Реферат по предмету "Разное"


Аврал работа, в которой принимает участие весь экипаж

КРАТКИЙ МОРСКОЙ СЛОВАРЬ. Основные судостроительные и морские термины, которые необходимо знать юному судостроителю и яхтсмену ААврал - работа, в которой принимает участие весь экипаж. Ахтерлюк - люк для доступа в ахтерпик. Ахтерпик - кормовой отсек; часть помещения, расположенная в самой корме. Ахтерштаг - трос стоячего такелажа, раскрепляющий мачту в продольном направлении - идущий с топа мачты к корме. Ахтерштевень - конструктивная деталь, задающая очертания кормовой оконечности; на А. соединяются поясья наружной обшивки в корме; на А. навешивается перо руля. ББак - носовая часть палубы судна - от форштевня до мачты. Бакштаг - 1. Курс парусного судна относительно ветра, при котором ветер дует с кормы под углом к ДП от 15 до 85°. - 2. Трос стоячего такелажа, раскрепляющий мачту с кормы и сбоку - под углом к ДП. На яхтах нижние концы Б. крепятся к ползунам или талям, благодаря чему Б. не мешают свободно переносить гик с борта на борт при перемене галса. Балансирный руль - руль, ось вращения которого проходит не по передней кромке, а на некотором расстоянии от нее. Балл - 1. Мера силы ветра по шкале Бофорта, названной так по имени английского адмирала-гидрографа. Самый сильный ветер - ураган - оценивается 12 баллами. - 2. Мера величины волнения. Балласт - груз, который укладывают в трюм, на днище, для обеспечения остойчивости судна. На яхтах Б. выполняется в виде фальшкиля. Баллер - ось руля; вертикальный вал, к которому крепятся перо руля и румпель (сектор при штуртросовой проводке). Банка - поперечная доска, служащая как подкреплением корпуса шлюпки, так и для размещения на ней гребцов. Моряки обычно называют Б. любое сиденье. Бант - нашивка на парусе для упрочнения отдельных его мест (например, в районе отверстий для взятия рифов). Барк - парусное судно с тремя и более мачтами с прямыми парусами на всех мачтах кроме "сухой" бизань-мачты, которая несет только косые паруса. Баркас - самая большая шлюпка с 14 - 22 веслами, снабжаемая обычно двухмачтовым парусным вооружением. Батоксы - кривые линии на проекции "бок" теоретического чертежа, получаемые при сечении поверхности корпуса вертикальными Бегучий такелаж - совокупность снастей - подвижных тросов, при помощи которых ставятся и спускаются паруса и производится управление ими. Бейдевинд - курс парусного судна относительно ветра, при котором ветер дует с носа под углом к ДП от 30° (крутой Б.) до 85° (полный Б.). Бензель - перевязка двух тросов тонким тросом; по способу выполнения напоминает марку. Бермудский парус - косой треугольный парус. Бейфут - короткая снасть у усов гафеля или гика, не дающая им отделяться от мачты. Бизань-мачта - кормовая мачта многомачтового судна. На двухмачтовой яхте Б.-м. называется кормовая мачта в том случае, если она по высоте меньше главной передней мачты. Бизань - косой парус на бизань-мачте. Ко всем деталям рангоута и такелажа этой мачты дается дополнительно наименование Б.; напр., бизань-гик, бизань-фал и т. п. Бимс - поперечная горизонтальная связь набора - подпалуб-ная балка, служащая для поддержания настила палубы и противодействия поперечным нагрузкам, сжимающим корпус с бортов. Битенг - прочная тумба, установленная на палубе для закладывания швартовов, якорных и буксирных канатов. Блок - простейшее устройство, состоящее из вращающегося шкива, оси и щек, служащее для изменения направления тяги снасти бегучего такелажа или для уменьшения усилий, требующихся для выбирания снасти. Шкив имеет желобок по диаметру троса. Б. бывают одно-, двух- и многошкивные. Блоки плавучести - надежно закрепленные куски пенопласта, служащие для обеспечения непотопляемости в случае заливания лодки водой. Бок - проекция теоретического чертежа, на которой представлен вид корпуса судна сбоку. Бон - плавучий причал. Г Борт - боковая поверхность корпуса судна. Различают правый (если встать лицом к носу) и левый Б. Боут - упрочняющая парус накладка, пришиваемая к местах приложения особенно большой нагрузки - в углах. Боцман - ответственный