СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Развитие социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей 1.Исторические аспекты становления различных форм социальной опеки и попечительства над детьми в России 2.Детский дом как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 12 Глава 2. Адаптация детей в детском доме 1.Проблемы адаптации детей к условиям детского дома 2.Проблемы социальной адаптации детей в условиях детского дома 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29 ВВЕДЕНИЕ Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Именно они пополняют детские социальные учреждения, в частности детские дома. Статус социально незащищенных предоставляется этим детям временно.
В части воспитания до 18 лет. В части получения образования до 23 лет. Дети-сироты получают социальную помощь государства как бы авансом. Задача общества состоит в том, чтобы вырастить из них полноценных здоровых граждан, привить им профессиональные и различные жизненные навыки, которые облегчат последующую социальную адаптацию. Социальная адаптация детей-сирот - это успешное усвоение ими социальных ролей в системе общественных
отношений. Причем ребенок-сирота является одновременно объектом и субъектом социальных отношений. В качестве объекта сирота выступает как пассивная сторона, на которую направлено воздействие социальных институтов и групп, формирующих его как личность. В качестве объекта он является активным участником общественных отношений, выступает как самообразующая личность. Органичное сочетание качеств субъекта и объекта воздействия создает условия для эффективной социальной
адаптации ребенка-сироты. Поскольку широко известно о низкой адаптации выпускников сиротских учреждений, и недостаточности методов их социализации и адаптации, мы решили исследовать проблему адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как к условиям детского дома, так и в условиях детского дома. В первом случае речь идет о привыкании, приспособлении к самой обстановке детского дома, о тех трудностях и проблемах, с которыми сталкивается ребенок, попавший туда.
Во втором случае речь идет об использовании и развитии ребенком, воспитывающимся в детском доме, своего адаптационного потенциала, обеспечивающего некоторый уровень социальной адаптации, позволяющий занять достойное место в жизни, использовав тот «запас» знаний, умений, жизненных убеждений, гибкости и стойкости, которые привил ему детский дом. Объектом данной курсовой работы является детский дом как институт социализации. Предметом курсовой работы выступает адаптация воспитанников детского дома.
Цель данной курсовой работы - теоретически исследовать проблемы адаптации детей в детском доме и возможные пути их решения. Конкретное воплощение цель получает в следующих задачах: Изучить научную литературу по теме курсовой работы; Исследовать проблему адаптации в детском доме на основе изученной научной литературы; Описать проблему адаптации детей в детском доме; Описать возможные пути решения проблем адаптации;
Сделать и представить выводы на основании результатов теоретического исследования. Глава 1. Развитие социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей 1.Исторические аспекты становления различных форм социальной опеки и попечительства над детьми в России Любое общество оказывает социальную помощь и поддержку своим детям в той или иной форме. Развитие общества и государства вызывает развитие социальной защиты, как способа сохранения и стабилизации
жизни. Существует неоспоримая закономерность: чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать. Очевидно, что не всегда социальные работники оперировали терминами «социализация», «социальная опека», «социальное попечительство», «социальное призрение» и т.д. В Российском государстве процессы становления социальной защиты, опеки и попечительства можно рассматривать
в исторической перспективе. Уже в древних славянских общинах мы можем обнаружить общинно-родовые формы помощи и поддержки, «связанные с языческим родовым пространством, в качестве которого выступает «вервь» - круговая порука. В языческую эпоху через нее была заложена традиция заботы о слабых и немощных - стариках, детях, женщинах». Лозовская Е.Г Новак Е.С Краснова В.Г. История социальной работы в России Волгоград,
Перемена, 2001, с.12 В качестве основных институтов, оказывавших поддержку детям, фактически сохранявших им жизнь, можно назвать институт детского сиротства. (Сиротами в те времена называли и детей и стариков, относя их к одной социальной группе). Этот институт вырос из домашнего рабства, когда в голодные годы детей продавали, чтобы сохранить им и себе жизнь. Тогда же развился институт приймачества, когда семья принимала сироту, который вел хозяйство, почитал новых родителей и обязан был их похоронить.
