Оглавление Введение Глава 1. Применение информационных технологий в экономике, управлении и социальной сфере 1.1 Понятие информационной технологии 1.2 Свойства информационных технологий 1.3 Классификация информационных технологий Глава 2. Использование информационных технологий в сфере соцзащиты 2.1 Социальная защита населения в Коломне 2.2 Информационные технологии, используемые в соцзащите Коломны 2.3 Основные цели, задачи и направления дальнейшей работы
Заключение Список использованной литературы Введение Актуальность. В 50-70-е годы XX века стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Развитие компьютерных технологий позволило обществу подойти к глобальной проблеме информатизации, связанной с быстро возрастающими интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности:
науку, культуру, образование, производство, управление и т. д. Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия
и обмена. История развития информатизации началась в США с 60-х годов XX века. Затем данное понятие рассматривалось рядом стран, таких как Япония в 70-х годах и с конца 70-х годов странами Западной Европы. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом.
Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества и образования. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Именно поэтому, данное понятие является более широким, чем «компьютеризация общества», где основное внимание уделяется развитию и внедрению базы компьютеров, обеспечивающих оперативное
получение информации. Информационные технологии, основанные на Интернете, телекоммуникационных сетях и интеллектуальных компьютерных системах, открывают перед будущим поколением возможности свободного распространения знаний, различных сведений и материалов. Ему придется столкнуться с необходимостью приспосабливаться к новой социальной среде, где информация и научное знание станут основными факторами, определяющими потенциал общества и перспективы его развития.
Использование единых мировых информационных систем обеспечивает внедрение информационных технологий в образование: формируется единое образовательное пространство, возрастает потребность человека в общении, и получении доступа к общим нематериальным ресурсам, осмыслении и переработке большого объема информации. Смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.
Необходимо также понимать, что информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно здесь закладываются социальные, психологические, общекультурные, а также профессиональные предпосылки развития общества нового типа. Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества.
Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям. Информационные технологии упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.
Цель исследования - рассмотреть информационные технологии в развитии сферы соцзащиты. Задачи исследования: 1. Изучить понятие и свойства информационных технологий. 2. Проанализировать направления социальной защиты населения Коломны. 3. Определить характерные черты информационных технологий, используемых в соцзащите Коломны. 4. Обосновать задачи и направления дальнейшей работы по совершенствованию информационных технологий
соцзащиты Коломны. Объект исследования - основополагающие характеристики информационных технологий. Предмет исследования - определение особенностей функционирования соцзащиты г. Коломна. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Кузнецова А.Р Михеева Е.В Могилев А.В Листрова Л.В. и других.
Глава 1. Применение информационных технологий в экономике, управлении и социальной сфере 1.1 Понятие информационной технологии Любому предприятию, фирме, организации в процессе экономической деятельности приходится постоянно сталкиваться с большими информационными потоками: международными, экономическими, политическими, конкурентными, технологическими, рыночными, социальными и т.д. При этом из множества потоков информации необходимо отобрать то, что соответствует поставленным целям.
Качественная информация делает действия специалистов различных областей экономики целенаправленными и эффективными. В сложившихся условиях все более важной становится роль информационных технологий (ИТ). Под информационной технологией следует понимать систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями.
Необходимо отметить, что такие понятия как “данные”, “информация”, “знания” не являются тождественными, и их принято различать. Систематизируя многие существующие и рассмотренные выше подходы к трактовке этих понятий, можно сформулировать следующие их определения. Фиксируемые воспринимаемые факты окружающего мира представляют собой данные. При использовании данных в процессе решения конкретных задач - появляется информация.
Результаты решения задач, истинная, проверенная информация (сведения), обобщенная в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и представлений представляет собой знания. 1.2 Свойства информационных технологий В числе отличительных свойств информационных технологий, имеющих стратегическое значение для развития общества, представляется целесообразным выделить следующие семь наиболее важных. ИТ позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества,
которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, социального времени. ИТ позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные
процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания. В настоящее время в большинстве развитых стран большая часть занятого населения в той или иной мере
связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и, поэтому, вынуждена осваивать и практически использовать соответствующие этим процессам ИТ. Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. Поэтому очень часто и информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий.
При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, “интеллектуальные” функции этих технологий. Характерными примерами являются системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т.п. ИТ сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.
В дополнение к ставшим уже традиционными средствами связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как они не только создают большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами
глобализации и интеграции мирового общества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете. ИТ занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиа - технологии становятся
привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования. Использование обучающих информационных технологий оказалось весьма эффективным методом и для систем самообразования, продолженного обучения, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров. ИТ играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний. При этом, на смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления,
классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии. Современные методы получения и накопления знаний базируются на теории искусственного интеллекта, методах информационного моделирования, когнитивной компьютерной графики, позволяющих найти решения плохо формализуемых
задач, а также задач с неполной информацией и нечеткими исходными данными. Принципиально важное для современного этапа развития общества значение развития ИТ заключается в том, что их использование может оказать существенное содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации.
Ведь именно методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить уже сегодня возможность прогнозирования многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных технологических аварий, представляющих повышенную для общества. 1.3 Классификация информационных технологий
Как уже отмечалось, понятие информационной технологии не может быть рассмотрено отдельно от технической (компьютерной) среды, т.е. от базовой информационной технологии. Аппаратные (технических) средства, предназначенные для организации процесса переработки данных (информации, знаний), а также аппаратные (технические) средства, предназначенные для организации связи и передачи данных (информации, знаний) называют базовыми информационными технологиями.
С появлением компьютеров, у специалистов, занятых в самых разнообразных предметных областях (банковской, страховой, бухгалтерской, статистической и т.д.), появилась возможность использовать информационные технологии. В связи с этим возникла необходимость в определении понятия существовавшей до этого момента традиционной (присущей той или иной предметной области) технологии преобразования исходной информации в требуемую результатную. Таким образом, появилось понятие предметной технологии.
Необходимо помнить, что предметная технология и информационная технология влияют друг на друга. Под предметной технологией понимается последовательность технологических этапов по преобразованию первичной информации в результатную в определенной предметной области, независящая от использования средств вычислительной техники и информационной технологии. Упорядоченную последовательность взаимосвязанных действий, выполняемых в строго определенной последовательности с момента возникновения информации до получения заданных результатов
называют технологическим процессом обработки информации. Технологический процесс обработки информации зависит от характера решаемых задач, используемых технических средств, систем контроля, числа пользователей и т.д. В связи с тем, что информационные технологии могут существенно отличаться в различных предметных областях и компьютерных средах, выделяют такие понятия как обеспечивающие и функциональные технологии.
Обеспечивающие информационные технологии - это технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях для решения различных задач. Обеспечивающие технологии могут базироваться на совершенно разных платформах. Это связано с наличием различных вычислительных и технологических сред. Поэтому при их объединении на основе предметной технологии возникает проблема системной интеграции,
которая заключается в необходимости приведения различных ИТ к единому стандартному интерфейсу. Такая модификация обеспечивающих информационных технологий, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий представляет собой функциональную информационную технологию. Таким образом, функциональная информационная технология образует готовый программный продукт (или часть его), предназначенный для автоматизации задач в определенной предметной области и заданной
технической среде. Преобразование (модификация) обеспечивающей информационной технологии в функциональную может быть выполнена не только специалистом-разработчиком систем, но и самим пользователем. Это зависит от квалификации пользователя и от сложности необходимой модификации. В зависимости от вида обрабатываемой информации, информационные технологии могут быть ориентированы на: · обработку данных (например, системы управления базами данных, электронные таблицы, алгоритмические
языки, системы программирования и т.д.); · обработку тестовой информации (например, текстовые процессоры, гипертекстовые системы и т.д.); · обработку графики (например, средства для работы с растровой графикой, средства для работы с векторной графикой); · обработку анимации, видеоизображения, звука (инструментарий для создания мультимедийных приложений); · обработку знаний (экспертные системы). Следует помнить, что современные информационные технологии могут образовывать интегрированные системы,
включающие обработку различных видов информации. Технология обработки информации на компьютере может заключаться в заранее определенной последовательности операций и не требовать вмешательства пользователя в процесс обработки. В данном случае диалог с пользователем отсутствует и информация будет обрабатываться в пакетном режиме обработки. Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами: · алгоритм решения задачи формализован, процесс ее решения не требует вмешательства человека;
· имеется большой объем входных и выходных данных, значительная часть которых храниться на магнитных носителях; · расчет выполняется для большинства записей входных файлов; · большое время решения задачи обусловлено большими объемами данных; · регламентность, т.е. задачи решаются с заданной периодичностью. В том случае, если необходимо непосредственное взаимодействие пользователя с компьютером, при котором на каждое свое действие пользователь получает немедленные действия компьютера, используется диалоговый
режим обработки информации. Диалоговый режим является не альтернативой пакетному, а его развитием. Если применение пакетного режима позволяет уменьшить вмешательство пользователя в процесс решения задачи, то диалоговый режим предполагает отсутствие жестко закрепленной последовательности операций обработки данных (если она не обусловлена предметной технологией). Таким образом, с точки зрения участия или неучастия пользователя в процессе выполнения функциональных
информационных технологий все они могут быть разделены на пакетные и диалоговые. При классификации информационных технологий по типу пользовательского интерфейса информационные технологии говорят о системном и прикладном интерфейсе. Системный интерфейс - это набор приемов взаимодействия с компьютером, который реализуется операционной системой или его надстройкой. Системные операционные системы поддерживают командный,
WIMP- и SILK- интерфейсы. Командный интерфейс - самый простой. Он обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды. Например, в операционной систем MS-DOS приглашение выглядит как C:>, а в операционной системе UNIX - это обычно знак доллара. WIMP-интерфейс - расшифровывается как Windows (окно)
Image (образ) Menu (меню) Pointer (указатель). На экране высвечивается окно, содержащие образы программ и меню действий. Для выбора одного из них используется указатель. SILK-интерфейс расшифровывается - Speach (речь) Image (образ) Language (язык) Knowledge (знание). При использовании SILK-интерфейса на экране речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим
по смысловым семантическим связям. Прикладной интерфейс связан с реализацией некоторых функциональных информационных технологий. Особое место занимают сетевые технологии, которые обеспечивают взаимодействие многих пользователей. Таким образом, информационные технологии - это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники. Кроме вышесказанного, информационные технологии можно различать и по степени их взаимодействия
между собой. Они могут быть реализованы различными техническими средствами: взаимодействие на уровне носителей, сетевое взаимодействие; с использованием различных концепций обработки и хранения данных: распределенные базы данных, распределенная обработка данных. Глава 2. Использование информационных технологий в сфере соцзащиты 2.1 Социальная защита населения в Коломне Система социальной защиты населения - система принципов, методов,
законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих их реализацию по предоставлению оптимальных условий жизни, удовлетворению потребностей, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп, комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения.
Деятельность управления социальной защиты населения Коломны осуществляется в соответствии с Положением, в котором определены основные задачи: · реализация государственной политики в сфере социальной защиты населения; · обеспечение, в пределах своей компетенции, государственных гарантий гражданам Российской Федерации, в сфере социальной защиты населения; · осуществление межотраслевой координации в сфере социальной защиты населения; · информирование населения через средства
массовой информации по вопросам, относящимся к компетенции управления. Управление является по доверенности получателем и распорядителем соответствующих бюджетных средств. Направления работы соцзащиты: · обеспечивает реализацию федеральных законов; · организует работу по формированию и ведению социального регистра отдельных категорий населения; · организует учет и ведение базы данных отдельных категорий населения, проживающих на территории города, имеющих право на получение
ими социальных гарантий; · осуществляет и организует выплату государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам; · реализует меры социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий; · организует работу по выдаче удостоверений о праве на льготы в соответствии с действующим законодательством: инвалидам и участника ВОВ, труженикам тыла, семьям погибших военнослужащих, блокадникам
Ленинграда, ветеранам Великой Отечественной войны; · организует работу по проверке документов на выдачу удостоверений гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; · организует работу по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью гражданских гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; · организует работу по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение
продовольственных товаров и ежегодной материальной помощи на оздоровление гражданских гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; · организует работу по назначению и выплате материальной помощи и доплат к пенсии инвалидам СА, семьям погибших военнослужащих и т.д. · организует работу по назначению и выплате социального пособия на погребение не работавшим граждан, не получавшим пенсию; · организует работу по назначению и выплате в установленном порядке денежной компенсации расходов членов
семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников отдельных федеральных органов исполнительной власти за пользование жилыми помещениями, коммунальными и другими видами услуг; · организует выплату ежемесячной материальной помощи детям-инвалидам, имеющим одного родителя; · организует работу по единовременной выплате семьям на рождение второго, третьего и последующих детей; · организует работу по единовременной выплате супружеским парам в связи с 50-летним, 55-летним и 60 летним юбилеем их совместной жизни; ·
организует работу по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей; · ведет учет и организует работу по патронату детей из неблагополучных семей; · организует работу по назначению и выплате жилищных субсидий; · организует работу по ежегодной и ежемесячной (пенсионерам) денежной выплате гражданам, награжденным знаком «Почетный донор СССР» и «Почетный донор России»; · организует работу по ежемесячной денежной выплате ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным;
· работает с предприятиями ЖКХ по возмещению убытков от предоставления льгот. Систему социальной защиты населения города организует и обеспечивает ее функционирование администрация города Коломна. Муниципальным органом по вопросам социальной защиты населения является комитет по социальной защите населения администрации города Коломна, который во взаимодействии с другими учреждениями, ведомствами, независимо от их организационно-правовой формы, осуществляет на территории города государственную политике
в области социальной защиты населения, а также социальную поддержку малоимущих граждан в соответствии с полномочиями, установленными Законом. В районных администрациях города организацию социальной защиты населения осуществляют в пределах своей компетенции районные отделы социальной защиты населения со статусом юридического лица. Муниципальными учреждениями социального обслуживания населения являются районные Центры социального обслуживания населения, Центры помощи семьям с детьми, социально-реабилитационный
Центр для несовершеннолетних, обладающие статусом юридического лица и осуществляющие свою деятельность в соответствии законодательством Российской Федерации и Уставом учреждения. Учредителями Центров являются администрация города Коломна и районные администрации в лице районных отделов социальной защиты населения. Муниципальные учреждения социального обслуживания населения не подлежат приватизации и не могут быть
перепрофилированы на иные виды деятельности. Муниципальные учреждения социального обслуживания населения не имеют права сдавать в аренду или отдавать в залог закрепленное за ними на праве оперативного управления имущество. Порядок создания, деятельности и ликвидации учреждений социального обслуживания населения регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, законодательными актами области и города,
Уставами учреждений. Основные принципы социального обслуживания населения города Коломна. Деятельность Центров социального обслуживания населения строится на принципах, изложенных в Федеральном Законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (статья 5), а также следующих принципах: · соблюдения прав человека и гражданина в области социального обслуживания; · обеспечения государственных гарантий предоставления социальных
услуг; · обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг, комплексности предоставления социальных услуг; наиболее полного учета индивидуальных особенностей и потребностей клиентов социальных служб; · стимулирования самопомощи клиентов социальных служб для преодоления ими трудной жизненной ситуации; · приоритета профилактических мер в области социального обслуживания. 2.2 Информационные технологии, используемые в соцзащите
Коломны Работы в области автоматизации и применения новых информационных технологий в сфере социальной защиты населения Коломны ведутся по следующим основным направлениям: · организация разработки, внедрение и сопровождение программно-технических комплексов локальных сетей телекоммуникаций, связанных с ведением информационных баз данных в сфере социальной защиты населения автономного округа; · внедрение прогрессивных форм и методов обработки отраслевой информации, участие в формировании единой информационной системы
автономного округа; · осуществление методического, информационного, программного и технического обеспечения органов управления социальной защиты населения автономного округа по вопросам информатизации. К числу приоритетных направлений автоматизации и применения новых информационных технологий в сфере социальной защиты населения относятся: · разработка информационной модели управления процессами социальной защиты на уровне региона; · внедрение программных средств обработки данных, обеспечивающих получение
информации о социально-незащищенных группах населения; · создание сетевой компьютерной системы сбора, хранения и обмена информацией на уровне район (город) - округ в виде функциональных подсистем системы обработки информации ИС «ЗАЩИТА»; · создание единого интегрированного банка информации по социальной защите населения региона. До передачи полномочий по назначению и выплате пенсий Пенсионному фонду РФ в органах социальной защиты населения программный комплекс «Назначение и выплата
пенсий и пособий» (разработчик ФГУП «Институт межотраслевой информатики», г. Москва) использовался в 18-ти муниципальных образованиях автономного округа, в результате чего были автоматизированы функции по назначению и выплате пенсий, проводились массовые пере расчеты пенсий в связи с изменением федерального и окружного пенсионного законодательства. За последние 2 года в программный комплекс 4 раза вносились изменения в соответствии с изменением размеров
доплат из средств бюджета автономного округа. Для создания и актуализации регионального банка информации в сфере социального обеспечения населения по электронной почте и на магнитных носителях в течение года проводится сбор данных получателей пенсий и пособий. В связи с передачей базы данных получателей пенсий Пенсионному фонду РФ перед органами социальной защиты населения
Коломны остро встал вопрос о создании единой базы данных граждан, обслуживаемых органами социальной защиты населения автономного округа. В качестве программной оболочки для создания такого банка была выбрана автоматизированная система обработки информации «Адресная социальная помощь» (разработчик ПКТИ АСУ, г. Тула), используемая в 53-х регионах России. В данной системе автоматизированы все основные виды работ, связанные с учетом граждан и членов их семей,
обращающихся в органы или учреждения социальной защиты населения, а также виды работ, связанные с оказанием им различных видов социальной помощи и услуг, предоставлением льгот, а также способы составления различных списков, отчетов, выплатных документов. Целью программной системы «Адресная социальная помощь» является: · создание единого банка данных, содержащего информацию социально-экономического и социально-демографического характера о той части общества, которую ставят на учет в органах и учреждениях социальной защиты населения;
· обеспечение адресности социальной помощи, услуг и льгот; · обеспечение принятия оптимальных решений при оказании различных видов помощи, услуг и льгот с учетом социально-экономического потенциала семьи; · предоставление специалистам или руководителям объективной информации о населении, состоящем на учете в органах социальной защиты; · получение аналитических и отчетных данных о результатах социального обслуживания населения за любой период времени (около 350 выходных экранных и печатных форм).
Автоматизированная система обработки информации «Адресная социальная помощь состоит из шести основных программных комплексов: · адресная социальная помощь; · предоставление социальных услуг; · прогнозирование ресурсов для социального обслуживания населения; · анализ результатов социального обслуживания населения; · формирование социально-демографического портрета района и региона · начисление и выплата социальных пособий (ПКТИ АСУ и Всероссийский Центр уровня жизни (ВЦУЖ)).
Пользователями системы являются специалисты районных (муниципальных) органов и учреждений социальной защиты населения. В системе автоматизированы все основные виды работ, связанные с учетом граждан и членов их семей, обращающихся в органы или учреждения социальной защиты населения, а также, связанные с оказанием им различных видов социальной помощи и услуг, предоставлением льгот и с составлением различных списков, отчетов, выплатных документов. На основе законодательных актов, федеральных социальных программ и методических
материалов Министерства труда и социального развития РФ (ранее Министерства социальной защиты населения РФ) разработаны общесистемные справочники, которые позволяют классифицировать: · категории семей (социально-демографические типы семей); · индивидуальные признаки учета в органах социальной защиты (в т.ч. и льготные категории) граждан или семьи в целом; · потребности и заявки граждан в различных видах социальной помощи,
услуг и льгот; · виды социальной помощи и услуг, оказываемых гражданам; · виды льгот, предоставленных гражданам по законодательству; · источники финансирования; · причины отказа в социальной помощи. Используя вышеперечисленные справочники, пользователь имеет возможность осуществить настройку программной системы на особенности своего региона, учесть свои социальные программы, местные законодательные акты и региональные методические материалы. Все комплексы работают с единым банком данных, который создается
в программном комплексе «Адресная социальная помощь». Автоматизированная система «Адресная социальная помощь» состоит из программных модулей, написанных на языке FoxPro 2.6. Работает на ПЭВМ типа IBM PC 80386 и выше в среде операционных систем MS DOS версии 6.2 и выше. Каждый комплекс работает как в автономном режиме, так и в локальной сети NOVELL NetWare версии 3.11 и выше. Система сопровождается и постоянно дорабатывается по предложениям
и замечаниям функциональных управлений Министерства труда и социального развития РФ и регионов РФ. Система «Адресная социальная помощь» работает в четырех уровнях: территориальном, муниципальном, региональном и федеральном. В состав каждого комплекса входит система запросов, которая дает возможность пользователю осуществить выбор данных из информационных баз по различным критериям и показателям. Эти показатели могут быть объединены различными логическими условиями.
Система поставляется с набором автоматизированных рабочих мест, которые отражают функциональные и должностные обязанности специалистов учреждений и органов социальной защиты населения районного (муниципального) и регионального уровня. Кроме того, в системе разработаны специальные средства, которые позволяют создавать свои автоматизированные рабочие места. Все они взаимосвязаны между собой и позволяют работать в сетевом режиме с общим банком данных. В 2007 году были активизированы работы по внедрению и сопровождению этого
автоматизированного программного комплекса, в том числе: · проведена опытная эксплуатация программного комплекса «Адресная социальная помощь» на базе Управления социальной защиты населения Коломны; · составлен примерный план-график внедрения комплекса в органах социальной защиты населения муниципальных образований; · на базе Центра переподготовки и повышения квалификации организованы курсы повышения квалификации «Использование автоматизированного комплекса «Адресная социальная помощь» в деятельности
органов социальной защиты населения». В связи со слабой обеспеченностью органов социальной защиты населения нормативно-правовыми актами в сфере социальной защиты населения, в муниципальные образования была направлена «Информационно-правовая система «Региональное законодательство», разработанная ПКТИ АСУ г. Тула. Система содержит информационную базу законов, указов и других нормативных актов из 77 регионов Российской Федерации, регулирующих предоставление социальных льгот, субсидий, выплат и компенсаций
различным категориям граждан, принятых органами власти субъектов РФ и местного самоуправления и рекомендована для использования в органах соцзащиты Министерством труда и социального развития РФ. Проведенные в 2008 году работы в области проектирования окружной методической инфраструктуры социальной работы с семьями и детьми в автономном округе на основе внедрения информационных технологий позволили подготовить техническое задание и заключить договор с
Институтом учебника «Пайдейя» «на разработку концепции информационного портала «Перспективное детство» в корпоративной сети Коломны. В 2009 году планируется продолжить работы по созданию макета портала, который позволит обеспечить информационный обмен и координацию усилий всех ведомств, служб, общественных организаций и граждан, видящих свои задачи в работе с населением, семьями и детьми, а также хозяйствующих субъектов округа, создающих материальную базу активной социальной политики в области материнства, детства
и семьи. Одним из динамично развивающихся направлений информатизации сферы социальной защиты населения является телекоммуникационная система органов социальной сферы автономного округа. В настоящее время 100% территориальных органов Департамента социальной защиты населения активно используют средства телекоммуникаций в целях оперативного обмена информацией, рассылки инструктивно-методических материалов. 2.3 Основные цели, задачи и направления дальнейшей работы
В 2010 году приоритетными направлениями в развитии и сопровождении информационных систем в органах социальной защиты населения Коломны определены: · разработка и внедрение единых по округу программных средств; · реализация мер по переходу основных программных комплексов на современное программное обеспечение, эффективно использующее ресурсы имеющейся вычислительной техники; · ведение работ по поддержке общих справочников и классификаторов; · формирование и актуализация электронного банка данных льготополучателей
автономного округа; · продолжение работ по созданию окружной методической инфраструктуры социальной работы с семьями и детьми в области на основе внедрения новых информационных технологий. Система непрерывно совершенствуется и дорабатывается коллективом высококвалифицированных программистов и специалистов органов социальной защиты области, имеющих многолетний опыт и глубоко изучивших проблему. В настоящее время планируется развитие системы, которое обеспечит: · представление пользователю дополнительного
сервиса и создание условий для более производительной работы, основанной на современных технологиях; · комплексное решение в одном пакете всех вопросов, относящихся к сфере деятельности органов социальной защиты населения области; · создание дополнительных удобств для обслуживания населения, оперативное решение вопросов, связанных с отправлением функций пенсионирования, социальных выплат и социальной поддержки малообеспеченных слоев населения; · существенная доработка блока логического контроля и обеспечение
ежемесячного тестирования БД с целью предотвращения ошибок и возможного нецелевого расходования государственных средств; · расширение интеллектуальных возможностей системы при вводе информации, ее анализе и реализации прикладных функций; · перевод системы в графику и создание на этой основе дополнительных для пользователя возможностей и сервиса; · развитие внутренних и внешних Интранет-сетей; · доработка системы формирования отчетов по базе данных возможностью формирования диаграмм
