Администрация Борисоглебского городского округаМуниципальное общеобразовательное учреждение«БОРИСОГЛЕБСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 1» 397160, Воронежская область, г. Борисоглебск, пер. Суровикина, д.1/48тел. (47354) 6-13-78, 6-00-59, 6-27-11 E-mail: gimnaz1@mail.ruwww.gumnaziya.narod.ruСамоанализ педагогической деятельностиучителя информатики и ИКТ МОУ «Борисоглебская гимназия №1»Степаненко Ольги Владимировны2008-2009 учебный годТрадиционный путь обучения информатике (и другим дисциплинам) не может обеспечивать сегодня того уровня знаний и умений, который необходим школьникам для решения задач реальной жизни. В последнее время все больше внимания уделяется информатизации образования. Современные средства, методики, исследования призваны приобщить участников учебного процесса к инновационному развитию в технологическом плане. О применении ИКТ в деятельности учителя говорят уже о как само собой разумеющемся. Тем более учителя информатики. Но, тем не менее, не обходимо найти ту золотую середину, которая позволяет и учащимся и учителям воспринимать информацию. В современном обучении ни одна методика преподавания не обходится без компьютерной поддержки, активно идет интеграция наук. В 2008-2009 учебном году я работала над методической темой «Развитие творческих способностей гимназистов в процессе проектно-исследовательской деятельности». В начале учебного года я прошла аттестацию на II квалификационную категорию, владею в полной мере необходимыми знаниями, позволяющими мне вести преподавание предмета «Информатика и информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)» как на базовом, так и на профильном уровнях. Использование различных методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, формировало у учащихся умение анализировать, сравнивать, обобщать. На уроках информатики я целенаправленно развивала у учащихся логическое мышление, добивалась безошибочного выполнения всех заданий, для чего использовала различные приемы самоконтроля, проверки домашнего задания. В своей работе я также использовала метод учебных проектов, что способствовавло росту мотивации к обучению у учащихся, развитию теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Учащиеся учились самостоятельно вести поисково-исследовательскую деятельность. Много времени я отводила формированию у учеников практических навыков работы на персональном компьютере. Большое внимание я уделяла и внеклассной работе по предмету: проведению недели науки, конкурсов, турниров, викторин. С июля по август 2008 года была проведена летняя компьютерная школа «Основы создания web-сайта, в рамках которой под руководством Ольги Владимировны гимназисты создали сайт Детско-юношеской организации «Республика добра» http://gimnaziya-1.ru. В 2008 году в рамках фестиваля ЮНПРЕСС по просьбе МОУ ДОД «САМ» и Союза детских объединений Борисоглебского городского округа ею был проведен для юных журналистов мастер-класс "Основы создания web-сайта". Материалы данного мастер-класса опубликованы на сайте фестиваля педагогических идей "Открытый урок" Издательского Дома "Первое сентября" (фестиваль 2008-2009 года): http://festival.1september.ru/articles/522918. В течение учебного года велась тьюторская работа с учащимися по теме «Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания web-сайтов», постоянно поддерживалась работа школьного сайта http://gumnaziya.narod.ru, контролировалась работа учащихся над обновлением новостной ленты сайта ДЮО «Республика добра» http://gimnaziya-q.ru Учащиеся активно разрабатывали учебные проекты, с которыми выступали на конференциях, неделе науки, а также являлись участниками всевозможных конкурсов: VIII Ежегодного Международного конкурса компьютерных работ для детей, юношества и студенческой молодёжи «Цифровой ветер 2009», Всероссийского игры-конкурса «Инфознайка 2009», Всероссийского конкурса "Найди свой ответ в www - 2009", V международного конкурса детского и молодежного компьютерного творчества «Экология планеты 2009», областного образовательного проекта «Школьные компьютерные бригады 2009», Всероссийского конкурса «Поколоение Next», Областного конкурса «Юный программист», конкурсов газеты «информатикА» издательского дома Первое сентября и др., а также олимпиад по информатике как регионального так и всероссийского уровней. Результатом проведенной тьюторской работы стали значительные достижения учащихся по информатике, которые подробно представлены на моем сайте http://stepanenkoo.ucoz.ru Большое внимание в 2008-2009 учебном году я уделяла качеству своей профессиональной деятельности. Свидетельство тому – непрерывное повышение квалификации. В 2008 году обучалась:на дистанционном мастер-классе "Первые шаги во Flash" сети творческих учителей; прошла обучение по учебному курсу для учителей-предметников "Использование информационного интегрированного продукта "КМ-Школа" в учебном процессе». В 2009 году прошла обучение: курсы по теме «Алгоритмизация и программирование» ВОИПКиПРО;по программе "Microsoft Word для пользователя" в Интернет-Университете Информационных Технологий. по программе "Microsoft Word 2007 для начинающих" в Интернет-Университете Информационных Технологий. на сайте сети творческих учителей на дистанционном мастер-классе "Электронные таблицы и офисное программирование (VBA)". В 2009 году продолжаю обучение:в ВОИПКиПРО по программам «Системный администратор», «Преподавание информатики и ИКТ в начальной школе», «Разработка учебных видеофильмов», «Безопасность учащихся в Интернете», «Поддержка пользователей ОС Windows»; Интересный вид деятельности учащихся был организован мною как координатором в рамках участия МОУ "Борисоглебская гимназия № 1" в открытом конкурсе среди школ России в рамках проекта «Компьютерный Всеобуч: Год Семьи», организованного Фондом «Новые Перспективы» и компанией Microsoft. Вовлечение учащихся гимназии в качестве волонтеров в процесс обучения людей среднего и старшего возраста (мам, пап, бабушек, дедушек, соседей и др.) позволило старшему поколению получить базовые навыки пользования ОС Windows XP, основные приемы работы с текстовым редактором Microsoft Office Word 2003, отработать практические навыки поиска информации в сети с помощью браузера Internet Explorer, доступа к сетевым ресурсам, использования электронной почты. Данный проект наглядно продемонстрировал, что школа является открытой площадкой для обучения не только детей, но и взрослого населения таким важным и необходимым в современном мире навыкам, как работа на компьютере. Участие гимназистов в данном проекте способствовало укреплению семьи, повышению семейных ценностей, стиранию разницы компьютерных знаний между родителями и детьми, повышению компьютерной грамотности населения в целом, изменению его отношения к компьютерным технологиям, привитию навыков сознательного и активного использования компьютера, профессиональной ориентации. "Фонд «Новые Перспективы» и компания Microsoft искренне благодарят вас за участие в проекте «Компьютерный Всеобуч: Год Семьи» и надеются на дальнейшее сотрудничество с Вами! ... Мы надеемся, что в дальнейшем те первые шаги, которые мы вместе с Вами сделали для борьбы с информационным неравенством между поколениями, будут поддержаны и другими школами и они включатся в этот процесс, так же став центрами открытого доступа к информации по всей стране. ... " (Из письма менеджера проекта фонда "Новые перспективы" Д. Османова). Профессиональную деятельность в качестве учителя информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2008-2009 учебному году я совмещала с большой методической и научной работой. Я регулярно выступала на городских методических объединениях учителей информатики и ИКТ, участвовала в мероприятиях, проводимых кафедрой информационных технологий в образовании, семинарах, мастер-классах и конференциях. В 2008 году принимала участие в работе семинара «Об особенностях преподавания информатики в 2008-2008 уч. г.», VIII межрегиональной научно-практической конференции «Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и Интернет-технологии», ежегодно проводимой Воронежским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования, где выступила с докладом «Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания web-сайта», который был признан лучшим в секции «Информационные системы во внеурочной деятельности» и удостоен диплома. В 2008 г. выступила с докладом на II научно-практической конференции молодых ученых "Теория и практика педагогической деятельности в условиях инновационного развития системы образования" в секции "Инновационные модели ценностно-мотивационного развития личности педагога", прошедшей в ГОУ ВПО "Московский педагогический государственный университет" (г. Москва). В 2008 г. приняла участие, выступив с докладом, в IX Международной научно-практической конференции "Информационные и коммуникационные технологии в образовании" (ГОУ ВПО «БГПИ», г. Борисоглебск). В 2008 году Степаненко О.В. являлась членом комиссии по проведению городской олимпиады школьников по информатике. Являюсь участником общественной экспертизы учебников портала "Общественно-государственная экспертиза учебников" http://www.fsu-expert.ru; принимаю участие в работе сообществ "Создание интерактивных учебных пособий во Flash", "Сообщество творческих учителей информатики", "Компьютерные бригады в Воронежской области", "Технология создания интерактивных сайтов", "ИКТ в начальной школе", "Электронные таблицы и офисное программирование (VBA)", "Интерактивная доска для начинающих и не только...", "Наш портал", "Современный мультимедийный урок" портала "Сеть творческих учителей" (www.it-n.ru). В течение всего учебного года активно принимала участие в различных конкурсах и фестивалях: В 2008 году стала дипломантом Всероссийского конкурса информационных технологий «Компьютерная семья» для педагогических работников и их семей в рамках проекта «Год семьи - 2008». Две мои работы включены в раздел "Лучшие работы" конкурса: "Семейное предание" и "Добро пожаловать или в гостях у...". Удостоена диплома III степени в областном конкурсе для ИКТ-активных педагогов, проходившем в рамках педагогического слета, посвященного 60-летию российской информатики в ВОИПКиПРО в номинации "Авторские программные средства для модуля «Практика работы на компьютере»" (3-4 класс). Получила сертификат за 3-е место в творческом конкурсе Новогодних открыток в номинации "Лучшая новогодняя флеш-открытка" от Международного Института Развития «ЭкоПро» и портала Мой университет. Имею сертификат участника номинации «Творческий полёт. Flash» Виртуальной Экспозиции-Мастерской мультимедийных уроков и занятий ("ВиЭкс-М-2009") портала «Сеть творческих учителей» за авторский медиаресурс «Технология создания интерактивного тренажёра мыши «Слепи снеговика» и в номинации «Творческий полёт. Сайт» Виртуальной Экспозиции-Мастерской мультимедийных уроков и занятий ("ВиЭкс-М-2009") портала «Сеть творческих учителей» за сайт-портфолио http://stepanenkoo.ucoz.ru Победитель второго российского фестиваля IT-активных педагогических работников "PRO-движение" (1 место) и др. В рамках второго российский фестиваль IT-активных педагогических работников "PRO-движение" http://online-festival.ru во втором туре необходимо было разработать проект в составе творческой группы, состоящей из педагогов, работающих в разных территориях, имеющих разный опыт участия в сетевых проектах, разные навыки работы на персональном компьютере, разные профессиональные интересы. Современные средства связи, возможности межсетевого общения ИКТ-активных педагогов значительно расширяют возможности рядового учителя. Являясь активным участником ряда Сетевых Сообществ в сети Интернет, соруководителем мастер-классов и анализируя личный опыт работы, можно отметить, что, несмотря на кажущуюся сложность, это общение способствует личностному росту. В процессе работы приобретается богатейший опыт в методике преподавания предмета, использования различных технологий, в том числе инновационных. Вместе с коллегами творческой группы № 9, состоящей из Аттаровой В.В., Томиловой Е.А., Ровнягиной Л.В., Ямкиной Е.В., Расторгуевой Л.Н., был разработан и проведен сетевой проект «Моя малая Родина» http://land-russia.narod.ru В проекте приняли участие разновозрастные группы учащихся села Мамонтово Алтайского края, города Борисоглебска Воронежской области, города-курорта Кисловодска Ставропольского края, города Шарьи Костромской области, города Темрюк Краснодарского края, города Ульяновска. Работая над проектом, ученики общались на форуме http://offtop.ru/rodina/index.php, задавали свои вопросы, искали ответы, вместе с педагогами создали и наполнили Web-сайт "Моя малая Родина" страничками команд-участников проекта (http://land-russia.narod.ru), выбирали лучшие вопросы и отвечали на них во Flash-викторине (http://k9.online-festival.ru/images/viktorina.swf), получили навыки представления информации с использованием социальных сервисов сети Интернет. Проект позволил нашей творческой группе привлечь к представлению информации об историческом наследии родного края пользователей, заинтересованных в пропаганде культурно-исторического наследия малой Родины в сети Интернет; дополнил комплекс мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, ответственности за её судьбу; воспитывал в подрастающем поколении истинные семейные ценности, чувство гражданственности, патриотизма. Моя победа во втором российском фестивале IT-активных педагогических работников "PRO-движение", прошедшем в виртуальном режиме в три тура подтверждает тот факт, что сетевые технологии все глубже и глубже внедряются как в профессиональную деятельность педагога, так и в учебный процесс. Сетевое общение с коллегами оказалось очень продуктивным и положило начало большой дружбе между нами. Так приятно найти единомышленников, отдающих любимому делу всю свою энергию и свободное время. Вовлечение в сетевой проект учащихся позволило активизировать проектно-исследовательскую деятельность учащихся, сформировать у них навыки использования социальных сервисов Интернет в своей деятельности. А сколько нового и интересного мы узнали о культурно-историческом наследии нашей Родины! Не секрет, что учителя должны учиться всю жизнь. Работа на фестивале принесла мне огромный опыт, я увидела, с каким энтузиазмом работают творческие учителя, их высокий ПРО-фессионализм. У нас уже есть новые идеи совместной работы, которые мы обязательно воплотим вместе! И в этом нам, несомненно, помогут современные информационно-коммуникационные технологии! Ярким примером информационной деятельности является и Интернет-государство учителей ИнтерГУ.ru (www.inetrgu.ru). Размещая на территории Государства свои разработки, я обобщаю опыт работы, делюсь с коллегами своими знаниями. На территории Инфотека мною размещено 5 ресурсов. Работы оценены на высоком уровне, применяются учителями России для повышения своего профессионального мастерства. Звание, полученное в Государстве - учитель-мастер 2 гурии. Имею 11 свидетельств в связи с успехами, достигнутыми в повышении квалификации в области дистанционного обучения и образовательных технологий от сетевого сообщества ИнтерГУ.ру (Интернет государства учителей) - единого информационного педагогического ресурса, организующего практическую деятельность учителей в сети, проекта поддержки профессиональной деятельности учителя. В течение 2008-2009 учебного года тесно сотрудничала с редакцией газеты «Информатика» Издательского дома «Первое сентября», вместе с учениками принимали участие в различных конкурсах, которые по итогу года получили дипломы активных участников конкурсов по информатике и диплом победителя. С целью обобщения и распространения опыта разработки и использования авторских цифровых образовательных ресурсов, результатов научной и учебно-методической деятельности среди учителей информатики и ИКТ мною был разработан персональный сайт-портфолио http://stepanenkoo.ucoz.ru, который содержит открытые уроки, презентации, тесты, компьютерные практикумы, flash-презентации, задания для интерактивной доски, уроки flash и многое др.) для учащихся начальной школы (УМК Н.В. Матвеевой), для учащихся 5-7 классов (УМК Л.Л. Босовой), для учащихся 8-9 классов (Программа «Информатика и ИКТ в образовательных учреждениях Воронежской области Л.