Таким образом, решение проблемы сиротства через приемную семью возник очень рано и является одной из древнейших форм социального попечения. Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли назначать «общественных» родителей, которые брали его на свой прокорм. В системе общественных «помочей» можно выделить сиротские и вдовьи помочи, когда данная группа обездоленных
«снабжалась за счет общества хлебом, дровами, лучинами». Лозовская Е.Г Новак Е.С Краснова В.Г. История социальной работы в России Волгоград, Перемена, 2001, с.13 Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождаются формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям. Парадигма помощи и поддержки в период с
IX по первую половину XVII века существенно изменяется. Для этого времени характерны три основные тенденции: монастырская система помощи, государственная система защиты и первые светские тенденции благотворительности. «С изменением общественных отношений система социальной помощи также меняется: общество создает новую ее модель, соответствующую ее потребностям и представлениям. Система социальной помощи в период феодализма носила многосубъектный характер и имела
полиморфизм экономических основ». Шарин В. Социальная помощь в средние века//Социальное обеспечение, 2005, №9, с.18 Первоначальные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством. Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 году, учредил сиротское училище. Призрение бедных, страждущих, сирот было одной из главных забот Владимира Мономаха. В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы
больницы, богадельни или приюты. В XIV-XVI веках основным субъектом социальной помощи детям становится церковь. Милосердие, естественно, базировалось на религиозных догматах, в первую очередь о любви к ближнему, как к самому себе. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Библия М Российское библейское общество, Мф. 5:7, с.6 Среди священников вызывают глубокое восхищение и уважение
Преподобный Серафим Саровский, Старец Амвросий, Сергий Радонежский. В этот период еще не сформировался институт детства, общество не воспринимала детей как ценность. Но все же есть примеры оказания поддержки именно детям-сиротам, относящиеся к тому времени. Помощь идет не столько от церкви, сколько от простых мирян, прихода. Поэтому принято выделять особый институт церковно-приходской помощи сиротам того времени - скудельницы.
«Скудельница - это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники - старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя» Галагузова М.А Галагузова Ю.Н Штинова Г.Н Тищенко Е.Я Дьяконов
Б.П. Социальная педагогика.Учеб. пособие для ВУЗов - М ВЛАДОС, 2001, с.30 . Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Скудельницы были своеобразными детскими домами. К началу XVI века, наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания
помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. С начала XVII века происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с указом царя Федора Алексеевича, в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам. Но более всего истории известно имя великого реформатора -
Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения. Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. «Сироты появлялись в результате стихийных бедствий, войн. Но, прежде всего, сиротами становились «незаконно прижитые дети».
Православная церковь относилась нетерпимо к внебрачным связям и детям, которых называли «зазорными детьми». В 1682 году нищие безродные дети выделяются из общего числа нищих. Тем самым государство, с одной стороны, признаёт то, что дети стали нищими не по своей вине, а с другой стороны, считает, что дети достойны особой заботы. С одной стороны, общество порицало безродность, безродительство, а с другой - чувствовало свою ответственность
за решение проблемы» Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот, Глава 3- Режим доступа: www.ecsocman.ru. В начале 18 века открываются приюты для «зазорных младенцев», куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения. Малолетние брошенные дети обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Если выросшие, обученные ремеслам дети, теряли здоровье, душевное или
физическое, то они могли вернуться в приюты как в родной дом. При Екатерине Великой открылись воспитательные дома для незаконнорожденных детей. При Павле 1 на государственном уровне стали заботиться не только о детях-сиротах, которых пристраивали в крестьянские семьи, но и о глухонемых детях. В этот же период начинают создаваться общественные организации, расцветает частная благотворительность. В 1842 г. начал работу опекунский совет под руководством княгини
Н.С.Трубецкой. Первоначально деятельность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для сирот. Еще Петр 1 наказывал за убийство незаконнорожденных детей смертной казнью. К XIX веку ребенок уже обрел права, независимо от возраста.
Ему была от самого рождения государством гарантирована жизнь. До начала XX века попечение над детьми-сиротами развивалось в рамках светской благотворительности. Императорские общества собирали пожертвования от частных лиц и передавали их на воспитание сирот. Особое внимание императрица Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома, детская смертность в которых была ужасающей.
Она улучшила условия воспитания детей, увеличив занимаемые Воспитательным домом Санкт-Петербурга площади. Императрица открыла новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 году в Москве и Петербурге были открыты женские учебно-воспитательные учреждения имени Св. Екатерины. В 1807 году основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 году - Харьковский институт благородных девиц. Причем начальству предписывалось заботиться не только о трудоустройстве
выпускниц, в основном гувернантками, разбирать их несогласия с семействами, где они будут жить, печься о выдаче их в замужество, а также ходатайствовать по делам воспитанниц и после выпуска их из заведения. Император Николай 1 учредил сиротские институты. Он реорганизовал образование в Воспитательных домах Москвы и Санкт-Петербурга. Внебрачные дети и дети-сироты получали такое хорошее образование, что участились случаи, когда родители подкидывали детей в эти
Воспитательные дома, надеясь, что у них будет счастливое будущее. «Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов в области общественного призрения» Галагузова М.А Галагузова Ю.Н Штинова Г.Н Тищенко Е.Я Дьяконов Б.П. Социальная педагогика.Учеб. пособие для ВУЗов - М ВЛАДОС, 2001, с.31 . В советский период благотворительность стала сугубо государственным делом.
