Курсовая работа по социологии массовых коммуникаций На тему: Вирусное распространение информации. Содержание Введение 1. Определение и классификация слухов. Факторы возникновения и распространения слухов 2. Польза и вред слухов в организации. Борьба со слухами 3.Опыт применения слухов в организациях 14 Заключение 18 Список литературы 19 Введение Слух – один из видов распространения информации.
Очень часто слухи распространяются быстрее, чем официальная информация. А лучший способ подогреть интерес к какому-нибудь событию – прямо запретить о нем говорить или заявить о полном несоответствии слуха истине. При этом желательно тут же пересказать слух и постараться его опровергнуть. При этом люди обратят внимание и запомнят сам слух, а не его опровержение. Слухи часто играют важную роль в формировании общественного мнения, имиджа личности (особенно публичной).
Слухи могут усугубить панику (например, перестроечный дефицит, когда люди массово закупали сахар, спички и другие продукты, даже если дома уже не хватало места, чтобы все это складировать), дезорганизовать работу фирмы или предприятия, скомпрометировать человека, органы власти или правоохранительные органы, торговые марки и бренды. Цель работы – исследовать слухи как механизм распространения информации. Задачи работы следующие: 1. Дать классификацию слухам;
2. Исследовать факторы возникновения и распространения слухов; 3. Исследовать позитивные и негативные аспекты влияния слухов на организации; 4. Рассмотреть опыт применения слухов в организациях. 1. Определение и классификация слухов. Факторы возникновения и распространения слухов Информация – одна из сложнейших, еще полностью не раскрытых, даже таинственных областей современной
науки. Это видно хотя бы из нечеткости самих определений понятия информации: совокупность сведений, данных, знаний. Или из философии – нарушение монотонности. В кибернетике количество информации тесно связывается с энтропией, с одним из основных понятий классической физики, т. е. со способностью энергии к превращениям. Н. Винер пишет: «Количество информации в системе есть мера организованности системы, точно так же энтропия
системы есть мера дезорганизованности системы, одно равно другому, взятому с обратным знаком». С точки зрения методологии управления прогрессирующая энтропия, т. е. постоянно увеличивающаяся хаотическая беспорядочность связей между элементами, характерна для закрытых, изолированных от окружающей среды систем, и информация есть отрицание энтропии [2, с. 39]. Слухи – это также разновидность информации. Слухи, представляя собой известия, сведения, достоверность
которых не установлена, интерпретируются разными науками неоднозначно. Социологическое понимание этого феномена представлено в ряде работ Т. Шибутани, который, например, связывал функционирование слухов с развитием успешной коммуникации. Н. Смелзер связывал слухи с коллективным поведением – чаще всего стихийным и неорганизованным – в толпе (относительно большой группе людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом) [7, с.
12]. При этом слухи представляются самым распространенным средством коммуникации, поскольку в какой-то мере объясняют значение ситуации, которую люди не понимают, и помогают им подготовиться к действиям. Следует отметить и определение, данное Г. Олпортом и Л. Постманом: слухи – это специфическое или злободневное высказывание мнения, передаваемое от человека к человеку обычно посредством устной речи, без предоставления надежных стандартов достоверности [7,
с. 12]. Слухи бывают разными, и соответственно существует множество оснований, по которым можно их классифицировать. Так, слухи различают по их содержанию (политические, экономические, экологические и т. п.); временной ориентации (касающиеся прошлого, предсказывающие); типу происхождения (спонтанные, преднамеренные) и по отношению к реальности (рациональные, фантастические). Возможна классификация слухов и на основании эмоциональных потребностей людей, которые они удовлетворяют.
Согласно этому критерию выделяют три вида слухов: слух-мечта, слух-пугало, слух-разделитель. Слух-мечта отражает надежды и стремления тех людей, среди которых он циркулирует. Слух-пугало выражает распространенные в обществе страхи и тревоги. Такие слухи часто возникают в периоды социального напряжения или острого конфликта. Слух-разделитель основывается на распространенных в обществе негативных предрассудках относительно
других социальных групп, что влечет за собой резко негативное отношение (вплоть до агрессии) к этим группам. При помощи слухов происходит адаптация к изменениям реальности. Дело в том, что общество всегда находится в развитии, изменении, и в результате некоторые новые события не могут быть объяснены с позиции уже сложившихся концепций. Подобное положение вещей заставляет людей искать новые пути объяснения и понимания событии.
