Реферат по предмету "Религия"


Религия Китая Даосизм

Содержание

Введение
1.Религии в современномКитае
1.1Буддизм
1.2Конфуцианство
1.3Даосизм
2.Формированиедаосизма какодного из учений
2.1Становлениесовременногодаосизма
2.2Культ даосизма
3.Философиядаосизма
3.1Лао-цзы
3.2Дао дэ цзин ипуть Дао
3.3Даосизм в ХХи ХХI веке
Заключение
Списоклитературы

Введение

Проблемафункционированиядаосской традициив современноммире являетсястоль же актуальной, сколь и малоизученной.Безусловно, на состояниенаучных исследованийэтой проблемыоказала сильноевлияние нерешенностьряда фундаментальныхпроблем общегохарактера, связанных систорией даосизмакак сложногои влиятельногокомпонентадуховной культурытрадиционногоКитая.
Вместе с темнеобходимостьоценки ролии места даосизмав современномкитайскомсоциуме осознанав мировомкитаеведенииуже давно. Так, еще в 1968 г. на первоммеждународномсимпозиумепо изучениюдаосизма данныйвопрос фигурировалв разработаннойучастникамисимпозиумапрограммедаологическнхисследований.При этом обращалосьвнимание какна исследования, связанные странсформациейдаосизма вусловиях становленияи развитиякапиталистическихотношений ипроникновенияевропейскойкультуры вКитай XIX в., таки на изучениеистории даосизмаи его особенностейв странахдальневосточногорегиона (преждевсего в КНР) внастоящеевремя.
Необходимоотметить, чтоизменения, переживаемыедаосской традициейв XX в., оказалисьглубокими ивсесторонними, затронувшимивсе аспектыи уровни даосизма, включая даосскиеинституты, характер социальногофункционирования, доктринальноесодержаниеучения и даосскуюрелигиознуюпрактику.
Вместе с тем, даосизм, длякоторого, пословам К. М.Скиппера, характерна«исключительнаяпреемственностьи непрерывностьтрадиции», вомногом сохранилсвою жизнеспособностьи основныеположениядоктрины и внастоящеевремя. Поэтомуон остаетсямощным фактором, воздействующимна культуруи идеологиюКитая и другихстран ДальнегоВостока какнепосредственно, так и опосредованно(через историческидетерминированныеим особенностименталитетаносителейкитайскойкультуры), чтоуже само посебе свидетельствуетоб актуальностиданного направленияисследования.
Цель даннойработы – рассмотретьдаосизм в современномКитае.
Задачи:
выявить основные религии современного Китая и место даосизма в них;
рассмотреть становление современного даосизма и его философию;
раскрыть сущность центрального понятия даосизма – «Дао»;
выявить современное состояние даосизма.

1. Религиив современномКитае


1.1 Буддизм

Буддизм –название, данноерелигиозномудвижению, истокикоторого — вжизни и учениивеликого Будды.Но, говоря болеестрого, буддизмозначает неизменноеучение илиДхарму, котораякроется завсем, что преходяще.
В центребуддизма —учение о «4благородныхистинах»: существуютстрадание, егопричина, состояниеосвобожденияи путь к нему.Страдание иосвобождениесубъективныесостояния иодновременнонекая космическаяреальность: страданиесостояниебеспокойства, напряженности, эквивалентноежеланию, иодновременнопульсациядхарм; освобождение(нирвана) состояниенесвязанностиличности внешниммиром и одновременнопрекращениеволнения дхарм.Буддизм отрицаетпотусторонностьосвобождения; в буддизме нетдуши как неизменнойсубстанциичеловеческое«я» отождествляетсяс совокупнымфункционированиемопределенногонабора дхарм, нет противопоставлениясубъекта иобъекта, духаи материи, нетбога как творцаи, безусловно, высшего существа.
Человек вбуддизме неявляется ничьим-то благословеннымизобретением, ни хозяиномсобственнойсудьбы. В традиционномбуддизме человек– лишь невольныйисполнителемвсеобщегомирового закона– Дхармы. Этотзакон существуетне для человека, но реализуетсяи постигаетсяименно в нем.Однако именночеловек, совершаядобрые и дурныепоступки, приводитв действиенекий этическиймеханизм, которыйлежит в основемироздания.С точки зрениябуддизма, человеческаяжизнь – это небесценный дар, как в христианстве, а лишь один измоментов в цепиперерождений.Буддисты нестремятся квечной жизнипосле смерти, так как считаютее данностью, а не высшейцелью. Вечнаяжизнь, по мнениюбуддистов, –вечная заложницасмерти. В буддизмесуществуеттак называемаядоктрина «зависимогопроисхождения».Ее суть в том, что источникстрадания длячеловека –жажда жизни, желания, привязанностьк жизни. Буддистысчитают мириллюзорным, а, следовательно, иллюзорны иудовольствия, которые онсулит. Человекнаходитьсяв зависимостиот законапричинно-следственныхсвязей (кармы).Живые существаобречены, согласнобуддистскойточке зрения, на вечныеперерождения, и условиемвсякого новогосуществованияявляется итогвсех предыдущих, а именно суммавсех добрыхпоступков, илинакопленныхзаслуг, и дурныхпоступков, накопленныхантизаслуг.
Человек, каксубъект, разделенна тысячи фрагментов, соответствующихпрошлым и будущимжизням. Поэтомувся цепочкаэлементов«зависимогопроисхождения»связывает ненесколькожизней в «круговоротерождений исмертей», амгновенныесостояния одной– единственной, этой жизни.Буддизм рассматриваетчеловека (также как и всесуществующеево вселеннойи саму вселенную)как сочетанияразличныхэнергетическихчастиц – дхарм.
Сам фактрождения человекаозначает длябуддиста лишьвключение вбесконечныйпроцесс бытия, где смерть неконец этогопроцесса, апереход к инойформе существованиясознания – кпромежуточномусуществованию, которое неизбежнопредшествуетновому рождению.
Обретениенового рожденияимеет определенноевременноерасположение.В данном случаечеловек сравниваетсясо всей вселенной, которая тожерождается, живет и умирает.Этот процессявляется циклическими каждый временнойотрезок внутриэтого циклаимеет своихарактеристики1.
В буддизмеодно из важнейшихмест занимаетотрицаниеединства личности.Каждая личностьпредставлена, как уже упоминалосьвыше, в видескопления«изменчивых»форм. Буддаговорил, чтоличность состоитиз пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представленияи познания.Особое вниманиев буддизмеуделяетсячеловеческойдуше, как вечномуэлементу, участвующемув круговоротежизни. Душараспадается, по учению Будды, на отдельныеэлементы (сканды).Чтобы в новомрождение оказаласьвоплощеннойта же личность, необходимо, чтобы скандысоединилисьтак же, как онибыли соединеныв прежнем воплощении.Прекращениекруговоротаперевоплощений, выход из колесасансары, окончательныйи вечный покой– это основнойэлемент трактовкиспасения вБуддизме. Душа, в буддистскомпредставлении,– индивидуальноесознание, котороенесет в себевесь духовныймир человека, трансформируетсяв процесселичных перерожденийи стремитьсяк высшему состоянию– нирване.
УчениеБудды (кит. фоцзяо), адаптированноек китайскомументалитету, к религии идревней китайскойкультуре. Учениепроникло вКитай в начален.э. Сначала онем поведаликупцы, перевозившиетовары по Великомушелковому пути.Затем появилисьпереводы буддийскихтекстов, выполненныеАнь Шигао, Кумарадживой, Сюаньцзаном, который, вернувшисьиз Индии, разработалсловарь, позволяющийпереводитьбуддийскиетексты на китайскийязык. В Китайприбывали изИндии проповедники-миссионеры.Некоторыеосновывалинебольшиемонастыри, кумирни, молельни.Буддийскоеучение непротиворечилокитайскимпредставлениям, рассматривалоськак передовоеи быстро завоевалопопулярностькак у образованнойверхушки общества, так и средипростых людей.В отличие отиндийскойтрадиции записыватьтексты на пальмовыхлистьях, в Китаесутры праджняпарамиты(кит. божо сюэ, божополомидо)записывалисьиероглифамина длинныхузких пластинкахиз расщепленногобамбука (вертикальноеписьмо), которыескреплялисьмежду собойшнуром и сворачивалисьв рулоны. Однопроизведениезанимало несколькоповозок. Вначалесоздавалисьшколы, служащиеаналогамииндийских школ, но постепенноформировалисьоригинальныенаправлениякитайскогобуддизма. Быстромураспространениюучения способствовалаэффективностьбуддийскойдуховной практикии боевых искусств, позволявшихмонахам успешнооборонятьсяот бандитови врагов. Буддизмстал одной изтрех религиозно-философскихсистем в страненаряду с даосизмоми конфуцианством.В 1912 г. была созданапервая Ассоциациякитайскихбуддистов. Онапрекратиласвою деятельностьво время китайскойреволюции, новозродиласьпосле 1953 г. ЧерезКитай буддизмраспространилсяна Корею, Япониюи другие страныДальнего Востока.В учениях (кит.цзяо) китайскихшкол (кит. цзун)буддизм махаяныполучил дальнейшееразвитие.

