Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Жизнь и творчество Г.И. Гуркина

Оглавление
Введение
Глава 1. Жизнь и период раннего творчества Г.И. Гуркина
Глава 2. Период творческой зрелости Г.И. Гуркина
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Живопись до конца 18 столетия наАлтае была представлена крестьянской стенной росписью, появившейся натерритории Солонешенского, Залесовского районов, в центральной и южной частяхГорного Алтая вместе с первыми переселенцами-старообрядцами. Местные авторывносили свой вклад в создание сибирской иконы, население хранило старинныедуховные книги. Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Расцветрусского искусства во многом стал возможен потому, что художники, историкикультуры, писатели, композиторы ясно осознали значение крестьянской домовойживописи, народного лубка, русской иконы, фольклора, народных ремесел, обрядови праздников как основного источника, питающего разнообразие форм, направленийи глубину содержания профессионального искусства.
Значительный вклад в художественнуюжизнь Алтая — творческое наследие первых художников Алтая: Г.И. Гуркина, А.О. Никулина,А.Н. Борисова.
Прекраснейшие ивеличественнейшие виды природы вдохновляли художников еще в начале XIX века. Нотолько спустя 100 лет усилиями первого национального алтайского художника Г.И. Гуркина,барнаульца А.О. Никулина и приехавшего на Алтай в 1918 году А.Н. Борисова былоположено начало подлинной художественной летописи Алтая, развивавшеймногообразные традиции искусства России.
Первая треть ХХ века вхудожественной жизни Алтая — время ярких личностей и значимых событий. Заметное,порой выдающееся наследие в русском искусстве оставили мастера М.И. Курзин, В.В.Карев, Е.Л. Коровай, С.Р. Надольский.
Этот ряд продолжают художники смировым именем: Д.Ф. Цаплин и А.Р. Эберлинг, работавшие на Алтае в годы ВеликойОтечественной войны.
Как и многие русские художники,Григорий Иванович Гуркин был певцом своей малой родины.
Целью данной контрольной работыявляется изучение художников Алтайского края. Цель работы предопределяетследующие задачи:
1) рассмотреть жизнь и периодраннего творчества Г.И. Гуркина;
2) рассмотреть период творческойзрелости Г.И. Гуркина;
Данная тема хорошо освещена в литературе,например, у таких авторов как Снитко Л.И. «Первые художники Алтая», БелецкогоА.Б. «Опыт и результаты обновления искусства Алтая (1954-1960 гг.)».
Каждый уважающий себя жителькрая должен знать, изучать свой край и народ с его бытом и его прошлым. ХудожникиАлтая дали возможность каждому поколению открывать искусство заново, настолькооно богато чувствами, мыслями, ассоциациями.
Глава 1. Жизнь и период раннего творчества Г.И. Гуркина
Григорий Иванович Гуркин родилсяв 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск) Бийского уезда Томской губернии всемье кустаря-алтайца из рода Чорос. Мальчиком Гуркин учился в миссионерскойшколе родного села, а в свободное время часто заходил в иконописную мастерскую,где с удовольствием выполнял мелкие поручения: растирал краски, помогалученикам готовить доски.
Затем Гуркин переезжает в селоПаспаул и работает там учителем. Однако его все более увлекает искусство. Онкопирует репродукции из журнала «Нива», начинает рисовать с натуры. НаАлтае единственным местом, где в то время Гуркин мог удовлетворить своестремление, была большая иконописная мастерская в Бийске. Переехав в Бийск,Гуркин поступает в мастерскую к алтайцу Содотову, и уже через несколько месяцевему самому поручают выполнение заказов. Помимо заказов молодой художник пробуетписать самостоятельные вещи. К самым ранним из известных картин Гуркина относится«Камлание. Ночь жертвы» (1895). Это еще робко исполненное полотно: деревьясева напоминают кулисы, в заглаженной живописи чувствуются ремесленные навыкиподмастерья иконописной мастерской. И все же в том, как переданыторжественность ночи, свет костра, алтайцы, смотрящие на пляску шамана,сказываются наблюдательность молодого автора, его стремление рассказатьконкретно и точно о жизни родных мест.
Осенью 1897 года Гуркинотправляется в Петербург. Столица встретила приехавшего неприветливо: дверихудожественных мастерских и студий не открылись перед алтайскимхудожником-самоучкой. Отчаявшись узнать что-то определенное, Гуркин все жерешил попробовать последнюю возможность и добился аудиенции у вице-президентаАкадемии художеств И.И. Толстого. Ему предложили показать работы И.И. Шишкину. Шишкинвысоко оценил работы Гуркина. Гуркин не был принят в Академию художеств, нополучил возможность работать под руководством И.И. Шишкина.
