Реферат по предмету "История"


Революционное студенчество в Петербурге конца Х1Х - начала ХХ века

КУРСОВАЯ РАБОТА
Революционное студенчество в Петербурге конца Х1Х- начала ХХвека
2004 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:
Введение… 3
Глава 1.  Краткаяхарактеристика политической жизни  в России  на рубеже Х1Х-ХХ вв… 5
1.1.Политическая жизнь Россиина рубеже Х1Х-ХХ вв… 5
2.2. Студенчество каксоциальная прослойка… 8
Глава 2.  Революционноедвижение в студенческой среде Петербурга  конца Х1Х — начала ХХ веков… 14
2.1. Организации и лидерыреволюционного студенческого движения  в Санкт-Петербурге… 14
2.2. Деятельность «Объединеннойсоциал-демократической организации  студентов Санкт-Петербурга»… 17
Заключение… 25
Список литературы… 27
Приложение 1… 30
Приложение 2… 32/>Введение
     Российское студенчество дореволюционных лет представляло собой самыймногочисленный отряд отечественной интеллигенции.
      Помнению ученых, студенчество традиционно выступало как наиболее революционныйслой общества. В отличие от простой молодежи, революционность студенчестваусиливалась еще и высокой интеллектуальной способностью к социальной рефлексиии критическому анализу реальности. В XIX веке почти все социал-демократическиеи анархистские общества создавались исключительно в университетской среде[1].
      ВРоссии революционный нонконформизм студенчества вообще хрестоматийная тема(народовольцы, Казанский университет, Ульяновы и т.п.).
      К томуже студенчество как социальная прослойка всегда была буфером междуинтеллигенцией и крестьянством.
     Петербург как «колыбель революции» всегда был эпицентром событий. Всеначинания, все истоки революционных волнений находились именно в Петербурге.
      Крометого, Петербург был и до сих пор остается культурной столицей России. Большоеколичество университетов, институтов, всегда привлекало лучшие умы провинций и профессорского состава, которым как никому были близки революционные идеи.
      Именнопоэтому студенчество Петербурга всегда было в первых рядах в деле продвиженияреволюционных идей, находя для этого и средства, и лидеров.
      Вплотьдо революционных событий 1917 года студенческое сообщество Петербурга сохранялодвойственную репутацию: наименее консервативной, наиболее подвижной,восприимчивой к новым веяниям социальной группой населения, но, в то же время — студенты нередко жили замкнутой, скрытой от постороннего взгляда жизнью.Следовательно, в их среде могли зародиться не только новые продуктивныеобщественные практики, но и угрожающие сектантские настроения, чреватыеобщественно неуправляемыми последствиями.
      Цель курсовой работы – показать роль революционногостуденчества
в Петербургеконца Х1Х- начала ХХ века.
         В задачиработы входит:
     1.Охарактеризовать политическую жизнь России на рубеже Х1Х-ХХ вв.
     2.Показать студенчество как новую социальную прослойку российского общества.
      3.Осуществитьанализ революционного движения в студенческой среде Петербурга конца Х1Х — начала ХХ веков
      Теоретическойосновой работы послужили труды таких авторов, как Т.П.Бондаревская, М.В.Борисенко,А.Е.Иванов, Н.Г.Завадский, И.П.Лейберов, Н.А.Хименко, Р.Г. Эймонтова, В.П.Яковлев и др. ученых-историков.
/>Глава1.  Краткая характеристика политической жизни  в России
на рубеже Х1Х-ХХ вв./>1.1.Политическая жизньРоссии на рубеже Х1Х-ХХ вв.
      Нарубеже ХIХ-ХХ вв. мировой капитализм вступил вновую стадию-империализм. Свободная конкуренция сменилась господствоммонополий. Произошло слияние промышленного и банковского капиталов. Наряду свывозом товаров в слаборазвитые страны особое значение приобрел вывоз капитала.Возникли международные союзы капиталистов. Противоречия между великимидержавами из-за колоний привели к многочисленным войнам.
      Россия- страна среднеразвитого капитализма — была составной частью мировогоимпериализма. Ее природные богатства и дешевые рабочие руки привлекалииностранных капиталистов. Они охотно вкладывали свои капиталы в хозяйствоРоссии, особенно в добычу нефти, угля, металлов. Иностранный капитал составлял7О% всех средств, вложенных в добывающую промышленность. В России тоже шелпроцесс концентрации производства. Мелкие предприниматели разорялись, а крупныеобъединялись в монополистические союзы.
      Но вРоссии империализм сочетался с остатками феодализма. В стране сохранилисьабсолютная монархия, помещичьи латифундии. Эти пережитки феодализма мешалиэкономическому и культурному прогрессу страны, создавали острые социальныепротиворечия. В России ширилась борьба рабочих с предпринимателями за улучшениеусловий труда и жизни, борьба крестьян за землю, борьба национальных меньшинствза национальное равноправие.
      Встране сложилась революционная ситуация, которая отличалась от всех предыдущих.В ней гегемоном был пролетариат. В лице пролетариата крестьянство нашлосоюзника в борьбе против царизма. Впервые в России революционная ситуацияпереросла в мощную народную революцию.
      В концеХ1Х-начле ХХ в. мировое сообщество вступило в новую фазу своего развития.Капитализм стал мировой системой, достигнув в передовых странахимпериалистической стадии.
      Россияотносилась ко «второму эшелону» стран, вступивших на путь капиталистическогоразвития позднее ведущих стран Запада. Но за пореформенное сорокалетие,благодаря высоким темпам экономического роста, прежде всего промышленности, онапроделала путь, на который Западу потребовались века. Этому способствовал рядфакторов и прежде всего — возможность использовать опыт и помощь развитыхкапиталистических стран, а также экономическая политика правительства,направленная на форсированное развитие некоторых отраслей промышленности ижелезнодорожное строительство. В результате российский капитализм вступил вимпериалистическую стадию почти одновременно с передовыми странами Запада. Длянего были характерны все основные черты, свойственные этой стадии, хотя имелисьи свои особенности.
