Реферат по предмету "Разное"


Ахмедов Т. Н. А 95 Гипноз. Новейший справочник

Ахмедов Т.Н. Гипноз. Новейший справочник Оформление художника Е. БрынчикАхмедов Т.Н. А 95 Гипноз. Новейший справочник. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 608 с.ISBN 5-699-13167-1 В книге приводятся основные сведения об эволюции представлений о гипнозе, данные о моделях особых состояний сознаний. При описании феноменов гипноза акцент делается на показаниях, противопоказаниях и осложнениях при гипнотерапии. Описаны методы определения внушаемости и восприимчивости к гипнозу, широко представлены методики и техники введения в гипноз, тренинги и упражнения. Особое место отведено энергоинформационной диагностике и лечению, самогипнозу и медитации. Для врачей-психотерапевтов, врачей общей практики и студентов медицинских учебных заведений.Подписано в печать 12.08.2005. Формат 84x108 7зг- Гарнитура «Петербург». Печать офсетная. Бумага тип. Усл. печ. л. 31,92. Тираж 5000 экз. Заказ № 4502474. Отпечатано с готовых монтажей на ФГУИПП «Нижполиграф». 603006, Нижний Новгород, ул. Варварская, 32. © Ахмедов Т.И., 2005 ISBN 5-699-13167-1 © ООО «Издательство «Эксмо», 2005СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................7ГЛАВА 1. Эволюция представлений о гипнозе (феномене особыхсостояний сознания) от древности до наших дней..........................................8 Эволюция представлений о гипнозе........................................................................8^ ГЛАВА 2. Модели особых состояний сознания ...............................................36 Психология сознания У. Джеймса .........................................................................36 Нейродинамические теории.....................................................................................40 Экспериментально-психологические теории ....................................................43 Психоаналитические теории....................................................................................53 Структурно-семиотический подход.....................................................................71 Теории экзистенциальной и гуманистической психотерапии .....................92 Трансперсональные теории ....................................................................................100^ ГЛАВА 3. Феномены гипноза, понятийный аппарат и основныенавыки при использовании гипноза .....................................................................116 Гипноз, основанный на сотрудничестве.............................................................128 План терапевтической сессии, связанной с использованием гипноза...................................................'............................130 Экспериментальный гипноз...................................................................................130 Формирование результата......................................................................................133 Метамодель ..................................................................................................................137 Тройное описание реальности ...............................................................................140 Стратегии поведения и метапрограммы............................................................144 Антисуггестивный барьер.......................................................................................148 Милтон-модель...........................................................................................................151 Внушение......................................................................................................................154 Вербальные внушения......................................................................................155 Невербальные внушения.................................................................................162 Показатели гипноза...................................................................................................164 Стадии и степени глубины гипнотического сна (классификация Е. С. Каткова, 1957).........................................................165^ ГЛАВА 4. Показания, противопоказания и возможные осложненияпри гипнотерапии ..........................................................................................................196 Показания к гипнотерапии.....................................................................................196 Противопоказания к гипнотерапии.....................................................................204^ ГЛАВА 5. Методы определения внушаемости и восприимчивостик гипнозу..........................................................................................................................218 Словесное внушение ................................................................................................223 Метафизическое внушение ....................................................................................224 Духовное воздействие.......................................................................................224 Супервзгляд .........................................................................................................225 Приемы испытания внушаемости................................................................225^ ГЛАВА 6. Методики и техники введения в гипноз ......................................234 Методы введения в гипноз......................................................................................2344__________________________________________________Содержание Усыпление блестящим предметом ..............................................................234 Усыпление по Фогту .........................................................................................236 Индийские методы усыпления......................................................................237 Методики Г. Джексона......................................................................................238 Усыпление по Форелю......................................................................................246 Усыпление по Левенфельду............................................................................247 Усыпление пассами (усыпление руками)..................................................248 Другие методы.....................................................................................................250^ ГЛАВА 7. Современные техники, используемые в гипнозе....................278Тренинги........................................................................................................................278 Упражнение «Круг субличностей» ..............................................................279 Упражнение «Идентификация сигналов конгруэнтности и инконгруэнтности» ........................................................................................281 Упражнение «Диалог субличностей»..........................................................282 Упражнение «Психодрама субличностей»................................................283 Упражнение «Определение Критика»........................................................284 Упражнение «Встреча с Саботажником»...................................................284 Упражнение «Генератор нового поведения».............................................287 Методика шестишагового рефрейминга....................................................290 Экологическая проверка..................................................................................293 Упражнение по разотождествлению............................................................296 Упражнение по управлению визуализацией ............................................298 Упражнение «Принятие решения» ..............................................................300 Упражнение «Изменение убеждений» (1) ................................................305 Упражнение «Изменение убеждений» (2) ................................................305 Упражнение «Обратная связь из неудачи»...............................................306 Упражнение «Взмах»........................................................................................308 Упражнение «Взрыв»........................................................................................308 Упражнение «Визуально-кинестетическая диссоциация» (1)...........309 Упражнение «Визуально-кинестетическая диссоциация» (2)...........310 Упражнение «Мать - дитя»............................................................................326 Упражнение «Прохождение родового канала»........................................327 Упражнение «Колыбель».................................................................................329 Упражнение «Значимый Другой»................................................................331 Упражнение «Уровень Счастья» (1)............................................................332 Упражнение «Уровень Счастья» (2)............................................................333 Упражнение «Выявление бессознательных паттернов в отношениях».....................................................................................................334 Упражнение «Молитва гештальтиста»........................................................338 Упражнение «Сказочная крестная мать»...................................................339 Упражнение «Посмотри на себя глазами, полными любви» ..............339 Упражнение на интуицию.................................................................-..............344 Упражнение на безусловную любовь..........................................................345^ ГЛАВА 8. От активного воображения — к контролируемымфантазиям.........................................................................................................................348 Техники активного воображения..........................................................................348 Метод Р. А.Джонсона ......................................................................................350 Архетипическая психология Дж. Хиллмана.............................................352 Направленное фантазирование Р. Дезолье................................................3545 Символодрама X. Лейнера..............................................................................355 Методика проекции во времени А. Лазаруса ...........................................361 Метод Д. Мюллера-Хегеманна......................................................................362 Психоимагинативная терапия Дж. Шорра................................................363 Имаготерапия И. Е. Вольперта......................................................................363 Метод С. Кратохвила........................................................................................365 Упражнения..................................................................................................................367 Упражнение «Музыкальный контакт с образами».................................367 Упражнение «Поплавок в океане» ...............................................................368 Упражнение «Как было бы, если бы...».......................................................369 Упражнение «Оживление приятных воспоминаний»...........................369 Упражнение «Храм тишины» ........................................................................369 