Реферат
на тему: «Ислам: происхождение, особенностивероученияи культа»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1Ислам: происхождение, особенностивероученияи культа
1.1Происхождение, особенностивероученияи культа
1.2Источникимусульманскогоправа
2Направленияислама
3 Ислами общество.Особенностидуховного мирамусульманина
4 Исламв Украине
Заключение
Списокиспользованныхисточников
ВВЕДЕНИЕ
Третьей, наряду с буддизмоми христианством,«мировой»религией являетсяислам, илимусульманство, самая поздняяпо временивозникновения.СовременныйИслам — втораяпо численностипоследователей(после христианства)мировая религия.По приблизительнымотчетам, общаячисленностьмусульман наземном шареоколо 800 миллионовчеловек (около90 процентов изних сунниты), из которыхболее двухтретей живетв зарубежнойАзии, составляясвыше 20 процентовнаселения этойчасти планеты, почти 30 процентов- в Африке (49 процентовнаселенияконтинента).Из более чем120 стран мира, в которых существуютмусульманскиеобщины, в 35 мусульманесоставляютбольшую частьнаселения.«Ислам» в переводес арабскогоозначает покорность,«мусульманство»( от арабского" муслим " ) — предавший себяАллаху.
Ислам зародилсяв Аравии в VII векенашей эры.Происхождениеего яснее, чемпроисхождениехристианстваи буддизма, ибооно почти ссамого началаосвещаетсяписьменнымиисточниками.Но и здесь многолегендарного.По мусульманскойтрадиции, основателемислама былпророк божийМухаммед( Мухаммадили Магомет), араб, жившийв Мекке; он якобыполучил от богаряд «откровений», записанныхв священнойкниге Коране, и передал ихлюдям.
Коран — основнаясвященная книгамусульман, какПятикнижиеМоисеево дляевреев, Евангелиедля христиан.Этика исламадовольно элементарна.Предписываетсябыть справедливым, воздавать задобро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедными т. п. Невыполнимыхморальныхпредписанийв исламе, в отличиеот христианства, нет.
Знание основмусульманскойрелигии весьмаразлично уразличных слоевнаселения ив разных странахтрадиционногораспространенияислама. Всякиймусульманинзнает арабскоезвучание исмысл символаверы религииислама: «нетникакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланникАллаха». Здеськратко выраженыдва главныхдогмата ислама: существуетединый, единственный, и вечный всемогущийбог — Аллах; своимпосланникомАллах избралараба из Мекки, Мухаммада, через него богпередал людямтекст священнойкниги — корана, его руками оносновал общинуверующих (умма).За 14 веков изнебольшойгруппы Аравииона превратиласьв многомиллионнуюмассу людейразных национальностей, разных языков, разных социальныхслоев и культурныхориентаций.
1 ИСЛАМ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИВЕРОУЧЕНИЯИ КУЛЬТА
1.1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИВЕРОУЧЕНИЯИ КУЛЬТА
Ислам илимусульманствоявляется самойпоздней повремени возникновениямировой религией.Она появиласьв VII в. в Аравии.Но мусульманепридерживаютсявзглядов, чтоих вера существовалазначительнораньше и лежитв основе какиудаизма, таки христианства.
Согласномусульманскойтрадиции, основоположникомислама былпророк Мухаммед-араб, который жилв Мекке, напротяжении23 лет получалот Бога «откровения», которыебыли были изложеныв священнойкниге мусульман– Коране( отараб. «ал-куран»-«чтениевголос»). Коранвключает в себяпритчи, молитвы, проповеди скоторыми выступалМухаммед. Онсостоит из 114сур(глав), которыев свою очередьразбиты на 6219стихов(аятов).Коран написанна арабскомязыке. В ритуалахон используетсяв арабскоморигинале.Мусульманевоспринимаютего как непосредственнуюречь Аллаха.
Основнаярелигиознаяконцепцияислама – таухидили «единство».В основе еележит вера вединого Бога.Вторая концепция– рисала(«пророчество»).Онасодержит идеюо том, что Творецне может бытьпонятым человеком.Только Еголичное желаниедать человекузнание о Себе, вызвать к Себелюбовь, приводитк появлениюверы и желаниюизменить своюжизнь.
