Реферат по предмету "Психология"


Психологические особенности людей, употребляющих наркотические вещества

Введение
 
Одной из самых острыхпроблем современного общества является – наркомания. В последнее время вомногих, особенно развитых странах мира, США, Германии, Франции, Англии, Швеции проблеманаркомании приняла катастрофические размеры. К сожалению и наша страна не сталаисключением. Число наркоманов в России, по разным оценкам, составляет от 3 до 8млн. человек. Такие данные привел начальник управления межведомственноговзаимодействия в сфере профилактики Федеральной службы по контролю за оборотом наркотическихсредств (ФСКН) России Б. Целинский.
Наркомания – это проблемане только больших городов России, но и деревень, и поселков. Последствиянаркотизации общества разрушительны.
Наркоманывыбывают из общественной жизни — трудовой, политической, семейной, вследствиефизической, социальной деградации личности. Наркомания не минуемо поражаетцелый веер явлений чуждых обществу. Сюда относят трудно излечимые психофизиологическиеболезни человека и теневую экономику, обусловленную закономерным, возрастающимспросом на наркотики и нелегальными способами его удовлетворения в корыстныхцелях и преступность, насилия над личностью, связанные с распространениемнаркотиков и незаконным обогащением. Тяжесть социальных последствийобостряется, если учесть то, что наркомания — молодежная проблема.
Актуальность нашегоисследования заключаетсяв том, что долгое время проблему наркомании в нашей стране рассматривалиисключительно с медицинской точки зрения, где на первый план ставилось изучениевоздействия наркотического вещества на физиологические процессы и общеесостояние здоровья человека. Поэтому подход к лечению наркозависимых людей сводилсяв первую очередь к медикаментозным процедурам.
На наш взгляд проблемуупотребления наркотиков стоит рассматривать как целостную проблему личности,включающую как физиологическую, так и психологическую составляющую.
Поэтому на наш взглядзадача психолога в работе с наркозависимыми людьми, должна строиться с учетомне только физиологических, но психологических особенностей наркоманов. В этомслучае профилактическая, лечебная и реабилитационная работа приобретают новоесодержание, а значит, и новые возможности. Практика показывает, что это сильноусложняет процедуру работы с наркозависимыми людьми, но зато существенноповышает конечный результат.
Цель исследования: определить психологическиеособенности людей, употребляющих наркотические вещества.
Объект исследования: 20 человек употребляющихнаркотические вещества и находящихся на лечении в бесплатном Центре СоциальнойРеабилитации для наркозависимых и алкоголиков, а также 20 человек не употребляющиенаркотические вещества.
Предмет исследования: психологические особенности людейупотребляющих наркотические вещества.
Исходя из этого, Гипотезаисследования заключается в том, что есть достоверные различия между психологическимиособенностями людей употребляющими наркотические вещества и психологическимиособенностями людей не употребляющими наркотические вещества.
Исходя из целиисследования, были определены следующие задачи:
1.  Провести анализ литературы по темеисследования.
2.  Разработать план экспериментальногоисследования направленный на изучение психологические особенностей людей употребляющихнаркотические вещества..
3.  Провести экспериментальноеисследование, с использованием комплекса психодиагностических методик.
4.  Провести сравнительный анализ психологическихособенностей людей употребляющих и не употребляющих наркотики.
5.  Определить психологическиеособенности людей употребляющими наркотики.
В данной работеприменялись такие методы, как:
1. Теоретические (анализлитературы по проблеме).
2. Эмпирические.
Применялись методики:· Методика «Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическаянеустойчивость»;
· Методикадиагностики степени готовности к риску Шуберта;· Опросник мотивации достижения Мехрабиана;· Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера;
· Тест дифференциальной самооценки функционального состояния(САН);
3. Методыматематико-статистической обработки данных.
База исследования: бесплатный Центр Социальной Реабилитации для наркозависимых и алкоголиков«Новая жизнь»,находящийся по адресу пос. Преображенка, Ленинградскаяобласть, Кингисеппский район.
Практическаязначимость исследования: знание и понимание психологических особенностей наркозовисимых людей позволитповысить эффективность лечебной работы в специализированных реабилитационныхцентрах.
Глава 1. Психология наркомании: современное состояниепроблемы
1.1 Наркоманиякак предмет психологического исследования
Взгляд нанаркоманию как на сложную систему поведения наркозависимого индивида всоциальной среде ставит перед разработчиками реабилитационных программчрезвычайно сложную проблему: становление у наркомана, находящегося в стадииремиссии, такого поведения, которое обеспечило бы ему большую эффективность вовзаимодействии с миром, нежели «наркоманское» поведение.
Проблеманаркомании в психологии рассматривается через призму ведущих направлений инаиболее разработанных теорий, таких как бихевиористическое направление, психоаналитическийподход, трансактный анализ, системный подход.
Бихевиористическийподход
Сторонники бихевиористическоенаправления отстаивают мысль о непрерывном влиянии на человека его социальногоокружения. В рамках этого подхода позитивные связи хронического наркомана собществом ограничиваются контактами с членами наркоманской группы[]. В психологической структуреличности наркомана выделяют его не терпимость к боли и эмоциональному стрессу,поэтому если он по каким либо причинам теряет связь с людьми похожими на него,то утрачивает чувство уверенности. По причине плохо развитых социальныхконтактов, как правило, стремится избегать ответственности, подозрителен инедружелюбен по отношению к людям не разделяющим его интересы. Поэтому смысломобъединенной группы наркоманов, является необходимость добычи наркотика и относительнокомфортное социальное положение, в котором у всех примерно равные права и практическиникаких обязанностей.
Наибольшеераспространение в объяснении причин и последствий наркомании в рамкахкогнитивного подхода нашла концепция локуса контроля. Так, по мнению Раттера,одни люди приписывают свой образ действий внутренним причинам, другие объясняютего внешними обстоятельствами. Наркоманы приписывают свой образ действийвнешним обстоятельствам. Они убеждены в том, что они употребляют наркотическиевещества по вине других людей или из-за случая. Поэтому одной из причин, почемуони не могут бросить употреблять наркотики, является отсутствие внутреннегоконтроля. Данный подход помогает раскрыть сложность взаимодействий между человекоми возникающими ситуациями. Но его представители, однако, не говорят о том,почему один склонен видеть причину своего поведения в самом себе, а другой — вдругих.
Кроме того,проведенные в последние время исследования показали, что вопрос о характерелокуса контроля у наркоманов не может быть решен столь однозначно и категорично[88].
Болеенадежными и достоверными можно считать данные, касающиеся специфики когнитивныхпроцессов у наркоманов. Так, например, обнаружено, что при опийной наркоманиинаблюдается деградация воображения, выхолощенность мышления, расширение периферийногозрительного восприятия [88], снижение адекватности в понимании невербальногоповедения других людей [60].
Психоаналитическийподход
В рамкахпсихоаналитического подхода исследования наркомании сводятся в основном кобъяснению возникновения зависимости как дефектам в психосексуальномсозревании, ведущим к оральной неудовлетворённости, что приводит к оральнойфиксации [].
Другимобъяснением наркомании в рамках психоаналитического подхода является фиксацияна анальной стадии, либо на анальной и оральной стадии развития одновременно [].
Таким образомнаркотическая зависимость рассматривается как регрессия, которую можноостановить путем устранения этой регрессии.
Так как онаникогда не может быть удовлетворена полностью, то «потерянная» личность реагируетвраждебно, и если она замыкается в себе, то это ведет к психическомуразрушению. Для таких людей наркотик является средством, освобождающим отфрустрации путем вызывания эйфории. Общественное осуждение, сопровождающееупотребление наркотиков, только усиливает враждебность и одновременно приводитк усилению чувства вины. Наркоман является безответственным человеком,неспособным к достижению успеха ни в одной из областей общественной илиэкономической деятельности. Его связи с реальным миром нарушены, а защита отнеблагоприятных воздействий неэффективна. Заинтересованные,«запрограммированные» исключительно на приобретение и употреблениенаркотика, они не ценят отношения между людьми и интересуются толькособственным удовольствием от действия этих препаратов. Неполноценные связи сдругими людьми являются следствием неполноценного «Я» наркомана, длякоторого либидо является «размытым эротическим понятием».
На наш взгляднаркомания не является непосредственным результатом родительско-детскихотношений и детских травм. Наркомания развивается на основе актуальновозникающего в поростковом возрасте в общении между взрослым и ребенком и/или вподростковой среде психического напряжения. Именно в сфере отношений, как нам,кажется, впервые возникает почва для развития наркомании. Таким образом,психоаналитик будет работать с «предпосылкой причины», но не с самойпричиной. Реальный опыт работы с наркоманами опровергает амбициипсихоаналитиков и требует разработки иных методов психотерапии зависимости.
Трансактныйанализ
В теории Э.Берна [] нет четкого определения и понимания сущности наркомании. Всоответствии с его теорией нормальное развитие личности происходит, когдаважнейшие аспекты Родителя, Взрослого и Ребенка согласуются друг с другом. Этолюди с хорошими границам Я, у которых могут быть серьезные внутренниеконфликты, но которые способны сбалансировать Родителя, Взрослого или Ребенкатак, чтобы «позволить», каждому выполнять свои функции. В связи сэтим, многие исследователи высказывают предположение, что у наркоманадоминирует одно эго-состояние, скорее всего это Ребенок, либо одноэго-состояние заражено другим [].
Наркоманиятакже может быть рассмотрена и как игра, в которой каждый участник (это могутбыть члены семьи, окружающие, «спасающие» организации) занимаетопределенную позицию. Игра — это, по- сути, искуственность поведения,невозможность достижения спонтанности. Когда отсутствует искренность, — идетпроигрывание каких-то сложившихся и привычных ситуаций. В игре каждый вроде быполучает определенную выгоду, но ее участники в таких условиях не могутразвиваться, изменяться, а значит, не имеют возможности разрешать даннуюпроблему, делать то, что могло бы привести к выздоровлению. Такиевзаимоотношения фиксируют психическую зависимость от наркотиков []. Отметим всвязи с этим весьма продуктивную для трансактного анализа как терапевтическогонаправления мысль В.А. Петровского о том, что «игра выступает как способсамопознания, как способ достижения спонтанности при одновременном стремлении кискренности и невозможности ее достичь».
Игры можносчитать частью более широких и сложных трансакционных ансамблей, называемыхсценариями. Сценарии относятся к области явлений психологического переноса, тоесть являются производными, точнее, адаптациями инфантильных реакций и опытов [].Это сложное сочетание трансакций циклических по своей природе. Психологическийанализ сценариев показывает сущность такого сложного явления как созависимостьв семье наркомана []. Несмотря на отсутствие в рамках трансактного и структурногоанализа разработанной концепции наркотической зависимости, есть все основанияотметить высокий теоретический и практический потенциал этого направления.
Системныйподход
С позицийсистемного подхода наркоманию можно определить как системный комплекс, которыйвключает элементы, различные по своей природе, уровню и динамике. Еслирассмотреть наркоманию с точки зрения системной семейной психотерапии, то этосемейное заболевание, «семейная проблема». Наркоман«вовлекает» в болезнь всех близких ему людей, у которых формируетсясозависимость. Она, в свою очередь, препятствует адекватному восприятиюдействительности, искажает характер внутрисемейного взаимодействия и, такимобразом, фиксирует психическую зависимость. Если взрослый член семьи (отец илимать) зависим от психоактивных веществ, то это пагубно отражается на ребенкееще до того, как он сам непосредственно начал их употребление. Ребенок,растущий в такой семье, является элементом дисфункциональной системы ииспытывает воздействие всего комплекса факторов, ведущих к развитиюзаболевания. Вырастая, он перенесет свой опыт во взрослую жизнь и, скореевсего, станет сам химически зависимым или свяжет свою жизнь с химическизависимым человеком []. Безусловно, системный подход имеет значительныеперспективы в анализе наркомании как сложного и многоуровневого явления.
Вместе с тем,системный анализ указывает на то, что факторы формирования и фиксациизависимости от наркотического вещества различны как по способу происхождения ифункционирования, так и по своей структурной сложности и«направленности». Вполне может быть, что, по мысли В.А. Петровского,«наркомания как системный феномен не имеет общего телеологическогооснования». Эта мысль В.А. Петровского вполне подтверждается сделанным имже наблюдением, в соответствии с которым наркомания «не имеет ирезультирующей терапии». Таким образом, в случае наркомании — это особогорода системы, специфические особенности которых не нашли отражения висследованиях по системной проблематике.
Такимобразом, в рамках существующих сегодня направлений в психологии на наш взгляднет ни одной теории или концепции, которые могли бы полностью объяснитьфеномены, связанные с употреблением наркотиков, не прибегая к заимствованиям издругих теорий, игнорированию того, что «упрямо не объясняется» илииспользованию в качестве исходных положений утверждения, не имеющие логическогоили теоретического обоснования.
 
1.2 Видынаркотической зависимости
Понятие наркомания впереводе с греческого означает — «оцепенение» и «безумие, восторженность», чтов полной мере отражает патологическое влечение к наркотическим веществам.
Наркотические веществаупотребляют различными способами: глотание, инъекции, вдыхание, введение черезкапельницы. Существует две формы привязанности к наркотическим средствам:психическая и физическая зависимость. Для физической зависимости характерналомка при прекращении употребления наркотического вещества, и нормализациясостояния при очередной дозе. Психологическая зависимость характеризуетсяпатологической зависимостью нервной системы наркомана в потреблениинаркотического вещества для снятия дискомфорта и психозов.
Говоря онаркомании, можно сразу обозначить две основных проблемы, с которыми приходитсясталкиваться врачам: стереотип злоупотребления наркотиками и синдромнаркотической зависимости. Разница между ними заключается только в том, что остереотипе говорят, когда человек время от времени употребляет тот или иной виднаркотиков, а о синдроме – когда наркоман уже не в силах от них отказаться. Приэтом стереотип может периодически меняться, а синдром зависимости, единождысформировавшись, остается навсегда. Какой наркотик при этом употребять —фактически неважно. А если что и меняется, то лишь дозировка.
