Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) Он – высокий, высочайший авторитет в поэзии, в искусстве, в жизни. В.Брюсов.Произведения для чтения и анализа: 1. Шепот, робкое дыханье…». 2. «Я пришел к тебе с приветом…»(1843). 3. «Какая ночь! Как воздух чист…». 4. «Я тебе ничего не скажу…». 5. «На заре ты ее не буди…». 6. «Шумела полночная вьюга…». 7. Море и звезды. 8. «Тихая, звездная ночь…». Основные события жизни: Год События Характер,мировоззрение Творчество 182029.10/23.11/29.11 Родился в имении помещикаАфанасия Шеншина в Орловской губернии, им. Новоселки Мценского уезда. Мать – немка. Всю жизнь переживал из-за своего происхождения. Ценил природу. 18341837-44 Учеба в немецком пансионе в г.Верро; затем Московский Университет Начало творчества, первый сборник стихов (1840) «Лирический пантеон», сотрудничает с журналом «Москвитянин» и «Отечественные записки» 1845-53 Военная служба, чтобы получить дворянство. Херсон (Украина). Знакомство с Марией Лазич. Стремиться упрочить свое общественное положение. 1847 – второй сборник стихов. Любовная лирика. С 1853 Служба в уланском полку близ Петербурга, дружба с Тургеневым. Сотрудничает с «Современником» 1854-59 Творческий подъем, большой успех. Увлечение пессимистической философией Шопенгауэра, теория «чистого искусства». 1856-первое собрание сочинений, разрыв с «Современником». 1857 Женитьба на Марии Боткиной и отставка без дворянства. Не популярен, т.к. не писал о социальных проблемах. С 1860 Мценский уезд, купил землю, мельницу, конский завод и занялся хозяйством. Отстаивает интересы помещиков, монархии. 1862 очерки «Из деревни». С 1866 Избирается земским гласным, а через год мировым судьей. Дружба с Л.Н.Толстым, общественная деятельность 70-е гг. Вновь выходит на литературную арену. 1883 новый сборник «Вечерние огни». С 1881 Живет в Москве, вновь популярен. Добивается фамилии Шеншин, Фет – литературный псевдоним. Переводы. 90-е гг. Пишет мемуары «Мои воспоминания» 21.11.1892 Умирает от сердечного приступа в Москве. Посмертно в 1893 г. выходят воспоминания. ^ Философские взгляды и особенности творчества: - увлечение немецкой романтической философией Шопенгауэра (человек должен жить чувствами, а не разумом; в мире царствует страдание: «Соловьи клюют бабочек и никто в этом не повинен. Так устроен мир»); - теория «Чистого искусства» (Искусство не должно зависеть от разума, только от вдохновения, не должно иметь практических целей, учить жизни, показывать социальные проблемы; необходимо писать только о вечном (природе, любви и.п.). «Для художника – главное чистая красота предмета, в искусстве не должно быть поучений», «Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует» (Фет). - лирика Фета музыкальна, ритмична, т.к. только звуком, музыкой можно выразить чувства; поэт использует приемы звукописи («… что не выскажешь словами, звуком на душу навей…»). - ^ Пейзажная лирика: Фет – поэт-пейзажист, в своих произведениях он показывает красоту природы во всех подробных деталях, дает реалистические описания. Природа для него – предмет восторга, эстетического наслаждения. Фет – поэт-импрессионист, т.е. он испытывает интерес не к предмету, а к мгновенному восприятию его художником ( в данный конкретный момент). Главное для импрессиониста – впечатление! Таким образом, стихотворение превращается в цепь ассоциаций – одно представление рождает другое (стихотворение «На кресле отваляясь, гляжу я в потолок…»), автор использует яркие эпитеты и метафоры. Над озером лебедь в тростник протянул, В воде опрокинулся лес, Зубцами вершин он в заре потонул, Меж двух изгибаясь небес… Фет одновременно может показывать небо и лес, отраженный в воде. Изображение внешнего мира зависит от настроения поэта. Природа в стихах Фета всегда очеловечена (роза «странно улыбается», звезды «молятся», «воздух, степь и думы заодно» - единство человека и мира). Но одновременно природа является для человека храмом. - Любовная лирика: В стихотворениях Фета любовь показывается вне времени и места, поэта интересует сила чувств, оттенки переживаний, эмоций. Герой пытается выразить словами чувства и мысли, но не всегда это получается («бедность слов», традиций Тютчева – «...мысль изреченная есть ложь…»): …О, если б без слова сказаться, Душой было можно!... Или: …Людские так грубы слова, Их даже нашептывать стыдно! *** Шепот, робкое дыхание, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья,Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица,В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря! Заря! (1850) Поток образов, впечатлений, штрихи художника, передающего чувства и увиденное, сумма звуковых, зрительных и ярких цветовых образов, отсутствие глаголов. Человек и природа в гармонии. Приемы параллелизма, яркие метафоры и олицетворения. ***Сияла ночь. Луной был полон сад. ЛежалиЛучи у наших ног в гостиной без огней.Рояль был весь раскрыт, и струны в немДрожали,Как и сердца у нас за песнею твоей.Ты пела до зари, в слезах изнемогая,Что ты одна – любовь, что нет любви иной,И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,Тебя любить, обнять и плакать над тобой.И много лет прошло, томительных и скучных,И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,А жизни нет конца, и цели нет иной,Как только веровать в рыдающие звуки,Тебя любить, обнять и плакать над тобой!***В страданье блаженства стою пред тобою,И смотрит мне в очи душа молодая,Стою, я овеянный жизнью иною,Я с речью нездешней, я с вестью из рая.Слетел этот миг неземной, не случайной,Над ним так бессильны житейские грозы,Но вечной уснет он сердечною тайной,Как вижу тебя я сквозь яркие слезы.И в трепете сердце, и трепетны руки,В восторге склоняюсь пред чужою властью,И мукой блаженства исполнены звуки,В которых сказаться так хочется счастью.***Не говори, мой друг: «Она меня забудет,Изменчив времени всемощного полет;Измученной души напрасный жар пройдет,И образ роковой преследовать не будетОчей задумчивых; свободней и смелейВздохнет младая грудь; замедленных речейПольется снова ток блистательный и сладкой;Ланиты расцветут – и в зеркало украдкойНевольно станет взор с вопросом забегать,-Опять весна в груди – и счастие опять».Мой милый, не лелей прекрасного обмана:В душе мечтательной смертельна эта рана.Видал ли ты в лесах под тению дубовС винтовками в руках засевших шалунов,Когда с холмов крутых, окрестность оглашая,Несется горячо согласных гончих стаяИ, праздным юношам дриад жестоких дань,Уже из-за кустов выскакивает лань?Вот-вот и выстрелы – и в переливах дымаЕще быстрее лань, как будто невредима,Проклятьям вопреки и хохоту стрелков,Уносится во мглу безбрежную лесов,-Но ловчий опытный уж на позыв победный К сомкнувшимся губам рожок подносит медный. (1854)