А. Бачуриной и др.), для учащихся 10 класса (социально-экономический профиль), для учащихся 11 класса (физико-математический профиль). Отзывы в гостевой книге сайта: Ирина (11.05.2009 12:09): Восхищение и удивление! И УВАЖЕНИЕ! Спасибо Вам за сайт, за информацию! Теперь понимаешь, как работает современный учитель информатики! Дальнейших успехов Вам! AS (14.05.2009 11:58): Прекрасный сайт. Ваше портфолио мне очень помогло сдать методику преподавания информатики. Преогромнейшее спасибо! Острикова Ирина (05.04.2009 14:55): Сайт очень интересный. Такое ощущение, что вы воплотили в жизнь все мои нереализованные мечты, на которые у меня никак не хватает времени. Надежда (04.05.2009 17:43): Спасибо! Зашла случайно, очень рада, Ольга Владимировна, что есть такие учителя, как Вы. Очень хороший сайт, насыщенный сайт. Очень грамотно все излагается. Очень достойно выглядит. В целях обмена положительным опытом и в рамках педагогического совета – открытого урока «Непрерывное образование 1 и 2 ступеней обучения в условиях оптимизации образовательного процесса гимназии через внедрение проектно-исследовательских технологий» мною был проведен открытый урок с использованием интерактивной доски «Действия с информацией» в 3 «А» классе. Статья «Разработка и использование авторских цифровых образовательных ресурсов в практике начальной школы», включающая конспект данного открытого урока-игры по теме «Действия с информацией. Повторение», принята к публикации в научно-методический журнал «Начальная школа» и выйдет в 9 (июньском) номере. Данный материал также получил высокую оценку в Экспертном совете портала общественно-государственной экспертизы учебников (http://www.fsu-expert.ru). Материалы данного открытого урока вошли в проведимый совместно с Бачуриной Л.А., зав. кафедрой информационных технологий в образовании Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПКиПРО), Ярчиковой Н.В., ст. методистом кафедры ИТО ВОИПКиПРО и Боевой Л.А., зам. директора, учителем информатики и ИКТ МОУ гимназия №6 городского округа (город Воронеж) мастер-класс «Использование УМК Н.В. Матвеевой для преподавания модуля «Практика работы на компьютере» в Воронежской области» на портале общественно-государственной экспертизы учебников: http://www.fsu-expert.ru/node/1524 Мастер-класс на сегодняшний день является одной из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний. Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков. Мастер-классы похожи на компактные курсы повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше. Мастер-класс — это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Мастер-класс – это саморазвивающийся инструмент самообразования; это некий проект и для самого ведущего, требующий его самоизменений и саморазвития. Сетевой мастер-класс - это совершенно новая форма методической работы. Отзывы о данном мастер-классе говорят сами за себя: Опубликовано ISAEVASM в Ср, 22/04/2009 - 09:48. - Большое спасибо за ваши материалы. Всегда, когда планируешь заняться чем-то новым для себя, хорошо, что есть на что посмотреть и с чем-то сравнить. СВЕТЛАНА. Опубликовано Sidorova.Olga в Вс, 26/04/2009 - 07:10. - Хоть я и не информатик, понимаю, что предмет достаточно труден в освоении, тем более третьеклассниками. Но, нужно отметить, что даже если не разбираться во всех этих терминах (кодировании, декодировании и т.п.), то благодаря доступному, занимательному изложению материала, во всём можно легко разобраться. Хочется отметить из положительных моментов наличие межпредметных связей (история, изо), что несомненно, ведёт к усвоению материала. Очень понравился ребус, особенно его своевременность в заданиях. После 11-12 упражнений малыши, несомненно, подустанут, и это станет им своеобразной психологической, эмоциональной и интеллектуальной разгрузкой.Ещё хочется отметить опору на жизненные наблюдения, вернее знания, учащихся. Просто замечательно. Знания, у которых есть жизненная основа, надолго останутся в памяти у детей.Единственное, что можно было бы добавить в задания, коль уж есть межпредметные связи - примеры на то, как именно происходит изменение смысла предложения при обработке текстовой информации с изменением знака препинания в конце предложения. Да и сама формулировка мне кажется слишком сложной для восприятия третьеклассниками. Чем проще предложения, тем легче они усваиваются, особенно малышами. Считаю, что урок соответствует поставленным целям, а вот достигнуты они или нет, по-моему, судить трудно. Видео помогло бы объективнее оценить работу.^ А вообще спасибо за материал, за то, что делитесь опытом. Опубликовано Vasileva в Пт, 06/03/2009 - 10:33. - Уважаемые коллеги, спасибо вам за материалы!Особо хочется отметить методические разработки в форме дидактической игры. Профессионально подготовлены ЦОРы. В наше время воспитанию информационной культуры школьников должно быть уделено самое пристальное внимание. Авторам мастер-класса удалось воплотить это на практике. Также помогает коллегам овладевать информационно-коммуникационными технологиями и дистанционный мастер-класс «Первые шаги во Flash» портала «Сеть творческих учителей»: http://flash-it3.narod.ru/p1aa1.html, соруководителем которого совместно с Томиловой Е.А, я являюсь с января 2009 года. По итогам конкурса научно-методического журнала "Информатика и образование" (ИНФО 2008-2009) я стала дипломантом в номинации "Учим создавать анимацию на уроках информатики" за мои материалы, прошедшие апробацию на дистанционном мастер-классе «Первые шаги во Flash» (4 поток, 2 группа) сообщества "Создание интерактивных учебных пособий во Flash" портала "Сеть творческих учителей (it-n.ru): «Технология создания тренажера мыши, основанная на принципе свободного перемещения объектов», которая открывает широкие возможности для творчества учащихся 10-11 класса при создании обучающих образовательных ресурсов для любого класса по любой теме. Например, для учащихся начальной школы можно создавать тренажеры мыши, в которых можно «наряжать ёлочку», «собирать урожай с деревьев», «лепить снеговика», «строить дом», создавать объекты из геометрических фигур и многое другое! "Технология создания теста с одним вариантом ответа «Кодирование информации»" позволяет учащимся научиться создавать тесты, по прохождению которых ученику выдается результат теста, содержащий количество правильных ответов, количество неправильных ответов, оценку за работу. «Технология создания мерцающей звездочки», позволяющая учащимся освоить использование сразу нескольких эффектов временной шкалы: размытие, тень, свечение во Flash. Создание обучающимися в программе Macromedia Flash интерактивных ресурсов является важным условием развития их творческих способностей. Все более и более широкое распространение в сети Интернет получает технология создания флэш-анимации. Большое количество баннеров, сайтов, игр и других приложений создаётся с помощью программы Macromedia Flash. Сама программа и язык программирования Action script легки в освоении и позволяют сформировать понятие о новых способах работы с графической и текстовой информацией. Данная программа способствует созданию социально значимых продуктов, помогает ученикам сориентироваться в выборе сферы своей будущей профессиональной деятельности. Так, например, ученики, участвовавшие в конкурсе «Поколение Next» ГОУ ВПО «БГПИ» были удостоены грамоты за разработку информационных ресурсов поддержки образования в номинации "Анимация Flash", а также получили грамоты за активное участие. Имею около 10 публикаций на портале «Сеть творческих учителей» и две печатные работы: 1) Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания web-сайта//Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и Интернет-технологии: Материалы VIII межрегиональной научно-практической конференции. – Воронеж: ВОИПКРО, 2008. – 404 с. – с.314-316. 2) Современные информационные технологии в работе учителя информатики и ИКТ //Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции/Борисоглебск, ноябрь 2008 г. – Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 2008. – 227 с. – С.163-164. Таким образом, свою учебно-методическую работу в течение 2008-2009 учебного года считаю эффективной, так как качество знаний учащихся по предмету стабильно высокое.Источники:http://www.fsu-expert.ru/master-class/what-is-it.htmlhttp://stepanenkoo.ucoz.ru/index/0-75