      Послепромышленного подъема 90-х годов Россия пережила тяжелый экономический кризис1900-1903 гг., затем период длительной депрессии (1904-1908). В 1909-1913 гг.экономика России сделала новый резкий скачок. Объем промышленного производствавозрос в 1.5 раза. На эти же годы пришелся ряд необычайно урожайных лет, чтопридало экономическому развитию страны прочную базу.
     Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень ееэкономического развития. Наряду с формировавшимися классами буржуазногообщества (буржуазия, пролетариат) в нем продолжало существовать и сословноеделение-наследие феодальной эпохи (дворянство, купечество, крестьянство,мещанство)[2].
     Политический строй России — абсолютная монархия. Сделав в 60-70-х годах ХIХвека шаг по пути превращения в буржуазную монархию, царизм юридически ифактически сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон по-прежнему провозглашал:«Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный». Николай II,вошедший на престол в 1894 году, твердо усвоил мысль о божественном происхождениицарской власти и считал, что самодержавие есть единственная форма правления,приемлемая для России, отвергая все попытки ограничить свою власть.
      Вплотьдо 1905 года высшим государственными органами в стране были Государственныйсовет, постановления которого имели для царя рекомендательный характер, и Сенат- высшая судебная инстанция и толкователь законов. Исполнительная властьосуществлялась 11 министерствами, деятельность которых отчасти координироваласькомитетом министров. Но последний не имел характера Кабинета министров, так каккаждый министр был ответственен только перед царем и выполнял его указания.Николай II, всемерно ограждая свою власть, крайне ревниво относился к любойкрупной личности своих министров.
      Однакораскол российского общества шел главным образом, не по национальному, а посоциальному признаку.
      Тяжелоеэкономическое положение, гражданское и политическое бесправие, репрессии ипреследования явились причиной постоянно растущей эмиграции из России.Крестьяне массами устремлялись на заработки в приграничные государства(Германию, Австро-Венгрию), а затем и в США, Канаду, Австралию. И наконец, всеболее заметную часть эмиграции составляли люди, сделавшие целью своей жизниборьбу с самодержавием.
      Остротапротиворечий, раздиравших российское общество, все чаще выливалась в открытыйпротест. В стране назревала революционная ситуация. Бурлило студенчество. Нонаиболее существенную роль в этом процессе играло нараставшее рабочее движение,характерной особенностью которого в этот период было сочетание экономических иполитических требований.
      ВРоссии шло брожение. Признаком этого были политические стачки. Уже в 1903 годуна юге России состоялось много стихийных политических забастовок. Движениеприняло широкие массовые масштабы, но постепенно угасало из-за отсутствияруководителей.
     Революционные события в России быстро нарастали. Первого мая 1905 года вомногих городах состоялись массовые демонстрации.
     Революционные настроения проникли в армию и на флот.
      Встране поднялась волна крестьянских выступлений. В августе 1905 года возникВсероссийский крестьянский союз — первая массовая организация в деревне,руководили которой либералы и эсеры.
      Послеоктябрьской политической стачки возглавляемая Лениным партия большевиков иСоветы рабочих депутатов организовали по всей стране подготовку к вооруженномувосстанию с целью свержения монархии.
      Подвлиянием революционной борьбы рабочих в стране происходит рост крестьянскогодвижения. Крестьяне захватывают пашни и луга помещиков, громят помещичьиусадьбы. Широко распространились забастовки сельскохозяйственных рабочих. В1905 году в стране было более 3500 крестьянских выступлений. />2.2. Студенчество каксоциальная прослойка
     Студенчество того времени представляло собой уникальный феноменстратографического устройства общества. Студент — это больше, чем учащийсявысшего учебного заведения. По сути, это особый социально-антропологический тип,отдельное состояние экзистенции[3]. Именно в этот «период поиска идентичности» человек, незашоренный системнымиограничениями, наиболее способен к радикальному действию творческогомироустройства. К революции, проще говоря. Не случайным, поэтому, выглядитпровозглашение В.Хлебниковым в революционные дни 1917-го поэтической утопии«государства 22-летних» — интуитивной метафоры возрастного модуса происходившихсобытий.[4]
     Появление революционных настроений в студенческой среде было в значительноймере обусловлено недовольством существующим государственным устройством. Этонедовольство побуждало к теоретическим разработкам иных политических доктрин иэкономических систем, а запрет их пропаганды — к конспирации, губительной своейзакрытостью[5].
      Всередине Х1Х века знакомство слабо образованных молодых людей ссоциалистическими учениями при отсутствии открытой научной критики уводило их вмиры несбыточных грез, увлекало утопиями, кажущимися им вполне реальными.Многие полагали, что эти учения, воплощенные в жизнь, пренепременно избавятчеловечество от рабства и нищеты. Радикально настроенная часть русскогообщества не сомневалась в том, что народы, населяющие Россию, с нетерпениеможидают сигнала, по которому тут же поднимутся против царя и помещиков, чиновникови фабрикантов.
      Анализпрограммных документов «Земли и воли», «Народной воли», других революционныхсообществ приводит к мысли о полном непонимании проповедуемых ими идей ифанатической вере в реальность их осуществления. Они не пожелали даже предположить,что народ вовсе не собирается восставать ради непонятных ему призывов.[6]Убедившись на собственном опыте в консерватизме крестьян и провале«подготовления революции в России на коренных социалистических началах»,народники обратились к индивидуальному политическому террору. Они увидели в нем«осуществление революции в настоящем» (Н.А.Морозов). Террор есть компенсация,попытка реванша за провал «хождения в народ», за неудачи с кружкамисамообразования, воскресными школами, мелкими конспиративными обществами.
      Революционноестуденчество старалось учитывать все «просчеты» своих предшественников идействовать в революционной борьбе «по научному», вместе с тем не отказываясьполностью от террора.
     Студенчество в России уже в начале XIX века воспринималось как особая социальнаягруппа. Её формирование в основном происходило по тем же законам, которыеопределяли статус студенческих сообществ в иных европейских странах. Преждевсего, необходимо подчеркнуть, что в университеты неохотно шла молодежь иззнатных дворянских семейств, поскольку служебные перспективы выпускников высшихучебных заведений были достаточно ограниченными. Лишь в 1809 году положение делизменилось. По инициативе известного реформатора эпохи Александра I МихаилаСперанского был введен в действие новый порядок чинопроизводства. На чинколлежского асессора (восьмой класс из двенадцати, составлявших российскую«Табель о рангах») могли претендовать лишь выпускники одного из российскихуниверситетов.
     Студенчество в России начала ХХ века было новой социальной группой. Надо отдатьдолжное царскому правительству, которое поддерживало стремление к учебе вуниверситетах молодых людей из бедных слоев. Из 4017 студентов столичныхуниверситетов 1957 были детьми неимущих родителей, причем 847 из них получали стипендию.Конфликт возник из-за полицейского произвола в отношении студентовСанкт-Петербургского университета[7].
      Студентыпотребовали неприкосновенности личности, публикации всех касающихся их мер,отмены старого закона о призыве в армию исключенных студентов. Ректоруниверситета ответил им, что «райские птицы, которым дается все, что онипросят, не обитают в нашем климате». Студенты устроили демонстрацию уКазанского собора. Их поддержало своей забастовкой 25000 рабочих. Университетбыл закрыт, все студенты исключены. После открытия университета принято былообратно 2181 студентов из 2425. Николай II осудил студентов, заявив, что онидолжны учиться, а не демонстрировать.
     Брожение не утихло, и 14 января 1901 г. бывший студент Карпович П. В. убилминистра просвещения проф. Боголепова Н. П. Это бессмысленное преступление,восторженно встреченное студенчеством, открыло серию террористических актов состороны революционных сил и ответных действий правительства. После этих событийзначительная часть студенчества стала в оппозицию царскому режиму.
      В 1902г. произошел подпольный студенческий съезд с яростными дискуссиями эсеров илибералов. Небольшая часть студентов-экстремистов пошла в террор, в боевуюорганизацию эсеров.
     Всероссийский студенческий съезд — происходивший в начале марта 1902 г. вКиеве, выпустил манифест, выдержку из которого мы приводим[8]:
      «Съездпосле всестороннего рассмотрения настоящего положения вещей пришел к следующимвыводам:
      1)Студенческое движение есть движение политическое. Этим положением съезд хочетсказать, что студенческое движение своими корнями лежит глубоко в современномобщественном строе России. Осуществление университетской автономии шло бывразрез с правительственной тенденцией, заглушающей всякое стремление ксамодеятельности. Поэтому борьба за права студенчества неизбежно являетсяборьбой против правительства. Противодействие такой постановке вопросанеразумно и рано или поздно будет смыто волнами жизни. Студенческие движениябудут продолжаться до тех пор, пока народное представительство не даст гарантиисвободы личности, совершенно отсутствующей при монархическом строе.
      2)Необходимость высказать это положение вызвана у съезда грустным сознанием, чтоне вся масса студенчества вполне ясно представляет себе роковую неизбежностьреволюции. Съезд находит, что выяснение вопроса может и должно вестись в формепропаганды среди студенчества. Констатируя факт совместных действий запоследнее время студентов и рабочих, приветствуя от души это явление и выражаяжелание большего единения учащейся молодежи и пролетариата, идущих нога в ногупо пути требования политической свободы, являющейся первым пунктомсоциалистической программы, — съезд находит желательным возможно широкуюпропаганду социалистических идей среди студентов. Последнее необходимо дляясного понимания роли и степени участия пролетариата в нашем движении. Длялучшего достижения этой цели съезд находит желательным учреждение при всехвысших учебных заведениях постоянных организационных комитетов, состоящих всношениях с местными комитетами РСДРП, к которым съезд обращается спредложением оказать содействие проектируемым организациям. Что касаетсявопроса о тактике движения, съезд, оставляя в силе применение забастовки иобструкции во всех ее видах, выдвигает на первый план демонстрацию, какнаиболее действительное средство обратить внимание общества на ненормальноеположение дел. Кроме того, съезд предлагает всем студенческим организациямзаняться изысканием новых форм протеста.
      Считаяединство действий залогом успеха, съезд высказывается за желательность учрежденияобще-студенческого секретариата (Центральное Бюро), который установил быправильные сношения между отдельными организациями. Съезд находит возможным,чтобы печатный орган издавался при Центральном Бюро. Для той же цели желательныпериодические съезды представителей студенческих организаций России. Созывсъезда с указанием времени и места предоставляется секретариату. Заканчиваяработу, съезд полагает, что он исполнил в пределах возможного свой долг передстуденчеством. Он не хочет убаюкивать учащуюся молодежь уверением в легкихпобедах. Он не хочет закрывать глаза перед суровой действительностью. Конечнаяцель действия — политическая свобода, вопрос неопределенного будущего, но мыидем к ней твердыми и верными шагами. Правда, наш путь усеян жертвами и, можетбыть, еще много придется потерять на этом пути; не одно еще движение вспыхнет иснова погаснет, но какие бы меры ни принимало правительство, оно не можетзадавить протеста, созданного самой жизнью. Из этого сознания мы должны черпатьновые силы. Съезд убеждает товарищей не падать духом от временных неудач и,объединившись, правильно организовавшись, смело встать против гнетасамодержавного режима».
      Таковыбыли настроения студенчества, представлявшего собой наиболее радикальнонастроенный социальный слой.
/>/>Глава 2.  Революционное движение в студенческой средеПетербурга
 конца Х1Х — начала ХХ веков/>/>/>2.1.Организации и лидеры революционного студенческого движения
в Санкт-Петербурге
      Анализобширной литературы по данному вопросу[9]показывает, что наиболее ярыми сторонниками революционного движения тоговремени. В Санкт-Петербурге становятся студенты Петербургскоймедико-хирургической академии, Лесного института, Горного института,Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения, Петербургскогополитехнического института, Петербургского университета. Вот некоторыестуденты, которые вошли в полицейские сводки как наиболее «неблагонадежныеличности», студенты, становившиеся во главе организаций, поддерживающихреволюцию.