Поэтому все детские учреждения. В том числе и детские дома, были практически целиком и полностью на государственном обеспечении. Даже помощь, оказываемая детским домам в то время, исходила от государственных предприятий или школ. Сразу после октябрьской революции частная благотворительность была запрещена. С сиротством в различных его проявлениях боролись государственными силами. Например, была создана Комиссия по улучшению жизни детей при
ВЦИКе в 1921 году. Были созданы трудовые коммуны для социализации беспризорных детей, большинство которых после войн и революций остались сиротами. В 1928 году практика принятия детей в семьи сделала новый виток. ВЦИК принял постановление «О передаче воспитанников детских домов и других несовершеннолетних сирот трудящимся в городах и рабочих поселках». Общая тенденция того времени, как можно быстрее дать детям рабочую профессию и выпустить их «в жизнь». К середине 30-х годов с окончательным утверждением
в стране тоталитарного режима все разнообразие различных видов детских учреждений практически исчезло и было заменено системой детских домов - интернатов, которая просуществовала до 90-х годов. Общее число детских домов в послевоенные годы постепенно сокращалось. В середине 60-х правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы - интернаты, так как у них была большая вместимость. Детские дома потеряли свою первоначальную неповторимость.
В 1985 году ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение «О мерах по улучшению обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах». В 1988 г. принято постановление «О создании детских домов семейного типа». В начале 90-х государство и правительство стало мыслить проектами и программами. Одной из самых примечательных программ 90-х является «дети
России». После 70-летнего перерыва Россия возвращается в мировое образовательное пространство. Изучается зарубежный опыт призрения, воспитания и обучения детей, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами. «В современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения»
М.В. Ромм, Т.А. Ромм. Теория социальной работы. Учебное пособие Режим доступа: http://socpedagogika.narod.ru, Тема 1 . С 1996 года социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Регулируется главным для этой сферы законом № 159 (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000
N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Этот закон четко определяет понятия «дети-сироты» и «дети. Оставшиеся без попечения родителей». «Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; Дети, оставшиеся без попечения родителей лица в возрасте до 18 лет, которые
остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей
от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке». Федеральный закон № 159 (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003
N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Режим доступа: www.rg.ru В этом законе очерчивается круг учреждений, которые занимаются воспитанием и обслуживанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты, в частности), учреждения системы здравоохранения (дома ребенка для совсем маленьких). Эти учреждения, наряду с приемной семьей, представляют собой еще и выражение форм
устройства детей под опеку и попечительство. В законе утверждается обеспечение детей за счет государства. Детям лично и их родственниками это не стоит ни копейки. Даже став совершеннолетними, дети имеют право быть на полном государственном обеспечении, получая образование. Детям предоставляется бесплатное лечение, проезд, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, дополнительные гарантии права на труд. 1.2.Детский дом как форма устройства детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом - это государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Детский дом является государственным образовательным учреждением. В нем живут и учатся дети от 4 до 18 лет. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа.
В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц, из приемников-распределителей системы МВД. Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. «Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном
участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу» «Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Типовое положение от 1 мая 1995 г. № 676 . Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной
школе. Еще одна форма устройства детей-сирот - это круглосуточные школы-интернаты. В них принимаются: Дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей, которых не установлено. Распространение получили в России детские дома семейного типа «О приемной семье».
Постановлении Правительства от 17 июля 1996 года № 829 . Семейный детский дом - семья, взявшая на попечение не менее 5 и не более 10 детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей. Если поступающий в такой детский дом ребенок достиг 10-летнего возраста, то его обязательно спросят, хочет ил он жить в этой семье. Такие семьи создаются на несколько лет по договору.
Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающий с воспитателем; семья, в которой живут и свои и приемные дети и др. Основные задачи семейного детского дома такие же как и у других детских домов: подготовка к самостоятельной жизни, обучение. Воспитание и т.д. За деятельностью такого детского дома наблюдают органы опеки и попечительства, на территории которого находится данный детский дом.
Детские деревни (SOS - Киндердорф) - заведение для воспитания детей - сирот в условиях, приближенных к семейным. «Детские деревни SOS, в корне отличаются от детских домов. Так как ребята живут в условиях максимально приближенным к семейным. В семье шесть - восемь ребят разного возраста. Каждая семья живет в отдельном коттедже. Однако, они не изолированы, они ходят в обычную школу, дружат со сверстниками, занимаются спортом,
посещают кружки. Требования к претендентам на роль мамы высокие, в частности, она не должна быть замужем или иметь своих детей. Как всем мамам, женщине надо будет воспитывать детей и вести домашнее хозяйство. Правда, ей положены выходные, отгулы и отпуск» Брускова Е. Если вместе…: Детские деревни -SOS (история и современность, благотворительность) //Смена, 2000, №2, с.54 . Первая деревня SOS была построена на пожертвования в 1949 году в
Австрии. Основатель детских деревень SOS австрийский педагог - гуманист Герман Гмайнер. Сейчас они уже есть в 130 странах. В России первая деревня SOS в Томилино, под Москвой в 1996 году. Вторая - в Лаврово под Орлом, и начала работу 2 года спустя. В 2000 году приняла первых воспитанников третья деревня
SOS в Пушкине под Санкт - Петербургом. В социальной международной практике известным и другие формы устройства, которые можно классифицировать следующим образом Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика, 2003, №3, с.71 : «Семейные формы устройства детей: усыновление (удочерение); опека (попечительство) Государственно-общественные формы устройства детей: семейный детский дом (приемная
семья); детские деревни SOS; временная приемная семья; фостеровская (замещающая семья); патронатная семья Государственные формы устройства детей: дом ребенка; детский дом; школа-интернат; приют; центры временного содержания детей». Таким образом, к детским домам можно отнести собственно детский дом, детский дом семейного типа. Отчасти функции детского дома как постоянного места, где ребенок живет и воспитывается, выполняют круглосуточные школы-интернаты. Следует отметить, что обучение и воспитание сирот в специальных
учреждениях, например, в детских домах, всегда сопряжено с огромными сложностями. Основная из этих сложностей - это отсутствие родителей. Заменить их полноценными приемными - большая удача для ребенка. На основании и по результатам теоретического исследования в Главе 1, можно сделать следующие выводы: Существует неоспоримая закономерность: чем более развито общество,
тем более оно печется о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать; Институт сиротства возник у древних славян, как сохраняющий детям жизнь; В настоящее время главным документам, регулирующим социализацию детей-сирот является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Детский дом - это государственно-общественная форма устройства детей-сирот.
Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Глава 2. Адаптация детей в детском доме 2.1.Проблемы адаптации детей к условиям детского дома Дети-сироты, независимо от того, жили ли они в родительской семье или не помнят этого, вынуждены в силу возраста или иных обстоятельств, менять место жительства.
Например, дети из дома ребенка могут переезжать в детский дом. Ребенка могут взять опекуны, приемные родители, а потом «вернуть» обратно. Жизнь ребенка без родителей очень отличается от жизни сверстников, родители которых заботятся о них. У ребенка в государственном учреждении нет чувства постоянного дома. «Наши респонденты и документы, находящиеся в правозащитном фонде Казани, свидетельствуют о том, что некоторым детям приходилось менять
до шести населенных пунктов, включая место рождения и обучение после окончания школы, четыре или пять детских учреждений. Домашние связи у сирот разрушаются несколько раз: 1) собственно домашние связи и разлучение с родственниками; 2) домашние связи, когда ребенок начинает считать детское учреждение - домом, а воспитателей и детей - родственниками. Подобные переезды оставляют психологическую травму на всю жизнь.
Ильгиз (Казань): «С нами была из Чистополя воспитательница, которую я хорошо помню. Она с нами была три дня, пожила, ну чтоб мы освоились, и уехала. Когда она уезжала, я схватился ей за ногу Не отпускал. Вот это я хорошо помню тоже. Меня там держали воспитатели, чтобы я отпустил ее. Ну, я считаю как мама уж. После этого я ее не видел»
Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот, Глава 3- Режим доступа: www.ecsocman.ru. Попадая в детские учреждения, дети полностью теряют все родственные связи. В этих условиях постоянно предъявляются требования к способности ребенка адаптироваться. «Специалисты отмечают основные типы адаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или изменения себя (активность человека в этом случае направляется на лучшее и все
более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и личностных ресурсов) и самоустранение, уход из среды, если невозможно принять ценности окружения как свои и не удалось изменить и покорить окружающий мир (в этом случае у человека может пропасть ощущение собственной ценности либо ценности того, что окружает)» Назарова И. Возможности и условия адаптации сирот // Социс, 2001, №4, с.70 . В связи с «государственным» воспитанием, у детей-сирот образуются некоторые
особенности личности, которые, в известном смысле, создают судьбу. Социальная дезадаптация, в той или иной форме, как правило, спутник таких детей. «Дети-сироты - проблемная группа и не только в психологическом плане; лишенные эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение - это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции. В обычных условиях, как правило, начальный адаптационный потенциал дает семья: социальный
статус, воспитание, здоровье, образование и многое другое, что не всегда можно измерить, описать, а иногда даже уловить, например, психологические характеристики» Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот, Глава 3- Режим доступа: www.ecsocman.ru . Существующая система работы с детьми в государственных учреждениях зависит от множества факторов социально-психологического, объективного и субъективного характера и не
всегда способствует успешной адаптации личности. Стало уже приметой времени, когда руководителей или воспитателей детских домов или интернатов судят, в связи с применением физических наказаний от оскорбления словом до лишения питания, избиения, помещения в психиатрическую больницу, перевод из обычного детского дома в коррекционный. В детских учреждениях получают травмы, в том числе от побоев воспитателей и старших детей, а также производственные. Здесь, с одной стороны, болезни лечат, но с другой - не долечивают
и провоцируют. Все это может повлиять на дальнейшее физическое развитие ребенка и его умственные способности. Если для раннего детства, проведенного в государственном учреждении, удачно найден термин «госпитализм», то сами выпускники характеризуют его как армия, тюрьма, каторга. Стартовые позиции детей-сирот обусловлены уровнем психического и физического здоровья, а также воспитанием и образованием, в том числе полученными в государственном учреждении. «Изучение рядом исследователей
(Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых) проявлений социально-негативного поведения позволило утверждать, что практически все воспитанники детских домов переносят на себе неблагополучные последствия пребывания и воспитания в государственных интернатных учреждениях. Учеными отмечены определенные социально-психологические особенности детей-сирот, наличие которых, обусловливает развитие девиантного поведения у детей-сирот в детском доме.
К таким особенностям относятся: деструктивная линия решения конфликтных ситуаций; трудности в построении межличностных отношений; высокий уровень личностной тревожности; неадекватная самооценка; низкий уровень самоуправления и самоконтроля; повышенный уровень мотивационной агрессивности» Музаева Ю. А. Минимизация проблемных полей в педагогической профилактике девиантного поведения детей-сирот в детском доме: автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. педагогических наук
Омск, 2007 . Кадровый вопрос в сиротских учреждениях решается значительно сложнее, чем в обычных детских садах и школах. Это касается, прежде всего, учреждений, находящихся в небольших отдаленных населенных пунктах. Часто в такие учреждения отправляют воспитанников с плохим поведением или плохой успеваемостью. Степень открытости воспитательного учреждения во многом определяет развитие воспитанников. Если у обычного, свободного, ребенка есть несколько кругов общения: семья, школа (детский сад), различные
кружки и спортивные секции, близкие и дальние родственники, личные друзья и друзья родителей, соседи, двор и т.д. У ребенка в детском доме кругов общения значительно меньше, и все они могут быть определены одной территорией и одними и теми же лицами. В совершенно закрытых учреждениях дети полностью отгорожены от внешнего мира: живут и учатся в одном здании на изолированной территории. Вопрос о закрытости учебного учреждения очень близок к вопросу о возможности выбора, в том числе образования
и круга общения. Тюрьму в воспоминаниях уже выросших сирот как раз и создает это отсутствие выбора, когда вынужден делать все как все и по расписанию. «Исследование показало, что кроме характера, воспитания, здоровья на адаптацию сироты влияет наличие родственников и отношения, которые с ними формируются. Попадая в детские учреждения, дети полностью теряют все родственные связи. Братьев и сестер разлучают, определяют в разные учебные заведения по возрастному цензу, когда одному
из них требуется коррекционное обучение, лечение. Одного из детей могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за плохое поведение или учебу» Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот, Глава 3- Режим доступа: www.ecsocman.ru. Кроме откровенно жестокого подхода к детям-сиротам, можно констатировать психологическую неграмотность взрослых, работающих с детьми.
В результате неумения или нежелания учитывать возрастные особенности детей, дети отстают в развитии. Это, в конечном итоге, сказывается на способности занять достойное место в жизни, вести себя согласно требованиям закона и морали. Такая печальная констатация не говорит о том, что ничего изменить нельзя. Адаптироваться к насилию или отсутствию выбора, наверно, просто невозможно. Но там, где дезадаптация вызвана, скорее, психологическими причинами, это сделать можно и нужно.
Детские учреждения укомплектованы социальными педагогами, педагогами-психологами, грамотными учителями. Со многими детскими домами поддерживают связь небедные производства и просто добрые люди. Обобщая, можно сказать, что социально-психологическими причинами неблагоприятного развития являются: неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребёнка и дошкольных детских домах; в непостоянстве, частой
сменяемости взрослых, воспитывающих детей; в недостаточной работе по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах; в бедности конкретно-чувственного опыта детей, проистекающей из чрезвычайной сужености окружающей среды; в недостаточно психолого-педагогичеcкой подготовленности воспитателей детских домов, для ребё и интересов, их безучастном отношении к детям; В недостатках программ воспитателя и обучение, по не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием
семьи; в недифференцированном подходе к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу и обучение их по одним программам. В качестве основных подходов, влияющих на адаптацию воспитанников в детском доме и позволяющих избегать дезадаптации, можно предложить следующие: общая гуманистическая ориентация персонала детского учреждения; понимание детства как особой ценности, того, что ребенок нуждается в защите, воспитании, обучении и
имеет право на материальное обеспечение. Просто потому, что он еще маленький, остался без родителей и его защищает закон; Установка на помощь детям в «трудной жизненной ситуации»; четкое понимание возрастных особенностей не на житейском уровне, а на научном; по данному вопросу исписаны тома; знание новообразований, ведущей деятельности, возрастных задач, типичных поведенческих проявлений детей разного возраста необходимо для правильного воспитания; Понимание того, что «общение со взрослым - необходимое условие психического
и личностного развития ребенка» Практическая психология образования / под ред. И.В.Дубровиной М 1997, с.24; Выявление и социально-психологическая работа с личностными трудностями ребенка; Целенаправленное формирование окружения ребенка, как взрослого, так и детского, на основе духовных и социальных ценностей; Своевременность социальной, педагогической и психологической помощи ребенку. 2.2.Проблемы социальной адаптации детей в условиях детского дома
Как отмечено выше, невозможность приспособления к существующей среде, может вызвать реакцию избегания, вплоть до самоубийства. Детей-сирот можно отнести к группе риска дезадаптации, девиации. «Согласно данным, опубликованным в печати, из 15000 выпускников детских государственных учреждений (детей-сирот) в течение года 500 попадают на скамью подсудимых, 3000 становятся бомжами, 1500 кончают с собой» Назарова И. Возможности и условия адаптации сирот //
Социс, 2001, №4, с.71. Дети выходят из детского дома практически в неизвестность. И хоть государство гарантирует им и жилье и прописку, многие из сирот реально этого получить не могут. Здесь и собственное поведение, и желание нечистых на руку людей поправить свои жилищные дела за счет сирот. Для некоторых закончить учебу - это начать скитаться. «Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной
жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи»Назарова И.Б. Дети-сироты. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация/ под редакцией Н.М. Римашевской М РИЦ ИСЭПН, 2002, с.212 . Еще одной серьезной проблемой является проблема получения образования. Если городской ребенок, воспитывающийся в семье, чаще всего получает полноценное школьное
образование, то в детских домах, где предусмотрено обучение, всегда проблемы с персоналом, с учителями. Часто дети подолгу не изучают какие-нибудь предметы, потому что некому учить. Выпускники школ-интернатов ограничены как в свободе выбора учебного заведения, так и в возможности поступления, несмотря на имеющиеся льготы. Поступить в высшие учебные заведения, особенно на престижные специальности, сиротам практически невозможно. Сирот неохотно берут даже в
ПТУ, не говоря уже о ВУЗах. Молодые люди из числа сирот, как правило, не конкурентоспособны на современном рынке труда. А полученные профессии - невостребованные. В большинстве случаев ограничения с получением специальности и работы связаны с жилищной проблемой. Закон предписывает выпускнику государственного учреждения возвращаться по месту рождения, с которым иногда связан только сам факт рождения (даже подкидышей - по месту нахождения роддома).
Очень редкие случаи, когда молодой человек получает прописку, постоянное жилье и возможность учиться или работать, когда дети и родители соглашаются жить вместе по возвращении ребенка из детского учреждения и ведут более или менее сносное существование. Сироты, которые не имеют сведений о своих родных, оставленные в раннем детстве, а также подкидыши, при окончании школы, в подавляющем большинстве случаев, могут выбрать только те учебные заведения, а затем только то место работы, где предоставляют жилье.
Данные, опубликованные И.Ф.Дементьевой показывают, насколько такая несвобода выбора серьезна для выпускников детского дома: «Вот как изменялось отношение в разных группах сирот (детдомовцы и выпускники) к обретению профессии, нужной людям. Воспитание в интернате возводит эту ценность в ранг приоритетной (2-е место), а реальная жизнь корректирует ее значимость в системе ценностей (у выпускников количество таких ответов почти вдвое ниже). Если у сирот служение людям, обществу - ценность более значимая, чем личное счастье,
то у выпускников и особенно у школьников семья, супружеская любовь, дети оцениваются выше и занимают на шкале ценностей 2-е место» Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка//СОЦИС, № 10, с.65 . После получения профессии жилищная проблема приобретает новое качество: необходима работа, где обязательно обеспечат прописку. Но сегодня многие организации не имеют общежитий.
Сироты остаются без прописки, а центр занятости с такими людьми не работает. Рано или поздно сироты оседают в разных общежитиях, в том числе и там, где они жить не должны. Жилищные проблемы не удается решить не только молодым людям, но пенсионерам. Среди сирот много бомжей, так же как и людей, совершивших противоправные действия. После пребывания в местах лишения свободы проблемы адаптации еще более осложняются.
Жилищная проблема накладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализации детей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жилье и прописку в возрасте 14-18 лет. Проходят все ступени «жилищной социализации»: знакомство с родителями, обращение в судебных органы, администрацию города или районо. В различные структуры социальной защиты, комиссию по жилищным вопросам. В некоторых случаях проходят через суд, вымогательство.
А также получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, проституция, болезни. До окончания школы дети-сироты находятся в одном пространстве - детском учреждении, разной степени открытости и представляют собой определенную группу детей, подростков, связанных территориальным единством. Дети каждой группы (детского учреждения) живут в одинаковых условиях, получают одинаковое воспитание и образование, имеют один социальный статус - воспитанники.
Сироты, по крайней мере, одного учебного заведения, тяготеют друг к другу и при окончании школы. Причина того, что дети объединены в группировку «воспитанники детского дома», заключается в опеке государства и в отсутствии родительской заботы. Коллективное единство - детское учреждение. После интерната некоторое время привычка создает иллюзию, что молодые люди вообще не могут жить друг без друга. Новый коллектив, собственно, как и общество вне детского учреждения - чужие. «Также будет
верным и то, что молодые люди из числа детей-сирот нередко чувствуют себя в новой ситуации, в новой группе чужаками. На этапе сближения с новыми группами выпускником государственных учреждений приходится включать свои адаптивные способности. Если адаптация проходит успешно, то чужак становится своим, «вписывается» в группу» Назарова И. Б. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни // СОЦИС, 2001, №4, с.75 . Слишком много фактов говорят о том, что неуспешная адаптация
связана как с жизненными установками самого сироты, так и с отношением к нему со стороны общества. Отношение таково, что сам факт воспитания в государственном учреждении является препятствием в жизни. Несправедливо будет не сказать о фактах, когда детский дом дает ресурсы для успешной адаптации воспитанников. Например, дети, которые попали из неблагополучных семей в городской детский дом, сумели получить образование лучше, чем в деревенской школе. При современной рыночной экономике детские дома стали, как могут и умеют
готовить детей к жизни. «Собственные производства в учреждениях для детей-сирот как способ подготовить ребенка к рыночным отношениям - такую идею выдвинул ряд детских домов Челябинской области. По мнению специалистов, сейчас более 90% выпускников учреждений для детей-сирот испытывают серьезные затруднения при вступлении в самостоятельную жизнь. Чебаркульский детский дом №1 является одим из лучших в
Челябинской области. Атмосфера в нем максимально приближена к домашней: существуют разновозрастные семьи, где старшие заботятся о младших, да и у малышей обязанностей не мало. Навести порядок, помочь приготовить обед, вырастить урожай на собственном огороде - трудятся все…Единицы выпускников подобных учреждений - ежегодно в самостоятельную жизнь выходят более четырехсот воспитанников - способны зарабатывать и ценить каждый рубль. Исправить положение могли бы производственные мастерские
при детских домах и интернатах. Получение первых денег за связанный свитер или сшитое одеяло дает бесценный опыт для мальчишек и девчонок, находящихся на попечении государства». Агапова О Дедков К. Детей-сирот подготовят к рыночным отношениям Режим доступа: www.chelyabinsk.rfn.ru Ощущение сиротства сопровождает человека на протяжении всей жизни, как бы она не сложилась. От того, насколько благополучно или неблагополучно сложилась жизнь, зависит
частота воспоминаний о детстве и отождествление себя с референтной группой сирот. Все свои проблемы сироты заслужено или незаслуженно видят как результат одиночества, воспитания в детском доме или предвзятого отношения окружающих. Очень часто сироты не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а противопоставлять себя им. Получая образование, специальность, создавая семью, рожая детей и воспитывая внуков, они продолжают называть себя сиротами, подтверждая теорию о том, что принадлежность
к группе - это судьба. Единицы получают высокий уровень образования, престижную работу. Большинство получают рабочую специальность, пополняя базовый и нижний слои общества. Сегодня рабочая специальность часто отождествляется с неполной рабочей неделей, простаиванием предприятий. Многие выпускники-сироты прошли через ликвидацию предприятий, потеряли социальные гарантии трудящихся. При этом многие не имели и не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных и психологических.
Потенциал детей-сирот на изменение, повышение или сохранение прежнего статуса ниже, чем у остальных граждан. Проблемы сироты не решаются до 23 лет, как это предусмотрено законом, но эти проблемы не решаются даже в старости, даже тогда когда у человека появляется ряд льгот помимо сиротства. На основании всего вышеизложенного в Главе 2 можно сделать следующие выводы: Специалисты отмечают основные типы адаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам
путем врастания в среду или самоустранение; Дети-сироты в детском доме, по определению, лишены адаптационного потенциала семьи; Стартовые позиции детей-сирот в жизни обусловлены уровнем психического и физического здоровья, а также воспитанием и образованием, полученными в государственном учреждении; Плохие стартовые позиции детей-сирот связаны как с нарушением в социальной защите и обслуживании, так и в неверных психолого-педагогических подходах. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети-сироты - это одна из самых обездоленных категорий населения. Отсутствие родительской заботы невозможно в полной мере компенсировать ничем. Но можно, все же, не совершать тех ошибок, которые снижают адаптационный потенциал сироты, и «запускают» его социализацию и адаптацию в неправильное русло. К этому основному выводу мы пришли, теоретически исследовав проблемы адаптации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. Обобщая результаты нашего исследования, можно отметить, что в истории развития призрения и попечения над детьми-сиротами в России прослеживается неоспоримая закономерность: чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать. Институт сиротства известен со времен древних славян, когда детство не было ценностью, а сурового наказания
за инфантицид не предусматривалось. Он возник как способ сохранения жизни детям. В разные исторические времена опеку и попечительство над детьми осуществляли общество, государство и церковь. В настоящее время, главным документом, регулирующим социализацию детей-сирот, является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Одной из наиболее привычных форм устройства стало общественно-государственное
устройство детей в детском доме. Основные задачи детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Осмысление качества такой подготовки может производиться в терминах адаптации-дезадаптации. Специалисты отмечают основные типы адаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или самоустранение.
Первый способ предполагает, что личность изменяет скорее, себя, чем обстоятельства. Этот способ является более предпочтительным, по сравнению со вторым. В нормальной семье ребенок вместе с родительской заботой получает и адаптационный потенциал. Дети-сироты в детском доме, по определению, лишены адаптационного потенциала семьи. Стартовые позиции детей-сирот в жизни обусловлены уровнем психического и физического здоровья, а также
воспитанием и образованием, полученными в государственном учреждении. Многие государственные учреждения в силу объективных причин не в состоянии построить воспитание и обучение детей так, чтобы они могли использовать и наращивать адаптационный потенциал. Дети-сироты, как правило, ни по уровню обучения, ни по уровню воспитания, не способны конкурировать с «домашними» детьми. Плохие стартовые позиции детей-сирот связаны как с нарушением в социальной защите
и обслуживании, так и в неверных психолого-педагогических подходах. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Библия М Российское библейское общество,1994; Федеральный закон № 159 (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Режим доступа: www.rg.ru; «Об образовательном учреждении для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей». Типовое положение от 1 мая 1995 г. № 676; «О приемной семье». Постановление Правительства от 17 июля 1996 года № 829; Галагузова М.А Галагузова Ю.Н Штинова Г.Н Тищенко Е.Я Дьяконов Б.П. Социальная педагогика.Учеб. пособие для ВУЗов - М ВЛАДОС, 2001; Лозовская Е.Г Новак Е.С Краснова
В.Г. История социальной работы в России Волгоград, Перемена, 2001; Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот Режим доступа: www.ecsocman.ru; Назарова И.Б. Дети-сироты. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация/ под ред. Н.М. Римашевской М РИЦ ИСЭПН, 2002; Практическая психология образования / под ред.
И.В.Дубровиной М 1997; Ромм М.В Ромм Т.А. Теория социальной работы. Учебное пособие Режим доступа: http://socpedagogika.narod.ru; Агапова О Дедков К. Детей-сирот подготовят к рыночным отношениям Режим доступа: www.chelyabinsk.rfn.ru Брускова Е. Если вместе…: Детские деревни -SOS (история и современность, благотворительность) //Смена,
2000, №2; Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика, 2003, №3; Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка//СОЦИС, № 10; Музаева Ю. А. Минимизация проблемных полей в педагогической профилактике девиантного поведения детей-сирот в детском доме: автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. педагогических наук Омск, 2007; Назарова И. Б. Возможности и условия адаптации сирот:
В последующей жизни // СОЦИС, 2001, №4; Назарова И. Возможности и условия адаптации сирот // СОЦИС, 2001, №3; Шарин В. Социальная помощь в средние века//Социальное обеспечение, 2005, №9;
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |