Реферат по предмету "Разное"


Артур С. Максвелл

Артур С. Максвелл «НАЕДИНЕ С БИБЛИЕЙ» ПРЕДИСЛОВИЕ Опросы общественного мнения продемонстрировали, что познания Библии у большинства людей носят весьма огра­ниченный характер. Только немногие из опрошенных смог­ли назвать некоторых главных действующих лиц, Библии. Еще меньше респондентов смогли перечислить все ее шесть­десят шесть книг. Многие из них обладали весьма рас­плывчатым понятием относительно происхождения и цели Священного Писания и были крайне смущены вопросами, непосредственно касающимися основ библейского учения. Они не смогли отличить книг Ветхого Завета от книг Нового Завета и проявляли полную растерянность при попытке отыскать в Библии знакомый текст. Ну, а как обстоят дела у вас в этом плане? Читаете ли вы Священное Писание? Получаете ли от чтения удовольствие? Некоторые из вас однажды берут в руки Библию с полной решимостью прочитать ее до конца, но отказываются от своих попыток, пробежав глазами лишь несколько началь­ных глав. Не находя в ней ничего захватывающего, интри­гующего, столкнувшись со скучной и незнакомой фразео­логией, они откладывают книгу в сторону, сочтя ее, по малодушию своему, чем-то, что выше их понимания. Вероятно, миллионы Библий лежат в домах христиан, покрываясь пылью. Ими практически не пользуются, за исключением особых случаев - таких, как рождение ре­бенка, бракосочетание или похороны. Однако на протяжении столетий Библия на деле про­демонстрировала, что она является книгой необычайно высокого духовного потенциала. Многие выдающиеся ли) ди, оставившие свой след в истории, черпали жизненные силы из этой книги. Вновь и вновь демонстрировала она свою таинственную мощь, способную преобразовать жизнь человека, возвысить его дух, обогатить его разум, расширить его взгляд на окружающий мир, сделать его более со­страдательным и облагородить его желания. Великие про­поведники считали ее кладезем истины, а многие государст­венные деятели, ученые и писатели отмечали ее несравнен­ные литературные достоинства. И вот здесь мы сталкиваемся с удивительным парадоксом. Перед нами книга, которую все признают наилучшей, величайшей и самой удивительной из всех когда-либо существовавших; книга, которая по своему долгожительству превосходит все остальные; книга, которая вызвала к жизни значительно больше добра, чем все прочие. И все же она остается книгой, которую сегодня читают незаслуженно мало, меньше многих других выходящих в свет книг. Что же нужно сделать для изменения сложившейся ситуации? Каким образом привлечь внимание владельцев этой книги, переубедить их, заставить открыть ее и прочи­тать, чтобы они сами обнаружили бесценные благословения, рассыпанные на ее страницах? Цель книги «Наедине с Библией» - ответить на этот вопрос и заинтересовать людей в духовном общении. Она призвана помочь вам понять, какой бесценной книгой на самом деле является Библия, насколько она современнее всех книг, стоящих на полках домашней библиотеки, показать вам, как она может стать неиссякаемым источником добра и вдохновения как для вас лично, так и для всех членов вашей семьи. Мы намеренно придали ей характер личной книги, в чем вы можете убедиться, прочитав заглавие разделов. Наша цель заключается в том, чтобы помочь вам увидеть, что говорит Библия о Боге, о вашей жизни, о вашей семье, о вашем здоровье, о ваших проблемах, о вашем будущем. Мы выбрали такую форму подачи материала, чтобы вы сами смогли убедиться, как много в Библии адресовано лично вам. Разумеется, эта книга, насчитывающая около 300 страниц, является лишь введением к Библии. Потребуется еще немало знаний, почерпнутых в других источниках, чтобы надлежа­щим образом осветить все те глубокие и удивительные темы, которые содержит в себе Священное Писание. И если дан- ный труд побудит вас к более глубокому исследованию этого чудесного кладезя духовных богатств, значит он опублико­ван не напрасно. Следует добавить, что «Наедине с Библией» предназ­начена стать вашим добрым другом, исполненным любовью к Богу. Мы не хотели превратить ее в глубокомысленное теологическое исследование, перегруженное множеством цитат, заимствованных из различных церковных авторитетов. Напротив, это простое изложение того, что Библия говорит нам по поводу различных жизненно важных тем. Это - не выбор аргументов, а скорее разговор «у камина». В ней вы не найдете ни критики, ни осуждения, ее цель - как можно осторожнее и доброжелательнее отворить шлюзы перед потоком Божественной мудрости и любви, вечно пребываю­щей на священных страницах Книги Книг. А.