      ДаниловСергей Александрович (1879-1927). Видный деятель Народной Воли. Будучистудентом медико-хирургической академии, принимая участие в студенческомдвижении, в 1901 г. был выслан в Архангельскую губернию и уволен из академии. В1906г. он был возвращен, но в 1907 г. вновь арестован и за хранениереволюционных прокламаций сослан на 5 лет в Западную Сибирь. Бежав оттуда в конце1910 г., Иванов принял ближайшее участие в делах народовольческой организации,служа посредником между Петербургом и южными группами «Народной Воли». В своихпоказаниях Иванов говорит о том, что «охотно брал на себя всякие поездки» в этовремя, и благодаря этим поездкам его имя «совершенно незаслуженнопопуляризировалось».
     Чеботарев Илья Николаевич (1881 — 1921). Студент  Медико-хирургической академии. Вел пропаганду летом 1901 г. на московской фабрике Ганешина.Арестован 20 сентября 1901 г. по делу «Общества друзей революции». 28 декабря1901 г. поселен в Вятке под надзором, пробыл там до 1907 г. Впоследствиисотрудник «Русских Ведомостей».
     Ларионов Всеволод Михайлович (1884 — 1922). Студент  Технологического института. Народник-пропагандист. В январе 1905 г. арестован в Москве наквартире, которую он держал с В. С. Ивановским, где собирались рабочие. В июне1905г. приговорен к 5 годам каторги. Отбывал в Новобелгородском централе, потомна Каре. Вышел на поселение в 1910 г. в Якутской области. Вернулся в Россию в1911 г. Писатель-этнограф. Умер в Киеве 2 февраля 1922 г.
      Иоффе,Абрам Овсеевич, (1887 — 1932), студент Горного института, арестован 17 декабря1907 г. По высоч. повелению от 19 февраля 1886 г., Иоффе было вмененопредварительное заключение, и он был подчинён гласному надзору полиции на 2года вне местностей усиленной охраны.
      Кроместудентов, которые во времена революции становились предметом пристальноговнимания полиции лишь только потому, что учились в вузах, находящихся в спискахнаиболее «неблагонадежных»,  революционное движение захватывало и отдельныхличностей из числа тех, кто, в силу выбранной профессии, в принципе не долженбыл вступать в какую-либо борьбу.           Среди таких студентов, вошедших висторию революционного студенчества – Юлия Вейсберг.
      ЮлияВейсберг была студенткой Петербургской консерватории (1902-1906). Однако,вследствие революционных событий и студенческих волнений 1905 года (организациястуденческого забастовочного комитета учащихся Консерватории, увольнение изКонсерватории целого ряда профессоров и преподавателей) Вейсберг, как одно изглавных действующих лиц Организационного комитета, была исключена из рядовстудентов. И хотя вскоре ее восстановили — впрочем, как и остальных — в еежизни уже наметились серьезные перемены. Через несколько месяцев — зимой 1907года — она покинула Россию и уехала к своему будущему супругу в Германию, гдепровела 5 лет — с 1907 по 1912 год.
      Участиев революционном движении студенчества Политехнического института заслуживаетотдельной статьи.
      19февраля 1899 г. было принято правительственное постановление об организации вПетербурге нового высшего учебного заведения — политехнического института.Институт создавался с целью подготовки своих, отечественных специалистов — инженеров для развивающейся русской промышленности.
      Выборправительством площадки под строительство подальше от города мотивировалсяопасностью нежелательного «заражения» молодежной среды нарастающимиреволюционными настроениями в Петербурге. Этот выбор, однако, не оставилполитехнический институт в стороне от приближающейся революции, но принеспреподавателям и студентам немало лишений в последующий тяжелый период с 1914по 1924 годы.
      Периодоснования Петербургского политехнического института — начало ХХ века — былпериодом назревания революционной ситуации в России. Огромная страна стояланакануне буржуазно-демократической революции. Оставалось уже совсем немноговремени до грозного 1905 года. Царское правительство принимало все меры к тому,чтобы всячески воспрепятствовать проникновению в вузыреволюционно-демократической части молодёжи. Однако, несмотря на это ему неудалось оградить студенчество от революционных влияний
      Уже вноябре 1902 года, словно бомба, в стенах Института прогремело революционноевоззвание, датированное 7 ноября и имевшее подпись — Организационный Комитет С.Петербургского политехнического института. «Николай II — верховныйцарственный паразит…» «Студенчество, — говорилось в воззвании, — усвоивсоциал-демократическую тактику, сгруппировалось под красным знаменем и,пролетариатом, заявило о правах…Мы выкажем солидарность с ними (рабочими) вобщем требовании политической свободы как средства для будущего социальногопереворота».
      Этот документвозвестил о начале деятельности социал-демократической студенческой группыпетербургских вузов, куда, кроме студентов политеха, вошли также студенты Петербургской медико-хирургической академии, Лесного института, Горногоинститута и Санкт-Петербургского университета. Таким образом, вопреки всемсамодержавно — полицейским преградам революционные традиции были установлены впервый же год существования группы. />2.2. Деятельность«Объединенной социал-демократической организации
 студентов Санкт-Петербурга»
      Вянваре 1904 года Петербургским Комитетом РСДРП были установлены связи со всемисуществовавшими в тот момент революционными группами в различных учебныхзаведениях. К маю 1904 года в основном оформилась «Объединённаясоциал-демократическая организация студентов Санкт-Петербурга», действовавшаяна правах филиала, под руководством Петербургского Комитета РСДРП.
      Всентябре 1904 года был выработан устав объединённой организации петербургскихстудентов, определивший её цели следующим образом: «подготовка сознательныхработников партии, доставление ей материальных средств и поддержкастуденческого движения». Социал-демократические группы учебных заведений, какуказывалось в уставе, «…есть партийные организации, состоящие из партийныхработников данного учебного заведения, для руководства партийной работой вданном учебном заведении». На членов группы возлагалась обязанность работать нетолько в своём институте, но, по требованию Комитета, и в других частях местнойсоциал-демократической организации. [10]
      Впротоколе заседания объединённой организации указывается, что 28 ноября 1904года на Невском проспекте был арестован студент Горного института А. М.Саруханов, обвиняемый в том, что он держал красное знамя. За этим кратким сообщениемкроются, однако, важные события, связанные с деятельностью Петербургскойобъединённой студенческой организации.
      На 28ноября 1904 года была назначена демонстрация, которую готовили студенты подруководством Петербургского Комитета РСДРП. Была выпущена специальная листовкас призывом выйти на демонстрацию. Говоря о демонстрации, газета «Вперёд» даётследующее, небезынтересное для нас описание: «… в половине первого дня из массыпублики, заполнившей тротуары Невского проспекта, на углу Михайловской улицыкомпактная группа развернула два красных флага с надписями: «Долой войну!» и«Долой самодержавие!» Как видно из этих материалов, из двух красных знамён,бывших на демонстрации, одно держал студент Лесного института. Появлениестудента 28 ноября 1904 года с красным знаменем на Невском проспектесвидетельствует о том, что он действовал по прямому призыву социал-демократов,большевиков, а может быть и являлся членом РСДРП или был связан с ней.
      Вечером29 ноября полиция пыталась произвести обыск в комнате общежития Лесногоинститута, где жил арестованный. Однако студенты сорвали эту попытку. 30 ноябрястуденты в ожидании нового появления полиции, приняли необходимые меры.Очевидец этих событий профессор М. А. Шателен вспоминал, что студенты, готовясьвстретить войска, вооружились графинами, в которых вместо воды была налитасерная кислота.
     Указанные факты дают представление об атмосфере, царившей в студенческих кругахв конце 1904 года, накануне революции. Не следует, конечно, переоцениватьстуденческие выступления. Студенчество было неоднородно. Многие являлись, какуже указывалось, выходцами из мелкобуржуазной, разночинной среды, выражалистихийный протест против самодержавного строя, но имели весьма путанноемировоззрение и воспринимали события с мелкобуржуазных, анархистских,эсеровских или либерально-буржуазных позиций. Некоторые впоследствии отходилиот участия в движении, у них с годами пропадал революционный пыл. Но было средистудентов немало стойких, мужественных людей.
      Наиболееже сознательные из них были сторонниками социал-демократов или входили вбольшевистскую партию.
      События9 января 1905 года стали началом революции. Выстрелы в Петербурге пробудили вовсей стране огромные народные массы к активной революционной борьбе. В числежертв расстрела был студент второго курса экономического отделенияПетербургского университета Николай Васильевич Савинкин, убитый уАлександровского сада. Савинкин являлся членом студенческойсоциал-демократической группы. На экстренном заседании 10 января 1905 годаСовет организации, выразив своё глубокое возмущение по поводу расстрела мирнойдемонстрации, принял решение прекратить в знак протеста занятия и довести этодо сведения правительства. Студенты в знак протеста, прекратив полностьюзанятия, фактически примкнул к всеобщей забастовке рабочих, начавшейся вПетербурге[11].
     Состоявшееся в августе 1905 года совещание представителей ЦК РСДРП, работавшихв России, рекомендовало студентам прекратить забастовку и приступить к занятиямс тем, чтобы превратить университетские и институтские аудитории в трибуныреволюции. В сентябре 1905 года ЦК РСДРП опубликовал специальное обращение «Ковсей учащейся молодёжи», которое было напечатано в большевистской газете«Пролетарий» и в специальной листовке.
      ЦКРСДРП призвал демократическое студенчество воспользоваться аудиториями кактрибунами для обличения правительства, превратить залы университетов иинститутов в штаб-квартиры своей революционной работы.       «Для этого, а не«для мирных занятий», вы должны открыть учебные заведения». В первыхчислах сентября 1905 года во всех высших учебных заведениях страны прошлистуденческие сходки, на которых обсуждались вопросы дальнейшего участиястуденчества в революции.
      В конце1905 года студенческие сходки всё чаще посещают рабочие и революционнонастроенная интеллигенция. Сходки превращаются в общенародные митинги, накоторых обсуждаются важнейшие политические проблемы, вопросы тактикипролетариата и его партии. Основную помощь в этом оказало революционнонастроенное студенчество.
      Ободном из таких митингов, состоявшемся в Политехническом институте 9 октября, накотором присутствовало до 3 тысяч студентов и рабочих, а речи «носилиисключительно революционный характер», с тревогой сообщал петербургскийгенерал-губернатор Трепов. Под влиянием развернувшейся в стране октябрьскойВсероссийской политической стачки студенческое движение в стране ещё большевыросло. На сходке 13 октября 1905 года студенты постановили с 14 октябряпрекратить занятия в знак солидарности с бастующими петербургскими рабочими.Таким образом, с 14 октября 1905 года учебные занятия в институтах вновьпрекратились. 16 октября специальная телеграмма правительства объявила озакрытии Политехнического института. Но митинги в институтских аудиторияхпродолжались. [12]
      Однако,несмотря на «обещание» свобод, данное в манифесте 17 октября, царскоеправительство посылало войска, чтобы срывать митинги в вузах. Многие институтыгорода были закрыты. Занятия, прерванные в октябре 1905, не возобновлялисьвплоть до наступления нового учебного года.
      Чтобыдать отпор черносотенной реакции и полиции, по призыву большевиков рабочиеВыборгского района начали вооружаться. В боевых дружинах принимали участиестуденты Политехнического и Лесного институтов. Так прошёл революционный 1905-йгод
      Вусловиях спада революции после поражения Декабрьского вооружённого восстаниябольшое значение для студенческого движения имело использование всех легальныхвозможностей. Осенью 1906 года в ряде вузов Петербурга студенческая молодёжьпытается организовать свой представительный орган. Сама возможность этойпопытки являлась реальным завоеванием 1905 года и продолжавшейся в стране революционнойборьбы трудящихся. В дореволюционный период подобная попытка была бы обреченана провал.[13]
      Такимобразом, несмотря на постепенное отступление революции, в студенческих слояхпродолжалось революционное, демократическое движение студенчества. Зданияинститутов и общежитий широко использовались для революционной пропаганды. [14]
      Как ужеупоминалось, боевая дружина возникла в организации еще в 1905 году в ответ наразгул черносотенцев. Значительное усиление деятельности боевой организациипроизошло в 1906-1907 гг. По воспоминаниям старых большевиков петербургскиедружинники в июле-августе 1906 года собирались преимущественно в лесу, вЛесном, а иногда и в Лигове. В Петербурге местом сбора «служили столовыеУниверситета, Политехнического института, Лесного института, а в особенностиТехнологического института».
      Быстрыйрост боевой организации потребовал от партии создания специальной школы дляобучения дружинников необходимым навыкам военно-боевой работы. В этих целяхбыла создана центральная инструкторская школа-лаборатория. Её занятия проходилив различных вузах Петербурга, и, в частности, Политехническом институте.Революционное студенчество и его организации оказывали школе всяческоесодействие.[15]
      3 июня1907 года после, так называемого, третьеиюньского переворота, когда царь разогналВторую Государственную думу, в России окончательно утвердилась реакция. 11 июня1907 года правительством были составлены новые ещё более суровые правила и вотношении высших учебных заведений страны. В среде демократически настроеннойинтеллигенции России начали появляться настроения упадка и пессимизма. Началсямассовый отток в социал-демократическом движении. Социал-демократическая группапрекратила существование. Отсутствие национальной идеи, потребительскиенастроения, разброд, шатания и уныние охватило передовую молодежь иинтеллигенцию. Участились самоубийства.[16]
      Впослереволюционный период студенческие организации всё более расширялись. Осоциальном составе студенчества свидетельствуют данные анкеты 1909 года,организованной институтской кассой взаимопомощи. Из числа опрошенных на долюдетей буржуазии и помещиков приходилось 35 %, на долю трудовой интеллигенции — 55 % и на долю детей рабочих и крестьян — 10 %. По своим политическим симпатиям23 % студентов примыкали к социал-демократам: 16,8 % — к народникам; 15,5 % — ккадетам; 2,2 % — к октябристам; 2,8 % — к правым и т.д., 28,2 % — называлисьбеспартийными. Несмотря на то, что каждый очередной прием в институты тщательноконтролировался полицией, в институты активно поступали представителидемократически настроенных слоев населения. Студенчество не только овладевалонауками, оно продолжало живо откликаться на революционные события, которыезаметно оживились со второй половины 1910 года. Архивные документы ивоспоминания участников свидетельствуют о том, что в конце 1910 года вПетербурге вновь возродилась студенческая социал-демократическая фракция. Вноябре 1910 года состоялись студенческие демонстрации по случаю смерти Л. Н.Толстого. Студенты были среди участников демонстраций. В декабре 1910 года вПетербургском университете состоялась многолюдная студенческая сходка. В разгаробсуждения в чертежную ворвался полицейский пристав и приказал немедленноразойтись. На это председательствующий студент Петрашкевич заявил приставу, чтоон, председатель, слово приставу не давал и предложил продолжить собрание. Наэтой сходке было принято постановление о прекращении учебных занятий на три днякак протест против жестокостей царских властей по отношению к политическимзаключённым. Под нажимом полиции Петрашкевич был исключен из института. Хроникавыступлений студентов университета свидетельствует о нарастании настроенийпротеста.
      1911год. 27 января состоялась сходка. Объявлена забастовка в знак протестасамодержавной политике правительства. Все занятия прекращены. Март — арестованы55 студентов. Сентябрь — сходка по поводу голода в Поволжье. 1912 год. Апрель — массовые митинги с участием студентов по поводу расстрела рабочих на Лене.
      Винститутах распространено воззвание социал-демократической партии. Осень — создан городской Объединенный Комитет социал-демократических фракций высшихучебных заведений.
      1913год. Март — в институте состоялась сходка студентов (1200 человек) по поводузакрытия властями Военно-медицинской академии. 15 марта объявлена забастовка.Апрель — в годовщину Ленского расстрела на Невском проспекте с участиемстудентов состоялась первая после 1905 года политическая демонстрация.
      Май — сучастием многих студентов прошли майские демонстрации на Невском. 1914 год. 13марта — сходка студентов на площадке центральной лестницы по поводу очередной годовщиныЛенского расстрела и против всей системы дворянско-крепостнического режима.Предлагалась двухдневная забастовка. Исполнялись революционные песни. 21 марта- сходка по поводу массовых отравлений работниц на фабриках Петербурга. Май — проведен «День рабочей печати». Распространено 500 экземпляров «Правды», прошелсбор денег в фонд газеты. Отпечатано и распространено в городе 20 тысячпервомайских листовок. Таким образом, передовая демократическая частьстуденчества принимала активное участие в революционном движении. Это движение,в отличие от 1905 года, проходило под влиянием партии большевиков.
     Практическим примеров активного участия студенчества в революционном движенииможет стать агентурное донесение о террористическом направлении в студенческомдвижении, датированная 15 апреля 1909 г. (приложения 1 и 2).
/>Заключение
      
     Поскольку Петербургское студенчество выступало «на почве борьбы за политическуюсвободу», оно не могло не искать поддержки у революционной партии, котораяборолась до него и после него. Нельзя забывать, что политический союз — как быон скромен ни был — налагает на обе стороны определенные политическиеобязательства. Студенческий съезд вполне правильно поставил вопрос на почвуполитического союза с социал-демократической партией. Прежние студенческиедвижения не имели под собой основы, которую дала социал-демократическая партиястуденческим организациям. Борьба с самодержавным режимом, несомненно, в революционныегоды была обще студенческим делом.
      Вреволюционные годы  учащаяся молодежь составляла главный общественный слой, накоторый опиралось революционное движение. Тогда студенчество было авангардом ив революционной борьбе, и в развитии русской общественной мысли. Литературавнимательно следила тогда за изменениями в настроении студенчества, запоявлением и развитием в нем новых типов. Студент был тогда излюбленным героемроманов.
     Решительным моментом была революция 1905-1906 годов, во время которой ярковыявилось стремление пролетариата и крестьянства всерьез, до конца вестиреволюционную борьбу за свои классовые интересы, за захват всей помещичьейземли, за социализм. А эти требования совсем не отвечали интересамстуденчества. И студенчество, наряду с другими слоями интеллигенции, уходит излагеря революции. Но и в буржуазном лагере студенчеству, как политической силе,делать нечего. Буржуазные партии никогда не имеют массового характера. Этовсегда только группы вожаков, политиканов плюс необходимый для работы партииаппарат. Этот аппарат состоит из квалифицированных интеллигентов, которых врядах буржуазных партий не мало. Недоучившийся студент, как общее правило,здесь не нужен. Студенчество может играть здесь только подсобную роль статистов,«толпы». И студенчество уходит из области политики; оно замыкается в область«академизма». В литературе образ студента бледнеет. Революционные беллетристырисуют этот тип в виде «белоподкладочника».