Посредством передачи и обсуждения слухов и происходит процесс адаптации к новым реалиям. Слухи, таким образом, являются одним из способов коллективного взаимодействия, ориентированного на решение проблемы. Особенно вероятно возникновение слухов в ситуациях катастроф и социальных волнений. Слухи - это заменитель новостей, или, точнее это новости, которым не нашлось места в официальных средствах информации. Неудовлетворенное требование новостей, диссонанс между информацией, которая необходима для
понимания ситуации в условиях существенного изменения окружающего мира, и тем, что сообщается в СМИ, создают основу для появления и циркуляции слухов [8, с.1]. Следует отметить цикличность возникновения слухов, их зависимость от общего духа времени, системы мнений, сложившихся в обществе. К таким циклично возникающим слухам относятся слухи о ритуальных убийствах, служащих иллюстрацией так называемых фантастических слухов (К.
Г. Юнг). Например, с XII по XX столетие в разных странах отмечались слухи, в которых подобные убийства приписывались евреям. Их появлению в значительной мере способствовали постоянные страхи, предрассудки, враждебность и непонимание по отношению к данной национальности. Несмотря на значимость макросоциальных источников слухов, немаловажную роль играют и особенности личности коммуникантов. Важнейшим фактором, способствующим интересу к слухам, является информационная неопределенность,
т. е. наличие у индивида субъективного ощущения нехватки информации по какой-либо теме. Другая детерминанта возникновения слухов – значимость темы для человека, ее релевантность системе интересов и ценностей личности. Два указанных фактора (неопределенность и значимость) входят в формулу основного закона слухов, предложенного Г. Олпортом и Л. Постманом. В соответствии с этим законом интенсивность слухов зависит от важности темы для аудитории и степени
информационной неопределенности ее (аудитории) относительно данной темы. Однако результаты исследований, проведенных впоследствии, не всегда подтверждают предлагаемую зависимость. Например, значимость темы для субъекта не является решающим фактором: порой люди склонны распространять слухи, значимые не для них самих, а для других [8, с.2]. Еще одной переменной, влияющей на интерес к слухам, является уровень тревожности индивида (аффективное
состояние, вызванное предчувствиями будущих неприятных событий). Более тревожные люди чаще обсуждают и передают слухи. Вера в истинность слуха также способствует его распространению. Передаваясь от одного человека к другому, слух подвергается разного рода трансформациям. Можно говорить о трех типах этого процесса: сглаживание, заострение, уподобление.
При сглаживании фабула становится короче за счет исчезновения деталей, которые данной аудитории представляются несущественными. При заострении происходит увеличение значимости тех деталей, которые представляются ей существенными. Оценка существенности или несущественности субъективна и зависит от потребностей и интересов человека, передающего слух. При уподоблении обычно наблюдается приближение фабулы слуха к психологическим, культурным, этническим особенностям аудитории.
Возможно, однако, и усложнение структуры слуха. Указанные механизмы искажения обычно действуют совместно и нередко приводят к значительному отклонению содержания и «длины» слуха от его первоначального состояния [9, с. 1]. На распространение слухов активно влияют средства массовой информации. Прежде всего, отсутствие или недостаток информации по какой-либо теме в СМИ благоприятствует появлению и циркулированию слухов по этой тематике они-то и заполняют информационный
вакуум, достраивая картину события. СМИ также могут быть непосредственным источником слухов, публикуя недостаточно проверенную информацию. Кроме того, телевидение и пресса порой вносят решающий вклад в процесс затухания слухов, предоставляя подробную и ясную информацию по их тематике. Каждый слух имеет свой «жизненный цикл». Некоторые слухи «умирают» естественной смертью. Они затухают, поскольку люди «устают» от данной темы и новые события начинают вызывать больший интерес.
Прекращаются слухи и в том случае, когда исчезают обусловливающие их страхи и напряжение. Причиной «гибели» слуха может быть также успешное проведение мероприятий по их опровержению. 2. Польза и вред слухов в организации. Борьба со слухами. В целях доведения информации до целевых аудиторий не исключена и ее спонтанная, а на самом деле спровоцированная или сознательно предусмотренная «утечка», позволяющая достигать желаемого эффекта.
Таким образом, слухи делят на две большие группы: спонтанные и искусственные. Слухи – как ноу-хау и весьма эффективное средство проведения любой PR- кампании – интегрировались в новые методы продвижения брэнда. Причина их популярности на самом деле очевидна: слух нематериален, никого нельзя обвинить (скажем, в суде) в том, что подобная информация оказалась неверной.
Кроме того, нельзя обвинить и в недобросовестной конкуренции. Статья 51 ФЗ-№30 «О средствах массовой информации» посвящена недопустимости злоупотребления правами журналиста: не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации,
не являющейся средством массовой информации» [1]. Но на практике данная статья не работает. PR-специалист, знающий толк в силе сплетни, может сознательно создавать и распространять их в целях популяризации компании. По этому поводу вспоминается афоризм Левинсона: репутация – это устоявшаяся сплетня. Именно поэтому в любых профессиональных сообществах помимо официальной информации всегда циркулируют
сплетни, которые также вплетаются в образ персоны или компании, и задача PR-специалиста – управлять этими процессами. В чем же польза слухов для организации? Во-первых, это один из способов об¬щения персонала. Во-вторых, сплетни – способ эмоциональной разрядки. В-третьих, за счет сплетен многие самоутверждаются.
О других полезных свойствах слухов с практической точки зрения мы поговорим в следующей главе. Слухи как элемент PR можно использовать всегда и везде, но далеко не всем. К примеру, если ваша компания – представитель рынка IT, то слухи – это весомый инструмент пропаганды. Если ваша компания – ритейлер, то слухи могут быть, а скорее всего и будут восприняты негативно. «Основная же задача слухов заключается не в
PR-кампании, а в информировании потребителя о возможности, которая появится через некоторое время. Если вы страдаете снижением процента рынка, то слухи – как раз для вас, причем они могут служить как удерживающим, так и стимулирующим элементом» [9, с. 2]. Но, безусловно, если слух запущен не самой организацией, то с очень ничтожным процентом вероятности он скажется положительно на ее репутации. Например, нелицеприятный слух о каком-либо талантливом топ-
менеджере может повлечь его уход, что вызовет затраты организации на его замену, и, возможно, сыграет на руку конкурентам. Чтобы этого не произошло, рассмотрим действия, к которым специалисты рекомендуют прибегать в борьбе со злокачественными слухами. Во-первых, чтобы направить разговоры в нужное русло и пресечь распространение выдумок, в круп¬ных компаниях существуют, в том числе корпоративные изда¬ния, которые не только удовлетворяют интерес персонала к внутренней жизни, но и дают официальную трактовку
событий. Не отменяются и «старые добрые» приемы вроде мони¬торинга корпоративной электронной почты силами СБ. Иногда «под разда¬чу» попадает и ICQ, первая по скорости «сплетница» бизнес-среды. Я считаю, что самый эффективный путь борьбы со слухами - это предупреждение ситуаций, их порождающих, т.е. необходимо быстро и точно оповещать людей и придерживаться принципа постоянной двусторонней коммуникации. Рассмотрим приемы борьбы со слухами, предложенные
Н. Ильиной: 1) Игнорирование неправдоподобных слухов (технология «Бойкот») с одновременной демонстрацией опровергающих фактов. 2) Подтверждение слуха. Иногда для предотвращения дальнейшего «наслоения» сюжета лучше подтвердить слух. Порой честное признание повышает доверие к источнику, и помогает контролировать последующий ход событий. Подтвердить слух может представитель руководства компании, имеющий доверие в обществе. 3) Опровержение слуха. Официальное опровержение слуха уместно лишь при условии, что данный
источник пользуется уважением и доверием у аудитории, а также когда опасный слух является довольно абсурдным. Тогда нужно прямо указать на содержание слуха, его причину и изложить альтернативную версию событий. Без дополнительных мероприятий этот метод редко бывает эффективен. Прежде всего, это связано с психологическими особенностями восприятия человека: разрушить создавшийся стереотип значительно сложнее, чем создать новый. 4)
Ирония, юмор. Порой помогает использование юмора - высмеивание «нелепой» информации в процессе яркого и богатого различными метафорами выступления представителями руководства компании или авторитетным лицом. 5) Контрслух. Если нет уверенности в авторитетности официального источника, уместно распространить информацию, по содержанию противоположную сюжету слуха. Делать это нужно под различными предлогами, но без упоминания о самом слухе и его сюжете.
В данном методе необходима особая внимательность к каждой детали, так как малейший просчет может привести к «эффекту бумеранга» и доверие к слуху усилится. 6) Доведение до абсурда. Прием «доведение до абсурда» подразумевает распространение информации, не противоположной содержанию, а наоборот, усиливающей тенденцию, лежащую в основе первоначального слуха. Счастливые перспективы или драматизм ситуации доводятся до таких масштабов, что воспринимается как
нереальные. Главное, чтобы аудитория поняла, что имеет дело с «нелепым» слухом. 7) Дискредитация автора. О возможном авторе сюжета (источнике) слуха распространяется компрометирующая информация. Если дискредитировать автора невозможно, стоит попробовать снизить доверие к слуху путем оповещения аудитории о существовании некоего врага, распространяющего слухи с целью нанесения какого-то ущерба. 8) Назначение ответственного лица или «пост» слухов.
Можно официально назначить лицо, у которого можно проверить слух, или же «пост» слухов, что сложней, однако, как вариант можно использовать. Часто эта роль отводится менеджерам по персоналу, представителю профсоюза или, наконец, специалисту по связям с общественностью. 9) Устранение причин. Наиболее эффективное средство борьбы против слухов - устранение поводов, их вызывающих. 10) Публичное разоблачение «сплетника». Крайне негуманный способ, но действенный.
Осуждение сплетника отбивает желание распускать слухи у тех, у кого оно могло вот-вот возникнуть. Правда, иногда, «разоблаченный» не раскаивается, а скорее его манипуляции становятся более утонченными. К тому же важно найти реального распространителя слуха, а не просто «козла отпущения» [2, с. 115]. В качестве основных направлений использования слухов можно выделить: 1. Создание определенного имиджа личности, организации, фирмы, манипуляция общественным мнением.
2. Введение оппонента в заблуждение. (Еще Чингисхан прибегал к подобному методу, распространяя слухи об огромных размерах своей армии, что снижало боевой дух врагов) 3. Привлечение внимания к определенному событию, личности. (Активно слухи используются в шоу-бизнесе для стимулирования интереса к затухающим «звёздам» эстрады. Чаще всего это слухи о каких-то недоразумениях, скандалах, интимных подробностях жизни) 4.
Дискредитация оппонента в глазах большинства населения (В период предвыборной кампании возрастает частота слухов об извращенных наклонностях кандидата). 5. Реклама товаров или услуг (Например, слух о том, что недорогие духи Х можно использовать как элемент стрессотерапии в сложных ситуациях, может сработать гораздо лучше прямой имиджевой рекламы. Но и запускать этот слух в массы надо не через прямую рекламу, это является обязательным условием успеха такой акции).
6. Провоцирование населения на совершение действий, выгодных для одной из конфликтующих сторон. Речь может идти о массовых беспорядках, забастовках, ажиотажном спросе на продукты и т.п. акциях (Слухи о полном исчезновении продуктов, распространяемые оппозицией, приводят к тому, что люди действительно скупают все товары, вызывая рост цен и дефицит. Вину же за сложившуюся ситуацию жители возлагают на правительство, стоящее у власти) 7. Информационно-психологическое обеспечение какой-либо деятельности.
Оптимальное распространение правды. 8. Обхождение официальной цензуры. Противодействие какому-либо информационному сообщению или другому слуху, т.е. создание контрслуха. 9. Подготовка населения или персонала к непопулярным решениям. (Например, слух о повышении цен на определенные товары/услуги. К моменту официального принятия этого непопулярного решения люди успевают смириться с ним, возмущение и негодование стихает) 10. Использование слуха как способа изучения неформальной системы
коммуникаций и связей в группе. (Учитывая, что условием передачи некоторых слухов является интимность общения, можно изучить систему близких или интимных связей в группе. Содержание слуха должно быть таким, о котором делятся только с близкими людьми) [8, с. 3]. Важным вопросом в управлении слухами является вопрос о способах «запуска» слухов. Слух постоянно живет и множится, вне зависимости от активности источника.
