Реферат по предмету "Разное"


Антон Павлович Чехов (1860-1904) писатель, врач, общественный деятель, гуманист

Антон Павлович Чехов (1860-1904) - писатель, врач, общественный деятель, гуманист. Всю жизнь я по капле выдавливал из себя раба. А.П.Чехов.Основные биографические сведения: Даты События жизни Творчество 17(29).01.18601868 Родился в г.Таганроге в большой (6 детей) семье бывших крепостных (дед выкупил себя сам). Отец - купец, мать - домохозяйка, религиозная женщина. Творческая и работящая семья.Поступление в гимназию («исправительный батальон»). Детские впечатления (работа в лавке, домашние концерты и театр) - отразились в творчестве. 1876 Банкротство отца и его переезд (бегство от кредиторов и «долговой ямы») в Москву. Чехов в Таганроге заканчивает образование, живет у родственников (дяди), сам зарабатывает на жизнь (дает уроки и др.) Школа жизни, начало творчества. Походы в театр (в гриме). Артистизм. 1879,1880-1884 Окончание гимназии, поступление в Московский университет, жизнь в Москве. Первые юмористические рассказы. «Антоша Чехонте». 1884 Медицинская практика (участковый врач общей практики) и одновременно сотрудничество в литературных журналах и альманахах. Начало болезни (туберкулез). Задумал книгу «Врачебное дело в России». Веселый юмор. 1890 Неудовлетворенный «малыми» делами, едет через всю Россию на Сахалин для переписи каторжных и ссыльных и их лечения. Очерки «Остров Сахалин» («остров-тюрьма» (1893-94)). 1892-1896 Живет в Подмосковье, в купленной усадьбе Мелихово. Занимается общественной деятельностью (попечительство сельских школ и училищ, добивается строительства и финансирования новых школ) и лечит людей (эпидемия холеры среди крестьян). Второй период (философский). Повести и новеллы: «Палата №6», «Попрыгунья» и др. 1896 Живет в Санкт-Петербурге, сотрудничает с театром. Драматургия: пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры». 1897-99 Участвует во всеобщей переписи населения, работает участковым врачом. 1899 Едет в Ялту на лечение. 1901 Женитьба на актрисе Художественного театра Ольге Леонардовне Книппер. Переписка как художественное произв. 1902 Обострение заболевания, жизнь в Ялте, знакомство и дружба с М.Горьким. Пьеса «Вишневый сад» (1903-04). 1904июнь Ухудшение здоровья, поездка с женой в Германию на лечение на курорт Баденвейлер. 2(15).06.1904 Умер в Германии, похоронен в Москве. ^ Особенности творчества («Краткость - сестра таланта»): - жил в трудное время (80-е гг. 19в.) - разочарование в революции, отсутствие романтизма и веры в лучшее (кризис идеологии), убийство царя привело к правительственной реакции, цензуре, репрессиям; - не принимал участия в жизни литературных объединений, не принадлежал ни к одному литературному направлению - считал себя свободным писателем («искусство облагораживает человека»); - искал новую общественную идею, смысл жизни; никогда никого не «поучал» в произведениях, старался объективно изложить факты (реализм), а выводы предлагал делать читателю; - изображал множество человеческих характеров, но в одном они были схожи - отсутствие выхода из жизненных кризисных ситуаций в новом же6стоком, капиталистическом мещанском мире; - показывал недостатки людей, главными из которых считал ПОШЛОСТЬ (жизнь по шаблону, по образцу, бездумное следование какой-либо идеологии), МЕЩАНСТВО (жизнь ради достатка и вещей, отсутствие духовного идеала); - отсутствие положительных и отрицательных героев, у каждого своя правда - Чехов не судит людей, а пытается разобраться в причинах дисгармонии в душах людей и обществе.^ Если каждый человек на куске землисделал все, что мог, как прекрасна бы была земля наша.(А.П.Чехов).Раннее творчество А.П.Чехова.Особенности периода: - «Смех до слез»; - внимание к житейским мелочам, при этом художественное обобщение (особенности русской жизни); - малый объем и предпочтение жанру новеллы; - единство лирического и трагического начала (за обыденностью скрывается ужас преступления - «страшная проза жизни»); - малые жанры: новелла, рассказ-анекдот, рассказ-характер, рассказ-ситуация, рассказ-сценка; - общий конфликт всех произведений - противопоставление мещанства (обывательских понятий о нравственности, безыдейности, пошлости) высокому нравственному идеалу.1. «Мститель» - новелла о человеке и его зависимости от обстоятельств и чувств.2. «Спать хочется» - трагизм в обыденности, отсутствие надрыва и пафоса - «страшная проза жизни», проблема последствий крепостничества, социальной несправедливости и безысходности.3. «Злоумышленник» (1885) - новый взгляд на крестьянскую тему - без субъективной жалости и оправданности преступления социальными обстоятельствами. Ситуация «диалог глухих» в общественном смысле (человек и государство, закон их противоречи5е, несоответствие законов жизненным реалиям).^ 4. «Цветы запоздалые» (1882) - единство трагического и лирического начала. Символическое название, заставляющее задуматься над своей жизнью каждого, о сделанных и не сделанных добрых делах. Трагизм ситуации, что позднее прозрения героя в результате резкого жизненного толчка, безрезультатно, и попытка исправить ситуацию невозможна. («Спешите делать добрые дела!»(А.Яшин).Задания:Объясните смысл эпиграфов (стр. 1 и 2).Почему Чехов никогда не поучал читателя, а просто излагал факты жизни:Какие актуальные в наше время проблемы поднимает Чехов в своих рассказах?Как Чехов понимал понятия ПОШЛОСТЬ и МЕЩАНСТВО? В каких произведениях поднимаются эти проблемы, насколько они актуальны сегодня? Почему?Определите жанры перечисленных выше рассказов.^ Второй (поздний) период творчества (1888-1904).Особенности периода: - «Смех сквозь слезы» - жалость к людям; - споры с философией Достоевского и Толстого: «Мое святое святых - человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и свобода от силы и лжи…» - творческая и жизненная программа писателя; - полемика с Толстым: «Принято говорить, что человеку нужно три аршина земли, но они нужны трупу, а не человеку. Человеку нужен весь земной шар, где он может проявить свободный дух…»; - прием «снятия масок», высвечивание отдельного порока (рассказ-ситуация, рассказ-характер); - проблема человеческого счастья: «Счастья нет и не должно его быть. Вы взгляните на эту жизнь: кругом вырождение, пьянство, лицемерие, сумасшествие… Счастье относительно… Счастливый не должен забывать о несчастных, т.к. и у счастливых будет несчастье. Смысл жизни не в поисках счастья для себя, а в более разумном и великом: Делайте добро!» - отношение Чехова к вере и религии также меняется (противоречие): «Я - человек неверующий… Религия ограничивает свободу человека…Между «есть Бог» и «нет Бога» лежит целое громадное поле, которое проходит истинный мудрец… Не должно быть крайностей, т.к. истинное знание на этом пути…». - Чеховская программа периода: культурное развитие, цивилизация, совершенствование науки и разума, духовного потенциала человека, вера в интеллигенцию, просвещение.«Душечка» - проблема индивидуальности, собственного жизненного пути; жизни, прожитой впустую, призрачных интересов и идеалов.«Попрыгунья» (1891) - символическое название; проблема мещанства и пошлости, позднего прозрения и невозможности вернуть утерянное счастье.«Палата №6». Идеологическая повесть. Символическое произведение - жизнь России 80-х гг. 19в. Государство и человек, сказавший «нет» общепринятым «законам» несправедливости и страха. Финал трагичен - смирение и покорность перед судьбой и несправедливостью (положение интеллигенции в России). Вся Россия того времени - тюрьма и сумасшествие - и выхода нет.Герои: доктор Рагин - человек, осознавший жестокость и несправедливость общества и власти, но не способный на борьбу, опустивший руки и смирившийся («стену лбом не прошибешь»);^ Больной Громов - человек-жертва террора и насилия власти над личностью, но при этом верящий, что «и на его улице будет праздник».«Дама с собачкой» (1899) - рассказ о пробуждении живой души. Любовь способна изменить человека и его отношение к жизни. Проблема «тирании быта» - гл.преграды к настоящему счастью героев, а также «упущенное счастье» людей, поспешивших сделать свой выбор в молодости, не дождавшихся настоящих чувств.Герои: ^ Дмитрий Дмитриевич Гуров и Анна Сергеевна Фон Дидериц.5. «Ионыч» (1898)«Страшно, страшно подумать, сколько хороших,только слабых волею людей, губит пошлость,как она сильно затягивает и потом уже не вырвешься».(из письма читательницы Чехову).«В каждом человеке природа всходит либо злаками,либо сорной травой; пусть же он своевременнополивает первое и истребляет второе».(Ф.Бэкон).Тема: произведение о смысле жизни, пошлости и мещанстве. История и исследование духовной деградации, разрушения личности под воздействием среды - «путь от Старцева к Ионычу».Идея: найти противоядие пошлости и обывательщине, найти ответ на вопрос «Что делать?».Герои: ^ Дмитрий Ионыч Старцев - молодой врач, приехавший жить и работать в город С.Иван Петрович Туркин - отец гостеприимного семейства.Вера Иосифовна Туркина - «творческая личность», «писательница» и хорошая хозяйка.^ Екатерина Ивановна Туркина (Котик) - будущая пианистка, романтическая натура.Композиция: 5 структурных частей (внешняя композиция) и 3 части смысловых (внутренняя).Проблема: причины духовной деградации (пошлость, бесцельность жизни, отсутствие высоких жизненных идеалов, ограниченность будничным и малым), предрасположенность человека к обывательской жизни, отсутствие высоких жизненных идеалов и борьбы за них и как результат - омертвение души и деградация.^ Цель автора: заставить задуматься читателя над своей жизнью и ценностями… Глава Возраст героя Положительные черты и идеалы Отрицательные черты 1. 24-25 л. 2. 25-26 л. 2. -*- 4. 30-31 г. 5. 35-36 л. Задания: Озаглавить каждую главу и объясните свое название. Как удалось Чехову в коротком рассказе раскрыть историю целой жизни человека? Какие стилистические и художественные приемы использовал автор? Как автор понимает «пошлость» и «мещанство»? проявляются ли эти качества в героях? Каким образом? Объясните значение эпиграфов. Как они соотносятся с проблемой и сюжетом рассказа? Кто виноват (что виновато) в разрушении личности героя? Актуально ли произведение в наше время? Аргументируйте свою точку зрения.Новаторская драматургия А.П.Чехова.Особенности: 1. Сочетание реалистических традиций и новаторства (модернизма), в частности отказ от 3-х единств. 2. По жанру - лирические пьесы, «Комедии» не смешны, но содержат иронию и фарс. Усилена социально-филосовская проблематика. 3. В пьесах один сюжет - жизнь человека, быт, «правда факта», драматизм жизни; зло, измельченное и проникнувшее в будни, само становится будничным. 4. Нет четкой структуры (единого сюжета): нет завязки, кульминации, развязки; финал всегда открыт, перспективы неясны. 5. Нет главных и второстепенных героев, «героем» часто является «уходящее время». 6. Отсутствует традиционный конфликт. Общий конфликт пьес - конфликт человека с несовершенной жизнью, противоречие между идеалом и реальностью, отрицание мещанства и пошлости. Атмосфера происходящего всегда гнетущая, неблагополучная. Герои несчастны и одиноки, глухи по отношению друг к другу и всегда неудачливы. 7. Наличие описательных моментов и «подводных течений». 8. Особое внимание отводится символическим деталям, ремаркам, звукам, словам, цветам, подтексту и т.п.«Вишневый сад» (1903-1904)Жанр: «лирическая комедия», но не смешная, а грустная.Название: символ России, распада общества и традиционной нравственности, уходящей дворянской России и «новой» капиталистической. А так же надежда на «светлое» и счастливое будущее.^ Сюжет и идея: Судьба трех поколений современной автору России. Пьеса о дворянском уходящем прошлом, капиталистическом настоящем и сомнительном («счастливом») будущем России. Тема любви к Родине и переживание за ее судьбу.Композиция: Начало - минимум событий - открытый финал. Кольцевая композиция.Герои:Задание: Каким представлялось будущее России Чехову, о чем он хотел предупредить читателей и зрителей? Удалось ли ему это? Почему не все современники услышали предупреждение?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.