Упражнение «Передача энергии».................................................................370 Упражнение «Заброшенный сад» .................................................................371 Упражнение «Маяк»..........................................................................................371^ ГЛАВА 9. Энергоинформационные диагностика и лечение в особыхсостояниях сознания ...................................................................................................372 Методы, связанные с энергоинформациоными диагностикойи терапией.....................................................................................................................372 Выработка практических навыков...............................................................383 Диагностические операции........................................................:....................397 Лечебные воздействия......................................................................................408^ ГЛАВА 10. Аутогенные особые состояния сознания (самогипноз) ....421 Заговоры и молитвы..................................................................................................421 Самовнушение..........,..................................................................................................427 Прогрессивная мышечная релаксация (метод Е. Джекобсона) ................434 Аутогенная тренировка (метод И. Шульца)...............................i.....................436 Модификация X. Клейнзорге - Г. Клюмбиеса ................................................442 Психотоническая тренировка по К. И. Мировскому - АН.Шогаму ................................................................................................................443 Психомышечная тренировка по А. В. Алексееву (1979)..............................444 Аутогенная тренировка и биологическая обратная связь............................445 Аутогипноз....................................................................................................................447 Подготовка к самотрансу.........................................................................................452 Алгоритм 1 ....................................•........................................................................453 Алгоритм 2............................................................................................................456 Алгоритм 3.................................................................................w........................460 Алгоритм 4............................................................................................................464 Алгоритм 5............................................................................................................467 Алгоритм 6............................................................................................................470 Алгоритм 7............................................................................................................472ГЛАВА 11. Медитация ...............................................................................................482 Методы медитации....................................................................................................487 Созерцание предмета........................................................................................487 Счет дыхания.......................................................................................................488 Осознаваемое дыхание.....................................................................................488 Медитация на дыхании ....................................................................................489 Медитация «Что происходит с моими ноздрями?»...............................4896__________________________________________________Содержание Медитация, связанная с йоговской техникой ритмического дыхания..................................................................................................................490 Внимающая медитация....................................................................................490 Медитация на янтре ..........................................................................................494 Медитация на мантре........................................................................................497 Трансцендентальная медитация....................................................................498 Медитация на музыке....................................................................................... 501 Медитация «Кто я?»..........................................................................................503 Медитация на собственном теле...................................................................503 Медитация на позе.............................................................................................504 Медитация на чакрах........................................................................................505 Энергетическая медитация нашавасане....................................................506 Мандала.........................................