за содержание судна в чистоте и порядке; обычно Б. заведует тросами, красками и прочим расходным судовым имуществом, руководит палубными работами. Брештук - горизонтальная треугольная деталь, соединяющая в носу привальные брусья и стрингера с форштевнем. Брюканец - кусок парусины (кожи и т. п.), который служит для герметизации места прохода мачты через палубу (крышу рубки) - пяртнерса. Буер - ледовая яхта, перемещающаяся по льду на коньках при помощи паруса или крыла. Обычно имеет два боковых конька и один рулевой. В нашей стране получили распространение буера классов С8 (с площадью паруса 8 м2), С12 (12 м2), "Монотип-XV" и "DN". Буй - поплавок из листового металла, пенопласта или дерева, служащий для обозначения навигационных опасностей, для швартовки судов и т. п. Буртик - продольная рейка, прикрепляемая снаружи к бортам для предохранения обшивки от повреждения. Бушприт - наклонное рангоутное дерево, выступающее вперед с носа судна и служащее для постановки кливеров. Благодаря значительному выносу вперед этих носовых парусов обеспечивается необходимая поворотливость многомачтового парусного судна. Бухта - 1. Трос, аккуратно свернутый кольцами, цилиндрами или восьмеркой. - 2. Небольшой залив, открытый морю с одной стороны. ВВалкость - способность судна крениться под действием ветра или вследствие перемещения груза (свойство, противоположное остойчивости). Отсюда термин "валкая лодка", "валкий корабль". Ванта - снасть стоячего такелажа, при помощи которой мачта раскрепляется с бортов. Вант-путенсы - металлические детали, посредством которых ванты крепятся к бортам или палубе яхты. Ватерлиния - линия на поверхности корпуса судна, получаемая его сечением горизонтальной плоскостью или поверхностью воды. На теоретическом чертеже (см. главу 1) В. имеют вид кривых линий на проекции "полуширота". Обычно осадку судна и высоту надв. борта указывают от КВЛ - конструктивной В. при полной расчетной нагрузке судна. Ватервейс - примыкающий к борту участок палубы, выполняемый обычно в виде широкой дубовой доски. Вахта - вид дежурства, для которого выделяется определенная часть экипажа. Верфь - предприятие, занимающееся постройкой и ремонтом судов. Водоизмещение - объемное В. - это объем воды, вытесняемой судном согласно закону Архимеда. Весовое В. - это вес (масса) вытесненной судном воды, равный весу (массе) судна при той или иной его нагрузке (например, полное В. - со всеми запасами, грузом и экипажем на борту). Водорез - передняя кромка форштевня, рассекающая воду. Выбленки - концы тонкого троса, укрепляемые поперек вант и служащие ступеньками для подъема на мачту. Выбирать - вытягивать конец (трос) на себя. Вымпел - длинный узкий флаг, поднимаемый под верхней краспицей или на топе мачты с начала навигации. Может обозначать принадлежность яхты к определенному яхт-клубу или участие ее в том или ином событии, гонке. Вымпельный ветер - кажущееся направление ветра, получаемое при сложении истинного ветра и встречного потока воздуха, скорость которого равна скорости движения яхты. ГГаланить - способ гребли одним веслом, имеющим опору на транце, - веслу придаются одновременно разворот лопасти и размахи лопасти с борта на борт. Галс - 1. Курс парусного судна относительно ветра (см. главу 1). Если ветер дует с правого борта, то говорят, что оно идет правым Г., если с левого - левым. Сделать галс - пройти одним галсом, не поворачивая. - 2. Короткая снасть, при помощи которой удерживается на нужном месте нижний наветренный угол паруса. Галфвинд - курс парусного судна относительно ветра, при котором направление ветра составляет с ДП угол около 90°. Когда яхта идет в Г., говорят, что она идет "в по л ветра". Гальюн - туалет на судне. Получил свое название от носового свеса на парусниках, где устраивались туалеты для команды. Гафель - наклонное подъемное древко рангоута, служащее для крепления к нему верхней шкаторины четырехугольных - гафельных - парусов. Гафель-гардель - снасть, при помощи которой гафель поднимают на мачту (см. также дирик-фал). Гельмпорт - отверстие в днище или ахтерштевне, через