Реферат по предмету "Менеджмент"


Анализ закупок и сбыта сельхозпродукции на предприятии

Анализ закупок и сбыта сельхозпродукции (на материале ООО «Арзамасскаязаготовительная контора»)

Введение
Глава 1. Спецификазакупочной деятельности предприятий розничной торговли
1.1 Способы иметоды организации закупок сельхозпродукции
1.2 Формы товародвижениясельскохозяйственной продукции
Глава 2.Организация товародвижения сельхозпродукции в ООО «Арзамасская заготовительнаяконтора»
2.1Организационно-экономическая характеристика ООО «Арзамасская заготовительнаяконтора»
2.2 Изучениепокупательского спроса на сельхозпродукцию в ООО АЗК
2.3 Рольэффективного товароснабжения в торговле ООО АЗК сельскохозяйственной продукцией
Заключение
Литература

Введение
Товароснабжениерозничной торговой сети — сложный комплекс торгово-оперативной деятельноститорговых организаций и предприятий. Этот процесс включает оптовые закупкитоваров у поставщиков, завоз товаров на склады и в розничную торговую сеть,формирование торгового ассортимента, хранение товаров и подготовку их кпродаже. Товароснабжение предприятий сельхозпродукцией и ее реализация имеютсвою специфику.
Рациональнаяорганизация системы товародвижения сельхозтоваров в розничной торговой сетипозволяет решить следующие основные задачи:
·         повышениеэкономической эффективности системы товароснабжения в первую очередь за счетускорения товарооборачиваемости, сокращения звенности движения товаров и уровнятоварных запасов на основе развития материально-технической базы оптовойторговли;
·         рациональноеразделение труда между оптовой и розничной торговлей;
·         совершенствованиеи повышение достоверности изучения спроса на товары, усиление воздействия напромышленность;
·         правильноесочетание экономических методов управления товароснабжением, повышениематериальной заинтересованности организаций, осуществляющих товароснабжение, иудовлетворение спроса покупателей;
·         применениеэффективной организации автоматизированного управления процессамитовароснабжения.
Решениеуказанных задач обеспечивает необходимые предпосылки планомерного,бесперебойного и ритмичного снабжения товарами розничной торговой сети.
Этиобусловлена актуальность темы исследования. Ее новизна связана с недостаточнымвниманием, уделяемым специалистами проблемам закупок и реализациисельскохозяйственной продукции.
Цельработы – рассмотреть процесс товародвижения сельскохозяйственной продукции в ОООАЗК (г. Арзамас).

Глава 1. Специфика закупочной деятельности предприятий розничнойторговли
1.1 Формы и методы организации закупок сельхозпродукции
Выходна рынок представителей многочисленных хозяйственных организаций с прямымизакупками необходимой им продукции (например, сельхозпродукции) привел к тому,что закупки массовых товаров стали переходить в руки посреднических структур.Однако прямые закупки производственными предприятиями сырья и полуфабрикатов имеюти будут иметь превалирующее значение в обозримой перспективе[1].
Магазинымогут заключать договоры поставки непосредственно с розничными торговымиорганизациями и предприятиями государственной торговли и потребительскойкооперации. Такие хозяйственные связи устанавливаются, как правило, приусловии, что поставщики и покупатели расположены в одном городе, области, неимеющей областного деления. Кроме того, непосредственные договорные связиустанавливаются, когда количество сельскохозяйственных товаров в ассортименте впериод поставки не ниже минимальной нормы отгрузки или доставки. По соглашениюмежду поставщиком и покупателем договор может быть заключен и в тех случаях,когда количество подлежащих поставке товаров ниже минимальной нормы отгрузкиили доставки. Но и в этом случае следует поставить в известность орган,координирующий работу по выбору поставщиков.
Присоблюдении указанных условий разрешается устанавливать непосредственные хозяйственныесвязи по поставке товаров между предприятиями промышленности (производственнымиобъединениями) и крупными розничными торговыми предприятиями (организациями)независимо от их места нахождения, а также с предприятиями (организациями) —внерыночными потребителями.
Договорымогут быть заключены предприятиями промышленности с находящимися в районахпотребления товаров оптовыми предприятиями государственной торговли, с союзамипотребительских обществ и с их оптовыми организациями.
Корганизации закупочного процесса предъявляют следующие требования. Закупкитоваров должны соответствовать профилю торговой организации, обеспечивать полноеудовлетворение покупательского спроса, установленный ассортиментный переченьтоваров в магазинах, выполнение плана товарооборота, поддержание нормативного уровнятоварных запасов, доходность (рентабельность) торговой деятельности[2].
Проведениезакупок товаров возложено в розничных торговых организациях на торговый отдел.Задачами товароведов торгового отдела являются: организация изученияпокупательского спроса; полное использование выделенных и изысканиедополнительных товарных ресурсов, особенно за счет местных источников, включаяпродукцию кооперативов и индивидуальной трудовой деятельности; контроль завыполнением поставщиками договорных обязательств и за поставкой в торговую сетьтоваров в согласованном ассортименте, установленные сроки и надлежащегокачества.