-........................................................................508 Тибетская техника надабрама........................................................................509 Герметическая техника.....................................................................................509 Даосская техника................................................................................................510 Тратака ...................................................................................................................513 Чань-буддийская медитация (дзэн) ............................................................515 Цветомедитация для достижения психической гармонии..................517 Лечебная цветомедитация при соматических расстройствах.............526 Энергия в чакрах ................................................................................................553 Формы медитации .............................................................................................555 Защита от энергетического вампира ...........................................................556 Пассивная медитация ............................................._.......................................559 Медитации для выработки определенных качеств характера............559 Медитация о Вселенной........................................................„.........................560 Динамическая медитация................................................................................561 - Медитации, связанные с усиленными движениями..............................561 Медитации, связанные с относительно спокойными движениями .. 562 Медитация со звучанием.................................................................................563 Защита от наложения чужого отрицательного информационного поля....................................................................................563 Психотренинг......................................................................................................566 Медитация как метод изменения сознания ..............................................573^ ГЛАВА 12. Морально-этические и правовые аспекты психотерапиив гипнозе ...........................................................................................................................574ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................604ЛИТЕРАТУРА...............................................................................................................605ВВЕДЕНИЕ По мнению футурологов, в недалеком будущем перед жителями планеты Земля остро встанут две глобальные проблемы -гармонии с окружающей средой и гармонии с собственной душой. На протяжении всей своей истории человечество пыталось решить эти извечные вопросы, опираясь на две модели мира, порожденные двумя полюсными модусами сознания - хило-тропным и холотропным. Глава 1^ ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГИПНОЗЕ (ФЕНОМЕНЕ ОСОБЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ) ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГИПНОЗЕ Уже в глубокой древности человек стремился облегчить себе пребывание в естественной среде и улучшить состояние своего здоровья. Гипноз (транс) в явной или скрытой форме во все времена использовался человеком именно в этих целях. В различные периоды мировой истории на гипнотизм и явления, с ним связанные, смотрели по-разному. Однако состояние, которое в настоящее время мы называем «гипнозом», знали и применяли с лечебной или иной целью многие народы древнего мира. Первооткрывателями гипнотического состояния за 50 000-10 000 лет до нашей эры смело можно назвать древних шаманов. Уже задолго до появления первых государств племенным шаманам были известны техники вхождения в трансовые состояния и введения в это состояние других. Это состояние шаманы использовали для лечения больных, ясновидения, регулирования морально-боевого духа воинов и других целей. Детальные наблюдения за так называемыми примитивными народами позволяют составить представление о методах лечения, применявшихся в доисторические времена. Целители этих народов зачастую используют разнообразные техники, которые вызывают трансовые состояния, обладающие терапевтическим воздействием. Подобные состояния, наблюдаемые у колдунов и других участников ритуалов (священных обрядов), достигаются посредством песнопений, речитативов, танцев, ароматических веществ, разнообразной кинестетической стимуляции - от ласки до причинения боли и т.п. Глава 1. Эволюция представлений о гипнозе 9 Упрощенные элементы подобных манипуляций можно наблюдать и у некоторых современных целителей. Костоправы, маги, экстрасенсы, магнетизеры - все они наследники тысячелетних традиций, основанных на использовании специальных методов и стимуляции особых состояний сознания, обладающих терапевтическим воздействием. Во всех случаях, с одной стороны, отмечается безграничная вера шамана в свои возможности, а с другой - столь же безграничная вера участников ритуала в возможности шамана, целителя, усиливающаяся представлением о трансе как о состоянии непостижимом, сверхъестественном, потустороннем, которое доступно только избранным, получившим исключительный дар от божественных сил. Это явление называется «феноменом двойной веры». Еще на заре развития человечества считалось, что все процессы в организме человека подчиняются душе (сознанию), а ключом к ней служат особые состояния сознания. Поэтому можно считать вполне естественным возникновение многочисленных психотехник погружения человека в транс. Вначале они носили исключительно эмпирический характер, но постепенно, по мере развития человеческого общества, стали предприниматься попытки с помощью научных методов познать законы мироздания и объяснить естественные явления, окружающие человека, в том числе и гипноз. Характерно, что в тот период искусство транса нашло широкое применение в религиозно-философских системах. Наиболее древним элементом трансовой культуры был тотемизм - способность человека непосредственно «видеть» и «ощущать» свою связь с миром природных явлений, животных и растений. Возникла трансовая традиция, основанная на использовании опорного образа, какого-либо значимого животного или растения и потому достаточно легко доступного трансовому воображению. Другим элементом трансовой пракультуры стал анимизм -способность в состоянии транса «видеть» и «ощущать» формы умерших или их «души». Одновременно с тотемизмом и анимизмом возникало и первобытное трансовое ремесло управления миром тотемов, духов предков и др. Оно основывалось на вере в способность привносить психические трансовые явления в реальную жизнь и таким^ 10Гипноз. Новейший справочник образом добиваться привлечения сверхъестественных сил для реального магического результата. Отсюда берут свое начало фетишизм, суть которого состоит в приписывании отдельным предметам (фетишам) магической силы, а также мантика - трансовое искусство гаданий и предсказаний, основанное на магических принципах, т.