которое проходит баллер руля. Внутри корпуса баллер обычно заключается в гельмпортовую трубу. Гик - горизонтальное древко рангоута, крепящееся пяткой к мачте; служит для крепления и растягивания по нему нижней шкаторины косого паруса. Гика-шкот - снасть бегучего такелажа, при помощи которой гик вместе с парусом устанавливается под нужным углом к ветру. Глиссирование - движение судна в режиме скольжения по поверхности, когда большая часть его веса поддерживается гидродинамической подъемной силой, действующей на плоское днище при высокой скорости. Грот-мачта - главная мачта парусного судна. Грот - на одномачтовых яхтах (при вооружении кэт, шлюп, тендер) косой парус, ставящийся передней шкаториной на мачте. На двухмачтовых кече и иоле Г. стоит на передней мачте; на двухмачтовой шхуне - на задней. На больших парусниках с прямым вооружением Г. называется парус, самый/ нижний на грот-мачте. Гуари - тип треугольного косого паруса, верхняя часть которого пришнуровывается к рейку, параллельному мачте и составляющему ее продолжение. ДДакрон - синтетическая парусная ткань. Дельные вещи - общее название различного рода деталей оборудования яхты; это - утки, кнехты, киповые планки, люки, иллюминаторы, трапы, скобы, рымы и т. д. Дейдвуд - узкая нижняя часть корпуса, примыкающая к килю или ахтерштевню, набираемая из толстых деревянных брусьев. Дейдвудная тоуба - труба, через которую выходит наружу гребной вал. На внутреннем конце Д.т. снабжается уплотнительным устройством - сальником. Дирик-фал - снасть бегучего такелажа, при помощи которой поднимается и удерживается в нужном положении гафель (см. также гардель). Диаметральная плоскость (ДП) - продольная вертикальная плоскость, делящая судно по ширине на две симметричные части. Дифферент - угол продольного наклонения судна, вызывающий разность в осадках носа и кормы. Дрейф - снос судна с курса под влиянием бокового ветра, течения. 3Задрайка - устройство для плотного закрывания - задрайвания иллюминаторов, дверей и крышек люков. Существуют винтовые задрайки с гайками-барашками и клиновые. Закладка - начало сборки корпуса судна. В мелком судостроении 3. называется также основной узел, собранный из киля, фор- и ахтерштевней. Заложить - закрепить конец за стопор, утку, кнехт и т. п. Замок - соединение двух брусьев встык посредством врезки их концов один в другой и стягивания болтами. Заход ветра - изменение направления ветра, при котором курс судна относительно ветра становится более крутым (изменение в обратном направлении называется отходом ветра). ИИллюминатор - окно на судне. Иол - двухмачтовая яхта с косыми парусами, на которой бизань-мачта расположена позади баллера руля. ККабельтов - мера длины, служащая в море для измерения сравнительно небольших расстояний. Равен 0,1 морской мили или 185,2 м. Каболка - свитая из волокон нить, из которой свивают п р я-д и троса. Камбуз - раньше так называлась чугунная судовая плита для приготовления пищи. В настоящее время К. называют судовую кухню. Канаты - самые толстые растительные или синтетические тросы кабельной работы, т. е. свитые из трехпрядных тросов в качестве прядей. Капитан - старшее лицо на судне; К. беспрекословно подчиняется экипаж. В СССР всеми яхтами с площадью парусности свыше 60 м2 и яхтами с меньшей парусностью, но при плавании их за пределами определенных прибрежных районов, имеют право командовать только лица, получившие Диплом яхтенного капитана. Кап - входной люк с задвигающейся крышкой. Карленгс - деталь продольного набора палубы, поддерживающая бимсы. Катамаран - судно, составленное из двух узких и длинных корпусов, соединенных поперечными балками или сплошным мостом. Катер - 1. Небольшое моторное судно со стационарным двигателем. - 2. Гребная шлюпка средних размеров, рассчитанная на 10 - 18 гребцов. Кеч - двухмачтовая яхта с косыми парусами, на которой бизань-мачта стоит в нос от баллера руля. Килеватость - характеристика формы килеватого днища, представляющего собой угол с вершиной при киле; измеряется величиной угла между основной плоскостью и поверхностью половины днища