1.2 Конфуцианство

Конфуцианство(кит. жу цзя, жуцзяо — школаученых-интеллектуалов, учение ученых-интеллектуалов)— кит. классическаяфилософия.Конфуцианствовозникло в 6 в.до н.э., впоследствиираспространилосьв странах ДальнегоВостока (Япония, Корея, Вьетнам), наряду с даосизмоми пришедшимиз Индии буддизмомполучило статусодного из трехглавныхфилософско-религиозныхтечений (саньцзяо — три учения, три религии).Основатель— Конфуции, первым из древнихкитайскихмыслителейопределившийсвое творчествопод именемфилософии иназвавший себяфилософом (хаосюэ — любящийучение, любящиймудрость).
В своем развитииконфуцианствопрошло несколькоэтапов. Первый— раннее конфуцианство, включает учениеКонфуция и егопоследователейМэн-цзы и Сюнь-цзы.Второй — конфуцианствоэпохи Хань (206до н.э. — 220 н.э.), представленотворчествомЛу Цзя (216—172 дон.э.), Дун Чжуншу(190/170—120/104 до н.э.), ЯнСюна (53 до н.э. —18 н.э.), Бань Гу(32—92) и др. Третий— неоконфуцианствоэпох Сун (960—1279) иМин (1368— 1644)2.
Мировоззренческиконфуцианствоориентированов будущее сопорой на древность.Последняя вконфуцианствеполучила собственнуюсмысловуютранскрипциюи преподносиласьПоднебеснойкак образец, который сохранялсяи постоянновоспроизводилсяв форме культуры(вэнь).
Философскоекредо конфуцианствавыражено вположенииКонфуция: «Человекможет расширитьдао, но не даочеловека». Всвязи с этимставиласьзадача: создатьновый тип человека, способноговосприниматьи расширятьдао. Таковымявляется «благородныймуж» (цзюнь-цзы),— субъектсоциокосмическойсередины, гармоничносочетающийв себе естество(чжи) и культуру(вэнь). «Благородныймуж» возделываетпочву семейныхотношений —«почитаниеродителей истарших братьев», на которойвырастаетчеловеколюбие(жэнь), выражающеесущность человека.Человеколюбиедает движущийимпульс долгу, ритуалу, доверию, мудрости/знанию, т.е. всем остальнымдуховным элементамархетипа у син, и приводит крождению дао.Человеческоедао через духовпредков, нормирующихжизнь современности, сопрягаетсяс дао судьбоносногоНеба. В результатекосмос Поднебеснойприобретаетсоциоморфноеи антропоморфноекачества, ачеловек наделяетсяНебом природой/характероми следует даоНеба и духовпредков какзаданномуестествомзакону. В контекстеслияния семьи, государстваи Неба-космосав конфуцианствестроится иерархиявласти: главасемьи — отецрода, правительгосударства— отец семьицарства, Небо— отец семьиПоднебесной.Цель и смыслчеловеческогосуществованиясостоит в том, чтобы овладетьнравственнымиценностямиконфуцианстваи гармонизироватьприродно-человеческуюПоднебесную3.
Современноенеоконфуцианствохарактеризуется, с одной стороны, стремлениемк восприятиюзападных ценностей, с другой — обращениемк моральнойпроблематикераннего конфуцианства.Унаследовавот предшествующегонеоконфуцианстваморальнуюдоминанту вучении о бытии, космосе и познании, представителисовременногонеоконфуцианствапреобразовалиее в «моральнуюметафизику», сочетающуюфилософскиеи религиозныеидеи.


1.3 Даосизм

В даосизмечеловек воспринимаетсякак микрокосм, и являетсявечной субстанцией.Со смертьюфизическоготела дух растворяетсяв мировой «пневме».Бессмертиедостигаетсяпутем слиянияс Дао (основойвсего сущегона Земле и воВселенной) какс источникомжизни с помощьюрелигиозногосозерцания, дыхательныхи физическихупражнений, сексуальнойгигиены, алхимиии других пунктовразвитой даосскойсистемы саморазвития.
Человекрассматриваетсядаосами какобиталищемногочисленныхдухов, скоплениебожественныхсил. Причемтакой системетелесных духовсоответствовалаиерархия духовнебесных. Духина небе ведутсчет добрыми плохим деламчеловека иопределяютсрок его жизни.
Даосы рассматриваютв человека дватела: эфирноеи физическое(являющеесялишь внешнейоболочкой).Даосизм выделяеттри уровняэфирного тела– «киноварныхполя» (дань –тянь), соответствующиетрем из семичакр в индуистскойсистеме. Верхнеедань – тянь(Центр Нирваны)помещаетсяв центре головыв районе эпифиза.В области верхнегодань – тяняобитает чистыйдух; вокругнего находятсятакие важныеточки эфирнойфизиологии, как НефритовыеВрата (расположенныев затылочнойчасти головы), Небесный Глаз(между бровями)и Ни-Вань (КомЗемли; представляетсобой невидимуюполость намакушке головы).
Согласнотрактату XVII века«Тайна Золотогоцветка», в Ни-ваньсобраны всенаши мысли.Когда энергияцзин поднимаетсяв верхнее дань– тянь, онакристаллизуетсяв Ни-Вань и принимаетформу золотогоцветка. Черезнего в телоприникают свети космическиелучи. Это «светящеесятело» иногдаизображаетсяв виде пылающегосолнца илисверкающейжемчужины. Лучисимволизируютсоюз мужскогои женскогоэнергетическихпотоков, представленныхдвумя драконами.
Среднее дань– тянь (ЖелтыйДвор, КотелЗемли) расположенов нижней частигрудины, засолнечнымсплетением.Оно считаетсяглавным энергетическимцентром женщины.Рядом с нимрасположеныэфирные центры: Средние Врата(в областипозвоночникана уровне сердца), Врата Жизни(пупочное отверстие)и Кувшин Полумесяца(в полости живота, между пупкоми почками)4.
На 3,25 см нижеКувшина Полумесяцанаходитьсянижнее дань– тянь (ЦветочныйПруд), а еще ниже, в основаниипозвоночника– Нижние Врата.
Кувшин Полумесяцаи нижнее дань– тянь – места, где хранитсяполовая энергия, используемаяв основнойдаосскойэнергетическойтехнике – МедитацииМикрокосмическойОрбиты. В ходеэтой медитацииэнергия «воблике маленькойзмейки» поднимаетсяпо позвоночникучерез трое Вратв верхнее дань– тянь, открываетНи-Вань и НебесныйГлаз, а затемчерез среднеедань – тянь иобласть пупкавозвращаетсявнижнее дань– тянь.
Даосизмсчитает человекасамодостаточнойэнергетическойсистемой истремится«замкнуть»его внутреннийэнергетическийобмен5.