Зиму 1897-1898 года Гуркинзанимается в мастерской Шишкина, где получает основные понятия о перспективе,композиции, светотени, технических приемах письма и рисунка. Под руководствомШишкина он сразу стал на «свою» дорогу и пошел по ней уверенно,быстро достигнув таких результатов, что еще на ученической скамье его алтайскиеэтюды ничем не уступали работам профессора.
С Шишкиным начинающий художникпроработал только зиму, но это время определило для него многое. После смертиучителя Гуркин возвращается на Алтай, где живет около года. В марте 1899 годахудожник снова в Петербурге. Он становится вольнопослушателем в мастерскойпрофессора А.А. Киселева.
Произведения молодого художникауже в годы учебы становятся популярными также в среде знатоков и любителейискусства. Его этюды и рисунки экспонировались на Осенних академическихвыставках, устраивались персональные показы в Академии художеств и в Обществепоощрения художников. Г.И. Гуркин стал участником выставок передвижников. Навыставке Академии художеств 1900 года появляются несколько его работ, в томчисле «Река Катунь» и «Озеро Тайменье». А в 1903 году онстал экспонентом первой периодической выставки этюдов, рисунков, эскизовпередвижников в Петербурге. Для этой вставки Гуркин выполнил ряд графическихлистов («Дорога по реке Анос», «Глушь»). Известно, что ужев этот период произведения Г.И. Гуркина охотно приобретали коллекционеры и любителиискусства. До сих пор его живописные пейзажи и рисунки украшают интерьерыквартир не только в Сибири. Благодаря мастерству автора этих работ слава освоеобразной красоте Алтая стала всеобщим достоянием.
В 1903 году Григорий Ивановичпоселился на левом берегу Катуни, в селе Анос. Места эти в среднем теченииКатуни — красивейшие, живописные, будто специально созданы природой для глаза икисти художника. Может быть, это и определило выбор Гуркина, а может быть, этомы сейчас видим его глазами уникальные картины природы.
Усадьба художника с домом,мастерской, садом и небольшим водопадом вскоре стала центром, где каждое летобывали путешественники и ученые, художники и писатели. Здесь были созданыосновные произведения. Окрестности Аноса и отдельные уголки усадьбы запечатленыв многочисленных этюдах. Но только в 1987 году в коллекцию музея поступилополотно, на котором усадьба художника под горой Ит-Кая, постройки, берег Катунис аулами написаны целиком. Вид на них открывается как бы с высоты горы либо с высотыптичьего полета. Картина «С. Анос» (1909) экспонировалась на первойперсональной выставке Г.И. Гуркина в Барнауле в 1911 году в Народном доме 5. Выставканазывалась «Алтай в картинах, этюдах и рисунках».
Более 70 лет картина и два этюда«Алтайцы. Юрта» (Приложение 1) и «Катунь при устье Чемала» бережнохранились в семье как память об Аносе, художнике, его воспевшем, и матери — Татьяне Акимовне. Все эти произведения подарены музею ее дочерью ЛидиейАндреевной Шпренгерт. Благодаря поистине бесценному и бескорыстному дару мыглазами художника можем взглянуть ныне на те места, где прошли лучшие годы егожизни и творчества. Особенно много в дореволюционные годы в Аносе бывалотомичей. В первом университетском городе Сибири сформировалась научнаяхудожественная интеллигенция, в среде которой высоко ценили и поддерживалиталант и творческие стремления художника. Именно в Томске зимой 1907-1908 гг. состоялась«Неделя Гуркина» — первая его персональная выставка, имевшая наредкость большой общественный резонанс.
После очередного приезда вПетербург в ноябре 1904 года Гуркину вместе с другим вольнослушателеммастерской А.А. Киселева К. Свищевским было разрешено советом профессоровпредставить картину на соискание звания художника. Однако последующие событияпомешали этому. Надвигалась революция 1905 года. Не прошла она бесследно и дляАкадемии художеств. Студенты приняли участие в революционном движении. Сфевраля 1905 года и вплоть до 1906 года занятия в Академии художествпрекращаются. Закрытие Академии и отказ в стипендии ставят Гуркина вбезвыходное положение. Он уезжает на родину.
Гуркин вырос приверженцемпейзажа-картины, где господствует документально-познавательное начало. Один изпервых алтайцев, осознавший всю важность просвещения, он был увлечен возможностямиискусства в изображении и познании природы. Уже в ранний период творчестваопределяется ведущий жанр его произведений — жанр пейзажа.