от ДП. Киль - основной продольный брус набора (закладки) корпуса судна, располагаемый в ДП по днищу и простирающийся от форштевня до транца или ахтерштевня. Кильблок - основание, подогнанное точно по обводу днища яхты или лодки для ее установки на берегу, палубе большого судна. Кильсон - продольная балка набора корпуса, которая укладывается внутри судна вдоль киля поверх шпангоутов и соединяется с килем сквозными болтами. Киповая планка - деталь палубного оборудования, служащая для изменения направления швартовного троса. Класс - группа судов, удовлетворяющая каким-то общим, специальным (оговоренным правилами постройки и обмера) требованиям. В яхтостроении различают классы-монотипы, при постройке которых необходимо строго выдерживать все установленные правилами класса размеры, обводы корпуса и т. п., и свободные классы, правила которых содержат лишь минимум ограничений. Кливер - косой треугольный парус, ставящийся впереди стакселя. Клипера - быстроходные трехмачтовые парусные суда с полным прямым вооружением, появившиеся в первой половине XIX века. Отличались острыми обводами корпуса и увеличенной парусностью. Клинкер - обшивка из досок, перекрывающих одна другую кромками; называется также обшивкой "внакрой" и "кромка на кромку". Клотик - точеный деревянный кружок, надеваемый на топ флагштока или мачты. Клюз - отверстия в бортах, фальшбортах, палубе для прохода якорного каната, швартовов. Кнехт - деталь палубного оборудования, состоящая из основания и двух тумб; за К. закладывают швартовные концы. Кница - вспомогательная деталь набора, подкрепляющая угловые соединения балок, связей, частей корпуса. Кноп - вертикальная мощная кница, соединяющая форштевень с килем. Кокпит - углубление, "гнездо" или вырез в палубе малого судна для размещения экипажа. Комингс - обделка по периметру вырезов в палубе; порожек двери. Компромисс - тип яхты, на которой имеются и невысокий балластный фальшкиль и опускающийся шверт. Конец - всякая свободная, не принадлежащая к бегучему или стоячему такелажу снасть, отрезок троса. Контргалс - короткий галс при лавировке, который необходимо сделать в сторону от генерального курса, чтобы выбраться на ветер. Корабль парусный - имеющее три и более мачт парусное судно с полным прямым вооружением (в отличие от барка на бизань-мачте несет не только косые, но и прямые паруса). С точки зрения вооружения - то же, что и фрегат. Коренной конец - конец снасти, который за что-либо заложен, закреплен; например у шкота - за парус, у якорного каната - за скобу якоря и т. п. Корма - задняя оконечность судна. Корпус - 1. Кузов, основа судна, состоящая из наружной обшивки, палубы и набора в виде продольных и поперечных балок. - 2. Проекция теоретического чертежа, на которой представлен вид корпуса судна с носа и с кормы. Коуш - металлическое кольцо с желобком (может иметь и форму, близкую к треугольнику), которое вплеснивается в конец троса для защиты его от износа. Кранец - оплетенная тонким тросом подушка (парусиновый мешок, набитый мягким материалом; резиновый цилиндр и т. п.), вывешиваемый за борт судна для предохранения обшивки от повреждений при стоянке у причала, стенки, другого судна. Краспица - распорка между мачтой и вантой для увеличения угла раскрепления мачты. Крейсер (крейсерская яхта) - яхта, предназначенная для дальних плаваний. Крен - наклонение судна на борт. Кренгельс - кольцо,, свитое из прядей тонкого троса и заделанное в шкаторины парусов для крепления снастей - галса, шкота и др. Кэт - тип парусного вооружения с одним косым парусом на одной мачте. ЛЛавировка - ход под парусами против ветра по ломаной линии - со сменой галсов (то правым, то левым галсом). Лата - тонкая гибкая пластина (рейка, линейка), которую вставляют в нашитые на парус латкарманы для того, чтобы поддерживать выпуклую форму задней шкаторины. Лавсан - синтетическая ткань, разработанная в СССР (по начальным буквам: Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии Наук). Левентик - нерабочее положение парусов, когда они стоят передней шкаториной прямо против ветра и полощут. Леер - туго