Реферат по предмету "Социология"


Основы социального управления, его принципы и функции

Министерствообразования и науки РФ
ФГОУ СПО«Екатеринбургский экономико–технологический колледж»
Североуральскийфилиал ГОУ СПО ЕЭТК
Контрольнаяработа
подисциплине: «Социальное управление»
вариант № 7

Содержание
Введение
1. Сущность,содержание социального управления. Обоснование необходимости
2. Информационныйпотенциал в сфере социального управления
Заключение
Список литературы

Введение
«В современном миренет бедных и богатых стран, а есть плохо или хорошо управляемые государства».
ПитерДракер
Социальное управление(или, просто, управление), в отличие от технического и биологического, — этоуправление людьми, которые объединены в большие или малые социальныеорганизации, вне которых немыслимо существование человека, поэтомупроисхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций.При этом под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивуюсоциальную целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живомуорганизму. Разумное поведение означает способность организации адекватнореагировать (отвечать) на вызовы или решать свои проблемы. Именно благодаряэтой способности, обеспечиваемой управлением, социальные организации сохраняютсвою целостность и жизнеспособность. Примерами социальных организаций являютсясемьи, первобытные общины, поселения, города, нации, фирмы, партии, общества(цивилизации), мировые сообщества, человечество в целом. История управленияначинается с первобытного человеческого стада. Уже в те далекие времена(примерно 1 млн. лет назад) на заре человечества управление уже существовало наЗемле, однако носило неосознанный характер. Поведение человека в стадеопределялось в основном инстинктами (безусловными рефлексами), и было подобноповедению других так называемых социальных животных (муравьев, пчел).
Прошло много времени,прежде чем люди начали сознательно относиться к окружающему их миру, началиотделять себя от природы с ее могучим действием загадочных сил (землетрясений,громов, молний, дождей, пожаров, снега и др.), которые люди пытались объяснитьс помощью мифов, главными действующими лицами которых являлись различныебожества, олицетворяющие властителей мира. Именно с этого момента человекначинает подчиняться не только своим инстинктам, которые постепенно сталиоттесняться на второй плана, некими новыми факторам (в частности, идеей бога),которые Э.Дюркгейм назвал «социальными фактами», заметно влияющими на поведениелюдей.
Так появился институтвласти как первый и неизменный атрибут управления. Институт власти частоотождествляют с самим управлением. Так, в «Толковом словаре» В.И.Даля вкачестве одного из возможных толкований слова «власть» находим: Власть — начальствование, управление.
Вслед за институтомвласти появляются и другие «социальные факты», природа которых была столь жезагадочна, и которые также заставляли им подчиняться. По мере роста числа имногообразия «социальных фактов» человек постепенно превращается в«общественное животное», т.е. он все больше и больше подчиняется не личным, аобщественным интересам. Он начинает осознавать себя частицей общества, которомудолжен подчиняться.
Таким образом, в основефеномена социального управления лежит институт власти и другие «социальныефакты», изучаемые социологией и социальной психологией. Поэтому современнаятеория управления должна тесно взаимодействовать с ними, взаимно обогащая другдруга. Осознание управления дало мощный толчок социальной эволюции, так какстало возможным появление принципиально новых социальных организаций, гдезаботу о них берет на себя не природа, а сам человек.
Именно благодарясознательному отношению человека к общественным интересам и проблемам ипостепенному осознанию управления стал возможен переход от первобытных общин кпоселениям, затем к городам, затем к нациям (странам), далее к мировымсообществам, а в ближайшем будущем — к глобальному обществу. Таким образом, безпреувеличения можно сказать, что управление открыло дорогу социальной эволюции.

Сущность,содержание социального управления. Обоснование необходимости
В узком значениисоциальное управление определяется как процесс воздействия на социальныепроцессы для достижения поставленных целей.
Управление техническимисистемами (производственно-техническими процессами, механизмами, системамимашин) изучается в основном техническими науками.
Управление каквоздействие на социальные процессы, коллективы, классы относят к социальномууправлению. Эта область изучается общественными (социальными) науками.
Существуют и развернутыеопределения управления, подробно излагающие содержание этого процесса,например: «Управление есть выработка управляющим органом управляющейинформации, соответствующей программе управления, передача ее объектууправления, получение и анализ осведомительной информации от объекта управленияо его фактическом поведении, а также соответствующая результатам этого анализакорректировка или выработка новой управляющей информации с целью оптимизациифункционирования объекта управления».
Или, иными словами,управление есть функция системы, направленная либо на сохранение ее основногокачества (совокупности свойств, утрата которых приводит к разрушению системы),либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающей устойчивостьфункционирования и достижение определенной цели.
Необходимость социальногоуправления обусловлена, прежде всего фактом разделения труда в группах людей, вкрупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью егокооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякогочеловеческого общества, так и управление является необходимым элементом общеготруда, существования и развития общества.
Ключевое понятиеуправления — воздействие. Оно осуществляется в технических и биологических системах. Сразускажем, что нас интересует такое воздействие, которое осуществляется всоциальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления наобъект управления с целью перевода его в новое желательное состояние.
Однако воздействие всоциальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности,силе власти. В зависимости от этого меняется содержание самого понятияуправления.
В государственномуправлении управленческая деятельность, как известно, связана с государственнойвластью, которая тоже может быть весьма различной (тоталитарной,демократической и т. п.), и все же первое и отличительное свойство социальногоуправления состоит в том, что это — процесс целенаправленного воздействияуправляющей системы на управляемую для достижения ее эффективногофункционирования и развития.
Следовательно, основнымэлементом управления, с чего оно начинается, является целеполагание.
Цель управления — желаемое, возможное и необходимоесостояние системы, которое должно быть достигнуто. Определение целей управления- главный и начальный этап управления.
Целеполагание — процессобоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основеанализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальныхсвязей, исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.
Содержание социальногоуправления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, всвою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях (оперативных,среднесрочных, стратегических) наиболее точно и полно выражены коренныепотребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп,определяющих мотивы поведения людей.
Именно интеллектуальныесистемы управления, состоящие из творческих индивидуальностей, мотивированных куправленческой деятельности, способны достигать наилучших результатов вуправлении общественными делами, обеспечивать упорядоченность и высокий уровеньорганизации социальных систем. Поэтому важнейшей функцией управления выступаетнаиболее полное включение в управленческую деятельность наиболее одаренных вэтом отношении граждан, создание своего рода «управленческой элиты»,облеченной доверием общества, профессионально выполняющей его главную миссию — создание простора для саморазвития, самопроявления сущностных сил самой сложнойсоциальной системы и отдельных структурных образований: региональных,муниципальных, трудовых, семейных, каждого человека в отдельности на основесамоуправления и саморегулирования.
Поэтому управление — этоособый вид профессиональной деятельности, который не только сводится кдостижению целей системы, организации, но и представляет собой средствоподдержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимальногофункционирования и развития.
Феномен управления тесносвязан с понятием социальная организация. В самом деле, в течение многих вековуправление из бессознательной деятельности превращалось в обычай, традицию,общественный институт с помощью устойчивой социальной структуры, которая изпоколения в поколение передавала навыки управления.
Таким образом, социальноеуправление — это во многом продукт социальных организаций.
Чтобы осмыслить сущностьсоциального управления, необходимо определить базовые понятия, с помощьюкоторых оно описывается. В качестве таковых можно выделить следующие: субъектуправления, объект управления, цель управления, управленческая деятельность.
Под субъектом управленияпонимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властноевоздействие. От субъекта управления необходимо отличать субъект управленческойдеятельности. Последний может быть только физическим лицом, живым человеком.
Специфика субъектаопределяет разные виды управления. Если субъектом управления выступаетгосударство, то речь идет о государственном управлении. Там, где властьолицетворяют жители населенных пунктов и административных территорий,функционирует местное самоуправление. Если власть сосредоточена всобственности, принадлежащей тем или иным экономическим субъектам, то речь идето менеджменте. В случае, когда субъектом воздействия являются многообразныеобщественные объединения, то имеет место общественное самоуправление.
Здесь важно подчеркнуть,что при всех субъектах управления всегда осуществляется одна и та же по смыслудеятельность: формирование и реализация управляющих воздействий, что находитвнешнее проявление в управленческих решениях и организационных действиях.
Объектами управления, т.е. тем, на что направлено властное воздействие субъекта управления, могутвыступать физические и юридические лица, а также социально-экономическиесистемы и процессы. Необходимо учитывать, прежде всего, что функционированиеуправляемых объектов осуществляется в соответствии с особенностями различныхвидов человеческой деятельности. Поэтому нельзя управлять вообще, по общемушаблону или собственной прихоти: следует досконально знать управляемые видыдеятельности, их состояние, многообразное обеспечение, типичное и уникальное вних, их человеческий потенциал со всеми его проявлениями.
Кроме того, важнопонимать, что управляемые объекты рационально и эффективно функционируют тольков адекватных им организационных формах, которые на практике создаются субъективно.Как показывает исторический опыт, найти такие формы совсем не просто. Вкомпонентно-структурном аспекте надо выстраивать отношения «человек – коллектив– общность – общество», в видовом отношении учитывать особенностиэкономических, социальных, духовных и политических процессов.
И, наконец, надоучитывать, что управляемые объекты – это разные проявления человеческойдеятельности, и они не могут не обладать самоактивностью, целенаправленнымхарактером такой активности, адаптивностью к условиям и факторам природного исоциального бытия, самоуправляемостью своей жизнедеятельности и своимразвитием.
В результате в системномвзаимодействии субъектов и объектов управления не только субъекты воздействуютна управляемые объекты, но и последние, в свою очередь, влияют на субъектыуправления. Если выбор формы управляющего воздействия зависит от субъектауправления, то содержание его должно детерминироваться управляемыми объектами. Иначевозможен разрыв, а то и противопоставление потребностей, интересов и мыслейвзаимосвязанных субъектов и объектов управления.
По каким признакамследует различать субъект и объект управления? В числе основных критериев, какправило, рассматриваются статус и функции; права и полномочия; активностьвоздействия; очередность или инициатива воздействия; сила и интенсивностьвоздействий; рациональность воздействий; отношение к цели, целеполаганию ицеледостижению.
Однако различия междусубъектом и объектом по всем этим параметрам имеют тенденцию к нивелированию всовременных организациях, если целью управления в них является совместноедвижение в определенном направлении. В таком случае определить, кто изучастников движения задает его скорость, ритм и направление, от кого исходитсила, интенсивность и рациональность воздействий, становится все труднее.Социальные системы специфичны тем, что подчиненные, работники выступаютсубъектами своей деятельности в той же степени, что и их руководители. Онииспытывают сопоставимые потребности, так же анализируют ситуацию, строятпрогнозы, ставят цели и осуществляют деятельность. Каждый из участниковвзаимодействия стремится достичь и достигает во взаимодействии собственнойцели, каждая из которых может рассматриваться в качестве цели управления.
Цель в управлении – этожелаемое состояние, достигнутое посредством других. Тем самым поведение другоготакже выступает в качестве цели, сопутствующей главной цели. Но для того чтобыэтот другой стал менять свое поведение, необходимо создание таких условий, прикоторых желаемая модель поведения другого станет желаемой для него самого. Итакие условия становятся также целью управляющего. Следовательно, любоеуправленческое воздействие предполагает обязательное наличие трех типов целей:
• цели-задачи – целируководителя, цели управления, цели организации;
• цели-условия –связанной с интересами работника, подчиненного;
• цели-средства –обеспечивающей подчинение одного другому, обслуживающей взаимопонимание объектаи субъекта управления.
Поэтому сущностьуправления следует определять как процесс совмещения, согласования целейорганизации с целями работников.
Важной категорией,связанной с динамикой общества, выступает социальное действие. Социальноедействие — это поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальнымсубъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время.Такова общая формула социального действия. Здесь есть субъект (представителькакой социальной группы), есть его действие (что именно он делает), естьориентация на других, мотивация, цель, выбор средств достижения цели.
Управление вобществе (социальное управление) характеризуется как организационнаядеятельность по обеспечению достижения социальных целей и задач посредствомопределенных методов. В данном случае термин применяется в широком смыслеслова. Развернутая трактовка этого понятия будет дана ниже.
Содержанием социальногоуправления является упорядочение общественных отношений, регулированиеорганизации и функционирования социального порядка и общественных объединений,обеспечение условий для гармоничного развития личности, соблюдение и защитаправ и свобод человека и гражданина. Во всех этих случаях объектом управлениястановятся социально-волевые связи, поведение человека и его действия. Однакочеловек — это и субъект социального управления, которое осуществляется им вотношении других людей. В каждом конкретном случае субъектом социальногоуправления выступают как отдельные личности, так и организации:государственные, общественные, международные.
Социальное управлениевключает понятие социально-управленческой деятельности, которое является болеешироким по отношению к термину «управление». Управленческаядеятельность предполагает наличие практического элемента в осуществленииуправления, т. е. характеризуется непосредственным осуществлением функцийсоциального управления — исполнением норм, правил, организацией, руководством,координированием, учетом и контролем.
Создание организационнойструктуры социального управления — необходимое, но недостаточное условиедостижения поставленной цели и решения задач управления. Реальность управленияобеспечивается такими его качествами, как организованность, ответственность,подчиненность, сила, воля. Взятые в совокупности, они образуют новое качество —властность управления, т. е. наделение субъекта управленческой деятельностинеобходимыми полномочиями для успешной реализации возложенных на негоуправленческих функций. Таким образом, управление неотделимо от понятия«власть», «государственная власть». Властность управленияобусловливает возникновение организационных связей, обеспечивающих подчинениеучастников совместной общественной деятельности желанию субъекта управления,его «господствующей» воле. Власть — это необходимое средстворегулирования социальных процессов; она формирует единую, отвечающую публичныминтересам организационно-управляющую волю и обеспечивает создание социальногопорядка, демократических основ жизни общества. Властность социальногоуправления включает и такое социальное явление, как авторитет. Социальноеуправление должно обеспечивать взаимодействие двух факторов: с одной стороны,властных полномочий и авторитета субъекта управления и самого управления (вшироком смысле — авторитета самого государства), а с другой — добровольногоисполнения людьми и их организациями социальных норм, сознательного подчинениясубъекту власти и управления, а также его предписаниям. Баланс этих явлений исоздает необходимое качество социальной управленческой деятельности.
Социальное управлениепредставляет собой общественные отношения между субъектом и объектом управления,сущностью которых является властное, организующее либо регулятивное,воздействие субъекта управления на поведение (деятельность) людей и ихорганизаций, являющихся участниками социально-управленческой деятельности.Социальное управление характеризуется тем, что оно:
а) возникает в связи спотребностью организации и регулирования деятельности людей и их организаций, атакже установления стандартов их поведения и действий;
б) направлено надостижение целей и решение задач управления, заключающихся в удовлетворениипубличных интересов путем осуществления совместной деятельности людей;
г) использует имеющиеся властныеполномочия и функции;
д) осуществляется наначалах подчиненности участников управленческой деятельности единой управляющейволи субъекта управления (лица, коллектива, организации).

Информационныйпотенциал в сфере социального управления
 
В информационном обществеакцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов наинформационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался никак экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил итем более не вводил никаких определений.
Одним из ключевых понятийпри информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы»,толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить опереходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно многопубликаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разныенаучные школы, рассматривающие эти понятия.
Информационные ресурсы –отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивыдокументов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банкахданных, других информационных системах).
Информационные ресурсыобщества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые ихнакапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знанияматериализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов,компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.
Информационные ресурсыстраны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы,аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.
Информация (от лат.informatio — осведомление, разъяснение, изложение, от лат. informare —придавать форму) — в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множествозначений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — сведения(сообщения, данные) независимо от формы их представления. Сведения об объектахживой или неживой природы, их свойств и взаимном влиянии друг на друга.
В настоящее время несуществует единого определения термина информация. С точки зрения различныхобластей знания, данное понятие описывается своим специфическим наборомпризнаков.
Информация (в общемсмысле) — это все, что может ощутить человек.
Понятие«информация» достаточно широко используется в обычной жизнисовременного человека, поэтому каждый имеет интуитивное представление, что этотакое. Но когда наука начинает применять общеизвестные понятия, она уточняетих, приспосабливая к своим целям, ограничивает использование термина строгимирамками его применения в конкретной научной области.
Большое разнообразиеинформации, используемой, а практике управления, нуждается в развитии классификационныхподходов. Классификация информации преследует разнообразные цели:
1) развитие системного икомплексного подхода к управлению;
2) совершенствованиетехнологии управленческой деятельности;
3) совершенствованиесистемы профессиональных знаний руководителей;
4) поиски путей повышенияэффективности управления.
Классифицироватьинформацию, используемую для управления, можно по самым разнообразнымпризнакам. Наиболее часто применяются следующие принципы классификации(рис.20):
· по различнымаспектам управления (характеру возникающих задач);
· по характерувосприятия человеком;
· по формепредставления;
· по источникамвозникновения;
· по временииспользования;
· по отношению кхозяйственному субъекту;
· по возможностииспользования.
Используемая в управленииинформация по источникам может быть подразделена на внешнюю и внутреннюю.Внешняя информация может отражать влияние на систему (фирму) какнепосредственного окружения, так и более отдаленных сфер внешней среды. Так,для фирмы эта информация относится к тем сферам, которыми само предприятиеуправлять не может, — экономические циклы, политическая обстановка, рыночнаяконъектура, погода, климат и т.п. Внутренняя информация характеризует состояниеуправляющей, а не управляемой систем, например, состояние системы управления,ее кадровое обеспечение, материальные и финансовые ресурсы управляемой системы,имеющуюся технологию.
В то же время всяуправленческая информация, из каких бы источников она ни шла, и кто бы нивыступал ее носителем, непременно должна соответствовать требованиямактуальности, достоверности, достаточности, доступности и аутентичности.
Актуальность означает,что собранная информация является свежей, отличается оперативностью сбора ипередачи, новизной, соответствует задачам сегодняшнего дня и можетспособствовать их решению. Часто именно актуальность обусловливает возможностиинформации.
Достоверность информацииопределяется ее способностью схватывать и отражать факты, события и особенно ихпричины и взаимосвязи. Ее получение представляет собой очень сложныйпознавательный и аналитический процессы, требующие привлечения специалистов ииспользования современных научных процедур.
Достаточностьсвидетельствует, что информация получена по целому ряду системно увязанныхвопросов, глубоко и всесторонне раскрывает исследуемый процесс, особенно еговнутренние источники, движущие пружины и внешние детерминанты, характеризуетпроцесс в целом, содержит предпосылки для прогнозирования и моделированиявозможных новых состояний данного процесса.
Доступность информациисвязана с ее открытостью, гласностью, возможностью ее оперативного получения внужном объеме. Часто информация имеется, но она закрыта и используется оченьузким кругом должностных лиц. В таком случае коэффициент ее полезного действияочень низок.
Аутентичностьобусловливает текстуальное и словесное выражение информации в понятной людямформе, соответствие их познаниям в области языка. Засоренность информацииразличными узкоспециальными терминами или иностранными, редко употребляемымисловами усложняет постижение и практическое использование информации.
Информация — это особыйвид знаний. Это знание, которое представляет полезность для лиц, принимающихрешения.
Информация — этоструктурированные данные, собранные для решения определенной задачи согласновыставленной цели, и потому имеющие значимость.
Руководители получаютмножество сведений, которые могли бы быть классифицированы как информация, неявляясь таковой, так как она не имеет значения для решения определенной задачи.Также информация должна не просто соотноситься с задачами руководителя, но и:
подходить к применяемыммоделям процессов или сочетаться с ними;
дать возможность на базеполученной информации разрабатывать свои модели.
Информация должна бытьзначимой. Она является таковой лишь в том случае, если может влиять напринимаемые решения. Для того чтобы быть информативными, данные должны обладатьпотенциалом для расширения кругозора но принимаемым решениям. Очевидно то, чтоизменяет видение проблемы одного руководителя, не обязательно изменит видениедругого. Иными словами, информация должна быть приспособлена.
Принципиально ценностьинформации может быть измерена в денежном выражении, эквивалентном разницемежду решениями, принимаемыми менеджером в случае наличия информации, и еслиданная информация недоступна. В общем, стоимость информации зависит отсложности и степени важности проблемы и ее решения. Чем важнее решение, тембольше информации необходимо, тем выше ее стоимость.
Для сбора информации ворганизации должна быть разработана информационная система или, как ее ещеиногда называют, информационная система управления (ИСУ). Основа ИСУ состоит втом, что управленческие решения могут быть запрограммированы, и что большинстворешений может быть сведено к алгоритмической последовательности. Для этогопроблема, поставленная руководителем, должна быть четко структурирована всоответствии с правилами решения задачи. Там, где есть возможностьструктурирования проблемы, компьютер может применяться для:
упрощения работы собширными базами данных;
упрощения процедурфункционального анализа и методов перевода данных в компьютерный вид длядальнейшей обработки;
научных целей управления,при разработке оптимизационных моделей или моделировании последствийпредпринимаемых действий.
На самом общем уровнеинформация служит принятию решений посредством описания состояния дел иобъяснения происходящего. Как результат, на основе информации происходитпрогнозирование событий, оценка предложенного направления деятельности ирекомендация плана действий.
Информационные качества(иными словами, информационный уровень) управленческих решений представляютсобой сгусток информации, заключенный в решении, отражающий определеннуюуправленческую ситуацию, задачу, проблему и содержащий «заряд»(потенциал) управляющих воздействий, призванный перевести их на новый уровень.Здесь вполне проявляется возможная и реальная обусловленность, обоснованность иэффективность управленческих решений.
С точки зренияинформации, заложенной в управленческих решениях, к последним предъявляютсяследующие требования.
Прежде всего, необходимо,чтобы управленческое решение и в констатирующей, и в резолютивной частяхотличалось полнотой информации, относящейся как к анализу и оценке, так и кпоследующему изменению, развитию рассматриваемого вопроса. Учитывая сложностьуправленческих проблем, на практике стремятся отразить в одном решении лишь ихотдельные аспекты, стороны, взаимосвязи. Так легче готовить и приниматьрешения. Но при этом упускают из виду, что главный смысл информации в управленческомрешении связан с будущим, с его влиянием на управляемые процессы. Для ихпреобразования как раз и нужна полная информация, выраженная в управленческомрешении.
В органической связи сполнотой информации выступает требование плотности и чистоты записи информации.Имеется в виду количество записанной информации на единицу площади письменновыраженного управленческого решения (на одну, скажем, машинописную страницутекста). Плотность записи информации предполагает, что в тексте решениясодержатся лишь те сведения, данные, нормы, наметки, планы, указания,требования и т.д., которые имеют непосредственно управленческий смысл и прямоотносятся к соответствующему вопросу. Все, что косвенно касается данногорешения, должно оставаться за его рамками. И факты, и их оценку, и способырешения поставленных задач следует выражать конкретно, точно и лаконичнымязыком. Нельзя не обратить внимания на важность правильного употребления слов,логичного построения предложений, адекватность используемых понятий, терминов,ясность и емкость формулировок, обоснованность и четкость адресных требований.
Очень важно соблюдатьтребование о внутренней согласованности информации в каждом конкретномуправленческом решении. Целесообразно, например, чтобы по содержанию,интонациям, акцентам, остроте и т.п. констатирующая и резолютивная(постановляющая) части решения соответствовали друг другу. Имеет значение иравномерное расположение информационного материала, ибо на практике приходитсявстречаться с решениями, в которых констатирующая часть занимает две-три, а тои более страниц, а резолютивная состоит из одного, или двух небольших пунктов,или наоборот. Лучшему восприятию любого управленческого решения способствуетвыделение в нем посредством курсива, абзацев, подчеркивания или иным способомосновной информации, заслуживающей пристального внимания исполнителей.
Поскольку решенияявляются основной формой выражения и закрепления управленческой деятельности ипостоянно принимаются, дополняя, развивая или отменяя друг друга, то необходимо,чтобы информация, заложенная в каждом решении, имела системный характер, быласодержательно и концептуально связана с предыдущими, ранее изданными идействующими актами, и с теми, которые предполагается или планируется принять. Соблюдениетребований системности информации способствует выработке единого, типового инаиболее эффективного подхода к разрешению определенных проблем, позволяет напрактике, причем в разных условиях, проверять рациональность различныхэлементов управленческой деятельности и отбирать из них лучшие, помогаетсовершенствованию нормативно-правовой основы управления, дисциплинирует работууправленческих кадров и благоприятствует совершенствованию другихуправленческих явлений. Системность информации, заключенной в управленческихрешениях, служит также одной из необходимых предпосылок для формированияинформационных систем на базе современной техники. Системность информации,наконец, экономит усилия, средства и время в управлении.
Рассматриваяинформационные требования к управленческим решениям, нельзя не выделитьтребование представления содержания решения в четкой логической форме, в моделидействительного разрешения поставленного вопроса или проблемы. Плохо, когда вуправленческих решениях много отсылочной информации к прошлому, к другим актамлибо к будущему, когда вместо рассмотрения и выводов по существу даютсяпоручения изучить вопрос, внести в перспективе предложения, разработатьнеобходимые документы, положения и т.д. и т.п. Из-за этого в подобном решениисодержится не способ перевода того или иного социального явления, процесса,отношения из одного состояния в другое, а лишь определенный промежуточныймомент в подготовительном этапе, а то и просто видимость какой-тоуправленческой активности. Возникает иллюзия, что вроде бы что-то сделано,намечено, предпринято, но на самом деле ничего не доведено до конца. За такимирешениями обычно прячутся государственные органы и должностные лица, когда онине хотят, не готовы или не могут принимать необходимые исчерпывающие меры.
Решения дажегосударственных органов федерального уровня по, казалось бы, актуальнымвопросам бывают наполнены лишь поручениями другим органам и должностным лицамразработать мероприятия, принять меры, внести предложения, изучить вопрос,подготовить необходимые документы и т.д. Часто такой стереотип повторяется вгосударственных органах субъектов Федерации и далее вниз.
Проблема информационныхкачеств управленческих решений не ограничивается принятием информационнонасыщенных актов; она имеет «проход» и в этап их реализации,поскольку именно в нем проявляется действенность информационного содержанияуправленческих решений. Здесь тоже существуют условия, соблюдение которыхспособствует сохранению информационных «импульсов» и доведению их до«места назначения»:
а) передача информации,заключенной в управленческом решении;
б) понимание,комментирование информации, выраженной в соответствующем управленческомрешении;
в) организация обратныхинформационных связей, оперативного информационного контроля, позволяющихсвоевременно и достоверно знать о том, как прошла передача информации, как онасохранилась и понята, как воспринята, усвоена и принята к исполнению.
Актуальна такженацеленность информационных качеств управленческих решений: комплекснаяпостановка вопросов, конструктивный, созидательный характер, действительныемодели, программы, способы, механизмы перевода явления, отношения, процесса,ситуации в новое состояние, обеспечение устойчивого, прогрессивного развитияуправляемых объектов или подведомственных управляющих компонентов.
Известно, что вгосударственном управлении циркулирует огромная по объему, разнообразию идинамике информация. Одна ее часть носит непосредственно управленческийхарактер, связана с формированием и реализацией управляющих воздействий, другая— по масштабам, очевидно, значительно большая — выражает взаимосвязигосударства с обществом, его многочисленными проявлениями, с потребностями иинтересами миллионов граждан. В данном случае речь идет об организацииуправленческой информации, хотя сказанное может быть соотнесено и с информациейвообще.
Сейчас признано не толькоу нас, но и за рубежом, практически во всех развитых государствах, чтосуществует очень сложная проблема упорядочения управленческой информации,которая для своего решения требует общенациональных усилий. В несколькихстранах уже приняты законы о «борьбе с бумажной работой», но почтинет сдвигов к лучшему. Назову только несколько направлений совершенствованияорганизации управленческой информации, не требующих особых капиталовложений илисверхусилий и находящихся в пределах сегодняшних возможностейгосударственно-управляющей системы.
В настоящее время,несмотря на кризисную ситуацию в России, особое значение приобретает выработкапоказателей, признаков, характеризующих уровень и темпы научно-техническогопрогресса, рост производительности труда, снижение издержек, затрат, повышениекачества продукции, социальное развитие. Россия открылась миру, и,следовательно, все критерии и показатели, применяемые в развитых странах,должны использоваться и у нас.
Необходимо четкоструктурировать управленческую информацию. Ведь информация должна двигаться,таким образом и иметь такие параметры, чтобы ею удовлетворялись информационныепотребности государственных органов, должностных лиц, других участниковуправленческих процессов. Словом, управленческая информация должна иметь туструктуру, что и организационная структура государственного управления, иобслуживать последнюю.
Новые информационныепроблемы порождает реализация в управлении принципа федерализма и становлениеместного самоуправления. Ведь при всей самостоятельности государственныхорганов субъектов Федерации и органов местного самоуправления все онифункционируют в едином информационном «поле» и должны знать о том,что и как делают другие. Предстоит еще разобраться в потоках и каналахциркулирующей здесь управленческой информации, с тем, чтобы придать всемуроссийскому обществу необходимую управляемость.
Состояние информационногообеспечения государственного управления во многом зависит от распределенияинформации внутри государственного органа и ее качества. На первом месте здесьстоит информационное обслуживание руководителей или руководящего звена. Этакатегория должна очень хорошо владеть информацией, входящей и исходящей. Навторое место можно поставить вопрос о распределении информации междудолжностными лицами, в частности, о том, должен ли кто-либо еще, кроменепосредственного исполнителя, знакомиться с соответствующей информацией.Руководитель может и должен маневрировать движением информации в возглавляемомгосударственном органе, не допускать, чтобы кто-либо монопольно владел какой-точастью информации, так распределять информацию, чтобы она всегдарассматривалась объективно. Необходимо также добиваться доступности информациидля всех должностных лиц этого органа, ибо подобное способствует лучшемуисполнению служебных функций.
В системе управленияорганизацией информационная система представляют собой не просто инструмент,обеспечивающий обработку информации для отделов и конечных пользователей внутриорганизации. В настоящее время наблюдается все большее влияние информационнойсистемы на организацию (изменение структуры организации под воздействиеминформационной системы, другое распределение власти в организации, формированиеиной политики и культуры, изменения в формализации, занятости, характере труда,возникновении потребности в обучении, и т.п.). При этом следует отметить, чтоимеет место и обратное воздействие организации на информационную систему.Информационные системы становятся все более дорогостоящими и диктующими своиспецифические условия к правилам деятельности, что приводит к новым проблемам,решить которые невозможно без применения аналитических методов.
Использованиеинформационных систем организациями определяет степень современности подготовкиих администрации к управлению организацией. Информационная система управлениявключает совокупность разнообразных информационных систем, обеспечивающихуправленческому персоналу эффективное принятие решений по управляемому объекту.
Информационные системыуправления позволяют:
— повышать степеньобоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи иобработки информации;
— обеспечиватьсвоевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночнойэкономики;
— добиваться ростаэффективности управления за счет своевременного представления необходимой информациируководителям всех уровней управления из единого информационного фонда;
— согласовывать решения,принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурныхподразделениях;
— за счетинформированности управленческого персонала о текущем состоянии экономическогообъекта обеспечивать рост производительности труда, сокращениенепроизводственных потерь и т.д.
Следует отметить, чтоинформационные системы оказали большое влияние на управление человеческимиресурсами. Они содействуют созданию баз данных человеческих ресурсов,содержащих истории рабочих мест, обзоры выполненных работ и т. д., вместе свнешней информацией, такой как изменения правовой базы, тенденции рынка труда,управление персоналом в конкурирующих фирмах, а также имеющиеся на рынкеуслуги, например образовательные программы и программы в областиздравоохранения. Системы поддержки принятия решений, соединенные с этими базамиданных, могут прогнозировать потребности в персонале, проводить исследования«что если» для оценки влияния предполагаемой шкалы окладов или реорганизацииили для согласования рабочих требований и профиля кандидата.

Заключение
В настоящее времяуправление имеет множественные применения. Оно применяется не только дляуправления социальными организациями, но также для решения сложных социальныхпроблем (экономических, политических, экологических и др.), для управлениялюбой сложной деятельностью; для управления социальными процессами (например,социальными конфликтами) и др. Вряд ли можно назвать какую-либо сферучеловеческой деятельности, обходящуюся без управления.
Человечество добилосьопределенных успехов в управлении фирмами и другими деловыми организациями,однако управлять обществом мы пока не умеем, о чем свидетельствует историяРоссии и многих других стран.
Каждое общество наопределенном этапе своего развития создает специальный институт, называемыйгосударством. С этого момента жизнь каждого человека начинает существеннозависеть от мудрости государственных деятелей, от институтов (законов,учреждений), которые они создают, от принимаемых ими решений. Очевидно, чторешения, принимаемые на государственном уровне должны быть максимальнообъективными и научно обоснованными, так как от них зависит судьба обществастраны и каждого его члена, поэтому государственные деятели должны использоватьв своей практической работе научные методы социального управления.
В результатеинформационной революции информация становится важнейшим ресурсом не толькоуправления, но и всей общественной жизни.
Социальная информация –это ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспеченияпознавательных потребностей общества на основе применения информационных технологий.Информация должна формироваться на основе объективных данных, поступать всроки, достаточные для принятия своевременного решения, и т. п. Незнаниеэлементарных правил в этой области или их извращенное использование превращаетинформацию из большого блага общественного прогресса в такое же зло, котороеможет стать тормозом в принятии управленческого решения.
Таким образом,необходимость социального управления, прежде всего, обусловлена разделениемтруда и потребностью его кооперации. Поэтому управление является необходимымусловия существования и развития общества.

Списокиспользуемой литературы
 
1. Афанасьев В.Г.Социальная информация и управление обществом. – М., 1975.
2. Бабосов Е.М.,Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. — 4-е изд. — Мн.:ТетраСистемс, 2004.
3. Бабосов Е.М.Социология управления. – Минск: Тетра система, 2000.
4. Иванов В.Н.Основы социального управления. / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев, А.Г. Гладышев,А.В. Иванов, А.О. Доронин, Г.В. Щекин, Н.С. Данакин, С.Б. Мельников, О.А. Уржа.– М. Высшая школа, 2001.
5. Захаров Н.Л.,Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации. М.: Инфра-М, 2006.
6. Кожурин Ф.Д.Процесс управления, М., 1988.
7. Колин К.К.Информатика в системе опережающего образования. – М.: Корона принт, 2002.
8. Тихомиров Ю.А.Курс административного права и процесса. М., 1998.
9. Информационныетехнологии управления: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Черкасова. – М.:ИНФРА-М, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.