      И ониоказались вполне правы. Когда вспыхнула революция 1917 года, когда студенчествунельзя было оставаться в роли бесстрастного к политике академизма, когда онодолжно было проявить свое политическое лицо, оно в подавляющей массе стало влагерь буржуазных партий. А когда ударил гром октябрьской революции, то влагерь противников ее ушло почти все студенчество до меньшевиков и эсэроввключительно. Но и в этом лагере студенчество не образовало особой характернойгруппы: оно смешалось здесь с прочими родственными элементами в группебелогвардейских добровольцев. А та часть студенчества, которая, хотя исочувствовала белогвардейцам, но все-таки по тем или иным причинам осталась вРоссии, не играла никакой самостоятельной роли. Эта пассивная роль, это тесноеобщение с обывательской интеллигенцией не прошло даром для студенчества.
      Нореволюция не только насмерть ушибла старое студенчество. Наряду с ним онасоздала и новое. Это молодежь, которая выросла в огне, в муках и в работереволюции, которая до студенческой скамьи сплошь и рядом работала — и подчассамостоятельно работала — в армии. Она рисковала там жизнью во имя революции;это привязало ее к революции, крепко спаяло с последней. Эта молодежь привыкласвоими силами выходить из очень затруднительных положений, привыкла смолодудобывать хлеб не только для себя, но и для семьи. Это развило в ней энергию,которая прежде убивалась жизнью на всем готовом. Эта молодежь — дитя революциисо всеми темными и светлыми сторонами, которые должна выработать в молодежитрудная, мучительная, сплошь и рядом уродливая, но в то же время и геройскаяэпоха революционной борьбы.
/>Список литературы
1.   Банелин Р.Ш. Петербургскийуниверситет и правительственная политика (Из истории студенческого движения) //Очерки по истории Ленинградского университета. Т.6. Л., 1989.
2.   Берков П.Н. Из ранней истории научныхи литературных сборников студентов Петербургского университета // Там же. Т.1.Л., 1962.
3.   Бондаревская Т.П. Большевистскаяорганизация университета в революции 1905-1907 гг. // Петербургский университети революционное движение в России. Л., 1979.
4.   Борисенко М.В. Участие студенчестваПетербургского университета в революционном движении в 1907 г. — феврале 1917г. (историография вопроса) // Очерки по истории Ленинградского университета.Т.5. Л., 1984.
5.   Борисенко М.В. В.И.Ленин остуденческом движении в России времени революции и нового революционногоподъема (1907-1914) // Вестник ЛГУ, 1984. N 2. Вып.1. С.103-105.
6.   Борисенко М.В. СтуденчествоПетербурга в 1907-1914 гг.:
Автореф. канд. дис. Л., 1984.
7.   Витте С.Ю. О полицейской расправе надстудентами ун-та 8 февр. 1899.
8.   Георгиева Н.Г. Советскаяисториография студенческого движения в России на рубеже XIX-XX вв. // Вопр.истории. 1979. N 10. С.124-131.
9.   Гусятников П.С. Революционноестуденческое движение в России 1899-1907 гг. М.: Мысль, 1971.
10.      Гусятников П.С.Деятельность петербургских большевиков среди демократического студенчества(1903-1904 гг.) // Учен. зап. Петрозаводск. гос. ун-та. Т.13. Вып.4. 1966.
11.      Жуйкова Р.Г.Революционное студенческое движение в Петербурге в 80-х гг. XIX в. (1881-1887гг.).Автореферат дис. канд. ист. наук. Л., 1965.
12.      Жуйкова Р.Г.Революционные студенческие кружки С.-Петербургского университета 80-х годов XIXвека // Очерки по истории Ленинградского университета. Т.2. Л., 1968.
13.      Золотарев Б.Н. В.И.Ленин и революционное студенчество Петербургского университета в периодсоздания и деятельности Союза борьбы за освобождение рабочего класса // Вестн.Ленингр. ун-та. 1969. N 2.Вып.1. С.9-26.
14.      Из историиреволюционного движения учащихся в России в 80-х годах XIX в. / Публ.А.Н.Катренко // Сов. архивы. 1983. N 6. С.31-35.
15.      Иванов А.Е. Отхроники к исследованию // Новый мир. 1973. N 5. С.285.
16.      Иванов А.Е.Демократическое студенчество в революции 1905-1907 гг. // Исторические записки.1982.
17.      Косачевская Е.М.Декабристы и Петербургский университет // Петербургский университет иреволюционное движение в России. Л., 1979.
18.      Лейберов И.П. Революционноестуденчество Петроградского университета накануне и в период первой мировойвойны (март 1914 — февраль 1917 г.) // Очерки по истории Ленинградскогоуниверситета. Т.2. Л., 1968.
19.      Мaрголис Ю.Д.Петербургский университет 1905-1907 гг. в воспоминаниях современников // Новоео революции 1905-1907 гг. в России. Л., 1989.
20.      Ольховский Е.Р.Студенческое движение в Петербургском университете в период ленинской Искры1900-1903 гг. // Петербургский университет и революционное движение в России.Л., 1979.
21.      Ольховский Е.Р.Студенческое движение на рубеже XIX-XX вв.: Зарождение большевистскойорганизации в Петербургском университете // Очерки по истории Ленинградскогоуниверситета. Т.6. Л., 1989.
22.      Петербургскийуниверситет и революционное движение в России / Отв. ред. Н.Г.Сладкевич. Л.:Изд-во ЛГУ, 1979.
23.      Савельева В.Г.,Яковлев В.П. Студенческая забастовка 1908 года в Петербургском университете //Вестн. Ленингр. ун-та. 1979. N 8. Вып.2. С.29-33.
24.      Тишкин Г.А. Ореволюционной пропаганде студентов Петербургского университета в воскресныхшколах // Вестник Ленингр. ун-та. 1973. N 2.
25.      Тишкин Г.А.Декабрист в студенческом кружке // Ленингр. ун-т. 1975. 18 ноябрь С.4.«Искра» N18, 10 марта 1902 г.
26.      Хименко Н.А.Большевистская организация студентов Петербурга накануне и в годы первойрусской революции (1904-1906 гг.)., Автореф. дис. канд. ист. наук. Л., 1975.
27.      Щетинина Г.И.Студенчество и революционное движение в России, последняя четверть XIX в. / АНСССР. Ин-т истории СССР. М.: Наука, 1987.
28.      Эймонтова Р.Г.Университетский вопрос и русская общественность в 50 — 60-х годах XIX в. //История СССР. 1971. N 6. С.144-158.
29.      Энгель Г.А. 1905год и студенческое движение в Петербурге // Ленинградский университет ввоспоминаниях современников. Т.2. 1895-1917. Л., 1982.
30.      Юхнева Н.В.Студенческое движение в Петербургском университете и первые демонстрации 1901г. // Очерки по истории Ленинградского университета. Т.1. Л., 1962.
31.      Яковлев В.П.Петербургский университет в революции 1905-1907 гг. // Вестн. Ленингр. ун-та.1980. N 2. Вып.1. С.19-25.
32.      Яковлев В.П.Студенчество российских университетов в годы реакции (1907-1910)// Проблемыотечественной и всеобщей истории. Л., 1976. Вып.3. С.48-55. />Приложение 1
Агентурное донесение о террористическом направлении
в студенческом движении
«Студенческаязатея “о покушениях” принимает обороты, во всяком случае достаточно серьезные.Мне самому казалось по началу, что сообщение сделанное после обсужденияпетербургскими студентами, постановления об отделении от ЦК партии С-Р(покушения на Витте и Щегловитова) не более как бравада, хотя и с полнойготовностью “пойти на жертвы”во имя идеи возвращения народовольческой тактики,которую целиком вело студенчество. Но на поверку выходит много сложнее. Мнепришлось вчера утром видеть С… Хотя сейчас он и не студент, но все егосимпатии и связи в студенчестве. Он много разбирался в названном вопросе ивчера вечером сказал, что идея “студенческого террора” имеет много поклонниковне только “сочувствующих”, но и активных. По словам С. эта новая так сказатьбоевая организация студенчества насчитывает уже около 18 активных членов.“Готовых на все” по выражению С. Интересно, что даже С. при всех своих огромныхсвязях в студенчестве, где он известен за убежденного террориста, непрактикующего сейчас террора только потому, что его не санкционирует ЦК — и тотпри значительных стараниях узнать кто именно в новой “боевой организации”  ивчера вечером, и сегодня утром не может назвать ни одного человека. Понятно,что можно предположить, что С. знает, но не говорит мне. Предположение этобудет абсолютно неправильным, С. находится под моим огромным влиянием. Я сказалбы даже обаянием. Мне многое приходилось для него делать и по моему желанию онсделает все. И он положительно не знает и думает, что едва ли ему удастсяузнать.
Покушениена Витте и Щегловитова как говорят должно состояться в один из дней заседаниягосударственного совета. Хотят в один день. Полагают, что такой эксцесспроизведет “огромное впечатление”. При удачном покушении — вызовет сильнуюреакцию в Царском Селе и в жизнь будут проведены все начала манифеста. Этобудет полным триумфом “студенческой революционной воли”.
Официальнаябоевая организация петербургского студенчества выступит во всяком случае неранее чем выясняется результаты референдума.
Предполагают,что вчерашний случай у подъезда Витте далеко не так прост как его обрисоваласегодняшняя утренняя печать.С. не отрицает, что задержанный у подъездадействительно ненормален. Но история революционной работы во времянародовольчества знает такие примеры. />Приложение 2
Циркуляр департамента полиции начальнику Санкт-Петербургского
охранного отделения М.Я. Клыкову о разработке агентурныхсведений о «студенческом терроре».
16 апреля1909 г.
Секретно.
Поимеющимся в Департаменте Полиции сведениям в г. С.Петербурге образовалась новаяСоциал-Революционная Студенческая боевая организация, насчитывающая в своихрядах около 18 активных, готовых на все членов и располагающая достаточнымколичеством лиц, сочувствующих идее “Студенческого Террора”. Большое влияние наэту террористически настроенную молодежь может оказывать некто НиколайНиколаевич Ашешев, журналист, человек обладающий сильной волей и выдержкой,состоящий, кажется, фактическим редактором “Современного Слова” и хотя имеющий40 лет от роду, но тем не менее всегда окруженный студентами.
В числетеррористических актов, намеченных означенной организацией, предположен квыполнению одновременный акт над Графом Витте и Министром Юстиции Щегловитовымв один из дней заседания Государственного Совета.
Сообщая обизложенном, Департамент Полиции просит Ваше Высокоблагородие произвести самуютщательную разработку вышеприведенных сведений, установить за названнымАшешевым неотступное наблюдение для выяснения его связей и сношений и опоследующем уведомить для доклада Его Превосходительству Господину ТоварищуМинистра Внутренних Дел.
Подписал:За Вице-Директора, Полковник Климович
Скрепил: ЗаЗаведующего Отделом Броецкий


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Цели и содержание управленческого анализа. Методика факторного анализа
Реферат Финансовые системы унитарных государств
Реферат Двигатель УТД-10
Реферат История Канады 2
Реферат Сырьевые и материальные ресурсы промышленности и повышение эффективности их использования
Реферат Теоретико-методичні основи екологічного виховання у позашкільних навчальних закладах
Реферат Японская культура. Реферат
Реферат Типология К.Г. Юнга и модель информационного метаболизма
Реферат Loft Comparrison Essay Essay Research Paper Comparison
Реферат Планирование деятельности торгового предприятия
Реферат Автоматизированная интеллектуальная система классификации информационных сообщений средств массовой информации
Реферат Региональная экономика и управление 3
Реферат Синтетический и аналитический учет на предприятии
Реферат Проверка затрат на производство и себестоимости услуг и продукции
Реферат Предмет и задачи клинической иммунологии