Но сам запуск слуха – это трудоемкий с организационной и методической точек зрения процесс. Его можно разделить на четыре этапа: - выбор целевых групп, на которых будет направлен слух; - выбор источника для запуска слуха; - формулирование слуха; - «запуск» слуха. От того, кто будет получателем информации и где этот народ находится, будет зависеть и канал передачи. Из основных каналов распространения слухов можно выделить:
1. Слухи, распространяемые через центральные, местные каналы ТВ, кабельное ТВ. 2. Слухи, распространяемые через радиоэфир. 3. Слухи, распространяемые через печатные и электронные издания. 4. Устные слухи [7, с. 14]. Слухи можно также «запускать» через общественные приемные, телефон доверия, дружественные организации, а также посредством специальных мероприятий, таких, как слухообразующий
телефонный опрос, слухообразующий соцопрос, листовки, «устное творчество», граффити и др. Рассмотрим поподробнее некоторые из них: Слухообразующий социологический опрос. Это способ распространения требуемой информации, основанный на использовании информации, которая предоставляется потенциальному разносчику слуха в ходе псевдосоциологического опроса. В ходе его респонденту предлагают согласиться или не согласиться с тем или иным утверждением, распространение
которого происходит в интересах стороны, инициирующей слух. При этом активно учитывается установка на социально-одобряемые ответы, что позволяет не только сообщить слух, но и посадить его на своеобразный эмоциональный якорь. Например, утверждение типа «Одобряете ли Вы, что компания быстрого питания Х собирается использовать в своих блюдах генетически модифицированные продукты?» вполне способно инициировать
негативную реакцию общества. Слухообразующий телефонный опрос или метод «не туда попали». В рамках данного подхода на телефонный номер, обладатель которого соответствует требуемым критериям, производится якобы ошибочный звонок, несущий положительную или отрицательную или носящую новостной характер информацию. Например, если вам в 5 утра раздаётся звонок с вопросом типа: «Это компания Х?», то очевидно, что ваша негативная реакция в определенной мере проецируется и на эту компанию.
И напротив. Возможны более изощренные способы распространения слухов. Например, организованная утечка информации – некому журналисту, как бы случайно, попадает информация от «надежного источника». 3. Опыт применения слухов в организациях Первый buzz-агент и основатель компании BzzAgent Дэйв Балтер увлекся идеями вирусного маркетинга, прочитав книги: «Идея-вирус»
Сета Година и «Анатомия слухов» Эмануила Розена. В них авторы анализировали пути распространения социальных вирусов среди обывателей. Идеи вирусного маркетинга поразили Балтера, но он совершенно не представлял, как это может работать на практике. Он был не одинок – никто из маркетологов не знал, как такой механизм может действовать. Единственный крупный эксперимент как раз тогда только-только начинался.
Его ставила Procter & Gamble, которая в 2001 году запустила проект Tremor. Компания выявила 250 тыс. подростков-трендсеттеров, которым стала дарить диски с музыкой и фильмами, а также образцы своих продуктов – в расчете на то, что это создаст волну слухов. Проект так и не стал основным для компании, 80% ассортимента которой составляют товары для взрослых, но доказал эффективность метода. Дэйв Балтер не мог знать о том, к чему придет
P&G, но уже тогда решил вложить деньги в компанию BzzAgent, которой суждено было превратить социальную сеть, ориентированную на распространение слухов, в полноценное новое медиа. Компания BzzAgent – наняла уже около 200 тыс. «проповедников брэндов». И эта армия становится серьезным оружием в войне за потребителей. Недавно самые эффективные подразделения – 69 тыс. человек – стали продвигать на американском рынке
шоколадный брэнд Take5. Корпорация Hershey’s посчитала, что реклама на телевидении, на которую в прошлом году было потрачено $17 млн, не так эффективна, как интегрированный маркетинг, ориентированный на генерацию слухов и продвижение через вирусные сети [9, с. 4]. Компания «Кухнистрой» также использует слухи - как малозатратную рекламу. Реклама на ручке входной двери и вирусный маркетинг – что может быть общего?
В ходе интегрированной рекламной кампании «Кухнистрой» решила задействовать своих сборщиков мебели – теперь они развешивают соседям клиентов на двери стикеры, сообщающие: «Ваши соседи заказали кухню в "Кухнистрой”». По замыслу компании, это должно стимулировать распространение слухов среди жильцов дома. Реальным примером негативного распространения слухов на бизнес стала история, произошедшая в 2001 году с оператором мобильной связи ОАО МТС. По словам пресс-секретаря компании
Евы Прокофьевой, возникшими слухами даже воспользовались конкуренты – мобильный оператор «ВымпелКом». Впоследствии, первый вице-президент «ВымпелКома» Николай Прянишников официально признал, что стихийно возникшие об МТС слухи они использовали в своей рекламной кампании. Объектом «нападения» в МТС стала биллинговая система оператора.
В 2001 году она списывала абонентскую плату со счета клиента не раз в месяц, а через нерегулярные интервалы. Таким образом, у клиента, который, например, 3-4 дня не пользовался мобильной связью, со счета все равно списывалась некая сумма (в счет абонентской платы). Абонентам некогда было разбираться, проще было сказать: «в МТС обворовывают клиентов». Этот слух распространился с огромной скоростью, и мобильный оператор стал
испытывать ощутимый отток клиентов. Тогда было принято решение бесплатно предоставить каждому клиенту МТС расшифровку его счета. После этого оператор поменял технологию считывания абонентской платы со счета клиента – теперь это происходит посекундно. «Наш опыт показал, что бороться со слухами можно только предоставляя людям возможность лично убедиться в их несостоятельности» [8, c. 3]. Когда Одинцовская кондитерская фабрика только запускалась, по рынку гулял слух, что
Коркунов – «старый дед с бородой», продолжающий традиции целого рода кондитеров. Однако этот слух сам Коркунов опровергать не спешил. По его словам, первоначально это работало на него самого, поскольку покупатели считали, что все конфеты сделаны по старинным рецептам, а следовательно, очень качественные. Однако потом он решил явиться публике, сказав маркетинговому отделу, что надо прекращать быть таким
скрытным и надо покончить с этими слухами, а качество конфет не изменится оттого, что все его увидят. Коркунов рассказал, что раз в два месяца начинают циркулировать слухи, что его кондитерская фабрика продается. По мнению Коркунова, их специально распространяют финансовые компании, чтобы прощупать рынок. «Конечно, мне и самому интересно, сколько моя компания стоит на рынке говорит он. – Бороться абсолютно со всеми слухами не нужно – это могут неправильно понять бизнес - партнеры.
Надо стараться управлять наиболее опасными из них». Бывает и так, что негативные слухи оказываются полезными компании. Так произошло с рекламным агентством «Арт- Ком». После кризиса пошел слух, что агентство разоряется, когда эти слухи максимально распространились, у директора агентства, как назло, выключился мобильный телефон. На следующий день на него обрушился шквал звонков.
Но он не опровергал слухи, а предлагал звонившим самим приехать и посмотреть, что у них все нормально. В результате, на рынке возрос интерес к компании, и клиентов стало больше. Заключение Метод использования слуха уже имеет за собой не только теорию, но и долгий опыт практического использования. Слухи активно используются в пропаганде, паблик рилейшнз. Они же представляют интерес и для рекламы. Правильно проведенная программа по внедрению слуха выгодна
и экономически, поскольку позволяет получать нужные результаты за счет затраты меньшего объема финансовых и интеллектуальных ресурсов. Опыт целенаправленного использования слухов в качестве своеобразного оружия требует большого искусства и осторожности, так как после их «запуска» контроль над дальнейшим их прохождением может быть утрачен. Циркулируя в массах, слухи зачастую подвергаются весьма серьезным изменениям, вплоть до того, что приобретают смысл, противоположный тому, который предусматривался их создателями.
Таким образом, слухи являются эффективным средством неформальной стихийной или организованной коммуникации. Они широко используются в системе информационно-психологического противодействия политических, военных, коммерческих и других сил. Слухи могут приносить пользу, а могут нанести непоправимый ущерб. Однако они становятся не страшны, когда мы знаем, как ими управлять. Широкое распространение слухов в современной России - это в значительной мере отражение радикальных
социально-экономических трансформации, свидетельство существенных изменении в массовом сознании. В условиях значительного изменения объема и структуры информационного вещания слухи помогают людям ориентироваться в новых, изменяющихся условиях. Список используемой литературы. 1. О средствах массовой информации: Федеральный закон № 30-ФЗ // СИС «Консультант+» 2. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. –
М: Издательская группа Норма-Инфра- М, 1999. – 528 с. 3. Бавин П. Слух – между словом и делом. ФОМ. Журнал «Социальная реальность» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://socreal.fom.ru/?link=ARTICLE& aid=178 4. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс. 1994. С. 506. 5. Шибутани Г. Социальная психология. М.: Прогресс. 1969.
С. 120 6. Роббер М.А Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988. С. 163. 7. Латынов, В. В. Слухи: социальные функции и условия появления / Латынов В.В.// Социологические исследования. – 1995 №1. – С. 12-17. 8. Минзов, А.С. Маргинальное управление: сущность, цели, методы управления и манипулирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minzov.ru/analitic/10.pdf.
9. Осипов, Г.В. Слухи в обществе: их источники и динамика / Элитариум – Центр дистанционного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adverology.ru/article35898.ht m.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |