Реферат по предмету "Разное"


Андрагогическое взаимодействие как средство формирования социального интеллекта

Андрагогическое взаимодействие как средство формирования социального интеллектаНикорова О.В.ВСГАО (Восточно-Сибирская государственная академия образования)Иркутск Происходящие в российском обществе социально-экономические перемены обострили проблему обезличивания человека во взаимодействии с социальной средой. Разрешение этой проблемы зависит от развития его способности к активной социокультурной адаптации. Усвоение системы норм отношений к миру, друг к другу определяется проявлением такого свойства личности как социальный интеллект. В свою очередь социальный интеллект представляет собой индивидуально-личностное свойство человека, которое проявляется в способности формировать отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать своё поведение и поведение окружающих [10]. Работа интеллекта позволяет человеку строить разные варианты «картины мира». Критерии уровня интеллектуального развития личности связаны с тем, как человек воспринимает, понимает и объясняет действительность – от этого зависят и особенности интеллектуального овладения ситуацией, и соответственно, особенности поведения в этой ситуации. Формирование социального интеллекта зависит от многих факторов (общих интеллектуальных и коммуникативных способностей, спектра межличностного и общественного взаимодействия и др.), важнейшими из которых является потребность взрослого человека к непрерывному неформальном и информальному образованию. Непрерывное образование: а) традиционный подход объяснения непрерывного образования это, когда в нём видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс [9]; б) многие рассматривают это явление как преимущественно пожизненный образовательный процесс и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (курсы повышения квалификации и другие формы дополнительного профессионального образования, заочное и вечернее обучение и т.п.) [9]; в) известен так же подход, когда идею пожизненного образования рассматривают как духовно-интеллектуальную потребность личности, которая стремиться к постоянному познанию себя и окружающего мира и это стремление становится её основной ценностью [3]. Неформальное образование — любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования [4]. Информальное образование - индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер [4]. Важнейшим условием моделирования такого образования является андрагогическое взаимодействие [11], которое обеспечивает не только расширению горизонта базовых и дополнительных знаний взрослого человека, но и способствует его саморазвитию, самоактулизации, улучшению социального самочувствия и развитию социального интеллекта. Сегодня в научной литературе социально-психологические походы в осмыслении этого феномена, как правило, ограничиваются детским или юношеским возрастом, когда социальный интеллект находится на разных начальных стадиях своего формирования. Социальный интеллект взрослого человека воспринимается как сформировавшийся, не подлежащий корректировке в процессе образовательного процесса. Между тем в деятельности современного общества мы наблюдаем обратные явления. Например, средства массовой информации (печатные, радио, телевидение) и коммуникации (Интернет и др.), являясь разновидностью информального образования [5] способны сравнительно за короткое время производить инверсию и даже мутацию личностной и общественной системы ценностей, соответственно, менять нормы поведения, активизировать или нивелировать гражданское самосознание [1;5] и т.п., что является важной составляющей социального интеллекта человека. Похожие общественно-образовательные функции могут выполнять общественные организации и движения. И. т.д. и т.п. Таким образом, можно говорить о существующих в современном российском обществе противоречиях, сложившихся в теоретической и практической социально-педагогической деятельности: - между практической деятельностью осуществления таких общественно-образовательных функций, способствующих развитию социального интеллекта личности взрослого человека и неготовностью осмысления этого явления на теоретическом уровне, для прогнозирования и проектирования неформального и информального образования взрослых; - между потребностями общества в социально активном взрослом населении для формирования гражданского общества и неразработанностью концептуальных подходов для осуществления этого, по-сути, социально-педагогического процесса. Разрешение этих противоречий будет способствовать более осмысленному отношению к андрагогическому взаимодействию как инструменту развития социального интеллекта личности. Одним из научно-методических шагов на этом пути может быть создание и апробирование на практике концептуальной модели андрагогического взаимодействия, например, на примере общественно-образовательной деятельности Высшей народной школы (далее ВНШ). В контексте такого исследования можно говорить о том, что ВНШ может способствовать развитию социального интеллекта личности, если в процессе андрагогического взаимодействия будет: – создаваться ценностно-смысловое поле, ядром которого является образовательное сообщество преподавателей и слушателей [8]; – организовываться условия для развития социальной сензитивности, перцепции, памяти и мышления [2]; – реализовываться принципы андрагогические взаимодействия. К таким принципам можно отнести: - принцип природосообразности: учет закономерностей природного развития личности взрослого, укрепление и поддержание его физического и психического здоровья; - принцип культуросообразности: обеспечивать обучение и учение, воспитание и самовоспитание, самоорганизацию личности в контексте культуры; - принцип индивидуально-личностного подхода: опора на уникальность каждой личности, на её потребность в культурной идентификации в процессе развития и саморазвития как высшем показателе эффективности образования, ориентация на создание условий для развития творческого потенциала личности; - принцип ценностно-смысловой направленности образования: направленность на создание условий для обретения каждой личностью смысла своего образования, самообразования, смысла жизни, личностных смыслов [7;9]. Полученные в процессе такого исследования материалы могут быть включены в содержание профессионального образования социальных педагогов и андрагогов, использованы при разработке программ их обучения, переподготовки и повышения квалификации. Методологической основой такого исследования должен стать логически непротиворечивый теоретический анализ проблемы. А в эмпирическом исследовании необходимо целенаправленно использовать взаимодополняющие педагогические, социально-психологические и социологические методы. Это позволит эффективно изучить современное состояние проблемы обучения взрослых на примере деятельности коллектива ВНШ как организатора неформального и информального образования взрослых способствующего развитию социального интеллекта всех субъектов андрагогического взаимодействия, в рамках которого создается ценностно-смысловое поле это образовательного сообщества. Результатом общественно-образовательной деятельности ВНШ должны выступить конкретно-содержательные эффекты и мета-эффекты – гражданское самоопределение участников андрагогического взаимодействия (признание ценности коллективной позитивной деятельности, ориентация педагогов и слушателей на новые знания, отраженная субъектность педагогов как гарантия социальной ответственности ВНШ, потенцирование мышления педагогов и слушателей с целью приобретения умений негативный опыт превращать в позитивный и др.) [12]. Научно обоснованная модель андрагогического взаимодействия как фактора развития социального интеллекта личности в процесс общественно-образовательной деятельности ВНШ позволит определить критерии повышения уровня социального интеллекта личности в процессе андрагогического взаимодействия. Таким образом, можно говорить о том, что исследование социального самочувствия и интеллекта в процессе андрогогического взаимодействия взрослого обучающегося позволит обосновать необходимость данного процесса как социального и педагогического процесса в обществе. Литература: Божедаров, Д.А. Средства массовой коммуникации в современной образовательной системе [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Д.А.Божедаров. – М., 2005. – 190 с. Владиславлев, А.П. Личная ориентация в непрерывном образовании [Текст] / А.П.Владиславлев // Педагогика. – 1996. – №2. Вершловский, С.Г.Общее образование взрослых: стимулы и мотивы [Текст] / С.Г.Вершловский. – М., 1978; Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена: монография [Текст] / С.Г. Вершловский. – СПб.: СПбАППО, 2008. – 155 с. 4.Гордина, О.В., Гордин, А.И. Информальное и неформальное образование вазрослых: вопросы телрии и практики [Текст]: Монография / О.В.Гордина, А.И.Гордин. – Иркутск: изд-во ВСГАО. – 184 с. 5. Гордин, А.И. Ценностное самоопределение взрослых в процессе андрагогического взаимодействия с журналистами [Текст] : дисс. … канд. Пед. наук / А.И.Гордин. – Великий Новгород, 2010. – 200 с. 6. Змеев, С.И. Основы андрагогики [Текст] / Г.И.Змеев. – М.: Наука, 1999. 7. Змеев, С.И. Технология обучения взрослых [Текст] / Г.И.Змеев. – М. 2002. 8. Ильин, В.И. Драматургия качественного полевого исследования [Текст] / В.И.Ильин. – СПб, 2006. – 256 с. 9.Колесникова, И.А. Основы андрагогики [Текст] / И.А. Колесникова. – М.: Академия. – 2003. – С.37-38 10.Лесохина, Л.Н. К обществу образованных людей: теория и практика образования взрослых [Текст] / Л.Н.Лесохина. – СПб., 1998. 11.Соколовская, Е.А., Сухобская Г.С., Шадрина Т.В., Божко Н.М. Андрагогическое обеспечение развития образования взрослых в современном обществе как проблема научного исследования [Текст] / Е.А. 12.Соколовская, Е.А., Шадрина Т.В. «Понятийно-категориальная сетка» научной рефлексии деятельности учреждений постдипломного образования педагогов [Текст] / Е.А.Соколовская, Г.С.Сухобская, Т.В.Шадрина // Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы : материалы у международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики. – СПб.: СПбАППО, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Управление финансами коммерческого банка на примере АКБ "Собин Банк"
Реферат Трастовые операции коммерческих банков
Реферат Торговля фьючерсами на золото
Реферат Управління банківськими ризиками
Реферат Управління фінансовими ресурсами комерційного банку
Реферат Типы коммерческих банков, их особенности. Принципы денежного обращения и требования к их выполнению. Правила оформления и обращения векселя
Реферат Управление банковскими инновациями
Реферат Товарные биржи: сущность и тенденции развития
Реферат Товарна біржа: структура та функції
Реферат Управление кредитованием корпоративных клиентов и физических лиц
Реферат Узагальнена схема надання банківських гарантій
Реферат Управление пассивными операциями коммерческого банка
Реферат Управління процесом формування портфеля цінних паперів банку
Реферат Услуги коммерческих банков
Реферат Управління кредитними ризиками комерційного банку