Реферат по предмету "Разное"


Аксиология от г

АКСИОЛОГИЯ от греч. axios – ценность. Учение о ценностях. Философская дисциплина, исследующая природу ценностей, их роль в человеческой жизни и онтологический статус ценностных суждений. ЦенностьПотребности Законы Производительные природы силы АКСИОЛОГИЯАКСИОЛОГИЯ от греч. axios – ценность. Учение о ценностях. Философская дисциплина, исследующая природу ценностей, их роль в человеческой жизни и онтологический статус ценностных суждений. Термин ввели в 1902 г. До середины 19 в. осуществлялось «контекстное исследование» ценностей. Затем: 1.ПРЕДКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. 1860 -1880. Главную роль в нем играет Ф.Ницше: ценность связана с потребностями самоутверждающегося индивида. Воля к власти – основание ценностного мира.^ 2. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. 1880-1920. Аксиология – основная философская дисциплина. Ф. Ницше (1844 - 1900) начал исследование ценностей, а Г. Риккерт (1863 -1936) создал философию ценностей. До Ницше говорили о благе. Но за века беспощадной эксплуатации в философии и теологии термин «благо» приобрел сентиментально-ханжескую окраску. Поэтому в середине ХIX века Ницше заменил его более академичным термином «ценность» Его основное произведение «Воля к власти» в первом варианте имело подзаголовок «Опыт переоценки всех ценностей». Благодаря Ницше, считает М. Хайдеггер, категория «ценность» «вырвалась вперед и размахнулась до господства чего-то самой собой разумеющегося».1. Сегодня по вопросу о соотношении терминов «благо» и «ценность» существует более десяти точек зрения. Я исхожу из самой простой: это - синонимы2. В пользу такой их трактовки говорит следующее историческое сопоставление. «Благо» - основная категория в философии Платона, а вопрос, как достичь блага, – основной вопрос его философии. Современные ницшеанцы считают основной философской категорией «ценность», а вопрос о способе создания ценностей - основным вопросом современной философии. Так что за две с половиной тысячи лет изменилась лишь терминология. ^ Благо и блаженство. Платон пишет: «Благо есть не что иное, как удовольствие, и зло – не что иное, как страдание»3. Напрашивается возражение: благо – это не удовольствие, не блаженство, а источник блаженства. Однако по основательном размышлении в этом истолковании блаженства как блага можно разглядеть глубокий смысл. В объективном мире положительные эмоции – это кнут, которым природа заставляет выполнять свои законы. Деятельность, направленная на выполнение законов природы, первична, положительные эмоции вторичны. В субъективном же мире это отношение перевернуто: удовольствие воспринимается как цель, а труд – как плата за него. Труд можно назвать вторичным благом – поскольку он производит средства для создания первичного блага – блаженства. Итак, первичное благо – это блаженство, вторичные блага – средства, непосредственно его порождающие, третичные блага – средства, порождающие эти средства и т.д. Это вполне рациональная терминология. Но нужды исследования заставляют меня расщепить благо=блаженство на благо и блаженство. Условимся поэтому: благо - это источник блаженства, а не само блаженство. Таково второе исторически возникшее понимание блага Следующее, его понимание вытекает из трудностей, с которыми сталкивается второе. Выясняется, что далеко не всегда потребление блага доставляет удовольствие - вспомним демьянову уху. Удовольствие существует, пока потребление блага удовлетворяет желание. Как только оно удовлетворено, потребление блага превращается в муку. Так возникает третье, более сущностное определение блага: благо – это средство удовлетворения желания. Но и это определение сталкивается с трудностями. Писано есть: когда Бог хочет нас наказать, он удовлетворяет наши желания. Удовлетворение далеко не всех желаний доставляет наслаждение, а за некоторые из них приходится расплачиваться страданиями, перекрывающими эти наслаждения. Пример – наркотики. Преодолеть это возражение позволяет различение желания и воления. Итак: благо – это средство удовлетворения воления. Таково четвертое, еще более сущностное определение блага. Но воления – это всего лишь субъективные образы наших потребностей. Как и всякие образы, они могут быть и верными, и ошибочными. Средство удовлетворение ошибочных волений благом не назовешь. Благо – это средство удовлетворения такого воления, которое адекватно потребности. Отсюда пятое, самое глубокое определение блага: благо - это средство удовлетворения потребности. Итак, у нас пять ответов на вопрос, что есть благо: 1) средство удовлетворения потребности, 2) средство удовлетворения воления; 3) средство удовлетворения желания, 4) источник блаженства 5) само блаженство. Я расположил их здесь в последовательности, фиксирующй различные стадии проникновения в сущность блага. Сказанное позволяет соотнести понятия цели и блага: цель – это возможное благо, благо – это достигнутая цель. Причем благо здесь понимается в платоновском смысле: не только как источник удовольствия, но и как само удовольствие. В итоге возникает следующая цепочка: потребность порождает желание, совокупность желаний – воление, воление – цель. Достижение цели – это превращение возможного и желаемого объекта в действительный. В итоге желание, а, при благоприятном стечении обстоятельств, и потребность удовлетворяются. Без потребностей человечества, мир ценностно нейтрален. Ключ к классификации ценностей – классификация потребностей. Потребность – желание – воление - благо – блаженство. Проблема фальшивых потребностей. Критерий для отличения их от естественных потребностей. Ценность как свойство предмета и как предмет. Ценность для индивида и для общества. Ценность для общества - это в конечном счете ценность для индивида. Эстетические ценности – прекрасное и безобразное, этические – справедливое – несправедливое, религиозные – святое и несвятое. Эмоции - наслаждение и страдание - существуют в процессе удовлетворения желания. Вывод: Богатство человека это богатство его желаний. Но желания не возникают по произволу. Они - отражение потребностей. Нужно говорить о потребностях не только личности, но и общества. В этих же двух смыслах можно говорить и о ценностях. Потребности людей первичны, потребности общества вторичны. Благо общество - условие блага личности и только в этом смысле оно - благо. ^ Оценка – это отнесение объекта (предмета, процесса, признака) к потребностям человека – как материальным, так и духовным. Ценностное суждение констатирует соответствие или несоответствие этого объекта человеческим потребностям.^ Оценка порождает воление, предписание и действие. Ценность – то, что реализует смысл жизни. В теологии ценностное отношение раздвоено: это и отношение к Богу, и к миру. Абстракция от Бога - условие выделения проблемы в чистом виде. ^ Ценность как предмет и как свойство предмета. Блага – носители ценностей. Ценность и рациональность. Рационально предписание и действие на его основе. Ценно средство удовлетворения потребности – непосредственное или опосредованное. В этом смысле моральные принципы – ценности. Релятивизм в трактовке ценностей. Ответ: ценностями объекты делают их отношения к самоцели человеческого существования. ^ Оценочное суждение выражает отношение объекта к потребности. Это отношение может быть сколь угодно опосредованным: хлеб - плуг - металлургия - шахты. Носители ценностей: вещи, личности, акты, функции (слух). Наслаждение – это самоценность или критерий, индикатор ценности? ^ Ценность возникает не после оценки. После оценки возникает цена. Иванов и Миронов. Лекции по метафизике. Аксиология. Ценно то, что служит цели. Ценностное измерение Космоса Ценность и суждение, в котором ценность констатируется. 550 Ценности суть идеально-эталонные побуждения. Цели и нормы деятельности человека, в соответствии с которыми он оценивает (выражает субъективное отношение, т.е. отношение предмета к своим интересам), а также практически преобразует себя и мир. Норма – ценность в том же смысле, что и хлеб: она является условием человеческого счастья. Ценность воды и вода как ценность. Вода – ценность, юридическая норма, охраняющая ее – тоже, и нравственная привычка, заставляющая беречь воду тоже. Антиценности – это ложные ценности Вечные ценности, высшие ценности – с этого начинают рассуждении о ценностях и тем губят дело. К проблеме нужно подходить генетически, от самых простых ценностей, общих у нас с животными – воздухе, воде, пище. А до высших ценностей дойдем, не надо торопиться. 562 Что такое этические, правовые, и семейные ценности? ^ Это нормы, которыми люди дорожат, и которые способствуют их движению к счастью.Благо, ценность, добро – разница? особое внимание удаляется правам человека, демократическим институтам и борьбе с терроризмом. М. Шеллер разработал логику ценностей и иерархию ценностей. Проблема: отношение между ценным и должным. Э.Гартман: Иерархизация ценностей: удовольствие – целесообразность – красота – нравственность – религиозность Объекты делятся на значимые и незначимые, а значимые – на ценности и антиценности. Эренфельс: «ценность вещи есть ее желательность», величина ценности пропорциональна желательности. Г. Коген: удовольствие – не гарантия ценности. Шварц: Потребность – желание – воление. ценность – это цель воли.Н.Гартман: знание о ценностях может быть как истинным, так и ложным. Мур: ценность – объективное свойство предмета, постигаемое в особой интуиции. Дж. Айер: оценочные суждения не значат, а выражают эмоции. Аксиология - это учение о ценностях, т.е. об источниках положительных эмоций, следовательно, о счастье. Рассмотреть соотношение ценности и блага. Ценность как предмет и как то свойство, которое делает предмет ценностью. Ценность - предмет и ценность предмета. 1 Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Бытие и время. М.1993. С.72. 2 Именно так трактует их соотношение, например, А.П. Огурцов: Огурцов А.П. Благо и истина: линии расхождения и схождения// Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М.1998. С.8. 3 Платон. Протагор. 335a // Он же. Сочинения. М.1968. С. 244.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мировой кредитный рынок и его роль в глобализации мировой экономики
Реферат "Новые люди" в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?" (2)
Реферат Автомобільна промисловість країн СНД
Реферат Экологическое воспитание дошкольников
Реферат Структура, семантика та словотворчі функції дієслів з германськими дієслівними префіксами
Реферат Создание информационной базы предприятия
Реферат Современные корпоративные информационные системы в управлении организацией
Реферат Ценовая политика организации
Реферат Экзаменационные билеты по обществознанию 2007 года
Реферат Початки барокової асиміляції української публіцистики
Реферат "Негативні впливи шкідливих звичок (куріння, вживання алкоголю І наркотиків) на організм людини І боротьба з ними"
Реферат Ben And Jerrys Ice Cream Essay Research
Реферат Учет финансово-хозяйственных операций при применении общей системы налогообложения в ООО "Стайер" г. Тольятти
Реферат XXIV века до Р.Х. энси Лагаша был Энметена
Реферат Решение уравнений неравенств систем с параметром