и графиков по выбранным показателям; · переработка имеющейся системы гипертекстовой помощи по законодательным актам возможностью редактирования ее конечным пользователем, оперативного пополнения обновленной нормативной информацией, а также возможностью просмотра извне и контекстного поиска. В 2010 году планируется создание WEB-сайта Комитета по социальной защите населения на Интернет - сервере областной администрации, на котором будет представлена исчерпывающая информация об
организации социальной защиты в Коломне, отраслевых автоматизированных технологиях, текущее состояние выплаты пенсий и пособий, статистическая информация, последние нормативные акты в области законодательства о пенсиях, пособиях и социальных выплатах. Разработка электронного социального регистра населения также является одним из приоритетных направлений. Компания «Систематика» предлагает типовое решение для создания автоматизированных систем учета населения, которое позволяет быстро и с минимальными затратами создавать
информационные системы для ведения регистров, кадастров и других инвентаризационных баз, а также автоматизировать процедуры работы с информацией с учетом конкретных требований и особенностей Заказчика. Решение «Электронный социальный регистр населения» обеспечивает повышение эффективности функционирования органов социальной защиты путем автоматизации основных видов их деятельности, таких как: · учет социально-незащищенных категорий населения, создание и эксплуатация информационных регистров; информационное обслуживание
населения; · регламентация процесса обслуживания населения; · подготовка аналитических отчетов и статистических справок о состоянии сферы социального обслуживания населения в регионе. Решение позволяет реализовать учет и организацию обслуживания населения, то есть является эффективным инструментом решения задач социальной защиты населения. Цели создания социального регистра населения: · Повышение эффективности и качества социального обслуживания
населения · Повышение эффективности принятия управленческих решений · Повышение эффективности использования бюджетных средств при реализации различных социальных программ. · Обеспечение адресности социальной помощи. · Построение информационной основы для реализации информационных проектов в социальной сфере, таких как «Социальная карта» жителя региона. · Система предназначена для решения следующих основных задач ·
Автоматизация повседневной деятельности сотрудников органов социальной защиты при приеме граждан, их учете, принятии решении о назначении и выплате социальной помощи. · Подготовка максимально полной, достоверной и актуальной информации персонифицированного учета граждан, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства. · Учет и анализ потребностей граждан, данные о которых внесены в базу данных
АИС ЭСРН, а также учет и анализ степени удовлетворения этих потребностей. · Обеспечение адресности оказания социальной помощи, подготовка и обоснование адресных целевых программ с помощью прогнозирования процессов, происходящих в социальной сфере, моделирования развития ситуаций при изменении нормативной и правовой базы. · Улучшение информационного обслуживания граждан. · Мониторинг ключевых показателей эффективности региональной системы социальной защиты населения. ·
Контроль правомерности предоставления организациями льготных услуг гражданам. · Контроль соответствия реальных и заявленных объемов бюджетных компенсаций за предоставленные населению льготные услуги. · Подготовка оперативных статистических справок и аналитических отчетов. · Обеспечение информационного взаимодействия с АИС смежных ведомств с целью организации социальных выплат и подтверждения льгот по оказанным социальным услугам, в том числе по технологии электронных административных
регламентов. · Предоставление органам государственной власти и органам местного самоуправления актуальной и достоверной информации о населении, имеющем в соответствии с законодательством право на социальную поддержку и социальные услуги. Заключение Поддержка принятия эффективных управленческих решений в области социальной защиты граждан и обеспечение доступности государственных услуг для населения и бизнеса являются одними из ключевых задач построения единого информационного пространства для государственных учреждений,
коммерческих структур и населения России. На решение этой задачи направлено создание автоматизированных информационных систем ведения электронных регистров населения. Социальный регистр населения является основной компонентой в системе учета граждан, имеющих право на получение социальной помощи. Социальный регистр населения - это государственный информационный ресурс субъекта Российской Федерации, содержащий информацию о гражданах
Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания в пределах субъекта Российской Федерации, имеющих право на получение социальной помощи в соответствии с действующим законодательством, а также содержащий персонифицированную информацию о фактически предоставленной гражданам социальной помощи. В социальной сфере обоснованием всех принимаемых управленческих решений в подразделениях органов государственной власти должны выступать реальные запросы граждан, обращающихся за социальной защитой.
Это позволит увеличить эффективность управления, включая мониторинг потребностей и возможностей граждан, выработку вариантов решения и контроль их исполнения. В работе мы рассмотрели деятельность соцзащиты Коломны и можем сделать следующие выводы. Обеспечение адресного взаимодействия органов власти с населением должно способствовать повышению качества принимаемых управленческих решений и экономии бюджетных средств.
Результатами использования системы должны стать: · Улучшение информационного обслуживания граждан, в том числе: сокращение времени на поиск и обработку информации сотрудниками органов СЗН, учет и анализ запросов граждан, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства, а также степень удовлетворения этих потребностей. · Уменьшения числа граждан, остронуждающихся в оказании помощи, но не получающих ее в связи с незнанием
своих прав, адреса обращения за помощью и т.п. · Организация эффективных адресных социальных программ и мероприятий за счет единой базы данных Социального регистра. · Экономия средств бюджета за счет снижения числа граждан, необоснованно получающих помощь от органов социальной защиты населения. · Снижение трудоемкости работ в органах СЗН за счет автоматизации деятельности их сотрудников и информационной поддержки при принятии решений
о предоставлении социальной помощи и льгот. · Оперативное исполнение документов и поручений, контроль за их исполнением. · Обеспечение централизованного контроля данных и деятельности подразделений. · Формирование отчетности по проведенным работам, оперативная подготовка статистических сведений, формирование прогнозных оценок по социально-демографическому развитию территорий. · Организация информационного взаимодействия с АИС смежных ведомств и сторонних организаций.
Список использованной литературы 1. Автоматизированные информационные технологии в экономике / Под редакцией Г.А. Титоренко М.: Юнити, 2006. 2. Гагарина Л.Г Киселев Д.В Федотова Е.Л. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем М.: Форум, Инфра-М, 2009. 3. Гвоздева В.А Лаврентьева И.Ю. Основы построения автоматизированных информационных систем
М.: Форум, Инфра-М, 2009. 4. Емелин В.И Молдовян А.А. Метод информационного управления для защиты баз данных автоматизированных систем в социально-экономической сфере деятельности // Вопросы защиты информации 2007 № 4 С. 78-81. 5. Емельянова Н.З Партыка Т.Л Попов И.И. Основы построения автоматизированных информационных систем
М.: Форум, Инфра-М, 2007. 6. Информационные технологии управления М.: Юнити-Дана, 2008. 7. Использование информационных технологий в социальной сфере // Вестник связи 2006 № 11 С. 10-11. 8. Кузнецова А.Р. Развитие информационных технологий в системе управления социальной сферы // Информационные ресурсы России 2005 № 5 С. 12. 9. Михеева
Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности М.: Академия, 2008. 10. Могилев А.В Листрова Л.В. Информация и информационные процессы. Социальная информатика М.: БХВ-Петербург, 2006. 11. Радзиевский Г.П. Архитектура единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития // Врач и информационные технологии 2007 № 3 С. 8-23. 12.
Чагин К.Г. Новые технологии управления в сфере социальной помощи и социального обслуживания населения // Журнал исследований социальной политики 2005 Т. 3 № 4 С. 465-478. 13. Шифрин М.А. Архитектура единой информационной среды социальной сферы // Врач и информационные технологии 2009 № 3 С. 57-61.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |