Реферат по предмету "Разное"


«Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой подготовки на уроках окружающего мира и внеурочной проектной деятельности учащихся начальных классов»

СТАТЬЯ «Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой подготовки на уроках окружающего мира и внеурочной проектной деятельности учащихся начальных классов»учитель начальных классовГОУ СОШ № 47 имени Д. С. ЛихачеваПетроградского района Санкт-ПетербургаВиктория Владимировна АхпателоваСегодня в образовании происходят коренные преобразования, суть которых заключается в изменении целевых установок: главным становится не передача ученикам знаний, а развитие и воспитание детей. Опыт последних десятилетий показывает, что образовался некий вакуум в эмоционально-ценностном отношении к родной стране, заполнить который можно ценностями и знаниями о природе и истории родного края, позволяющими влиять не только на обучение, но и воспитание подрастающего поколения. Краеведческая подготовка на уроках окружающего мира и в рамках проектной деятельности в начальных классах – это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Любовь к родному краю, которую можно развить через краеведческую подготовку, знание его природы и истории являются той основой, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества в целом. Осознание ценности природного и исторического наследия своего края способствуют формированию чувства гордости, сопереживания, ответственности учащихся. Активное изучение и освоение природной и исторической среды своего края, органически включенное в учебно-воспитательный процесс, является важным фактором познания окружающего мира на основе ощущения субъективной причастности к прошлому, настоящему и будущему. Современная краеведческая подготовка рассматривается как синтез различных видов деятельности (познавательной, преобразовательной, коммуникативной и ценностно-ориентированной) на основе осмысления природы и истории родного края. В свете концепции гуманизации образования, вопрос активизации познавательной деятельности в процессе краеведческой подготовки становится чрезвычайно актуален. Особое место в решении поставленной задачи приобретает реализация познавательных, творческих заданий, а, следовательно, и развитие познавательной деятельности ученика через реализацию таких заданий. В настоящее время проблема активизации познавательной деятельности учащихся имеет огромный общественный резонанс. Выпускникам необходимы более сложные приемы деятельности, умения получать информацию из различных источников, осмысливать ее в реальных жизненных ситуациях. Активизация интеллектуально – познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой подготовки обеспечивается, если:   целью краеведческой подготовки выступает развитие познавательной деятельности учащихся, проявляющееся в знании, понимании, умении;   представленная информация (природоведческого, исторического, этнографического, экономического, топонимического характера) в содержании краеведческой подготовки структурирована в соответствии с познавательными основными функциями научного знания и логическими критериями (ясности, точности, последовательности и доказательности);   учитывая интеграционный потенциал уроков окружающего мира и междисциплинарный подход в обучении, в качестве объекта изучения будут выбраны уникальные территории, как неотъемлемая часть ресурсов наследия, состоящие из природных и социально – исторических составляющих окружающей среды. Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Познавательная деятельность начинается с ориентировочно-исследовательской деятельности, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для существования человека в среде обитания и решения различных практических задач, которые он ставит перед собой. Можно сказать, что ориентировочно   исследовательская деятельность есть первое проявление любознательности, познавательного интереса индивида, его попытка взаимодействовать с окружающим миром. Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов человеческой деятельности, которые определены в современной психологии (предметной, игровой, продуктивной, трудовой), так как человек в процессе любого занятия (игры, труда, рисования, конструирования и пр.) приобретает систему знаний о предметах окружающего мира и учится преобразовывать их (изменять, дополнять, создавать новые варианты и пр.). И в то же время, любая деятельность, которой занимается индивид, способствует развитию его умения познавать окружающий мир. Содержание учебных предметов, в частности окружающего мира, является важным источником формирования познавательных интересов. Но ни содержание учебных предметов, ни познавательные умения сами по себе еще не реализуют интерес. Для этого необходимо создание условий. И одним из самых доступных и интересных условий является краеведческая подготовка, которую нужно начинать в начальной школе. В процессе краеведческой подготовки формируется сложная система разнообразных отношений, оказывающая значительное влияние на интерес к познанию: отношения творческого сотрудничества, отношение к старине и современности, отношение к самому себе как члену общества. Пробуждение и углубление познавательного интереса определяется постановкой ясной цели краеведческой подготовки, учитывающей потребности учащихся. Краеведческая подготовка занимает особое место в процессе формирования личности ребенка, воздействуя на него комплексно. Эта подготовка конкретна, понятна школьнику, отвечает естественным, природным, социальным проявления ребенка. Эта деятельность, добровольно выбираемая, ставит ребенка в новую активную позицию не столько объекта, сколько субъекта, что позволяет ему раскрыться многомерно (интеллектуально, физически, эмоционально и т. д.), используя индивидуальный жизненный опыт, личные интересы, запросы. Краеведческая деятельность в целом, позволяет сформировать у учащихся начальных классов новую социальную позицию. Суть новой социальной позиции – в возможности проявления своего «Я», открытия себя, реализации своих сил, способностей, приобщение к реальной жизни. Требование времени – формирование творческой, интеллектуальной, самостоятельно мыслящей Личности школьника. Краеведческая подготовка – это непосредственное познание окружающего мира: своего города, своего родного края, всей страны. Она воздействует на личность всесторонне, идет интенсивное формирование мировоззрения в целом, а при таком комплексном воздействии на личность, естественно, идет и активизация познавательной деятельности учащихся.Важным условием организации краеведческой подготовки является ее интеллектуальная направленность, правильный выбор характера заданий, сочетание исполнительской деятельности с поисковой и творческой. Формируя интересы учащихся начальных классов к познанию в процессе краеведческой подготовки, важно вооружить воспитанников практическими, познавательными, трудовыми, организационными умениями. Непременным условием формирования познавательных интересов учащихся является создание благоприятной эмоциональной атмосферы краеведческой работы. Не менее важным условием развития интереса при познании своего края является последовательное усложнение внеклассных дел, система индивидуальных исследовательских заданий, широкое использование методики коллективной творческой деятельности. Краеведческая подготовка является важным фактором в решении проблем комплексного воспитания. И одной из составных комплексного воспитания является творческий характер выполняемой работы. Творческий характер краеведческой подготовке в начальных классах придают игровые формы. В процессе игры школьники развивают находчивость, смекалку, формулируют реальные жизненные проблемы, принимают решения и учатся отстаивать свою позицию. Игровые технологии, как соответствующие возрастным особенностям учащихся начальных классов, активизируют познавательный интерес. С раннего детства ребенок запрограммирован на игру, через нее он знакомится с миром. В статусе младшего школьника игра становится еще более нужной, чем в дошкольном возрасте (дети оказываются в ситуации необходимости подавлять свои желания, а игра помогает работать, овладевать знаниями, учитель прививает интерес к предмету). Игровая деятельность – это школа произвольного поведения, где впервые появляются учебные мотивы. Через содержание игр у детей пробуждается познавательный интерес (т. е. учебная мотивация, которая развивается через интерес), развиваются психические функции. Одной из эффективных форм активизации познавательной деятельности учащихся являются ролевые игры, которые можно проводить как на уроках, так и во время внеурочной деятельности, в ходе реализации проектной деятельности.Краеведческая подготовка помогает приобретению умений исследовательского характера, подготавливает учащихся к практической деятельности, учит ребят ориентироваться в различного рода жизненных ситуациях. В процессе краеведческой подготовки, ребенок не сторонний наблюдатель, изучающий природу, как бы со стороны и свободно экспериментирующий с ней в интересах сиюминутной пользы, часть природы, и как таковая, он включается в нее, не нарушая ее балансов. Как же организовать краеведческую подготовку в начальных классах? Знакомство с природными и историческими богатствами родного края нельзя ограничить рамками школьных занятий, поэтому необходимо проводить различные формы краеведческой подготовки: походы выходного дня, погружения в природу, экскурсии, внеурочная проектная деятельность. Приведу примеры лишь некоторых форм краеведческой подготовки.^ 1. Поход выходного дня по заданному маршруту. Во время подобных походов – выходного дня ребенок находится среди прекрасных пейзажей, видит подлинные исторические памятники – все это помогает закрепить в душе младших школьников чувство прекрасного и интересного от открытия нового, которое служит ориентиром на протяжении всей последующей жизни. Школьники воспринимают изучаемую территорию в единстве ее природного и культурно-исторического аспектов. Все походы   выходного дня строятся так, чтобы учащиеся заинтересовались не только результатами, но и процессом деятельности, так как именно в процессе деятельности активизируются познавательные процессы, протекающие у учащихся. В начале путешествия учитель дает учащимся самостоятельные задания, направляя деятельность учащихся. Во время путешествий учитель руководит, управляет, корректирует и направляет деятельностью учащихся. Главным стимулом поисковой деятельности учащихся и роста их самостоятельности является характер предлагаемых заданий: задания репродуктивного или творческого характера, практические или теоретические. Во время путешествий учащиеся работают в группах, совместная работа дополняет и обогащает каждого из них. Атмосфера совместного учебного труда вызывает повышение интереса к процессу познания и способствует активизации познавательной деятельности. 2. ^ Погружение в природу и историю. ( Изучение природных и исторических памятников в условиях выезда в одно и тоже место). Учащиеся погружаются в природу и историю - выезжают в течение года на одно и тоже место. Это дает возможность наблюдать и фиксировать изменения, которые происходят в природе в течение года. Кроме того, учащиеся изучают направления воздействия человека на природу. При этом в равной степени удается наблюдать как положительное, так и отрицательное влияние людей на объекты природы, памятники истории. Нахождение в природе в течение длительного времени формирует наблюдательность, внимание в познании объектов и правильное отношение к природе. Данная модель погружения в природу и историю позволяет решать проблему активизации всех познавательных функций учащихся, способствует комплексному решению проблемы экологического воспитания, решать проблему включения чувств учащихся в процессе учебно-воспитательной деятельности. Учащийся в современной школе становится субъектом процесса образования, а это достигается путем включения ребенка в исследовательскую творческую деятельность, которая позволяет ему получать знания путем создания нового знания как личного образовательного продукта для дальнейшего образования. На уроках окружающего мира, во внеклассной работе, в ходе выполнения проектов использую современные технологии, позволяющие развить познавательный интерес к окружающему миру. Развитие интеллектуальной сферы обучающихся происходит за счет систематического применения развивающих игр и занимательных заданий: тестовые задания, занимательные викторины, составление кроссвордов, использование электронных учебных пособий, системы электронных презентаций. Поисково-исследовательская деятельность, проектное обучение, интегрированные уроки (урок-путешествие, урок-блок, урок-экскурсия, урок-сказка), расширение кругозора учащихся, выходящее за рамки программы, использование проблемных ситуаций, проведение экскурсий и путешествий, с включением в них самостоятельных и практических заданий – все эти формы и методы работы дают развивающий эффект краеведческой подготовки. Таким образом, можно сделать вывод, что возникает необходимость в разработке структуры краеведческой подготовки, отражающей новые научные подходы и требования жизни, способной давать целостную систему знаний, умений и навыков, которыми можно руководствоваться в практической деятельности.Список литературы:1. Алиева Л.В. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития личности ребенка /Под ред. Остапца-Свешникова А.А.  Л.: Подразделение оперативной печати, 1993.2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. – М.: Изд. центр Вентана – Граф, 2002 – 240с; 3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс, 1996.4. Методика преподавания региональной географии в школе /Никонова М.А., Душина И.В. – М.: Астрель, 2003 – 188с.5. Савченко Е. Краеведческий подход при изучении географии // Мое Отечество, 1992 № 2.6. Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе. – СПб. Образование, 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.