Реферат по предмету "Разное"


W: Studia Methodologica, Тернопіль 2006, вип. 17, с. 41-71

W: Studia Methodologica, Тернопіль 2006, вип. 17, с. 41-71.МЕТОДОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРАГМАТИЗМА И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА. ПОПЫТКА ДЕМИФОЛОГИЗАЦИИ ВЗГЛЯДОВ И. КАНТА, В. ДЖЕМСА И Ф. ДЕ СОССЮРАО моей Критике чистого разума будут неправильно судить, потому что не поймут ее, а не поймут ее потому, что книгу, правда, перелистают, но не захотят ее продумать и не захотят тратить на это усилия потому, что книга суха, темна, противоречит всем привычным понятиям и притом слишком обширна И. КантЯ должен признать, что название «прагматизм», предполагающее отношение к действию, было выбрано неудачно и сыграло на руку данному заблуждению (что прагматизм есть призыв к действию — О.Л.). Но ни одно верно подобранное слово не защитит теорию от критиков, если они столь слепы по отношению к существу исследования В. Джемс Очень забавно наблюдать, как лингвисты поочередно высмеивают то взгляды А, то взгляды Б, потому что своим смехом они как бы хотят показать, что владеют истиной, на самом же деле именно полное отсутствие основополагающих истин до сих пор характерно для лингвистики.^ Ф. де Соссюр ПроблемаНиколай Крушевский однажды высказал мысль, что науку называют не по методу (форме, средству), а по объекту (содержанию, цели). Иное дело философия науки или методологический подход. Их обычно называют именно по тому формальному средству, методическому приему, концептуальному орудию, а также по тем базовым понятиям которые принимаются методологом (философом) в качестве объяснительного принципа своей концепции. Такими объяснительными онтологическими принципами в методологии, о которой пойдет речь в данной статье, являются «человек», «опыт», «деятельность», «цель» и «функция». В этом смысле данная концепция может быть охарактеризована как антропоцентрическая, апостериорная, деятельностная, реляционистская и телеологическая. Отрывки из работ И. Канта, В.  Джемса и Ф. де Соссюра были избраны мною в качестве эпиграфов не случайно. Не случаен и выбор самих авторов. Данная работа имеет целью обратить внимание одновременно на два методологических момента в вопросе гуманитарного познания. Во первых, взгляды всех троих в значительной степени созвучны и созвучие это получает здесь свое терминологическое определение – функциональный прагматизм. А во-вторых, вокруг каждого из этих мыслителей за годы, прошедшие со времени их смерти, создано столько научно-философских мифов, что разговор о любом из них необходимо начинать с выяснения, о каком именно Канте, Джемсе и Соссюре будет идти речь. Мифы вокруг неординарно мыслящих философов и ученых плодились и будут плодиться всегда. Проблема не в том, что Кант, Джемс и Соссюр так и не написали главного труда жизни, по которому можно было бы однозначно судить об их методологической ориентации, а в том, что наша реалистическая привычка связывать научную теорию или философскую концецию с отдельным и конкретным текстом, не позволяет нам увидеть концепцию за суммой наличествующих высказываний (книг по частным вопросам, статей, выступлений, записок, тезисов, черновых заготовок, дневниковых заметок или маргинальных помет). Нас приучали верить явленному факту, верить непосредственно данному. При этом нет необходимости думать, достаточно просто смотреть и видеть очевидное. Мы требуем текста, позитивного эксплицированного знания. Нам нужны дефиниции и однозначные декларации. Мы хотим откровений, потому что публичный образ жизни приучил нас к феномену душевного стриптиза. Реализму нужен только непотаенный смысл. Позитивистская аналитическая культура прошлого столетия, возведшая на пьедестал Его Величество Язык, и слышать не желает о невербальном, внетекстовом, внеязыковом смысле. Поэтому-то нам так лень вчитываться, вслушиваться и всматриваться, думать, искать и сопорождать концепцию на основе того, что есть. Нас пугает необходимость интерпретации, самостоятельного конструирования, необходимость досоздавать концепцию Канта за Канта, Джемса – за Джемса и Соссюра – за Соссюра.. Нас пугает возможность быть обвиненными в сверхинтерпретации. Но еще более нас пугает необходимость и неизбежность создавать собственные интерпретации концепций наших предшественников, а в итоге – создавать собственные концепции. Нам легче поверить в то, что предшественник думал именно то, что сказал/написал (или то, что сказали/написали за него его ученики и оппоненты). Сложнее понять, о чем он думал, что имел в виду, говоря так, а не иначе. Многие, под страхом быть уличенными в догматизме, оправдываются тем, что нам все равно не дано понять того, о чем думал наш предшественник. А значит, мы вольны игнорировать его точку зрения и можем интерпретировать его слова вообще как заблагорассудится. Итак, перед нами две проблемы: созвучие взглядов Канта, Джемса и Соссюра и обоснование выбора этих фигур. Я сосредоточусь на второй.