Реферат по предмету "Разное"


Аннотация примерной программы наименование дисциплины деловое общение рекомендуется для направления подготовки 040100 Социология

АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫНаименование дисциплины - ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ Рекомендуется для направления подготовки 040100 СоциологияКвалификация (степень) выпускника: бакалаврЦели и задачи дисциплины: Учебная программа по курсу «Деловое общение» имеет целью раскрыть проблемы социального взаимодействия в деловом общении, в разнообразных ситуациях деловой коммуникации в сферах социально-экономических, социально-политических и межкультурных контактов и отношений, а также формировать и развить у студентов знания, соответствующие компетенции, навыки участия в эффективной организации связей с общественностью, познакомить студентов основные нормами и правилами делового этикета, «этикой делового общения». ^ 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к вариативной части (дисциплины по выбору студента) профессионального цикла (Б3). Дисциплина «Деловое общение» адресована студентам, обучающимся по направлению «Социология». Ее программа органично связана с содержанием таких дисциплин базовой части социально-гуманитарного модуля, как «Основы философии», «Основы права», «Социальная антропология», «Психология». Курс корреспондирует с циклом профессиональных дисциплин по направлению подготовки «Менеджмент». Он взаимосвязан с содержанием основных дисциплин по всем трем учебно-образовательных модулям подготовки бакалавров - социологов: модулю № 1- Социология маркетинга и рекламы, модулю № 2 - Политический и бизнес PR, модулю № 3 - Социальная теория и прикладное социальное знание. В курсе представлена специфика предмета «Деловое общение», тесно взаимодействующего с другими гуманитарными дисциплинами, интегрируя прежде всего достижения социальной психологии, социологии коммуникации, менеджмента, культурологи. В основу курса положены инновационные технологии интерактивного обучения. ^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК)а) общекультурные компетенции: владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); владение культурой речи, умением логически верно, аргументировано и ясно излагать позицию в устной и письменной речи (ОК-2); готовностью к кооперации (ОК-3); способностью находить решения в нестандартных ситуациях, готовность к ответственности (ОК-4); умение анализировать содержание нормативных правовых документов (ОК-5); стремление к саморазвитию, повышению компетенции (ОК-6); навыки критического мышления, способность к конструктивной критике и самокритике (ОК-7); осознание социальной значимости успешной социальной и межкультурной коммуникации (ОК- 8); способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук в деловом общении (ОК-9); способность анализировать социально-значимые проблемы (ОК-10); навыки владения работы с компьютером, способов и средств получения, хранения, переработки информации (ОК-13); осуществление поиска информации в глобальных компьютерных сетях (ОК-14); ориентирование языковой компетенции (иностранного языка) для успешной межкультурной и деловой коммуникации (ОК-15);б) профессиональные компетенции (ПК): способность применять знания и навыки по основам социологической теории, социологии коммуникации к организации социального взаимодействия в процессе непосредственного и опосредованного общения с деловыми партнерами (ПК-1); способность самостоятельно формулировать наличие проблемной ситуации в деловом общении (ПК-2 формируется частично); готовность участвовать в публичной полемике (ПК-3 формируется частично); знание возможностей аргументации и отстаивания своей позиции, деловых интересов, при осуществлении экспертной и аналитической деятельности в деловой коммуникации (ПК-4 формируется частично); представление о методах анализа социальных проблем, идентификации социальных потребностей и интересов деловых партнеров (ПК-5 формируется частично); знание социальных технологий согласования социальных интересов и способов урегулирования межличностных и организационных конфликтов (ПК-6 формируется частично); умение анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8 формируется частично); готовность участвовать в обеспечении связей с общественностью (ПК-9 формируется частично); навыки посреднической деятельности (модераторства) в деловых переговорах. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: основные категории социальной, межкультурной и межличностной коммуникации; основные типы и виды делового общения, специфики его восприятия; роль основных каналов информации и коммуникации в деловом общении; специфику социальных технологий и функций деловой коммуникации; особенности делового общения в массовой коммуникации; факторы, способствующие воздействию средств массовой информации на участников деловой коммуникации; средства организации продуктивного делового общения. Уметь: различать специфику и разновидности коммуникативной деятельности по обеспечению связей с общественностью; анализировать получаемую информацию и адекватно использовать ее в деловом общении; понимать, что коммуникационная компетентность влияет на успех формирования личного имиджа, имиджа организации, страны, которую представляет участник делового общения; усвоить навыки презентации определенного социального статуса и места в ролевой структуре, в строгом следовании ролевым предписаниям в деловом общении; Владеть: навыками самопрезентации имиджа «делового человека», «бизнес-вумен»; основными навыками и процедурами, способами анализа проблем, обсуждаемых в процессе деловых переговоров; основными навыками менеджера и непосредственного участника международных переговоров в процессе учебно-образовательной подготовки, участия в дискуссиях, деловых, имитационно- ролевых играх; навыками обеспечения опосредованных форм делового общения: телефонного разговора, переписки по электронной почте, факсу, телексу; нормативными правилами и регламентом оформления деловой переписки, проектов документации, протоколов о намерениях, соглашениях, меморандумах; протокольными правилами организации деловых встреч, переговоров, в том числе и международных переговоров, предполагающих владение основами менеджмента дипломатического протокола и представлениями о значимости знания специфики этноэтикета в межкультурной коммуникации. ^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (2 кредита) Вид учебной работы Всего часов Семестры 7 ^ Аудиторные занятия (всего) 26 26 В том числе: - - - - - Лекции 14 14 Семинары (С) 12 12 ^ Самостоятельная работа (всего) 46 46 В том числе: - - - - - Рефераты, эссе 20 20 Домашние задания 16 16 Подготовка к тренинг - семинару 10 10 Вид итоговой аттестации: зачет Общая трудоемкость 72 часа, 2 зачетные единицы (2 кредита). 72 72 ^ 5. Содержание дисциплины5.1. Содержание разделов дисциплины № п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела 1. Общение и коммуникация. Основные теории общения. Социологические и социально-психологические теории межличностного общения и коммуникации (социального обмена, символического интеракционизма, «управления впечатлениями», психоанализа). Деловое общение как многоплановый процесс установления и развития деловых контактов, в соответствии с потребностями совместной деятельности. Эффективное деловое общение: подготовка к общению, управление процессом общения, реализация договоренностей и отслеживание результатов. Коммуникация как специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю. Общение как обмен информацией, в целях выработки стратегии взаимодействия, восприятия и взаимопонимания. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия. 5 компонентов коммуникативного процесса Г. Лассуэлла. Современная модель коммуникативного процесса. Принцип успешной коммуникации. Особенности личностной, межличностной, массовой, специализированной коммуникации. Типы коммуникации в деловом общении: познавательная, убеждающая, экспрессивная, суггестивная (внушающее воздействие), ритуальная, визуальная, мифологическая коммуникация, перформанс. 2. Социальные нормы регламентации делового общения Нормативно-правовые основы организации делового взаимодействия. Этические нормы и принципы современных деловых отношений. Отличительные особенности делового этикета: принципы и функции современного бизнес-этикета. Разработка международных и российских кодексов в области PR деятельности, организации связей с общественностью. Механизмы внедрения социальных норм статусной регламентации в практику деловых отношений. Сущность делового этикета. Этикетные нормы взаимоотношений: начальника и подчиненных; между сотрудниками; сотрудников с клиентами и партнерами; мужчин и женщин; Деловой стиль оформления офиса. Нормативная регламентация обмена подарками и сувенирами с деловыми партнерами и коллегами. 3. Восприятие специфических компонентов общения. ^ Визуальное восприятие компонентов общения: специфики контакта глазами, кинесики (жесты), мимики, пантомимики, физиологических реакций (покраснение, побледнение, потоотделение); пространственно-временной организации общения (проксемики). Восприятие акустики: тембра голоса, диапазона, тональности и экстралингвистических компонентов общения (включение в речь пауз, покашливания, смеха, плача). Такесика общения: тактильные прикосновения, пожатия руки, объятия, поцелуи. Ольфакторная компоненты восприятия ароматов и запахов. 4. Вербальные и невербальные средства коммуникации в деловом общении. Вербальные средства общения: прямая речь, специфика обращения а) к одному коммуникатору, б) общения с нескольким участниками деловой беседы, в) к массовой аудитории. Этикетные формы приветствия, знакомства, вступления в беседу. Способы поддержания речевой коммуникации. Коммуникативные навыки участия в публичных выступлениях, дискуссии, переговорах, интервью и т.д. Разновидности невербальных средств коммуникации: мимика, взгляды, жесты. Дистанция общения: прикосновения к собеседнику, походка, осанка, позы, пространственная диспозиция. Атрибуты делового общения: деловой костюм, портфель, папка, сумка, макияж, украшения, парфюмерия. Цветовая гамма предметов и вещей, оформляющих деловую коммуникацию. Обмен визитными карточками. виды визитных карточек, правила и возможности их использования в деловом общении. Доминирующие стили поведения в процессе общения. Имидж и его роль в деловом общении. 