Лингвистический анализ музыкального произведения(урок музыки в 6-м классе тема: «Музыкальный образ»)Широкова Татьяна Юрьевна, учитель музыки ГОУ СОШ № 582 Приморского района Санкт-Петербурга.2010 – 2011 учебный годСтатья отнесена к разделу: Преподавание музыки ЦЕЛИ: научить школьников проведению лингвистического анализа музыкального текста; выявить средства музыкальной выразительности, использованные композитором, в произведении, предложенном для анализа; способствовать развитию чувства слова и желания создавать свои словесные образы; заинтересовать учащихся проводимым на уроке анализом музыкального, сохранив его целостное восприятие; продолжить работу над формированием умения выступать перед аудиторией, говорить о лингвистических вопросах, работать в группе.Ни у кого не возникает сомнения, что ребенка надо учить читать, считать, писать. Сегодня уже с детского сада начинается обучение иностранным языкам. Но когда заходит разговор об изучении языка различных видов искусств, то сразу возникает вопрос: «зачем?». А действительно, зачем? Так ли уж необходимо понимать, например, язык музыки каждому человеку? Зачем человеку музыка? Как научиться ее понимать? Что может рассказать нам музыка? Какие образы она раскрывает? В программе Д.Б. Кабалевского для 6 класса предлагается для изучения тема «Музыкальный образ». На протяжении полугодия ученики узнают средства музыкальной выразительности: ритм, лад, темп, регистр и т.д.…С помощью этих понятий учатся понимать музыку…Хочу привести фрагмент урока, на котором учащиеся с помощью музыкальных терминов попытаются проанализировать самое интересное, на мой взгляд, произведение немецкого композитора-романтика Карла Марии фон Вебера.I. Психологическая подготовка к теме урока. На доске написано: Карл Мария фон Вебер «Приглашение к танцу» У:Скажите, это будет современная музыка или нет? (нет) Почему вы так решили (имя композитора не современное) А можем мы узнать какой стране он принадлежит? (да… приставка фон – немец) Да, действительно, Карл Мария фон Вебер – барон, немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы ,1786-1826 Название произведения - «Приглашение к танцу» . Музыка программная. Уже из названия произведения мы понимаем что будем слышать….Скажите..А где будет звучать музыка? (на дискотеке?) …нет на балу…век-то какой…А как будут одеты люди, которые пришли на бал? (джинсы, кроссовки?) Неет…бальные платья, шелковые туфельки, у мужчин фраки…Паркет, свечи, много красивых пар, оркестр-камерный…струнные и деревянные духовые. Еще в детстве считавшийся вундеркиндом. Карл Мария фон Вебер был незаурядным пианистом, а позднее стал выдающимся композитором. Одним из его известнейших произведений считается «Приглашение к танцу», написанное в 1819 году. Композитор приложил к партитуре короткий сценарий. На дворянском балу девушку приглашает на танец неизвестный мужчина. После минутного колебания та соглашается, и танец начинается. Его главная, очень живая тема повторяется снова и снова, перебиваясь множеством других великолепных мелодий. Но вот она звучит в последний раз. Мужчина провожает девушку на место, и чарующая мелодия вступления возобновляется. В 1841 году Гектор Берлиоз переработал сочинение Вебера для оркестрового исполнения, и в этой транскрипции оно звучит по сей день. II. Знакомство с музыкальным произведением..слушание в оркестровом варианте… Прослушивание музыкального произведения «Приглашение к танцу» К.М.фон Вебер mp3 III. Лингвистический анализ музыкального текста + повторное прослушивание с прерыванием на вопросы…. Вопросы: В каком ладу написано произведение, какая форма… (как концертное рондо для сольного исполнения на фортепиано), какой темп какие динамические оттенки как построена мелодияи.т.д. - Сколько главных мелодий? –две,Название говорит само за себя….Приглашение к танцу… Кто кого приглашает? Кавалер –даму…вот поэтому и две главных темы..Одна тема в низком регистре – это мужчина…ему отвечает тема в верхнем регистре- – дама – они не перебивают друг друга – слушают –поэтому мелодии как бы следуют одна за другой, как вопрос-ответ.Учитель играет на ф-но…дальше по тексту произведения…. А она сразу согласилась пойти танцевать? Неет. Слушаем…^ А какая мелодия у девушки? Какой ее характер? Ритм, лад какой?( ответы детей) Мы слышим как они, наверное, знакомятся, и кавалер спрашивает разрешения пригласить барышню на тур вальса…. А помните когда появился вальс на балах? Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. А какой танец звучит на фоне разговора двух героев? Вальс? Неет – мазурка! Совершенно верно….Вальс – новый танец…в то время была популярна мазурка.. - Нам необходимо разобраться, как удалось композитору создать такой музыкальный образ, что мы понимает, о чем идет речь. Необычное начинается с названия…это программа. Сколько раз звучала мелодия наших героев? А сейчас звучит танец – какой? Вальс? Нет, еще мазурка… Вот теперь зазвучал вальс и наши герои закружились в трехдольном ритме …они наслаждаются танцем… Закончился вальс…что произошло, кавалер проводил свою даму и ….откланялся… - Посмотрите, какой развернутый получился анализ, а ведь у Карла мари фон Вебера всего два слова в названии - «Приглашение к танцу» - Проведем лингвистический эксперимент. Давайте изменим название и оставим только одно слово… «Танец» И что произошло? …Мы сразу не сможем определить эпоху, вряд ли узнаем что хотел композитор нам рассказать своей музыкой… - Почему название произведения и фамилия автора так важны? (Они помогают более ярко и полно представить картину, описанную автором.) А теперь каждому из вас предстоит стать музыкальным аналитиком и написать об этом произведении отзыв, но каждый будет писать по-своему. Каждый представит себя на этом балу в каком-то образе и подберет необходимые средства музыкальной выразительности для раскрытия данного образа . Создайте своё эссе об этой музыке.