С. Максвелл Раздел 1.БИБЛИЯ ИСОВРЕМЕННОСТЬ 1. Книга для нашего времени. 2. Скрытые сокровища. 3. Что представляет собой Библия? ^ 4. Какой перевод самый лучший? 5. Доказательства богодухновенности. 6. Чем Библия может помочь вам? 7. Как нужно читать Библию? 1лава1. КНИГАДЛЯНАШЕГО ВРЕМЕНИ Бесспорно, что мы живем в очень ответственный, быть может, самый важный период истории. Это время глубоких и быстрых перемен. Творческая мысль и прогресс чело­вечества, которые, . будто медленно ползущий ледник, на протяжении тысячелетий двигались вперед, вдруг, как бы растаяв, превратились в тысячу быстрых и бурных потоков, шумно устремившихся в пугающее нас будущее. «Великие часы судьбы отбивают сейчас время», и с каждым громовым их ударом происходит какое-то эпо­хальное событие. Давно копившаяся ненависть прарывается наружу в разрушительных войнах. Старые империи пошат­нулись и рушатся. Наука преодолевает новые барьеры, уст­ремляясь в неизведанное. Это - век научно-технического прогресса, затрагивающего все сферы нашей жизни. Повсюду в мире наблюдается брожение и смятение в то время, как более 6 миллиардов жителей планеты сплачиваются на разных полюсах вокруг самозванных лидеров Востока и Запада. «Последние пятьдесят лет засвидетельствовали беспре­цедентные изменения как по характеру, так и по масштаб­ности, - говорит архиепископ Иоркский Кирилл Гарбет.- Вполне вероятно, что за этот короткий период времени в мире произошли более крупные изменения, чем все те, которые имели место за все столетия, начиная от прихода Христа и заканчивая серединой текущего столетия». Это также не имеющий аналога век открытий и изобре­тений. Очень быстро мы перешли от парового «века» к элек­трическому, к атомному и космическому. Сегодня человек устремился к звездам. Уже сейчас десятки спутников день и ночь на фантастической скорости вращаются вокруг пла­неты, передавая по радио информацию о состоянии косми­ческого пространства. Открыв атом, человек получил такую силу, которой никогда не обладал. Ему стали доступны такие источники энергии, которые могут превратить наш мир либо в истин­ный рай, либо в груду развалин. Они могут вознести людей к вершине творческих достижений с тем же успехом, как привести к полному уничтожению. К сожалению, научные достижения прежде всего исполь­зуются в военных целях: для создания оружия, обладающего такой разрушительной силой, что всего одна бомба может стереть с лица земли крупный город, а дюжина подобных ей в состоянии уничтожить все крупные города в Соединенных Штатах, Великобритании, России или в любой другой стране мира, куда они будут направлены. Сегодня арсеналы многих государств забиты водородными бомбами, снарядами, раке­тами, а работы по совершенствованию сверхмощных меж­континентальных ракет продолжаются с бешеной скоростью. Не за 'горами и другие поразительные изменения. Давид Сарнофф, президент радиокорпорации Америки, предска­зывал следующее: «Через двадцать лет мы научимся извлекать ядерное горючее из относительно дешевых материалов, что приведет к полному насыщению такой энергией и сделает ее более экономичной... Реактивные самолеты и двигатели ракет­ного типа, использующие ядерное горючее, дадут нам возмож­ность совершать воздушные путешествия со скоростью пяти тысяч миль в час и летать с большим комфортом и без­опасностью по сравнению с теми, которые сегодня обеспечи­вают современные авиалайнеры... Все крупнейшие в мире города окажутся на расстоянии всего нескольких часов перелета друг от друга, и до многих из них можно будет добираться с той же легкостью, как сегодня на электричке... Скоро у нас появятся машины, способные быстро и точно делать достаточно сложные письменные переводы с одного языка на другой... Потом появится возможность устного электронного перевода... В один прекрасный день кореец сможет позвонит в Нью-Йорк по телефону, изъяснядсь на своем собственном языке, и тут же его речь будет переведена на хороший английский, а сообщение пью-йоркца будет соответственно переведено на корейский...» Наши лаборатории переполнены осуществленными пока лишь наполовину самыми дерзкими проектами, столь же фантастическими, какими когда-то в далеком детстве каза­лись мне радио и телевидение. Как это ни трагично, но, несмотря на все эти захватываю­щие перспективы, мы также вступили в век беззакония, которому нет прецедента, за исключением, может, нравствен­ного разложения, царившего в допотопном мире. Ситуация находит свое отражение не только в растущей статистике числа убийств, изнасилований и грабежей, но также и в той, судя по всему, безнадежной борьбе, которую ведет полиция и другие правоохранительные органы против преступности несовершеннолетних и детского вандализма. Обо всем этом говорят переполненные камеры тюрем и различных других исправительных учреждений, а также ежедневные сообще­ния о жестоких, садистских преступлениях, которыми пес­трят страницы наших газет. Ложь и клятвопреступление стали настолько распространенными явлениями, что, ка­жется, совестливость и честность вообще исчезли с лица земли. В некоторых странах соперничащие преступные группы распоясались вовсю и знают лишь один закон - насилие. В результате нам приходится жить в век страха. Еще никогда прежде люди не опасались в такой степени за свое будущее. Описывая «завесу страха, которая в настоящее время застилает все надежды человечества на лучшее бу­дущее», Бертран Рассел говорил: «Никогда прежде... не было более веских причин для такого страха. Никогда прежде такое чувство собственной бесполезности не затуманивало взгляд молодежи. Никогда прежде не было таких причин чувствовать, что человеческий род движется по дороге, ведущей в бездонную пропасть». «Сегодня люди часто говорят об угрозе всемирного уничтожения, которая нависла над ними, - утверждает редактор одного американского журнала. - В словаре наше­го времени "международное самоубийство" стало расхожей фразой, к которой прибегают представители правительства для описания угрозы, нависшей над нашей жизнью и всей цивилизацией... Повсюду люди испытывают ужас перед возможностью уничтожения, когда с неба, с управляемых устройств им на головы посыплются ядерные ракеты неве­роятной мощности». Известный писатель Джеймс Т-Фаррел в своей книге «Гонка за овладением космоса» пишет, что тот ужасный страх, который сегодня сковал многие сердца, стал причиной озабоченности людей возможной кончиной мира. «Мы считаем, что такое при нашей жизни вполне возможно, - утверждает он, - иногда мы даже задаемся вопросом, не станем ли мы последним поколением на земле». Недавно в американском сенате капеллан Фредерик Ёраун Хэррис произнес такую молитву: «Отче наш, у которого тысяча лет как один день, в этот бурный час истории спаси нас, умоляем Тебя, сохрани нас от паники и отчаяния». Какое точное описание нашего времени! На самом деле, мы живем в бурном вулканичесмом веке, а весь мир сотря­сается от накопившихся веками ненависти, разочарований и безысходности, выбрасывая наружу раскаленную добела лаву злобы и ярости с нарастающей скоростью и силой. Дым от постоянных извержений застилает все надежды на мир и процветание, парализует любое достойное усилие, направ­ленное на улучшение человеческого благосостояния, и наполняет сердце любого из нас страхом, страхом, гово­рящим о том, что последняя завершающаяся катастрофа, возможно, уже близка. Молитва капеллана: «Спаси нас, умоляем Тебя, сохрани нас от паники и отчаяния» про­изнесена как нельзя вовремя. В ней находят выражение все самые сокровенные мысли и желания всех сердец в эти ужасные тяжкие времена. Разумеется, мы нуждаемся в таком источнике помощи извне. Нам необходимо умиротворение, душевный покой. Нам нужны мужество и надежда. Нам необходимо руко­водство, способное вселить в нас оптимизм. При надвигающемся в ночи отчаяния шторме нам нужен неугасимый свет. В сгущающейся темноте и усиливающейся сумятице нам нужен твердый голос, который уверенно скажет: «Вот перед вами истинный путь». Но где же нам обрести такую помощь, где найти ее? В какой-нибудь группе единомышленников, собравшихся для проведения дне- куссий? На каком-нибудь политическом форуме, на дру­жеской вечеринке? Есть куда более надежный путь. Это - ваша Библия! Если вы уделите время, чтобы прочитать ее, вы обнаружите, что эта книга - та самая, которая нужна, крайне необходима вам сегодня. В ней содержится весть для настоящего време­ни, для всего человечества, лично для вас. В ней настолько основательно предсказана нынешняя сложившаяся в мире ситуация, что, кажется, она была написана специально для нашего поколения. Она удиви­тельно современна, хотя и очень древняя. В ней вы найдете темы, которые представляют всеобщий интерес и сегодня. Она предлагает выход, разрешение современных сложных проблем. Она даже отодвигает занавес будущего, открывая то, чему суждено быть. Откройте эту книгу. Обратите внимание, какие чудес­ные слова подбирает она, чтобы утешить и ободрить, вдох­новить и противостоять силам зла, чего так жаждет ваше сердце. 