Реферат по предмету "Разное"


Аверьянова Е. А, Посохова И. С

УДК 371.13:377© Аверьянова Е.А, Посохова И.С.МОНИТОРИНГ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В мировой практике профессиональное образование является показателем уровня экономического развития страны. В условиях рыночных отношений в Украине особенно актуальной является проблема конкурентоспособности, профессиональной компетентности и мобильности специалистов и работников квалифицированного труда – выпускников профессионально-технических учебных заведений. Этим обуславливается потребность в усовершенствовании подготовки инженеров-педагогов – преподавателей этих заведений образования. Одним из направлений разрешения этой задачи является определение и последующее повышение уровня готовности будущих инженеров-педагогов к профессионально-педагогической деятельности. Готовность к профессионально-педагогической деятельности предполагает развитие у будущих инженеров-педагогов совокупности профессионально значимых личностных качеств, овладение педагогическими знаниями и умениями и способность реализовать их в процессе взаимодействия с учащимися. Основными факторами профессионально-педагогической готовности, на наш взгляд, можно назвать следующие:Личностные качества педагога: направленность личности, возможности личности, особенности поведенияПрофессионально-педагогические знания и умения: знания по различным педагогическим и психологическим дисциплинам, знания по своей специальности, научно-исследовательская подготовка, методическая подготовка, подготовка к воспитательной работе.Показатели осуществления учебно-воспитательного процесса: качество проведения уроков теоретического и производственного обучения, качество проведения внеклассных мероприятий. Перечисленные факторы готовности будущих инженеров-педагогов к профессионально-педагогической деятельности формируются на различных стадиях обучения в ВУЗе, то есть при изучении таких дисциплин как психология, теория и история педагогики, методика профессионального обучения, различные специальные дисциплины, а также в процессе прохождения педагогических практик.Однако в научных исследованиях аналитический подход к проблеме подготовки педагогов представлен в недостаточной степени и констатируются только две стадии – начальный и конечный результат. Процесс становления профессионала оставлен без внимания экспериментаторами и педагогами. Поиск эффективных технологий отслеживания данного процесса является задачей современной педагогической науки.[1]К таким технологиям относят педагогический мониторинг. Слово “мониторинг” происходит от английского “монитор”, что означает прибор для контроля, определения параметров, которые должны сохраняться в заданных пределах. Оксфордский словарь определяет мониторинг как тщательные наблюдения, контроль за работой. А.А. Орлов рассматривает мониторинг как нестандартную информационную систему, которая позволяет вести длительное наблюдение за какими-либо объектами или явлениями педагогической реальности.[2]По мнению Н. Немовой мониторинг – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.[3]Понятие “мониторинг” также рассматривали В.Н. Лоханова, С.И. Подмазин, В.В. Репкин, Е.В. Заика, Д. Уилмс, А.С. Белкина и другие.[4]С.Н. Силина рассматривает профессиографический мониторинг как процесс непрерывного, научно обоснованного, диагностико-прогностического, Планово-деятельностного слежения за состоянием и развитием педагогического процесса подготовки специалиста с целью наиболее оптимального выбора образовательных задач, а также средств и методов их решения.[1]На наш взгляд, именно определение С.Н. Силиной является наиболее емким и актуальным для мониторинга профессионально-педагогической готовности будущих инженеров-педагогов.