е. вере в связь между человеком и любым неодушевленным объектом. Из всех этих элементов, а также из народной мифологии родились религиозные трансовые системы, совершенствовавшиеся на протяжении столетий и дошедшие до наших дней. При этом использование транса в лечебных целях часто отступало на задний план, но вместе с тем сохранялось то «духовное измерение», которого так не хватает современной научной медицине. Некоторые исследователи даже считают, что развитие человечества напрямую связано со знанием и освоением особых состояний сознания, и рассматривают науку о них как основу всех наук. За три тысячи лет до нашей эры древние китайцы знали и использовали транс в различных его формах. Они практиковали особый вид медицины, основанный на энергетических представлениях о человеке. Предполагалось, что Ци, первичная энергия, циркулирует во всем универсуме, а также внутри человеческого тела. Когда эта циркуляция происходит гармонично, человек здоров. Если же ее течение блокируется в одном из каналов тела, то возникают неполадки, которые могут привести к функциональным нарушениям органов и к болезни. Все искусство китайского врача заключалось в том, чтобы восстановить свободную циркуляцию этого временно заблокированного потока энергии. Для этого, помимо других способов, он использовал и элементы особых состояний сознания. Так, в технике Ци-гун пациенту предписывались медленные гимнастические движения. Перед тем как выполнить их, он должен был «проиграть» в сознании каждое движение, визуализировать его. Исследователи этой гимнастики отмечали, что ее упражнения вызывают ощущения, идентичные тем, которые переживаются в гипнотическом трансе. История гипноза уходит корнями в Древнюю Индию, когда странствующие дервиши (факиры) давали уникальные представления на улицах и городских площадях. Индийские фокусники Глава 1. Эволюция представлений о гипнозе_______________И совершали действия, подобные феноменам из области магнетизма, над первым встречным, предвосхитив тем самым великие открытия, которые взволновали Европу много веков спустя. В старинных индийских манускриптах упоминаются имена прославленных очарователей змей - Мерси и Псилли. Таинственные спектакли с загипнотизированными животными описаны в книге «Разоблаченная Изида» русской писательницы и теософа Елены Блаватской (1831-1891), где автор не только представляет внешние эффекты этого явления, но и пытается раскрыть природу - правда, в паранормальном аспекте. «Змеи подняли головы и зашипели, но без признаков какого-либо гнева, - пишет Е. Блаватская. - Вынув из волос маленькую свирель, факир стал извлекать из нее еле слышные звуки. Змеи развертывались и одна за другой соскальзывали на пол. Едва коснувшись пола, они приподнимали приблизительно треть своего туловища и начинали покачиваться в такт музыки своего хозяина. Вдруг факир уронил свой инструмент и сделал несколько движений рук над змеями, которых было около десяти: все представители самых смертоносных видов индийской кобры. Устремляя взгляд на животных и продолжая манипуляции руками, факир приводил в оцепенение обезьяну-помощницу, чьей обязанностью было подавать огонь в медной жаровне. После нескольких минут мысленного общения с дрессировщиком парализованные кобры лежали, растянувшись во всю длину, причем тело их было негнущимся, как палка». Если говорить современным языком, животные находились в состоянии глубокого гипнотического сна. По древним индийским поверьям, каждое животное в большей или меньшей степени наделено способностью ощущать и видеть. Звери способны улавливать явления, невидимые для обычных людей, но знакомые ясновидящим. Свирепые тигры Малабарского берега подчинялись факирам, как домашние кошки. Хищник приводился своим хозяином в состояние оцепенения, становясь смирным и безвредным. Дети могли дразнить его и дергать за уши, а он только встряхивал шерстью и тихо завывал. Обратное действие производили блестящие предметы, глядя на которые тигр мгновенно приходил в возбуждение, похожее на ярость раненого зверя. Его глаза наполнялись ужасом; воя в отчаянии, не имея возможности отвести глаз от сверкающего камня, тигр корчился^ 12Гипноз. Новейший справочник и трепетал до тех пор, пока у него не начинались судороги от страха и боли. Тогда он ложился, слабо постанывая, но все еще продолжая смотреть на драгоценность. По окончании спектакля тигр, обессиленный, падал на землю. Невозможно проверить истинность фактов, но древние книги заверяли, что факиры заставляли ходить статуи, могли скакать в огонь и не обжигаться, летать по воздуху, делать хлеб из камней, изменять собственный вид, одновременно обладать двумя лицами, превращаться в столб, заставлять закрытую дверь самопроизвольно открываться, а домашние сосуды передвигаться без посторонней помощи. Возможно, эти явления обусловлены не легковерностью зрителей, а действием внушения: если фокусники легко завораживали животных, то отчего бы им не испытать свое могущество на людях? Мощной силой самовнушения можно объяснить потрясающие воображение возможности йогов. Посредством особых приготовлений йоги оставались захороненными под двухметровым слоем земли в течение нескольких дней. Вот как описан подобный опыт у Елены Блаватской: «... человеческая фигура, заключенная в мешок из полотна, завязанный над головой шнурком. Руки и ноги факира сморщенные и негнущиеся, лицо распухло, голова, свисающая к плечам, подобна голове трупа. Не обнаруживая сердцебиения, факир лежал как мертвый, пока его не начинали поливать теплой водой. Процесс оживления заключался в последующем купании в горячей воде, растирании, удалении восковых затычек из ноздрей и ушей, протирании глазных век топленым маслом из молока буйволицы и заканчивался тройным прикладыванием горячей пшеничной лепешки толщиною с дюйм к макушке головы». В индийских медицинских летописях находили примеры жизни, приостановленной в результате удушения, утопления или вдыхания ядовитых газов. Жизнь таких «покойников» восстанавливалась после 12 часов нахождения в состоянии «смерти». Согласно описаниям, внешние признаки «мертвецов» были сходны с особенностями человека, погруженного в гипнотический транс. Отсутствовали дыхание и пульс, тело становилось холодным и синело на глазах, мышцы твердели, а взгляд останавливался. Йоги гордились своими талантами, говоря, что они «могут умирать или испускать последний вздох,Глава 1. Эволюция представлений о гипнозе 13 когда им вздумается, и затем, приложив усилия, возвращаться к жизни, повторяя это много раз». История гипноза неразрывно связана с историей развития человечества. О гипнозе и внушении можно прочитать в религиозных книгах всех времен и народов. Например, авторы Библии, несомненно, имели представление о глубине наведенного сна и внушении: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотик». И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2:21-22). «И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда. Когда же он будет отпускать, с поспешностью будет гнать вас отсюда. Внуши народу (тайно), чтобы каждая женщина у ближней своей выпросила вещей серебряных и вещей золотых» (Исх. 11:1—2). «И, нашедши учеников, пробыли там семь дней; они, по внушению Духа, говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим» (Деян. 21:4). Древние мудрецы Востока также использовали гипнотический транс. Так, в одном из своих текстов Конфуций описывает характерное состояние транса. Однажды он пришел к философу Лао-цзы. Старый мудрец сидел неподвижно, как статуя. Взгляд его был безжизненным, дыхание остановилось. Вернувшись в обычное состояние, Лао-цзы произнес: «Я путешествовал к истоку вещей». Конечно, мы не можем, опираясь на современные знания, делать вывод, что Лао-цзы практиковал именно возрастную регрессию, однако можем утверждать, что транс всегда использовался в буддистской и даоистской религиях как фактор, благоприятствующий концентрации и медитации. У древних египтян универсальный жизненный принцип назывался Ка. Он означал связь между душами живых и умерших. Египетские жрецы широко использовали его в своих церемониях, где транс занимал ведущее место. Римский историк Цезарь Страбон пишет, что исцеления у египтян проходили в храме Сераписа, где люди для этой цели «спали там для себя и других». О том же сообщает и греческий историк Диодор Сикулус, согласно утверждениям которого, египтяне верили, будто богиня Изида открывает молящимся ей лечебные средства только во сне. Для погружения в гипноз применялись блестящие предметы, металлические плоскости («волшебные зеркала»), кристаллы,^ 14Гипноз. Новейший справочник сосуды: человеку предлагали пристально смотреть на каплю чернил, на блестящие тарелки с нарисованными на них различными знаками и т.п. Ныне мы знаем, что фиксация взгляда на блестящих предметах - одно из средств, которые достаточно легко вызывают гипноз. С такой же целью использовались поглаживания (так называемые пассы) и смыкание век. Храмовая медицина (врачевание, в античные времена тесно связанное с религиозными представлениями) лечила больных с помощью молитв и заклинаний, также индуцирующих особые состояния сознания. Древние греки обращались с мольбой о ниспослании здоровья и сил к богу-врачевателю Асклепию. Самый известный из посвященных ему храмов находился в восьми километрах от города Эпидавра. В храме имелось специальное помещение для сна паломников, стекавшихся со всех концов страны. Оно называлось абатон. Войти сюда можно было, лишь пройдя предварительные сложные обряды «очищения» души и тела. Жрецы храма подолгу говорили с каждым из паломников, спрашивая, что привело его сюда, укрепляя надежду на выздоровление, веру в могущество и доброту бога - дарителя здоровья. Древние друиды и альруны приводили себя в особые состояния сознания, сосредоточенно прислушиваясь к шуму деревьев и журчанию ручьев. Дервиши быстрым кружением на одном месте доводили себя до экстаза, в котором они могли жечь и резать свое тело, не ощущая боли. Некоторые сектанты-мусульмане в Алжире приводили себя в состояние экстатического транса с помощью громких криков, музыки, сильнейшего возбуждения, причем у них также наблюдалась нечувствительность к боли: они могли колоть себя, лизать раскаленное железо, обнаженными ложиться на острые сабли и т.п. Римские писатели Марциал, Апулей, Плавт знали о возможности усыпления человека прикосновением руки, обычно сопровождавшимся заклинаниями. Плутарх писал, что царь Эпира (319-272 г. р. до н. э.) обладал способностью погружать людей в глубокий сон, лишь прикасаясь к ним ногой, что сопровождалось, по-видимому, и словесным внушением для соответствующей подготовки субъекта. В I веке нашей эры, согласно дошедшему до нас источнику, двум больным - слепому и разбитому параличом - во сне якобы Глава 1. Эволюция представлений о гипнозе 15 явился бог Серапис, который открыл им, что они могут быть излечены императором Веспасианом: слепой прозреет, когда монарх помажет ему глаза своей слюной, а парализованный излечится после прикосновения к нему августейшей пятки. Ве-спасиан продемонстрировал это при большом стечении народа, и, как гласит предание, больные действительно выздоровели. Трансовые состояния были известны и древним евреям как такие состояния сознания, в которых человек «спит и не спит, бодрствует и не бодрствует, и хотя отвечает на вопросы, но душой отсутствует». Упоминание о них мы встречаем и в Ветхом Завете, а точнее в первой книге Моисея: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон, и когда он уснул...» (Быт. 17:21). Это самое первое упоминание о том, что крепкий сон, наведенный на Адама (по-еврейски - Тардема), не был естественным. Среди многих чудес, о которых повествуется в Евангелии, первое место занимают исцеления. В одной только восьмой главе Евангелия от Матфея говорится о нескольких случаях исцеления: слуги сотника благодаря сказанному Иисусом Христом: «Да будет тебе по вере твоей», прокаженного - прикосновением руки Иисуса, тещи апостола Петра, а также «... многих бесноватых, которых привезли к Нему... и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных». Вечером того же дня Христос исцелил еще двух «весьма свирепых» бесноватых, выгнав из них бесов и переселив тех в стадо свиней. Высокая психологическая культура Киевской Руси, тесно связанная с древней историей славян, также широко применяла врачевание словом, молитвами и «зельем». Прослеживая ретроспективу, мы увидим, что следующий этап развития трансовой культуры особенно связан с Европой и охватывает период от средних веков до наших дней. В X в. панорама старой Европы украсилась шпилями готических соборов, из которых наиболее известным является Шартр-ский собор. В его нефе еще и сейчас можно заметить изображение лабиринта, вписанного в круг диаметром четырнадцать метров. В средние века паломники проходили лабиринтный путь на коленях, не переставая при этом молиться. После часа такого продвижения они достигали центра лабиринта в состоянии сильного транса.^ 16Гипноз. Новейший справочник Современное знание феноменов особых состояний сознания дает этому простое объяснение. Извилистый лабиринт заставлял паломника часто поворачиваться на девяносто или на сто восемьдесят градусов. Эти повороты изменяли его способ восприятия слуховой и зрительной информации. В особой звуковой и световой среде собора такие изменения приводили к существенному ней-росенсорному возбуждению, которое с течением времени нарастало, подпитывалось запахами благовоний и кинестетическими стимулами, связанными с передвижением на коленях. Возбуждение завершалось состоянием транса, которое благоприятствовало мистической молитве или экстатическому созерцанию. Видное место в развитии взглядов на гипноз принадлежит знаменитому врачу, уроженцу Швейцарии Теофрасту Бомба-сту фон Гогенхайму, более известному под именем Парацельса (1493-1541).BXVIb.oh впервые применил термин «магнетизм» (от финикийского magnes: mag - сильный, крепкий человек, naz - то, что течет и передается другому). Парацельс посвятил себя изучению феноменов, которые могли бы объяснить природу нашей жизни и мышления. Согласно его воззрениям, первоматерия есть результат творения Бога. Окружающий мир, природа во всех своих проявлениях представлялись ученому макрокосмосом, а человек в ней рассматривался как микрокосмос. Понимая полную зависимость человека от природы, Парацельс рассматривал его во взаимосвязи с ней, считая, что между ними существует тесное единство, полное соответствие, и в своей совокупности они представляют единое целое. Он утверждал, что Вселенная наполнена магнитной силой, способной переходить от звезд к человеку, а также от человека к человеку. Основное внимание Парацельс уделял практическому опыту. Он считал, что поскольку магнит обладает притягивающим свойством, его можно использовать для лечения - магнит должен вытягивать из человека болезнь. Активный борец против схоластики, Парацельс навлек на себя недовольство церкви, и только преждевременная смерть спасла его от костра инквизиции. На понимание филогенетических аспектов особых состояний сознания оказал влияние и иезуитский священник А. Кирхер, описав в 1646г., выражаясь его словами, чудесный опыт: связав петуху лапы, он брал его, резко переворачивал и держал так,^ Глава 1. Эволюция представлений о гипнозе 17 чтобы взгляд птицы был обращен на проведенную по земле линию. Петух деревенел и не двигался даже после того, как его освобождали от пут. Этот опыт животного гипноза, приводящего к полной ригидности, впоследствии имел большой успех. Еще и сегодня в некоторых деревнях крестьяне используют эту технику для того, чтобы успокоить своих разволновавшихся птиц. Особый интерес представляют взгляды на многие психологические и физиологические проблемы особых состояний сознания философов Киево-Могилянской академии (XVII-XVIIIbb.) И. Кононовича-Горбацкого, И. Гизеля, И. Кроковского, И. Поповского и др. Так, например, в 1645 г. И. Гизель, трактуя сон и сновидения, говорил: «Сон - это связывание внешних органов чувств и произвольных движений для здоровья и отдыха». Однако самым знаменитым исследователем особых состояний сознания следует признать Франца Антона Месмера (1734-1784). В 16 лет он увлекся теологией, затем философией, став доктором философии в возрасте 25 лет. Одновременно с этим Ф. Месмер втайне интересовался астрологией, алхимией и оккультизмом, которые в то время находились под строжайши


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.