Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки с использованием занимательных материалов, как условие повышения качества образования. Г.Г.Апанасова, учитель музыки, МОУ Грушевской ООШ. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Н.Толстой) Принятый Закон об образовании создает условия для формирования творческой разносторонней личности, дает права и возможности для раскрытия своих способностей, формирования гармонично развитого человека, накопление опыта эмоционально-нравственного отношения к жизни. Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки. Именно уроки музыки могут способствовать развитию креативности у учащихся. Под познанием музыки мы понимаем развитие творческих умений восприятия сочинения, исполнения импровизации, размышления о музыке. Проблема развития мышления во время обучения занимает особое место в школьной практике. Школьник учится думать и думает, учась: там, где нужно найти ответ на вопрос, что-то понять, и начинается мышление. Среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит сформированным приемам мыслительной деятельности, которые, в свою очередь, став активными способами учебной работы, помогают достигать новых уровней знаний. Я работаю учителем музыки в обычной сельской школе. А это значит, что в первый класс приходят дети разные по уровню подготовки. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. В начальной школе ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. И только от меня зависит, будет ли ребёнок погружаться в мир музыки с большим интересом. Л.Н. Толстой считал «главным мерилом хорошего или дурного обучения одно возбуждение интереса детей к обучению. Интересно детям учиться, светятся их глаза- хорошая школа, скучно им, тягостно, тусклые, без света глаза- школа дурная. Мне близки слова В.А.Сухомлинского, который призывал, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребёнка до школы, не закрыли перед ним дверь класса. Ребёнок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Я убеждена в том, что придя в школу, ребенок впервые начинает самостоятельно учиться, творчески мыслить. И даже если он ошибается и думает не как все, но это его решение, его собственный путь. Главное – поддержать это желание и интерес к самостоятельному поиску. Существует несколько правил, которых, на мой взгляд, должен придерживаться учитель: • Не сковывать, а освобождать; • Не сдерживать, а поддерживать; • Не сгибать, а распрямлять. Процесс развития ребенка, становление его творческой личности – это таинство, в которое учитель должен вмешиваться очень осторожно.У каждого человека процесс развития креативности очень индивидуален. Задача учителя музыки заключается в создании благоприятных условий на уроке для успешного развития творческого мышления и творческих способностей. Активизировать мыслительную деятельность ученика, приготовить его к исследованию нового материала, повторить ранее изученную тему либо блок тем на уроке мне помогает - занимательность. Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного результата деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт важный. Обилие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, , живое, образное описание событий, эпизода, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.Д.) Создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению заданий. Занимательность особым образом окрашивает материал, делает процесс овладения знаниями более привлекательным, даёт пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на уроке очень подвижны . Современных детей и подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому я стараюсь использовать нестандартные формы уроков: урок-встреча, урок-состязание, урок-дискуссия, урок- музыкальная викторина, комбинированный урок и т.п. А также использую различные задания, направленные на развитие творческого мышления и творческих способностей: • Сообщение интересных фактов из жизни и творчества композиторов, музыкантов; • Определение на слух характерных особенностей того или иного стиля ( как классического искусства, так и современного); • Сравнительный анализ различных стилей музыки; • Рецензирование песенного репертуара современных певцов, групп; • Представление и «защита» домашней фонотеки; • Сочинение песен. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, занимательные материалы имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). Мною рассмотрены методические аспекты работы по развитию мыслительной активности школьников на уроках музыки на основе использования занимательных заданий, изучено содержание материала в различных методических пособиях и программах. Оказалось, что подобных методик, направленных на развитие именно мыслительной активности посредством занимательных заданий не так много. Поэтому учитель в дополнение к основной учебной программе должен предлагать различные дополнительные виды работы, в частности применять различные виды занимательных заданий. Систематическое использование на уроках музыки различных видов занимательных заданий повышает мотивацию к изучению музыкального искусства и способствует лучшему усвоению знаний в области музыки. Формированию познавательных действий сопутствуют положительные эмоции. Поэтому ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Считанные секунды нужны мне для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово, а сколько прибавят они и уроку, и ребенку. Разнообразные средства и способы активизации мыслительной деятельности мной применяются на всех уроках и во внеклассной работе. Для меня принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и интерес к предмету. Моё кредо- «Ученик - это не чистый лист бумаги, на котором ты можешь писать все, что захочешь, и не емкость, которую можно наполнить, а скорее факел, который нужно зажечь, помочь маленькой искре воспламениться». Развитие мыслительной деятельности у школьников способствует и получению высоких результатов обучения в классах, где я работаю. Учащиеся имеют 100% успеваемость. В 2009-2010учебном году успеваемость учащихся на оценку «5» составило 63 %. С удовольствием и интересом ребята занимаются внеклассной работой . В школе организована вокальная группа «Лейся песня» её посещают учащиеся с 3–го по 9 классы. Мои ученики - участники школьных и районных конкурсов: «Добротой спасётся мир», «Музыкальный Брейн-ринг», «Конкурс военной песни» и т.д. Многие выпускники нашей школы поступая в вуз выбирают специальности связанные с искусством и музыкой. Для работы на уроках и во внеурочное время можно применять следующую литературу: 1. Пособие Ю. Никитина “Музыкальная шкатулка : занимательные задачи” включает ребусы, загадки, кроссворды, чайнворды и другие занимательные задачи, построенные на музыкальном материале. 2. Пособие “Знаете ли вы музыку?” М.Батицкого включает ребусы, кроссворды, чайнворды, криптограммы и другие головоломки , содержание которых связано с музыкальной тематикой . В популярной и доступной форме в них раскрываются различные факты из жизни и творчества музыкантов , правила нотографии , специфика звучания музыкальных инструментов и т.д . В зависимости от степени трудности того или иного задания оно может решаться учащимися самостоятельно или коллективно под руководством педагога . Сборник в определённой мере помогает вооружить учителя необходимым материалом при проведении классной и внеклассной работы по музыке , а также даст возможность самим школьникам интересно и увлекательно заполнить свой досуг.Способы активизации мысли тельной деятельности на уроках музыки различны. Рассмотрим их на примере такой части урока, как задания (письменные и устные). Формы работы: индивидуальная (карточки), групповая, фронтальная. 1. ^ Узнать инструмент по рисунку, назвать, дать характеристику (духовой, ударный, струнный, струнный смычковый.) 2. Выбрать среди рисунков музыкальных инструментов те, которые изображают: а) духовые, б) струнные, в) ударные, г) русские народные, и. т. д. 3.Сравнить по рисунку: скрипка- балалайка, установив а) общие признаки (музыкальные инструменты, струнные) б) различие (балалайка - струнный щипковый, скрипка - струнный смычковый; у каждого инструмента - свой тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры) арфа – гусли, труба - рожок ложки - барабан и т. д. (в дальнейшем рисунки заменить словами.) песня - пьеса песня - романс концерт - симфония куплет - припев - колыбельная – частушки. В звучащем варианте: "Вальс" Штрауса - "Вальс" Шопена "Рондо" Моцарта - "Лакримоза "Моцарта. 4. “^ Лишнее слово” а) гобой, флейта, рожок, труба, саксофон. б) баян, аккордеон, гармонь, фортепиано. в) пианист, трубач, флейтист, композитор, гитарист. г) вальс, полька, шимми, фокстрот, марш д) симфония, песня, пьеса, соната.5.Соотнести: - с именем композитора. а) портрет, б) фрагмент его биографии, в) фрагмент истории создания произведения, г) фрагмент литературного произведения, положенного в основу музыкального. 6. Диктант (письменно): Композитор, дирижер, пианист, опера, рапсодия, прелюдия, фагот, болеро, балет, арфа. Задание к диктанту: а) объяснить значение подчеркнутого слова. б) пронумеровать определяемые слова (учитель объясняет каждое слово, не называя его). 7. Какие музыкальные произведения, звучавшие на уроках, напоминают эти иллюстрации? Зимний пейзаж --------> (Концерт для скрипки с оркестром "Времена года" А. Вивальди). Одинокая фигура молящегося ------> ("АВЕ МАРИЯ" Шуберта). Изображение гнома, Бабы-Яги --------> (" Гном", "Баба-Яга" М.П. Мусоргского). "Царевна Лебедь" Врубеля ------->(Опера Н. А. Римского-Корсакова. "Сказка о царе Салтане"). 8. ^ Продолжить ряд: а) органист, трубач ... (профессии музыкантов - исполнителей ). б) виолончель, гусли... (струнные, без деления на струнные и струнные смычковые) в) Моцарт, Чайковский... (фамилии композиторов, без деления на отечественных и зарубежных). 9. ^ Составить логическую пару слов: а) гармонь - баян ("родственники"), гармонь - балалайка (русские народные инструменты), б) песня - куплет (часть песни), песня - хор (хоровое исполнение песни) в) дирижер - оркестр (руководитель) г) Бах - орган (автор многочисленных произведений для органа) и т.д. 10 ^ Поставить слова, определяющие жанр: а) " Щелкунчик " (балет), б) " Снегурочка " (опера), в) " Елочка " (песня), г) " Медведь " (пьеса). 11.“^ Звучащая викторина”: определить по фрагменту - а) тип оркестра, б) тип хора, в) инструмент, г) солирующий инструмент, д) жанр - назвать произведение и автора. 12. Анализ музыкального произведения: - по предложенному учителем плану: а) характер. б) жанр. в) музыкальный образ. г) исполнение: бас + смешанный хор, сопровождение - оркестр. 13. Вопросы, которые можно использовать в устной или письменной работе: В каком литературном произведении употребляется музыкальное слово, обозначающее ансамбль из четырех исполнителей? Кого из композиторов называли "королем" вальса? Мода на Баха, мода на Моцарта .... Возможно ли это? Опера - спектакль, где заняты, (певцы, музыканты, художники, гримеры, осветители,....) В каких операх героями стали реальные исторические лица? Перечислите: какие пьесы входят в цикл М.П. Мусоргского " Картинки с выставки"? В музыке какого “ из трех чудес” (Опера Н.А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”) звучит мелодия русской народной песни? Перечислите жанры вокальной музыки. Симфоническое произведение, посвященное защитникам Ленинграда?. Танец, предшественник вальса?Список литературы: 1. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М: Арена, 1994. 2. Коротяев Б, И, Учение - процесс творческий. М. : Просвещение, 1989. 3. Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987.