Дляуспешного выполнения закупочного процесса в торговых организациях составляютплан закупок товаров на предстоящий период. Исходной базой для планированияслужат объем розничного товарооборота в составе государственного заказа,рыночные фонды товаров народного потребления и нормативный размер товарных запасов,материалы изучения покупательского спроса, а также возможность достижения высокихрезультатов торговой деятельности. На основе этих данных рассчитывают объемзакупок, определяют возможных поставщиков, группы и подгруппы товаров, которыетребуется закупить, исполнителей и сроки выполнения.
Характернаяособенность хозяйственной деятельности оптовых торговых предприятий состоит втом, что они выступают не только покупателями, но и поставщиками товаров.Поэтому Положение о поставках товаров предусматривает и такой вариантустановления хозяйственных связей, когда договоры заключаются оптовымиторговыми предприятиями с розничными торговыми предприятиями и организациями ивнерыночными потребителями, а когда это экономически целесообразно, с другимиоптовыми торговыми предприятиями.
Учитывая,что особые условия поставки призваны решать вопросы, связанные с особенностямипоставки отдельных видов «товаров, ими может быть предусмотрена инаяструктура договорных связей.
Договорна поставку во всех случаях заключается в письменной форме, но документальноеоформление договорных отношений может быть различным. На практике наиболеечасто договорные отношения оформляются составлением одного документа,подписываемого сторонами. Вместе с тем при установлении разовых или краткосрочныхдоговорных отношений используется и такая форма, как обмен письмами ителеграммами.
Внекоторых случаях договорные отношения по поставкам товаров оформляются путемподтверждения поставщиком принятия заказа покупателя.
Договорныеотношения по поставке товаров могут устанавливаться путем принятия сторонаминаряда к исполнению в случаях, предусмотренных в особых условиях поставки, икогда в наряде, выданном поставщику и покупателю, содержатся все необходимыедля осуществления поставки данные (количество, ассортимент, качество товаров,сроки поставки и др.), цена на товары установлена прейскурантом и не требуетсясогласования каких-либо дополнительных условий.
Дозаключения планового договора на поставку покупатель должен представитьпоставщику заказ на товары, подлежащие поставке. Заказы представляются в строгоустановленные сроки.
Вовсех случаях заказы на предстоящую поставку товаров должны содержатьразвернутый ассортимент, количество, качество и сроки поставки. Заказ служитосновой для составления поставщиком проекта спецификации, подлежащейсогласованию при заключении договора. Такой порядок представления заказовявляется общим. Поэтому особые условия поставки отдельных товаров могутпредусматривать иной порядок. Например, Особые условия поставок сельхозпродукциипредусматривают специальный, отличный от общего, порядок представления заказов.
Проектдоговора поставки, который составляет, как правило, поставщик, содержитследующее: наименование, количество и развернутый ассортимент подлежащихпоставке товаров; качество, а в необходимых случаях сортность и комплектностьтоваров; общий срок действия договора и сроки (периоды) поставки; цену натовары и общую сумму договора; требования, предъявляемые к таре и упаковке;порядок отгрузки, доставки,
Договорыпоставки могут быть заключены на оптовых ярмарках. Этот способ установлениядоговорных отношений имеет ряд преимуществ. На ярмарке покупатель имеетвозможность ознакомиться с образцами подлежащих поставке товаров, в короткийсрок заключить договор. Между поставщиком и покупателем, кроме того,устанавливаются личные контакты, способствующие более оперативному заключениюдоговора.
В рыночныхусловиях хозяйствования особое значение приобретает установление оптимальногосрока, на который заключается договор. Согласно общему правилу, установленномуПоложением о поставках товаров, договоры могут заключаться на 5 лет, на год илииной период (краткосрочные, сезонные и др.), а также на разовые поставки.
Кчислу преимуществ длительных и долгосрочных договоров поставки следует отнестиследующие: возможность обеспечить более благоприятные и устойчивые условияснабжения розничной торговой сети; содействие поставщику в увеличениипроизводства новых видов товаров; возможность более активного воздействия напроизводство товаров народного потребления с учетом изменения спроса и болееполного удовлетворения заказов оптовых покупателей.
1.2 Формы товародвижения сельскохозяйственной продукции
Рациональнаяорганизация движения товаров является важнейшей задачей, стоящей перед предприятиемрозничной торговли. Установление кратчайших путей движения товаров из пунктовпроизводства в магазин возможно при условии правильного, оптимального выборарайонов потребления и пунктов производства, установления оптимальных схемнаправлений грузопотоков на транспорте. Выбор кратчайших путей товародвиженияускоряет процесс перемещения товаров, исключает нерациональные перевозки.
Эффективностьиспользования транспортных средств характеризуется совокупной стоимостьюперевозок товаров и погрузочно-разгрузочных работ при транспортировании. Оназависит от выбора соответствующего вида транспорта для перевозок товаров;степени использования транспортных средств за счет увеличения перевозок,например сборными вагонами, контейнерами, уменьшения мелких отправок; повышенияпроизводительности единицы транспортных средств за счет более эффективногоиспользования грузоподъемности, сокращения простоев и др. Большое влияние наускорение движения товаров из пунктов производства в розничную сеть оказываетправильный выбор формы товародвижения.
Существуютдве формы товародвижения: складская и транзитная. При складской форме товарыпроходят через промежуточные складские звенья, что замедляет скоростьтовародвижения и увеличивает издержки по хранению и продаже товаров. С этойточки зрения складская форма товародвижения является нерациональной. Однакобольшинство сельскохозяйственных товаров — картофель, лук, морковь, свекла ит.д. — перед отправкой в розничную сеть нуждаются в подсортировке.
Снабжениерозничной торговой сети сельскохозяйственными товарами в подсоротированном видеспособствует ускорению товарооборачиваемости, снижению сверхнормативныхтоварных запасов, улучшению обслуживания покупателей. Это оправдывает складскуюформу товародвижения.
Однакопрохождение товаров через каждое дополнительное звено влечет за собойувеличение расходов на погрузочно-разгрузочные работы, приемку, хранение,отпуск, учет товаров, а иногда и потерю ими товарного вида, качества.
Практикаорганизации движения товаров в розничную сеть показывает, что для большинствакрупных городов характерно прохождение товаров через одно складское звено,максимально приближенное к розничной торговой сети. Существование в рядеслучаев дополнительных звеньев объясняется некоторыми специфическими факторами.Например, в условиях измельченности и рассредоточенности розничной сети нередковозникает необходимость в дополнительном складском подсортировочном звене[3].
Транзитнаяформа товародвижения способствует ускорению доставки товаров в розничную сеть исокращению затрат на их перевозку и хранение. Однако применение транзитнойдоставки без учета широты ассортимента товаров и объема товарооборотаконкретных магазинов может привести к замедлению товарооборачиваемости иобразованию сверхнормативных товарных запасов в розничной сети.
Формутовародвижения выбирают на основе тщательного анализа и учета всех факторов,определяющих процесс движения товаров из пунктов производства в розничную сеть.В ООО АЗК используется смешанная форма товародвижения, поскольку большинствосельскохозяйственных товаров поступает непосредственно со складовсельскохозяйственных предприятий. АЗК имеет собственные склады, на которыххранится запас сельхозпродукции.
В ОООАЗК сочетается продажа товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей иоткрытая выкладка товаров. Индивидуальное обслуживание покупателей представляетсобой метод продажи, при котором все основные операции по обслуживанию (встречапокупателя и выявление его намерения, предложение и показ товара, помощь ввыборе товара и консультация; операции, связанные с нарезкой сыров, взвешиванием,отмериванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок) осуществляются приучастии продавца.
Однакополное применение традиционного метода продажи товаров снижает уровеньобслуживания населения, увеличивает затраты времени на приобретение товаров,ограничивает самостоятельность покупателей в выборе товаров. Поэтому в АЗКиспользуется также открытая выкладка. Запасы товаров открыто выкладываются нарабочем месте продавца, на пристенном или островном оборудовании. Покупателиимеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные товары.Функции продавца при этом сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию,упаковке и отпуску отобранных ими товаров.
Критериемвыявления рациональной формы товародвижения является сопоставление совокупнойскорости процесса движения товаров из пунктов производства в районы потребленияи совокупных издержек обращения. При этом необходимо учитывать бесперебойноеснабжение розничной торговой сети товарами широкого ассортимента.
Звенностьтовародвижения зависит не только от размещения производственных предприятий натерритории страны, республики или области, уровня специализации промышленныхпредприятий, но и от физико-химических свойств и особенностей сельхозтоваров;объема товарооборота оптовых покупателей; размеров партий единовременнойотгрузки товаров; размещения сети оптовых предприятий; удаленности районовпотребления от пунктов производства товаров; состояния и характера транспортныхсвязей между поставщиками и покупателями.
Каждыйиз этих факторов влияет на усложнение или упрощение путей товародвижения,ускорение или замедление скорости движения товаров, увеличение или сокращениерасходов на транспортировку и обработку грузов.
Звенностьдвижения товаров и определение ее экономической целесообразности зависят отцелого ряда географических, экономических, организационно-технических итранспортных условий.
Тенденцияпостепенного сокращения относительного объема оптового оборота (по отношению крозничному) при неуклонном росте его физического объема является закономерной.Разумное сокращение звеньев товародвижения способствует снижению коэффициентазвенности товарооборота, т.е. отношения валового товарооборота (суммы всехпродаж в сфере обращения товаров народного потребления) к чистому (розничному)товарообороту. Этому способствуют систематические мероприятия по сокращениюзвенности в оптовой торговле и товародвижении, укреплению непосредственныхсвязей промышленности с розничной торговлей.
Вусловиях рыночной экономики товародвижение осуществляется в соответствии стребованиями экономического закона планомерного развития народного хозяйства иобусловлено разрывом между производством и потреблением изготовленного продуктаво времени и пространстве.
Напроцесс формирования товарных запасов оказывает влияние ряд факторов, важнейшимиз которых является обеспечение устойчивого предложения товаров. Этот факторвыполняет функцию показателя конъюнктуры торговли. Однако на бесперебойностьпродажи товаров населению при минимальных товарных запасах в магазинах влияетряд факторов неконъюнктурного порядка. К числу этих факторов относятсяравномерность и частота завоза, транспортные условия, наличие и состояниематериально-технической базы торговли, физико-химические свойства товаров.Чтобы иметь для контроля и анализа состояния товарных запасов сравнительныйпоказатель, учитывающий влияние этих факторов, осуществляется их нормирование,т.е. определяется необходимая оптимальная величина запаса. Эта величина служитважнейшим ориентиром в коммерческой работе.