151ава2. ^ СКРЫТЫЕ СОКРОВИЩА Из Древней Греции до нас дошел расскад об одном богатом земледельце, который, умирая, сказал, обращаясь к своим сыновьям: «Свое сокровище я зарыл на своей земле. Если хотите разбогатеть, постарайтесь откопать его». После смерти старика двое сыновей, полагая, что их отец спрятал деньги в обитом железом сундучке где-то на своем участке земли, отправились в нетерпении на его поиски. Вооружившись лопатами и мотыгами, они принялись копать землю, тщательно разбивая комки, но все оказалось напрасным. Они перевернули всю землю, вскапывая ее на такую глубину, которой не достиг бы лемех ни одного плуга. Но им так и не удалось обнаружить заветный сундучок. Когда наступила весна, они были вынуждены прекратить поиски, так как пришло время засевать поля пшеницей. Затем пришло лето, и наступило наконец время сбора урожая. Можете себе представить, какой это был урожай! Ничего подобного им не приходилось видеть прежде. Под­вергнув такой тщательной обработке землю, эти юноши получили то богатство, которого так долго искали! План их мудрого отца целиком осуществился. Вы тоже получили богатое наследство, которое пришло к вам через многие поколения. Но и оно сокрыто. Только не в поле, а в книге. И Тот, Кто подарил его вам, говорит: «Если вы хотите разбогатеть и получить самое лучшее и прекрасное на свете, что только может предложить вам жизнь, обра­титесь к этой книге. Поройтесь в ней, используя все духовные орудия, которыми располагаете. Прочитайте ее. Изучите ее. Поразмышляйте над ней. И в ней обретете величайшие со­кровища». Этой книгой, конечно, является Библия. По ее внешнему виду нельзя сказать, что она обладает большей ценностью, чем другие книги. Но только откройте, начните искать, и вскоре вы увидите первый проблеск скрытого сокровища. Действительно, стоит с любовью полистать ее страницы, искренне и почти­тельно прикоснуться к ней пальцами, как вы уже начнете собирать урожай духовных благословений - умиротворение, силу, мужество, мудрость, вдохновение, получать ту самую помощь, о которой мечтали, но так и не нашли. Ради такого сокровища стоит потрудиться. И чем глубже вы будете копать, тем больше найдете. Вы начнете понимать тайны жизни и смерти. Вы обнаружите причину добра и зла. Вы увидите очертания глобального плана, связывающего прошлое с настоящим и будущим. Вы поймете смысл истории и проникнете в те события, которые еще покоятся за завесой будущего. Но прежде всего вы откроете для себя, каким образом земля связана с небесами, что это за узы, которые нельзя разорвать. Это сокровище доступно всем. Никто не отстранен от его поисков на основании кастовой принадлежности, цвета кожи или вероисповедания. Эта книга расскажет все любому человеку, независимо от его религии, национальности, рода его занятий или величины банковского счета. Она будет разговаривать с вами. Независимо от служебного положения, независимо от вашего состояния ума или физических воз­можностей она обратится к вам с вестью, столь необходимой вам сегодня. Она принесет надежное ободрение, полезный совет, бесценное прозрение всем - старым и молодым, богатым и нищим, привилегированным и униженным. Придите к Библии в невинной юности - пытливой, мечтательной, надеющейся, и вы найдете в ней лучезарные, яркие идеалы, достойные подражания, и ту силу, которая сделает реальными ваши самые прекрасные мечты. Придите к Библии в расцвете жизни, когда ноша ста­новится невыносимой и каждая минута подчинена не тер­пящим отлагательства обязанностям, и вы обретете в ней силу для решения этих задач и поддержку в вашем странст­вии по жизни. Придите к Библии на закате жизни, когда иссякает ваша жизненная энергия и тени сгущаются над головой, и вы обретете в ней свет, способный озарить ваш закат, и чудесную реальную надежду на грядущую, лучшую жизнь. Придите к Библии в сознании греха, но исполненные желанием стать тем человеком, каким вы хотели бы быть, и вы найдете в ней ту возможность, которая позволит вам разорвать оковы, удерживающие вас в рабстве. Ваша терзаемая совесть успокоится, и вы обретете силу для победы над злом. Придите к Библии, когда пали духом, сломлены труд­ностями избранного пути и смущены