Так, в «Анисинском бору»(1903), «Папоротниках», «Сосне Аската» (обе 1906 г),картине «Оттепель. Весна в бору» (1900-е гг.) изображены глухиеуголки леса, контрасты затененного первого плана с прорывами света на дальнихпланах. Здесь же применен такой композиционный прием, как срез мощных стволовсосен верхним краем картины. Он напоминает композиции И.И. Шишкина. Наиболеезначительна из работ Гуркина «Оттепель. Весна в бору», живо,эмоционально передающая состояние весенней природы. В ряде полотен художника,особенно посвященных горным рекам, есть черты, сближающие его с Киселевым,картинам которого свойственны коричневатая общая гамма и суховатаязаконченность. Желтоватостью общего тона отличаются картины Гуркина «Катунь.Морозное утро» (1903) и некоторые другие.
В ранних работах Гуркина заметностремление к законченности, еще наивно понятной. Равновесие композиции выраженоу него через симметричность изображенного: кулисы деревьев или скал посторонам, центр акцентируется рекой. Однако вскоре у Гуркина появляются работыс чертами своеобразия. Таков этюд «Катунь весной» (1903) сопалово-зеленым тоном мутной реки, лиловыми пятнами кустов на берегу, свыразительной пластикой несколько сдвинутого вправо массива гор.
Много работал художник и вграфике. Это его подлинная творческая лаборатория. Среди множества рисунковГуркина, выполненных обычно карандашом или пером, есть листы, представляющиесобой самые первые его шаги в искусстве, и листы, раскрывающие замыслы, которыетак и не были осуществлены в живописи. В графике алтайского художника оченьнепосредственно проявилась основная черта его творчества — готовность учиться уприроды, наблюдать окружающее, фиксировать и осмысливать увиденное. Работы,созданные на основе наблюдений, — лучшее в графическом наследии Гуркина. Менееудавались ему образы фантастические.
Рисунки художника, относящиеся кпериоду ученичества, отличаются конкретностью изображения, интересом к деталями тщательностью исполнения.
Первая персональная выставкаГуркина была открыта в Томске в 1907-1908 годах, вторая — в Томске в 1910 годуи в этом же году ее увидели в Иркутске, а затем в Красноярске. В 1911 годуперсональная выставка художника прошла в Барнауле, а в 1915 — опять в Томске.
Крепнут связи Гуркина с учеными,писателями, художниками сибирской столицы, чей живой интерес и озабоченностьсудьбой малого народа совпадали с устремлениями алтайского просветителя.Глава 2. Период творческой зрелости Г.И. Гуркина
Успех окрылил художника, он сголовой уходит в работу.
В сентябре — ноябре 1921 года имбыли выполнены рисунки тувинских партизан, портреты С. Кочетова, А. Квитного,героев и руководителей партизанского движения в Туве.
Со второй половины 1921 года довозвращения на родину осенью 1925 года Г.И. Гуркин живет и работает вАтамановке (ныне село Кочетово) и в Кызыле. В селе Атамановке находился штабпартизанского отряда, а 14 августа 1921 года здесь была провозглашена ТувинскаяНародная Республика. В Туву художник из Монголии перебирается с отрядомруководителя партизанского движения С. Кочетова.
Произведения монгольскогопериода Г.И. Гуркина — это в основном рисунки карандашом с натуры, эскизыкомпозиций. Судя по ним, художника особенно привлекает жизнь и быт монголов, ихдревние памятники, национальная одежда и типы людей. Особенно часто встречаютсяизображения юрты, сцены кочевий, жизнь животноводов на высокогорных пастбищах. Вероятно,эти зарисовки и впечатления послужили основой известного полотна художника«Кочевье в горах». По теме, свежести и звучности цвета картине близокнебольшой этюд «Уланком. Юрта». Точно указана дата его написания — 3июня 1920 года. Созданный в тревожное, неспокойное время, этюд воспринимаетсякак мечта о мирной счастливой жизни, как утверждение вечных, непреходящих ееценностей: голубое небо, горы, зеленые луга, чистый воздух, ласковое солнце,мать и дети. В картине «Кочевье в горах» эта мысль получает развитиеи усложняется, пожалуй, даже драматизируется. Картина величественна, несмотряна то, что в основе ее лежит жанровый мотив. Она обладает огромнымпространственным охватом. Мысль о гармонии человека и природы лежит в ееоснове, как и в этюде «Уланком. Юрта». Однако при внимательномвглядывании в людей, в их позы, лица не покидает чувство беспокойства, тревоги,неведомой опасности. Идиллическое, жизнерадостное настроение этюда, гдезапечатлен счастливый миг мира и души художника, при более глубоком анализе вкартине уступило место и более сложному восприятию мира, в котором солнце итень соседствуют.
