ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТФакультет социальной работы и клинической психологииОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ Волгоград 2004 ББК 5Р О-64 Авторы-составители: М.Е. Волчанский, канд. социол. наук,А.В. Петров, канд. юр. наук Печатается по решению совета по Гуманитарному образованию ВолГМУ протокол № 5 от 2.04.04Рецензент: В.В. Деларю, канд. мед. наук, д-р. социол. наук О-64 Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Сост. М.Е.Волчанский, А.В.Петров; ВолГМУ. – Волгоград, 2004. – 12с. © М.Е. Волчанский, А.В. Петров, 2004 В последние годы в сфере образования происходят значительные изменения. Появляются и начинают развиваться новые формы общеобразовательных учебных заведений и программ. Одной из важных задач высшей школы в современных условиях является подготовка специалистов, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать теоретический и профессиональный уровень, активно участвовать в обновлении общества. В этих целях в вузах постоянно осуществляются меры, направленные на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы студентов. Согласно требованиям, изложенным в письме Министра образования РФ от 27.11.2002 г. «Об активизации самостоятельной работы студентов вузов» и новым государственным образовательным стандартам подготовки специалистов в вузах, особое внимание должно уделяться развитию теоретических способностей будущих специалистов путем активных форм обучения, призванных формировать у студентов самостоятельность и творческую активность, ответственный подход к овладению знаниями. Среди активных внеаудиторных форм — самостоятельная, учебно-поисковая (исследова-тельская), научно-исследовательская работа студентов. Данные методические рекомендации адресованы преподавателям медицинских вузов, научным руководителям студенческих общностей, желающим организовать научно-исследовательскую и самостоятельную, творческую работу студентов в соответствии с новейшими требованиями образовательной системы РФ.^ Цели и задачи УИРС и НИРС на кафедрах. Учебно-Исследовательская и Научно-Исследова-тельская Работа Студентов (УИРС и НИРС) в вузах является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески решать задачи современной науки и практики, предвидеть перспективы их развития. Эти качества будущий специалист может приобрести лишь при органическом соединении учения с научно-исследовательской деятельностью. Научная работа студентов должна являться не дополнением к учебно-воспитательному процессу, а его органичной составляющей.^ Основными задачами УИРС и НИРС на кафедре являются: 1) Оказание помощи студентам в овладении профессией; 2) Развитие творческого мышления и инициативы в решении практических задач; 3) Развитие у студентов склонности к исследовательской деятельности, стремления находить нестандартные решения профессиональных задач; 4) Расширение теоретического кругозора и научной эрудиции; 5) Овладение методами научного познания, углубленное и творческое освоение учебного материала; 6) Формирование исследовательских навыков, освоение методики и средств решения научных и практических задач и овладение навыками работы в творческих коллективах, ознакомление с методами организации их работы, содействие успешному решению актуальных научных задач образования и культуры; 7) Формирование навыков работы с научной литературой; 8) Отбор и воспитание из числа наиболее одаренных студентов резерва исследователей и преподавателей; 9) Популяризация научных знаний и достижений среди студентов и преподавателей.^ Организация самостоятельной учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов на кафедрах Основной базой для организации и проведения НИРС является профессорско-преподавательский потенциал кафедры в сотрудничестве со студенческим научным обществом ВолГМУ. Во всех случаях студенческая научная работа органически увязывается с основными научными исследованиями профессорско-преподава-тельского состава университета и является важным показателем работы кафедр. Характер научной работы студентов определяется тематикой научных проблем и может включать в себя: а) экспериментальные работы; б) теоретические работы; в) реферативные работы, в том числе — подбор и изучение новейшей информации о разработке той или иной научной проблемы по периодическим изданиям; изучение истории деятельности и трудов основоположников отраслей наук. Современное понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя два взаимосвязанных элемента: - обучение студентов элементам научно-иссле-довательского труда, привитие им навыков этого труда; - собственно научные исследования, проводимые сту-дентами под руководством профессоров, доцентов и преподавателей кафедры. Исходя из этого внеаудиторную самостоятельную исследовательскую работу студентов можно разделить на два вида: учебно-исследовательскую (УИРС) и научно-исследовательскую (НИРС). Чем же отличаются друг от друга эти два вида работы? * * * Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) выполняется каждым студентом в отведённое расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке под руководством преподавателя. Основной задачей УИРС является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями творческой работы микроколлектива (студенты-преподаватель). В процессе выполнения учебных исследований будущие специалисты учатся самостоятельно проводить эксперименты, применять свои знания при решении конкретных научных задач. Эта работа является неотъемлемой частью педагогического процесса кафедры. Она наряду с традиционными видами обучения осуществляется на аудиторных занятиях, но в большей мере предполагает участие во внеаудиторной учебно-исследовательской работе каждого студента, включая систематическое выполнение заданий по СРС. Специфика УИРС, отличающая её от традиционных видов обучения, состоит в том, что, занимаясь ею, студент выступает не в роли пассивного объекта — получателя готовой, систематизированной и аранжированной информации, а в роли субъекта познавательного процесса. Слушая лекции и читая учебник, студент обычно готовится к механическому воспроизведению содержащихся в них сведений на экзамене. В системе УИРС студент самостоятельно, хотя и под руководством преподавателя, ведёт наблюдения за материалом, экспериментирует, осуществляет поиск в научной и методической литературе. Таким образом, по уровню познавательной деятельности эта работа является исследовательской, но по функциональному назначению она носит учебный характер. Её основная цель — способствовать более прочному, чем при восприятии готовых сведений, усвоению знаний, обеспечить активное владение научной информацией. Теоретические положения не заучиваются в виде словесных формул и стереотипных положений, а вырабатываются или извлекаются из специальной литературы, проверяются на практике и усваиваются в их соотнесенности с собственным опытом студента. Вторая существенная цель УИРС — снабдить будущего специалиста элементарными исследовательскими умениями и навыками, способствующими его дальнейшему профессиональному совершенствованию. От учебных исследований не следует ожидать объективно ценных (новых) научных результатов: занимаясь учебно-исследовательской работой, студент, как правило, «открывает для себя» то, что фактически уже известно науке. Лишь отдельные результаты УИРС представляют подлинный научный интерес — публикуются или используются в преподавании. Завершается УИРС оформлением отчёта, в котором студенты излагают результаты своей учебно-исследовательской деятельности. Как видим, хотя сама учебно-исследовательская деятельность представляет собой форму обучения, осуществлению собственно исследовательских действий обязательно предшествует этап освоения техники исследовательской работы. Необходимыми компонентами учебно-исследовательской деятельности являются: 1) самостоятельная работа с литературой; 2) пользование библиографическими указателями, каталогами, картотеками. Студенты учатся выделять положения в изучаемом материале и кратко формулировать их, вести текстуальные и свободные конспекты, сопоставлять различающиеся положения в изучаемых источниках с постепенным увеличением их числа, реферировать учебную литературу, критически сопоставляя различные точки зрения. Учебно-исследовательская работа строится первоначально на материале учебных дисциплин, изучаемых всеми студентами данного курса согласно учебному плану; в дальнейшем — на материале углубленного изучения разными группами студентов одного и того же курса отдельных комплексных проблем (специальные семинары, результаты которых варьируются на гуманитарных факультетах от компилятивной курсовой работы до дипломной, содержащей итоги самостоятельных наблюдений студента). Некоторые конкретные формы организации учебно-исследовательской работы студентов: 1. Реферирование. Одним из звеньев учебно-исследовательской работы в ходе изучения теоретических дисциплин является написание рефератов. В реферате студент делает обзор нескольких работ, посвящённых одной из проблем данной дисциплины. Представление реферата предусмотрено учебным планом и является одним из условий получения зачёта. 2. Спецкурсы и семинары по выбору студентов представляют собой комплексную форму учебно-исследовательской деятельности, заключающую в себе индивидуальную работу студента (изучение специальной литературы, анализ объекта исследования под углом зрения выдвинутой гипотезы, написание и оформление доклада) и коллективное обсуждение каждого доклада на специально отведённом для этой цели занятии. Каждый спецсеминар может быть посвящён одной из проблем, которая, в свою очередь, может подразделяться на несколько частных тем будущих комплексных студенческих разработок. Студентам предоставляется право выбора конкретной темы доклада из предлагаемых кафедрой списков в соответствии с их научными интересами. В дальнейшем студенты на протяжении семестра работают в контакте с руководителем над темой, собирают материал, пишут и окончательно оформляют свои доклады и рефераты. Обсуждение доклада и реферата на занятии проводится в соответствии с обычной процедурой защиты научных работ. Целесообразность детального обсуждения результатов учебного исследования студента определяется особенностью темы и интересом к ней воспринимающей аудитории, а при затрате на эту процедуру не регламентированного времени необходимо предусмотреть возможность проведения отдельных занятий (заседаний) по результатам научных изысканий студентов. Такая форма организации спецкурсов и семинаров обеспечивает участие каждого студента в учебно-исследовательской работе, а также создает условия для приобретения студентами ряда профессиональных умений и навыков. 3. Для факультетов гуманитарного профиля высшей формой УИРС является написание и защита выпускной работы (для выпускающих кафедр соответствующего факультета вуза). Тема этой работы обычно связана с темой, разрабатываемой студентом первоначально в рамках курсовых работ. На социально-гуманитарных факультетах защите дипломной работы предшествует предварительное обсуждение её участниками специального семинара или заседания кафедры. Студенты, которым государственный экзамен заменён по решения совета гуманитарного факультета защитой дипломной работы, записываются в те спецкурсы, которые ведут их научные руководители. В рамках подготовки студентов к самостоятельной учебной и научно-исследовательской работе и с целью выработки у них первичных навыков самостоятельной работы целесообразно провести занятие (лекцию) по теме «Основы проведения научно-исследовательской работы» (в первом семестре второго курса — аудиторно). * * * Несколько иные функции имеет научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Сопоставление учебно-исследовательской работы с НИРС показывает наряду с общностью целей и результатов существенные организационные различия. Термин «научно-исследовательская» в строгом смысле предполагает не «ученический» уровень изысканий, а объективную общественную значимость ожидаемых и получаемых результатов (новизна теоретических выводов или новизна предложений по практическому использованию положений). Однако в практике высших учебных заведений НИРС отличается от УИРС фактически не по качеству итогов, а по характеру отношения к учебному процессу и, соответственно, по контингенту участников: НИРС, в отличие от УИРС, не является частью учебного процесса, хотя и оказывает на него положительное воздействие. НИРС проводится в свободное от учебных занятий время: студенты работают над индивидуальными или коллективными темами (связанными с кафедральной научно-исследовательской тематикой), участвуют в работе научных кружков и факультативов, выступают с сообщениями на студенческих научных конференциях. К участию в НИРС студенты привлекаются на добровольных началах. В то же время, как и в УИРС, только некоторые исследования, выполненные в рамках НИРС, представляют научную ценность. Значительная часть НИРС на факультетах и в вузах сводится к овладению специальными знаниями и исследовательскими приёмами. Именно эти обстоятельства являются чертами, объединяющими УИРС и НИРС. Формы организации НИРС варьируются в зависимости от курса, характера дисциплины и ожидаемых результатов. К основным формам НИРС относятся: работа в студенческих кружках участие в исследованиях, проводимых кафедрами вуза; участие в исследовательской работе учреждений образования и здравоохранения; исследовательская работа, проводимая по индивидуальному плану; участие в научно-теоретических конференциях, выступления с докладами и сообщениями по материалам собственных исследований. На младших курсах целесообразна кружковая форма НИРС, как наиболее удобная для решения задач, возникающих на первом этапе приобщения студентов к научной деятельности. Кружок объединяет студентов, проявляющих интерес к одной и той же дисциплине и имеющих, как правило, примерно одинаковый уровень подготовленности. Такого рода кружок на первых порах преследует цель введения студентов в круг понятий и проблем данной дисциплины, сообщения им минимума знаний, необходимых для последующего овладения исследовательскими приемами. В работе кружка лекции-беседы преподавателя сочетаются с обсуждением изучаемой студентами литературы и с анализом итогов самостоятельно выполненных студентами заданий. Занятия в кружках предполагают либо более широкое ознакомление с проблематикой, либо более глубокое изучение некоторых частных проблем, чем это предусмотрено для данной дисциплины учебным планом. Научные кружки для студентов старшекурсников предполагают работу по иной схеме. Предполагается, что студенты, занимающиеся в научных кружках, уже усвоили определенный минимум сведений по интересующей их дисциплине. В этих условиях существенно возрастает роль самостоятельной творческой работы, промежуточные и конечные результаты которой становятся предметом обсуждений на заседаниях кружка. Работа в таком кружке предполагает сопоставление и критический анализ имеющихся научных концепций, сбор и обработку эмпирического материала, освоение приемов анализа, теоретическое обобщение полученных сведений, т.е. в полном смысле научное исследование. Наряду с кружковой формой организации НИРС целесообразно создание проблемных групп, занятых разработкой какой-либо одной, общей для всей группы проблемы. Проблемные группы могут работать в рамках того или иного кружка или являться самостоятельными организационными единицами. В отличие от кружка, число членов которого не ограничивается, проблемная группа состоит обычно из нескольких человек. Группа отличается от кружка также по характеру деятельности. В научном кружке объединяются студенты, работающие над разными темами, соответствующие общему профилю кружка. Студенты, работающие в проблемных группах, объединены единой исследовательской задачей. Они либо коллективно решают одну задачу, либо распределяют между собой частные аспекты проблемы. Для выступления на заседаниях могут приглашаться разные преподаватели; работой проблемной группы постоянно руководит один преподаватель. Как и научный кружок, проблемная группа может в отдельных случаях состоять из студентов разных курсов. Чрезвычайно важной формой НИРС является индивидуальная работа руководителя со студентами. Преподаватель руководит одной студенческой работой или несколькими тематически связанными между собой работами. Наиболее эффективна такая работа на старших курсах, однако начинать индивидуальную работу со студентами, обнаружившими исследовательские склонности, необходимо на младших курсах. Результаты студенческих исследований оформля-ются в виде сообщений и докладов, с которыми авторы выступают на заседаниях кружков и на студенческих научных конференциях. Доклады, представляющие серьезный интерес, оформляются впоследствии в виде студенческих научных работ, направляемых на смотры-конкурсы. Лучшие из них могут публиковаться в вузовских сборниках в виде статей, написанных в соавторстве с научным руководителем (в отдельных случаях преподаватель рекомендует работу студента к опубликованию, не выступая в качестве соавтора). Непосредственное научное руководство НИРС осуществляется профессорско-преподавательским соста-вом, поскольку руководство НИРС для работников вуза является одним из составляющих годовой учебной нагрузки профессора или преподавателя. При выполнении всех видов научных работ студентами, руководство вуза обязано предоставить возможность широкого использования материальной базы и производственных площадей кафедр, преимущественного права пользования фондами научной библиотеки и использования средств ТСО. Научная работа, начатая во время обучения в вузе, в дальнейшем может перерасти в диссертационное исследование. На завершающем этапе обучения студента в вузе происходит слияние УИРС и НИРС. Тема исследования, проводимого студентом в кружке, может быть положена в основу его курсовой или дипломной работы на гуманитарном факультете. В свою очередь, дипломная работа, выполненная в рамках УИРС (т.е. прошедшая обсуждение на спецсеминарах), при защите её на заседаниях ГЭК (для гуманитарных специальностей) нередко оценивается как подлинно научное исследование. Таким образом, несмотря на определенные различия в форме организации, в соотнесенности с учебным планом и в ряде конкретных задач, научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа студентов служит одной общей цели — формированию высококвалифицированного, творчески мыслящего специалиста, способного самостоятельно решать возникающие перед ним задачи.Библиография:1. Кругов В.И. и др. Основы научных исследований. - М.: Высшая школа, 1989. - 400 с. 2. Планирование и организация НИРС в Ярославском государственном университете. - Ярославль, 1986. - 58 с. 3. Положение о научно-исследовательской работе студентов в Горьковском ГПИИЯ им. Н.А. Добролюбова. - Горький, 1979. - 10с. 4. Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов по лингвистическим дисциплинам на факультетах и в институтах иностранных языков. - Горький, 1982.