Принято выделятьследующие виды наркотической зависимости: психическая, физическая,толерантность.
Психическая зависимость — болезненное стремление непрерывноили периодически принимать наркотический или другой психоактивный препарат стем, чтобы испытать приятные ощущения либо снять явления психического дискомфорта.Она возникает во всех случаях систематического употребления наркотиков, номожет быть и после однократного приема. Является самым сильным психологическимфактором, способствующим регулярному приему наркотиков или других психоактивныхсредств.
Патологическаяпсихическая зависимость представлена патологическим влечением к изменениюсвоего состояния посредством наркотизации.
Существуетдва вида:
· Психический(постоянные мысли о наркотике, которые сопровождаются подъемом настроения,оживлением в предвкушении его приема, подавленностью, неудовлетворенностью);
· Компульсивный(неодолимое стремление к наркотизации, стремление получить наркотик, определяетповедение, поступки больных);
Физическая зависимость— состояние перестройки функций всегоорганизма в ответ на хроническое употребление психоактивных веществ. Проявляетсявыраженными психическими и соматическими нарушениями при прекращении приеманаркотиков или нейтрализации его действия специфическими антагонистами. Этинарушения обозначаются как абстинентный синдром, синдром отмены или синдромлишения. Они облегчаются или полностью купируются при новом введении того женаркотика. Клиническая картина абстинентного синдрома при разных видахнаркоманий различна. Физическая зависимость развивается в процессе хроническогоупотребления не всех наркотических препаратов (например, кокаин).
Толерантность — состояние адаптации к наркотическим или другим психоактивнымвеществам, характеризующееся уменьшенной реакцией на введение того жеколичества наркотика, когда для достижения прежнего эффекта требуется болеевысокая доза препарата.
Стереотипыупотребления наркотиков различны. Самым «тяжелым» вариантом считаетсяупотребление инъекционных препаратов — героина, морфина, а также самодельныхопиатов, которые используются без всякой дополнительной очистки. Подобнаяпрактика часто становится причиной распространения в среде наркоманов различныхинфекционных заболеваний: гепатита, флебитов, СПИДа. Поэтому одной из основныхзадач в борьбе с наркотиками является перевод наркомана на неинъекционные формызависимости.
С этой цельюв конце прошлого века была разработана концепция harm reduction (уменьшениявреда). В ее основе лежит идея о том, что наркозависимость, как и алкоголизм, неизлечимы.А приняв за аксиому тот факт, что наркоманы и алкоголики никогда в жизни несмогут выдержать синдром абстиненции, следует отказаться от попыток таких людейвылечить. А чтобы избежать разного рода социальных последствий и держатьситуацию под контролем, необходимо обеспечить их потребность в ежедневной«дозе» на государственном уровне. Широкую известность, к примеру, приобрели голландские«метадоновые программы», где каждый зарегистрированный наркоман ежедневнополучает бесплатные таблетки метадона — синтетического наркотика, близкого подействию к морфину.
Мнение о«неизлечимости» наркомании к настоящему времени глубоко укоренилось вобщественном сознании, получив вполне приемлемое психологическое обоснование.Как утверждают психологи, наркотик, по большей части, — не более, чем протездля замены тех личностных качеств или душевных состояний, которые наркоман ненаучился вырабатывать самостоятельно. И будущий наркоман начинает приниматьнаркотики, поскольку он изначально является человеком закомлексованным и отсвоих комплексов целиком и полностью зависящим, а не впадает в зависимостьиз-за того, что начинает принимать наркотик.
Процесснаркозависимости проходит несколько этапов, каждый их которых характеризуетсяопределенной степенью зависимости.
Основные этапы развития наркозависимости:
Этап 1.Знакомство с наркотическим средством.
Характерно:Желание просто попробовать. Эйфория от наркотика чередуется с состояниемтрезвости. Неумение сказать твердое «НЕТ». Боязнь прослыть белой вороной средиболее опытных сверстников. Стремление сделать жизнь более интересной исвободной. Состояние здоровья остается хорошим, психических изменений нет.
Этап 2.«Розовый этап»
Характерно:Постоянная потребность в наркотике., формирование наркотической зависимости.Возрастание дозы и частоты употребления. Планирование очередного употребленияПАВ. Необходимый атрибут отдыха и веселья. Формирование устоявшейся компаниидля потребления наркотиков.
Этап 3.Период «отрицания»
Характерно:Необратимые нарушения в психике, интеллектуальная деградация. Проблемы со здоровьеми психикой. Поведение выходит из под контроля. Проблемы с учебой иуспеваемостью. Постоянная нехватка денег на наркотики. Незаконные способыполучения дозы. Скандалы с семьей и друзьями.
Этап 4. «Дно»
Характерно:Постоянная потребность в наркотическом веществе. Склонность к суициду. Мозгразучился функционировать без очередной дозы наркотика. Провалы в памяти. Метаболизми дисфункция печени. Серьезные проблемы со здоровьем.
Следующий этаппередозировка и смерть.
Наркотическаязависимость –это тяжелое заболевание, которое начинается со случайного (или под влиянием,давлением) приема наркотика с последующим формированием систематического егоупотребления и развитием непреодолимого влечения к постоянному его приему. Приэтом у человека развиваются нарушения в трех направлениях:
• Биологические измененияпроявляются в нарушении функционирования нервной системы и жизненно важныхвнутренних органов. Психическое и физическое состояние больного полностьюзависит от принимаемого наркотического вещества и только при условии егоупотребления человек способен достичь состояния комфорта.
• Психологическиенарушения проявляются в виде осознанной или неосознанной потребности вупотреблении наркотика для снятия психологического напряжения. Происходитнарушение внимания, памяти, способности думать, принимать новую информацию.Появляются раздражительность¸ склонность к пониженному настроению,падение активности, проблемы с организацией собственной деятельности.
• Социальные проблемы:утрата способности общаться с другими без наркотического вещества, налаживатьдружеские связи, учиться, накапливать здоровый жизненный опыт, решатьповседневные проблемы. Возникают конфликты на работе или учебе, финансовыетрудности, необходимость постоянно лгать себе и другим людям, одиночество.Разрушаются семейные отношения. Теряется работа, забрасывается учеба.Появляется криминальная активность, задержания правоохранительными органами,которые заканчиваются тюремным заключением.

1.3 Личностныеи психологические факторы приобщения к наркотикам
наркоманияпсихологическая зависимость
В психологиибыла предпринята попытка построения «специфического профиля» личностипредрасположенной к употреблению наркотических веществ. Предпринятые в этомнаправлении исследования весьма противоречивы. Считается что наиболее уязвимымявляется подростковый возраст, характеризующийся как кризисный, аследовательно, уязвимый как со стороны физиологии, так и со стороны социальныхфакторов, в частности, семьи, школы, молодежной субкультуры. Проблемы вобщении, нестабильность самооценки, самонеорганизованность, неоформленность,высокая подверженность стрессам, а также высокая степень склонности к различнымэкспериментам (как способу поиска чего-то «своего»), стремление бытьпринятым какой-либо социальной группой — все это является фоном, повышающимвероятность употребления психоактивных веществ.
Анализсуществующей литературы не дает точного ответа на вопрос о том, какие именноособенности личности можно считать факторами риска в приобщении к употреблениюнаркотических веществ. Среди психологических факторов, создающих условия длязлоупотребления психоактивными веществами, большое значение имеетнеблагополучие в семье. Кроме этого, многие исследования [58; 99; 93]показывают, что большое наркоманов воспитываются в неполных семьях.Неблагополучие в семье служит фоном, который чаще всего подталкивает человека кучастию в асоциальных компаниях, особенно при некоторых типах акцентуацийхарактера.
П.Б.Ганнушкин [19] считает, что конституциональная предрасположенность кнаркозависимости наиболее характерна эпилептоидным, неустойчивым, циклоидным иистероидным типам акцентуаций. Было выявлено, что риск злоупотребления наиболеевысок для эпилептоидного и истероидного типа акцентуаций. Гипертимы проявляютинтерес к галлюциногенам и ингаляторам, которые способны вызывать яркие,красочные образы. Кроме того, им также свойственно стремление «всепопробовать». Люди с истероидной акцентуацией предпочитают приятноесостояние или успокоение, вызываемое транквилизаторами. При шизоидном типенаблюдается тенденция к употреблению опийных препаратов, то есть желаниевызвать у себя эмоционально приятное состояние.
Нобольшинство авторов пришло к выводу о том, что риск нарко- и токсикоманиинаиболее характерен для дюдей с эпилептоидной, неустойчивой и гипертимнойакцентуацией. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что вбольшинстве случаев выявление людей, злоупотребляющих психоактивнымивеществами, происходит поздно, когда их поведение уже характеризуетсяпатохарактерологическими реакциями. Это обстоятельство ставит под сомнениедостоверность данных о том, что акцентуации характера являются факторампредрасположенности к наркомании, поскольку причинно-следственная связь можетбыть и прямой, и обратной: акцентуанты имеют больший риск начать употреблятьнаркотики, но и употребление наркотиков также ведет к существенным нарушениям вповедении и изменениям характера.
С.П. Генайло,проведя клиническое обследование, установил, что наркомания формируетсяпреимущественно в подростковом возрасте у лиц с выраженными тенденциями ксамоутверждению и немедленному выполнению своих претензий. В то же время, этолюди со сниженной способностью к длительной, целенаправленной деятельности,раздражительностью, склонностью к избыточному фантазированию, демонстративномупроявлению чувств, подражанию и лжи. Это дало автору основание предположить уних нарушение равновесия между потребностями и возможностями. И это, в своюочередь, приводит к снижению социальной адаптации и способствует формированиюасоциальных форм поведения [35].
Такимобразом, согласно предположению С.П. Генейло, фактором, повышающим рискнаркотизации, является высокий уровень напряженности потребностей и низкийуровень возможности их удовлетворения. К сожалению, остается неясным качественноесодержание потребностей, фрустрация которых повышает риск приобщения кнаркотикам. Отметим также еще одно очень важное обстоятельство. Длязначительного числа исследований причин наркотизации характерно традиционноепонимание поведения человека как процесса, направленного на удовлетворениепотребности или нескольких потребностей. Обнаружение потребности или классапотребностей, неудовлетворение которых выступало бы как специфическаяпредпосылка наркотизации означало бы, во-первых, наличие в наркоманиителеологического основания, а, во-вторых, возможность построения результирующейтерапии. Однако, как показывают научные исследования и анализ клиническойпрактики, наркомания не имеет ни общего телеологического основания, ни результирующейтерапии (В.А. Петровский).
Мы можемпредположить, что ответ на вопрос о том, что представляет собой класспотребностей, которые лежат в основе формирования психической зависимости,отсутствует до сих пор именно потому, что причины наркотизации связаны с иным,нежели потребности и потребностные состояния, психическими явлениями.
Возможно, чторешающим условием формирования психической зависимости является переживаниемогу (В.А. Петровский), т.е. переживание избыточности возможностейудовлетворения потребностей, а ни сами неудовлетворенные потребности кактаковые. Переживание «могу» принципиально отличается от переживаний,связанных с тем, что я что-то не могу. Могу — это избыток, переживания, которыхблизко к тому, что С.Л. Рубинштейн обозначал термином «интерес», аВ.А. Петровский обозначает термином «устремление». Есть некие «ямогу»: я могу потребовать (наркотик), я могу это взять, я могу этоупотребить в компании друзей. «Я могу» характеризуется субъективнымощущением преодоления помех: мне ничего не мешает это сделать. А дальшевозникает ощущение грандиозных возможностей — разрешения генерализованнойнеудовлетворенности
Стремлениесубъекта воспользоваться нарастающими возможностями — это не совсем то, что впсихологии называют термином «потребность», это иной вид побуждения.Разницу между побуждениями, основанными на деффицитарности (потребности) ипобуждениями, порожденными переживаниями избыточности, рассмотрим на следующемпримере. Аффективная потребность, т.е. потребность быть принятым в группе — этодефицитарность, это отсутствие субъективного переживания принятости другими,значительности для других, нужности им и т.п. Наличие такой потребности нередкоподталкивает субъекта к употреблению наркотиков как способа завоевания симпатиигруппы.
В своюочередь, побуждения, основанные на избыточности (устремления), возникают тогда,когда субъект переживает ощущение свободы, а именно, свободы воспользоватьсясвоими возможностями, что подталкивает его вперед, за пределы его поведении.Примером такого рода состояний является бравада, порой увлекающая субъектадалеко за рамки того поведения, которое было бы сообразно с его потребностями.В браваде субъект переживает и пользуется избытком своих возможностей: ячувствую себя смелым, рискующим, не ограниченным. Такое переживание «могу»,побуждение активности субъекта в какой-либо сфере отношений или деятельностиснижает, а то и вовсе снимает остроту переживаний «не могу» во всехдругих сферах отношений и деятельности. Возможно, поэтому наркотик и становитсяпрактически универсальным средством решения жизненных проблем.
Такимобразом, в анализе развития психической зависимости мы вынуждены обращаться и ккатегории «потребность», и к категории «могу», котораяобозначает избыточность возможностей и действует как побуждающая сила.
Значительныйинтерес представляют собой работы, посвященные исследованию черт, свойственныхлюдям, злоупотребляющим наркотиками и алкоголем. К ним можно отнести:
· слабое развитиесамоконтроля и самодисциплины;
· эмоциональнаянезрелость;
· низкаяустойчивость к всевозможным воздействиям и неумение прогнозировать последствиядействий и преодолевать трудности;
· деформированнаясистема ценностей;
· склонностьнеадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найтипродуктивный выход из трудной психотравмирующей ситуации;
· болезненнаявпечатлительность, обидчивость;
· неспособностьадекватно воспринимать ситуации, связанные с необходимостью преодоленияжизненных трудностей, налаживания отношений с окружающими и регуляции своегоповедения.
Н.Ю. Максимова[70] предполагает, что актуализации психологической готовности человека купотреблению наркотических веществ способствуют следующие причины:
· неспособность кпродуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных,жизненно важных потребностей;
· несформированностьи неэффективность способов психологической защиты, позволяющей хотя бы на времяснять эмоциональное напряжение;
· наличиепсихотравмирующей ситуации, из которой человек не может найти выхода.
Такимобразом, личность человека оказывается беспомощным перед захлестывающими егоотрицательными состояниями и прибегает к изменению своего состояния химическимпутем.
Р. Dewc [58]полагает, что субъект, употребляя наркотики, нанося себе вред, «попадаетпод контроль схемы с неподходящим способом подкрепления — наркотическимвеществом». Наркотик помогает неуверенному и боязливому человекуосвободиться от страха и неуверенности.
Отмечается,что в результате развития наркотической зависимости личность начинаетизменяться. Внутренние конфликты обостряются, а слабая психическая адаптациястановится все более очевидной. В работах Н.С. Курека [60] выявлены особенностиэмоциональной активности наркозависимых: снижение адекватности восприятияэмоций у другого человека по мимике, жестам и позам, нормальный или повышенныйуровень эмоциональной экспрессии; нивелировка половых различий в эмоциональнойсфере между юношами и девушкам.
Такимобразом, отмечается не только нарушение эмоциональной сферы наркозависимых, но,что особенно важно с точки зрения изучения социального поведения наркоманов,нарушения в выражении и распознавании эмоций.
Особую роль вприобщении к наркотикам играет неформальная группа. Она имеет сильное влияниена личность человека, особенно велико ее влияние на подростка. По мере взрослениякаждого человека, система его взаимоотношений со сверстниками оказываетвозрастающее влияние на его поведение и установки.
Популярностьребенка в группе связана с рядом его индивидуальных особенностей: уровеньинтеллектуального развития; приятный внешний вид; живость в общении;способность к установлению дружеских контактов; успешность в тех или иных видахдеятельности, которые наиболее значимы для членов группы. Непопулярность исоциальная отвергнутость ребенка могут быть предвестниками отклоняющегосяповедения и психических нарушений и как следствие предрасположенности к приемунаркотических веществ. Поэтому, по мнению М.А. Алемаскин школа как социальныйинститут тоже может являться фактором риска приобщения к наркотикам.
Существенныйинтерес с точки зрения анализа причин наркотизации представляет вопрос обустойчивости (трансситуативности) поведения человека. Высказываются полярныеточки зрения о детерминации поведения человека с устойчивымихарактерологическими особенностями, с одной стороны, и ситуативными факторами — с другой [99].
По мнениюряда авторов, иследующих проблему наркомании, продуктивным является подход,основанный на использовании принципа дополнительности взаимодействиятрансситуативных и ситуативных факторов, причем в большинстве случаевдетерминирующими являются личностные, а ситуативные факторы играют рольмодулятора (определяя вариативность проявления личностных факторов). Внекоторых случаях иерархия факторов может меняться. Преувеличение ролиситуативных факторов в поведении (как это делают сторонники бихевиоральногонаправления) может приводить к особо негативным последствиям именно притеоретической и практической оценках наркомании. Рассмотрение ситуативныхфакторов в качестве детерминант (а не модуляторов) приводит к освобождению отответственности личности за свое поведение.
Такимобразом, факторы риска приобщения к наркотикам не должны рассматриватьсяизолированно друг от друга. Решающую роль играет их взаимодействие.
 
1.4 Психологическийпортрет наркозависимого человека
Ряд ученыхвыделяют определенные черты личности человека, который склонен кнаркозависимости. Основными чертами потенциального наркомана были определеныследующие:
· Ранимость,обидчивость.
· Низкаяспособность к принятию, осознанию и выражению своих чувств, безуспешные попыткиих контролировать и отказ принять себя таким, как он есть.
· Низкий уровеньсамозаботы, неспособность позаботиться о себе.
· Низкий уровеньсамооценки, чередующийся с завышенной самооценкой (как правило, во время приеманаркотиков или после него).
· Нарушениявзаимоотношений, низкая фрустрационная устойчивость, непереносимость отказов,отрицательных ответов, что чаще всего провоцирует либо грубое, либопопустительское отношение близких людей.
Исследованиеи описание специфических для наркоманов черт личности и поведения имеют особуюважность, так как позволяют отделить индивидуально-психологическиехарактеристики молодого человека от сформированных наркоманским образом жизни,эффективно планировать и осуществлять мероприятия по первичной и вторичной профилактикенаркомании среди молодежи.
Аспектамличностной динамики при наркомании посвящено много исследований, которыепозволяют создать обобщенный психологический портрет наркомана:
1. Слабый илисмешанный тип высшей нервной деятельности; преобладает астеническоетелосложение.
2. Гипотимный илиэмотивный тип реагирования.
3. Характеристика — пассивность, мягкость характера, уступчивость, развитое чувство вины;добродушие и кротость, совестливость, высокая моральность, верность; высокаячувствительность к средовым воздействиям, нерешительность, боязливость,застенчивость, склонность перекладывать принятие решений и ответственность наплечи окружающих, тревожность, мнительность, настроение в значительной мерезависит от отношения окружающих к нему, впечатлительность, склонность кглубокой привязанности, интровертированность, пессимистичность,необщительность, склонность к фантазированию, поиск признания, стремление ксотрудничеству; лживость, капризность, скрытая повышенная страсть к самодемонстрациии склонность к драматизации имеющихся проблем, стремление потакать своимслабостям.
Обобщениехарактеристик создает образ человека, лишенного азарта экзистенциальноготворчества.
Структуреличности наркомана свойственны:
· сниженная интегративнаяфункция «Я», мотивационная и эмоциональная неустойчивость,эмоциональная незрелость;
· аффилиативнаяведущая потребность, т.е. поиск покровителя;
· высокий уровеньмотивации избегания неуспеха, преобладание страха перед неуспехом над надеждойна успех;
· ярко выраженыепассивно-страдательная позиция, сильное «Супер-эго»;
· отсутствиепотребности в признании; выраженное стремление прятать душевные и сексуальныепереживания;
· пассивно-зависимыйстиль межличностного поведения; выраженное стремление уйти от конфронтации сжестким противостоянием сильных личностей в мир идеальных отношений, в мирфантазий, приспособиться к коллективу, а также к отречению и деструкции своего«Я»;
· стиль мышления,сочетающий в себе вербально-аналитические и художественные наклонности; встрессе происходит блокировка и нерешительность;
· защитныемеханизмы: вытеснение или навязчивость, отказ от самореализации.
В силуослабленного самоконтроля и нарушения сбалансированности противоположностей унаркоманов наблюдается болезненная деформация влечений, которая выражается всужении спектра их проявления и заостренных характеристиках: высокаятревожность, болезненно выраженная инертность превращается в алчность,агрессивность, высвобождаясь из-под контроля сознания, проявляется вспышкамиразрушительной враждебности, интроверсия трансформируется в аутичность,пассивность — в мазохизм, пессимистичность преобразуется в депрессию,мнительность и сензитивность — в ипохондричность, эмотивность — в импульсивноеповедение. Это свидетельствует о том, что наркоманы по сути дела находятся всостоянии дезадаптации.
Обнаруженнаядеформация влечений и базисных свойств личности связана с формой их реализациив социально-культурной жизни испытуемых. На наш взгляд, она может быть лишьобострена употреблением ими наркотиков, т.к. эти тенденции обнаруживаются уже вдетстве, а стаж наркотизации у них составляет всего несколько лет. «Уход»от настоящего и будущего с помощью наркотиков способствует снижению тревоги иимеет защитный характер.
По мере углубленияи развития наркотической зависимости личность начинает изменяться [6, c.], [56,c.504], [81, c.75-77]. Внутренние конфликты обостряются, а слабая психическаяадаптация становится все более очевидной. Развитие наркомании сопровождаетсяснижением психосоциальной адаптированности молодых людей [1, c.72-74], [42,c.32]. Наблюдаются неустойчивость мнестической функции, колебания из-занедостаточности волевых усилий активности познавательной деятельности [31,c.118]. Е.Л. Милютина обнаружила у наркоманов со стажем употребления опиумаболее пяти лет существенное снижение волевой активности, что проявляется«в неспособности прекратить наркопотребление, преодолеть обычные жизненныезатруднения». Н.С. Курек, изучая целенаправленную активность больныхопийной наркоманией, выявил у них следующие нарушения [33]:
· повышенныйуровень установки на волевую активность и числа способов достижения цели(особенно антисоциальных) в ситуации приобретения наркотиков; сниженный интереск приобретению предметов домашнего обихода;
· адинамия уровняпритязаний в ситуации определенности и повышение частоты неадекватныхуспеху-неуспеху изменений уровня притязаний в ситуации неопределенности;
· чем ниже уровеньинтеллекта и настроения, тем выше уровень установки на волевую активность вситуации приобретения наркотиков.
Н.С. Курекомвыявлены особенности эмоциональной активности наркозависимых: снижение точностивосприятия эмоций другого человека по мимике, жестам и позам; нормальный илиповышенный уровень собственной эмоциональной экспрессии; нивелировка половыхразличий в эмоциональной сфере между юношами и девушками [34, c.51; 35,c.64-67].
Т.И. Букановскаяизучала эмоциональные переживания у больных опийной наркоманией в различныхситуациях. Она обнаружила у них снижение уровня мотивационной деятельности.Однако в состоянии наркотической интоксикации происходит значительная активациямотивационной деятельности, проявляющаяся в переживании интереса; осуществлениибезболезненного переживания горя-страдания [19, c.161]. Актуальность последнегодля больных наркоманией определяется высокой напряженностью аффекта, низкойспособностью к переживанию, наличием эмоций гнева-отвращения(протеста-неприятия). Высказано предположение, что защитная роль опийнойинтоксикации заключается в том, что она позволяет пережить эмоциональноесостояние горя-страдания на качественно ином уровне, дающем чувствоудовлетворения (приятия).
Приведенныйпортрет наркомана периода взросления дает представление о всей сложностипроблем, с которыми он неизбежно сталкивается при отказе от употреблениянаркотиков. Нам не известны случаи, когда эти проблемы были эффективно решенынаркоманами без интенсивной внешней поддержки. Вот почему так необходимыспециализированные центры для лечения наркомании, укомплектованные опытнымиспециалистами.

ГЛАВА2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
 
2.1Этапы экспериментальной работы
Исследование включало всеосновные этапы эксперимента, выделенные В.Н. Дружининым [Дружинин В.Н.Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002. С. 78—85.].
1)Первичная постановка проблемы:
— определение темы, цели и задач;
— выбор предмета, объекта и метода исследования;
— постановка психологической гипотезы.
2)Работа с научной литературой:
— работа с научной литературой, ознакомление с данными, полученными в других психологическихисследованиях на тему: проблемы наркозависимости в рамках основныхпсихологических направлений; виды наркотической зависимости и методы еелечения; предпосылки к наркозависимости и психологический портрет личностинаркомана;
— поиск определений базовых понятий;
— составление библиографии по тематике исследования.
3)Уточнение гипотезы и определение переменных:
— окончательное определение экспериментальной гипотезы.
4)Выбор экспериментального инструмента:
— подбор психодиагностических методик для определения психологическихособенностей людей склонных к наркотическим веществам.
5)Планирование экспериментального исследования:
— выбор экспериментального плана;
6)Отбор и распределение испытуемых в соответствии с выбранным экспериментальнымпланом.
7)Проведение эксперимента:
— выбор места и времени проведения диагностики участников.
— проведение психологической диагностики и сбора данных в контрольной иэкспериментальной группе;
8)Первичная обработка данных:
— составление таблиц; анализ полученной информации и его преобразование;
9)Статическая обработка:
— выбор соответствующихметодов математико-статистической обработки полученных данных – в нашем случаеt-критерий Стьюдента для зависимых и независимых групп.
— преобразованиеэкспериментальной гипотезы в статистическую;
— проведениестатистической обработки полученных данных.
10)Интерпретация результатов и выводы:
— заключение опроделанной работе, выводы о полученных результатах, практические рекомендации.
 
2.2 Характеристикабазы и выборки исследования
Настоящее исследованиепроводилось на базе бесплатного Центра Социальной Реабилитации для наркозависимых и алкоголиков«Новая жизнь»,находящийся по адресу пос. Преображенка, Ленинградскаяобласть, Кингисеппский район.
В исследовании принималиучастие 20 человекупотребляющих наркотические вещества и находящихся на лечении в центре реабилитации,возраст респондентов 21-27 лет. Все респонденты употребляли наркотическиевещества, входящие в разряд наиболее тяжелых опиумных, таких как героин иморфин. Стаж употребления наркотическими препаратами составляет от 2 до 4 лет.Из респондентов употребляющих наркотические вещества была сформирована экспериментальнаягруппа нашего исследования.
Так же в исследовании принималиучастие 20 человек не употребляющие наркотические вещества, возрастреспондентов 21-27 лет. Из данных респондентов была сформирована контрольнаягруппа нашего исследования.
Экспериментальноеисследование проводилось в период с декабря 2009 года по апрель 2010 года.
Такимобразом, можно сделать вывод, что данная база исследования и выборка позволяютнам организовать и провести экспериментальное исследование.
 
2.3 Методы и методикиисследования
Длярешения поставленных задач и проверки гипотезы был применен ряд методов:
— теоретический анализ научной литературы по социологии, девиантологии,психологии индивидуальных различий по проблеме исследования влиянияпсихологических особенностей лиц употребляющих наркотические вещества;
— эмпирические – психодиагностические методы;
— сравнительный анализ;
— методы математико-статистической обработки результатов исследования: t-критерий Стьюдента для независимыхгрупп.
Психодиагностическиеметоды:
Методика«Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость»
Цель: изучение отношения испытуемого ксебе, к другим людям, к труду, к будущему, к прошлому, к неудачам, к критике, криску, к правилам, к порядкам и т.д. Акцентуации характера следуетрассматривать как крайний вариант психической нормы. В этом состоит коренноеотличие терминов «акцентуация» и «психопатия». При этомсамооценка остается адекватной, а конкретный тип акцентуации указывает науязвимые места характера, которые при определенных условиях могут вызватьпсихогенную реакцию (ситуативно обусловленные нарушения поведения), привести кдекомпенсации или дезадаптации.
Оснащение: Инструкция к методике, Рабочий бланк– анкета, содержит 164 вопроса. Все они делятся на 9 шкал опросника: экстраверсия-интраверсия,эксплозитивная форма, психастеническая форма, шизоидная форма, истероиднаяформа, шкала направленности, шкала надежности, шкала нервно-психическойнеустойчивости.
Инструкция: «В этом опроснике содержатсяутверждения, касающиеся вашего здоровья, взглядов, интереса, характера и др.Если Вы решите, что согласны с данными утверждениями, то на регистрационномбланке, соответственно номеру утверждения, поставьте „+“. Если с нимне согласны, то поставьте знак „-“.
Порядокработы: обследованиепроводится либо индивидуально, либо в группе. Перед проведением исследовательзачитывает инструкцию, спрашивает, всё ли понятно, при необходимости даетразъяснения. Испытуемым раздаются рабочие бланки – анкеты с вопросами. Имнеобходимо внимательно прочесть все вопросы и ответить на них «Да» или «Нет».
Обработка и подсчет осуществляется путемсуммирования выбранных испытуемым утверждений по каждой шкале. Каждоесовпадение с ключом засчитывается как один балл. Затем полученная сумма балловинтерпретируется. Степень выраженности черт характера оценивается по 9-балльнойшкале. Акцентуированными считаются крайние значения 1 и 9 баллов, резко выраженными– 2 и 8 баллов, заостренными – 3 и 7 баллов.
Методикадиагностики степени готовности к риску Шуберта
Цель: изучить склонность личности к риску.
Оснащение: инструкция к методике, Рабочий бланк– анкета, содержит 25 вопросов.
Инструкция: Оцените степень своей готовностисовершить действия, о которых Вас спрашивают. При ответе на каждый из 25вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:
2 балла — полностью согласен, полное “да”;.
1 балл — больше “да”, чем “нет”;
0 баллов — ни“да”, ни “нет”, нечто среднее;
Порядок работы: обследование проводится либоиндивидуально, либо в группе. Перед проведением исследователь зачитываетинструкцию, спрашивает, всё ли понятно, при необходимости дает разъяснения.Испытуемым раздаются рабочие бланки – анкеты с вопросами.
Обработка результатов: общая оценкатеста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения.Положительные ответы, свидетельствуют о склонности к риску. Значения теста: от-50 до +50 баллов.
Результат.Меньше –30 баллов: слишком осторожны; от –10 до +10 баллов: средние значения;свыше +20 баллов: склонны к риску.
Опросник мотивациидостижения Мехрабиана
М. Ш. Магомед – Эминов(модификация А. Мехрабиана)
Цель: Мотивация достижения, по мнению Г.Меррея,выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высокихпоказателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережатьих, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Данный тестпредназначен для диагностики двух мотивов личности – стремления к успеху иизбегания неудачи. Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует.Тест имеет две формы – мужскую (а) и женскую (б).
Оснащение: инструкция к опроснику. Рабочийбланк опросника, в зависимости от пола респондента – форма А или форма Б. Ключк обработке полученных результатов.
Инструкция: Перед вами — ряд утверждений,касающихся мыслей, чувств и действий человека в тех ситуациях жизни, где онможет добиться успеха или избежать неудачи. Прочтя каждое утверждениеопросника, выразите степень своего согласия или несогласия с ним,воспользовавшись следующей шкалой:
+3 —полностью согласен
+2 — согласен
+1 — скореесогласен, чем не согласен
0 — трудносказать, и да, и нет
-1 — скореене согласен, чем согласен
-2 — несогласен
-3 —полностью не согласен.
Свои оценкинеобходимо ставить в баллах по данной шкале вместе с соответствующим знаком на рабочембланке рядом с порядковым номером суждения».
Порядок работы: Мы использовали опросник только в мужскомварианте (форма А) – 32 вопроса, т.к. все наши респонденты мужчины. На каждыйвопрос респондент должен выразить степень своего согласия или несогласия с ним,воспользовавшись определенной шкалой описанной в инструкции. Обследованиепроводится в группе или индивидуально. Перед проведением исследовательзачитывает инструкцию, спрашивает, всё ли понятно, при необходимости даетразъяснения. Испытуемым раздаются рабочие бланки – анкеты с суждениями.
Обработка и подсчет результатов: Всоответствии с представленными в приложении ключами оценки, данные испытуемымипо каждому из суждений опросника, переводятся в баллы. Далее определяется суммабаллов, набранных испытуемым по всему опроснику, и на ее основе определяют,какая мотивация доминирует у испытуемого.
Если этасумма оказалась в интервале от 165 до 210, то делают вывод о том, что вмотивации достижения успехов у данного испытуемого доминирует стремление куспеху.
Если суммабаллов оказалась в пределах от 76 до 164, то делают вывод о доминированиистремления избегать неудачи.
И, наконец,если сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенноговывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов илиизбегания неудач сделать нельзя (Приложение 10).
Тест реактивной иличностной тревожности
(Ч.Д. Спилберг, Ю.Л.Ханин)
Назначение методики: Предлагаемый тест является надежным и информативным способомсамооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности каксостояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).
Оснащениеи порядок работы:Инструкция к опроснику. Рабочий бланк опросникасостоит издвух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) иличностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность. Личностная тревожностьотносительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойствомличности. Реактивная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либоконкретной ситуацией. Испытуемым предлагается заполнить обе части теста, выбравпредлагаемые ответы в рабочем бланке, основываясь на своем самочувствии.Обследование проводится в группе или индивидуально.
Обработка и подсчет результатов: Определение показателей ситуативной и личностнойтревожности производится путем соотнесения полученных результатов испытуемого сключом теста. Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам. При интерпретациирезультат можно оценивать следующим образом: до 30 — низкая тревожность; 31-45- умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.
Тестдифференциальной самооценки функционального состояния (САН)
Цель: предназначен для оперативной оценкисамочувствия, активности и настроения
Оснащение: инструкция к тесту, рабочий бланкотражающий признаки состояния и шкалы выражающие их степень выраженности. Ключк обработке полученных результатов.
Инструкция: необходимо соотнести свое состояниесо шкалой 3 2 1 0 1 2 3 каждой пары признаков. Например, между паройутверждений «Самочувствие хорошее» и «Самочувствие плохое» расположены цифры 32 1 0 1 2 3. Цифра «0» соответствует среднему самочувствию, которое обследуемыйне может отнести ни к плохому, ни к хорошему. Находящаяся слева от «0» единицаотражает самочувствие — выше среднего, а цифра три — соответствует прекрасномусамочувствию.