натянутый трос с обоими закрепленными концами; Л. ставятся, например, для ограждения палубы, для установки тента, для постановки дополнительных парусов и т. п. Лекала - прочные деревянные шаблоны, воспроизводящие очертания теоретических шпангоутов; обычно набор Л. служит для постройки яхт, шлюпок и т. п. с дощатой или реечной обшивкой. Также - любая доска с кромкой, простроганной по обводу корпуса. Лик - кромка паруса. Ликтрос - трос пологой свивки, пришитый к шкаторине (лику) паруса для усиления. Ликпаз - паз, выемка в мачте (гике) для крепления шкаторины паруса. Линь - тонкий трос, выделанный из высококачественной пеньки. Лопарь - см. ходовой конец. Лопасть весла - рабочая часть - уширение весла, напоминающее лопатку. Люверс - металлическое кольцо; Л. обделываются отверстия в парусе, служащие для его пришнуровки к рангоуту. Люк - защищенное крышкой отверстие в палубе для входа во внутренние помещения (входной Л.), освещения и вентиляции (светлый Л.), погрузки (грузовой Л.). ММалка - заданный теоретическим чертежом корпуса угол между плоскостью обшивки и примыкающей к ней подгоняемой поверхностью детали набора. Марка - заделка свободного конца троса обматыванием его прочной ниткой. Мидель (мидель-шпангоут) - середина судна, средний шпангоут. Мидельвейс - средняя, идущая в ДП доска палубного настила. Миля - единица для измерения расстояния на море, равная одной минуте дуги земного меридиана. В СССР принята стандартная морская миля, равная 1852 м. Монотип - класс яхт, при постройке которых необходимо делать строго одинаковыми корпуса, парусное вооружение и оборудование. Например, все олимпийские классы яхт ("Солинг", "Финн" и др.) являются М. ННабивать - натягивать снасть втугую, выбирать слабину. Набор судна - основа, скелет корпуса, состоящий из продольных и поперечных связей, придающих ему необходимую прочность и жесткость. Наветренная сторона - та сторона судна (причала и т. п.), которой оно обращено к ветру. Навигация - наука о вождении судна в море. Надстройка - закрытое помещение, выступающее выше палубы и простирающееся от борта до борта. Если между продольными стенками помещения и бортами остается проход, это - рубка. Непотопляемость - свойство судна оставаться на плаву в случае получения пробоины, заливания волной или опрокидывания. Нок - внешний, наружный конец любого горизонтального или наклонного рангоутного дерева. Нок-бензельный угол - угол паруса, который крепится к ноку гафеля или рея. Нос - передняя часть судна. ООбводы - форма, наружные очертания корпуса судна, в первую очередь - его подводной части. Обмер - измерение размеров корпуса и парусного вооружения яхты с целью определить соответствие их правилам классификации и постройки данного класса. Обшивка - водонепроницаемая оболочка судна. Обух (обушок) - болт с кольцом. Оверштаг - поворот яхты, при котором она пересекает линию ветра носом. Огон - петля, заплетаемая на конце (или в середине) снасти. Оковки - разного рода металлические детали, закрепляемые на деревянном рангоуте для присоединения такелажа. Осадка - отстояние самой нижней точки судна от поверхности воды. Остойчивость - способность судна противостоять кренящим силам и после прекращения, их действия возвращаться в прямое положение. Отдать снасть - снять ее со стопора, утки или кнехта и свободно отпустить. Оснастка - совокупность всех тросов стоячего и бегучего такелажа. Основная линия (ОЛ| - линия теоретического чертежа судна, проходящая через нижнюю точку киля параллельно плоскости ватерлинии. Обычно от ОЛ (или плоскости ОП) ведется отсчет координат деталей корпуса по высоте. Оттяжка - снасть, служащая для оттягивания в сторону, в определенном направлении, детали рангоута или паруса (напр., на "Оптимисте" - оттяжка гика). ППаз - продольное соединение поясьев обшивки, щель между досками обшивки или палубы. Пайол - настил из плотно подогнанных деревянных щитов, закрывающий трюм. Пал - чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые крепят швартовы. Палуба - закрытие корпуса сверху, герметичный настил. Переборка - вертикальная перегородка