Плодотворными для Г.И. Гуркинабыли и четыре года пребывания в Тувинской Народной Республике. Поразительноеразнообразие тем, аспектов жизни республики и, конечно, ее природа волноваливоображение, и нашли воплощение в рисунках и целом ряде живописных работ. Еслив живописи по-прежнему преобладает пейзаж, то рисунки запечатлели многиестороны жизни тувинцев. В Монголии и Туве в графических работах, как в записнойкнижке писателя, накапливались образы, типы людей, опыт работы над портретом ижанровой композицией. По преимуществу пейзажист в дореволюционное время, Г.И. Гуркинбольшую часть рисунков 20-30-х годов посвящает многофигурной композиции. Взарисовках 1923 года он неоднократно обращается к темам «Революционныйсъезд тувинцев», «Первое мая 1923 года», «Жизнь в Урянхае».В рисунках присутствует то ощущение праздника на многолюдном народном собрании,то тишина раздумья, когда собравшиеся на съезд слушают оратора. Для решениямногофигурных сцен художник часто использует круговую композицию, исследуя еевозможности для создания жанровых произведений. К ней прибегает он и в одном изэскизов к задуманной большой картине, посвященной древнему празднику тувинцев — «Улу-Наир». Автор назвал эскиз «На празднике предков». Ктеме народного праздника с разнообразными спортивными состязаниями особенномного было сделано рисунков. Судя по ним, художника из всех событий праздникаувлекала борьба на поясах. Он рисует типы тувинцев, национальную одежду и еедетали, фигуры полуобнаженных борцов. Отличительной особенностью набросков,зарисовок и эскизов этой темы является стремление к передаче движения. Динамизм,напряжение борьбы достигаются, прежде всего, размещением фигур в пространствелиста, разнообразием их ракурсов. Для Гуркина эти рисунки были новымзавоеванием не только в плане тематического расширения творчества, но и в планепластических находок, в развитии возможностей хоровой народной картины.
В период пребывания в Тувинскойреспублике Гуркин выполнил ряд важных заказов правительства.
«Пейзаж. Озеро» (1924)- настоящее очарование природы, чудо умиротворения ее красотой, разумнойгармоничной жизнью неба, озера, гор, растений. Пронзительная красота природы,особенно остро прочувствованная в эти трудные для художника годы переоценки,осознания своего места в жизни.
«Горное озеро. Весна»(1923) — очень характерный пейзаж 20-х годов. Озеро, как в чаше, лежит средигор, а оправой для него служит разнообразие проявления жизни — деревья, травы,цветы. Удивительна красота и богатство зеленого цвета: от темного, густого доизумрудного и совсем светлого в дальних склонах гор. Красочный слой в этойработе, как обычно у Гуркина, очень тонок, бережными любовными касаниями кистинаписаны все детали.
В названных пейзажах художника,как и во многих других работах послереволюционного периода, чувствуются поискиавтора: в темпераментности, большей пастозности мазка, в звучности и контрастахцвета воплотить жизнеутверждающий мажорный образ природы. Порой не покидает отпейзажа чувство веселого перезвона красок, весеннего их разговора.
Одной из любимых тем втворчестве Гуркина была тема горной реки. Опоэтизированная в эпосе алтайцевКатунь воспета художником с любовью в целом ряде прекрасных полотен. В Туве Г.И.Гуркин неоднократно пишет Енисей, выделяется небольшая работа «Енисейвозле города Кызыл». В рисунках «Плот лоцмана Чевашева», «ПлотЕлисеева» обращают на себя внимание развевающиеся над тяжелогруженымиплотами флаги. Обстоятельно зарисовывает в них художник лица, одежду, зачастуюзаписывает имя, возраст, местность. На основании этой значительной частиграфического наследия можно говорить о серьезном интересе Г.И. Гуркина к образучеловека, к проявлению в каждой отдельной личности национального иобщечеловеческого.
В творчестве Г.И. Гуркина немалои живописных портретов. В 1983 году коллекцию произведений Г.И. Гуркинапополнил «Портрет П.Н. Губанова». В 20-е годы П.Н. Губанов работал вТуве горным техником, был хорошо знаком с художником. Долгие годы портретсохранялся как семейная реликвия. В мае 1923 года Павел Николаевич специальнопозировал для него художнику. Поразительное впечатление вызывают мастерскинаписанные глаза. Живые, умные, немного грустные, они в упор смотрят на зрителя.Не все совершенно в работе. В ней, может быть, нет свободы и раскованностипрофессионального мастерства, как в пейзажах, но художник создалзапоминающийся, выразительный образ человека, своего современника.
Необходимо особо подчеркнуть,что никогда из творчества Г.И. Гуркина не уходила тема Алтая. В Монголии и Тувеон не мог писать и рисовать с натуры, но Алтай продолжает жить в замыслахкартин, в эскизах, порой так детально выполненных, что художник рисовал и рамуна листе. Чаще всего это лист плохой серой бумаги, порой оборотная сторонаведомости, либо лист бухгалтерской книги или оборотная сторона репродукции. Художественныедостоинства произведений от этого не ниже, проблема в другом — сохранность. Иэта беда графики не только Г.И. Гуркина, но и огромной части наследияхудожников, которые не прекращали, подобно ему, творческой деятельности впервые послереволюционные годы.
Характерно, что эскизы 1920-1925годов, посвященные Алтаю, являются выразительной летописью состояния души,настроения художника.
В рисунках 1921-1922 гг. появляетсятема, названная Г.И. Гуркиным «Свободный Алтай». Мечта о возрожденииРодины, о том, что над ней восходит солнце новой жизни, может быть, наивно, новыразительно и трогательно передана ставшим постоянным мотивом восходящегосолнца, щедро льющего свои лучи на землю. Вера в зарю новой жизни на Алтае былау художника так велика, что он выполняет целый ряд эскизов, а затем и картин,где воплощено благоденствие и процветание народа. Лучи солнца, свет новойжизни, светильники в руках у алтайки-учительницы ассоциируются в сознании ирисунках Григория Ивановича со светом просвещения, знания.
В 1922 году появляется рисуноктушью «Свободный Алтай». На фоне гор — прекрасный «Дворец наукии искусства», перед ним фонтан (Аржан Кутук) — источник сил, здоровья,мудрости. Алтайка читает книгу ребенку, а слева — символическая фигурабогатыря-алтайца, победившего зло и невежество, в руках его светильник знания иразума. Какие бы эскизы о новой жизни своего народа не рисовал ГригорийИванович, в центре непременно возвышался Дворец науки и искусства, или Дворецнародного творчества, или школа.
1926 год был годом творческогоподъема и успехов. Сибирская общественность приветствовала Г.И. Гуркина. В 1925году в редакции газеты «Советская Сибирь» в городе Новосибирскесостоялась выставка работ художника. На ней было представлено более 200произведений. Выставка расценивалась как отчет о напряженной творческой работехудожника в Монголии и Туве.
В 1925 году появляются втворчестве Гуркина совсем необычные для предшествующего периода рисунки — эскизы общественных зданий. Это проекты школ, музея и целого художественногоцентра, где в комплексе художественная школа, музей, мастерские для художников.
Остро понимал художник еще вдореволюционное время необходимость просвещения народа, но реальную возможностьосуществления мечты увидел лишь сейчас. Он принимает активное участие в этомпроцессе, работая над плакатами, выполняя эскизы к первому алтайскому букварю,являясь инициатором создания художественной школы и картинной галереи приобластном музее. Так, 18 декабря 1927 года состоялось заседание президиумаОйротского. Заседание постановило: организовать при музее галерею, а такжеизыскать средства для научных экспедиций по краю, в Туву и Хакасию. В инициативеи решении была проявлена своевременная забота о сохранении памятников истории икультуры. Наряду с ликвидацией неграмотности это должно было стать одной изглавных задач культурной революции в стране.
Апрель 1926 года былзнаменательным в жизни Г.И. Гуркина. Он стал участником двух выставок в Москве.15апреля в музее Красной Армии и Флота открылась Сибирская выставка,организованная Обществом изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока. Наряду с Г.И.Гуркиным участие в ней принимали Я. Башилов, А. Васнецов, А. Никулин, Н. Шулпинови другие художники. В центре внимания прессы — творчество крупнейшего живописцаСибири, нашего земляка. В этом же году состоялась восьмая выставка Ассоциациихудожников революционной России (АХРР). Она стала первой всесоюзной выставкой. Четыреработы Гуркина представляли на ней Алтай. Это было проявлением не тольконациональной гордости, но надежды на расцвет малой нации в семье равноправныхнародов.
1926 год для Г.И. Гуркина был нетолько годом успешного участия в двух выставках в Москве, он стал еще и годомпутешествия к Белухе. Целый ряд работ имеет, в подписи дату — 1926 год, июль. Это,действительно, драгоценные живописные жемчужины — «Горное озеро. Вечер»,«Горное озеро», «Курайские белки», «Охотник».