Порядок работы: Сущность оценивания заключается втом, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков помногоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) ирасположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающихподвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье,утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния(настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точноотражающую его состояние в момент обследования.
Обработка и При обработке эти цифрыперекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующийнеудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению,принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 баллаи так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственнопринимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются).
Итак,положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие.По этим „приведенным“ баллам и рассчитывается среднее арифметическоекак в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например,средние оценки для выборки из студентов Москвы равны: самочувствие – 5,4;активность – 5,0; настроение – 5,1.
Методыматематико-статистической обработки данных
На заключительном этапеисследования нами был проведен сравнительный анализ результатов полученных поконтрольной и экспериментальной группе, при помощи математико-статистическогометода t-критерий Стьюдента. Наиболее часто t-критерии применяютсядля проверки равенства средних значений в двух выборках.
Всеразновидности критерия Стьюдента являются параметрическими и основаны надополнительном предположении о нормальности выборки данных. Поэтому передприменением критерия Стьюдента рекомендуется выполнить проверку нормальности.
Формула t-критерия Стьюдента для связанныхвыборок имеет следующий вид:
/>; df = N-1[30, с. 39].
Решение любойстатистической задачи начинается с постановки гипотез. Выделяют статистическиегипотезы: нулевые и альтернативные
Нулевая гипотеза (H0) – это гипотеза об отсутствии различий междукакими-либо показателями или о случайности связи между ними. Соответственно,альтернативная гипотеза (H1) – это гипотеза о наличии различиймежду этими показателями или о достоверности связи между ними.
В нашем случае H0– это гипотеза об отсутствии различий между контрольнойи экспериментальной группами.
Следовательно, H1 – это гипотеза о наличии различий между этими показателями.
Отвергать Н0ипринимать Н1 следует исходя из следующего принципа: еслиэмпирическое значение критерия (коэффициента) превышает его критическоезначение или равно ему, то отвергается Н0и принимается Н1.
Применение метода параметрическогокритерия t-Стьюдента имеет некоторыеограничения, а именно: выборка должна иметь нормальное распределение. Понятие нормального распределения применимо только дляметрических данных. Нормальное распределение (называемое также распределениемГаусса), характеризуется тем, что крайние значения признака в нем встречаютсядостаточно редко, а значения, близкие к средней величине – часто. Нормальноераспределение возникает, когда данная случайная величина представляет собойсумму большого числа независимых случайных величин, каждая из которых играет вобразовании всей суммы незначительную роль [30, с. 14].
В нашем случае, данные,полученные в ходе исследования по каждому из измеряемых признаков, имеютнормальное распределение.

Выводы
Анализлитературы, отражающей исследования отечественных и зарубежных психологов, поданной проблеме, показал:
Имеющиесяпсихологические данные неоднородны и противоречивы по характеру:
Ни однаконцепция возникновения, формирования психологической зависимости непредставляется исчерпывающей и убедительной.
Столкновениеличности с обстоятельствами, препятствующими реализации в жизни ее глубинных,базисных тенденций, обусловливает предрасположенность к злоупотреблениюнаркотиками.
Злоупотреблениенаркотиками является защитной активностью личности перед лицом трудностей,которые препятствуют удовлетворению наиболее важных и значимых для негопотребностей и носит адаптивный смысл.
Побуждением купотреблению наркотиков может быть не только ожидания снижения напряженностинеудовлетворенных потребностей, но и ожидания возрастания возможностейдействования на фоне наркотического опьянения. Речь идет об отношении кнаркотику как средству, увеличивающему возможности индивида во взаимодействии смиром.
Благоприятным поводомпопробовать наркотики становятся эмоциональные расстройства, депрессии,потребность выровнять настроение.
Психологи и врачи могут вобщих чертах нарисовать психологический портрет наиболее распространенного типаличности наркомана, это люди чувствительные, эмоционально трудноприспосабливаются и чувствуют себя неуютно в обществе, трудно справляются струдностями в жизни. Они не имеют устойчивых и определенных социальныхинтересов, планов на будущее и уверенности в завтрашнем дне.
Подростковый возраст сего неустойчивой самооценкой и эмоциональной уязвимостью — наиболее удобноевремя приобщения к наркотикам.
Существует психическаяпредрасположенность одних людей и большая устойчивость других к наркологическимзаболеваниям.
Конечно,приведенный анализ не является исчерпывающим. Однако, он дает возможностьувидеть многогранность существующей проблемы. В связи на наш взгляд эффективноелечение наркомании возможно, только при условии его системного лечебноговоздействия, способного повысить возможности наркозависимой личностисамореализоваться в динамичной социальной среде.
1. Для решенияпоставленных задач нами было создано две экспериментальные группы:
В контрольную группувошли 20 респондентов имеющих наркотическую зависимость и находящихся налечении в реабилитационном центре. Возраст испытуемых 21-27 лет. Стажупотребления наркотическими препаратами составляет от 2 до 4 лет. Вэкспериментальную группу вошли 20 респондентов, не употребляющие наркотическиевещества, возраст респондентов 21-27 лет.
2.  Для оценки психологическихособенностей респондентов применялся психодиагностический комплекс, которыйсоставили следующие методики:· Методика «Характерологические акцентуации личности инервно-психологическая неустойчивость»;
· Методикадиагностики степени готовности к риску Шуберта;· Опросник мотивации достижения Мехрабиана;· Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера;
· Тест дифференциальной самооценки функционального состояния(САН);
3.  Данный психодиагностический комплексметодик позволяет выявить, описать и достоверно оценить психологическиеособенности респондентов. Комплекс является адекватным инструментом дляпроведения сравнительного анализа отобранных групп по заявленным параметрам.
4.  Применение математических методовпсихологического исследования позволяют объективно проверить заявленные в нашейработе гипотезы. Выбранныеметоды статистической обработки являются адекватным инструментом для проведениясравнительного анализа отобранных групп по заявленным параметрам. Таким образом, можно сделать вывод,что данная база исследования и выборка позволяют нам организовать и провестиэкспериментальное исследование.
Размещено на www.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Dmitry Mendeleev Essay Research Paper Dmitry Ivanovich
Реферат Св.Стефан Пермский-выдающийся миссионер Русской Православной Церкви
Реферат Хронотерапия ГБ и ИБС
Реферат Загальнi вiдомостi про Бейсiк
Реферат Whitman Vs Dickinson Essay Research Paper Whitman
Реферат Dickinson Vs Whitman Essay Research Paper Dickinson
Реферат 2 Топика по иностранному языку english 4
Реферат Особенности организации коммерческой деятельности по продаже пищевых концентратов в розничном торговом
Реферат Контроль учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Реферат Гігієнічне значення зелених насаджень Фізіолого-гігієнічне значення харчування Режими харчуван
Реферат Законность в Вооруженных Силах, способы ее обеспечения
Реферат Матрицы и линейные операции над ними. Умножение матриц
Реферат Elf
Реферат «применение информационных технологий в инновационном развитии белорусских предприятий»
Реферат Overview Of The Socialist Party And Bob