Объектом мониторинга в данной работе является подготовка студентов в инженерно-педагогическом ВУЗе, предметом - готовность будущих инженеров-педагогов к профессионально-педагогической деятельности.Разработанная нами модель мониторинга готовности будущих инженеров-педагогов к профессионально-педагогической деятельности отражает основные профессионально значимые характеристики личности и деятельности инженера-педагога. Модель содержит факторы готовности, которые оцениваются при помощи критериев и показателей. Значимость критериев и показателей определяется методом экспертных оценок. Нами подобраны методики оценки различных критериев. При этом каждый отдельный параметр оценивается по 5-и бальной шкале. Модель мониторинга представлена в таблице 1. В таблице приняты следующие обозначения:Ф – оценка фактораК – оценка критерия с учетом коэффициента значимостиN – значимость критерия, причем N1+N2+…+Nn=1P – оценка показателя с учетом коэффициента значимостиM – значимость показателя, M1+M2+…+Mn=1G – оценка показателяC,c – оценка параметраУровень готовности по каждому из факторов определяется величинами Ф1, Ф2, Ф3.Если 02.53.75Таблица Модель мониторинга готовности будущих инженеров-педагогов к профессионально-педагогической деятельности Фактор №1. Личностные качества педагога [5] ф1=к1+к2+к3 критерий значимость критерия показатели значимость показателя количество баллов методика анализа и оценки Диагностические параметры оценка метод 1 2 3 4 5 6 7 8 1.Направленность личностиK1=N1*(P1+P2+P3) N1 1.Мотивы, потребностиP1=M1*G1 M1 G1=(c1+ c2+c3+ c4+c5)/5 1.Желание заниматься преподавательской деятельностью c1 Самоанализ, самооценка, взаимооценка, оценка преподавателя, психолога 2.Желание работать творчески c2 3.Желание общаться с людьми c3 4.Желание самосовершенствоваться c4 5.Осознание общественных интересов и своих обязанностей по отношению к ним c5 2.Чувства (эмоции)P2=M2*G2 M2 G2=(c1+ c2+c3+ c4)/4 1.Интенсивность эмоций c1 2.Устойчивость эмоций c2 3.Наличие волевого контроля над своим поведением c3 4.Удовлетворенность от результатов педагогического труда c4 3.ИнтересыP3=M3*G3 M3 G3=(c1+ c2+c3+ c4+c5)/5 1.Наличие интереса к педагогической деятельности c1 2.Широта (разнообразие) интересов c2 3.Глубина интереса c3 4.Устойчивость интереса c4 5.Действенность интереса c5 2.Возможности личностиK2=N2*(P1+P2+P3+P4+P5+P6+P7) N2 1.ВосприятиеP1=M1*G1 M1 G1=(c1+ c2+c3+ c4)/4 1.Целенаправленность восприятия c1 2.Наблюдательность c2 3.Любознательность c3 5.Быстрота реакции c4 2.ПамятьP2=M2*G2 M2 G2=(c1+ c2+c3+ c4+c5+ c6)/6 1.Кратковременная c1 2.Долговременная c2 3.Логическая c3 4.Образная c4 5.Слуховая c5 6.Зрительная c6 3.ВниманиеP3=M3*G3 M3 G3=(c1+ c2+c3)/3 1.Степень концентрирования c1 2.Переключаемость c2 Продолжение таблицы 1 2 3 4 5 6 7 8 3.Распределяемость 4.МышлениеP4=M4*G4 M4 G4=(c1+ c2+c3+ c4)/4 1.Логическое c1 Самоанализ, самооценка, взаимооценка, оценка преподавателя, психолога 2.Образное c2 3.Практическое c3 4.Абстрактное c4 5.РечьP5=M5*G5 M5 G5=(c1+ c2+c3+ c4+c5+ c6+c7)/7 1.Грамотность c1 2.Четкость c2 3.Доступность высказыва­ний c3 4.Убедительность изложе­ния мыслей c4 5.Логическая завершенность мыслей c5 6.выразительность c6 7.Образность c7 6.ВоляP6=M6*G6 M6 G6=(c1+ c2+c3+ c4+c5+ c6+c7)/7 1.Целеустремленность c1 2.Самостоятельность c2 3.Решительность c3 4.Настойчивость c4 5.Выдержка c5 6.Дисциплинированность c6 7.Требовательность c7 7.СпособностиP7=M7*G7 M7 G7=(c1+ c2+c3+ c4)/4 1.Увлечение педагогической деятельностью c1 2.Чувсвительность к уча­щимся и их состоянию c2 3.Способность к саморазви­тию c3 4.Высокий общекультурный уровень c4 3.Особенности поведенияK3=N3*(P1+P2) N3 1.