Анализ работы школьного научного общества «Искатели истины» МОУ СОШ № 44. 2010-2011 учебный год. Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Научное общество учащихся – это добровольное объединение школьников, стремящихся к совершенствованию своих знаний в определенной области наук, к развитию творческих способностей, мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, к приобретению умений и навыков научно – исследовательской работы под руководством учителей школы. В основу работы ШНО общества положена основная идея – сотворчество ученика и учителя. Мы понимаем учебно-исследовательскую деятельность учащихся как процесс совместной деятельности учащегося и педагога, развивающий интерес к преподаваемым предметам. Научно-исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс. В образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. 2010-2011 учебный год является организационным периодом в активизации деятельности школьного научного общества. Были определены для данного этапа следующие цели и задачи: Цель - создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся разных возрастов. Задачи: - провести корректировку структуры ШНО; - оказать методическую помощь учителям и ученикам при написании учебно-исследовательских работ; - выработать единые требования к оформлению учебно-исследовательских работ, содержанию и оформлению презентаций и т. д. (НОТ); - организовать индивидуальные консультации, способствующие овладению учащимися умения представлять результаты своих исследований в форме публичного доклада на конференции; - совершенствовать работу Совета ШНО как органа школьного самоуправления. В структуру ШНО входят две секции: естественнонаучная и гуманитарная. Естественно - научная секция включает три группы - экспериментальную, проектную и творческую. Гуманитарная: редакционный совет, учебно-исследовательские группы «Учитель – Ученик», совет музейной комнаты «История школы». Были выбраны два направления в работе – учебно-исследовательская и учебно-просветительская деятельность. Основное внимание в работе ШНО было уделено учебно-исследовательскому направлению. Мы организовали методическую помощь учителям по подготовке учащихся к конференции. Использовали две формы методической помощи: размещение необходимых материалов в Сети школы, что позволяло оперативно использовать информацию и индивидуальные консультации для тех, кто считал нужным для себя обратится к нам. Это явилось наиболее важной составляющей нашей работы на подготовительном этапе, потому что учитель, внедряющий новую технологию всегда испытывает затруднения. Учителя познакомились с теоретическими и практическими основами ведения исследовательской деятельности с детьми и могли иметь методические материалы под рукой. Проведено 12 методических консультаций. О необходимости таких консультаций говорил тот факт, некоторые педагоги обращались по 2-3 раза. И это здорово, что корпоративное обучение приобретает практический характер. Неделю оказывались консультации по подготовке выступлений учащимся на конференции. Мы уверены, что и психологическая помощь оказанная во время совместной подготовки не позволила сойти с этой трудной дистанции некоторым педагогам. Участие в конференции. На конференцию было заявлено 20 докладов, в конференции приняло участие 14 учеников –исследователей и их наставников - 12 педагогов - исследователей , прослушано 14 докладов. Остальные ученики отсутствовали по уважительной причине и не выступали. Но доклады были сданы, то есть результат достигнут. Мы в этом году продвинулись в освоении новых форм предъявления результатов исследования в публичном выступлении. Если в прошлым году учащиеся выступали, в основном с рефератами и их выступление было утомительным, расплывчатым, то в этом году все результаты исследования были представлены в форме научного доклада, проходили согласно регламента - 5 минут. Это значительное продвижение новый этап в исследовательской работе в нашей школе. Кто считает, что это просто было сделать ,тот значит не работал еще. Но теперь имеющийся опыт позволит продвигаться нам быстрее. На конференции были представлены научные доклады по разнообразной тематике, они относились к следующим предметным областям: технологии, истории, обществознании, русскому языку, химии, биологии, иностранному языку. ( Смотри буклет) Впервые была проведена оценка публичной защиты научных докладов, фактически мы определили рейтинг выступающих, интерес слушателей к теме. Молошникова Екатерина – 2 место в публичной защите научного доклада и актуальность разработанной темы. Максименко Максим, Леонтьев Сергей - первое место в публичной защите, разработку темы литературного краеведения Каждый доклад был по своему интересен, поэтому мы разработали различные номинации ( смотри список награжденных). 3.Участие в городской конференции: приняло участие - 3 человека. Результаты: 1.предметная область « технологии» - Диплом победителя 2 степени и ценный подарок получил Толченов Артем ( 11 класс) , Диплом победителя 3 степени и ценный подарок вручен Пушкаревой Ольге ( 7 класс). 2.предметная область «история» - сертификат участника – 9б класс – Николай Матафонов. Предложения и недостатки : 1.Считаем , что исследовательская работа только набирает обороты в нашей школе ,поэтому в следующем году мы будем проводить секционные заседания по предметным областям и соответственно проводить обсуждение докладов (это предложение поступило в процессе работы конференции) и освоим новые формы предъявления результатов исследовательской деятельности. Реализовать в следующем году идею «каждый учитель – исследователь», что позволит иметь на выходе не 14 докладов, а гораздо больше, а значит число привлеченных детей к исследовательской деятельности возрастет значительно. Мы глубоко убеждены : «Есть желание у учителя, есть желание у ученика» 2.Предлагаем каждому работающему учителю заняться самообразованием в данной области и определить рабочие темы исследования на 2011-2012 учебный год, составить план индивидуальной работы по организации исследовательской деятельности с учащимися. Без этого эффективной работы не будет. 3.Напечатать сборник научных докладов учащихся( создать электронный сборник), содержащих материалы 3 научно-практической конференции. Учителям подготовить материалы для сборника. Сентябрь 2011 г 4.Разместить тезисы докладов, презентации на сайте школы в рубрике «ШНО» Сентябрь 2011 г По результатам работы Двуреченская В.Я, Семенчева В.А., Канаева А.В., Коломеец Т.В., Ковтун Л.Н., Нафикова Е.В., Мельник Г.К, Помылева О.Е., Самагина А.С. ,Кулакова В.С.,Кириченко С.В.,Козел В.Т. поощрены администрацией школы. В процессе работы по данному направлению положено начало созданию банка данных « Основы организации исследовательской деятельности» как электронного сборника методических материалов, включающий в себя основополагающие алгоритмы исследовательской деятельности.За прошлый учебный год обобщили результаты исследовательской деятельности учителей Семенчевой В.А. и Кулаковой В.С. – это начало банка данных «Успехи ученика – результат творчески работающего учителя» на основе самоанализа данных учителей. Эта работа будет активно продолжаться в следующем учебном году. Научно-просветительская деятельность. Цель – содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний, познакомить учащихся с современными достижениями науки. Одной из новых форм популяризации научных знаний считаем проведение – Гагаринских чтений. Анализ проведения Гагаринских чтений. 1.Выполнение заданий к Гагаринским чтениям объединило учащихся всех классов - с первого по десятый. 2.В результате совместной работы созданы интересные и очень полезные новые продукты деятельности: 1.Фонотека «Песни о космосе» 2.Видеотека « Космическая эра» 3.Электронный журнал «Космические братья.» 4.Презентации «Космические исследования и их практическое значение». 5.Электронный сборник творческих работ учащихся «Рисунки, сочинения, фотографии. Загадочный космос» 6.Экспонаты для музея. 3.Разработаны критерии экспертизы учебных презентаций и оценки публичной защиты. 4.В ходе конференции заслушано 10 докладов. Каждый доклад сопровождался презентацией. Разработаны индивидуальные рекомендации учащимся по совершенствованию своего публичного выступления. Проведена оценка умения вести публичную защиту. 5.Лучшим признан 7 б класс: материалы разнообразны, особенностью предоставленных материалов является наличие копий документальных материалов. 6.Предложить педагогическому коллективу школы сделать «….. чтения» одной из форм проведения предметных недель в следующем учебном году. Рассматривать их как промежуточный этап подготовки выступления к итоговой школьной конференции - представление учебных мини-проектов. В 2011-2012 учебном году провести Ломоносовские чтения. В этом году мы использовали информационные радиолинейки, размещали материалы на страницах электронной школьной газеты «44ЗВЕЗДА».Подготовили и провели тематическую радиолинейку «8 февраля – День российской науки».Работа будет продолжена лекторской группой ШНО и редакционным советом. Создали портфолио и разместили его на сайте школы и ХК ИРО. Участвовали в конкурсе « Лучшее портфолио». (результаты неизвестны) Задачи на 2011-2012 учебный год: 1. – продолжить обучение учащихся методам и приемам научных исследований. Развивать культуру мышления; 2 –разработать и реализовать исследовательские проекты, имеющие практическое или теоретическое значение для учащегося 3.- формировать единое школьное научное пространство со своими традициями.