Реферат по предмету "Разное"


Антон Павлович Чехов (1860-1904) писатель, врач, общественный деятель, гуманист

Антон Павлович Чехов (1860-1904) - писатель, врач, общественный деятель, гуманист. Всю жизнь я по капле выдавливал из себя раба. А.П.Чехов.Основные биографические сведения: Даты События жизни Творчество 17(29).01.18601868 Родился в г.Таганроге в большой (6 детей) семье бывших крепостных (дед выкупил себя сам). Отец - купец, мать - домохозяйка, религиозная женщина. Творческая и работящая семья.Поступление в гимназию («исправительный батальон»). Детские впечатления (работа в лавке, домашние концерты и театр) - отразились в творчестве. 1876 Банкротство отца и его переезд (бегство от кредиторов и «долговой ямы») в Москву. Чехов в Таганроге заканчивает образование, живет у родственников (дяди), сам зарабатывает на жизнь (дает уроки и др.) Школа жизни, начало творчества. Походы в театр (в гриме). Артистизм. 1879,1880-1884 Окончание гимназии, поступление в Московский университет, жизнь в Москве. Первые юмористические рассказы. «Антоша Чехонте». 1884 Медицинская практика (участковый врач общей практики) и одновременно сотрудничество в литературных журналах и альманахах. Начало болезни (туберкулез). Задумал книгу «Врачебное дело в России». Веселый юмор. 1890 Неудовлетворенный «малыми» делами, едет через всю Россию на Сахалин для переписи каторжных и ссыльных и их лечения. Очерки «Остров Сахалин» («остров-тюрьма» (1893-94)). 1892-1896 Живет в Подмосковье, в купленной усадьбе Мелихово. Занимается общественной деятельностью (попечительство сельских школ и училищ, добивается строительства и финансирования новых школ) и лечит людей (эпидемия холеры среди крестьян). Второй период (философский). Повести и новеллы: «Палата №6», «Попрыгунья» и др. 1896 Живет в Санкт-Петербурге, сотрудничает с театром. Драматургия: пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры». 1897-99 Участвует во всеобщей переписи населения, работает участковым врачом. 1899 Едет в Ялту на лечение. 1901 Женитьба на актрисе Художественного театра Ольге Леонардовне Книппер. Переписка как художественное произв. 1902 Обострение заболевания, жизнь в Ялте, знакомство и дружба с М.Горьким. Пьеса «Вишневый сад» (1903-04). 1904июнь Ухудшение здоровья, поездка с женой в Германию на лечение на курорт Баденвейлер. 2(15).06.1904 Умер в Германии, похоронен в Москве. ^ Особенности творчества («Краткость - сестра таланта»): - жил в трудное время (80-е гг. 19в.) - разочарование в революции, отсутствие романтизма и веры в лучшее (кризис идеологии), убийство царя привело к правительственной реакции, цензуре, репрессиям; - не принимал участия в жизни литературных объединений, не принадлежал ни к одному литературному направлению - считал себя свободным писателем («искусство облагораживает человека»); - искал новую общественную идею, смысл жизни; никогда никого не «поучал» в произведениях, старался объективно изложить факты (реализм), а выводы предлагал делать читателю; - изображал множество человеческих характеров, но в одном они были схожи - отсутствие выхода из жизненных кризисных ситуаций в новом же6стоком, капиталистическом мещанском мире; - показывал недостатки людей, главными из которых считал ПОШЛОСТЬ (жизнь по шаблону, по образцу, бездумное следование какой-либо идеологии), МЕЩАНСТВО (жизнь ради достатка и вещей, отсутствие духовного идеала); - отсутствие положительных и отрицательных героев, у каждого своя правда - Чехов не судит людей, а пытается разобраться в причинах дисгармонии в душах людей и обществе.^ Если каждый человек на куске землисделал все, что мог, как прекрасна бы была земля наша.(А.П.Чехов).Раннее творчество А.П.Чехова.Особенности периода: - «Смех до слез»; - внимание к житейским мелочам, при этом художественное обобщение (особенности русской жизни); - малый объем и предпочтение жанру новеллы; - единство лирического и трагического начала (за обыденностью скрывается ужас преступления - «страшная проза жизни»); - малые жанры: новелла, рассказ-анекдот, рассказ-характер, рассказ-ситуация, рассказ-сценка; - общий конфликт всех произведений - противопоставление мещанства (обывательских понятий о нравственности, безыдейности, пошлости) высокому нравственному идеалу.1. «Мститель» - новелла о человеке и его зависимости от обстоятельств и чувств.2. «Спать хочется» - трагизм в обыденности, отсутствие надрыва и пафоса - «страшная проза жизни», проблема последствий крепостничества, социальной несправедливости и безысходности.3. «Злоумышленник» (1885) - новый взгляд на крестьянскую тему - без субъективной жалости и оправданности преступления социальными обстоятельствами. Ситуация «диалог глухих» в общественном смысле (человек и государство, закон их противоречи5е, несоответствие законов жизненным реалиям).^ 4. «Цветы запоздалые» (1882) - единство трагического и лирического начала. Символическое название, заставляющее задуматься над своей жизнью каждого, о сделанных и не сделанных добрых делах. Трагизм ситуации, что позднее прозрения героя в результате резкого жизненного толчка, безрезультатно, и попытка исправить ситуацию невозможна. («Спешите делать добрые дела!»(А.Яшин).Задания:Объясните смысл эпиграфов (стр. 1 и 2).Почему Чехов никогда не поучал читателя, а просто излагал факты жизни:Какие актуальные в наше время проблемы поднимает Чехов в своих рассказах?Как Чехов понимал понятия ПОШЛОСТЬ и МЕЩАНСТВО? В каких произведениях поднимаются эти проблемы, насколько они актуальны сегодня? Почему?Определите жанры перечисленных выше рассказов.^ Второй (поздний) период творчества (1888-1904).Особенности периода: - «Смех сквозь слезы» - жалость к людям; - споры с философией Достоевского и Толстого: «Мое святое святых - человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и свобода от силы и лжи…» - творческая и жизненная программа писателя; - полемика с Толстым: «Принято говорить, что человеку нужно три аршина земли, но они нужны трупу, а не человеку. Человеку нужен весь земной шар, где он может проявить свободный дух…»; - прием «снятия масок», высвечивание отдельного порока (рассказ-ситуация, рассказ-характер); - проблема человеческого счастья: «Счастья нет и не должно его быть. Вы взгляните на эту жизнь: кругом вырождение, пьянство, лицемерие, сумасшествие… Счастье относительно… Счастливый не должен забывать о несчастных, т.к. и у счастливых будет несчастье. Смысл жизни не в поисках счастья для себя, а в более разумном и великом: Делайте добро!» - отношение Чехова к вере и религии также меняется (противоречие): «Я - человек неверующий… Религия ограничивает свободу человека…Между «есть Бог» и «нет Бога» лежит целое громадное поле, которое проходит истинный мудрец… Не должно быть крайностей, т.к. истинное знание на этом пути…». - Чеховская программа периода: культурное развитие, цивилизация, совершенствование науки и разума, духовного потенциала человека, вера в интеллигенцию, просвещение.«Душечка» - проблема индивидуальности, собственного жизненного пути; жизни, прожитой впустую, призрачных интересов и идеалов.«Попрыгунья» (1891) - символическое название; проблема мещанства и пошлости, позднего прозрения и невозможности вернуть утерянное счастье.«Палата №6». Идеологическая повесть. Символическое произведение - жизнь России 80-х гг. 19в. Государство и человек, сказавший «нет» общепринятым «законам» несправедливости и страха. Финал трагичен - смирение и покорность перед судьбой и несправедливостью (положение интеллигенции в России). Вся Россия того времени - тюрьма и сумасшествие - и выхода нет.Герои: доктор Рагин - человек, осознавший жестокость и несправедливость общества и власти, но не способный на борьбу, опустивший руки и смирившийся («стену лбом не прошибешь»);^ Больной Громов - человек-жертва террора и насилия власти над личностью, но при этом верящий, что «и на его улице будет праздник».«Дама с собачкой» (1899) - рассказ о пробуждении живой души. Любовь способна изменить человека и его отношение к жизни. Проблема «тирании быта» - гл.преграды к настоящему счастью героев, а также «упущенное счастье» людей, поспешивших сделать свой выбор в молодости, не дождавшихся настоящих чувств.Герои: ^ Дмитрий Дмитриевич Гуров и Анна Сергеевна Фон Дидериц.5. «Ионыч» (1898)«Страшно, страшно подумать, сколько хороших,только слабых волею людей, губит пошлость,как она сильно затягивает и потом уже не вырвешься».(из письма читательницы Чехову).«В каждом человеке природа всходит либо злаками,либо сорной травой; пусть же он своевременнополивает первое и истребляет второе».(Ф.Бэкон).Тема: произведение о смысле жизни, пошлости и мещанстве. История и исследование духовной деградации, разрушения личности под воздействием среды - «путь от Старцева к Ионычу».Идея: найти противоядие пошлости и обывательщине, найти ответ на вопрос «Что делать?».Герои: ^ Дмитрий Ионыч Старцев - молодой врач, приехавший жить и работать в город С.Иван Петрович Туркин - отец гостеприимного семейства.Вера Иосифовна Туркина - «творческая личность», «писательница» и хорошая хозяйка.^ Екатерина Ивановна Туркина (Котик) - будущая пианистка, романтическая натура.Композиция: 5 структурных частей (внешняя композиция) и 3 части смысловых (внутренняя).Проблема: причины духовной деградации (пошлость, бесцельность жизни, отсутствие высоких жизненных идеалов, ограниченность будничным и малым), предрасположенность человека к обывательской жизни, отсутствие высоких жизненных идеалов и борьбы за них и как результат - омертвение души и деградация.^ Цель автора: заставить задуматься читателя над своей жизнью и ценностями… Глава Возраст героя Положительные черты и идеалы Отрицательные черты 1. 24-25 л. 2. 25-26 л. 2. -*- 4. 30-31 г. 5. 35-36 л. Задания: Озаглавить каждую главу и объясните свое название. Как удалось Чехову в коротком рассказе раскрыть историю целой жизни человека? Какие стилистические и художественные приемы использовал автор? Как автор понимает «пошлость» и «мещанство»? проявляются ли эти качества в героях? Каким образом? Объясните значение эпиграфов. Как они соотносятся с проблемой и сюжетом рассказа? Кто виноват (что виновато) в разрушении личности героя? Актуально ли произведение в наше время? Аргументируйте свою точку зрения.Новаторская драматургия А.П.Чехова.Особенности: 1. Сочетание реалистических традиций и новаторства (модернизма), в частности отказ от 3-х единств. 2. По жанру - лирические пьесы, «Комедии» не смешны, но содержат иронию и фарс. Усилена социально-филосовская проблематика. 3. В пьесах один сюжет - жизнь человека, быт, «правда факта», драматизм жизни; зло, измельченное и проникнувшее в будни, само становится будничным. 4. Нет четкой структуры (единого сюжета): нет завязки, кульминации, развязки; финал всегда открыт, перспективы неясны. 5. Нет главных и второстепенных героев, «героем» часто является «уходящее время». 6. Отсутствует традиционный конфликт. Общий конфликт пьес - конфликт человека с несовершенной жизнью, противоречие между идеалом и реальностью, отрицание мещанства и пошлости. Атмосфера происходящего всегда гнетущая, неблагополучная. Герои несчастны и одиноки, глухи по отношению друг к другу и всегда неудачливы. 7. Наличие описательных моментов и «подводных течений». 8. Особое внимание отводится символическим деталям, ремаркам, звукам, словам, цветам, подтексту и т.п.«Вишневый сад» (1903-1904)Жанр: «лирическая комедия», но не смешная, а грустная.Название: символ России, распада общества и традиционной нравственности, уходящей дворянской России и «новой» капиталистической. А так же надежда на «светлое» и счастливое будущее.^ Сюжет и идея: Судьба трех поколений современной автору России. Пьеса о дворянском уходящем прошлом, капиталистическом настоящем и сомнительном («счастливом») будущем России. Тема любви к Родине и переживание за ее судьбу.Композиция: Начало - минимум событий - открытый финал. Кольцевая композиция.Герои:Задание: Каким представлялось будущее России Чехову, о чем он хотел предупредить читателей и зрителей? Удалось ли ему это? Почему не все современники услышали предупреждение?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сильные и слабые стороны нигилизма
Реферат Учасники адміністративних проваджень з державної реєстрації речових прав на нерухоме майно
Реферат Планирование маркетинговой деятельности компании ООО "Интерлизинг"
Реферат Жизнь и разум во Вселенной проблема внеземных цивилизаций
Реферат Производство и природа человека: марксистский подход
Реферат Изучение условий образования ароматических полиимидов и сополибензоксазолимидов на основе 3,3'-диокси-4,4-диаминодифенилметана
Реферат Толерантность 3
Реферат Контекстуально-інформаційна модель Київського національного університету імені Тараса Шевченка
Реферат Оптимизация структуры капитала компании
Реферат Правила здоровья Кацудзо Ниши
Реферат «Управление рисками в проектах по созданию программного обеспечения»
Реферат Долуханова Зара Александровна
Реферат Кредитование коммерческими банками юридических лиц на материалах ОАО Белпромстройбанк
Реферат Использование промышленных газов на металлургическом комбинате
Реферат ImmigrationPauline Hanson Is Wrong Essay Research Paper