ХарактерP1=M1*G1 M1 G1=(c1+ c2+c3+ c4+c5+ c6)/6 1.Коллективизм c1 2.Инициативность c2 3.Тенденция к лидерству c3 4.Честность c4 5.Справедливость c5 6.Коммуникабельность c6 2.Отноше­ние к трудуP2=M2*G2 M2 G2=(c1+ c2)/2 1.Трудолюбие c1 2.Работоспособность c2 Продолжение таблицы Фактор №2.Профессионально-педагогические знания и умения Ф1=К1+К2+К3+К4 критерий Значимость критерия Показатели Значимость показателя оценка Методика анализа и оценки 1 2 3 4 5 6 1.Теоретическая подготовкаK1=N1*(P1+P2+P3+P4+P5) N1 1.Знание теории и истории педагогикиP1=M1*G1 M1 G1 Текущие и итоговые оценки по предметам 2.Знание профессиональной педагогикиP2=M2*G2 M2 G2 3.Знание психологии P3=M3*G3 M3 G3 4.Знание методики профессионального обученияP4=M4*G4 M4 G4 5.Знание своей специальности P5=M5*G5 M5 G5 2.Научно-исследовательская подготовкаK2=N1*(P1+P2+P3) N2 1.Получение необходимой информации из специ­альной психолого-педагогической литературыP1=M1*G1 M1 G1 Анализ рефератов, курсовых и научных работ студентов 2.Проведение микроисследования по одной из пе­дагогических проблемP2=M2*G2 M2 G2 3.изучение и обобщение педагогического опыта ра­боты других педагоговP3=M3*G3 M3 G3 3.Методическая подготовкаK3=N1*(P1+P2+P3) N3 1.Разработка дидактического проекта по специаль­ностиP1=M1*G1 M1 G1 Анализ курсовых работ и отчетов по педагогической практике 2.Проектирование технологий обучения по темеP2=M2*G2 M2 G2 3.Разработка дидактического проекта урока произ­водственного обученияP3=M3*G3 M3 G3 4.Подготовка к воспитательной работеK1=N1*(P1+P2+P3+P4+P5 N4 1.Составление плана воспитательной работы группыP1=M1*G1 M1 G1 Анализ отчетов по педагогической практике 2.Разработка сценария воспитательного мероприя­тия P2=M2*G2 M2 G2 3.Ведение дневника педагогических наблюденийP3=M3*G3 M3 G3 4.Обработка результатов профориентационной ра­боты P4=M4*G4 M4 G4 5.Анализ воспитательного мероприятияP5=M5*G5 M5 G5 6.Самоанализ воспитательного мероприятияP6=M6*G6 M6 G6 Продолжение таблицы Фактор №3. Осуществление учено-воспитательного процесса Ф3=К1+К2+К3 критерий значимость критерия показатели значимость показателя количество баллов методика анализа и оценки Диагностические параметры оценка метод 1 2 3 4 5 6 7 8 1.Проведение учебного занятияK1=N1*(P1+P2+P3+P4+P5+P6) N1 1.Деятельность учащихся на занятии P1=M1*G1 M1 G1=(C1+C2+C3+C4)/4 1.Степень дисциплинированно­сти, организованности учащихся C1 Анализ (самоанализ) и оценка (самооценка) урока теоретического обучения 2.Степень заинтересованности C2 3.Уровень обратной связи C3 4.Степень познавательной актив­ности C4 2.Изложение материала P2=M2*G2 M2 G2=(C1+C2+C3+C4+C5)/5 1.Научность излагаемого мате­риала C1 2.Доступность и посильность C2 3.Актуальность материала C3 4.Степень привлекательности C4 5.Оптимальность объема C5 3.Использование методов и средств обучения P3=M3*G3 M3 G3=(C1+C2+C3+C4+C5+C6+C7+C8)/8 1.Наличие плана-конспекта C1 2.Применение методов мотива­ции C2 3.Правильность применения ме­тодов изложения нового мате­риала C3 4.Правильность применения ме­тодов закрепления C4 5.Правильность применения ме­тодов контроля C5 6.Целесообразность и эффектив­ность применения ТСО и ДСО C6 7.Рациональное использование времени урока C7 8.Объективность оценивания от­ветов учащихся C8 4.Структура урока P4=M4*G4 M4 G4=(C1+C2+C3+C4+C5+C6+C7)/7 1.Организационный момент C1 2.Сообщение цели урока C2 3.Мотивация C3 4.Актуализация опорных знаний (или контроль) C4 5.Изложение нового материала C5 6.Закрепление материала C6 7.Подведение итогов C7 Продолжение таблицы 1 2 3 4 5 6 7 8 5.Результатив­ность урока P5=M5*G5 M5 G5=(C1+C2+C3+C4)/4 1.Достижение поставленной цели C1 Анализ (самоанализ) и оценка (самооценка) урока теоретического обучения 2.Степень обучающего воздейст­вия C2 3.Степень воспитательного воз­действия C3 4.Степень развивающего воздействия C4 6.Поведения преподавателя на уроке P6=M6*G6 M6 G6=(C1+C2+C3+C4+C5)/5 1.Тактичность и демократичность C1 2.Внешний вид C2 3.Мимика и жесты C3 4.Культура поведения C4 5.Речь (темп, дикция, интенсивность, громкость, эмоциональность) C5 2.Проведение урока производственного обученияK2N1*(P1+P2+P3+P4+P5+P6) N2 1.Деятельность учащихся на занятии P1=M1*G1 M1 G1=(C1+C2+C3+C4)/4 1.степень дисциплинированности, организованности учащихся C1 Анализ (самоанализ) и оценка (самооценка) урока производственного обучения 2.Степень заинтересованности C2 3.Уровень обратной связи C3 4.Степень познавательной активности C4 2.Личная подготовка мастера (практиканта) P2=M2*G2 M2 G2=(C1+C2+C3+C4)/4 1.Соблюдение правил техники безопасности C1 2.Разработка инструкционной карты C2 3.Подготовка оборудования, инструментов C3 4.Изготовление образцов C4 3.Струк­тура урока P3=M3*G3 M3 G3=(C1+C2+C3+C4)/4 1.Организационный момент C1 2.Вводный инструктаж C2 3.Текущий инструктаж C3 4.Заключительный инструктаж C4 4.Результатив­ность урока P4=M4*G4 M4 G4=(C1+C2+C3+C4)/4 1.Достижение поставленной цели C1 2.Степень обучающего воздействия C2 3.Степень воспитательного воздействия C3 4.Степень развивающего воздействия C4 5.Поведения преподавателя на уроке P5=M5*G5 M5 G5=(C1+C2+C3+C4+C5)/5 1.Тактичность и демократич­ность C1 2.Внешний вид C2 3.Мимика и жесты C3 4.Культура поведения C4 5.Речь C5 Продолжение таблицы 1 2 3 4 5 6 7 8 3.Воспитательная работа с учащимисяK3=N3*(P1+P2+P3) N3 1.Изучение личности учащегося P1=M1*G1 M1 G1=(C1+C2+C3)/3 1.Содержание индивидуальных наблюдений C1 Анализ дневника пед. наблюдений 2.Реализация методов научно-педагогического исследования C2 3.Выводы и рекомендации C3 2.Проведение воспитательного мероприятия P2=M2*G2 M2 G2=(C1+C2+C3+C4+C5+C6+C7+C8+C9+C10+C11)/11 1.Организованность C1 Анализ (самоанализ) и оценка (самооценка) воспитательного мероприятия 2.Заинтересованность учащихся C2 3.Активность учащихся C3 4.Степень активности организатора (практиканта) C4 5.Участие в мероприятии роди­телей, педагогов и приглашенных C5 6.Пдагогическая целесообразность C6 7.Профессиональная направленность C7 8.Значимость в совершенствовании учебного процесса C8 9.Значимость в формировании личности и развитии общечеловеческих качеств и мировоззрения C9 10.Соответствие мероприятия возрастным, индивидуальным особенностям учащихся C10 11.Степень воспитательного воздействия C11 3.Профориентационная работаP3=M3*G3 M3 G3=(C1+C2+C3)/3 1.Применение методик, тестов C1 Наблюдение при проведении, анализ отчетов по педпрактике 2.Анализ результатов C2 3.Результативность профориентационной работы C3 Итак, нами выделены основные факторы, критерии и показатели готовности будущих инженеров-педагогов к профессионально-педагогической деятельности, а также предложена модель мониторинга их сформированности. Разработанная нами модель может быть применена для анализа готовности студентов инженерно-педагогических учебных заведений к профессионально-педагогической деятельности.Литература Силина С.Н. Профессиографический мониторинг в педагогических вузах // Педагогика, 2001, №7. – с.47-53.Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика, 1996, №3 - с.9 –15Єльникова Т.В. Наукові основи розвитку управління загальною середньою освітою в регіоні. Монографія. К.:ДАККО, 1999. –303с.Н.Немова. Это модное словечко – «мониторинг» // Директор школы, 1999, №7 –с. 23-32.ЗвереваВ.И. Самоаттестация школы. М.: Педагогический поиск, 2000. – 160с.Авер´янова О.О., Посохова І.С.Моніторинг готовності майбутніх інженерів-педагогів до професійно-педагогічної діяльн


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.