Название документа: Адаптация как процесс и результат приспособления индивида к среде . Министерство Образования Республики Беларусь Учреждение Образования Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина Социально-педагогический факультет Кафедра социально-медицинских дисциплин Курсовая работа Тема: Адаптация как процесс и результат приспособления индивида к среде
Брест 2009 Введение Актуальность курсовой работы. Проблема адаптации человека уже длительное время относится к числу фундаментальных во многих областях научного знания. Адаптация представляет собой одни из вполне реальных способов сохранения жизнеспособности человека не только в современном стремительно меняющемся мире, но и в будущем. Включение адаптации в круг важных проблем определяется как реальными требованиями жизни, так и логикой
развития научных знаний. Современная социальная наука, активно и масштабно включившаяся в решение актуальных для общества задач, сталкивается с необходимостью осмысления изменений поведения человека. Раскрытие механизмов адаптации дает ключ к пониманию новых форм отношений человека с обществом, природой и с самим собой, к прогнозированию динамики поведения. Сегодня разобраться в сущности адаптации, увидеть ее уникальность среди других способов существования
человека довольно сложно. Трудности возникают, прежде всего, в связи с отсутствием общих ориентиров для описания и объяснения адаптационных процессов. Преимущественная ориентация на признаки окружающей среды привела к появлению социальной, профессиональной, климатической, школьной, вузовской и т.п. адаптации. Ориентация на уровень человеческой организации ? к социально-психологической, психической, психофизиологической,
физиологической адаптации. Рассмотрение ряда концептуальных положений, а также длительный опыт изучения возможностей жизнедеятельности человека в разных средовых условиях убеждает в том, что достаточно надежный ориентир для объяснения адаптационных процессов содержится в личности человека. Во всей ее сложной организации свойств и качеств, во всем многообразии ее взаимодействия с окружающей реальностью, в ее соотнесенности с конкретным историческим периодом развития общества заключен основной
внутренний регулятор адаптации в изменяющихся социальных, культурных, предметно-технологических и природных условиях. Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить поведение личности как субъекта адаптации при взаимодействии с окружающей средой. Объект ? процесс адаптации индивида. Предмет ? изменяющаяся окружающая среда. В соответствии с целью курсовой работы решались следующие задачи: 1. Обобщить представления об адаптации как уникальной форме взаимодействия человека с изменяющейся
окружающей средой. 2. Раскрыть содержание понятия «среда». 3. Выявить стратегию социальной адаптации, обеспечивающую жизнеспособность в изменяющихся условиях существования. 1. Социальная адаптация как механизм социализации личности Понятие "адаптация" (от лат. приспособление) используется в настоящее время во многих областях познания ? биологии, философии, социологии, социальной психологии, этике, педагогике и др.
По существу изучение этой проблемы находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим, перспективным подходом в комплексном изучении человека. В литературе адаптация рассматривается в широком и узком смысле этого слова. В широком, философском, аспекте под адаптацией понимают «… любые взаимодействия индивида и среды, при которых происходит согласование их структур, функций и поведения» [2, с.135].
В работах, выполненных в этом аспекте, адаптация рассматривается как способ связи личности и макросоциума, подчеркивается смена общественного положения человека, приобретение новой социальной роли, т.е. адаптация соотносится с социализацией. Адаптация в узком, социально-психологическом, значении рассматривается как взаимоотношения личности с малой группой, чаще всего - производственной или студенческой. То есть процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоение ею сложившихся
норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами. Особенности изучения адаптации заключаются в том, что, во-первых, отношения индивида и общества рассматриваются как опосредованные малыми группами, членом которых является индивид, во-вторых, малая группа сама становится одной из сторон, участвующих в адаптационном взаимодействии, образуя новую социальную среду - сферу ближайшего окружения, к которому приспосабливается человек [4].
При изучении адаптации одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация - с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат активного воспроизведения
индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются механизмы взаимодействия личности со средой. Таким образом, в ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий
традиции, нормы, роли, созданные обществом. Социализация, в свою очередь, обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе. В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним их основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации. Социальная адаптация - это: - постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям
новой социальной среды; - результат этого процесса [3]. Социальная адаптация - это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно: · адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; · адекватная система отношений и общения с окружающими; · способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; · изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми
ожиданиями других [12]. Содержанием социальной адаптации является сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. В ходе социальной адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений. Личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается
и развивает свою индивидуальность. В результате социальной адаптации формируются социальные качество общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. Адаптация социальная - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой
социальной среды (группы, коллектива, организации, региона, в которые входит индивид), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, семейных и соседских отношений и т. д.), а также форм и способов предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ либо семейных обязанностей). А.Г. Ковалев различает две формы социальной адаптации: активную, когда индивид стремится воздействовать на
среду, чтобы изменить ее (в т. ч. те нормы, ценности, формы взаимодействия, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом (например, удовлетворенность работой и ее условиями, вознаграждением, организацией и т. д.). Показатель низкой социальной адаптации - перемещение индивида
в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция и т. д.) либо отклоняющееся поведение [8, с. 341]. Как считает И. А. Георгиева, в основе развития механизмов социальной адаптации, её сущности, лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существенной социальной действительности. Поэтому сам процесс формирования механизмов социальной адаптации личности неотделим от всех видов преобразований индивидов и проходит в трёх основных фазах: деятельности,
общении, самосознании, характеризующих его социальную сущность. [4, с. 22]. Социальная деятельность - ведущий и специфический механизм в организации адаптации человека. Важны такие составляющие его виды, как общение, игра, учение, труд, осуществляющие полноценную включённость, активное приспособление индивида в социальную среду. Сам же механизм адаптации в социальной деятельности личности имеет закономерные этапы: - нужда индивида,
- потребности, - мотивы принятия решения, - реализация и подведение итогов, - её оценка. Далее этот механизм может повториться в зависимости от достигнутых результатов. Социальное общение - важнейший механизм социальной адаптации человека, который направляет и расширяет круг усвоения социальных ценностей при контакте с другими индивидами, социальными группами. Социальное самосознание личности - механизм социальной адаптации личности, при котором осуществляется
формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли. По мнению И. А. Георгиевой, существуют и такие механизмы социальной адаптации личности, как: 1. Когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение и т.д. 2. Эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т.д.
3. Практический (поведенческий), предлагающий определённую направленную деятельность человека в социальной практике. В целом, все эти механизмы социальной адаптации личности составляют полное единство [4, с.30]. В основе социальной адаптации личности лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность человека. Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по разному влияет
на личность или подталкивает её к определённому выбору механизмов действия в заданном контексте времени. Исследования Г. Д. Волкова и Н. Б. Оконской показывают, что процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трёх уровнях: 1. Общества (макросреда) - этот уровень позволяет выделить процесс социальной адаптации личности в контексте социально-экономического, политического и духовного развития общества. 2. Социальная группа (микросреда) - изучение этого процесса поможет вычленить причины, несовпадение
интересов индивидуума с социальной группой (трудовой коллектив, семья и т.д.). 3. Индивидуальная (внутриличностная адаптация) - стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и её самооценки с позиции других индивидуумов [2, с. 134]. Анализ литературы показал, что единая классификация социальной адаптации отсутствует. Это объясняется тем, что человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных,
социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: - производственная и профессиональная адаптация; - бытовая (решает различные аспекты в формировании определённых навыков, установок, привычек, направленных к распорядку, традициям, существующим отношениям между людьми в коллективе, в группе вне связи со сферой производственной деятельности); - досуговая (предполагает формирование установок, способностей
к удовлетворению эстетических переживаний, стремление к поддержанию здоровья, физического совершенствования); - политическая и экономическая; - адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и прочие); - к природе и др. Как считают Г. Д. Волков, Н. Б. Оконская все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает: ? управленческую, ? экономическую, ? педагогическую,
? психологическую, ? профессиональную, ? производственную адаптацию [2, с. 140]. Рассмотрим подробнее перечисленные виды социальной адаптации. Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.
Экономическая адаптация ? это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый "социальный блок", включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека.
Педагогическая адаптация ? это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Профессиональная адаптация ? это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности,
новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Производственная адаптация ? трудовая активность, инициатива, компетентность и самостоятельность, совершенствуются профессиональные качества. Таким образом, социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется в середе
в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется. Существуют механизмы социальной адаптации личности, процесс формирования которых неотделим от всех видов преобразований индивидов, таких как: деятельность, общение и самосознание. В сущности механизмов социальной адаптации лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существенной социальной действительности.
В данном разделе курсовой работы рассмотрены виды и структура социальной адаптации. Делая вывод, можно сказать, что нет единой классификации структуры социальной адаптации. Объясняется отсутствие единой классификации видов социальной адаптации тем, что человек - личность, входящая в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. 2. Влияние социальной среды на процесс социализации личности
Рассматривая адаптацию как процесс и результат приспособления индивида к среде, необходимо отметить понятие «среда». Окружающая среда это: - сфера обитания и деятельности человечества; - окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Социальная среда как фактор формирования и развития личности признавалась всегда. Педагоги, социальные работники и психологи на протяжении веков в процессе развития науки, культуры, общества изучали взаимовлияние и взаимодействие окружающей среды и человека 14.
К. Д. Ушинский считал, что человек формируется под влиянием всего комплекса воздействий, связанных со средой. Глубокой верой в человека, в его развитие и совершенствование проникнуты идеи русских демократов XIX В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и другие. Известно высказывание Белинского о том, что создает человека природа, но развивает и образует его общество. Проблема среды широко разрабатывалась во второй половине 20-х -
30-х гг. Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий подчеркивали, что нужно изучать все факторы, формирующие индивида: и организованные, и стихийные. Среда и её влияние на человека изучалась и теоретически, и в форме конкретных исследований материальных, жилищных, бытовых и культурных условий жизни людей. Прослеживалась зависимость между экономическим и социальным положением семьи и уровнем образования,
выявлялись специфические особенности жизни людей и влияние на их развитие. Предпринимались попытки вносить в окружающую среду людей определенные изменения. Исследование среды велось с классовых позиций, о чем свидетельствуют термины: пролетарская, рабоче-крестьянская, обобществленная, интеллигентская и другая среда [7, с. 66]. Поскольку характер влияния среды зависел от качества, то исследователи тех лет, разрабатывая идеальную
модель ее использования, видели среду здоровой, нравственной, целесообразной, рационально организованной и пр. Предлагалось, что такая среда должна питать идеалы, создавать хорошие доминанты, развивать активность, творчество, самостоятельность, вырабатывать навыки разумного дисциплинированного поведения и т. д. [7, с. 67]. Из выше сказанного И. А. Карпюк и М. Б. Чернова определяют понятие «социальная среда». Социальная среда - часть окружающей среды, состоящая
из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и так далее. Социальная среда - это объективно социальная реальность, представляющая собой совокупность материальных, политических, идеологических, социально-психологических факторов непосредственного взаимодействия с личностью в процессе её жизни и практической деятельности [7]. Основными структурными компонентами социальной среды являются: - общественные условия жизни людей;
- социальные действия людей; - отношения людей в процессе деятельности и общения; - социальная общность. Естественная социальная среда, окружающая человека, является внешним фактором его развития. В процессе социализации личности происходит превращение биологического индивида в социальный субъект. Это непрерывный, многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации,
усваиваются социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации индивида происходит во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много,
о других - мало, о третьих - совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социальной среды условно можно объединить в четыре группы: 1. Мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. 2. Макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию
всех живущих в определенных станах. 3. Мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. 4. Микрофакторы - факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют
семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум. [11, с. 10-11]. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: - способы вскармливания младенца и ухода за ним; - формируемые бытовые и гигиенические
умения; - окружающие человека продукты материальной культуры; - элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); - стиль и содержание общения; - методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; - последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности - общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной,
профессиональной, общественной, религиозной сферах [11, с. 11]. Развиваясь, индивид ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую. По мнению И. А. Карпюк и М. Б. Черновой, отношение человека к внешним социальным условиям его жизни в социуме имеет характер взаимодействия. Человек не только зависит от социальной среды, но и своими
активными действиями видоизменяет, а вместе с тем и развивает самого себя. Социальная среда выступает как макросреда (в широком смысле), т.е. социально-экономическая система в целом, и микросреда (в узком смысле) непосредственное социальное окружение. Социальная среда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой стороны, необходимым условием успешного развития этого процесса.
Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе. Индивид в обществе может занимать одновременно несколько позиций. Каждая позиция предъявляет человеку определенные требования, то есть права и обязанности, и называется социальным статусом. Статусы могут быть врожденными и приобретенными.
Статус определяется поведением человека в обществе. Это поведение называется социальной ролью. В процессе становления и развития личности могут освоиться позитивные и негативные социальные роли. Освоением личности ролевого поведения, обеспечивающего ему успешную включенность социальных отношений. Этот процесс приспособления к условиям социальной среды называется социальной адаптацией [7]. Таким образом, социальная среда оказывает большое влияние на социализацию
личности посредством социальных факторов. Также можно отметить, что человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями видоизменяет, а вместе с тем и развивает самого себя. А способом гармонизации индивида со средой является стратегия социальной адаптации. 3. Стратегия социальной адаптации Понятие «стратегия» в общем смысле можно определить как направляющий, организующий способ ведения действий, поведения, рассчитанных на достижение не случайных, сиюминутных,
а значимых, определяющих целей. Стратегия социальной адаптации как способ гармонизации индивида со средой, способ приведения в соответствие его потребностей, интересов, установок, ценностных ориентации и требований окружения должна рассматриваться в контексте жизненных целей и жизненного пути человека. В связи с этим необходимо рассмотреть такой спектр понятий, как «образ жизни», «история жизни», «картина жизни», «жизненный план», «жизненный путь», «стратегия жизни», «стиль жизни», «жизненный сценарий».
М. А. Гулина отмечает, что социальный анализ образа жизни призван выявить механизмы саморегуляции субъекта, связанные с его отношением к условиям жизни и деятельности, с его потребностями и жизненными ориентациями, а также с его отношением к социальным нормам [5]. К. А. Абульханова-Славская выделяет основные принципы изучения личности в процессе жизнедеятельности, сформулированные С. Л. Рубинштейном и Б. Г. Ананьевым: * принцип историзма, где включение личности
в историческое время позволяет рассматривать биографию как ее личностную историю; * генетический подход, дающий возможность выделить разные основания для определения этапов, ступеней ее развития в жизни; * принцип связи развития и жизненного движения личности с ее трудовой деятельностью, общением и познанием [1]. В основу принципа историзма была положена идея Ш. Бюлер, которая предложила провести аналогию между процессом жизни личности и процессом истории, и
объявила жизнь личности индивидуальной историей. Индивидуальную, или личную, жизнь в ее динамике она назвала жизненным путем личности и выделила ряд аспектов жизни, чтобы проследить их в динамике: * последовательность внешних событий как объективная логика жизни; * логика внутренних событий смена переживаний, ценностей эволюция внутреннего мира человека; * результаты деятельности человека [15]. Движущей силой личности Ш. Бюлер считала стремление к самоосуществлению и творчеству.
Как подчеркивала К. А. Абульханова-Славская, понимание жизненного пути Ш. Бюлер содержало главное: жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению. Б. Г. Ананьев считал, что субъективная картина жизненного пути в самосознании человека всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах [15]. А. А. Кроник представляет субъективную картину жизненного пути как образ, временные
измерения которого соизмеримы с масштабами человеческой жизни в целом, образ, в котором запечатлено не только прошлое личности история ее становления, не только настоящее жизненная ситуация и текущая деятельность, но и будущее планы, мечты, надежды. Субъективная картина жизненного пути это психический образ, в котором отражены социально обусловленные пространственно-временные характеристики жизненного пути (прошлого, настоящего и будущего), его этапы, события и их взаимосвязи.
Этот образ выполняет функции долговременной регуляции и согласования жизненного пути личности с жизнью других, прежде всего значимых для нее, людей [9]. С. Л. Рубинштейн, анализируя работы Ш. Бюлер, воспринял и развил идею жизненного пути и пришел к выводу, что жизненный путь нельзя понять только как сумму жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Его необходимо представлять как нечто более цельное.
Для раскрытия целостности, непрерывности жизненного пути С. Л. Рубинштейн предложил не просто выделять его отдельные этапы, но и выяснить, как каждый этап подготавливает и влияет на следующий. Играя важную роль в жизненном пути, эти этапы не предопределяют его с фатальной неизбежностью [13]. Одна из наиболее важных и интересных мыслей С. Л. Рубинштейна, по мнению К. А. Абульхановой-Славской, это идея о поворотных этапах жизни человека,
которые определяются личностью. С. Л. Рубинштейн утверждает идею активности личности, ее «деятельную сущность», способность совершать выбор, принимать решения, влияющие на собственный жизненный путь. С. Л. Рубинштейн вводит понятие личности как субъекта жизни. Проявления этого субъекта состоят в том, как осуществляется деятельность, общение, какие вырабатываются линии поведения на основе желаний и реальных возможностей.
К. А. Абульханова-Славская выделяет три структуры жизненного пути: жизненная позиция, жизненная линия и смысл жизни. Жизненная позиция, состоящая в самоопределении личности, формируется ее активностью и реализуется во времени как линия жизни. Смысл жизни ценностно определяет жизненную позицию и линию жизни. Особое значение придается понятию «жизненная позиция», которое определяется как «потенциал развития личности», «способ осуществления жизни» на основе личностных ценностей.
Это основная детерминанта всех жизненных проявлений личности [1]. Понятие «жизненная перспектива» в контексте концепции жизненного пути личности К. А. Абульханова-Славская определяет как потенциал, возможности личности, объективно складывающиеся в настоящем, которые должны проявляться и в будущем. Вслед за С. Л. Рубинштейном К. А. Абульханова-Славская подчеркивает, что человек является субъектом
жизни, и индивидуальный характер его жизни проявляется в том, что личность выступает ее организатором. Индивидуальность жизни состоит в способности личности организовать ее по своему замыслу, в соответствии со своими склонностями и устремлениями, которые отражаются в понятии «стиль жизни». В качестве критерия правильного выбора жизненного пути человека К. А. Абульханова-Славская выдвигает главный критерий удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью.
Возможность личности предвидеть, организовывать, направлять события своей жизни или напротив, подчиниться ходу жизненных событий позволяет говорить о существовании различных способов организации жизни. Эти способы рассматриваются как способности разных типов личностей стихийно или сознательно строить свои жизненные стратегии. Само понятие жизненной стратегии К. А. Абульханова-Славская определяет как постоянное приведение в соответствие особенностей своей личности
и способ своей жизни, построение своей жизни исходя из своих индивидуальных возможностей. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные и возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества и окружающих. В этом случае человек как субъект жизни интегрирует свои характеристики как субъекта деятельности,
субъекта общения и субъекта познания и соотносит свои возможности с поставленными жизненными целями и задачами [1]. Таким образом, стратегия жизни это стратегия самоосуществления личности в жизни путем соотнесения жизненных требований с личностной активностью, ее ценностями и способом самоутверждения. Стратегия социальной адаптации представляет собой индивидуальный способ адаптации личности к обществу и его требованиям, для которого определяющими являются опыт ранних детских переживаний, неосознанных
решений, принятых в соответствии с субъективной схемой восприятия ситуаций и сознательный выбор поведения, сделанный в соответствии с целями, стремлениями, потребностями, системой ценностей личности. Стратегии социальной адаптации индивидуальны и неповторимы для каждой личности, тем не менее, можно выделить некоторые черты и признаки, являющиеся общими, характерными для ряда стратегий, и выделить, таким образом, типы стратегий социальной адаптации.
Многообразие видов и способов социальной адаптации может быть рассмотрено как с точки зрения типов направленности активности в процессе адаптации (и тогда оно задается ведущими мотивами личности), так и с точки зрения конкретных видов и способов адаптации, которые задаются, с одной стороны, иерархией ценностей и целей, зависящих от общей направленности, а с другой психологическими и психофизиологическими особенностями личности. В классификации А. Р. Лазурского выделяются три уровня отношений [8].
На первом уровне личность всецело зависит от среды. Окружение, внешние условия подавляют человека, таким образом, происходит недостаточное приспособление. На втором уровне приспособление происходит с пользой для себя и для общества. Люди, находящиеся на третьем уровне отношений творческое отношение к среде, умеют не только удачно приспособиться к среде, но и воздействовать на нее, изменяя и преобразовывая окружающую среду в соответствии
со своими собственными потребностями и влечениями. Таким образом, А. Р. Лазурский предусмотрел возможность направленности преобразовательного эффекта в результате социальной адаптации личности как на изменение и перестройку личностной структуры (первый и второй уровни), так и вовне. Аналогичные идеи высказывает Ж. Пиаже, по мнению которого условием успешной адаптации можно считать оптимальное сочетание двух аспектов
социальной адаптации: аккомодации как усвоения правил среды и ассимиляции как преобразования среды. Н. Н. Милославова характеризует типы адаптации в связи с уровнем соответствия личности внешним условиям, «врастания в среду», не включая процесс преобразования, воздействия личности на среду: * уравновешивание установление равновесия между средой и индивидом, которые проявляют взаимную терпимость к системе ценностей и стереотипам друг друга; * псевдоадаптация сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным
отношением к ее нормам и требованиям; * приравнивание признание и принятие основных систем ценностей новой ситуации, взаимные уступки; * уподобление психологическая переориентация индивида, трансформация прежних взглядов, ориентации, установок в соответствии с новой ситуацией [8, с.24]. Индивид может последовательно пройти все эти этапы, постепенно все более «врастая» в социальную среду от стадии уравновешивания до стадии уподобления, а может остановиться на какой-то из них.
Степень включенности в адаптационный процесс зависит от ряда факторов: от степени «герметичности» личности, от характера ситуации, от отношения индивида к ней и от жизненного опыта адаптирующегося. Различия в способе индивидуальной жизни предполагают построение различных стратегий, ведущим параметром которого К. А. Абульханова-Славская считает активность как внутренний критерий личности в реализации ее жизненной программы. В качестве основания для описания различных стратегий личности
К. А. Абульханова-Славская предлагает распределение инициативы и ответственности как индивидуальный способ реализации активности. Личность, в структуре которой преобладает ответственность, всегда стремится создать себе необходимые условия, заранее предусмотреть, что нужно для достижения цели, подготовиться к преодолению трудностей, неудач. В зависимости от уровня притязаний и направленности люди с развитой ответственностью могут проявлять различные способы самовыражения [1].
Так, человек исполнительного типа обладает низкой активностью самовыражения, неуверен в своих силах, нуждается в поддержке окружающих, ситуативен, подчинен внешнему контролю, условиям, приказам, советам. Он боится перемен, неожиданностей, стремится зафиксировать и удержать достигнутое (пример: Новосельцев Анатолий Ефремович - герой фильма «Служебный роман»). Другой тип личности, с высокой ответственностью, получает удовлетворение от выполненного долга, самовыражается
через его выполнение, его жизнь может быть распланирована до мельчайших деталей. Ежедневное, ритмичное выполнение запланированного круга обязанностей приносит ему по окончании дня чувство удовлетворения. В жизни таких людей отсутствуют далекие перспективы, они не ждут ничего для себя, всегда готовы выполнить чужие требования. Примером такого типа личности может быть главный герой из фильма «Бриллиантовая рука» Горбунов Семен Семенович.
Люди с иного рода жизненной ответственностью могут иметь и друзей, и знакомых. Но вследствие чувства «один на один» с жизнью исключают как какую-либо ориентацию на поддержку и помощь со стороны других людей, так и возможность брать на себя ответственность за других, поскольку, по их мнению, это увеличивает их зависимость и связывает свободу самовыражения. Ответственность таких людей реализуется в самых разных ролях, например:
Борщев Афанасий Николаевич из фильма «Афоня». Личность с развитой инициативой находится в состоянии постоянного поиска, стремится к новому, не удовлетворяясь готовым, заданным. Руководствуется такая личность в основном только желательным, интересным, «загорается» идеями, охотно идет на любой риск, но, столкнувшись с новым, отличным от воображаемого, от созданных им планов и замыслов. Не может четко обозначить цели и средства, наметить этапы в реализации планов, отделить достижимое
от недостижимого. Для инициативной личности, чаще всего, важны не результаты, а сам процесс поиска, его новизна, широта перспектив. Такая позиция субъективно создает разнообразие жизни, ее проблемность и увлекательность. Н. Н. Милославова выделяет различные типы инициативных людей в зависимости от их склонности принимать на себя ответственность. Одни из них предпочитают делиться с окружающими своими проектами, предложениями, идеями, интенсивно вовлекать людей в круг своих творческих поисков, брать
на себя ответственность за их научную и личную судьбу. Этим людям свойственно гармоничное сочетание инициативы и ответственности. Инициативность других людей может ограничиваться благими намерениями, а замыслы не претворяются в жизнь. Целостность или частичность их активности зависит от характера их притязаний и степени связи с ответственностью [10]. Человек, у которого инициативность является жизненной позицией, постоянно идет на поиск новых
условий, на активное изменение жизни, расширяет круг жизненных занятий, дел, общения. Он всегда выстраивает личностную перспективу, не только обдумывает что-то новое, но и строит многоступенчатые планы, реалистичность и обоснованность которых зависят уже от степени ответственности, уровня развития личности. У людей, сочетающих инициативу и ответственность, стремление к новизне и готовность к неопределенности, связанной с риском, сбалансированы. Они постоянно расширяют свое семантическое и жизненное пространство,
но могут уверенно распределять его на необходимое и достаточное, реальное и желаемое. Ответственность для такого человека предполагает не только организацию деятельности, но и возможность не жить ситуативно, а сохранять автономию и возможность проявить инициативу [10, с. 30]. Е. К. Завьялова различает индивидуальные стратегии адаптации в связи с поисковой активностью, направляемой человеком на совершенствование системы взаимодействия с окружающей средой и самим собой.
Пассивная стратегия наиболее характерна для людей, находящихся в состоянии социального или эмоционального шока, и проявляется в стремлении человека сохранить себя, прежде всего, как биологическую единицу, оставить неизменным прошлый образ жизни, использовать отлаженные и ранее эффективные стереотипы взаимодействия с окружением и самим собой. Ядром пассивной стратегии адаптации являются негативные эмоциональные переживания: тревога, фрустрация, ощущение утраты, непреодолимости преград; прошлое кажется прекрасным независимо
от реальности, настоящее воспринимается драматично, помощь ожидается извне; учащаются агрессивные реакции по отношению к окружающим и к себе; человек боится взять на себя ответственность за принятие рискованных решений [6, с. 55]. Пассивная стратегия адаптации обусловливается рядом личностных свойств и, в свою очередь, формирует определенный тип личности, доминирующее положение в структуре которой занимают сверхосторожность, педантичность, ригидность, предпочтение регламентации всякой творческой активности и свободе решений,
ориентация на принятие коллективно выработанного решения, тяга к обезличиванию, безоговорочному принятию социальных норм, ответственное выполнение привычных обязанностей. В случае возникновения новых форм взаимодействия человека с природой, обществом, самим собой реализуется активная стратегия адаптации стратегия, центрированная на совершаемых самим человеком внутриличностных и внешних социальных перестройках, на изменении прежнего образа жизни, на преодолении трудностей и разрушении
неудовлетворяющих отношений. При этом человек ориентируется на собственные внутренние резервы, готов и способен отвечать за свои действия и решения. В основе активной стратегии адаптации лежат реалистическое отношение к жизни, способность видеть не только негативные, но и позитивные стороны действительности; человек воспринимает преграды как преодолимые. Его поведению и деятельности свойственны целенаправленность и организованность; активное, преодолевающее поведение сопровождается преимущественно позитивными эмоциональными
переживаниями. Центрированная на преодолении, активная стратегия, так же как и пассивная, формирует определенный психологический портрет личности: социальная направленность действия и решений, социальная уверенность и уверенность в себе, высокая личная ответственность, самостоятельность, коммуникабельность, высокий уровень притязаний и высокая самооценка, эмоциональная устойчивость [6, с. 56-57]. Сопоставляя рассмотренные подходы, можно, в общем и целом определить стратегию социальной адаптации
как преимущественный способ построения субъектом своих отношений с окружающим миром, другими людьми и самим собой в решении жизненных задач и достижении жизненных целей. При оценке этой стратегии необходимо рассмотреть сферу субъективных отношений личности: а) отношение к себе, оценка своей успешности, принятие себя; б) интерес к окружающим и общению с ними, отношение к окружению и людям в целом, принятие других людей, представление об их оценке личности, позиция в общении
(доминирование или ведомость) и в конфликтных ситуациях; в) позиция в отношении мира в целом, которая может проявляться в предпочтении тех или иных переживаний, отражающихся в уровне притязаний личности, ее способе возложения ответственности и отношении к будущему (открытость будущему или страх перед будущим, замыкание на настоящем) [6]. Заключая выше сказанное, в рамках психоаналитического направления социальная адаптация трактуется как гомеостатическое равновесие личности с требованиями внешнего окружения (среды).
Социализация личности определяется вытеснением влечения и переключением энергии на санкционированные обществом объекты (3. Фрейд), а также как результат стремления личности компенсировать и сверхкомпенсировать свою неполноценность (А. Адлер). В рамках гуманистического направления исследований социальной адаптации выдвигается положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Основным критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды.
Целью адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. При этом процесс адаптации не есть процесс равновесия организма и среды. Социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется.
Процесс социальной адаптации предполагает проявление различных комбинаций приемов и способов, стратегий социальной адаптации. В целом, стратегия социальной адаптации универсальный и индивидуальный принцип, способ социальной адаптации человека к жизни в его окружении, учитывающий направленность его устремлений, поставленные им самим цели и способы их достижения. Таким образом, мы выделили типы стратегий социальной адаптации, которые индивидуальны и неповторимы
для каждой личности. Сопоставляя рассмотренные типы, можно, в общем и целом определить стратегию социальной адаптации как преимущественный способ построения субъектом своих отношений с окружающим миром, другими людьми и самим собой в решении жизненных задач и достижении жизненных целей. Заключение Целью данной курсовой работы выступал анализ поведения личности как субъекта адаптации при взаимодействии с окружающей средой. Мы обобщили представления об адаптации как уникальной форме взаимодействия
человека с изменяющейся окружающей средой. Социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой только в том случае, когда человек выступает как активный субъект, который адаптируется в середе в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется. Раскрыв содержание понятия «среда», важно отметить, что социальная среда оказывает большое влияние на социализацию личности посредством социальных факторов.
Также можно сказать, что человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями видоизменяет, а вместе с тем и развивает самого себя. Выявили стратегию социальной адаптации, обеспечивающую жизнеспособность в изменяющихся условиях существования. Стратегией социальной адаптации будет являться универсальный и индивидуальный принцип, способ социальной адаптации человека к жизни в его окружении, учитывающий направленность его устремлений, поставленные
им самим цели и способы их достижения. В связи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований социальной адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы социального несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью человека. Таким образом, проблема адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение.
В этой связи адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека. Список использованной литературы 1. Альбуханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Альбуханова-Славская - М.: Мысль, 1991 301 с. 2. Волков, Г. Д. Адаптация и ее уровни / Г. Д. Волков, Н. Б.
Оконская Пермь, 1975 246 с. 3. Выготский, Л. С. Проблемы возраста / Л. С. Выготский - собр. соч. 4 т.: - М 1984 4 т. 4. Георгиева, И. А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: автореф. дис. канд. психол. наук. / И. А. Георгиева - Л 1985 167 с. 5. Гулина, М. А Психология социальной работы / М. А Гулина,
О. Н. Александрова, О. Н. Боголюбова, Н. Л. Васильева и др СПб.: Питер, 2002. -382 с. 6. Завьялова, Е. К. Вестник Балтийской педагогической академии / Е. К. Завьялова - СПб 2001 - 28 с. 7. Карпюк, И. А. Воспитательная система школы: Пособие для рук. и педагогов общеобразоват. шк. /
И. А. Карпюк, М. Б. Чернова Мн.: Университетское, 2002 167 с. 8. Ковалев, А. Г. Психология личности. / А. Г. Ковалев - М.: Мысль, 1973 341 с. 9. Кроник, А. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология знач. отнош. / А. А. Кроник, Е. А. Кроник - М: Мысль, 1989 - 204 с. 10.
Милославова, И. А. Понятие и структура социальной адаптации: автореф. дис. канд. философ. наук. / И. А. Милославова - Л 1974 295 с. 11. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина 3-е изд испр. и доп М.: Издательский центр «академия», 2000 200с. 12. Психологический словарь / Под ред.
В. П. Зинченко, В. Г. Мещерякова. -2-е изд перераб. и доп М: Педагогика-Пресс, 1997 440 с. 13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн СПб.: Питер, 2000 720 с. 14. Рубинштейн, М. М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой /М. М. Рубинштейн - М 1913. 15. Хохлова, А. П. Межличностное восприятие как один из психологических
механизмов адаптации личности в группе // Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности / А. П. Хохлова - Ульяновск, 1981 368 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |