Правительство Российской ФедерацииФедеральное государственное автономное учреждениевысшего профессионального образования«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Факультет историиИнститут гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. ПолетаеваПрограмма дисциплины «Философия история »для направления 030600.68 «История» подготовки магистраАвтор программы:Проскурякова Н.А.. дин. профессор. proskuriakova@yandex.ruОдобрена на заседании кафедры истории идей и методологии исторической науки «__»____________2011 г. Зав. кафедрой И.Н.ДанилевскийРекомендована секцией УМС по истории «__»____________2011 г. Председатель Утверждена УС факультета истории «__»____________2011 г. Ученый секретарь О.С.ВоскобойниковМосква, 2011 ^ I. Пояснительная записка. Лекционный курс «Философия истории» рассчитан на преподавание в течение двух модулей в объёме 72 часов аудиторных занятий (28 часов лекций и 44 часа семинарских занятий); в конце курса проводится экзамен. Лекции читаются магистрам первого года обучения исторического факультета НИУ – ВШУ по специальности «История знаний в сравнительной перспективе». Задачей курса является знакомство магистров с одной из основных форм теоретического отношения к истории, которые выработала европейская цивилизация: теология истории, философия истории и научная историография. Все три формы теоретического постижения истории не выстраиваются в череду преемственности, но в различные эпохи определяет горизонт теоретического понимания истории. При этом в каждую эпоху преобладающая форма теоретического отношения к истории тем или иным способом соотносится с другими формами, даже если такое соотношение не принимает отчётливо выраженного характера. Предметом философии истории является историческое измерение бытия человека. Объектом философского рассмотрения становится тот или иной сегмент исторической жизни человека или всемирная история в целом. Особую сферу образует изучение границ, возможностей и способов исторического познания в его различных видах, прежде всего, изучение научно-историографического и философского познания истории. В этом случае философия берёт на себя функции эпистемологической рефлексии относительно исторического познания в его теоретических формах. Отсюда принятое в последнее столетие разделение философии и истории на две формы: 1. материальной или субстанциальной; 2. критической (формальной) или рефлективной. Основной задачей курса является знакомство магистров с проблематикой субстанциальной философии истории как формой специализированного знания, тесно связанного с научной историографией. В курсе особое внимание уделено презентации специфики философско-исторического знания и главным проблемам философии истории: 1. движущим силам и механизмам исторических процессов; 2. структуре исторического времени (хронологическое и процессуальное членение исторической жизни); 3. формам (или фигурам) протекания истории (линия, круг, спираль и др.); 4. целям и смыслу истории; 5. месту человека в истории. Изложение курса основано на ряде методологических принципов: системности, историзма, междисциплинарности, компаративизма. Новизна предложенной концепции заключается в том, что характеристика субстанциальной философии истории рассматривается в контексте всей системы мировоззренческо-познавательной культуры, в широком временном диапазоне (от античности до современности), в тесной взаимосвязи эволюции исторического сознания и философии истории, а также в сравнительной перспективе. Актуальность курса определяется тем, что знание о путях развития истории в переломную эпоху рубежа XX – начала XXI вв. в условиях национального самоопределения на постсоветском пространстве и «столкновения цивилизации» в мире, является объектом активных дискуссий в научной среде и обществе в целом. При характеристике наиболее общих моментов того или иного эпохального «гештальта» (Gestalt – целостная форма, структура) философии истории применяется метод моделирования. Он предполагает конструирование теоретической базисной формы, по отношению к которой реально существующие теории являются как бы определёнными модификациями. Базисная форма как «идеальный тип» философско-исторических построений представляет собой концептуализацию исторической жизни как упорядоченной целостности, движение которой имеет определённую целевую направленность. Наиболее полным воплощением такого отношения к истории является концептуализация человеческой жизни человечества как единой всемирной истории, замысленной Богом и направляемой им к определённому историческому состоянию или как родовой истории человечества, как всемирной истории, но движимой и направляемой к определённым высшим целям сугубо светскими внутриисторическими силами. В тематических разделах курса анализируются особенности основных этапов в развитии философии истории. Теоретическое осмысление исторической жизни началось в античную эпоху и осуществлялось в историографии и философии. О влиянии античной философии на теоретическое историческое сознание в Европе можно говорить в двояком плане. С одной стороны речь пойдёт об общем воздействии философского античного наследия на западноевропейскую теологическую и философскую мысль, на те сферы, в рамках которых вплоть до конца XVIII столетия вырабатывалось теоретическое отношение к истории, включая смысловое. С другой стороны, будет рассмотрено влияние на западноевропейскую философию истории античного философско-исторического сознания, для которого характерна тематизация подвижности и изменчивости сущего и базисных онтолого-временных категорий. В отдельном разделе курса анализируется христианская теология в контексте проблем философии истории. С точки зрения задач данного курса целесообразно сосредоточится на выявлении присущих христианству моментов, которые обуславливают его историчность, установить те конститутивные содержания христианской веры, которые порождают историческое сознание. Наиболее полным проявлением теоретических возможностей христианской теологии в этой сфере является концептуализация родовой истории человека как задуманной и направляемой Богом всемирной истории. Эта концепция всемирной истории, развёртывающаяся под знаком Проведения, соответственно осмыслена и в своём протекании, и в целевом содержании. Анализ концепции проводится на основе интерпретации текстов Священного писания – Ветхого и Нового заветов, а также теолого-исторического учения Августина Блаженного. Большой раздел лекционного курса посвящён философии истории Нового времени. Новое время – это эпоха появления разнообразных философских тематизаций всемирной истории, это новая эпоха не только в историческом сознании, но и в теоретическом отношении к истории. Прошлое восстанавливается и реконструируется как определённое измерение настоящего, становится важнейшим ресурсом самоопределения для европейской цивилизации в целом, и для каждого национально-государственного и культурного образования. Отношение к истории выступает как существенный компонент индивидуальной, культурной и социальной самоидентификации. Историческое сознание становится одним из конституирующих факторов мировоззренческо-познавательной культуры. Огромный вклад в историзацию сознания внесла философия истории, которая превращается в самостоятельную форму философского знания. Последовательно рассматриваются отдельные концепции и проблемы философии истории XVIII – начала XX вв.: философия истории эпохи Просвещения; идеи истории в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг); концепции философии истории в позитивизме Конта и Спенсера; теория формаций и механизм исторического развития у К.Маркса; неокантианская философия истории; «философия жизни» как пролог новой культурно-философской традиции, цивилизационные теории, проблемы философии истории в России. В отдельном разделе курса обсуждаются проблемы отношений между философией истории, с одной стороны, и научной историографией, макросоциологией и футурологией, с другой. Во второй половине ХХ века философская мысль отказалась от установки на всеобъемлющую систематизацию исторического прошлого как необходимой интеллектуальной подготовки настоящего или будущего. Это означало, по существу, и отказ от конструирования универсального исторического смысла, который охватывал бы все временные изменения исторической жизни человечества. В философско-исторической сфере очевидное преобладание получило критическая философия истории, ориентированная на исследование условий возможности исторического познания. Функции субстанциональной философии истории перешли к другим сферам социально-научного знания, прежде всего, теоретической истории и макросоциологии. Именно поэтому в двух лекциях рассматриваются идеи и результаты исследования социального мира у Броделя, Валлерстайна, Гидденса и Тоффлера. В современных теоретических разработках налицо стремление к решению определённых исторических задач, в том числе, и в плане осмысления исторического движения к постмодерну. Значительная часть курса отводится на практические занятия, в ходе которых магистранты изучают основные труды по философии истории, большая часть из которых входит в корпус «философской классики». ^ 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.68 «История», обучающихся по магистерской программе и изучающих дисциплину «Философия истории» (дисциплина профессионального цикла, базовая часть). Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования ^ ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по специальности 030600.68 «история».2. Цели освоения дисциплины.