МУ «СОШ № 87»Программа элективного курса для учащихся 9-го класса«Тайны человеческого мозга»Автор Зуева Дина Геннадиевна учитель биологииЗАТО Северск – 2004Программа элективного курса для учащихся 9-го класса.« Тайны человеческого мозга».Пояснительная записка.Одной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей его мозга. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общество нуждается в людях, гармонично развитых во всех отношениях. Это касается любой сферы жизни. Причины введения курса « Тайны человеческого мозга» заключается в том, что при изучении биологии в 8-м классе на тему «Высшая нервная деятельность человека» отводится только 5 часов, что дает лишь поверхностное представление о работе мозга. Современные выпускники основной школы стремятся узнать о себе больше для успешного выбора в дальнейшем. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и в среднем звене, а также очень тесно связана с курсом «Биология» в 8-м классе. Цель данного курса состоит в том, чтобы расширить и углубить знания учащихся о высшей нервной деятельности человека. В задачи входит развивать интерес для познания себя и других людей, научить использовать теоретические знания с прикладными задачами, с практикой общения и деятельности в коллективе. Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий по определенным темам - это увлекательное занятие и одновременно существенный элемент изучения психологии. Программа предполагает чтение лекций, выполнение практических заданий, лабораторных исследований, выполнение тестов и обработку результатов. А также написание и защиту рефератов по отдельным темам, что предусматривает работу с дополнительной литературой. Оценивать рефераты будут сами учащиеся и педагоги школы. В последующем наиболее удачные и интересные работы могут быть продолжены как проекты, защита которых проходит на городском молодежном Форуме и других конкурсах. Данный курс обеспечен фондом библиотеки (основные источники литературы указаны в списке литературы для учителя и для учащихся) и дидактическими материалами, используемыми на уроках биологии (таблицы, муляжи, препараты). Общий объем курса «Тайны человеческого мозга» рассчитан на 17 часов.Тематический план. № п/п Тема Кол-во часов 1 Введение 1 2 Развитие психики в животном мире и становление сознания человека 1 3 Личность и межличностные отношения.Человек и личностьПонятие о группах и коллективах, межличностные отношения в нихПрактическая работа. Проведение социометрии. 3 4 Деятельность, ее структура и основные виды 1 5 Речь и общение. 1 6 Внимание. 1.Понятие о внимании, его видах и свойствах. Практическая работа. Определение объема внимания. 2. Практическая работа. Определение устойчивости внимания. 2 7 Ощущения, их виды и значение. 1 8 Восприятие.Понятие о восприятии и его основных особенностях.Практическая работа. Выявление индивидуальных различий восприятия. Тест Роршарха 2 9 Память. Виды и процессы памяти. Практическая работа. Определение эффективности запоминания. 1 10 Мышление и воображение. Практическая работа. Выполнение заданий на сообразительность. 1 11 Чувства и воля. 1 12 Индивидуально-психологические особенности личности.Виды темперамента. Понятие о характере, его структуре и формировании.Способности, их структура и развитие. 2 Требования к результатам изучения курса.Учащиеся должны знать:- как происходило становление психики человека в процессе эволюции животных и человека;- о роли труда и социальных факторов в развитии личности человека;- физиологические основы психологических процессов;- общие психологические термины, уметь давать им определения.Учащиеся должны уметь:- работать с простейшими психологическими тестами и обрабатывать полученные результаты;- проводить простейшие лабораторные исследования, анализировать и обобщать, полученные данные, делать по ним выводы;- использовать полученные знания в практике общения и деятельности в коллективе.Содержание тем и разделов.1. Введение-1 час.Предмет психологии. Задачи и методы современной психологии. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.2. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека-1 час.Условия возникновения и общие закономерности развития психики и форм поведения в процессе эволюции животных. Общественно-историческая обусловленность возникновения и развития сознания человека. Роль труда в развитии сознания.3. Личность и межличностные отношения-3 часа.Человек и личность. Биологическое и социальное в личности человека. Психологическая структура личности. Интересы, идеалы и мировоззрения личности, как условия, обеспечивающие целостность, устойчивость и направленность личности. Понятие о группах и коллективах. Коллектив и личность, межличностные отношения в группах и коллективах, методы их изучения, выявления и возможности изменения статуса личности в коллективе. Практическая работа. Проведение социометрии.4. Деятельность-1 часа.Общее понятие о деятельности. Структура деятельности.Умения, навыки, привычки и их особенности. Труд, учение и игра, как основные виды человеческой деятельности, их сравнительная характеристика.5. Речь и общение-1 часа.Понятие о языке и речи. Виды речи. Восприятие и понимание речи. Развитие и расстройства речи. Общение как процесс и его функции.6. Внимание-2 часа.Понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания. Виды внимания, их характеристика. Свойства (качества) внимания и их обусловленность.Практическая работа. Определение объема внимания. Определение устойчивости внимания.7. Ощущения-1час.Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Рецепторы и анализаторы. Роль механизмов обратной связи в возникновении ощущений. Классификация ощущений на виды: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые. Компенсаторные возможности ощущений. Чувствительность. Понятие о порогах.8. Восприятие-2 часа.Понятие о восприятии. Зависимость восприятия от направленности личности и других психических процессов. Восприятие и прошлый опыт человека. Основные особенности восприятия (предметность, целостность, избирательность, осмысленность). Восприятие пространства, времени и движений. Иллюзии.Практическая работа. Выявление индивидуальных различий восприятия. Тест Роршаха.9. Память-1 час. Понятие о памяти. Механизмы памяти. Виды памяти: словесно-логическая, образная, двигательная и эмоциональная. Индивидуальные особенности и типы памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Условия, способствующие успешному хранению информации. Представления.Практическая работа. Определение эффективности запоминания.10. Мышление и воображение-1 час.Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Единство мышления и речи. Мыслительные операции. Виды мышления.Понятие о воображении как специфически человеческом виде деятельности. Виды воображения. Мечта как особый вид воображения.Практическая работа. Выполнение заданий на сообразительность.11.Чувства и воля-1 час. Чувства и потребности личности. Роль чувств в познавательной и практической деятельности человека. Социальная обусловленность человеческих чувств. Высшие чувства как результат общественного развития (моральные, интеллектуальные, эстетические).Воля и волевые действия человека. Физиологические механизмы волевого действия. Волевые качества личности.12.Индивидуально-психологические особенности личности-2 часа.Темперамент и его виды. Понятие о характере и его природе. Структура и формирование характера. Понятие о способностях. Структура способностей. Врожденное и приобретенное в способностях.Список литературы:^ Литература для учителя: 1 Анатомия человека в 2 томах. Под ред. Сапина М.Р. М. Медицина 1993. 2 Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. Учебное пособие. М. Высшая школа 1985. 3 Коломенский Я.Л. Человек, психология. М. Просвещение 1980. 4 Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М. Педагогика 1982 5 Крутецкий В.А. Психология. М. Просвещение 1986. 6 Курепина М.М. Воккен Г.Г. Анатомия человека. Учебник М. Просвещение 1979. 7 Курепина М.М. Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас М Просвещение 1979. 8 Лезер Ф. Тренировка памяти. М. Мир 1979. 9 Популярная психология. Хрестоматия. Сост. Мироненко В.В. М. Просвещение 1990.10 Семке В.Я. и др. Этюды о сне. Томск ТГУ 1998.11 Физиология человека в 3 томах. Пер. с англ. М. Мир 1996.12 Фридман Л.М. Кулагина И.Н. Психологический справочник учителя. М. Просвещение 1991.Литература для учащихся: 1 Анатомический атлас для школьников. СПб. 1999. 2 Биологический энциклопедический словарь. Гл. ред. Гиляров М.С. М. Советская энциклопедия 1989. 3 Воронин Л.Г. Колбановский В.Н. Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. М. Просвещение 1984. 4 Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М. Просвещение 1986. 5 Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М. Просвещение 1983. 6 Никишов А.И. Справочник школьника по биологии 6-9 классы. М. Дрофа 1997. 7 Сидоров Е.П. Анатомия и физиология человека для школьников и абитуриентов. М. Просвещение 1996. 8 Хрипкова А.Г. Колесов Д.В. Девочка, подросток, девушка. М. Просвещение 1981. 9 Хрипкова А.Г. Колесов Д,В, Мальчик, подросток, юноша. М. Просвещение 1982. 10 Энциклопедия для детей Аванта+ т.2 Биология. М. Аванта+ 1994.11 Энциклопедия для детей Аванта+ т.18 Человек. М. Аванта+ 2001.12 Энциклопедический словарь школьника. Биология. М. Олма-Пресс 2000.13 Энциклопедический словарь юного биолога. М. Педагогика 1986.Выступление на педсовете 1 апреля 2005 года.«Место и роль элективных курсов в системе предпрофильной подготовки школьников».Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса, при котором должны максимально учитываться интересы, склонности и способности старшеклассников. Один из путей расширения возможности ученика выстраивать индивидуальную образовательную траекторию – создание сети элективных курсов.Время на элективные курсы выделяется из школьного компонента учебного плана.Курсы по выбору могут выполнять несколько функций.Поддержание изучения основных профильных предметов на заданном стандартном уровне. Этого можно достигнуть через насыщение профильного курса, изучаемого на данной ступени школьного образования, дополнительными курсами, расширяющими и углубляющими содержание профильного.Обеспечение внутрипофильной специализации за счет введения курсов разной направленности и содержания, которые могут помочь школьникам в выборе более конкретной области познавательной деятельности в рамках той или иной научной дисциплины.Построение индивидуальных образовательных траекторий, развитие интересов и профориентационных устремлений школьников. Это должно помочь осознать им свои возможности, интересы, предпочтения и оценить правильность своего будущего профессионального выбора.Исходя из функций, можно определить основные принципы формирования элективных курсов:- соответствие методологическим принципам современного познания;- научность;- расширение рамок действующих общеобразовательных и профильных курсов (проявляется при выборе более конкретной области познавательной деятельности);- углубление действующих курсов (Ориентированных на особо одаренных детей);- практическая направленность (поддержание интереса школьников к профильному предмету и выработке у них первоначальных навыков, которые могут им пригодиться при обучении в вузе и в будущей профессии);- интегрированный характер;- адресный характер;- развивающий характер;- учет возрастных особенностей (должны быть посильны и интересны);- профессиональная направленность (облегчает процесс выбора будущей профессии и начальную подготовку к ней).Элективные курсы должны быть краткосрочными и чередующимися. Оптимальная продолжительность одна четверть или полугодие. Содержание курсов может выходить за рамки базовых и профильных курсов.Предпрофильная подготовка осуществляется в 9 классе. Это этап дифференциации познавательных способностей учащихся и мягкой профелизации обучения. У учащихся складывается первое представление о творческой научно-исследовательской деятельности, накапливаются умения самостоятельно расширять знания; школьники постигают логику научной деятельности в следующей последовательности: исследование явления, накопление информации о нем, систематизация информации и поиск закономерностей, объяснение закономерностей, установление причин их существования, изложение научной информации, постижение методов научного познания. Происходит раскрытие науки как особого вида деятельности, что необходимо для полноценного усвоения знаний и формирования мировоззрения учащихся. На этом этапе элективные курсы призваны поддержать зарождающийся у школьников интерес к той или иной дисциплине, помочь ему сделать правильный выбор. Обязательные курсы по выбору, предлагаемые девятиклассникам, должны не столько удовлетворять запросы и развивать способности личности в определенной области познавательной деятельности, сколько выялять их интересы, проверять возможности каждого ученика и помогать ему в выборе профиля обучения в старшей школе. Поэтому многие курсы по выбору, предлагаемые учащимся на этапе профильной подготовки, должны иметь развивающую, практическую направленность. В меньшей степени элективные курсы на этом этапе должны способствовать расширению и углублению основного курса той или иной школьной дисциплины. Элективные курсы, предлагаемые учащимся 10-11 классов, в основном направлены на углубление и расширение программ профильных курсов, и на выявление специфики деятельности и требований, предъявляемых к специалистам в различных сферах деятельности. При проведении занятий по элективным курсам в 10-11 классах преобладающими становятся вузовские формы организации и виды учебной деятельности: обзорные и установочные лекции, семинары, коллоквиумы, собеседования, зачеты, лабораторные и лабораторно-практические занятия. Все это обеспечивает высокую степень готовности к вступительным экзаменам в вузы и, главное, к продолжению образования в них.