Судя по произведениям Г.И. Гуркина,плодотворными и многогранными по отражению жизни Горного Алтая стали в еготворчестве 30-е годы. Все многочисленные, в основном графические, работы этогопериода можно разделить на две основные группы:
1) историческое и мифологическоепрошлое Алтая;
2) партизанское движение наАлтае и новая социальная действительность.
В 20-30-е годы художник немаловыполнил и пейзажных рисунков, этюдов с натуры с пейзажным мотивом, однакоглавное направление его поисков — многофигурная хоровая композиция. В советскоевремя к ней впервые обратился Г.И. Гуркин в Туве в рисунках на темунационального праздника «Улу-Наир». В 30-е годы он продолжает изучатьее возможности в эскизах на темы «Колхозное собрание», «Читаютгазету» (Приложение 2), «Комсомолка в юрте».
Целый ряд эскизов развивает темукайчи — народного сказателя, исполнителя богатейшего наследия алтайскихэпических сказаний. Образы сказаний, в частности один из центральных героев — Сартакпай, нашли воплощение в рисунках и живописных эскизах Г.И. Гуркина.
Художник видел и стремилсяотразить те отрадные перемены, которые совершались на Алтае. Он выполняетэскизы на темы «Индустриализация», «Появление трактора в колхозе»,«Коллективная уборка хлеба» и т.д. Опыт работы над ними не воплотилсяв живописное полотно, но был использован автором в плакатах.
В собрании графики Г.И. Гуркинапривлекают внимание интересные по цветовому и ритмическому решению эскизыплакатов к 14 годовщине Октября, к юбилею Рабоче-крестьянской Красной Армии и к10-летию Ойротской автономной области. Это красочные, декоративные по цвету,динамические работы, выполненные опытным живописцем. В них хорошо ощущаетсявремя свершений и больших перемен.
Особенно много эскизов плакатови пригласительных билетов выполнил Г.И. Гуркин к 10-летию автономной области. Февралем1932 года помечены первые эскизы, а в марте он представлял несколько вариантовв обком КПСС. Интересно, что среди рисунков этого времени появился набросок ужек 15-летию Ойротии. Художник мечтал написать цветной ковер с ойротским орнаментом.
Идея настенного панно увлеклаего. В карандашных эскизах появляются наброски различных вариантов изображения.«Ковер» — это панно, написанное на холсте маслом. Центральноеизображение окружено широкой каймой живописного орнамента. Он уникален, т.к разработанхудожником на основе древних орнаментальных форм и стилизованных под орнаментпредметов быта алтайцев и растительных элементов окружающей их природы. Самоеудивительное, что в орнамент включены целые сцены с юртами, лесом, людьми. Онипомещены в углах. Изображение упрощено до символа и органично входит в лентуорнамента. Подписи расшифровывают содержание: «Монголия», «Урянхай»,«Атамановка», «Киргизы». Панно плохо сохранилось: оченьсильно почернело, частично утрачен красочный слой, но все же просматриваетсякрасивая живопись центральной части с подписью «Алтай». Тема,повторяющаяся в орнаменте, в центральной части выполнена, как пространственнаякомпозиция, славящая жизнь, сущностная ценность которой одинаково понимаетсявсеми народами.
Важное место в рисункаххудожника занимает тема партизанского движения. Во-первых, судя по рисункам,художник работал над проектом «Памятника партизанам». Неоднократноисследователи писали о целом альбоме рисунков 1937 года, объединенных темами«На страже советской границы» и «За власть Советов». Подписихудожника на этих листах: «Поход», «Разведка», «Снежныйпоход», «Партизаны», «За власть Советов» — неоставляют сомнений в тематической направленности работ, как и характеризображенных сцен. Центральный эпизод композиций — героический переход отрядачастей особого назначения под руководством
В рисунках на эту тему Г.И. Гуркиниспользует необычную для него композицию. В послереволюционной графикехудожника удивляет разнообразие и новизна замыслов и композиционных вариантов. Вальбоме 1937 года главным для автора было стремление передать движение крупногоотряда, в составе которого русские и алтайцы объединены под красным знаменем. Ононепременно присутствует в композициях, развиваясь над группой всадников,наблюдавших с уступа горы за движением отряда. Художник пробует разные вариантысоотношения воинов-всадников и горного пейзажа, добиваясь, чтобы в эскизеощущались и огромные заснеженные пространства, и сплоченность отряда.
В советское время художниквыполнил огромное количество рисунков, картин, но, что самое важное, он непросто развивал уже найденное, он все время был в поиске. Он оказывалсянастолько чутким, что стал выразителем практически всех новых сторон жизни иего по праву нужно считать одним из основоположников советского искусства наАлтае, будь то пейзаж, историко-революционная тема, индустриальныепреобразования или образ В.И. Ленина.
Особенно велика впослереволюционном творчестве художника роль графики. Манера карандашногорисунка на протяжении творческого пути художника претерпевала изменения. Вэскизах 1936-1937 гг., особенно на тему «Снежного похода», карандашныерисунки приобретают вполне самостоятельное значение, т.к в них есть все, чтосоставляет произведение: образ времени, состояние, настроение и уверенное,профессиональное мастерство. Оно проявляется в композиции, в красоте рисунка ив серебристой поверхности листа. Поэтому закономерно говорить о втором рождениихудожника, более того, о расцвете его мастерства в области карандашного рисункаи о новых достижениях в живописи. Эту мысль подтверждают прекрасные акварели Г.И.Гуркина. К акварели художник нередко обращался в 20-30-е годы.
В начале 30-х гг. художникнаписал два акварельных пейзажа с горным озером. Нарядные, свежие, они по сейдень говорят о любовном отношении художника к натуре, сохраняют ликующуюрадость и вдохновение от ее совершенства. Григорий Иванович применялакварельные краски и для подцветки сюжетно-тематических композиций, выполненныхкарандашом. Блестящий пример этого — работа «Охота, земледелие,скотоводство, школа». Название просто перечисляет то, что изображено налисте. Правильнее было бы назвать его — «Новая жизнь Алтая». Школадля детей, жилища для алтайцев, чистые поселки среди гор на берегу Катуни,техника в колхозе вписаны в красивый пленэрный пейзаж. Эта акварельпредставляет большой интерес, как пример поисков обобщенного образа Родины,включающего в советское время не только пейзажный мотив, но и многообразныесцены жизни народа. Она воплощала и мечту художника о гармонии деятельностичеловека и его Матери-природы. Художник размышлял на эту тему, убеждают в томсохранившиеся на рисунках надписи.
В 1936 году художник написалнеобычную картину: в центре горного озера — скала в виде женской головы внациональном головном уборе. Действительно, произведение было неожиданным длямногих зрителей, но не для творческих поисков Г.И. Гуркина. Он воплотилразнообразные аспекты образа родного края, но было еще увлечение древниммифическим Алтаем преданий и легенд. «Сказка гор», «Легенда гор»,«Сон гор», «Алтай в стиле сказок старины, легенд» — такназывал художник рисунки и эскизы на эту тему.
В 1932 году Г.И. Гуркин выполнилнебольшой, тщательно проработанный эскиз маслом на бумаге и назвал его «Алтай».Это одна из жемчужин в живописном наследии художника послереволюционногопериода. Как и в картине 1936 года, в эскизе в центре озера написана в профильскала в виде женской головы. Работа поражает ощущением древности и тайны, праздничнымсиянием чистых красок.
Эскиз «Алтай», целыйряд других произведений послереволюционного периода, выполненных в Монголии,Туве, на Алтае, открывают интересную страницу развития представлений художникао колористическом богатстве мира и живописи. Он не останавливался в развитии,все время искал возможности передачи через цвет настроения и оттенков состоянияприроды и души. В ряде лучших работ 20-30-х годов, небольших по размеру,написанных маслом и акварелью, он добился удивительной красоты и богатствацвета. Как правило, они воплощают гармоническую картину мира, жизнеутверждающеемировосприятие.
Один из первых индустриальныхпейзажей Алтая создан Гуркиным в 1936 году. Это полотно «Чемальскаягидроэлектростанция». Уникальное в искусстве края произведениепредназначалось в подарок XVII съезду партии. Оно представляет собой попыткусимволического обобщения вождя как образа новой счастливой жизни богатого края.Сегодня картина может показаться наивной и несовершенной, но историческаяценность ее безусловна. В эстетическом плане она также представляет немалый интересудивительным сочетанием профессионального мастерства с наивной трогательнойобразностью примитива.
Новое содержание жизни художникостро чувствовал и стремился воплотить его в величественных, монументальныхобразах. Эти поиски прослеживаются в рисунках с различными сюжетными мотивами,в том числе и пейзажными.
Ничто не сравнится пограндиозности и глубине образа с картиной «Хан-Алтай» 1936 года. Онадостойно завершила поиски художника и его творческий путь. Многое иззадуманного Гуркин не успел воплотить, но сумел вдохнуть в последнюю своюбольшую картину раздумья о жизни и пережитом. Суть образа становится особеннозримой при сравнении картины 1936 года с первым вариантом «Хан-Алтая»1907 года.
Случилось так, что возвращение ктеме почти через тридцатилетие не стало повторением или вариантом ужесказанного. При внешней похожести это две совершенно разные картины. Настолькоразные, насколько разный в их основе жизненный опыт и оценка его. Различны изадачи художника. В 1907 году автор славил красоту великанов-гор, утверждалпобеду жизни в безжизненном, на первый взгляд, пространстве. Основа образа — народные мифы и сказания. Вероятно, с этим связана определеннаяповествовательность полотна. Как известно из поэтических произведений Г.И. Гуркина,его картины многоаспектны, а в образе кедра на полотне «Хан-Алтай» содержитсяпоэтическая аллегория судьбы автора.
Не случайно, в 1936 году художниквновь обращается именно к этому образу и пишет картину более аскетичную исуровую, менее повествовательную. Но какая в ней высота и величие духа,драматизм и просветление! Образ монументальный и героический, но и трагичный. Нетолько личная судьба, но и раздумья о природе, вечности, истории сформировалиобраз «Хан-Алтая» 1936 года.
В картине видится определеннаяфилософия, выстраданная мужественным человеком: эпическая мощь природы,движение вечности, драма жизни… и постоянное ее обновление.
Жизнь и творчество живописцаоборвались нелепо: ему не простили «заблуждения» первыхпослереволюционных лет. В 1937 году он был арестован и скончался в заключении. Многочисленныеработы Г.И. Гуркина в большинстве музеев Сибири — лучшая память о замечательномалтайском художнике.
Заключение
Художественная жизнь Алтаяразвивалась в тесном контакте с передовыми явлениями русской культуры. Благодарядеятельности в Сибири ряда поколений ученых, художников, литераторов, средикоторых было немало преследуемых царским правительством деятелей, сюдапринесены были идеи демократического правительства.
Алтай и его природа давнопривлекали и привлекают многих путешественников и, конечно, художников. Гуркинне только певец, но и преобразователь этого края. Творчество Григория ИвановичаГуркина неисчерпаемо. Оно принадлежит к выдающимся явлениям сибирскогоискусства. Огромный интерес оно представляет и в контексте развития искусствавсей страны, ибо сочетает в себе национальное и общечеловеческое.
В данной работе подробнорассмотрены биографические данные художника, его творческая жизнь, влияние еготворчества на развитие культуры Алтайского края.
Г.И. Гуркин был не тольковыдающимся художником, он был выдающимся, интересным человеком. Иначенепонятными были бы его обширные связи с художниками, писателями, учеными, даиначе невозможно было бы высокое профессиональное мастерство и творчество,столь глубокое чувствами и мыслью.
Целое поколение художников Алтаяучилось на его работах, особенно графических, ведь они неисчерпаемый кладезьтем и композиций. В период, когда творчество художника замалчивалось ипрактически не экспонировалось, было доступно только художникам, оноспособствовало развитию искусства, сыграв роль творческой традиции. Этопрекрасно, что такая высокая традиция была, но нужно помнить об этом и в полноймере оценивать место Г.И. Гуркина в искусстве Алтая. В образах Алтая он выразилнациональное понимание одухотворенного бытия природы и человека.
Каждый из художников, идя общимнашему искусству путем обогащения, углубления реалистического видения,сохраняет свое лицо, свою индивидуальность, и в этом сказывается единая длявсего искусства закономерность развития. Какую бы сторону жизни и развитияискусства мы ни взяли, она оказывается связанной с начинаниями предшествующихлет.
В заключение данной работы можносказать следующее: все это говорит о том, что камни в фундамент культурыАлтайского края закладывались в те, уже ставшие историей, послереволюционныедесятилетия и что созданное Гуркиным и многими художниками сегодня остаетсянаследием живым и ценным.
Литература
1.   Белецкий А.Б. Опыт и результаты обновления искусства Алтая (1954-1960 гг.).Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2003.
2.   Борунов Г.Ф. Изобразительное искусство Алтая. М., 2003.
3.   Искусство Алтая в краевом музее изобразительных и прикладных искусств. Барнаул,1989.
4.   Краткий справочник-путеводитель по фондам и собраниям Государственногомузея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Барнаул: Изд-во АГУ, 2003.
5.   Снитко Л.И. Первые художники Алтая. Изд-во «Художник РСФСР», 1983.
6.   Художники Алтая: XX век. Барнаул, 2001.
Приложение 1
/>
Г.И. Гуркин — Алтайцы. Юрта
Приложение 2
/>
Г.И. Гуркин — Читают газету


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :