Реферат по предмету "Философия"


Понятие философии как науки

Содержание
 
Введение
1 Предмет философии
2 Метод философии
3 Функции философии
4 Роль философии в культуре
Заключение
Список литературы
Введение
 
Пожалуй, ниоб одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало стольразнообразные и разноречивые суждения, как о философии.
Философия –«любовь к мудрости» (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) — возникает вVII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке — в Индии и Китае. С тех порне утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, еесоотношении с другими формами человеческой духовной деятельности.
Длягреческого философа Платона философия — это мышление о вечном и непреходящем.Пифагор усматривал в философии не обнаружение окончательной истины, а лишьлюбовь к мудрости и к нравственной жизни. Аристотель видел корень философии вудивлении, а предмет ее — в исследовании «первых начал и причин». Одновременнофилософия помогает познать и цель деятельности. К философии стремятся не радипользы, «эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самойсебя»[1].
Фактическипервое знакомство с философией и как с учебным предметом, и как смировоззренческим знанием порождает много вопросов. Проблема углубляется и тем,что ясные и абсолютные ответы фактологических наук (естественных, таких какботаника, химия; точных, таких как математика и др.) уже формируют определенныйалгоритм мышления, соответствующий функциональным особенностям этих дисциплин[2].
Цель работы –рассмотреть понятие философии.
Задачи работы- определить предмет философии, обозначить метод философии, рассмотретьосновные функции философии, определить ее роль в философии.
1 Предметфилософии
В общихчертах предметом всякого познания считается такая часть объективного мира,которая доступна человеческой практике, духовному созерцанию и созиданию. Вотличие от других видов и способов познания, философия изучает всеобщиеотношения, складывающиеся между человеком и миром, в котором он живет. Поэтомупредметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире.Философия рассматривает всеобщие отношения независимо от того, где ониреализуются — в природе, в обществе, или в мышлении.
Междупредметом и структурой философии складываются прямые и обратные связи.Предметная специфика привносит в структуру философии идею концептуальногоединства мира, а структура философии раскрывает в предметности мира егоконкретное богатство и бесконечное многообразие.
Предметфилософии условно подразделяется на те разделы, из которых складывается самафилософия. В связи с этим, выделяется два основных структурных аспекта впредмете философии:
Онтологическиеотношения между человечеством и миром, в которых раскрывается общечеловеческоеи всемирное бытие.
Гносеологическиеотношения, указывающие на познаваемость самого мира.
Структурафилософии может конструироваться на различных основаниях. Если такой основойявляется сам человек и его деятельность, то философия получаетантропологический характер и структурируется в зависимости от целей, средств ирезультатов деятельности.
В общейструктуре философии можно выделить следующие отрасли и дисциплины.
Онтология какучение об общих законах бытия, включая учение о природе (натурфилософия), обобществе (социальная философия), о человеке (философская антропология), овселенной и космосе (космизм) и др.;
Гносеологиякак учение об общих законах и формах познания;
Логика какучение о нормах и законах мышления;
Эстетика какучение о красоте и гармонии мира;
Этика как учениео нравственном отношении человека к миру.
На стыкефилософии с другими формами общественного сознания возникают такиесинтетические области, как философия права, философия религии, философияискусства, философия морали, философия политики, философия науки и др. В каждойиз этих областей складываются еще более мелкие подразделения. Например, вфилософии науки сложился целый спектр дисциплин — философские проблемы физики,философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемыматематики и др.
В общейструктуре философии выделяются следующие элементы:
1)философские категории (наиболее общие понятия). Например, причина и следствие,сущность и явление; единичное и общее; свобода и необходимость; возможность идействительность и др.;
2)философские идеи (выражения концептуальных замыслов). Например, идея развития,идея абсолютного духа, идея материи. На базе идей формируются философскиепринципы, теории, идеалы;
3)философские принципы. Например, принцип развития, принцип материальногоединства мира; принцип детерминизма (причинности);
4)философские идеалы. Например, идеал гуманизма, идеал справедливости, идеалыдобра, идеал красоты и др. Философские идеалы содержат как познавательный, таки ценностный компоненты. Философские идеалы, преломляясь через сознаниечеловека, обогащаясь его опытом, превращаются в убеждения, установки, цели егожизни.
5)философские теории и учения. Например, теория отражения, теория развития,теория отчуждения и др. Философские теории представляют собой высшую формуумозрительной деятельности человека. Одна и та же теория в разных философскихучениях может получать разное, порою противоположное истолкование. Своеконцентрированное выражение зрелая теория получает в методе. Поэтомуфилософские теории могут выступать методологическими средствами для обоснованияразличных философских учений. 2Метод философии
Каждая наукаимеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общейметодологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, чтофилософский метод (от греч. methodos — путь познания) есть система наиболееобщих приемов теоретического и фактического освоения действительности, а такжеспособ построения и обоснования системы самого философского знания. Как и методыдругих наук, он берет начало в практической деятельности людей и в своем истокеявляется отражением логики и закономерностей развития объективнойдействительности. Это относится, конечно, только к такой философии, котораяопирается на науку.
Философскийметод задает общие принципы исследования и, по словам Ф.Бэкона, сравним сфакелом, освещающим путь. Однако различные философские школы и направления, всоответствии со своей спецификой и пониманием предмета философии, формулируют ииспользуют различные философские методы. Плюрализму философских концепцийсоответствует и плюрализм методов. Общее, что свойственно им всем — этотеоретическое мышление, выраженное в философских категориях, принципах изаконах.
Переходя кболее конкретному рассмотрению вопроса о методах философии, следует преждевсего указать на материализм и идеализм. Об их содержании речь шла выше. Вданном же аспекте следует обратить внимание на то, что они выступают какнаиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познанияс самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материяили сознание, дух или природа, т.е. материалистические или идеалистическиепредпосылки. В первом случае общий процесс познания рассматривается какотражение в сознании объективной действительности; во втором — как самопознаниесознания, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективныйидеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм).Другими словами, онтология во многом определяет гносеологию.
Следующийаспект дифференциации философских методов — диалектика и метафизика. Поддиалектикой имеют в виду прежде всего учение о наиболее общих закономерностяхразвития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности.Хотя такое ее понимание было не всегда. Зарождение и начало становлениядиалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют какстихийную, или наивную, диалектику, имея в виду прежде всего то, что взглядыпервых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем онирассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, чтоуже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.
Так,материалист Гераклит в своем учении обращает внимание на постоянное движение иизменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, т.е. прежде всегона «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же периодидеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалогс целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о «диалектикепонятий», о субъективной диалектике.
Такимобразом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и сидеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, вовтором — как идеалистическая диалектика. Классическим представителемидеалистической диалектики (равно как и диалектического идеализма) являетсяГ.В.Ф. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. Аклассиками материалистической диалектики (равно как и диалектическогоматериализма) являются К.Маркс и Ф.Энгельс, которые придали ей целостный инаучный характер.
Диалектикавозникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способоммышления и познания. Ее особенностью является тенденция к созданию однозначной,статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированномурассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический методхарактеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу:либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. Всоциальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: «Кто не снами, тот против нас». При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведениюмногообразных его форм к какой-либо одной. Причем чаще наблюдается сведениевысшей формы движения материи к низшей. Так, например, для материализма Новоговремени было характерно сведение различных форм движения материи кмеханической. Поэтому он и получил название механистического материализма,который, в свою очередь, является проявлением метафизического материализма.
Понятие«метафизика» имеет и другое, не затрагиваемое здесь значение, а именно — философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия.
Необходимоотметить, однако, что сам по себе метод познания, который предполагаетрассмотрение предметов и явлений в статике, покое, а тем самым и «огрубление»,«упрощение» находящегося в постоянном изменении бытия, имеет полное право насуществование. Метод абстрагирования, который при этом применяется, вполненаучен и используется различными дисциплинами. И если за покоем не забываетсядвижение, за статикой — динамика, а за деревьями — лес, то такой элементметафизики просто необходим в познании, ибо он выступает как необходимый моментдиалектического познания. Методологическая ошибка возникает тогда, когда этотмомент покоя или какая-либо одна характеристика, сторона предмета исследованиявырывается из всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности и возводится вабсолют. В этом, кстати, гносеологические корни всех одностороннихтеоретических концепций. Суть их в том, что идеальный фактор (мысль, сознание,идея) отрывается от материального, абсолютизируется и противопоставляетсяматериальному в качестве абсолютно автономного демиурга (творца) бытия. Приэтом забывается, что. в конце концов, мышление, идеальное возникает на базематериального.
Следует,однако, отметить, что плохую услугу познанию оказывает не только абсолютизацияпокоя, но и абсолютизация его противоположности — движения. И то и другое естьвыражение метафизического способа исследования. И если в первом случае мывстаем на путь, ведущий к догматизму, то во втором — на путь, ведущий кабсолютному релятивизму. Для подлинной диалектики нет не только покоя бездвижения, но и движения без относительного покоя.
Релятивизм(от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, заключающийся вабсолютизации относительности познания и проистекающий из одностороннегоподчеркивания постоянной изменчивости реальности и отрицания ее относительнойустойчивости.
Помимоуказанных методов философия включает в себя и другие.
Отметимнекоторые из них, имеющие наибольшее, по нашему мнению, значение. Сенсуализм(от лат. sensus — чувство) — методологический принцип, в котором за основупознания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельностиорганов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс,Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.).
Рационализм(от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действиялюдей является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.).
Иррационализм- философский метод, который отрицает или, по крайней мере, ограничивает рольразума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способампостижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер идр.).
Бурноеразвитие науки и познания в последние десятилетия привели к осмыслениюметодологии как специализированной области знания. В ее рамках исследуютсявнутренние механизмы, логика и организация знания. В частности, рассматриваютсякритерии научности знания, проводится анализ языка науки, прослеживаются логикаи рост научного знания, структура научных революций и другие.
Все названныефилософские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи иобразуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общаяметодология познания и освоения мира. Но наряду с этим философия выступает, какуже говорилось, и как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципыисследования. Эти два качества философии тесно взаимосвязаны между собой.Философская теория в силу всеобщности своих положений, законов и принциповвыступает в то же самое время и как методология для других наук. Однако эти двакачества философии не следует смешивать.3.Функции философии
Предмет испецифику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагиваявопроса о ее функциях. Некоторые из них мы уже рассматривали выше. Прежде всего- это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим,понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровнеймировоззрения. Единственное, что хотелось бы здесь добавить, — это указать надвойственный характер самих философских концепций, который выражается в ихтяготении или к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке.
Философияхарактеризуется системой взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций,которые предназначены для реализации всего сформировавшегося духовногопотенциала в реальную действительность. Все многообразие функций философииможно классифицировать по разным основаниям и в разные группы, каждая изкоторых предназначена для решения того или иного круга философских проблем изадач.
Многообразиефункций философии обусловлено той ролью, которую философия играет вчеловеческой жизни. Философия — это не только умозрительная мировоззренческаясистема, но и конкретно-практический способ человеческого существования в миреи отношения к миру. Философия проявляется как особым образом организованныйстрой и уклад самой человеческой жизни, с широким спектром историческиоткрывающихся возможностей, от примитивных форм наивно-натуралистическогообраза жизни (Диоген в бочке, современный хиппи, бомж), до интеллектуального,творческого вживания в виртуально-информационную кибер-реальность.
Философияфункционирует в двух фундаментальных измерениях — созерцательном исозидательном, которые на разных этапах истории и в разных проблемных сферах философскойдействительности взаимодействовали и чередовались в иерархическом господстведруг над другом. В связи с этим, менялась приоритетность и степень активностиразных функций философии в истории человечества. Одни функции чрезмерновозрастали по своему значению и вытесняли другие, не менее важные функциифилософии. Это вело к искажениям и перекосам в сути самой философии. Так,господство теологической функции в средневековой философии, вело к превращениюсамой же философии в служанку религии, а господство идеологической функциипревратило советскую философию в усердную служанку научного социализма, внаукообразное и идеологизированное мировоззрение.
По своемуназначению все функции философии можно свести в две большие группы — мировоззренческие функции и методологические функции, которые направлены как насозерцательную, так и на созидательную деятельность. Первая группа — мировоззренческие функции, предназначенные для формирования всеобщего,системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, наопределение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире. Средимировоззренческих функций следует отметить такие, как гуманистическая,информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная,воспитательная, художественно-эстетическая и др.
Гуманистическаяфункция — одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывалапо своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельностиисторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.
Информационно-отражательнаяфункция предназначена для организации всеобщего субстанциального основания, вкотором можно было бы выразить простым и ясным способом всю бесконечнуюсложность и многообразие мира. Одним из способов для этого служит особый мирсимволов, использование сигналов, знаков, моделей и пр.
Идеологическаяфункция выражается в том, что она помогает всему обществу, а также социальнымгруппам вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленныена развитие политических, правовых, социально-экономических процессов в такомнаправлении, которое ведет к достижению поставленных целей, к решению проблем.
Социально-нравственнаяфункция состоит в том, что утверждает в общественной жизнисознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям.
Художественно-эстетическаяфункция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированиемидеалов гармоничного единства и красоты.
Вторая группа- методологические функции, которые предназначены для организации наиболееобщих способов и методов человеческой деятельности. Сам по себе метод – этоособая форма знания о способах организации средств деятельности поцеленаправленному преобразованию вещей о объектов окружающего мира. Методвсегда проявляется в том, как надо организовать деятельность, чтобы достигнутьпоставленные цели. Поэтому человеческая деятельность всегда опирается накакой-то метод.
Какие жеметодологические основания философия открывает для деятельности человека. Вшироком плане методологическая функция философии продолжает и дополняет еемировоззренческую функцию, ибо взгляды человека на средства своей деятельноститоже имеют мировоззренческое значение. В свою очередь, и мировоззрениесоставляет неотъемлемую часть любой методологии.
Прежде всегоздесь следует отметить, что в философии широко используются все наиболее общиеметоды познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы,применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законахдвижения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия),релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методуприсуща своя методологическая специфика функционирования. Средиметодологических функций следует отметить такие как логическую, гносеологическую,эвристическую, селективную, интеграционную и др.
Логическаяфункция состоит в использовании философских категорий, идей и принципов, вкачестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном цельюнаправлении.
Эвристическаяфункция организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знанийо них в разных сферах бытия.
Селективнаяфункция связана с решением философских проблем выбора и сознательного отборанеобходимых признаков, свойств, вещей и отношений в процессе деятельности.
Интеграционнаяфункции направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение иходной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованногорезультата в многогранной деятельности. По данному поводу следует отметить, чтоклассическая философия исходила из непосредственного соответствия междупредметом и методом. Классическое требование гласит, что данный предмет долженпознаваться только соответствующим ему методом, который для других предметовприменяться не может. Постклассическая же философия разработаламетодологический механизм, в котором один предмет может разностороннепознаваться несколькими методами, а несколько разных предметов могутпознаваться одним универсальным методом.
Методологическаяфункция, о которой также уже шла речь, заключается в том, что философиявыступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методовпознания и освоения действительности человеком.
Следуетвыделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотезоб общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этомстепень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философияопирается на науку. Наконец, нельзя не упомянуть функцию философии как школытеоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения историифилософии.
Критическаяфункция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и насаму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античностипроповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важностикритического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению ксуществующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическуюроль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значениеимеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, ане абстрактный нигилизм.
С критическойфункцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios — ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемогообъекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных,эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется впереходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора путидвижения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старыхценностей.
Социальнаяфункция философии является довольно многоплановой по своему содержанию иохватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнитьдвуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать егоматериальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что вобщественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особуюценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужнопредварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива вразработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческогообщества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели инаправить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. Приэтом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколькокаждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющийхарактер, философия должна быть адресована каждому человеку.
С социальнойфункцией тесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной.Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающуюроль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистическихценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, такимобразом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, котораяособенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумирыи идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет;когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на гранибытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.
Думается, чтоименно сегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательныВ.Франклу, создавшему логотерапию (от греч. logos — смысл, и therapeia — лечение) — теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит втом, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскимипроблемами, поставленными перед человеком жизнью»[3].Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставитлоготерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, — этобольше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.
Следуетподчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая изних предполагает остальные и так или иначе включает их. Нельзя разорвать,например, мировоззренческую и методологическую, методологическую игносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с темтолько через их целостное единство проявляется специфика и сущность философскогознания[4].4 Роль философии в культуре
Философияиграет огромную роль в развитии культуры.
Философиязависит от культуры, представляет собой ее выражение и в то же время формируетее. Духовная жизнь общества составляет главный процесс формирования и развитияего духовной культуры. Основными критериями сферы духовной жизни обществаявляется развитость индивидуального сознания: способность человека осознаватьсамого себя, свои отношения с природой и обществом, гуманистическаянаправленность мировоззрения, мера развитости образования, науки,информационной жизни общества.
Культура -не объективация, не вещь, поступившая в обработку сознания, а состояниясознания, продуцирующего феномены. в том числе и собственные вещные аналоги.Поэтому метафизика не имеет своего места в культуре, никогда не являетсявидимой. Наоборот, фиксация состояний сознания однажды порождает некоторуюпоследовательность, считываемую уже не умозрительно, а res extensa.Утопический проект авторского «ноу хау» относительного смыслового горизонтаоднажды реализуется как актуальная тотальность того, что потребляется всеми сготовым вложенным образом целостности. А уже после этого кажется, что нет ничегоестественнее, чем культура.
Итак,первое - описательность, связанная с вопросом, и следовательно спарадоксом. Парадокс - пустая ячейка смысла. которая непрерывнозаполняется, и тогда происходит движение смыслообразования в культуре.Заполнение происходит в единственном месте - месте непрозрачностиавторского замысла о мире. Парадокс в том, что существование стабильных(культурных) объектов возможно, когда сознание, непрерывно порождающее аналогисвоих состояний, сводит их в картину, элементы которой образуют некотороеединство относительно общего основания, то есть соотносимы через ключевойпризнак, который как раз очевиден. Оказывает, что объект есть тогда, когда ввещи вложено различие, а не единство. Умная задача различения родов сущего ужевыполнена, и перед нами таблицы спецификации «объектов» или «красивых» вещей.Но тогда мы никогда не узнаем, какова генеральная задача инстанции или машины,непрерывно порождающей культурные миры (они ведь, застывая. предстают какзамкнутые и соотнесенные друг с другом относительно временной оси). Об этойзадаче мы можем узнать только параллельно с данной инстанцией (или машиной),порождая вещи в единицу экзистенциального времени. Но всякую сборку (монтаж)объекта культуры предваряет разъятие, поскольку акт творения уникален. Сознаниевсегда действует «со шва» и предполагает бесконечные умножения того, что есть вусловиях отсутствия прямого целеполагания (иначе вещи культуры давно бызакончились).
Творение вэтих условиях - выведение к очевидности (зримости) путем фиксации неочевидного,работа с эквиваленциями. Здесь не может быть первообраза, так какпервоочередность давно утрачена в подобиях. Оригинал угадывается… иликонструируется (монтируется). Вместо процедуры вложения первообраза, подведенияонтологической модели под то, что есть в культуре, мы совершаем операциюсканирования и отслеживания шумов сущего. Инстанция смысла фальсифицируетсячерез множество серий вещных аналогов творящего слова. Все серии замыкаются напервое лицо, держателя культурных значений. Вопрос о том, что такое культура,неизбежно сводится к проблеме стабилизации сознания первого лица, усилияотталкивания которого от тотальности вещей и тотальности знаков рождаюткультурную стратагему. Санкционированная мною объективация - этофеноменологическое единство жизни, разнесенное по таблицам подобий, после чегооно снова запускается в оборот как единство культуры.
Итак,культура - это растождествленное сознание, разнесенное по множествупозиций в глубине сущего и непрерывно их объединяющее. Считать непосредственноматрицу сущего, то есть объективировать истину, невозможно и не нужно —таков замысел о человеке. Модель прямой трансляции разума к миру культурынеприложима: мы всегда имеем дело с побочными продуктами работы мироустройства[5].Заключение
Подведемкраткие итоги проделанной работе.
Освещаясобственно проблему происхождения и сущности философии, дадим краткуюхарактеристику двух основных точек зрения на сущность философского знания:сциестической (от латинского «сциенциа» — наука) и культурологической. В рамкахсциентистской концепции предмет философского знания определяется так: философия– это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческогомышления. В рамках культурологической схемы философия рассматривается как частькультуры, а ее предмет определен как способ осмысления предельных основанийкультуры (жизь-смерть, счастье, смысл жизни и др.).
Методологическис этими схемами связаны теории возникновения философского знания, гносеогеннаяи мифогенная.
Важнейшейфункцией философии является смыслообразующая функция, содержанием которойявляется отсекание смысла бытия человека и человечества и формирование такойкартины мира, которая соотествует этому смыслу.
Остальныефилософские функции детерминированы и скорее объединяют, чем дифференцируютфилософию от других мировоззренческих и общественных феноменов (религия,политика, право, мораль и др.). К ним относятся: познавательная,информационная, оценочная и др.
В заключенииследует подчеркнуть нашу точку зрения. По нашему мнению, философия должнарассматриваться как мировоззренческий феномен, часть культуры, а предметом еерассмотрения будут являться определенные основания культуры и бытия, какобщественного, так и индивидуального.
Список литературы
1.  Ахиезер А.С. Обособенностях современного философствования. //Вопросы философии. 1995. №12.
2. ЛавриненкоВ.Н. Философия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
3. ОгарковА.Н. Философия культуры: что это такое? // Вопросы философии, № 2, 2003.
4.  Философия:Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Винокуровой. Новосибирск: НГАУ,2004.
5. ФранклВ. Человек в поисках смысла. М.: ИНФРА-М, 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.