2. Формированиедаосизма какодного из учений


2.1 Становлениесовременногодаосизма

Даосизмзародился вКитае в VI – V векедо н.э. Входитв Сань цзяо –одну из трехглавных религийКитая. Основателемдаосизма считаетсяЛао-цзы Важнейшиеканоны даосскогоучения изложеныв книге последователейЛао-цзы «Даодэ цзин»
Начиная справлениядинастии ВосточнаяХань, во II в.н.э., складываетсядаосский пантеонбожеств, причемодним из главныхбожеств объявляетсяЛао-цзы. В этотпериод даосизмформируетсякак религиознаясистема. ПриимператореШуньди (династияВосточная Хань)(125–144 г.н.э.) особойпопулярностьюпользовалсяпроповедникЧжан Лин (34–156г.н.э.), основавшийсекту «Удоумидао» («Путьпяти мер риса»).Приверженцысекты почиталиЛао-цзы каквеликого учителя.
При императореЛинди (династияВосточная Хань)(167–189 г.н.э.) ЧжанЦзяо основалновую даосскуюсекту «Тайпиндао» («Путьвеликогоспокойствия»), священнымканоном которойстало сочинение«Тайпин цинлиншу».
В 184 году в Китаепроизошловосстаниежелтых повязок, которое возглавилЧжан Цзяо. Ввосстанииприняли участиеи сторонники«Удоуми дао».
В период Южныхи Северныхдинастий (IV –VI век н.э.) в даосизмепроизошлоделение на двеосновные ветви:«Путь северныхнебесных наставников»и «Путь южныхнебесных наставников»
При императореСюаньцзуне(712 – 756 г.н.э.) династииТан (618 – 906 г.н.э.)даосизм принялформы государственнойрелигии. Даосскиесочинения«Лаоцзы», «Чжуанцзы»,«Лецзы» сталиименоваться«истиннымиканонами», вкаждом округеобязательнодолжен был бытьпостроен даосскийхрам.
ИмператорЧженьцзун (998– 1022 г.н.э.) из династииСун приказалсобрать иотредактироватьновый «Даоцзан» – даосскийканон.
На формированиедаосизма какрелигиознойсистемы большоевлияние оказалбуддизм, проникшийв Китай из Индиив начале н.э. идостигший тамсвоего наивысшегоразвития в VI –X веках. Именнов этот периодпроизошлоформированиедаосскогомонашества.
В периодправлениямонгольскойдинастии Юань(1279 – 1367) даосизмпретерпевалопределенныетрудности. Былуничтожен ряддаосских сочинений.
Когда китайскийпрестол заняланациональнаядинастия Мин(1368 – 1644) даосизмвновь возродился, однако приследующейманчжурскойдинастии Цин(1644 – 1911) даосизмпостепенноперестал игратьособо важнуюроль в духовнойжизни Китая.
Название«Дао» предположительнопроисходитот наименованияодной из древнихкитайскихшаманскихпрактик – «гуйдао».
В 1957 году в Китаебыла созданаКитайскаяассоциацияпоследователейдаосизма. Главнымгуань (даосскиммонастырем)является пекинскиймонастырьБайюнь гуань(монастырьБелых облаков).
К XX веку влияниедаосизма постепенноуменьшалось.Точное числоприверженцевдаосизма неизвестно, по приблизительнойоценке к концуXX века наиболееактивных даосовнасчитывалосьоколо 20 миллионовчеловек.
Важнейшимположениемдаосизма являетсяпонятие «дао».Кроме того, важной концепциейявляется понятие«увэй» (недеяние).
Краеугольнымкамнем в даосизмеявляется учениео бессмертии.Учение основанона мифологическихобразах и несовпадает сконцепциямиЛао-цзы и ЧжуанЦзы. В отличиеот воззренийосновоположниковдаосизма, которыерассматривалисмерть какестественноепроявлениеприродногоцикла перемен, уже в эпохиЦинь (221 – 207 г. дон.э.) и Хань (206 –220 г.н.э.) в даосизменачинаетсяпроповедь идеибессмертия.
В соответствиис идеей о бессмертии, одними из основныхзанятий служителейдаосскогокульта стализанятия медициной, алхимией имагией. Даосскиетрактаты содержатподробныеописания способовизготовленияэликсира бессмертия.Считается, чтодостижениюбессмертияспособствуютталисманы, амулеты, магическиетексты6.
В даосизмеособое вниманиеобращаетсяна отправлениеосновных обрядовжизненногоцикла: рождение, свадьба, похороны.
Важным моментомдаосизма являетсяотправлениепостов: тутаньчжайи хуанлучжай, а также празднованиютрадиционногоНового годапо лунномукалендарю.Тайно отмечаетсяпраздник «Хэци», во времякоторого даосысчитают себяполностьюсвободнымиот всех половыхзапретов иограничений.
--PAGE_BREAK--
2.2 Культдаосизма

Даосскаярелигия имеетсвои храмы, свои священныекниги, своихслужителей-жрецов.Даосские жрецыразделяютсяна монашествующихи семейных.
Во главедаосской иерархиистоит верховныйжрец, или патриарх, называемыйтянь-ши («небесныйучитель»). Династияего восходитко II в. н. э. Он, подобнобольшинствудаосов, велсемейную жизнь, но пользовалсясреди верующихбольшим уважением.Считалось, чтоон господствуетне только наджрецами, но инад духами, ипоследние будтобы, как и подчиненныеему жрецы, посещалиего в патриаршейрезиденции.Резиденциятянь-ши находиласьв горах «Дракона-тигра»(провинцияЦзянси).
Даосскийжрец представляетсобой, в сущности, гадателя, предсказателя, продавца священныхреликвий, исполнителямагическихобрядов. В отличиеот конфуцианскихобрядов, смыслкоторых состоитв поклонениипредкам, поклоненииумершим императорами т. д., главноезанятие даосскихжрецов и монахов– это магическиезаклинанияи обряды, мантика.
Даосскаярелигия впиталав себя чрезвычайномного народныхрелигиозныхверований.Даосы практикуюти обряды шаманскоготипа. Оченькрупную рольсреди магическорелигиозныхобрядов, связанныхс даосизмом, играла систематак называемойгеомантики– гадания освойствахземли, вернеео свойствахместности: по-китайскифен-шуй («ветери вода»). Помимосистемы фен-шуйприменяютсяи различныедругие видымантики. Естьразличныеспособы гадания.
В даосскомкульте крупнуюроль играютпредставленияо загробнойжизни, не всегдасвязанные скультом предков.Согласно религиознымпредставлениямдаосов, у каждогочеловека естьдве души: ци –жизнь, неотделимаяот тела, и лин– душа, отделимаяот тела. По смертилин превращаетсялибо в гуй (черта), если человекбыл ни чем невыдающейсяличностью, либов шэнь (божество), если человекэтот был значительный, всеми уважаемый.Души богатых, знатных иобразованныхлюдей становятсяшэнь. Души умершихвыдающихсялюдей и в конфуцианскоми в даосскомкульте играликрупную роль.Им так же, каки душам предков, полагалосьприноситьжертвы.
Мировоззренческидаосизм ориентированв прошлое, когдалюди жили вусловияхбиосоциальнойнерасчлененностирода и природы.В соответствиис этим даосизмвыдвигает идеалестественности(цзы жань) иразрабатываетучение, в которомпроводит сквознуюидею изоморфизмачеловека иприродногокосмоса. Основнаязадача даосизма, по «Дао дэ цзин», заключаетсяв спасениилюдей и вещейот наличногохаоса, возвращенииих к родовымистокам и обращениив естество.ДуховнымпредводителемПоднебеснойдаосизм ставит«совершенномудрогочеловека» (шэнжэнь), уподобляемого«совершенномудрымлюдям» глубокойдревности7.
Системафилософиидаосизмавыстраиваетсяв ключе метафизикиорганическогокосмогенезадао — рождениямладенца-Дао(цзы) из вселенскойпустоты. Онесть вечновьющийся кореньсуществования, среднее звеномежду небытиеми бытием (у —ю), смертью ижизнью (сы —шэн), Дао-мифоми Дао-логосом.Младенец-Даоснимает в себеэти противоположностии как родовойкосмическийцентр притягиваетчеловеческуюПоднебесную.Относительнопоследнейкосмогониядао имеет нетолько прямуюгенезисную, но и палингенезисную(обратногенезисную)модальность.Дао рождаетсякак младенец, но он уже и старец.В акте своегопоявления онстарше всехродовых первопредков(ди), что и проецируетсяна людей и вещи: он и рождаетих из себя, выпускаяпо виткам жизнисобственногоспиральногокорневища, и«врождает»их обратно повиткам смерти, наделяя ихвечной молодостьюи вечной старостью.Этот вневременнойакт органическогогенезиса даоотображаетсяв системе категорий, что накладываетотпечаток наих характеристики: все они содержательносопрягаютДао-миф и Дао-логос, получают одновременноэмбриологическиеи чисто понятийныенаименования, они диалектичныи символичны, т.е. построеныпо модели триады, и тавтологичны— каждая изкатегорий можетиграть рольпервенствующей, встраиватьсяв модель архетипау-син и генерироватьвсю категориальнуюсистему. Философиядаосизма открываетчеловеку путииндивидуальногои коллективноговхождения вестественность(цзы жань)8.
«Ле-цзы»детализируети развиваеткосмогониюдаосизма: вводиткатегорию«первоперемена»(тай и), задаетей новый числовойвиток разверткии раскладываетпервопеременув трех началах, подчеркиваятем самым порождающуюспособностьПервоначала.«Чжуан-цзы»разрабатываеткосмологическуюмодель философскогомышления даосизмапо модели архетипау син. «Хуайнань-цзы»подводит итогразвитию философиидаосизма, раскрываетфилософскоесодержаниемифа и впервыев даоской литературеприводит полнуюразверткудаоской спиралиархетипа у син.
3. Философиядаосизма


3.1 Лао-цзы

По сведениямханьскогоисторика СымаЦяня, настоящаяего фамилиябыла Ли, имяЭр, второе имяДань; происходилиз царства Чу, служил в Чжоуглавным хранителемимператорскогоархива. Временемжизни обычноуказывают VI в.A.C. (известналегенда о встречеЛао-цзы и Конфуция, где Лао-цзывыступает какстарший, наставник).Исследуя заключеннуюв книгах древнююмудрость, Лао-цзысоздал своеучение. Однако, видя упадокЧжоу, разочаровалсяв возможностивоплотить этознание в Поднебеснойи отправилсяна запад, где, по легенде, находиласьстрана бессмертных.На последнейпограничнойзаставе в горномпроходе Ханьгу(в современнойпров.Хэнань)Лао-цзы былзадержан и попросьбе начальниказаставы ИньСи (он же ГуаньИнь-цзы, т.е. МудрецИнь с заставы)записал своимысли в назиданиепотомкам, послечего продолжилпуть на запад.Там следы егозатерялись.Записи же Лао-цзы, составившиекнигу в пятьтысяч слов, были распространеныусилиями ИньСи, которыйсчитаетсяпервым последователемданного учения.После Сыма Цянянеоднократновысказывалисьмнения о том, что авторствоДао дэ цзинпринадлежитдругим лицам(Лао Лай-цзы, Лао Дань, ИньСи и др.), а самЛао-цзы, возможно, даже не существовал.С другой стороны, у приверженцеврелигиозногодаосизма имяЛао-цзы былоокруженодополнительнымимифами – егостали считатьсамим воплощениемДао-Стези, высшимбожествомЛао-цзюнь (Старецъгосударь), воплотившимсяна земле дляпроповедиистинногоучения. ПрозвищеСтарецъ младенецъстали пониматьтак, что он родилсяуже седобородымвосьмидесятилетнимстарцем, полныммудрости; ауход на западв фиолетовомсиянии, верхомна быке, впрямуюсвязали с рождениемв Непале царевичаСиддхартхиГаутамы, будущегоБудды Шакьямуни9.
Полагают, что Лао-цзыродился в 604 г.до н. э., и, следовательно, был современникомПифагора. Онпроисходилиз простойсемьи и, говорят, родился подперсиковымдеревом. О егорождении возвестиличудесные события, в особенностиогромная комета, а похожая нанее косматаязвезда предвестилаего уход. Этогонепонятногомудреца наделиливесьма пленительнойиндивидуальностьюи стали верить, что он являетсясмертным ученикамв снах и видениях, а также, что онучаствует вразличныхрискованныхзатеях, связанныхс алхимией ив деятельностиВосьми Бессмертных.
При переводесложных китайскихсимволическихзнаков оказывается, что Лао-цзыродился в деревушке, называвшейся«Удрученнаядоброта». В«Уезде жестокости»в «Округе горечи»и в «Государствестрадания».Странно, конечно, что из разныхназваний можносоставить стольудачную и наводящуюна размышлениякомпозицию, но некоторымкажется очевидным, что подобныесведения орождении следуетвосприниматькак аллегорические.
Согласноодному даосскомупреданию, появлениеЛао-цзы в концеправлениядинастии Чжоубыло его десятымвоплощением.Возможно, этаидея имеетиндусскоепроисхождениеи ее следуетсвязать с десятымвоплощениемВишну, которое, как считали, произойдетв будущем иознаменуетпришествиеУчителя Мираили аватары.В более позднемдаосизме встречаетсясовершенноиное описание81 воплощенияЛао-цзы.
По утверждениюЭ.А. Гордона, внадписи наНесторианскомкамне, христианскомпамятнике вКитае, датированном781 г. н. э., говоритсяо «всадникена зеленойлошади, вознесшемсяв Западный Рай, оставившемлюдей безнравственногоруководства».Он считает этоупоминаниемо Лао-цзы. В 1909 г.профессорПеллиот обнаружилв Чау-Чау книгу, озаглавленную«Сутры, объясняющиевознесениеЛао-цзы в ЗападныйРай и его повторноевоплощениев земле Ху».Гордон считает, что под этимподразумеваетсяПерсия, и чтоиз текста можнопонять, чтоЛао-цзы перевоплотилсяв Иисуса Христа.Отмечалось, что несколькопервых отцовцеркви рассматривалидоктрины Лао-цзыкак примитивноехристианскоевероучение, относящеесяк той чистойрелигии, необходимойдля спасения, на которуюссылается Св.Августин икоторая, по егословам, «существовалас сотворениячеловеческойрасы, но болееполно былаизложена Господомнашим в Евангелии»10.
Из имеющихсяписьменныхисточниковясно, что Лао-цзыбыл мистикоми квиетистом, преподававшимсовершеннонеофициальнуюдоктрину, полагавшуюсяисключительнона внутреннеесозерцание.Человек обретаетистину путемосвобожденияот всего ложногов самом себе.Мистическоепереживаниезавершаетпоиски реальности.Лао-цзы писал:«Есть БесконечноеСущество, котороебыло преждеНеба и Земли.Как оно невозмутимо, как спокойно! Оно живет водиночествеи не меняется.Оно движетвсем, но неволнуется. Мыможем считатьего вселенскойМатерью. Я незнаю его имени.Я называю егоДао»11.
«Искренниеречи не изящны, изящные речине искренни.Добрый некрасноречив, красноречивыйне добр. Мудрыйне образован, образованныйне мудр. Мудрецне накопительствует.Но чем большеон делает длядругих, тембольшеприбавляетсяему. Чем большеон дает другим, тем богачестановитсясам. Путь неба– в принесениипользы безпричинениявреда. Путьмудреца – вдеянии безпротивостояния»12.
СогласноСыма Цяню, имевшемудовольно солиднуюрепутациюисторика, Лао-цзыбыл хранителемцарской библиотекив Лояне во времяего знаменитойвстречи с Конфуцием.В 417 г. до н.э. Конфуций, тогда еще молодойчеловек 33-х лет, нанес официальныйвизит 87-летнемупатриархуЛао-цзы.
Первоначальноцелью встречибыло обсуждениеэтикета. Конфуций, всегда неукоснительнособлюдавшийправила приличия, занял в высшейстепени почтительнуюпозицию. Он, несомненно, хотел учиться.Он рассказалЛао-цзы, чтоискал истинус самого началасвоей карьеры, не имея никакихпобудительныхмотивов, кроместремлениябыть полезнымгосударствуи народу. Какутверждают, Лао-цзы встретилпочтительноеприветствиеи дальнейшиеслова молодогочеловека довольнорезко, завив:«Те, о ком выговорите, мертвы, и их костипревратилисьв прах – осталисьтолько их слова.Более того, когда у надменногочеловека появляетсяблагоприятнаявозможность, он поднимаетсявверх; но есливремя противнего, то егоувлекает засобой силаобстоятельств…Избавьтесьот самодовольноговида и множестважеланий, отпривычки втиратьсяв доверие инеобузданнойволи. Они вамсовершеннони к чему – этовсе, что я имеюсообщить вам».
В повествованияхо последнемэпизоде изжизни Лао-цзымножествопротиворечий.В третьей книгеГуань-цзы, писавшегов 4 веке до н. э., описываетсясмерть Лао-цзыи толпа плакальщиков, собравшихсяпо такомуторжественномуслучаю. Рассказже об окончательномуходе Лао-цзычерез северо-западнуюпограничнуюзаставу опираетсяна авторитетисторика Ханя.
Согласноему, двадцатьпять вековназад Инь Си, старый солдати ученый, былстражем пограничнойзаставы Китая, известной подназванием «Путьсострадания», который открывалсяна северо-западв направлениипустыни Гоби.Этот Инь Си, послухам, былпоследователемучения Лао-цзы, прекрасноразбиралсяв знаменияхи приметах, могизобразитьмагическиефигуры, зналсекреты звезди обладалспособностьюмистическоговосприятия.Как гласитпредание, этотстарый стражворот считалЛао-цзы небеснымсветом, движущимсяпо земле. Поэтомуон испыталглубокое потрясение, наблюдая с тогоместа, гдебодрствовалв одиночестве, за появившейсяв небе светящейсясферой, котораяперемещаласьнад Китаем сюго-запада и, в конце концов, скрылась загорами, возвышающимисяза пустыней.
Расцениваяэто как предзнаменованиевеличайшегозначения, ИньСи обратилсяк стариннымкнигам, в которыхобсуждалисьтайны бессмертных.И пришел к выводу, что очень мудроеи благородноечеловеческоесущество должноповторитьдвижениетаинственногосвета и, вполневозможно, прибудетк северо-западнойзаставе. Готовяськ этому событию, Инь Си соорудилхижину из травыи тростника, чтобы дождатьсяпришествиявеликого мудреца, и, усевшись вдверях, следилза дорогой, уходящей вКитай.
В должноевремя бдениеИнь Си быловознаграждено.Он увиделприближающегосяк нему по извилистойпыльной тропинкеогромногозеленовато-черногобыка. На этомнеуклюжемживотном ехалверхом маленькийстаричок сдлинными белымиволосами ибородой, съежившийсяв складкахнакидки изгрубой ткани.Одаренныйвнутреннимзрением ИньСи мгновеннопонял сердцем, что это и былтот ученый, которого онждал.
Когда Лао-цзыприблизился, страж воротпоспешил к немуи с почтительнымипоклонами робкопредложилмудрецу немногоотдохнуть ивыпить с нимчаю. Лао-цзылюбезно согласилсяи, когда ониудобно расположилисьв хижине, ИньСи сказал: «Высобираетесьсовсем исчезнутьиз виду. Позвольтеже мне настоятельнопросить вассначала написатьдля меня книгу».После некоторыхуговоров Лао-цзысогласилсяи оставалсяу стража воротстолько времени, сколько потребовалаподготовка«Дао дэ цзина», единственноголитературногопроизведениябессмертногокитайскогомистика. Трудсостоял из 81очень короткойглавы и насчитывалпять тысячиероглифов.Вся книга быларазделена надве части: первая– «Книга о Дао»и вторая – «Книгао дэ». В данномслучае употребление«Дао» означает«неявную природуабсолютногобытия» и «дэ»– «раскрытиеэтой вселенскойсилы черезразвертываниеобъективноготворения».
Как утверждаетСыма Цянь, Лао-цзы, изложив своипринципы в «Даодэ цзине», подарилэтот труд стражуворот, а затемушел своейдорогой, такчто когда и гдеон умер – неизвестно.
В 7 веке н. э.Лао-цзы былканонизированправящим императоромиз династииТан. Его возвелив ранг божественныхсозданий ститулом «ВеликийВседержитель, Бог-ИмператорТуманнойПервопричины».К этому позжедобавили последнеепочетное звание, звучавшее как«Древний Мастер»13.


3.2 Даодэ цзин и путьДао

«Дао дэ цзин»(«Канон дао идэ») — основополагающийтрактат даосизма, первоначальноназывался«Лао-цзы» поимени предполагаемогоавтора Лао-цзы.По мнению ученых,«Дао дэ цзин»окончательносложился в 4—3 вв. до н.э. и записанпоследователямиоснователядаоского учения.
Современныйтекст «Дао дэцзин» состоитиз 81 главы, награнице 38-й главыразделен на«Дао цзин»(«Канон дао»)и «Дэ цзин»(«Канон дэ»), написан ритмизованнойи частью рифмованнойпрозой, снабжендревними ираннесредневековымикомментариями.Наряду с общепринятымизвестны другиесписки «Даодэ цзин», в частностинайденные в1970-е гг. в Мавандуе(район Чанша)рукописи нашелке. Основнаяидея «Дао дэцзин» — спасениелюдей и вещей, обращениецивилизацииПоднебеснойв состояниеорганическогоестества (цзыжань). Метод —социальныйи антропологическийпалингенезис: возвращениепроизводящегочеловека кединству спервозданнымвселенскиместеством. Всоответствиис этим создаетсяфилософия даои дэ. Дао рождаетсяиз вселенскойпустоты какмладенец (цзы)в облике живого, вечно вьющегосякорня существования.Дэ в роли аналогадао возвращаетчеловека вмладенца-дао.При этом учителеми духовнымнаставникомлюдей на путик естествувыступает«совершенно-мудрыйчеловек». Онпроповедуетнедеяние (увэй) как способухода человекаот трагизмацивилизации, тиражируя«недеяние»в «неслужении»,«неучении»,«молчании»и т.д. Степеньготовностивступленияв дао — равновесиев человекетелесных, духовныхи идеально-мыслительныхпротивоположностей.После возвращенияв дао начинаетсяэтап генезисановой даоскойчеловеческойи вещной цивилизации.Генетическийзнак младенца-дао(цзы) дополняетсязначениемстарика-дао(лао — предка, матери-прародительницы), откуда, вероятно, и происходиткатегория«лао-цзы», присвоеннаяанонимномуосновоположникудаосизма вкачестве именисобственного.
Это своегорода Космогония, включающаявсе основныедоктриныЭзотерическогоКосмогенезиса.Так, он говорит, что в началене было ничего, одно толькобеспредельноеи бесконечноеПространство.Все, что живети существует, было рожденов нем, от «Принципа, который существуетСам по Себе, развивая Себяиз Себя», т.е.от Свабхавата.Так как имя егонеизвестнои сущностьнепостижимафилософы назвалиэто Дао(Анима Мунди), несотворенная, нерожденнаяи вечная энергияприроды, проявляющаясяпериодически.Природа, такжекак и человек, достигаетчистоты, достигаети покоя, и тогдавсе становитсяединым с Дао, что есть источниквсего блаженстваи счастья.
Как в индусскойи буддийскойфилософии, подобная чистотаи блаженство, и бессмертиеможет бытьдостигнутолишь черезосуществлениедобродетелии абсолютногоспокойствиянашего земногодуха; человеческийум должен управлятьи, в конце концов, побороть и дажеуничтожитьбурную деятельностьфизическойприроды человека; и чем раньшеон достигнетнеобходимойстепени нравственнойчистоты, темсчастливееон будет себячувствовать.
«Дао дэ цзин»оказал определяющеевлияние наразвитие даоскогомировоззрения, переведен навсе основныеевропейскиеязыки, в силутрадиционностикитайскойкультуры досих пор сохраняеттеоретическийи практическийинтерес.
Дао — универсальныйсимвол китайскойкультуры. Вероятно, термин «Дао»впервые введенв предфилософскийи философскийязык анонимными«совершенномудрымилюдьми» (шэнжэнь), непосредственнымипредшественникамифилософов(цзы). Дао — ключеваягносеологическая, онтологическаяи психологическаякатегориякитайскойфилософии.Соответственнодиадическомупринципу формированияединое Даовнутреннеудваиваетсяна Дао-дэ (=ян—инь).Вместе со своимипротивоположностямиДао образуеттриаду и такимобразом выстраиваетосновнуюсмыслообразующуюмодель, налагаемуюна физическую, духовную иидеальнуюобластиприродно-социальногокосмоса, и создаетусловия философскогосуждения о нем.
По учению«И цзин» («Книгаперемен») Даогенерируетсявселенскимиэнергетическимиритмами иньи ян, трансформируетсяв добро (шань)и завершаетсяприродой/натурой(син) человекаи вещи. Умственныйвзор усматриваетв этой трехступенчатойгенерациипринципычеловеколюбия(жэнь) и знания(чжи). В конфуцианствеДао взращиваетсяна основечеловеческихотношений.Согласно Конфуцию, субъект возделыванияДао — «благородныймуж» (цзюньцзы), почва — семьяв масштабахвсей Поднебесной, семя — нормыпочитаниястарших и любвик младшим, древоДао — человеколюбие, плоды — системанравственныхкатегорий, несущих образецгармонизацииобщества. Даосизмучит о космическихистоках Дао.
ФилософияДао диалектическиразвертываетсяв объеме архетипау син культурыДао. При этомкаждое из учений— ицзиновское, даоское иконфуцианское— задает свойалгоритм спиральнойтраекторииДао и направляетфилософию Даона реставрациюгармонии культурыДао.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
3.3 Даосизмв ХХ и ХХI веке

Особой проблемойявляется отношениев КНР к даосизмукак составнойчасти традиционногокультурногонаследия всвязи с современнойсоциокультурнойситуацией вКитае.
В настоящеевремя, во многомблагодарятрудам французскихсинологов, сделано многодля изучениярелигиознойситуации наТайване, такжемало освещеннойв советскойнаучной литературе, несмотря назначительныйинтерес данногоматериала висторико-культурном, социально-психологическоми социально-политическомаспектах.
С двумя последнимитемами в значительноймере связанапроблема оценкикультурнойзначимостии жизнеспособностидаосизма взападном китаеведениии философии(прежде всегов ее экзистенциально-феноменологическомварианте).Исследованияданного типавесьма распространеныв странах Запада(Франция, США)и Японии. Болееконкретнаяпостановкавышеперечисленныхвопросов иосновнаяхарактеристикавозможныхнаправленийих разрешенияи являетсяцелью даннойчасти исследования.
Из традиционнораспространенныхв Китае даосскихшкол, каждаяиз которых былаавтономными самоуправляемымнаправлением(единого даосскогоруководства, равно как иединой церквиили же фиксированнойдаосской догматикине было), к 1911 г.лидировалидве — школа«Небесныхнаставников»(тяныии дао; чжэн и дао) ишкола «Совершеннойистины» (цюаньчжэнь дао). Остальныешколы былималочисленнымии пребывалив глубокомупадке. Впрочем, последнее визвестномсмысле былосправедливои относительнодаосизма вцелом: творческийэтап его эволюцииостался далекопозади.
Тем не менее, две вышеназванныедаосские школы, безусловно, лидировалисреди другихнаправлений, как по численностипоследователей, так и по их влияниюна население.Однако ко времениСиньхайскойреволюции этишколы переживалипериод упадка.
Из четырехосновных мотивовпостриженияв монахи, выделенныхяпонскимисследователемЁсиока Нситоё, а именно:
стремление достичь состояния бессмертного — сяня;
стремление к уединенной жизни;
бедность семьи и неспособность прокормить детей;
слабость и неприспособленность к мирской жизни, — целиком преобладали последние два, что свидетельствует о резком преобладании внешних мотиваций над внутренними.
Уровеньобразованностимонахов и ихзнакомствас основамивероучениябыл низким.Продолжалинарастатьтенденции ксектантскойзамкнутости.
Осуществлявшаясяв 50-е гг. борьбапротив деятельноститайных сектболее или менеевыраженнойдаосской ориентации(деятельностьсекты «И гуаньдао», например, была осужденав 1953 г.) никоимобразом незатронулаортодоксальныедаосские направления, которые и самитрадиционнонегативнооценивалисектантство.Однако не исключено, что в глазахправительствадаосизм выгляделболее «подозрительным», чем другиерелигиозныетечения. Неисключено, чтоздесь сказаласьинерция привычки, поскольку втечение последнихтрехсот-четырехсотлет китайскиеправящие кругисклонны былирассматриватьдаосизм в качествесвоеобразнойпитательнойсреды недовольства, а аморфностьи полиморфизмдаосской традициипозволяли«зачислятьв даосы» всепо той или инойпричине неугодныесекты. Во всякомслучае, перваядаосская организацияпоявилась вКНР позже, чеманалогичныеорганизациидругих вероисповеданий, и была распущенапосле началамрачного десятилетия«культурнойреволюции»раньше, чемдругие ассоциации.
Тем не менее,14 апреля 1957 г. вКНР была созданаКитайскаяассоциацияпоследователейдаосизма (Чжунгодао цзяо сехуэй), делегатовсъезда которойприветствовалзаместительпредседателяКНР Чжу Дэ.Ассоциациябыла созданана базе пекинскогомонастыря Байюнь гуань, окончательнопревратившегосяв ведущий центрдаосизма вКитае. Председателемассоциациистал даосскийсвященнослужительЦю Чундай, егозаместителями— Мэн Минхуэй(Пекин), ЧэньИннин (Ханчжоу), Цяо Цинсинь(Сиань), Ван Юэцзин(Цзянси), И Синьин(Сычуань), председателемсекретариата— нынешнийглава ассоциацииЛи Юйхан (провинцияЦзянсу).
Второй съездассоциациисостоялся вначале ноября1961 г. Делегатысъезда постановили, в частности, осуществлятьработу поисследованиюистории даосизмаи подготовитьиздание «Историидаосизма вКитае», воспитыватькадры даосскойинтеллигенции, беречь и охранятьпамятникикультуры, связанныес историейдаосизма.
Следуетобратить вниманиена проблему«воспитаниядаосскойинтеллигенции».Из 8000 официальнозарегистрированныхк 1949 г. даосскихсвященнослужителейи монахов подавляющеебольшинстводао ши не интересовалисьрелигиозно-философскимипроблемами, не знали дажеосновных текстов«Дао цзана»и не занималисьпроповедью, ограничиваясь, по существу, тщательнымвоспроизведениемобрядовойстороны религии, не рефлектируяпо поводу еесодержания(подобная жеситуация характернадля Тайваня60-х гг.). Поэтомужизнеспособностьдаосизма вомногом зависелаот повышенияобразовательного, культурногои богословскогоуровня духовенства14.
После начала«культурнойреволюции»Ассоциациябыла распущенаи восстановленатолько в мае1980 г.
К этому временирелигиознаяситуация в КНРзаметно изменилась.Репрессивнаяполитика вотношениирелигии нетолько не привелак ее «отмиранию», но, напротив, способствовалаопределенномуросту религиозностинаселения.Религия, выполняясвои компенсаторныефункции, какбы «восполняла»моральный, ато и материальныйущерб, понесенныйзначительнойчастью населениястраны в 1966—1976гг. И не случайнопоэтому, чтосовременныекитайскиеавторы рассматриваютдеятельностьпресловутой«банды четырех»в качествесущественногосубъективногофактора сохранениярелигии в условияхсоциалистическогостроительствав КНР.
Религиознаяжизнь в КНРначинает оживлятьсяпосле 1978 г., какследствиеначала процессаобщей нормализациивнутреннегоположения, таки в результатестремлениякитайскогоруководстварасширитьмеждународныеторгово-экономическиесвязи с развитымистранами Запада.Это предполагалосоздание зарубежом благоприятногообраза Китаяи отказа отодиозных формконтроля надобщественнымсознаниеммрачного десятилетия«культурнойреволюции».В дальнейшемвнешнеполитическиеимпликациистановятсяхарактернойчертой отношениявластей к проблемамрелигии.
В 1982—1984 гг. осуществляютсяремонтно-реставрационныеработы в Байюнь гуане —крупнейшемдаосском монастырев КНР, на базекоторогофункционируетАссоциация.Численностьмонахов в Байюнь гуане внастоящее времяне превышает30 человек (данныена 1984 г.). При Байюнь гуане такжефункционируетШкола, готовящаякадры священнослужителейдля 25 действующихв настоящеевремя даосскиххрамов, большинствоиз которыхявляются известнымипамятникамикитайскойархитектуры.В Школе обучаетсяоколо 100 слушателей.
Что касаетсясокращениячисленностимонашества, то оно представляетсобой вполнеобъективныйпроцесс «обмирщения»религии в Китае.Аналогичныепроцессы наблюдаютсяи в китайскомбуддизме: так, в монастыреЛинъиньсы (близХанчжоу) в 1949 г.было 150 монахов, в 1964 — 100 и в 1980г.— один.Правда, позднееих численностьвновь сталаувеличиваться.
По сообщениюX. Уэлча, специалистыпо проблемамрелигии в КНРсчитают, чтомонастырскийбуддизм вскореисчезнет совсем, тогда, как мирскойсохранится.Для даосизмаподобный процессеще болеезакономерен, посколькуинститут монашестване был органическиприсущ даосизмуи возник вомногом подбуддийскимвлиянием, нераспространилсяна все направлениядаосизма вцелом или былсанкционировандоктриной вкачестве безусловногоинструментаи условия спасения.
Даосскийсвященнослужительна Тайванесвязан, преждевсего, с обслуживаниемнужд местнойобщины. Даосскаясистема общинногоритуала создаетсвоеобразныйуниверсумдуховной жизниобщины, включаяв себя нарядус публичнымиритуаламиразличныесемейные формылитургии. Всеверующие даосына Тайванемогут бытьразделены натри категории:
миряне, содержащие и обслуживающие храмы;
низшее духовенство — «наставники закона» (фаши), в чьи функции входят малые обряды: изгнание демонов, контроль над храмовыми медиумами, представления в традиционном религиозном театре марионеток и отправление культов «обычных божеств» (шэнь), т. е. тех, кто якобы некогда были людьми, возвысившимися впоследствии до ранга божеств (Ма-цзу, Гуань Гун и др.). По цвету их головных уборов «наставников закона» обычно называют «красноголовыми» (хун тоу);
ортодоксальные священнослужители (даоши, или черноголовые,— у тоу), совершающие общинные литургий, направленные на обновление общины и сил в космосе и необходимые для освящения храмов (этот тип литургии называется «цзяо»).
Высокопоставленныедаоши имеютсоответствующиеудостоверенияс печатью «Небесногонаставника».Обладателиподобныхудостоверенийтитулуются«возвышенныйдостопочтенный»(гао гун), или«виночерпий»(цэи цзю) в соответствиис древнекитайскимназванием. Гаогун играетособую рольв литургии. Онне совершаетбольшинстваобрядов, отправляемыхнизшими даоши, к которым онотносится какучитель и наставник(«как Лао-цзык императоруХуан-ди»). Считается, что гао гун(«деревянныйсвященнослужитель»)при помощизаклинаний(«мантр») и медитацииинтериоризируетритуальныеакты, совершаемыедаоши («движущимисясвященнослужителями»), и затем «объективирует»божественныедухи своеготела, направляяих на небеса.
Даосы верят, что толькочерез посредничествогао гуна возможнообщение с Даои его эманациями.Гао гун долженвступить в брак(здесь следуетотметить, чтодо XIII в. частьмонастырейпринадлежала«Небеснымнаставникам», но позднее всеони отошли к«цюань чжэнь»в связи с монополизациейинститутамонашестваэтой школой), и его должностьявляется потрадициинаследственной.Объектамипоклонениягао гуна и даошиявляются божества, никогда небывшие людьми.Это персонифицированныеипостаси Дао— «небесныепревосходные»(тянь цзунь).
По своеймагическойсиле даошисчитаютсяпревосходящиминизших богов, которым поклоняются«красноголовые».Даоши в глазахнаселенияявляются высшимирелигиознымиавторитетами, с которымичасто советуютсяпо самым различнымповодам. Даосскойлитургииприписываетсясакральныймагическийсмысл: считается, что после великойлитургии (цзяо)в общине небудет смертейв течение года, так как «цзяо»обновляет нетолько единствообщины какединотелесногоорганизма, нои самое жизньобщины15.

Заключение

Как особаясистема философствованиядаосизм возникаетв Китае в 6- 5 вв.до н.э. Основоположникомдаосизма принятосчитать Лао-цзы(в эпоху Тан –7–9 вв. – был канонизированкак святой).Видными представителямидаосизма (4–3вв. до н.э.) являлисьЯн Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы и др.Согласно постулатамортодоксальногодаосизма, толькособлюдениеестественныхзаконов (дао)жизни позволяетчеловеку «сохранитьв целостностисвою природу».Лишь на этойоснове представляетсявозможнымпостижениеистины и овладениемудростью.Философскиеаспекты даосизмлегли в основукитайскихрелигиозныхшкол «Путиистинногоединства» (2в.), «Высшей чистоты»(4 в.), «Пути совершеннойистины» (13 в.) идр.
Философскиеподходы даосизмав средневековомКитае разрабатывалиГэ Хун («Мудрец, объемлющийпростоту», 4в.); Ван Сюаньлан(«Трактат оСокровеннойжемчужине»,6 в.); Тянь Цяо(комментариик «Книге превращений»,10 в.). Канон текстовД. («Дао Цан»)сложился к 12в. В границахдаосизма нередкоконституировалисьтакже и еретические, диссидентскиетеоретическиесистемы, неоднократнооказывавшиесяидеологическимобоснованиемкрестьянскихреволюций игражданскихвойн в Китае.
В даосскомкульте крупнуюроль играютпредставленияо загробнойжизни, не всегдасвязанные скультом предков.Согласно религиознымпредставлениямдаосов, у каждогочеловека естьдве души: ци –жизнь, неотделимаяот тела, и лин– душа, отделимаяот тела. По смертилин превращаетсялибо в гуй (черта), если человекбыл ни чем невыдающейсяличностью, либов шэнь (божество), если человекэтот был значительный, всеми уважаемый.Души богатых, знатных иобразованныхлюдей становятсяшэнь. Души умершихвыдающихсялюдей и в конфуцианскоми в даосскомкульте играликрупную роль.Им так же, каки душам предков, полагалосьприноситьжертвы.
Мировоззренческидаосизм ориентированв прошлое, когдалюди жили вусловияхбиосоциальнойнерасчлененностирода и природы.В соответствиис этим даосизмвыдвигает идеалестественности(цзы жань) иразрабатываетучение, в которомпроводит сквознуюидею изоморфизмачеловека иприродногокосмоса. Основнаязадача даосизма, по «Дао дэ цзин», заключаетсяв спасениилюдей и вещейот наличногохаоса, возвращенииих к родовымистокам и обращениив естество.ДуховнымпредводителемПоднебеснойдаосизм ставит«совершенномудрогочеловека» (шэнжэнь), уподобляемого«совершенномудрымлюдям» глубокойдревности.
Феноменологисклонны рассматриватьдаосскую философиюкак типологическисопоставимуюс философиейГуссерля иХайдеггераи активно используютсвою терминологиюв качествеэквивалентовдревнекитайскихтерминов. Это, безусловно, способствуетоживлениютрадиционалистскихтенденций вкитайскихобщинах, являясьдля носителейподобных идейкак бы доказательствомпризнанияЗападом (создавшегофеноменологиюлишь в XX в.) китайскогоприоритетаи превосходствакитайскойкультуры надзападной.
Заслуживаютвнимания ипопытки некоторыхученых весьтрудный и сложныйопыт историиКНР представитькак следствиевлияния глубинногои наиболеесущностного(даосского)аспекта китайскойкультуры с егоэгалитаристско-утопическимиинтенциями.

Списоклитературы

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. — М., 1970.
Лао-цзы. Обрести себя в Дао. М., 1999.
Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. М., 2003.
Лукьянов А.Е. Лао-цзы (философия раннего даосизма). М., 1991.
Лукьянов А.Е. Первый философ Китая (фрагменты философской автобиографии Лао-цзы) // Вестник Московского университета. — Философия. — 1989. — № 5.
Лукьянов А.Е. Понятие философии у древних китайцев // Проблемы Дальнего Востока. — 1998. — № 2.
Мистерия Дао. Мир «Дао дэ цзина». М., 1996
Скиппер К.М. О даосском духовенстве на Тайване и его ритуалах. – М., 1974.
Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993.
Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао дэ цзин». СПб., 1999.
Философский энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону, 2004.
Холл М. Адепты Востока. – М., 2004.
Чжун Юань Поздний даосизм. – М., 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. Н. Евдокимова Научный Е. В. Клименко Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск
Реферат Транспортно-экспедиционные операции
Реферат Организация и проведение семинарского занятия в высшей школе
Реферат Краткий анализ современного состояния рыбоводства в ТООСХП "Сходня"
Реферат Как правильно оформить прием на работу нового сотрудника
Реферат Государственная служба как публично-правовой институт
Реферат Менеджмент физической культуры и спорта (ФКиС)
Реферат Секулярное священство и опасности, которые таит демократия
Реферат The Black CatEdgar Allan Poe Essay Research
Реферат Кількісна теорія грошей і сучасний монетаризм
Реферат Новоторговый устав 1667 года
Реферат Государственные служащие. Исполнительная власть
Реферат «Наша новая школа» как механизм в формировании ученика нового поколения
Реферат Расчет сметной стоимости строительства мебельного завода в г. Караганда
Реферат Анимационные программы экскурсионные программы здание музея (ул. Московская) Платановая аллея (ул. Дзержинского) Крепостной вал