5. Основные формы опосредованного общения: деловая переписка телефония, Интернет. Особенности письменной речи. Различия устных и письменных сообщений. Универсальные правила написания текстов. Различия стилистики письменных и устных деловых сообщений. Требования к письменным деловым сообщениям: актуальность, значимость, лаконичность стиля изложения, понятность формулировок содержания предложений, основных позиций по ключевым вопросам темы сообщения. Виды сообщений: о контексте делового общения, переговоров, подготавливаемых специалистом по связям с общественностью для прессы: бекграундеры, пресс-релизы, ньюс-релизы, факс-релизы, газетно-журнальные статьи. Правила оформления деловой официальной и личной переписки. Фиксация дистантного делового общения: текущих телефонных разговоров, международных контактов, делового общения с помощью электронных средств коммуникации: телефонии, факса, телекса, электронной почты в сети Интернет. Специфика дистантного делового общения: Интернет-конференции, скайп в онлайн режиме/ 6. Специфика массовой коммуникации и делового общения. Теории массовой коммуникации (Х.Ортега-и-Гассет, Г.Лебон, Г.Маклюэн). Модели массовой коммуникации. Функции средств массовой коммуникации. Аудитория коммуникации и общения. Аудитория массовой коммуникации. Харизматическая модель коммуникации Дж. Голдхаберга. Способы воздействия на ценностные установки и поведение партнеров по деловому общению. Способы воздействия и влияния в деловом общении: манипуляция и/или привлечение к сотрудничеству. Виды манипулятивного влияния: манипуляция образами, конвенциональная манипуляция, операционально-предметная манипуляция, манипуляция личностью. Средства и приемы организации эффективной деловой коммуникации. Деловое общение как разновидность специализированной коммуникации. Содержание и функции делового общения. Коммуникативная компетентность в деловом общении. Самопрезентация: наилучшие способы показа наиболее значимых профессиональных, деловых и личных качеств. Стандартная форма составления резюме. Коммуникативные барьеры в деловом общении: логический,стилистический, семантический (смысловой), фонетический барьеры. Особенности кризисной коммуникации. Предпосылки возникновения кризиса в деловом общении. Стратегия поведения в кризисной ситуации и преодоления кризиса в деловом общении. 7. Элементы дипломат. протокола, этикет в международном деловом общении и межкультурной коммуникации. Учет элементов дипломатического протокола в организации международных деловых контактов и переговоров. Этнокультурные и социально-психологические особенности ведения переговоров и делового общения с зарубежными партнерами. Специфика общения с деловыми партнерами и сослуживцами на мероприятиях вне служебного офиса: корпоративные вечеринки, официальные приемы, фуршет, «коктейль–парти». Простые правила этикета: адекватность ситуации (стиль одежды, манеры, тосты). ^ 5.2 Разделы дисциплины и обеспечение междисциплинарных связей № п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, обеспечиваемых связями с дисциплинами профессионального цикла 1 2 3 4 5 6 7 История социологии + Современные социологические теории + + + Экономическая социология + + Политическая социология + + + Социология менеджмента + + + Социальная психология + + + + + + + Социология организаций + + + Социология культуры + + + Социология международных отношений + + Этносоциология + + + Социология коммуникаций + + + Социальная структура и стратификация + + Социология религии + + + + + Социальная антропология + + + + + + + Конфликтология + + + + + Переговорный процесс + + + + + + + ^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий № п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ.зан. Лаб.зан. Семин СРС Все-гочас. 1. Общение и коммуникация. 2 2 4 2. Социальные нормы регламентации делового общения 2 2 8 3. Восприятие специфических компонентов общения. 2 2 8 4. Вербальные и невербальные средства коммуникации в деловом общении. 2 2 10 5. Основные формы опосредованного общения: деловая переписка телефония, Интернет. 2 6 6. Специфика массовой коммуникации и делового общения. 2 2 4 7. Элементы дипломат. протокола, этикет в международном деловом общении и межкультурной коммуникации. 2 2 10 Всего 14 12 46 72 ^ 6. Лабораторный практикум № п/п № раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудо-емкость(час) 1. 2. 7. Семинары № п/п № раздела дисциплины Тематика практических занятий (семинаров) Трудо-емкость(час.) 1. 1 Способы организация эффективной коммуникации в деловом общении. 2 2. 2 Социальные нормы регламентации и делового общения 2 3. 3 Психологическая природа делового общения. 2 4. 4 Вербальные и невербальные средства коммуникации в деловом общении. 2 5. 5 Специфика массовой коммуникации и делового общения. 2 6. 6. Этноэтикет делового общения. 2 ^ 8. Примерная тематика рефератовСоциально - нормативно основы организации делового взаимодействия. Этические нормы и принципы современных деловых отношений. Отличительные особенности делового этикета.Социально - статусная регламентация в практике деловых отношений.Сущность делового этикета.