(первая решится сама собой по ходу анализа). Выбор трех имен из ряда тех, кому я приписываю функциональный прагматизм в качестве методологии, не случаен. Это ключевые имена в становлении функционального прагматизма как методологии или даже как парадигмы (в куновском смысле термина). Этот список мог бы (и должен бы) быть расширен (Потебня, Бодуэн де Куртенэ, Матезиус, Н. Трубецкой, Выготский, Малиновский, Ф.К. С. Шиллер, Дьюи, Мид). Нельзя сказать, чтобы их роль в процессе социализации функционального прагматизма была не столь велика, сколь роль этих троих. Не это руководило мной в моем выборе. Имена Канта, Джемса и Соссюра стали символами определенных широко известных идей, а именно трансцендентализма, прагматизма и структурализма. И все эти три идеи так и остались для большинства просто ярлыками – слишком много различных интерпретаций им было дано за годы их бытования в научно-философской среде. И последнее. В статье много цитат. Может показаться, что слишком много. Но можно ли развеять мифы о философах (ученых) и убедить кого-либо в сходстве их взглядов, не прибегая к текстам и опираясь только на собственные спекуляции? Будучи сторонником дедукции, в этом случае я, тем не менее, предпочитаю остенсивный путь.Иммануил КантИмя Иммануила Канта неизменно ассоциируется у тех, кто знаком с его творческим наследием (а в еще большей степени, у тех, кто знает о нем лишь понаслышке – из учебников и энциклопедий), с его тремя Критиками. Традицией стало делить творчество Канта на две части: докритическую, лейбницеанско-вольфовскую (иногда ее еще называют догматической, очевидно вспоминая слова Канта из Пролегомен о пробуждении от догматического сна) и собственно критическую. Я полагаю, что это весьма упрощенный взгляд на становление кантианской функционально-прагматической концепции человеческого опыта, не учитывающий тенденций к постепенному нарастанию психологизма, антропологизма и прагматизма:начиная с работ «раннего» периода [я имею в виду Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма (1762), Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного (1764), Опыт о болезнях головы (1764), Грезы духовидца, проясненные грезами метафизики (1766), О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира (1770), хотя начала критического дуализма мира вещей «в себе» и мира челоческого опыта были намечены Кантом уже в первом его философском труде – в его габилитационной диссертации Новое освещение первых принципов метафизического познания], через собственно критические работы [Критика чистого разума – это не что иное, как антропология и функциональная методология познания, Основа метафизики нравственности и Критика практического разума – по сути антропология и функциональная методология этики, а Критика способности суждения – антропология и функциональная методология эстетики], вплоть до существенных концептуальных сдвигов а сторону прагматизма в период после написания третьей критики [Религия в пределах только разума, Метафизика нравов и основной прагматический труд посткритического периода Антропология с прагматической точки зрения (1798)]. Канта читать трудно. Читать вообще нелегко. А читать творчески еще труднее. Читать, творя целостный смысл концепции и пытаясь увидеть за деревьями лес. Как писал Мераб Мамардашвили в Кантианских вариациях, «в отдельном философском термине нет того, что есть в аккорде, в котором мы и должны брать кантовскую мысль, – только тогда она может быть адекватно понята нами» (Мамардашвили 1997, лекция 1). Я не стремлюсь к «адекватности», но связность («аккордность») мне кажется весьма сильным аргументом для осмысления кантовских текстов. Я полагаю, что кантовские Критики – не обособленные следы революционного перелома во взглядах философа, а вполне логичное звено в постепенной эволюции антропологии Канта от метафизики к антропологическому функционализму и прагматизму. Их можно и следует рассматривать как инструмент для понимания общей тенденции ее развития. Критики – не изложение концепции Канта, как их обычно представляют, а просто обширный предварительный комментарий к его антропологии. Не думаю, что главной целью жизни и творчества Канта было создание критической теории Разума и Рассудка. Это не цель, а средство. Объектом его творческого интереса был человек в целостном его понимании, человек познающий (со-знающий), чувствующий (со-чувствующий), действующий (со-действующий) в меру и в границах своих возможностей (своего возможного опыта). Кант не был «глашатаем» Разума, как его часто представляют, не был он ни метафизиком-рационалистом, ни, тем более, сциентистом. Он (по крайней мере, со времени габилитации) был по преимуществу философом-гуманитарием, антропологом-прагматистом, этиком и социальным психологом (работы по философии естествознания появлялись с каждым годом все реже, их вытесняла этическая и психологическая проблематика). Но, будучи человеком скрупулезным и методичным, он сначала создал концептуальный и терминологический аппарат своего учения – Критики. Они были необходимы как концептуально-методологический словарь или путеводитель к главной книге, так и не написанной Кантом. Введением к этой книге, ее расширенным конспектом можно было бы считать последний опубликованный философом большой труд – Антропологию с прагматической точки зрения. Человек в этой работе предстает как целостная этнокультурная система, органическое единство самых разнообразных функций: от психо-познавательных и эмоционально-чувственных, до этико-эстетических и цивилизационно-преобразовательных. «Под занавес» XVIII века европейской науке и философии был предложен шанс системного понимания человека как культурного полифункционального микросоциума. Кантовед В. А. Жучков отметил, что «именно в понятии культуры находит свое логическое обобщение и систематическое завершение критическая философия Канта в целом. Именно в нем проясняется исходный замысел и задачи „коперниканского переворота”, благодаря нему устанавливаются внутренние и необходимые связи между различными и отдаленными частями и понятиями учения Канта, а главное обнаруживается его реальное мировоззренческое значение, подлинно общечеловеческий и глубоко гуманистический смысл. [...] именно понятие культуры является тем пока не до конца понятым звеном, в котором спрятан ключ к осмыслению общемировоззренческого содержания кантовского наследия» (Жучков). Послушаем самого Канта: «Учение, касающееся знания человека и изложенное в систематическом виде (антропология), может быть представлено с точки зрения или физиологической, или прагматической. Физиологическое человековедение имеет в виду исследование того, что делает из человека природа, а прагматическое – исследование того, что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам» (Кант 1999, 1283). Поиск физических причин человеческого, по Канту, «ни к чему не ведет». Антропология имеет смысл только тогда, когда она ориентирована на цель – расширение человеческих способностей, т.е. когда это прагматическая антропология; «рассматриваемая как мироведение». Но прагматической антропология становится только когда «изучает человека как гражданина мира» (все – там же, 1284).Часто говорят, что в соотношении онтологии и гносеологии Кант существенно сдвинул акценты в сторону гносеологии. Но как это следует интерпретировать: аспектуально или концептуально? Я думаю, концептуально. Канта интересовали не столько сам объект и сами процедуры познания (т.е. не столько собственно гносеология), сколько возможные границы, принципы, условия и цели человеческого познания (методология или метагносеология), но в гораздо большей степени – потенции и принципы человеческого мировидения в целом (т.е. антропология). Шеллингианец Вильгельм Якобс определил различие между трансцендентализмом и метафизикой именно по линии «возможность – действительность» (Якобс 1994). Метафизика – это аподиктическая философия сущности действительного мира как он есть сам по себе вне познающего субъекта. «Возможное» же, – по словам В. Джемса – это «нечто меньшее, чем действительное, и большее, чем совершенно недействительное» (Джемс 1995, 90). Кант разрабатывал понятийный аппарат антропологии, ее методологию, понимаемую в смысле дисциплины, для которой подошел бы более термин «гносеологическая онтология» или «онтология гносеологии». М.  Мамардашвили совершенно замечательно уловил этот момент: «Итак, существование – нечто, называемое неопределенным сознанием, или X, – не определено в отношении своих категориально фундаментальных онтологических характеристик. Знание некоторых последних атрибутов вещей, или онтологическое знание, исключено. Онтологией является только то, что можно получить внутри опыта, как узлы ткани самого опыта, а не какие-то объекты помимо или вне опыта. Кант, конечно, прежде всего онтолог» (Мамардашвили 1997, лекция 13). Интересно, что Кант, искавший всю жизнь основания возможности «всякой будущей метафизики» стал жертвой этой самой метафизики, поскольку был понят своими ближайшими последователями превратно – не в терминах «возможности», а в терминах «действительности». У М. Мамардашвили я прочитал интересную фразу: «После Канта начинается эпоха для меня отвратительная, эпоха собственно немецкой философии. [...] Среди многих предрассудков, мешающих нам понять, что говорится со страниц кантовских сочинений, – предрассудок рассматривать Канта как ступеньку к чему-то» (Мамардашвили 1997, лекция 1). Миф о классическом немецком идеализме (Кант – Фихте – Шеллинг – Гегель – Новалис) – едва ли не самый популярный миф о Канте. Не вдаваясь в подробности (касающиеся существенных расхождений во взглядах Шеллинга и Гегеля), можно отметить, что здесь представлены, как минимум, три принципиально отличные философии и методологии: прагматический антропологизм (Кант), субъективный идеализм (ранний Фихте) и объективно-идеалистическая метафизика (Шеллинг, Гегель, Новалис). Попутно замечу, что «действительность» становится «больным местом» не только в метафизике, но и в субъективном идеализме или феноменализме. Правда, их интересует различная «действительность» (субъективная или объективная). Однако и те, и другие, так же как и метафизики, хотят знать всю правду о своей «действительности». Практически все последователи Канта: от Фихте, Гегеля, Когена и Риккерта (в большей степени) до Фриза и Нильсена (в меньшей) не выдерживали «напряжения» основной мысли трансцендентализма – идеи о непознаваемости мира вещей в себе наряду с признанием его в качестве фактора, конституирующего содержание нашего опыта. Отсюда общее для них всех желание убрать это напряжение либо за счет упразднения мира вещей в себе, либо за счет нивелирования принципа его непознаваемости. Не удивительно, что Б. Рассел (как феноменалист) назвал понятие вещи в себе «неуклюжим элементом кантовской философии» (Рассел 1995, 598). Канту довольно часто приписывают то, что привнесли в его концепцию абсолютисты и неокантианцы. Профессор Самарского госуниверситета В. А. Конев во вступительном слове к круглому столу Научной конференции Философия Иммануила Канта и проблемы культуры, проходившей в Самаре 20-21 апреля 1999 года, связывая трансцендентальные идеи Канта с по-гегелевски интерпретируемой идеей Интернета, заявляет: «Трансцендентализм исходит их того, что мысль по природе своей всеобща –- она ничья [...] Трансцендентализм исходит из того, что мысль для своего существования не нуждается в человеке как конкретном индивиде, она сама субстанциональна [...] Трансцендентализм исходит их того, что развитие мысли есть ее самоопределение, которое выражает логика мысли». Это уже даже и не трансцендентализм в марбургской интерпретации, или монадология, а чистый абсолютный идеализм гегельянцев. Антропоцентризм – неизменная инвариантная черта кантовской концепции. Обратим внимание на следующий пассаж: «Рассудок служит предметом для разума точно так же, как чувственность служит предметом для рассудка. Задача разума - сделать систематическим единство всех возможных эмпирических действий рассудка; подобно тому как рассудок связывает посредством понятий многообразное [содержание] явлений и подводит его под эмпирические законы. Но действия рассудка без схем чувственности неопределенны; точно так же само по себе неопределенно и достигаемое разумом единство в отношении условий, при которых рассудок должен связывать в систему свои понятия, а также в отношении степени, до которой он должен устанавливать эту связь» (Кант 1964, 3, 566-567) и далее «Разум никогда не имеет прямого отношения к предмету, а имеет всегда отношение только к рассудку и посредством него — к своему собственному эмпирическому применению; следовательно он не создает никаких понятий (об объектах), а только упорядочивает их и дает им то единство, которое они могут иметь при максимальном своем рассмотрении, т.е. в отношении к целокупности рядов; рассудок обращает внимание не на эту целокупность, а только на ту связь, посредством которой повсюду возникают ряды условий согласно понятиям» [выделено Кантом] (там же, 552). О какой мысли, не нуждающейся в человеке как конкретном индивиде, говорит проф. Конев? Божественной? Но ее Кант не принимает во внимание в своей концепции, поскольку она выходит за пределы возможного человеческого опыта. О т.н. «виртуальной реальности» компьютерного мира? Но где у компьютера «схемы чувственности», о которых писал Кант? Только наивный человек может принять физическое бытие электронной технологии за «мысль», «образ» или «чувство». Возможно, мой аргумент покажется несколько грубым и примитивным, но для того, чтобы физические сигналы, передаваемые по сети, стали просто «информацией», их следует гуманизировать, очеловечить, превратить в световые точки, из которых должны быть сложены картинки в виде букв или иконических знаков. Только в этом случае они могут побудить человека к порождению чувства или мысли. Везде, где Кант оговаривает проблему мышления (даже как порождение априорных синтетических суждений), появляется цепочка: (наш) разум – (наш) рассудок – чувственность – действительный опыт – возможный опыт, иногда обобщаемые понятиями «Я», «мыслящее Я», «субъект мышления», «душа», «индивид», а Я для Канта лишь обозначение предмета внутреннего чувства. Очень интересно в этом смысле определение: «субъективное условие всякого нашего возможного опыта есть жизнь» (Кант 1993,  48). Считает ли проф. Конев, что Интернет можно определить как особую форму жизни? В таком случае и краску на скалах, дощечках, бумаге, холсте, намагниченную пленку и т. п. тоже будем считать жизнью и мыслью? Пусть так (я не отрицаю, что такой способ спиритуалистического мышления вполне возможен и имеет право на существование), но это совершенно чуждо кантовскому трансцендентализму. Из кантовских текстов не так уж сложно вывести идею органической, биосоциальной сущности этого мыслящего Я, а значит, его человеческую сущность. Сложности в определении «мыслящего Я» как человека в текстах Канта возникают только в том случае, если мы ограничиваемся анализом его Критики чистого разума и Пролегомен. Выходя в область этической и эстетической проблематики, тут же убеждаешься, что ни о каком ином «мыслящем Я», кроме человека, Кант никогда не говорил. В Пролегоменах об этом сказано достаточно ясно: «[...] можно заключить о постоянстве души лишь в жизни, так как смерть человека есть конец всякого опыта, а потому и конец души как предмета опыта, если только не будет доказано противное [...] можно доказать постоянность души лишь при жизни человека (этого доказательства от нас, конечно, не потребуют), но не после его смерти (а это-то, собственно, нам и нужно), а именно на том общем основании, что понятие субстанции, поскольку оно должно рассматриваться как необходимо связанное с понятием постоянности, можно так рассматривать лишь исходя из основоположения возможного опыта и, следовательно, только для опыта» (там же) [выделено мной – О.Л.]. Идея мира вещей в себе, равно как и идея чистых понятий разума или категорических императивов чистой этики – это не излишества, не украшения, а сама суть всего кантовского типа рассуждения. В пределах онтологической антропоцентрической доктрины «чистота» и закономерность трансцендентального понятия становится синонимом собственно человеческого упорядочивающего мир начала, тогда как эмпирия тут и сейчас бытия – это случайность и стихия, чуждые гуманизму. Непонимание этого ведет к приписыванию Канту несущественных для него тем и проблем. Сартр, отстаивая центральное положение экзистенциалистской метафизики – примат экзистенции над эссенцией, писал: «Человек является носителем человеческой природы. Эту человеческую природу, являющуюся концепцией человека, находим у всех людей, а это значит, что каждый человек является частным примером общего понятия: человек У Канта из этой всеобщности следует, что дикий человек, человек природы, в равной степени как и человек цивилизованный, попадают под ту же дефиницию и обладают теми же основополагающими признаками. И вот здесь сущность человека предшествует той исторической экзистенции, которую мы встречаем в культуре» (Sartre 1999, 60). Явное непонимание кантовской мысли. Вряд ли где-то в его работах можно найти место, в котором конкретный человек (как реальный феномен мира вещей в себе) признавался бы «частным примером общего понятия: человек». Это сродни выниманию реальных кроликов из метафизических цилиндров, мастером чего был, по словам Поппера, Гегель. Манера смешивать идеи (трансценденталии) и предметы (вещи в себе) появилась в философии именно «с легкой руки» Гегеля, Канту же это было несвойственно. Мераб Мамардашвили написал по этому поводу, что «как выражается Кант, [...] философия под знаки никогда не может подставить предмет in concreto, то есть наглядный, независимо от операции рассудка выделенный и данный предмет» (Мамардашвили 1997, лекция 5). Кант не был ученым. Он был философом. С методологической же точки зрения понятие конкретного человека является частным случаем общего понятия о человеке. Сам Сартр употребляет в обоих случаях слово «человек», а значит, мыслит эти два случая как разные иностаси одного и того же. В противном случае следовало написать, что Кант считает питекантропа (или обезьяну) и человека частными примерами «человека вообще». Поэтому упрек технически (формально) слаб. Но есть во всем этом более серьезное и глубокое непонимание. Общее понятие «человек», будучи трансценденталией, в кантовой философии неотделимо от сознания мыслящего это понятие человека (в частности, самого Канта), а следовательно не является (не становится явлением), не существует в том смысле, в каком может существовать конкретный человек. Они не сопоставимы ни в каком плане: ни в диахроническом, ни в синхроническом, ни в системном, ни в структурном, ни в функциональном. Конкретный человек сам по себе (как вещь в себе) не присутствует ни в чьем опыте. Присутствовать в чьем-либо опыте он может лишь как этот человек для меня, т.е. только будучи подведенным под общее понятие о человеке вообще. То же касается и знания самого себя: «[...] я все же познаю себя только так, как я сам себе являюсь, а не как вещь в себе» (Кант 1999, 1305). И этим кантианство отличается от картезианства. Для того, чтобы мыслить некое явление мира как человека, я уже должен знать, что существуют люди, знать, что такое человек и уметь определять некий воспринимаемый объект (например, себя самого) как человека. Что же касается понимания или непонимания Кантом генетической иерархии конкретных людей (как вещей в себе или как феноменов для нас), то тут Кант, в отличие от Гегеля, совершенно последователен и однозначен: мир вещей в себе существует до и независимо от нас. Иное дело, что мы воспринимаем и мыслим его в форме мира вещей для нас. И это не фантазмы и не привидения, это просто наш способ видения мира. В этом смысле Канта можно было бы смело назвать апостериористом. Опять обращусь к лекциям М. Мамардашвили: «Каждый раз, ставя вопрос, что такое мир, мы, по Канту, должны понимать, что возникает он в ситуации, когда уже многое случилось. Или другими словами: если мы нечто называем миром, то мы имеем дело с некоторым уже случившимся соединением. С таким событием извлечения опыта, когда этот опыт необратимо превратился в извлеченное знание. Для Канта это событие как бы предшествует такому рассуждению о мире, которое рассматривало бы его в свете трансцендентного вмешательства или проявления в мире некоторого трансцендентного действия, вторгающегося независимо и помимо случившегося в мире соединения» (там же). Кант не обсуждал проблемы происхождения человека и человечества, не исследовал их генезиса. Его интересовала панхроническая сущность синхронически уже существующего в опыте. При этом сущность не «в себе», а в ее человеческом измерении. В этом он предвосхитил и на сто лет опередил системный анализ Э. Дюркгейма и феноменологическую редукцию Э. Гуссерля. Однако они оба потеряли главное в трансцендентальной критике Канта – антропоцентризм и гуманизм или, говоря проще, потеряли человека. Прямыми последователями Канта можно бы было считать тех, кто отстаивал одновременно динамику и систему, т.е. функциональность. А это, без сомнения, Я. Бодуэн де Куртенэ и Ф. де Соссюр.Если бы при жизни Канта назвали субъективистом и априористом, он, вероятно, сильно бы удивился. Сам он считал себя, судя по всему, объективистом и апостериористом, поскольку искал основания познания в действительном (т.е. свершившемся) опыте. Мераб Мамардашвили по этому поводу отметил: «Как ни покажется это странным, но Кант, которому приписывается сведение всего к субъективности, сведение субъекта к заранее заданным рамкам субъективности, в действительности был занят прямо обратной проблемой. Каково то пространство, какова сфера действия, в которой мы можем говорить о чем-то как происходящем в мире?.. Кант говорит о том, что понятиями мир не задан, хотя он описывается именно в этих понятиях» (Мамардашвили 1997, лекция 11). Объективное для Канта – это то, что не создается, а обнаруживается в опыте, в актах объективации. Иначе говоря, это содержание опыта. Во времена Канта субъективизм (индивидуализм) называли идеализмом. Этот подход был совершенно чужд Канту: «Идеализм состоит в утверждении, что существуют только мыслящие существа, а что остальные вещи, которые мы думаем воспринимать в воззрении, суть только представления мыслящих существ, не имеющие вне их на самом деле никакого соответствующего предмета. Я же, напротив, говорю: нам даны вещи в качестве находящихся вне нас предметов наших чувств, но о том, каковы они могут быть сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, действуя на наши чувства. Следовательно я признаю во всяком случае, что вне нас существуют тела, т.е. вещи, хотя сами по себе совершенно нам неизвестные, но о которых мы знаем по представлениям, возбуждаемым в нас их влиянием на нашу чувственность и получающим от нас название тел, - название, означающее. таким образом, только явление того для нас неизвестного, но тем не менее действительного предмета. Можно ли назвать это идеализмом? Это его прямая противоположность» (Кант 1993, 59-60). Но является ли объективизм Канта объективизмом в его современном смысле? Очень часто трансцендентализм Канта смешивают не только с абсолютизмом Гегеля, но и с феноменологией Гуссерля, полагая, что Гуссерль был прямым продолжателем Канта. Как мне кажется, суть принципиального отличия этих двух концепций состоит именно в центральном объекте их интереса. Гуссерля интересует сущность как таковая. Неважно чего: человека, мира, вещей, идей, чувств, ситуаций опыта. Канта же интересует человеческое измерение существования и сущности, их гуманитарная форма, их антропологическая возможность: «для Канта реально существующим является такой мир, частью которого может быть и является хотя бы одно действительно мыслящее существо (в его сознании тогда возможны н имеют смысл термины "существование", "необходимость" и тому подобное). [...]о существующем можно говорить о таком мире, в котором мы являемся частью в качестве явления "человек", а не ноумена. Это такой мир, внутри которого мы возможны в качестве явления, или эмпирической стороны некоторой логической личности Я» (Мамардашвили 1997, лекция 10). Еще один источник мифологизации взглядов Канта – разделении трансцендентального (закономерного) и собственно эмпирического (или, говоря словами Канта, патологического, случайного). Здесь, как мне кажется, важен аспект стабильности, инвариантности. Эмпирическое есть изменчивое, всякий раз иное, новое. Трансцендентальное как вышедшее за пределы изменчивого и случайного (патологического) есть собственно человеческая попытка не только классифицировать мир нашего опыта и квалифицировать его элементы «для нас», но и стабилизировать эту ситуацию таким образом и для того, чтобы упорядочить свой возможный опыт, чтобы планировать свое будущее, чтобы скоординировать свои действия с действиями себе подобных. Только инвариант опыта (каковым является трансцендентальное) создает форму мира нашего опыта, понятийную сетку нашей картины мира. Все это имеет самое непосредственное отношение к проблеме разведения языка и речи, как оно понимается в функциональном прагматизме. Без четкого разделения Кантом трансцендентного мира вещей в себе и мира вещей для нас, возможно, не появились бы прагматическая концепция познания Джемся и антропоцентрическая концепция языковой деятельности (langage) Ф. де Соссюра. Без кантовского же разделения мира вещей для нас на трансцендентальную и собственно опытную части у Джемса, возможно, не появилась бы идея дуализма фактов (потока сознания) и принципов, а у Соссюра не возникла бы идея размежевания языка (langue) и речи (parole). Одной из центральных проблем функционального прагматизма является проблема антропологической телеологии, т.е. проблема соотношения деятельности и цели, а также цели и средств ее достижения. Данный тип телеологии иногда смешивают с телеологией объективной метафизики как идеей целеположенности бытия как такового, т.е. наличия в мире объективной цели, предустановленной гармонии или фатума. В нашем случае проблема цели рассматривается в пределах человеческого бытия и практически совпадает с понятием ценности, но не ценности в себе, а ценности для нас. Если подходить к данной проблеме по-кантиански, сдедовало бы прежде всего отметить, что наивысшей целью-ценностью здесь может быть признана только конечная сущность, наиболее предельное понятие данной концепции – человек. Кант неоднократно подчеркивал в своих этических работах (но мысль эта пронизывает всю его философию), что только человек может и должен рассматриваться как чистая цель, т.е. цель, которая не «отягощена» семантикой средства. Все остальное может быть в той или иной мере рассмотрено как средство. Относительно человеческого бытия гипотетическое и запредельное (трансцендентное) понятие мира вещей в себе можно рассматривать как место или источник содержания опыта, но не как реальную цель. Даже Бог рассматривается в трансцендентализме как этическая и антропологическая ценность: «[...] понятие высшего мыслящего существа есть только идея, т.е. объективная реальность этого понятия должна состоять не в том, что оно прямо относится к предмету (так как в таком значении мы не могли бы обосновать его объективную значимость); оно есть только упорядочиваемая согласно условиям наибольшего единства разума схема понятия вещи вообще, служащая только для того, чтобы получить наибольшее систематическое единство в эмпирическом применении нашего разума, так как мы как бы выводим предмет опыта из воображаемого предмета этой идеи как из основания или причины его» (Кант 1964, 3, 570-571) [выделено мной – О. Л.]. Среди всех объектов нашего опыта только человек не может рассматриваться в трансцендентальной философии как средство. Но это на уровне жихнедеятельности в целом. Иначе обстоит дело на уровне соотношения составных человеческого бытия, т.е. на уровне соотношения трансцендентального сознания (упорядочивающей рефлексивной деятельности) и опыта здесь и сейчас бытия. Кант однозначно утверждает, что не трансценденталии, а именно опыт является полноценной целью бытия человека. Это содержание бытия. Трансцендентальное сознание возможно и необходимо только для опыта. Оно не может существовать само по себе. У него нет для этого субстрата – содержания. Понятийная сетка картины мира, способность суждения, способность восприятия, способность эмоционального чувствования, способность волеизъявления, способность общения (язык) – все это лишь формальные факторы жизнедеятельности, но не само человеческое бытие. Поэтому мы вправе рассматривать соотношение трансценденталий и опыта одновременно в терминах формы и содержания, а также средства и цели. Опыт – это цель и содержание бытия, а целенаправленная упорядочивающая опыт деятельность является лишь средством, т.е. формальным фактором. Но нельзя упускать из вида, что опыт становится целью лишь тогда, когда обретает форму, т.е. когда подвергается упорядочивающему воздействию со стороны сознания. Чистый опыт, о котором писал Джемс, – это поток сознания, в который мы погружены здесь и сейчас, но в пределах этого потока мы никак не можем быть кем-то, а следовательно, не можем быть. Вернее, мы ничего не можем знать, чувствовать, ощущать и т. д. в этом нерасчлененном континууме здесь и сейчас бытия. Для того, чтобы стать действующим, чувствующим, сознающим, переживающим, желающим, общающимся лицом, мы должны выйти за пределы этого потока, т.е. осуществить акт трансцендентальной рефлексии и выделить в нем субстанции (предметы, явления, существа), процессы, ими совершаемые, и установить между ними взаимоотношения. Читаем у Канта: «[...] явления должны быть подведены, во-первых, под понятие субстанции, которое, как понятие самой вещи, служит основанием всякому определению существования; во-вторых, под понятие действия относительно причины, поскольку в явлениях находится временная последовательность или происхождение; наконец, насколько сосуществование познается объективно, т.е. чрез опытное суждение, — явление подводится под понятие взаимности (взаимодействия); таким образом, в основании объективных, хотя и эмпирических, суждений лежат принципы a priori, т.е. возможность опыта, насколько он соединяет предметы в природе по существованию» (Кант 1993, 88) [выделено мной – О. Л.]. Иначе говоря, мы должны как-то оформить этот поток, расчертить (употребляя современную метафорику – «отформатировать» пространство нашего опыта). И средством этого «форматирования» могут быть только перечисленные выше способности. Таким образом, трансцендентальное сознание в рамках данного подхода может и должно рассматриваться не как цель, а как средство. Целью же становится именно опыт. Однако средство, как следует из представленных выше рассуждений, играет здесь конституирующую роль. Опыт – место приложения трансцендентального сознания, его материал. Но без акта этого приложения опыт не может быть конституирован и квалифиц


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат леуметтік ой дамуыны негізгі тарихи кезе дері
Реферат Достижение уровня образовательного стандарта при обучении химии учащихся с плохо выраженными познавательными потребностями
Реферат Logic
Реферат Межбанковский клиринг
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «статистика: теория статистики, социально-экономическая статистика» Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент»
Реферат Современная массовая культура
Реферат Прони, Гаспар де
Реферат Career
Реферат Биржевое котирование 2
Реферат Электронное правительство 2
Реферат Функции СУБД
Реферат Бизнес-план интернет кафе 2
Реферат The Fall Of The West African Empires
Реферат Английский лингвокультурный концепт «семья» испособы отражения его коннотативного содержания в языке (на материале семантического поля «Родственные отношения») 10. 02. 04 германские языки
Реферат Beach boys