Украина, Министерство образования и науки Автономной Республики Крым Феодосийский политехнический техникумМетодические рекомендациипо проведения самостоятельной работы по дисциплине «Основы философских знаний»Преподаватель: Протасова И.А.Феодосия 2007 Самостоятельная работа студента Основную роль в овладении учебной дисциплиной играет самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа – это форма организации индивидуального изучения студентами учебного материала в аудиторное или внеаудиторное время. Цель самостоятельной работы студентов формирование самостоятельности как черты индивидуальной и значительных профессиональных качеств студента, суть которых состоит в умении систематизировать, планировать и регулировать свою деятельность без помощи и контроля со стороны преподавателя. Самостоятельная работа не только помогает студенту успешно овладеть программным материалом, приобрести навыки и умения профессиональной деятельности, она вырабатывает потребность к постоянной работе над собой, к расширению кругозора, постоянному самообразованию и самовоспитанию.Самостоятельная работа дает возможность студенту выполнить работу не торопясь, не боясь негативной оценки преподавателя и своих товарищей, выбирать оптимальный темп работы и условии ее выполнения. Самостоятельная работа студентов является основным приемом овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Учебное время, отведенное для самостоятельной работы студентов, регламентируется рабочим планом и составляет 1/3 от общего объема учебного времени студентов, отведенного для изучения дисциплин: «Социология». Содержание самостоятельной работы студентов но «Социологии», определяется рабочей программой дисциплины.^ Целью самостоятельной работы студента является: - углубление и расширение знаний но изучению дисциплины; - приобретение умений, навыков самостоятельной работы с учетной, методической литературой, различными источниками, документами, материалами периодической печати; - подготовка и оформление рефератного сообщения, доклада, выступления по актуальным проблемам; формирование умения самостоятельного критического осмысления проблем дисциплины на современном этапе.^ Формы самостоятельной работы студента: самостоятельное изучение некоторых несложных тем дисциплины; более углубленное изучение отдельных тем;- написание рефератов на выборную тему, подготовка докладов по теме семинарского занятия;- оформление изученного материала в виде конспекта, таблицы, схемы;- письменные и устные ответы на поставленные в задании вопросы.^ Этапы самостоятельной работы студента: - подбор литературы. Целесообразно изучать материал по учебным пособиям, рекомендуемым преподавателем. При их отсутствии можно пользоваться другими, но находить требуемый материал в этом случае можно только по названиям темы и содержанию соответствующих параграфов учебного пособия (список литературы предложенный преподавателем учитывает в основном учебную литера гуру, имеющую в библиотеке ФПТ). - чтение выбранного материала с целью получения представления о предмете изучения. - анализ прочитанного. Выбор главного. Конспектирование. Оформление реферата, доклада. При самостоятельном изучении материала желательно, если того не требует форма контроля, вести конспект. Это поможет закрепить в памяти полученные знания и обеспечить подготовку к экзамену. Конспектировать изучаемый материал лучше в специальной тетради. При конспектировании выписывают основные определения, даты и соответствующие пояснения к ним. Записи в конспектах должны вестись аккуратно, излагать вопросы необходимо кратко, ясно. - чтение и внесение поправок в конспект, реферат, доклад. При подготовке реферата студент может помимо учебной литературы, рекомендованной преподавателем, привлекать дополнительные источники, периодические издании но изучаемому предмету и в соответствии с избранной темой. Поощряется привлечение иллюстративного материала. При чтении материала темы самостоятельной работы и его оформлении необходимо обратить внимание на основные понятия и термины. Попытайтесь объективно проанализировать исторические процессы и показать влияние деятельности исторических личностей на их ход. Целесообразно использовать дополнительную литературу, что позволит вам расширить свой кругозор и доказать универсальность своих знаний.Если возникающие вопросы самостоятельно выяснить не удается, то необходимо получить пояснения у преподавателя на консультации.Формы контроля самостоятельной работы- опрос на лекциях. Может проводится устный опрос или письменный с использованием тестов по самостоятельно изученному материалу. - опрос на семинарских занятиях. Может проводится выборочный устный опрос или письменный с использованием тестов по самостоятельно изученному материалу. - устное выступление на семинарском занятии с рефератом (докладом) - защита реферата. На первом семинарском занятии объявляются основные требования к подготовке докладов и рефератов. - проверка записей конспекта студента по теме самостоятельной работы, - контроль на зачет.^ Зачет является итоговым этапом изучении дисциплины и имеет целью проверки знаний студентов- Самостоятельная работа студентов включает самостоятельное изучение некоторых несложных тем учебного плана, более углубленное изучение отдельных тем, подготовку к семинарским занятиям, написание рефератов на выбранную тему, подготовка докладов (сообщений) но теме семинарского занятия. Таким образом, самостоятельная работа студента требует четкой организации, планирования и определенного руководства со стороны преподавателя (анализ возможных трудностей, учет, проверка и оценивание выполняемых работ), что способствует повышению качества учебного процесса.Методические рекомендации к самостоятельной работе студентовТема 1.^ Философия и ее роль в обществе. Основной вопрос философии. Философия и мировоззрение.Должны знать: о возникновении философии, ее предмет, функции. Такие понятия как материализм и идеализм. ^ Должны уметь определить, почему возникла философия и в чем заключается особенность ее вопрошания, охарактеризовать основные исторические типы мировоззренияТема 2.Античная философия.^ Должны знать: особенности и этапы развития античной философии.Должны уметь охарактеризовать досократовский этап. Сократическую философию: Сократ, Платон, Аристотель. Эллинистическую философию, римскую.Тема 3^ Философия Средневековья и эпохи Возрождения. Философия Нового времени.Должны знать: такие понятия как эмпиризм и рационализм, материализм, идеализм Должны уметь охарактеризовать религиозность средневековой философии, патристику, схоластику, гуманизм философии эпохи Возрождения, английский и французский материализм 18 века. Английский идеализм.Тема 4^ Немецкая классическая философия. Отечественная философия. Философия 20 века.Должны знать: особенности развития русской и украинской философской мысли, философии 20 века.Должны уметь охарактеризовать философию Канта: моральный смысл ограничения разума и расширение границ веры, феномены, понятие «вещь-в-себе». Идеалистическую диалектику Гегеля. Антропологический материализм Фейербаха.Тема 5^ Материя и движение. Материя и сознание. Диалектика: принципы, категории, законы.Должны знать: категории бытия, понятие материи, понятие движения. Категории диалектики: единое и общее, форма и содержание, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.Должны уметь характеризовать пространство и время как свойства движущегося материи. Сознание, его природа и сущность. Диалектику как учение об универсальных связях и развитии. Тема 6^ Природа, как предмет философского исследования. Основы теории познания.Должны знать: Понятие природы (живая и неживая природа), природа и общество, научно-технический прогресс и экология. Два уровня в познании: чувственное и рациональное.Должны уметь определить природное и социальное в человеке, охарактеризовать теорию познания, структуру познания, проблему истины, методы эмпирического и теоретического познания.Тема 7Проблемы человека в философии. Общество как развивающая система. Философия и культура.Должны знать: Роль понятий культуры и цивилизации в познании общества. Понятие общественного производства и способы производстваДолжны уметь охарактеризовать культуру как предмет философского рассмотрения. Существование человека в мире культуры.