Символ верыислама состоитиз двух утверждений:«Нет Бога кромеАллаха и Мухаммеда- Его пророка»(Мухаммед впереводе сарабскогоозначаетрасхваливающий»).Кроме Мухаммедабыли и другиепророки, в томчисле и Иса(Иисус). Но людине прислушалиськ ним. ПоэтомуАллах вынужденбыл призватьеще одногопророка, которыйсчитается самымглавным.
В основемусульманскоговероучениялежат пять«столпов веры»:
— признаниеединого Бога– Аллаха и Мухаммеда, Его посланника;
— обязательнаямолитва (салят);
— пост (уразасаум);
— налог напользу бедным(закят) – благотворительность;
-паломничествов священныйгород – Мекку(хаджж);
— к ним ещедобавляетсяуказание освященной войнеза веру (джихад).
Последователямиислама могутстать толькоте, кто, согласномусульманскимвзглядам, сердцемвоспринимаетсуществованиеАллаха. Имеетличный опытбогопознания.Кто ощущаетполную открытость– в мыслях, действияхперед Богом.У кого главнаяцель жизниопределяетсяуслужениемБогу.
Долгое времяисламскаятрадиция вырабатывалау мусульманотрицательноеотношение кэстетическойформе сознания.Запреты наразличные видыискусств, сточки зренияислама, былинеобходимыдля развитияу мусульманглубокой веры.Отрицаниехудожественноговосприятиямира рассматривалосьи как путьпреодолениястрастей. Кромеэтого исламстремилсяукоренить вкаждом мусульманинечувство покорностиперед Богом.Человек должензнать своеместо, понимать, что он не можетни в какой мерепо своим способностями талантамуравниватьсебя с Ним ипотому не долженстремитьсяк созданиюничего нового.Но, посколькупри всех запретах, человек неможет полностьюотказатьсяот искусстватворчества, эта естественнаяпотребностьчеловека воплотиласьв определенныхнаправленияхискусства. Вмусульманскоммире огромныхвысот достигладекоративнаяживопись. Коранвмещает в себяобразцы высокоразвитогохудожественно-образногомышления. Особоеразвитие получилаарабская каллиграфия.Эти направленияэмоционально-художественногопостижениямира явилисьи глубокимивыразителямимусульманскойфилософии: совершенство, гармония икрасота небесногомира и устремленностьк нему; застывшестьи окаменелость, связанная сидеей абсолютнойизменчивости, неопределенностивсего реального, неизменноститолько социальногоидеала. В исламенет представленийо будущем, новом, как лучшем. Вселучшее — в прошлом.Поэтому отискусстватребуетсявыражениесоциальнойоднозначностии неизменности.
Через каллиграфиюмусульманестремилисьвыразить своисамые интимныепереживания, чувственность.Так, письмосравниваетсяс объектамикрасоты иэмоциональнойпривлекательности.Большое значениеимеет почерк, который можетвосприниматьсякак приносящийудовольствиеи радость. Дажеформа букв, ихвзаимное расположениемогут изображатьлюбовный союз.
Для мусульманхарактернаи глубокая верав магическуюсилу слова.Чтение Корана, молитв, любыеобращения, произносимыена арабскомязыке, имеютособый, мистическийсмысл.
Ислам возниктогда, когдабуддизм ихристианство, ряд другихрелигий ужесуществоваликак развитыерелигиозныесистемы. Поэтомув исламе можнообнаружитьряд идей иудаизмаи христианства, переосмысленныхарабским сознанием.Общим с иудаизмоми христианствомв исламе являетсяпредставлениео Высшем Начале.Бог – трансцендентноеначало, Он един, никто не в состоянииЕго постичь, никто не знаетЕго настоящегоимени. Сотворениемира и человека, акт непослушанияпервых людейи изгнание ихиз рая – представляютсобой повторениебиблейскогосюжета.
Общностьтаких основополагающихпредставленийпривела к тому, что мусульманес особым почтениеотносятся кхристианами последователямиудаизма, называяих «людьмиПисания» ибратьями повере. В историиизвестно множествослучаев непросто веротерпимости, толерантногоотношения междуэтими религиями, а того, к чемумы сегодняможем стремиться– веролюбия.Интересныйпример приводитотец А. Мень.«Когда разорялихрамы, — рассказываетон, — какой-толихой комиссарпостановилзакрыть церковь, и его сподвижникиустроили последнюювечеринку ивытащили изхрама алтарь, престол, чтобыиспользоватьего в качествестола для закуски.Это было наВолге. Соседи-мусульманепришли, разогналипьяных, взялиалтарь и отнеслиего обратнов храм. Они быливозмущены! Онине были христианами, но у них былочувство святыни».
В наше времямало кто, дажене имеющийникакого отношенияк мусульманскомувероучению, не слышал слова«джихад» и неимеет представлениео том, что заним стоит. Оченьчасто можноуслышать, чтоджихад-этовойна с неверными, насильственноеприобщениек религиознойвере, санкционируемоеидеологиейислама. Отсюдаделается выводо крайне воинственномнастрое мусульман, формируемомнепосредственномусульманскойверой. Междутем значениеджихада совсемдругое. Первоначальныйсмысл этогопонятия — «усердие», борьба с мирским, которое мусульманеназывают «дунья».Мир, окружающийчеловека, являетсятворениемБожьим. Этоговорит о том, что сам по себеон не содержитзла. Однако, как считаютмусульмане, его материальныеаспекты – красотамира и всего, что его составляет, совершенствомогут способствоватьстрастям исоблазнам.Поддавшисьим, человекможет начатьдействоватьвопреки волеТворца. Человексклонен к сотворениюсебе кумиров, поклонениюматериальнымобъектам. Достигнувкаких-то высотв творческойдеятельности– возгордитьсяи начать восприниматьсебя как высшуюценность. Поэтомуджихад – этоборьба человекапротив соблазновмира, роскоши, жадности, самовосхваленияи т.д. Джихадникогда необъявляетсяс целью захватачужой территории, покорениядругих народов, решения национальныхвопросов, насильственногонавязываниясвоей веры. Онрассматривалсякак выполняющийисключительнооборонныефункции и завершался, как толькопротивникпросил перемирия.Пророк исповедовалмилосердиепо отношениюк побежденнымврагам, не ставилусловие о переходев свою веру.
В отличииот христианства, Творец мира, Аллах, рассматриваетсякак предельнаяабстракция.Мусульманесчитают, чтоих религияпоэтому болеесовершенна.У них нет никакихпредставленийо святой троице, в которой происходит«растроение»Единого Бога.Аллах – несоизмеримни с чем, никакимобразом недоступен человеку.Какие-то егоаспекты выраженыв именах. И каждыйверный мусульманиндолжен знать99 прекрасныхимен Аллаха, которые отражаютего качества:«Творец», «Скрытый»,«Дающий хлеб»,«Дающий жизнь»,«Упорядоченность»,«Правосудие»,«Истина» и т.д.
Существеннымразличием вразвитии этихдвух религийявляется то, что у мусульманне появилосьЦеркви, какособого, таинственного, мистическогоорганизма, посвоей сущностинаходящегосявне законовэтого мира. Каксоциальнаяорганизацияв христианстве, она содержитв себе делениена духовенствои мирян, т.е.противопоставлениеих по функциям, которые выполняютте и другие, пороли, правам, возможностям.Такого противопоставленияв исламе нет.Более того, самМухаммед, егоокружение иорганизация, которая им быласоздана, — вполне«от мира сего».Она носит характерполитическогосоюза и полностьюсливается собществом игосударством.В ней есть лица, профессиональнозанимающиесярелигиознойдеятельностью.Но они не имеютособых «полномочий», а наделеныстатусом особогослужения, посравнению срядовыми верующими.
Вероучениеи догматикаислама отличаютсяпростотой идоступностью, сложная, развитаяобрядностьотсутствует.В исламскойрелигиознойсистеме превышевсего стоятритуал, дисциплина.
1.2 ИСТОЧНИКИМУСУЛЬМАНСКОГОПРАВА
Первым иглавным источникомправа являетсяКоран. КромеКорана вторымавторитетными обязательнымдля всех мусульманисточникомправа являютсяСунны (полноеназвание «СуннапосланникаАллаха», с араб.–обычай, образец), которые состоятиз повествований(хадисов), высказыванийи деяний Мухаммеда.Это сборникобычаев, установлений.Хадисы содержати элементыправа, разныеправила.
Таким образом, Коран и Сунныявляются источникомзнаний о том, какое поведениеи какой образмыслей естьбогоугодными.Изучение Сунн– это неотъемлемаячасть религиозногообразованияи воспитания.Глубокое знаниеСунн являетсякритериемавторитетностимусульманина.
Третье местосреди источниковмусульманскогоправа занимаетиджма – «общеесогласиемусульманскойобщины». Иджмасостоит изсовпадающихутвержденийотносительнорелигиозныхи правовыхвопросов, которыебыли высказанысоратникамиМухаммеда илинаиболее влиятельнымимусульманскимитеологами –знатокамиправа. Иджмаразвиваетсяв виде толкованиятекста Коранаили Сунн, а такжепутем формированияновых норм, которые ужене связанынепосредственнос Мухаммедом.Так происходитстановлениеобразцов поведения, которые единогласноподдерживаютсямуфтиями имуджтахидами.Это развитиемусульманскогоправа получилоназвание «иджтихада».
К наиболеепротиворечивымисточникаммусульманскогоправа принадлежиткияс. Кияс –это решениеправовых делпо аналогии.Согласно киясу, правило, установленноев Коране, Суннеили иджме, можетбыть использованов отношениидела, котороенепосредственноне предусмотреноэтими источникамиправа.
Мусульманскоеправо получилоназвание шариат.В основе еголежат в первуюочередь Корани Сунны, а такжедругие источники.Это правовыепредписания, которые непосредственносвязаны с теологиейислама. Правовуюупорядоченностьмусульманерассматриваюткак выявлениеединого божественногозаконопорядка.Нормам шариатаприписываетсябожественноезначение. Шариатразвиваетсякак строгоконфессиональноеправо. Как источникправа, шариатдопускалсуществованиеместных обычаев, которые невходили впротиворечиес принципамии нормамимусульманскогоправа. С уважениемпринималисьправовые обычаи, которые вырабатывалисьв самом арабскомобществе. Атакже у технародов, которыеоказались подмусульманскимвлиянием. Завыполнениемнорм шариатаследят мусульманскиебогословы.
2. НАПРАВЛЕНИЯИСЛАМА
Ислам неоднороден.Среди направленийислама можновыделить суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм др.Большинствомусульман мирапринадлежитк ортодоксальномуисламу – суннизму.Они признаютСунны в качествесвященногоисточника верынаряду с Кораном.
Шиизм настаиваетна том, что законнымиприемникамиМухаммеда –имамами могутбыть толькоего родственники-наследники, а избраниеимама религиознойобщиной –противозаконно.Поэтому онине признаютСунну, котораябыла составленапри первыххалифах. Сампо себе шиизмтоже не однороден.В нем есть течение, которое признает11 законных имамов– наследниковАли; 12-й имам ещев IX ст. таинственноисчез, но, какони считают, должен появитьсякак спаситель– махди. Естьсекта исмаилитов, которые верятв то, что в ихимамов последовательновоплощается«мировая душа».Существуетсекта карматов, которая имеетдемократическиечерты. Ее члены, большинствокоторых – крестьянеи бедуины Аравии, придерживаютсяпринципа общегоимущества. Отисмаитов отделиласьсекта ассасинов, где объединяетсямистицизм сфанатичнойборьбой противнемусульман.Есть группапоследователейхалифа Хакима.
Суфизм представляетсобой мистико-аскетическое, наполовинумонашескоетечение. Проповедуютмистическуюлюбовь к Аллаху, желание сблизитьсяс ним. Конечнойцелью считаютизбавлениеот личностныхкачеств и слияниес божественнойистиной. С суфизмомисторическисвязано движениетариката.
Ваххабизм– религиозно-политическоеучение, котороевозникло в XVIIст. Его названиепроисходитот имени Мухаммедаибн Абдаль-Ваххаба.Ваххабитывыступалипротив племенныхкультов, официального«турецкого»ислама, который, согласно ихвзглядам, отступилот единободия, установивпочитаниеПророка и культсвятых. В настоящеевремя это направлениеофициальнопризнано вСаудовскойАравии.
3. ИСЛАМ И ОБЩЕСТВО.ОСОБЕННОСТИДУХОВНОГО МИРАМУСУЛЬМАНИНА
В основеотношениймусульманинаи обществалежит подавляющаявласть единогорелигиозногоначала, недопускающаяникакой свободыи самостоятельности, а также приоритетколлективного, общественногонад личным.Отсюда особенностьюислама являетсяего проникновениево все сферыжизнедеятельностиобщества: социальныхотношений иличной жизни, умственноготруда и творчества.В мусульманскихрегионах практическив неизменномвиде сохранилисьсемейно-родственныесвязи, традициибрачных отношений, клановое и«общемусульманское»самосознание.Активная борьбас религиознымипредрассудкамии уничтожениедуховенства, системы религиозногообразования, привели к тому, что ислампереместилсяна бытовой иобрядовыйуровень и утвердилсятам очень прочно.Все важнейшиесобытия в жизничеловекасопровождалисьмусульманскимиобрядами итрадициями.
Более тесныесоциальныесвязи и отношениямежду верующими, отсутствиецеркви, какособого института, привели к широкомуохвату исламомвсех отношенийи сфер жизни, их «прозрачности».Посколькуу мусульманотсутствуетединая организация, авторитетнорешающая всеспорные вопросы, догматизацияшла в разныхобластях религиознойдоктрины относительнонезависимыхотносительнодруг друга, порождая отдельныеисламскиешколы. В исламеразвитие происходитчерез разныегруппы профессионалов, которые междусобой не связаны, поддерживаютсяавторитетомучителей, школ, общественныммнением, уважающимистинную ученость.Такой плюрализмпризнаетсянормальнымт при этомсохраняетсяединство ислама.Таким образом, мусульманскаясистема сослившимисяв ней религией, обществом игосударством,- обладает большойпрочностьюи устойчивостью.
Любая религия, в том числе иислам, приноситсвоеобразнуюкультуру, жизненныйуклад, быт, создаетопределеннуюдуховную атмосферу, в рамках которыхпроисходитформированиеособого, непохожего надругие типаличности. Каждаярелигиознаясистема обладаетспособностьювыделять извсего многообразиясвязей космическогомасштаба какие-тоодни аспекты, наделять ихсакраментальнымсмыслом и по-своемуподводить ихк сознаниюлюдей. Каждаярелигиознаякультура обладаети сильнымисторонами, ив то же времялишена того, что имеетсяв другой.
Ислам проповедуетпокорность.Он абсолютизируетее как главный, необходимыйпринцип существования.Недосягаемый, не подлежащийникакому осмыслениюТворец и невмешательствов то, что им создано, казалось бы, должно былосформироватьличность пассивную, безынициативную, безвольную, предоставляющуювсе, что происходитв мире, волеАллаха. Однаков реальнойжизни наблюдаетсясовсем иное.Мусульманскиймир отличаетсявысокой активностью, прежде всегополитической, быстрой реакциейна все негативныефакторы, которыевозникают вотношениимусульманскогогосударства, религиознойобщины, любойситуации, вкоторую оказалисьвключены мусульмане.Мусульманин– личностьцелеустремленная, активная, решительная, бесстрашная, с развитымчувством собственногодостоинства, справедливостии готовая кборьбе за ихвосстановление.Исламскаярелигиознаясистема имеетсвое видениетого, как должнапроявлятьсяистинная вера, поэтому в рамкахее были разработанынаряду с общимипринципамиособые средства, особый механизмее формирования.Становлениемусульманскойдуховностипроисходилопод влияниеммноговековойисламскойкультуры итрадиций. Но, с другой стороны, сама эта культураи традициивырабатывалисьисходя изспецифическихособенностейрегиона и уровняразвития сознаниянаселяющегоего народа.Поскольку исламвозник значительнопозже другихрелигий, топредставляется, что он долженбыть болеесовершенен, более сложен, нести в себекакой-то потенциал, которым нерасполагалиболее ранниерелигии. Но, видимо, сравниватьдуховные феномены, ориентируясьна историческийпериод ихвозникновения, как некоторыйкритерий, неправомерно.Несмотря навлияние другихрелигий, которыек этому времениуже функционировалив развитомвиде, исламимел конкретнуюнаправленностьна особый укладжизни, особыйтип сознанияи ментальностии на решениеполитическойзадачи – объединенияразрозненныхарабских племен.
Таким образом, при общностиморально-этическихпринципов, заложенныхв мировых религиях, реально формируютсяимеющие значительныеотличия типыличности верующегочеловека.
4 ИСЛАМ В УКРАИНЕ
Ислам являетсярелигией, получившейширокое распространениев современнойУкраине. Особенноэто касаетсяКрыма. Сейчасв нашем государстведействует 460мусульманскихобъединений, значительнаячасть которыхнаходится вКрыму. Онифункционируютв структуретрех объединений: духовногоуправлениямусульманУкраины (ДУМУ), НезависимогоДУМУ, Дум Крыма.Созданы центрымусульманскойкультуры.
Распространениемусульманствана территорииУкраины неявляется случайными связано первуюочередь систорическимипричинами.Когда Украинаобрела независимость, депортированныетатары началивозвращатьсяна свою историческуюродину, что ипривело к возрождениюислама.
Вторая причинасвязана с тем, что неблагополучнаясоциально-экономическаяситуация внекоторыхвосточныхрегионах бывшегоСоветскогоСоюза, в первуюочередь войнав Чеченскойреспублике, вызвала массовыепереселениялюдей. Украинскоегражданствополучили тысячимусульманскихсемей. Они вошлив новую культуру, традиции ипомогают сегодняадаптироватьсяк ней своимземлякам.
Надо особенноподчеркнутьто обстоятельство, что представлениеоб исламе сложилосьпревратное, на основепредрассудкови определенныхстереотипов.Это вызываетобъективнуюпотребностьв конкретныхзнаниях обособенностяхислама, егодуховностии культуры, социально-психологическихкачествахмусульман.Сегодня выпускаетсябольшое количестволитературы, посвященнойисламу. Появиласьи литература, написаннаясамими мусульманами, в которой впопулярнойформе излагаютсяих вероучение, образ жизни, объясняютсяте или иные, разработанныев исламскойрелигиознойсистеме, требованияи социальныенормы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рефератпосвящен изучениютемы – ислам.В ходе изученияматериаловможно подвестиследующие итогипроделаннойработы.
Ислам являетсяодной из интереснейшихмировых религий.Изучение материалапомогает понятьмногое из того, что раньшеускользалоот внимания.В масштабахстраны исламиграет существеннуюроль, т.к. являетсявторым попредставительствурелигиознымтечением.
Ислам сыгралогромную рольв истории икультуре нетолько арабов, его первых иосновных адептов, но и всех народовближневосточногорегиона, а такжеиранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народовСредней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительнойчасти населенияАфрики. В результатеарабскогозавоеванияи под прямымвоздействиемислама складывалисьне только судьбынародов, но иих культурныетрадиции, идейныйбагаж, нормыбыта и морали, мифопоэтическиеи эпическиеобразы и предания, которые и сегодняво многом определяютих жизнь.
Конечно, покоренныеарабами страныи народы сохранялии развивалисобственныедоисламскиекультурныетрадиции — итем более этоотносится кстранам, кудаислам проникмирным путем.Однако на протяжениивеков почтиабсолютногогосподстваислама доисламскиетрадиции либобезвозвратноуходили в прошлое, либо настолькопреобразовывались, что практическисвелись лишьк национально-культурнойспецифике.Разумеется, эта спецификавесьма дорогакаждому изнародов исламскогомира, так какотражает еголицо и придаетему оригинальныйсобственныйоблик. И в этомсмысле ее нельзянедооценивать, считать чем-товторостепенным.Однако важноподчеркнуть, что у любогоиз мусульманскихнародов онас лихвой перекрываетсякомплексомнорм и предписанийобщего для всехних ислама.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. В.Соловьев. Магомет, его жизнь ирелигиозноеучение. СПб.,1902.
2.Л.Климович, Книга о Коране,- М. 1986.
3.Религии мира, Энциклопедия, т.6,«Аванта +», — М.1996.
4.Ислам в странахБлижнего иСреднего Востока,- М. 1982.
5.Коран, М. МНПП«Буква», — М. 1991.
6.Ислам, краткийсправочник,«Наука», — М. 1983.
7.Религиоведение, Лобазова П.К.,«Одиссей», — Харьков 2006.