на судне, разделяющая внутренние помещения на отсеки или каюты. Перо руля - плоская рабочая часть руля. Пиллерс - вертикальная стойка, поддерживающая бимс. Плавник - пластина, закрепляемая на днище, служащая р,"$ повышения устойчивости на курсе. П. называется и киль яхты, если он делается в виде отдельной крыловидной детали, закрепляемой к корпусу. Плаз - ровная площадка (пол, щит), на которой вычерчивается в натуральную величину теоретический чертеж корпуса и очертания его отдельных деталей. Существует также парусный П., на котором размечают и сметывают паруса. Планширь - доска или брус, накрывающий свободную кромку борта беспалубной лодки или верхнюю кромку фальшборта. Погибь бимсов - поперечный изгиб, кривизна, покатость палубы. Погон - металлический прут, рельс, по которому блок какой-либо снасти (например, гика-шкота) свободно переходит из одного положения в другое, с борта на борт. Подветренная сторона - сторона, противоположная наветренной, защищенная от ветра. Подволок - потолок, внутренняя поверхность палубного настила, крыши рубки. Подзор - кормовой свес, нависающая над водой кормовая часть судна. Подлегарс - продольная связь набора корпуса шлюпки, проходящая по бортам, на которую опираются банки. Подуключина - гнездо для уключины. Полуширота - проекция теоретического чертежа корпуса судна - вид сверху на правую половину корпуса. Потравить - немного ослабить натяжение снасти. Пояс (поясья) - доска обшивки, простирающаяся от носа до кормы судна (может быть составным по длине). Привальный брус - мощный деревянный брус, закрепленный по борту снаружи для защиты корпуса от повреждений. На малых судах П. Б. называют также внутренний брус, соединяющий верхние концы всех шпангоутов и расположенный внутри корпуса. Привести судно к ветру - взять курс ближе к линии ветра, круче. Причертить - подогнать какую-либо деталь корпуса или оборудования точно по обводу корпуса. Проз - двухкорпусное судно, состоящее из основного корпуса и аутригера - поплавка меньшего объема, закрепляемого на поперечных балках с одного из бортов основного корпуса. Протест - форма заявления в судейскую коллегию парусных соревнований на неправильные действия соперника, противоречащие правилам гонок. Прядь - составная часть троса, свитая из нескольких каболок. Пузо - выпуклость паруса, благоприятно влияющая на величину движущей силы. Пяртнерс - отверстие в палубе, банке, для прохода мачты. Пятка - внутренний, обращенный к мачте конец гика, гафеля; нижний конец баллера руля. РРазбивка - вычерчивание теоретического чертежа на плазе в натуральную величину. Развал борта - наклон верхней части бортов в наружную (от ДП) сторону. Рангоут - общее название всех мачт, реев и пр. дерев на судне, служащих для постановки парусов. Распашное весло - весло без утолщения (валька) для гребли одной рукой. Реек - рангоутное древко для растягивания по нему шкаторины паруса, если он не снабжен гиком или гафелем. Релинг - жесткое ограждение палубы в носу и корме, сделанное из труб. Рея (рей) - рангоутное дерево, подвешиваемое за середину к мачте для растягивания по нему шкаторины прямого паруса. Рифы взять - уменьшить площадь паруса при усилении ветра. Нижнюю часть паруса скатывают и подвязывают к гику короткими завязками - риф- штертами или пришнуровывают риф-сезнем. На малых яхтах применяют различные патент-рифы - устройства для наворачивания паруса на гик. Рулевой - член экипажа, находящийся на вахте у штурвала, на румпеле. Яхтсмены, сдавшие экзамены по специальной программе и имеющие определенный стаж плавания под парусами, получают дипломы рулевого 2- го и 1-го класса, дающие право на самостоятельное управление яхтами с парусностью соответственно до 30 и до 60 м2 с ограничением района плавания. Румпель - рычаг, при помощи которого поворачивают перо руля. Рундук - ящик с верхней крышкой, служащий для хранения личных вещей или снабжения на судне. Рыбина - 1. Деревянные щиты из реек либо отдельные доски, которые укладываются на дно шлюпки для предохранения обшивки. - 2. Линия теоретического чертежа, называемая также диагональю. Рым - металлическое кольцо, продетое в обух. Рыскать - временно и незначительно уклоняться от курса из-за плохого управления, под действием ударов волн, вследствие рыскливости самогс судна - плохой устойчивости на курсе. ССегарс - скользящие по мачте кольца, к которым привязывает- Седловатость - продольная кривизна палубы (линии борта), поднимающейся вверх в носу и (меньше) в корме. Серп - выпуклая часть шкаторины паруса. Скула - выпуклая часть корпуса в месте перехода днища в борт; район перехода (в плане) средней части к оконечностям. Слаблинь - тросик, которым парус пришнуровывают к мачте, гику или рейку. Слань - см. пайол. Слип - наклонная площадка для спуска судов на воду; иногда снабжается рельсами и тележками. Спинакер - большой, напоминающий парашют, выпуклый парус, который ставится только на попутных курсах. Сорлинь - тросик для подъема подъемной части пера руля или крепления его к корпусу судна (для страховки). Стаксель - косой треугольный парус, ставящийся перед мачтой. Старнкница - мощная кница, соединяющая киль с ахтерштевнем (транцем). Стапель - основание, на котором осуществляется сборка корпуса судна. Степс - гнездо на киле, в которое мачта вставляется своим нижним концом - шпором. Стоячий такелаж - совокупность тросов, которые раскрепляют мачты в нужном положении. Стрингер - продольный брус, деталь набора корпуса, проходящая по днищу и бортам. По скуле ставится скуловой С. Стык - соединение деталей, например, торцов досок или фанерных листов обшивки. ТТалреп - винтовая стяжка, применяемая для натягивания стоячего такелажа. Тендер - одномачтовое судно с косыми парусами, несущее кроме стакселя еще и кливер (иногда еще и третий парус - летучий кливе р). Теоретический чертеж - изображение формы корпуса, его наружной поверхности, в виде точного масштабного чертежа в трех проекциях. Топ - верхний конец мачты, любого вертикального дерева. Топенант - снасть бегучего такелажа, служащая для поддержания гика или реев. Топтимберс - верхняя, бортовая часть шпангоута, составленного из отдельных деталей - футоксов. Топштаг - штаг, идущий от топа мачты. Траверз - направление, перпендикулярное борту судна. Травить - понемногу выпускать снасть. Транец: - плоская кормовая (иногда и носовая) оконечность корпуса. Трап - лестница на судне. Трапеция - снасть, один конец которой закреплен вверху на мачте, а второй присоединяется к специальному поясу, надетому шкотовым матросом. Позволяет матросу вывешиваться за борт и тем самым увеличивать откренивающий момент. Трос - любая веревка или стальной канат на судне. Тузик - маленькая шлюпка, обычно размещаемая на палубе яхты. УУзел - 1. Единица скорости судна, равная одной миле в час (1,852 км/ч). - 2. Всякая связка, сделанная на снасти или вокруг какого-либо предмета; связка тросов между собой. Уключина - металлическая поворотная скоба, в которую вставляется весло. Утка - двурогая планка для крепления снастей бегучего такелажа или швартовов. ФФал - снасть бегучего такелажа для подъема парусов или реев. Фалинь - трос, привязанный на носу или в корме лодки для швартовки. Фановый угол - верхний угол, за который фалом поднимают парус. Фальшборт - доска, поставленная на ребро вдоль наружного края палубы и предохраняющая людей от соскальзывания за борт. Фальшкиль - продольный защитный брус, закрепленный снаружи корпуса к килю и по днищу. На яхтах выполняется в виде металлической отливки и служит для обеспечения остойчивости. Фальшшов - складка на парусе для упрочнения полотнища ткани. Фарватер - проход для судов между мелями и другими опасностями. Флаг - поднимаемое в соответствии с установленными правилами полотнище, обозначающее принадлежность судна государству, спортобществу, клубу и т. п. Флор - днищевая деталь составного шпангоута, соединяющая его части при киле. Флортимберс - нижняя, днищевая часть составного шпангоута. Фок-мачта - передняя мачта на шхунах и парусниках с прямым вооружением. Фордевинд - курс парусного судна относительно ветра, когда он дует прямо с кормы. Форлюк - люк в форпик. Форпик - носовой отсек, отделенный от остальных помещений таранной переборкой. Форштевень - наклонный (иногда криволинейный) брус, образующий носовую оконечность судна; на Ф. крепятся носовые концы поясьев наружной обшивки. Футшток - шест для измерения глубины. XХодовой конец - тот конец, за который снасть выбирают. ШШаблон - лекало, выкройка той или иной детали, служащая для ее разметки и установки. Швартовать - зачаливать судно к берегу или другому судну. Швартов - конец, трос, используемый для швартовки. Шверт - выдвижной киль. Шверц - шверт, навешиваемый с борта. Шкаторина - кромка паруса. Шергень-линия - контрольная горизонтальная линия, наносящаяся при сборке шпангоутных рам и необходимая для сборки корпуса на стапеле. Шквал - внезапный, сильный, но продолжающийся недолго порыв ветра. Шкот - снасть бегучего такелажа, ввязываемая в шкотовый угол косого паруса для растягивания его по гику, а также снасть, при помощи которой устанавливают под нужным углом к ветру гик или реек вместе с парусом (либо стаксель). Шкотовый угол - нижний задний угол паруса, за который закладывают шкот. Шкрабать, шкрабить - отдирать с корпуса старую краску при помощи остро заточенного инструмента - шкрабки. Шлаг - оборот снасти вокруг чего-нибудь. Шлюп - одномачтовое парусное судно, оснащенное косыми парусами с одним стакселем. Шпангоут - поперечная связь, ребро, деталь набора корпуса судна. При постройке малых судов зачастую производится предварительная сборка цельных шпангоутных рамок (из двух флортимберсов, флора, двух топтимберсов и бимса). Ш. теоретические - кривые линии на проекции "корпус" теоретического чертежа, получаемые при сечении поверхности корпуса вертикальными поперечными плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута. Шпация - расстояние, промежуток между шпангоутами. Шпигат - отверстие в комингсе, детали набора для стока воды. Шпор - нижний конец мачты. Шпринтов - реек, распирающий четырехугольный парус по диагонали. Шпрюйт - снасть, разносящая нагрузку, например, от гика-шкота, на две точки. Шпунт - выемка, паз в киле, форштевне для крепления досок обшивки. Штаг - снасть стоячего такелажа, поддерживающая мачту спереди. Штаг-карнак - штаг, соединяющий топы мачт при многомачтовом парусном вооружении. Штевень - сокращенное название фор- и ахтерштевня. Штерт - короткая тонкая снасточка. Штиль - безветрие. Штурвал - рулевое колесо. Штуртрос - стальной гибкий трос, передающий вращение от штурвала на румпель или сектор на баллере руля. Шхуна - многомачтовый парусник, несущий на всех мачтах косые паруса (кроме фок-мачты, на которой могут быть кроме косых и 2 - 3 верхних прямых паруса с реями). ЯЯкорь - приспособление для удержания судна на месте при его стоянке на свободной воде. Ял - короткая и широкая, мореходная гребно-парусная корабельная шлюпка; по числу весел называются "двойками", "четверками" и "шестерками". Ялик - небольшая шлюпка для перевозки людей через небольшие пространства, для сообщения крупной яхты с берегом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Составление и использование бизнес-плана
Реферат Гражданские обязательства
Реферат American Dream Essay Research Paper IntroductionThe American
Реферат Гражданско-правовой институт сделки
Реферат Особенности государственной службы в федеральной исполнительной ветви власти
Реферат Фінансово-економічні результати та ефективність діяльності
Реферат Алгоритм определения динамических характеристик гидроупругих систем для управления гидросооружениями
Реферат Современное состояние предпринимательства в РФ
Реферат Нотні колекції бібліотеки Львівської національної музичної академії ім. М.В. Лисенка у світлі історико-культурного процесу краю
Реферат Насыщенные (предельные) ациклические соединения (алканы)
Реферат 5. Методы получения органических галогенидов в химической технологии бав
Реферат 2. Календарная минутка Слайд 1 Учащиеся описывают погоду сегодняшнего дня; делятся впечатлениями и наблюдениями
Реферат Система питания двигателя сжиженным газом Карбюратор К-126 Г Работа четырехтактного двигателя
Реферат 1. Понятие меры
Реферат Нация, её признаки и свойства