Нормализациятоварных запасов неразрывно связана с рационализацией системы товароснабжения ивыходит за рамки нормирования товарных запасов. Она включает комплексноерегулирование всех взаимосвязанных процессов формирования запасов — нормирование, контроль за их состоянием, порядок пополнения и подачи заказов,размеры партий товаров, т.е. управление по существу всем процессом движениятоварной массы. Решение этой задачи требует применения соответствующей системыуправления товарными запасами.
Теориюуправления запасами по существу можно рассматривать как один из разделовисследования операций наряду с линейным программированием, теорией игр, теориеймассового обслуживания.
Существуетмножество математических моделей управления запасами. Все многообразие системуправления запасами может быть сведено к трем основным типам, которыеразличаются по принципу пополнения запасов и по способу обработки информации:система с фиксированным размером заказа, система с постоянным уровнем запаса идвухбункерная система.
Системас фиксированным размером заказа предполагает его размер величиной постоянной, иповторный заказ подается при уменьшении наличных запасов товаров доопределенного критического уровня Р (точка заказа). Размер партии товароввыбирается таким, чтобы общие издержки управления запасами были минимальными[4].

Глава 2. Организация товародвижения сельхозпродукции в ООО «Арзамасскаязаготовительная контора»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Арзамасскаязаготовительная контора»
Обществос ограниченной ответственностью «Арзамасская заготовительная контора» (далееООО «АЗК») создано его участниками в ходе реорганизации потребительскогообщества путем объединения усилий, финансовых и материальных средств участниковс целью ведения предпринимательской деятельности. Общество зарегистрированоПостановлением главы администрации Арзамасского района № 312 от 24.07.97 г. До1997 года ООО «Арзамасская заготовительная контора» входило в составАрзамасского райпо Нижегородской области.
ООО«АЗК» является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеетсамостоятельный баланс, расчетные и другие счета в кредитных учреждениях, в томчисле и в иностранной валюте, имеет печать и штамп со своим наименованием. Отношения,связанные с созданием и деятельностью ООО «АЗК», регулируются действующимзаконодательством, учредительным договором и Уставом. Для обеспечениядеятельности ООО «АЗК» за счет вкладов участников был образован уставныйкапитал в размере 3 351 483 рубля.
Основнымвидом деятельности ООО «Арзамасская заготовительная контора» являются заготовкии реализация сельскохозяйственной продукции, в основном, продукциирастениеводства (картофель, капуста, лук-репка, морковь, свекла), а такжевторсырья (макулатура).
Обществозакупает сельскохозяйственную продукцию у колхозов, совхозов и населения,имеющих личные подсобные хозяйства, по ценам согласно договоренности.
Реализациюсвоей продукции ООО АЗК осуществляет военным базам г. Арзамаса и НижнегоНовгорода, воинским частям, управлению внутренних дел г. Владимира, ассоциациикрестьянских хозяйств, отделу рабочего снабжения г. Арзамаса, МЧС г. Москвы иМосковской области и другим покупателям по оптово-отпускным ценам.
Внастоящее время ООО «Арзамасская заготовительная контора» представляет собойразвитое предприятие, имеющее большую сеть заготовительных складов,холодильников, свой транспорт. Заготовительных складов насчитывается 15, также7 единиц грузовых автомобилей. ООО АЗК имеет устойчивое финансовое положение.
Наданный момент, численность работников ООО АЗК составляет 59 человек. Состав иструктура работников ООО АЗК представлена в таблице 2.1.
Таблица2.1. Состав и структура работников ООО «Арзамасская заготовительная контора» вдинамике с 2004 по 2006 гг.Категории работников 2004 2005 2006 чел. % чел. % чел. % руководящие работники 5 9,43 5 8,62 5 8,47 административный персонал 5 9,43 5 8,62 6 10,17 производственный персонал 37 69,81 40 68,97 40 67,80 технический обслуживающий персонал 6 11,33 8 13,79 8 13,56 Всего 53 100,00 58 100,00 59 100,00
Данныепо социально-демографическому составу сотрудников ООО «АЗК» представлены втаблице 2.2.
Таблица2.2. Социально-демографическая структура работников ООО «Арзамасскаязаготовительная контора» в динамике с 2004 по 2006 гг.Социально-демографические характеристики 2004 2005 2006 чел. % чел. % чел. % Пол: Мужчины 30 56,60 32 55,17 33 55,93 Женщины 23 43,40 26 44,83 26 44,07 Возраст: до 40 лет 26 49,06 31 53,45 31 52,54 40 и старше 27 50,94 27 46,55 28 47,46 Всего 53 100,00 58 100,00 59 100,00
Кадровыйсостав сотрудников ООО «АЗК» молодеет. Это связано с открытием новыхнаправлений деятельности и набор специалистов в новые отделы более молодоговозраста. По сравнению с 2004 году на текущий момент доля сотрудников ввозрасте до 40 лет возросла на 3,48 % и составляет более половины кадровогосостава предприятия.
Пополовому признаку в кадровом составе ООО «АЗК» наблюдается незначительноепреобладание мужчин. Но можно отметить, что явного преобладания сотрудниковкакого-то пола не наблюдается.
Таблица2.3. Основные показатели эффективности использования трудовых ресурсов ООО«АЗК» за 2003 — 2005 гг.Показатели Год Изменение (+;-) Темп изменения, % 2003 2004 2005
2004 г. к
2003 г.
2005 г. к
2004 г.
2004 г. к
2003 г.
2005 г. к
2004 г. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 69336 89626 107149 +20290 +17523 129,26 119,55 Численность работающих, чел. 53 58 59 +5 +1 109,43 101,72 Фонд оплаты труда, тыс. руб. 1888,92 2658,72 3497,52 +769,80 +838,80 140,75 131,55 Среднемесячная зарплата, тыс. руб. 2,97 3,82 4,94 +0,85 +1,12 128,62 129,32 Производительность труда, тыс. руб./чел 1308,23 1545,28 1816,08 +237,05 +270,80 118,12 117,52
Производительностьтруда в 2003 году составила 1308,23 тыс. руб./чел., в 2004 году – 1545,28 тыс.руб./чел, в 2005 году – 1816,08 тыс. руб./чел. В 2004 году по сравнению с 2003годом произошло увеличение показателя на 18,12%, в 2005 году по сравнению с2004 годом рост показателя составил 17,52%. Руководству предприятия стоитобратить внимание на существующую, хоть и незначительную, отрицательнуюдинамику темпа роста производительности труда.
Средняязаработная плата работника за месяц составила в 2003 году – 2,97 тыс. руб., в2004 году – 3,82 тыс. руб., в 2005 году – 4,94 тыс. руб. Среднемесячнаязаработная плата также обнаруживает тенденцию к росту: в 2004 году по сравнениюс 2003 годом наблюдается увеличение среднемесячной заработной платы на 850 руб.на 28,62%, в 2005 году по сравнению с 2004 годом – на 1120 руб., или 29,32 %.Темпы роста производительности труда существенно ниже темпов роста заработнойплаты, что свидетельствует о преобладании экстенсивного типа развития.
Основныепоказатели деятельности ООО «АЗК» представлены в таблице 2.4.
Таблица2.4. Основные показатели деятельности ООО «АЗК» за 2003 — 2005 гг.Показатели Год Изменение (+;-) Темп изменения, % 2003 2004 2005
2004 г. к
2003 г.
2005 г.
К 2004
2004 г.
К 2003
2005 г.
К 2004
2005 г.
К 2003 г. Выручка от реализации услуг, тыс.руб. 69336 89626 107149 +20290 +17523 129,26 119,55 154,54 Себестоимость услуг, тыс.руб. 66125 84204 100922 +18079 +16718 127,34 119,85 152,62 Прибыль, тыс. руб. 3211 5422 6227 +2211 +805 168,86 114,85 193,93
Изтаблицы 2.4. следует, что выручка от реализации услуг в 2004 году по сравнениюс 2003 годом увеличилась на 20 290 тыс. руб. или на 29,3%. В 2005 году роствыручки от реализации составил по сравнению с 2004 годом 17 523 тыс. руб. или19,6%.
Себестоимостьуслуг ООО АЗК в 2003 году составила 66125 тыс. руб., в 2004 году – 84204 тыс.руб., в 2005 году – 100922 тыс. руб., то есть наблюдается увеличениесебестоимости на 18079 тыс. руб. или 27,3% в 2004 году по сравнению с 2003годом, на 16718 тыс. руб. или 19,85% в 2005 году по сравнению с 2004 годом.
Вследствиечего наблюдается увеличение балансовой прибыли предприятия в 2004 году на 2211тыс. руб. и в 2005 году – на 805 тыс. руб.
2.2 Изучение покупательского спроса на сельхозпродукцию в ООО АЗК
Розничнаяторговая организация, заключив договор непосредственно с производственнымпредприятием, сможет более гибко управлять ассортиментом, оперативнее влиять напроизводство. Особенно благоприятные условия для этого возникают в случаях,когда производственное предприятие расположено в том же городе, где находитсярозничная торговая организация. Для сельхозпродукции, выпускаемой в Арзамасскомрайоне, это правило эффективно действует. Непосредственные связи розничнойторговли с местными производственными предприятиями создают условия,способствующие снижению роли оптовых звеньев в местном обороте.
Тенденцияпостепенного сокращения относительного объема оптового оборота (по отношению крозничному) при неуклонном росте его физического объема является закономерной.Разумное сокращение звеньев товародвижения способствует снижению коэффициентазвенности товарооборота, т.е. отношения валового товарооборота (суммы всехпродаж в сфере обращения товаров народного потребления) к чистому (розничному)товарообороту. Этому способствуют систематические мероприятия по сокращениюзвенности в оптовой торговле и товародвижении, укреплению непосредственныхсвязей промышленности с розничной торговлей.
Вусловиях рыночной экономики товародвижение в ООО АЗК осуществляется в соответствиис требованиями экономического закона планомерного развития народного хозяйстваи обусловлено разрывом между производством и потреблением изготовленногопродукта во времени и пространстве.
Эффективностьорганизации товародвижения предусматривает максимальную скорость обращениятоваров в оптовом и розничном звене и минимальный размер совокупных издержекобращения, связанных с передвижением товаров из пунктов производства в районыпотребления.
Оптовыезакупки товаров ведут также розничные торговые организации хозрасчетныеунивермаги, крупные специализированные магазины. Осуществляя закупки товаров,оптовые организации и предприятия интенсивно воздействуют на поставщиков,добиваясь увеличения выпуска аваров и расширения ассортимента продуктов,пользующихся повышенным спросом покупателей, повышения качества продукции[5]. Закупкисельхозпродукции включают комплекс следующих взаимосвязанных операций:
·         выявлениеи изучение источников закупки товаров,
·         изучениеспроса покупателей, представление обоснованных заказов на производство ипоставку товаров,
·         заключениедоговоров с поставщиками,
·         контрольза ходом закупок, поступлением товаров, выполнением договорных обязательствпоставщиками.
Основнымиэкономическими показателями, характеризующими объем деятельности ООО АЗК,являются план оптового товарооборота и размер товарных запасов, обеспечивающиебесперебойное снабжение розничной торговой сети. Основными поставщикамисельскохозяйственных товаров являются:
·         сельскохозяйственныепредприятия;
·         предприятияоптовой торговли;
·         кооперативы(товарищества), ориентированных в основном на переработку сельскохозяйственныхпродуктов питания из местного сырья.
·         развиваетсяпроизводство товаров на основе индивидуальной трудовой деятельности.
Определеннаячасть оптовых закупок при этом носит внутрисистемный характер, когда поставщикии оптовые покупатели принадлежат одной и той же оптовой системе.
Ворганизации закупочной работы важное значение имеет изучение поставщиков. Длянаиболее полного удовлетворения требований покупателей оптовые организации ипредприятия должны хорошо знать возможности производственных предприятий своегорайона деятельности, располагать данными об их производственной мощности,объеме и ассортименте вырабатываемой продукции, условиях и размерах поставкитоваров, потенциальных возможностях увеличения выпуска ими товаров.
Оптовыеорганизации и предприятия призваны оказывать постоянную помощь производственнымпредприятиям в расширении ассортимента и повышении качества выпускаемойпродукции, побуждать их к выпуску новых товаров.
Средиобязанностей товароведа Арзамасской заготовительной конторы — постоянноеобщение с представителями оптовых предприятий, а также посещение местных заводов,сельскохозяйственных предприятий, что позволяет тщательно знакомиться с ихработой и выявлять резервы. Оптовое предприятие в процессе своей деятельностине связано с непосредственными потребителями товаров, но это не умаляетзначения тех мероприятий, которые проводятся в оптовой торговле по установлениюконтактов с покупателями.
Особенностьизучения покупательского спроса в оптовой торговле заключается в сочетанииметодов изучения спроса оптовых покупателей и методов изучения спросанаселения. Это позволяет оптовым организациям и предприятиям точнее определятьдействительную потребность в товарах, глубже изучать экономику района своейзоны деятельности, полнее выявлять внутренние резервы и возможности завозатоваров из других районов страны.
Рассмотримосновные методы изучения спроса оптовых покупателей. На основе анализаматериалов статистической отчетности, учета выполнения заказов покупателей иданных количественно-суммового учета определяется объем продажи товаров как вцелом, так и по группам, подгруппам и наименованиям.
Наоснове анализа движения товарных запасов устанавливается соответствиефактических товарных запасов плановым, выявляется частота поступления товаровот поставщиков (объединений) и отпуска оптовым покупателям, что косвеннохарактеризует объем спроса.
Дляповышения действенности анализа продажи товаров и движения товарных запасовнеобходимо не только выявить причины повышенного или слабого спроса наотдельные товары, но и принять меры к увеличению или соответственно прекращениюих закупок у поставщиков.
Дляизучения тенденций изменения спроса в планируемом периоде в зависимости отвалового оборота оптовых предприятий и объема заказов розничной торговли можноиспользовать методы регрессионного анализа.
В АЗКведется учет и анализ неудовлетворённого спроса покупателей. Неудовлетворенныйспрос фиксируется в журналах или на специальных карточках. Товароведы оптовыхпредприятий в процессе обслуживания покупателей отражают в этих документахпричины невыполнения заказов магазина и организаций на отдельные товары, атакже их пожелания и замечания по ассортименту и качеству товаров. На основанииданных неудовлетворенного спроса принимаются срочные меры к дополнительнойзакупке необходимых товаров и корректируются заказы промышленности на ихпроизводство и поставку.
Учетотказов покупателей от закупки товаров и возвратов. Отказ от закупки товаровявляется одним из показателей неудовлетворительной работы производственныхпредприятий (объединений) или оптового звена по формированию товарногоассортимента и соблюдению качества продукции. Такой учет ведется при заключениидоговоров на ярмарках и вне ярмарок, а также при текущей поставке товаров.Причины отказа розничных предприятий и организаций от закупки товаров, а такжеих возврата должны быть тщательно проанализированы и приняты соответствующиемеры.
Всоответствии с Положением о поставках товаров возвращенные товары должны бытьзаменены на товары, отвечающие требованиям покупателей. Регистрация случаевотказов оптовых покупателей от закупки и возврата товаров ведется в журнале.
Кчислу организационных мероприятий по изучению спроса, проводимых предприятиями,следует отнести сельскохозяйственные выставки-ярмарки. На таких выставкахдемонстрируется сельхозпродукция. Выставки-просмотры завершаются подробнымобсуждением отзывов заинтересованных лиц и организаций об экспонируемых товарахи выработкой рекомендаций по расширению или сокращению их производства.
Выставки-просмотрымогут быть организованы также советами производственных предприятий. В этихсовещаниях принимают участие представители промышленности, оптовой и розничнойторговли. Материалы совещаний позволяют глубже изучить колебания спроса наотдельные товары.
Длявыявления тенденций спроса и выработки мероприятий по его удовлетворению впредстоящем году организуются торговые конференции. В них принимает участиеширокий круг заинтересованных организаций и специалистов по конкретнымпроблемам производства и продажи товаров.
Нарядус изучением требований покупателей магазин широко использует различные методынепосредственного изучения спроса населения, например через опросы,анкетирование, создание временных опорных пунктов по изучению спросапокупателей. Эти пункты ведут выборочный учет поступления и продажи товаров,состояния товарных запасов, замечаний покупателей по ассортименту и качествуизделий. Полученную информацию ежемесячно направляют оптовому предприятию ввиде конъюнктурных обзоров, составляемых работниками розничной торговли.
Являяськорреспондентами оптового предприятия, эти работники (заведующие торговымиотделами, товароведы, экономисты, заведующие магазинами и секциями, старшиепродавцы) изучают спрос покупателей в соответствии с программой и планом,разработанным оптовым предприятием. Для создания опорных пунктов отбираютнаиболее типичные розничные торговые предприятия, торгующие товараминоменклатуры данного оптового предприятия.
2.3 Роль эффективного товароснабжения в торговле ООО АЗК сельскохозяйственнойпродукцией
Товароснабжениесоставляет основу коммерческой деятельности как розничных, так и оптовыхорганизаций и предприятий. От правильной организации товароснабжения зависятсвоевременное и бесперебойное поступление товаров в торговую сеть, скоростьобращения товаров, состояние товарных запасов, структура товарного ассортиментамагазинов, а в конечном итоге — степень удовлетворения спроса населения,культура торговли и эффективность торговой деятельности в целом.
Товароснабжениевключает проведение оптовых закупок товаров и доставку их в розничную сеть.Оптовые закупки закладывают основу товароснабжения. Только при закупкахоговариваются такие условия снабжения, как ассортимент товаров, сроки поставки,качество, комплектность товаров, цены, способы доставки и др. При закупкахустанавливаются хозяйственные связи розничной торговли с промышленностью,оптовыми предприятиями, происходит воздействие торговли на поставщиков.
Однакозакупка товаров у поставщиков — это еще только начало. Конечная цельтовароснабжения состоит в том, чтобы создать в розничной торговой сети наиболееблагоприятные условия для полного и своевременного удовлетворенияпокупательского спроса. Поэтому необходимо организовать бесперебойную иритмичную доставку сельскохозяйственных товаров в магазин, обеспечитьгарантированное и планомерное пополнение товарных запасов в разнообразномассортименте, соответствующем специализации магазина и его ассортиментномуперечню с минимальными затратами, обеспечить четкую координацию действий междупоставщиками, транспортными предприятиями и розничной торговлей на всех этапахтовароснабжения.
Научнаяорганизация товароснабжения розничной сети предполагает: правильное сочетаниецентрализованного планирования товароснабжения с самостоятельностьюпредприятий; экономическое обоснование выбора источников поступления товаров иразработку рациональных схем поставок; определение ассортимента, оптимального(с точки зрения народнохозяйственных затрат) объема, комплектности ипериодичности завоза партий товаров в магазины; совершенствование технологиидоставки товаров в магазины на основе дальнейшего развития их централизованногозавоза в таре-оборудовании; применение автоматизированного управленияпроцессами товароснабжения.
Всовременных условиях организация товароснабжения приобретает качественно новоесодержание. Отменено прикрепление покупателей к поставщикам. Торговыепредприятия могут закупать товары у тех поставщиков, которые выпускают изделия,пользующиеся спросом. Повышены роль и ответственность торговли в формированиипланов производства товаров. Выпуск важнейших товаров народного потреблениявключается в состав государственного заказа, устанавливаемогопредприятиям-изготовителям. Принят ряд новых документов (Положение о поставкахтоваров народного потребления и др.), значительно расширяющих права предприятийв решении многих вопросов хозяйственных взаимоотношений. Все эти меры создаютобъективные предпосылки для улучшения товароснабжения и более полногоудовлетворения покупательского спроса.
Ведущаяроль в товароснабжении розничной торговой сети принадлежит оптовой торговле.Необходимость в оптовом звене обусловлена многими факторами, и прежде всеготем, что торговая сеть нуждается в товарном ассортименте, комплектуемом изпродукции не одного, а многих предприятий. Кроме того, большая часть товаровреализуется не только в местах их производства, но доставляется в другиеэкономические районы страны; по многим товарам период реализации не совпадаетсо временем их производства, поэтому для поддержания устойчивого ассортиментатребуются накопление и хранение товарных запасов.
Концентрируяна своих складах значительную часть товарных запасов, оптовые предприятияформируют ассортимент товаров в соответствии с заказами магазинов, осуществляютпредварительную их подготовку к продаже и снабжение торговой сети по заранеесогласованным графикам и маршрутам. Учитывая преимущества поставки товаров вмагазины со складов оптовых предприятий, ставится задача дальнейшего увеличенияскладского товарооборота.