Основная цель курса «Философия истории» - овладение принципами анализа философско-исторической мысли на основе выявления взаимосвязей элементов базисной формы философско-исторического рассуждения. Курс предполагает, что магистранты овладеют теоретическими основами историко-философского анализа и приобретут навыки интерпретации философских произведений, а также умение ориентироваться в различных исторических школах и направлениях.^ Конкретными целями изучения дисциплины являются: знакомство магистрантов с такими понятиями как «философия истории», «общество», «движущие силы и механизмы исторических процессов», «структура исторического времени», «место человечества в мироздании», «детерминанты» и «доминанты» общественного развития, «формы исторического развития», «цели и смысл истории», «субъект исторического процесса», их значениями и смыслами в различных в философско-исторических концепциях и идеях. Формирование у магистрантов общих представлений о траекториях исторического процесса в разные культурно-исторические эпохи и взаимосвязи философии истории с иными формами мировоззренческо-познавательной культуры - мифологией, религией, наукой и идеологией. Знакомство магистрантов с основными направлениями макросоциологией и теоретической историей, которые в XX веке взяли на себя социальные функции философии истории. Формирование у магистрантов профессиональных навыков критического восприятия и анализа историко-философских и макросоциологических концепций. ^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Магистр, прослушавший курс, должен знать и понимать: Содержание предмета «философия истории» как одного из тематических разделов философского знания. 2. Элементы базисной формы философии истории, как «идеального типа» историко- философской концептуализации. 3. Отличие предметного поля философии истории от предмета исторической социологии, научной историографии, социальной философии, философии культуры. 4. Особенности философско-исторической мысли в античной и средневековой культурах. 5. Проблематику философии истории эпохи Просвещения. 6. Идеи истории в немецкой канонической трансцендентально-критической философии. 7. Основные концепции философии истории XIX-XX веков: марксизм, позитивизм, неокантианство и др. 8. Разновидности цивилизационного подхода к объяснению истории. 9. Проблематику философии истории в России в XIX-XX веках. 10. Роль теоретической истории и макросоциологии в объяснении исторического процесса. 11. Современное состояние философии истории. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции: Компетенция Код по НИУ Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения ОНК-4 «философия истории», «общество», «движущие силы и механизмы исторических процессов», «структура исторического времени», «место человечества в мироздании», «детерминанты» и «доминанты» общественного развития, «формы исторического развития», «цели и смысл истории», «субъект исторического процесса», Лекции, практические занятия Владение практическими навыками применения общепрофессиональных знаний теории и методов исторических исследований; способностью выявлять, понимать, критически анализировать и излагать ретроспективную и актуальную информацию. ПК12, ПК14, ПК15, ПК16 Даёт определение разных форм теоретического отношения к истории, понимает особенности основных этапов философии истории, может определить основные понятия и принципы концептуализации исторического процесса в рамках разных школ, проводит самостоятельное исследование творчества известных философов, обосновывает выбор произведений для анализа их философских концепций, понимает семантику интеллектуального инструментария философов и логику их философских рассуждений. Лекции, семинарские и практические занятия, дискуссии, написание контрольных работ и реферата. ^ 4. Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла магистерской программы. Изучение данной дисциплины обеспечивает приобретение углубленного исторического образования, профессиональных знаний о разных формах теоретического отношения к истории и, прежде всего, историко-философского знания и особенностях анализа философско-исторических произведений разных эпох и направлений. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знать отечественную и всемирную историю на уровне программы бакалавриата по направлению «История»; знать историю отечественной и западно-европейской философии на уровне программы бакалавриата по направлению «История»; знать общую социологию, античную мифологию, историю религии, на уровне программы бакалавриата по направлению «История»; понимать язык философских сочинений (понятия, категории, концепты) по проблемам философии истории; знать как минимум один иностранный язык в объеме, достаточном для свободного чтения исторической литературы; уметь работать с библиотечными фондами, научной периодикой, справочными материалами; уметь работать с компьютером, ориентироваться в Интернет-ресурсах.Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке магистерской диссертации по любой исторической теме, а также при изучении таких дисциплин, как «Формы знания в исторической ретроспективе», «История наук о человеке XIX-XX вв.», «Теория и история культуры», «История герменевтических практик (Россия и Запад)», «Сравнительная история интеллектуальных сообществ», «Университет и академия в истории Запада». Согласно концепции магистратуры «История знания в сравнительной перспективе», реализация задач курса будет осуществляться в тесном взаимодействии с работой Исследовательского семинара.5. ^ Тематический план учебной дисциплины №№ Наименование темы Всего часов по дисциплине Аудиторные часы Самостоятельная работа Лекции Семинарские занятия 1. Введение в предмет. 6 2 2 2 2. Философско-историческая мысль в античной и средневековой культурах 14 2 4 8 3 Дж. Вико. Философия истории раннего Нового времени. 7 2 2 3 4 Философия истории эпохи Просвещения. 14 2 4 8 5 Идеи истории в немецкой классической философии. 18 2 4 12 6 Концепция формаций и механизмы исторического развития у К. Маркса. 11 2 2 7 7 Концепции философии истории у О. Конта и Г. Спенсера. Критика «историцизма» К. Поппером. 11 2 2 7 8 Неокантианская философия истории. «Философия жизни» как пролог новой культурно-философской традиции. Ф. Ницше, В. Дильтей 10 2 2 6 9 Цивилизационный подход к объяснению истории. 14 2 4 8 10 Теоретическая история и макросоциология середины XX – начала XXI вв. Ф. Бродель. И. Валлерстайн. Э. Гидденс. О. Тоффлер.. 12 2 2 8 11 Теории модернизации и их эволюция. Середина XX – начало XXI вв. 11 2 2 7 12 Проблемы философии истории в России XIX – п.п. XX вв. 16 2 4 10 Итого 144 24 34 86 ^ Формы контроля знаний студентов. Тип контроля Форма контроля Кафедра Параметры Промежуточный ^ Контрольные работы, реферат КИИиМИН письменно, до 5 тыс. слов, до 20.000 слов. Итоговый Зачет КИИиМИН устно ^ Критерии оценки знаний, навыковПри выполнении контрольных работ студенты должны продемонстрировать знание разных типов философско-исторических текстов и владение логикой философского рассуждения. При написании реферата студенты должны продемонстрировать знание текстов, историософских произведений, владение навыками анализа философской литературы и рефлексивный подход к историко-философским и макросоциологическим проблемам. При сдаче устного зачета студенты должны продемонстрировать знание базовых понятий, основных методов анализа историософской литературы, особенности философско-исторической мысли в различные эпохи прошлого, понимание взаимосвязи философии истории с другими формами знания, значение философии истории для профессионального историка, а также знание основных работ отечественных и зарубежных философов. ^ 7. Содержание дисциплиныТема 1. Введение в предмет. Формы теоретического отношения к истории. Философия истории как раздел философии. Объект и предмет философии истории. Спекулятивная и критическая философия истории. Основные проблемы спекулятивной философии истории: движущие силы и механизмы исторических процессов; структура исторического времени; цель или смысл истории; место человека в истории. Функции философии истории в системе мировоззренческо-познавательной культуры. Соотнесение философии истории с теологией истории, научной историографией и исторической социологией. Базисная форма философии истории как идеальный тип историко-философской концептуализации. Факторы, определяющие особенности эволюции философско-исторической мысли. Философия истории и историческое сознание.^ Тема 2. Философско-историческая мысль в античной и средневековой культурах. Античность. Особенности античности как культурно-исторической эпохи. Мифологическая картина истории. Космогонии. Оформление немифилогического профанного исторического сознания в историографии. Античная философская мысль. Особенности философско-исторического сознания. Мифологическое наследство. Стратегии мирообъяснения.. Циклическая концепция Платона (428– 348 г. дон.э). Понятие цикличности у Аристотеля (384–322 до н.э). Полибий и его «История в 40 книгах» (ок. 200–120 до н.э). Культурно-историческое значение античной философской мысли для европейской культуры. Средневековье. Теология истории. Иудейский монотеизм: идея творения, отношения между Богом и человеком, исход, конец времен. История и эсхатология в книге пророка Даниила. Структура исторического времени в Ветхом завете. Смысл Евангелия в контексте исторического времени. Основные компоненты христианского мировоззрения, относящиеся к восприятию исторического времени: земная и вечная жизнь, универсальность веры и человеческой истории, центрированность и периодичность истории, Провидение, эсхатология, Апокалипсис. Теолого-историческое учение Августина Блаженного (354–430 гг.) и его воздействия на последующую христианскую мысль. ^ Тема 3. Зарождение философии истории в ранее Новое время. Дж. Вико (1668–1744). Раннее новое время как культурно-историческая эпоха. Дж Вико – основоположник философии истории. «Основания Новой науки об Общей природе Нации» (1725) – первый систематизированный труд в европейской интеллектуальной традиции, посвященной проблемам философии истории. Концептуализация Дж. Вико основных проблем философии истории. Цель познания прошлого. Поиск закономерности движения и сущности исторического процесса. Структура исторического времени. Стадии эволюции народов. Цикличность развития общества. Факторы социальной динамики. Человеческое сознание и человеческое деяние.^ Тема 4. Философия истории в эпоху Просвещения . Европейское Просвещение как культурно-историческая эпоха. Происхождения термина «философия истории». Основные черты исторического самосознания в эпоху Просвещения. Идейные основания учения о прогрессе. Периодизация истории. Теория прогресса как смысла истории у А. Р. Тюрго(1727–1781) и М.-Ж. Кондорсе (1743–1794). Предвосхищение культурологического подхода к анализу исторического процесса у Ш.-Л. Монтескье (1689–1755). Ж..-Ж. Руссо (1712–1778), его взгляд на цивилизацию и сущность человека. И. Гердер (1744–1803) и его произведение «Идеи к философии истории человечества» (1784–1791). Структура книги. Идеи законов общественного развития. Образ будущего. ^ Тема 5. Идея истории в немецкой классической философии. Немецкая трансцендентально-критическая философия – каноническая эпоха в развитии западно-европейской культуры и философии. Понятие философского канона. Философы- классики о роли философии в обществе («Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении». Г.-Ф.-В. Гегель). Общие подходы к трактовке социально-исторической проблематики. Метафизический историзм, обоснование исторической закономерности, принципов свободы и гуманизма. И. Кант (1724–1804) «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784). Цель природы как априорная предпосылка. Смысл человеческой истории. Механизм реализации плана природы. Предназначение и путь достижения «всеобщего правового гражданского общества». Программа философской всемирной истории. И.-Г. Фихте (1762–1814). Его труд «Назначение человека». Логика понятий и история. Принцип развития свободы и периодизации истории у Фихте. Субъективный идеализм Фихте. Деятельность «Я» как начало всего сущего. Г.-Ф.-В. Гегель (1770-1831). Диалектическое отрицание как эпистемологическое основание для объяснения преемственности, поступательности и цикличности развития. Основные проблемы философии истории Гегеля. «Лекции по истории философии» (1833–1836). Роль свободы, разума и государства. Структура исторического времени. Умозрительность гегелевской концепции. Пантеистический характер гегелевского историзма. Ф.-В. Шеллинг (1775–1854). Идея истории самосознания «Я». «Параллелизм природы и интеллигенции». ^ Тема 6. Концепция формации и механизм исторического развития у Карла Маркса(1818–1883). Марксизм как социологическое, философское и экономическое учение. Исторический материализм и формационный подход к изучению истории. Основные понятия и категории: формация, производительные силы и производственные отношения, способ производства, надстройка, субъект исторического процесса, общественное бытие и общественное сознание, свободы и необходимости, роли личности в истории др. Идея коммунизма – центральная идея исторической концепции Маркса. «Революция – повивальная бабка истории». Формационная спираль. Концепция «азиатского способа производства». Эволюция формационного подхода в России и его функции в советской историографии. Причины жизнеспособности марксизма. Неомарксизм.^ Тема 7. Концепции социальной эволюции в позитивизме. Позитивизм как философское направление. Линеарные концепции развития в классическом позитивизме. О. Конт (1798–1857). Его «Курс позитивной философии» (1830–1842). Стадии интеллектуального развития человечества. Социальная статика и социальная динамика. «Основные законы социальной динамики или общая теория естественного прогресса человечества». Человечество как «Великое бытие». Г. Спенсер (1798–1857). Учение о «всеобщей эволюции». Прогресс как «прогресс разнородности». Неопозитивизм. «Нищета историцизма» К. Поппера.(1902–1994). Понятие историцизма и обоснование его критики.^ Тема 8. Неокантианство об историческом познании. . Философская антропология XIX – п.п. XX вв. Кризис в философии в 60–70 гг. XIX века. Баденская школа неокантианства – поиски выхода из кризиса. В. Виндельбанд (1848–1915). Новое освещение и разрешение основных проблем философии, новое определение предмета философии. Философия как «учение об общезначимых ценностях». Г. Риккерт (1863–1931). Развитие учения В. Виндельбанда о философии как науке и ценностях. «Науки о природе и науки о культуре» (1899). Значение неокантианского учения о ценностях для осмысления современного им культурного состояния общества. Антропологизм как философское течение. «Человек» – базисная категория философской рефлексии. Материалистические (Л. Фейербах – 1804–1911) и идеалистические (Ф. Ницше – 1844–1900; В. Дильтей – 1833–1911; К. Ясперс – 1883–1969) варианты культурно-философского направления. Л. Фейербах как основоположник антропологизма в философии. «Сущность христианства» (1841). Анализ религии как социокультурного феномена. Дильтей. Философия как методология всех «наук о духе». Концептуализация антропологизма. Понятие «жизни» как способа бытия человека в культурно-исторической реальности. Ф. Ницше – основоположник «философии жизни». Концепция «исторического разума». Понятия «сверхчеловек», «вечное возвращение», «переоценка всех ценностей» в поздних произведениях Ф. Ницше. «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего», 1880 К. Ясперс – один из создателей экзистенциализма. «Философская вера» и её этические основания. «Человек» и «история» – основополагающие измерения бытия людей. Смысл и назначение истории», 1949. ^ Тема 9. Цивилизационный подход к объяснению истории. Понятие цивилизации. Полисемантизм современных трактовок этого понятия. Предпосылки оформления цивилизационного подхода к объяснению истории. О. Шпенглер (1880–1836) – основоположник философии культуры, продолжатель традиций «философии жизни». Понятия «душа», «жизнь», «природа», «культура» в философской концепции О. Шпенглера. Идея целостности культуры и её морфология. Всемирная история как циклическая история. Фатализм социального старения и смерти цивилизаций. «Культура» и «цивилизация». «Закат Европы» (1918–1922) и западное самосознание ХХ века. А. Тойнби (1885–1975). «Исследование истории» (1934–1961). Трактовка понятия «цивилизация» в его философско-исторической концепции. Антропоцентризм. Типология локальных цивилизаций. Циклическая схема их развития. Механизм взаимодействия («вызова-ответа») локальных цивилизаций с окружающей средой. «Элита» и «пролетариат» в условиях «вызова и ответа». «Трансфигурация» (духовная перестройка) как выход из кризиса. Поиски Тойнби путей мирного перехода к «вселенской церкви» и «вселенскому государству». Философский оптимизм. Современные подходы к изучению цивилизаций на Западе. О. Тоффлер (р. 1928) – технологические революции как фактор возникновения цивилизаций. Типы цивилизаций. Цивилизационные волны. Будущее человечества. «Шок будущего», 1970, «Третья волна», 1980.^ Тема 10.Теоретическая история и макросоциология 1960–1990 ггодов. Основные идеи и результаты. «Новая историческая наука». «Золотой век» макроистории. Ф. Бродель (1902–1985). На пути к «глобальной истории». «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв.». Историко-теоретические взгляды. Бродель о роли истории в системе наук, об обществе. Концепция исторического процесса. Теория множественности скоростей социального времени. «Конъюнктурные ритмы» и «вековые циклы». Историческое пространство. «Мир-экономика», структура и динамика. И. Валлерстайн (р. 1930). Миросистемный анализ и макросоциология. «Мир как система», 1978. Исторические системы, мини системы, мир-экономики и мир-империи по Валлерстайну. Э. Гидденс (р. 1926). «The consequenses of modernity», 1990. Понятие «модерна» и «постмодерна» как эпохи. Контуры «постмодерного порядка». Скоординированный глобальный порядок. Опасность современности. ^ Тема 11. Модернизационный подход к объяснению исторического процесса. Модернизационный подход – междисциплинарная модель объяснения проблем социального развития. Возникновение модернизационного направления в западных общественных науках в 1960–1970 гг. Работы М. Леви, Ш. Эйзенштейна, С. Хантингтона, У. Ростоу, Д. Лернера и др. Модернизационная парадигма как альтернативная программа для стран «третьего мира». Эволюция школы модернизации. Периодизация ее развития и обновления. Современный период становления неомодернистского или постмодернистского анализа. (Е. Пиирайнен, Г. Тернборн, Э. Тириакян, П. Штомка, В. Цапф и др.). Понятие «модернизация». Подходы к определению модернизации. Основные модели модернизации. Фазы модернизации. Типы модернизаций. Модернизационная динамика в разных регионах мира: Запад, Россия, Восток. Варианты национальных моделей модернизации. Теоретическое ядро современной многолинейной версии теорий модернизации. Модернизация как эндогенно-экзогенный процесс. Инкорпорация в теоретическую модель модернизации фактора исторической случайности. Отказ от трактовки модернизации как единого и единовременного процесса системной трансформации. Отказ от жесткого детерминизма любого толка (экономического, политического, культурного, когнитивного). Преимущества модернизационного подхода по сравнению с формационным и цивилизационным подходами в качестве макрообъяснительной модели исторического процесса.^ Тема 12. Проблематика философии истории в России в первой половине XIX в. Европейская философия и православие – источники для формирования собственного мира идей. Влияние на интеллектуальную элиту России немецкой классической философии. Начало самопознания. П.Я. Чаадаев (1794–1886) – христианский философ. «Разработка проблематики «русской идеи». Историософия славянофилов. Выработка «самобы Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте / ^ Отв. ред. Т. И. Ойзерман; АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1990. Гл. 1–5. Internet: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000078/index.shtml Семинар 2: Классическая философия истории Г. Гегеля и философский антропологизм Ф. Шеллинга.^ Литература к занятиюОсновная Гегель Г. Философия истории. Введение // Философия истории. Антология / Сост. Ю.А. Кимелев. М.: Аспект Пресс, 1994. С. 70–99.Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. 1800. // Шеллинг Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1987. С. 324–332, 482–489. ДополнительнаяКоллингвуд Р. Идея истории. М., Директ-Медиа, 2007. Ч. 3. § 6, 7. (см.: Электронная библиотека НИУ–ВШЭ).Коплстон Ф. От Фихте до Ницше / Пер. с англ., вступ. ст. и примеч. В. В. Васильева. М.: Республика, 2004. С. 132–155, 222–262.Гайденко П.П. История Новоевропейской философии в ее связи с наукой. Изд. 3-е. М.: ЛИБРОКОМ, 2011. Гл. 11. Internet: http://www.philosophy.ru/library/gaid/02/0.htmlТема 6. Концепция формации и механизм исторического развития у Карла Маркса(1818–1883).Литература к занятиюОсновная Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Философия истории. Антология / Сост. Ю.А. Кимелев. М.: Аспект Пресс, 1994. С. 100–110.Маркс К. К критике политической экономии // Там же. С. 111–115.Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения: В 9 тт. М., 1987. Т. 6. С. 63–73.Маркс К., Энгельс Ф. Экономические рукописи 1857-1859 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд. Т. 46. Ч. 1. Киев: Политиздат Украины, 1982. ДополнительнаяВильчик Вс. Прощание с Марксом (Алгоритмы истории). М., 1993.Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990. № 11. С. 31–43. Internet: http://abuss.narod.ru/Biblio/gurevich1.htmХут Л.Р. О соотношении формационного и цивилизационного подходов в изучении истории // Вопросы теории и методологии истории: Сб. науч. тр. Вып. 4. Майкоп, 2003. С. 24–42.Тема 7. Концепции социальной эволюции в позитивизме. Семинар 1: Концепции философии истории у О. Конта и Г. Спенсера. Литература к занятиюОсновная Конт О. Основные законы социальной динамики или общая теория естественного прогресса человечества // Философия истории. Антология / Сост. Ю.А. Кимелев. М.: Аспект Пресс, 1994. С. 116–130. Internet: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/zombart/index.phpСпенсер Г. Общество есть организм // Зомбарт В. Социология / Пер. с нем. И.Д. Маркусона. 2. изд. М.: УРСС, 2003. С. 34–46. Internet: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/zombart/index.phpДополнительнаяАрон Р. Этапы развития социологической мысли / Под ред. П.С. Гуревича. М.: Прогресс–Универс, 1993. С. 86–152. Философия истории: Учеб. Пособие / Под ред. проф. А.С. Панарина. М.: Гардарики, 1999. С. 145–147.Журавлев Л. А Позитивизм и проблема исторических законов / Под ред. Ю. А. Замошкина. М.: Изд-во МГУ, 1980.Семинар 2: Критика «историцизма» К. Поппером.Литература к занятиюОсновнаяПоппер К. Нищета историцизма : [Пер. с англ.] / К. Поппер. М.: Прогресс; VIA, 1993. 185 с. Дополнительная Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. М., 1998. Гл. 2. § 11.Кудрина С. А. Анализ и критика попперовского опровержения историцизма: Диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.02. Ярославль, 1994. Тема 8. Неокантианство об историческом познании.Литература к занятиюОсновнаяВиндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2 т. Т. 2: От Канта до Ницше. М.: Терра-Канон-Пресс-Ц, 2000. С. 5–7, 433–512. Виндельбанд В. Что такое философия? // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М.: Юрист, 1995. С. 22–58Дополнительная Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Пер. под ред. С.И. Гессена. М., Республика, 1998