примерноодна треть, втой или инойстепени, разделяетучение буддизмамахаяны. Имеетсятакже в страненесколькодесятков тысячпоследователейбуддизма тхеравады.

БУДДИЗМ ВЕВРОПЕ В XX В.

7Буддизмполучил распространениев большинствеевропейскихстран: буддистскиеорганизации, центры и небольшиегруппы имеютсяпрактическиво всех странахЗападной Европы, а также в отдельныхстранах ВосточнойЕвропы. Почтиво всех западноевропейскихстранах находятсяфилиалы международнойбуддийскойорганизации“ИнтернационалСока гаккай”.Старейшимив Европе являютсябуддийскиеорганизациив Германии (с1903 г.), Великобритании(с 1907 г.), Франции(с 1929 г.). В Гамбургев 1955 г. был образованГерманскийбуддийскийсоюз, т.е. центр, объединяющийбуддийскиеорганизацииФРГ. Во Франциибыло основанообщество “Друзьябуддизма”.Наиболее крупнойи влиятельнойорганизациейв Европе считалосьи БуддийскоеобществоВеликобритании.В Великобританиисуществуюттакже Буддийскаямиссия (с 1926 г.), Лондонскаябуддийскаявихара, храмБуддхаладина, Тибетский центри другие общества(всего околосорока). Многиечлены буддийскихобществ в Европеявлялись известнымибуддологами, проповедникамибуддизма.

БУДДИЗМ ВКИТАЕ

В Китае наибольшеераспространениеполучили трирелигии: конфуцианство, буддизм и даосизм.Точную численностьпоследователейкаждой из этихрелигий трудноустановить, так как всеосновные религииКитая теснопереплелисьмежду собойи нередко верующийодновременнопосещает храмыдвух, а то и трехрелигий.
Буддизм сталпроникать вКитай на рубеженовой эры. Первымираспространителямибуддизма быликупцы, приходившиев Китай по Великомушелковому путииз центрально-азиатскихгосударств.Уже к серединеII в. с буддизмомбыл знакомимператорскийдвор, о чемсвидетельствуютмногочисленныежертвоприношенияЛао-Цзы и Будде.Основоположникомбуддийскихтрадиций вКитае считаетсяпарфянскиймонах Ань Шигао, прибывший вЛоян в 148 г.
Кардинальныесдвиги в положениибуддизма вКитае произошлив IVв., когда этарелигия завоевалаблагосклонностьправящих верховстраны. Буддизмв Китае утверждалсяв форме махаяны.Из Китая буддизмраспространилсяв другие страныдальневосточногорегиона: Корею, Японию и Вьетнам.
Революционныепреобразованияв Китае вызвалик жизни движениявнутри сангхи.После сверженияв 1911 г. монархическогостроя появилисьбуддистскиешколы новоготипа, различныемонашескиеассоциациии светскиебуддийскиеобщества. Однако, единая общественнаяорганизациябуддистов таки не была создана, а численностьмонашествующихосталась кэтому временикрайне незначительной: в 1931 г. насчитывалосьлишь 738 монахови монахинь.
В 1949 г. послеобразованияКНР, буддистамбыла гарантированасвобода совести, но, в то же время, земельныевладения буддийскихмонахов быликонфискованы, а большая частьбуддийскихмонахов и монахиньвозвратилисьв мир. В мае 1953 г.создана КитайскаяБуддистскаяассоциация.
С началом“культурнойреволюции”в 1966 г. все буддийскиехрамы и монастырибыли закрыты, а монахи отправленына “перевоспитание”.ДеятельностьКитайскойБуддистскойассоциациивозобновиласьв 1980 г. В последующиегоды быливосстановленыкрупнейшиебуддийскиемонастыри, открыта Буддийскаяакадемия и рядмонастырскихшкол. В последующиегоды заметноусилился интересшироких слоевобщества кбуддийскойрелигии, возрослочисло лиц, посещающихбуддистскиехрамы.

БУДДИЗМ ВКОРЕЕ

Буддизм проникв Корею во второйполовине IV в.Буддизм в Кореепреимущественномахаянскоготолка, причембольшое значениеимел культбодхисаттв.Примерно доXIII в. буддизмразвивалсяуспешно, но современем отношениек буддизму всеухудшалосьи ухудшалось.И в конце XIX в. оннаходился вполном упадке.После 1945 г. в СевернойКорее буддизмбыл практическиизжит, но наЮге начал обретатьпопулярность.Настоящийподъем егоначался в 60-хгодах и во многомсвязан с приходомк власти в 1961 г.Пак Чонхи, которыйв отличие отбольшинствапрежних политиков(христиан — протестантов), был буддистом.Число храмов, монахов ипоследователейбуддизма в этотпериод началобыстро расти.В настоящеевремя в ЮжнойКорее насчитывается18 основных школ, главной изкоторых являетсяЧогё, объединяющаяподавляющеебольшинствокорейскихбуддистов.Южно-корейскиебуддисты играютвсе более заметнуюроль в мировомбуддистскомдвижении.

БУДДИЗМ ВЛАОСЕ

Буддизмсуществовална этой территорииеще до образованияпервого лаосскогогосударстваЛансанг. В Лансангебуддизм какгосподствующаярелигия включалв себя элементытхеравады имахаяны. В первойполовине XVI в.был издан королевскийуказ, запрещавшийпоклонениедухам — пхи, культкоторых былпостепенновведен в буддизм.Наибольшегорасцвета буддизмдостиг прикороле Сулиньявонгса(правил в 1637-1694 г.).После его смертиЛансанг распалсяна три государства., между которыминачались междоусобныевойны, приведшиек упадку буддизмаи государства.После французскойколонизациииз трех лаосскихгосударствбыло сохраненоодно — Луангпрабанг.В 1928 г. французскаяадминистрацияодобрилапостановлениео реорганизациилаосской сангхипо типу таиландскойи объявилобуддизм государственнойрелигией. Послеликвидациимонархии исоздания ЛаосскойНародно-ДемократическойРеспубликибуддизм по-прежнемуостался господствующейрелигией встране. В страненасчитываетсяпримерно двес половинойтысячи монастырейи храмов, свышедесяти тысяччленов сангхи.

БУДДИЗМ ВСРЕДНЕЙ АЗИИ

Как сообщаютсредневековыекитайские, арабские, персидскиеи иные авторы, до утвержденияна территориисовременногоКиргизстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистанаи юга Казахстанаислама (8-9 вв.) былшироко распространенбуддизм. Этиданные получилиподтверждение, когда в1920-е гг.в данном регионеразвернулисьархеологическиеизыскания (былинайдены буддийскиехрамы, святилища, ступы и иныепостройки, относящиесяко 2-10 вв. н. э.).
В Бактрии(области, занимавшейсевер современногоАфганистанаи южные районыТаджикистанаи Узбекистана)буддизм существовалс династийнымкультом кушани древнимиместными верованиямизороастрийскогои маздентскогокруга. За многовеков существованияв данном регионебуддизм утвердилсяне только вкрупных городахи торговыхцентрах, нопроник и в сельскиепоселения.
В древнейМаргиане (Мервскийоазис, юго-востоксовременногоТуркменистана)буддизм существовалс официальнойрелигией Сасонидов- зороастризмоми погиб вместес Сасонидскимгосударствомпри завоеванииего, во второйполовине 7 в., арабами.
В северо-восточныхобластях СреднейАзии (северКиргизстана)буддизм распространялсяв раннем средневековье.Свидетельствасредневековыхавторов и найденныев Средней Азиибуддийскиетексты говорято том, что во2-8 вв. этот регионбыл важнымцентром.

БУДДИЗМ ВРОССИИ

Традиционныерегионы России, где живут буддисты,- Бурятия, Тува, Калмыкия, Читинскаяи Иркутскаяобласть. Буддизмна территорииРоссии представленшколой гелукпа, которая являетсяразновидностьютибетскогобуддизма. Калмыкиприобщилиськ буддизму в16 в. в Джунгарии(Китай), а в 17 в.они перекочевалив Нижнее Поволжье, сохранив своюрелигию. Ужев тот периоду калмыковпоявиласьбуддийскаялитература, переведённаяс тибетскогона калмыкскийязык.
На территорииТувы буддизмутвердилсяв конце 18 в., вобравв себя местныешаманскиеверования икульты. Верующиеисповедуютламаистскуюформу буддизма(эта форма основанана сочетаниичерт махаяныи ваджраяны).
С 1956 г. на территорииСССР действовалидва буддийскихмонастыря(Иволгинскийи Огинский). В1990-1991 гг. открываетсяоколо 30 новыхобщин в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Анапе, в городахПрибалтики.

БУДДИЗМ ВСША

Буддизмпоявляетсяв США на рубеже19 и 20 вв.; его последователямии пропагандистамибыли в основномиммигрантыиз Японии, Китая, Кореи, буддисты- миссионеры, вокруг которыхгруппировалосьнебольшоеколичествоамериканцев.В 1893 г. в Чикагопрошёл Всемирныйконгресс религий, на которомприсутствовалибуддисты. Послеконгрессаначалосьпаломничествовосточныхбуддистов вСША и обратноедвижение — американцевна восток, гдеони проходилиобучение вбуддийскихмонастырях.
Одной изкрупных буддийскихорганизацийв США являетсяПервый дзэнскийинститут Америкив Нью-Йорке.Центр буддийскойтхеравады — Американскаябуддийскаяакадемия, котораятакже находитсяв Нью-Йорке.
Школа китайскогобуддизмараспространенапреимущественносреди американцев, живущих в Чайна-таун.Буддизм в СШАхарактеризуетсяналичием большогоколичествамаленькихгрупп, принадлежащихк самым разнымнаправлениями школам. Ещёодной характернойчертой американскогобуддизма являетсяего интереск социальнойпроблематике: американцыобращаютсяк буддизму, стремясь найтиответы на проблемы, волнующие исовременноеамериканскоеобщество.

БУДДИЗМ ВЯПОНИИ

В Япониисосуществуютдве основныерелигии — синтоизми буддизм (махаяна).Японцы посещаютодновременносинтоистскиеи буддийскиехрамы.
Согласноофициальнымяпонским хроникамбуддийскоеучение былопринесено вЯпонию в 552 г.корейскимпроповедникомиз Пекина; новаявера нашла вЯпонии и страстныхприверженцеви отчаянныхпротивников.
Япония являетсякрупнейшимв мире центромпо изучениюбуддизма, привлекающимучёных из разныхстран. ПослеВторой мировойвойны значительноактивизировалосьмиссионерскаядеятельностьяпонскихпроповедниковза рубежом. Впоследниедесятилетияв Японии возникломного новыхрелигиозныхтечений, изкоторых выделяютнеобуддийскиесекты: нитирэнсэсю, рэйюкайи другие.

БУДДИЗМ НАТАЙВАНЕ

Буддизм(махаяна) былзанесён китайскимиэмигрантамив 17 в. Сейчас наострове имеютсяфилиалы БуддийскойАссоциацииКНР, членамикоторых являютсядесятки тысячтайваньцев, в том числеучащиеся полуторадесятка буддийскихучебных заведений.

БУДДИЗМ НАТЕРРИТОРИИГИМАЛАЕВ

Проникновениеобусловленоконтактом сИндией черезисторическиетерриторииКашмира, Непала, а также экспансиейбуддизма вЦентральныйи ЗападныйТибет.

БУДДИЗМТАКЖЕ РАСПРОСТРАНЁН:

В Камбодже(в 1989 г. буддизмобъявленгосударственнойрелигией).
На островеШри-Ланка ( вкачествегосударственнойрелигии буддизмутвердилсяв 3 в. до н. э.)
В Мьянме(распространёнв форме тхеравады).
В Таиланде
В Лаосе
Всего в миренасчитываетсяболее 300 млн.верующих буддистов.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

1 В. П. Максаковский.Географическаякартина мира.“Верхне-Волжскоекнижное издательство”.1995 г.
2 М. Аксёнова.Религии мира.Москва. “Аванта+”.1996г.
3 Настольнаякнига атеиста.8-е издание. Изд.Политическаялитература, М., 1985 г.
4 Словарьбуддиста. Изд.Просвещение.М., 1992 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.