Улучшениютовароснабжения розничной сети способствует расширение хозрасчетных услуг, оказываемыхоптовыми предприятиями рознице. Так, оптовые предприятия могут перемещатьтовары, оказавшиеся в излишках, в другие торговые системы; проводитьдополнительные работы по формированию торгового ассортимента для поставки товаровв специализированные секции магазинов небольшими партиями, сериями,непосредственно в торговый зал в подсортированном виде по моделям, фасонам,размерам, ростам, расцветкам и потребительским комплексам; принимать товары наответственное хранение и др.[6].
Представляяперед промышленностью интересы розничной торговли и непосредственныхпотребителей, оптовая торговля несет ответственность за удовлетворение спросанаселения на товары, выполнение плана розничного товарооборота, а при оценкедеятельности оптовых предприятий в числе основных показателей учитываетсявыполнение обязательств по поставкам товаров в соответствии с заключеннымидоговорами.

Заключение
Выходна рынок представителей многочисленных хозяйственных организаций с прямыми закупкаминеобходимой им продукции (например, сельхозпродукции) привел к тому, чтозакупки массовых товаров стали переходить в руки посреднических структур.Однако прямые закупки производственными предприятиями сырья и полуфабрикатовимеют и будут иметь превалирующее значение в обозримой перспективе.
Магазинымогут заключать договоры поставки непосредственно с розничными торговымиорганизациями и предприятиями государственной торговли и потребительскойкооперации. Такие хозяйственные связи устанавливаются, как правило, приусловии, что поставщики и покупатели расположены в одном городе, области, неимеющей областного деления. Кроме того, непосредственные договорные связиустанавливаются, когда количество сельскохозяйственных товаров в ассортименте впериод поставки не ниже минимальной нормы отгрузки или доставки.
Ктовароснабжению предъявляют ряд требований: планомерность, ритмичность,бесперебойность, экономичность.
Планомерность— это организация завоза товаров с учетом плана товарооборота, нормативовтоварных запасов и других показателей. Ритмичность завоза товаров предполагаетпериодическое пополнение запасов товаров при определенных условиях, напримерчерез равные интервалы времени (одни товары доставляют через каждые два дня,другие — через пять и т. д.). Бесперебойность снабжения достигается регулярнойдоставкой в торговую сеть товаров в количестве и ассортименте, обеспечивающихпостоянное наличие в магазинах необходимых товаров и исключающих возможностинарушения установленного ассортиментного перечня. Экономичность товароснабженияозначает минимальные затраты времени, материальных и денежных средств на весьпроцесс доставки товаров в магазины.
Товарына розничные торговые предприятия могут поступать с предприятий промышленности,оптовых предприятий государственной и кооперативной торговли, складов розничныхторговых организаций (объединений), колхозов и совхозов.
Выбористочника поступления товаров осуществляют торговые организации с учетом типовмагазинов, объема товарооборота, места расположения, степени сложностиассортимента товаров, их физико-химических свойств, минимальных норм отгрузки[7].
Складскуюформу товароснабжения используют при получении товаров сложного ассортимента отиногородних поставщиков, крупных партий товаров узкого ассортимента, требующихподсортировки, обработки, проверки качества. Складская форма применяется припоставке товаров как со складов оптовых предприятий, так и со складов розничныхторговых организаций.

Литература
1.        БахрушинаМ.А. Управленческий учет. — М.: Финансы и статистика, 2002.
2.        ВолгинВ. В. Склад: организация и управление. – М., 2005.
3.        ВолгинВ. В. Товародвижение и интенсификация продаж. – М., 2006
4.        ВолгинВ. В. Продвижение товаров в условиях рынка. – Спб, 2004
5.        ГодинА. М. Статистика. – М., 2002.
6.        ГотсковЕ. А. Маркетинг и логистика. – М., 2004.
7.        ДрукерП. Ф. Управление, нацеленное на результаты. – М., 2004
8.        ДруриК. Введение в управленческий и производственный учет. — 2005.
9.        ИвановА. Л. Менеджмент. – М., 2002.
10.     ИльенковаС. Д. Инновационный менеджмент. – М., 2002
11.     ИльинА.И. Планирование на предприятии. – Минск, 2006
12.     КарповаТ. Л. Управленческийучет. — М., 2002.
13.     КеримовН. Э.Управленческий учет. — М., 2001.
14.     МакаренкоМ. В. Производственныйменеджмент: Учеб. пособие. — М., 1999.
15.     Комментарийчасти второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей.М.: Фонд «Правовая культура», 1996.
16.     Основымеждународного бизнеса: Словарь-справочник / Под научн. ред. С.И.Долгова, отв.сост. В.В. Васильев. М.: Издательство БЕК, 1997.
17.     СинецкийБ.И. Внешнеэкономические операции: организация и техника. — М.: Международныеотношения, 2006.
18.     Маркетингв отраслях и сферах деятельности. / Под ред. В.А. Алексунина. — М., 2001.
19.     РацкийК. А. Экономикапредприятия. – М., 2002.
20.     Производственныйменеджмент/Под ред. С.Д. Ильенковой. — М., 2000.
21.     СавицкаяГ.В. Анализхозяйственной деятельности предприятия. – М., 2006
22.     ФатхутдиновР. А. Производственныйменеджмент. – М., 2005.
23.     ШереметА. Д. Управленческийучет: Учеб. пособие. — М. 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.