стоящими перед вами препятствиями, и вы получите тот освежающий дух, кото­рый ищите. Придите к Библии, когда пребываете в печали из-'за большой потери или трагической утраты в вашей жизни, и вы найдете в ней такое утешение, которого вам не даст ничто другое, вы найдете обещание радостного воссоединения с близким вам человеком в воскресении праведных. По всей Библии течет истинная река жизни, которая исходит с самого неба. Откройте книгу, прочитайте ее, и этот духовный поток потечет по каналам вашего ума, исцеляя его, очищая, восстанавливая и наполняя новой неизвестной ранее энергией, которую вам не даст ни один другой источ­ник. Он сделает яснее ваш взгляд на мир, исправит ошибоч­ные представления о нем, очистит от скверны ваши устрем­ления. Вырвавшись на волю, первые крохотные ручейки этого чудесного потока постепенно превратятся в мощную реку, которая очистит своими духовными водами все, что еще осталось некрасивого и греховного в вашей природе, стиму­лируя тем самым дальнейшее развитие всех ваших благо­родных свойств. И потом очень скоро, гораздо скорее, чем вы думаете, вы преобразитесь и ваш разум и ваше сердце направятся на бескорыстное служение людям. Разве это не бесценное сокровище? И какая жалость - иметь его в своем доме и не обращать на него внимания! Оставаться бедным, когда можно быть богатым! Быть сла­бым, когда можно стать сильным! Оставаться в' печали и полной растерянности, отторгнутым от добра, когда можно светиться радостью! Так верьте же мне, когда я говорю, что это сокровище находится рядом с вами. Даже сейчас, в этот момент, вы, возможно, касаетесь его рукой. Сокровище это в Библии. 151ава 3. ^ ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ БИБЛИЯ? Вероятно, держа в руках Библию, вы не скрываете своего удивления: почему содержание этой книги так разительно отличается от всех остальных, которые вам доводилось читать? Действительно, это необычная книга. С первого взгляда кажется, что здесь нет никакого единого связного повест­вования. Ее внешний вид с многочисленными короткими главами и пронумерованными стихами не кажется нам заманчивым. Более того, если Библия - перевод времен короля Иакова, то вы сразу ощутите, что ее язык обладает каким-то античным привкусом, напоминающим вам стиль Мильтона и Шекспира, - сам по себе прекрасный, но не столь простой для понимания. У вас в этой связи могут возникнуть и другие вопросы. К примеру, почему Библия разделена на две части, которые называются Ветхим Заветом и Новым Заветом. Недавно я встретил одного процветающего бизнесмена, выражавшего сильное беспокойство по этому поводу. «Почему, - допы­тывался он, - одна часть Библии помечена словом «Ветхий», а вторая - словом «Новый», когда фактически и та, и другая части довольно старые?» Вероятно, вы захотите узнать, кто и где написал Библию. Написал ли ее один автор или же это «коллективный» труд? Является ли она оригиналом или же только копией? Но существует и гораздо более серьезный вопрос. Боль­шинство людей считает Библию священной книгой. Они называют ее либо Священным Писанием, либо Словом Божиим. Почему? Существует ли какая-то особая причина для этого? Является ли такая причина достаточно объек­тивной? Прежде всего давайте посмотрим на Библию в целом. По сути дела, это не одна книга, а собрание книг. Ее часто называли библиотекой, и в определенном смысле она тако­вой и является. В большинстве Библий, и в вашей тоже, приводится обычно на первых страницах список всех этих книг. Если вы внимательно с ним ознакомитесь, то заметите, что тридцать девять книг сгруппированы в части, названной Ветхим Заветом, и двадцать семь объединены в разделе, который называется Новый Завет. Всего получается шестьдесят шесть книг. Многие из этих «книг», в традиционном значении этого слова, по сути дела таковыми не являются. Одни из них - письма определенному адресату, а другие - настолько короткие послания, что запросто умещаются на двух-трех страничках машинописного текста. Что касается различия между Ветхим и Новым Заветами, то Ветхий Завет был составлен до рождения Христа, а Новый Завет уже после Его рождения. Временной разрыв при­близительно в четыреста лет отделяет написание последней книги Ветхого Завета, книги пророка Малахии от первой книги Нового Завета, Евангелия от Матфея. Кроме того, Ветхий Завет первоначально был написан на древнееврей­ском языке, и лишь несколько отрывков было составлено на арамейском, а с Новым