Общение и коммуникация: сходства и различия.Атрибуты современного делового общения.Современная модель успешного коммуникативного процесса. Особенности межличностной и опосредованной коммуникации в деловом общении.Типы коммуникации в деловом общении.Принципы и функции делового этикета. Восприятие специфических компонентов делового общения.Вербальные средства делового общенияРазновидности невербальных средств коммуникации. Имидж и его роль в деловом общении.Стилистика письменных и устных деловых сообщений.Правила оформления деловой официальной и личной переписки.Специфика организации и участия в дистантном деловом общении. Способы воздействия на поведение партнеров в деловом общении.Манипуляция в деловом общении.Особенности кризисной коммуникации и преодоления кризиса в деловом общении. Учет элементов дипломатического протокола в организации международных деловых контактов и переговоров. Роль этнокультурной специфики в современном деловом общении. Социально-психологические особенности делового общения с зарубежными партнерами (региональные и национальные стили поведения)9. Литератураа) основная:Айви А.Е. Лицом к лицу. Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения/ Пер. с англ. Новосибирск, 1995. Архангельская М.Д. Бизнес-этикет или игра по правилам. М., 2004Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М., 1997.Бакирова Г.Х. Психологические аспекты делового общения. СПб., 1997Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебн. пособие. М., 1998. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. Ростов н/Д., 1997.Данкел Ж. Деловой этикет. Серия «1000 секретов успеха». Ростов н/Д., 1997.Демин Ю.М. Деловая переписка. М., 2003. Кабанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. Учебник / Под ред. А.Я.Кабанова. М., 2002. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.- 448 с.Кудрявцева Т.С., Пухаева Л.С. Деловое общение. СПб,1997. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие для бизнесменов. М., 1996. Кузнецов И.Н. Деловое общение. Деловой этикет: Уч. пособие. М., 2004.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб, 2001..Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998.Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. М., 1999. Соколов А.В. Теория социальной коммуникации. СПб, 2001. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей.М., 1995.Юри У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми. – М.: Наука, 1993.б) дополнительная:Аверченко Л. К. Имидж и личностный рост. Новосибирск, 1999. Айслер-Мертц К. Язык жестов. М., 2001. Браун Л. Имидж – путь к успеху. СПб, 1996. Браим И.Н. Культура делового общения: Учеб. Минск, 1998.Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М., 1997. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена. М., 1997.Кузнецов И.Н. Деловой этикет от «А» до «Я». М., 2006. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., 1987. Ниренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека, словно книгу. М., 1988.Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. М., 1996.Психология и этика делового общения. М., 1997. Психология влияния. Хрестоматия. СПб, 2000. Терин В.П. Массовая коммуникация. М., 1999. Чалдини Р. Психология влияния. М., 1999. Честара Дж. Деловой этикет.М., 1997. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. Минск, 1996.Хэйвуд Р. Все о Public Relations. – М., 1999Энциклопедия этикета / Сост.О.И.Максименко. М., 2001.^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Социологический факультет РГГУ, реализующий основную образовательную программу подготовки бакалавров, располагает материально-технической базой обеспечивающей проведение всех видов, образовательной подготовки студентов по дисциплине «Деловое общение», предусмотренные учебным планом, в соответствии с действующими санитарными и противопожарными правилами и нормами. Она включает специально оборудованные кабинеты и аудитории оснащенные ноутбуком, проектором, звуковыми колонками, микрофоном, экраном, доской для проведения лекций, консультаций, практических занятий, тренинг – семинаров. ^ 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Деловое общение»: рекомендуется максимально привлекать инновационные технологии обучения: практически-ориентированные лекции и интерактивные формы организации семинарских занятий, с привлечением аудиовизуальных материалов, мультимедиа. Это стимулируют активную творческую самостоятельную и коллективную работу студентов, способствует развитию социологического воображения. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации обучающихся создан фонд оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям, инновационные образовательные технологии, такие как ролевые игры, анализ «кейс-стади», дебаты. Разработчик:РГГУ, Социологический ф-т доктор соц.нак, профессор ^ Н.Р. Маликова (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)Эксперты: ____________________ ___________________ _________________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)____________________ ___________________ _________________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия).  Не предусмотрен.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.