Заветом мы знакомимся в переводе уже с греческого языка. Библия составлялась на протяжении шестнадцати сто­летий. Самая первая книга - книга Иова, как считают ис­следователи, была написана приблизительно в 1500 году до Рождества Христова, а Иоанн закончил написание своего вклада в Священное Писание в последнем десятилетии первого столетия н. э. Все эти шестьдесят шесть книг, памфлетов, посланий, вестей - как вам будет угодно назвать их - представляют собой труд тридцати пяти авторов, причем два из них были наиболее плодовитыми. Это Моисей в Ветхом Завете и Павел в Новом. Считают, что Моисей написал все первые пять книг, а именно Бытие, Исход, Ловит, Числа и Второзаконие. Павел был автором всех тринадцати посланий, от Римлян до Филимона, и, вероятно, также послания к Евреям. Другими выдающимися писателями были Давид, соста­вивший множество псалмов; Соломон, который написал Притчи, книгу Екклесиаста и Песню Песней; Лука, напи­савший Евангелие от Луки и Деяния Апостолов, и Иоанн, который написал Евангелие, носящее его имя, три послания и книгу Откровение. Многие авторы Библии отличаются широкими познаниями в самых различных областях и большим жизненным опытом. Был Моисей, наученный «всей мудрости Египетс­кой» (Деян. 7:22), великий человек, возглавивший одно из первых освободительных движений в истории человечества. Был также Иисус Навин, отважный военачальник, кото­рый ввел Израиль в обетованную землю, Палестину. Был и Давид, сумевший из овчарни дойти до царских чертогов, испытывая при этом немало лишений и бед. Вначале ему пришлось натерпеться от царя Саула, а затем и от собственного сына Авессалома. Затем был Соломон, который привел Израиль к зениту славы и процветания; Даниил, бывший в течение долгих лет премьер-министром в Вавилоне; пастух Амос; Матфей, сборщик налогов; Лука, врач по образованию; Петр, рыбак; Павел, фарисей, и многие другие. Какая «пестрая» собралась компания для такой книги! И самое большое чудо состоит в том, что написанные ими слова настолько совершенно сочетались друг с другом, сохраняя при этом все свои многочисленные оттенки, что остаются незыблемыми на протяжении двух тысяч лет. Теперь рассмотрим вопрос о том, где писалась Библия. Очень немногие из книг, если таковые и были, написаны в теплом, удобном кабинете, о котором мечтает иной современ­ный писатель. Некоторые части Библии писались в Синайской пустыне, другие - в Иерусалиме, третьи - в Вавилоне, где евреи в то время находились в плену. Несколько книг было составлено в римской тюремной камере, а одна была написана на острове Патмос, что находится в Средиземном море. Большая часть Библии создавалась в очень трудных усло­виях. В те времена у писателей не было ни пишущей машин­ки, ни авторучек, ни гладкой белой бумаги. Они писали палочками, сделанными из тростника или кости, на пергамен­те или папирусе, часто без света или при слабом свете свечи. Разве не замечательно, что труд разных авторов, живущих в столь отдаленных друг от друга местах, в самых прими­тивных жизненных условиях, существенно отстоящих друг от друга во времени, стал, собранный воедино, самой вели­кой, самой известной и самой любимой книгой в мире! Существуют ли сегодня какие-либо оригиналы текстов? Увы, нет. Ни одного. Все эти бесценные документы были утрачены много веков тому назад. Вероятно, они давным давно превратились в труху. К счастью, в те далекие времена, когда оригинальные манускрипты или «автографы» еще существовали, добрые и умные люди почувствовали их важность и начали снимать с них копии. По мере того, как одно столетие сменяло другое, такие копии составлялись все чаще и чаще, в результате чего сегодня многие из этих ранних документов - либо целиком, либо частично - представлены во всех крупных музеях и библиотеках мира. Почти всегда копирование осуществлялось столь тща­тельно и с такой аккуратностью, что когда этот труд сегодня подвергается анализу, то разночтения, имеющиеся в ре­зультате переписывания, настолько незначительны, что ими вполне можно пренебречь: они не оказывают существенного влияния на смысл передаваемого текста. В этой связи интересно вспомнить, что около 700 г. по Р. Хр. группа иудейских ученых, называемая масоретами, взяла на себя задачу по обеспечению точной передачи текста Ветхого Завета грядущим поколениям. Они установили строгие правила, которым должны были неизменно сле­довать все копиисты. Ни одно слово, ни одну букву нельзя было передавать, полагаясь на память. Писец должен был внимательно изучить каждое слово и произнести его перед тем, как записать. Слова и буквы каждого раздела пере­считывались, и если их число не совпадало с числом в но­вой копии, то работа забраковывалась, и все начиналось сначала. Из-за ревностного желания ученых отыскать совершен­ный текст - тот, который в максимальной степени отвечал бы оригиналу, - любой библейский манускрипт, обна- ружейный в наши дни, изучается, как правило, терпеливо и искусно. Этим и объясняется необычное возбуждение, охва­тившее всех ученых в 1948 году, когда стало известно о находке в пещере на берегу Мертвого моря значительного числа древних рукописей. Этот интерес возрос во сто крат, когда ученые заявили, что обнаруженные свитки, принад­лежащие Исаии и другим писателям Ветхого Завета, на сотни лет старше всех тех, которые были найдены до сих пор, и датируются, вероятно, вторым столетием до Р. Хр. Десять лет интенсивного изучения рукописей самыми выдающимися знатоками древнееврейского языка привели их к выводу, что между масоретским текстом и текстом свитков Мертвого моря существуют лишь незначительные разночтения, что явилось удивительным доказательством верности и тщательности переписки древних копиистов. Но первоначальный древнееврейский текст был не только скопирован, он был еще и переведен. Таким наиболее древним и важным переводом стал перевод Библии на греческий язык. Он получил название «Септуагинта», из-за семидесяти иудейских ученых, которые, как полагают, приняли участие в этой трудной работе. Эта работа была проделана в Египте в Александрии в течение третьего и второго столетий до Р. Хр. Так как Септуагинта представляла из себя перевод Ветхого Завета на греческий язык, раннехристианская церковь, которая большей частью говорила на греческом языке, приняла этот текст как свой собственный Ветхий Завет, хотя он в некоторых деталях и отличался от древнееврейского текста. Новый Завет был написан на диалекте греческого языка, «койне», который в апостольские времена не только не был мертвым языком, но являлся средством общения широких народных масс. Недавно обнаруженные письма, деловые записки и общественные надписи в полной мере свиде­тельствуют об этом. Вероятно, апостолы, да и Сам Иисус, говорили на ара­мейском, но когда наступило время для записи их слов, то это было сделано на том языке, на котором разговаривал в то время весь народ. Как и в случае с Ветхим Заветом, не сохранилось ни одного оригинального документа, связанного так или иначе с Новым Заветом. Евангелие от Иоанна, написанное его рукой, сегодня стоило бы полцарства, но, к сожалению, никто не знает, где его искать. Возможно, оригинал был предан огню во время раннехристианской церкви. Но рев­ностные христиане переписали множество копий книг Нового Завета, и в музеях и в библиотеках мира в настоящее время их хранится около 4500 экземпляров. «Кодекс Ватиканус», или «Ватиканский манускрипт», вероятно, является самой древней и самой полной копией Библии из ныне существующих. Она получила свое название в силу того, что в 1481 году уже была внесена в каталог Ватиканской библиотеки в Риме и до сих пор там хранится. Очень мало нам известно о ее судьбе до этой даты, но, по . мнению ученых, рукопись можно датировать первой поло­виной четвертого столетия. Ее пергаментные страницы имеют размер 26 х 26 см, и на каждой странице текст представлен в трех колонках. Другим бесценным манускриптом является «Синайский манускрипт», обнаруженный в 1844 году немецким ученым Тишендорфом в монастыре святой Катерины возле горы Синай. В 1859 году он подарил его русскому царю в Санкт- Петербурге, три года спустя он был опубликован все тем же Тишендорфом. Он оставался в Северной столице России до 1933 года, после чего был продан за ЮОООО фунтов стер­лингов, собранных по подписке на территории всей Велико­британии. Он был приобретен правительством для Бри­танского музея, которое тоже внесло свой денежный вклад. Этот манускрипт тоже написан на пергаменте, размер его страниц - пятнадцать на тринадцать с половиной дюймов, и на каждой странице текст из четырех колонок. Ученые датируют его приблизительно серединой четвертого сто­летия н.э., т. е. чуть позднее «Ватиканского манускрипта». Третий весьма важный манускрипт, известный под назва­нием «Александрийский», также хранится в Британском музее и датируется первой половиной пятого столетия н. э. Первоначально он содержал всю Библию целиком, но на 23 сегодняшний день в нем отсутствует почти весь текст Евангелия от Матфея, значительное число псалмов и второе послание к Коринфянам. Кроме этих трех великих манускриптов, дошедших до нас из далеких столетий, сохранились и другие, в равной сте­пени важные части Нового Завета. Многие из них были обнаружены лишь недавно. Каждая из находок подверглась строгому критическому изучению специалистами. Хотя сегодня и не существует ни одно из оригинальных Писаний Моисея, Давида, Исаии, Матфея, Луки, Иоанна или Павла, тей не менее можно со всем основанием заявить, что нынешний древнееврейский текст Ветхого Завета и гречес­кий текст Нового Завета являются таким соответствием оригиналу, которое только могут гарантировать ученые, об­ладающие высочайшим искусством толкования, честностью и преданностью своему делу. Но какое имеет эти*' все отношение к вам лично и к Библии? А вот какое. Вы не должны испытывать никаких сомнений в отношении точности текста. Вот что заметил по этому поводу бывший директор Британского музея и весо­мый авторитет в области индентификации библейских манускриптов, покойный Фредерик Кенией: «Христианин может взять в руки всю Библию и заявить без всякого страха и сомнений, что он держит в руках истинное Слово Божье, передававшееся без особых потерь из поколения в поколение на протяжении столетий» («Наша Библия и древние руко­писи», Харперс, 1941, стр. 23). 151ава 4. ^ КАКОЙ ПЕРЕВОД САМЫЙ ЛУЧШИЙ? Это весьма трудный вопрос, подобный определению победителя на конкурсе красоты или лучшего исполнителя на творческом состязании. Всегда найдутся люди, имеющие диаметрально противоположные мнения. Проблема оценки различных переводов уходит своими корнями в весьма отдаленный и неспокойный период исто­рии. По мере распространения христианства возникала все большая потребность в переводе Священного Писания на различные языки. Одним из первых был перевод на сирий­ский язык, осуществленный приблизительно около 200 г. н. э. Позже, в пятом веке, этот перевод Библии стал называться «пешитта», или «простой версией». Потом стала ощущаться необходимость в латинской Библии, чтобы сделать доступным Слово Божье большей части населения Римской империи, говорившей на этом языке. Приблизительно в середине второго века н. э. по­явился латинский перевод, а за ним последовало множество других. Затем блаженный Иероним пересмотрел эти латинс­кие переводы Нового Завета (382-405 гг. н. э.) и перевел Ветхий Завет с древнееврейского на латинский. Его перевод получил название «Вульгаты». Этот перевод в средние века являлся общепринятой Библией церкви. Одна за другой появлялись ее копии, и, как утверждают, ныне в Европе хранится более 8000 таких копий. Со времени Тридентского собора (1545-1563) «Вульгата» была признана официальной Библией римско-католической церкви. Были сделаны пере­воды Библии на армянский и на готтский языки (в четвертом веке), а также около 600 г. н. э. - на эфиопский. В Англии не существовало полного перевода Библии на английский язык до 1362 года, когда Джон Уиклиф дал своему народу первую Библию на его родном языке. Он сделал письменный перевод, который затем копировался и распространялся по всей стране его сторонниками - лоллардами. В 1525 году Уильям Тиндаль выпустил первое английское печатное издание Нового Завета, но столкнулся с суровой оппозицией и принял за это мученическую смерть. Он переводил ее с греческого текста, выполненного Эразмом Роттердамским (1469-1536 гг.), и его язык был настолько превосходен, что оказал сильное влияние на все последую­щие переводы. Как утверждают, перевод короля Иакова на 90% состоял из слов, заимствованных им у Тиндаля. После этого английские переводы стали появляться как грибы после дождя. В 1535 году вышла в свет Библия Ковердейла, за ней в 1537 году последовал перевод Мэтью, а в 1539 - перевод Таверкера. В этот же год Ковердейл пересмотрел свой перевод, который теперь был напечатан в качествГлава 6. ЧЕМ БИБЛИЯ МОЖЕТ ^ ПОМОЧЬ ВАМ В 1931 году двое молодых людей высадились на пес­чаный берег небольшого островка Муссау, расположенного в южной части Тихого океана. Они отправились туда, отлично сознавая ту опасность, которая им угрожала, так как местные жители пользовались дурной славой из-за своей дикости и распущенности нравов. Оба они родились и выросли на соседнем острове, поэтому не могли похвастатьс


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.