Абросимова Ольга Витальевна,преподаватель ЦМК «Хоровое дирижирование»ГОУ СПО «Вольское музыкальноеучилище им. В.В.Ковалева (техникум)»Охрана певческого детского голосаЗащита, охрана, сохранение, прикрытие – слова-синонимы. Охрана детского певческого голоса – важнейшая профессиональная задача преподавателя, ведущего дисциплины, непосредственно связанные с пением: хоровой класс, класс вокального ансамбля, класс сольного пения, класс сольфеджио. Систематическое обучение детей пению способствует сохранению здорового голосового аппарата. Дитя. Ребенок. Маленький ЧЕЛОВЕК. До четырнадцати лет. Но он растет, обретая необходимые взрослому человеку компетенции. В том числе и в процессе обучения в школе: общеобразовательной, музыкальной, искусств. Массовое певческое воспитание осуществляется в процессе хоровых занятий. Индивидуальное – на уроках сольного пения или же постановки голоса. Но откуда же берутся голоса ob tuse? Голоса, потерявшие такие наилучшие качества детского голоса как полетность, звонкость. Ухо уже воспринимает и горловой звук, открытый, «белый звук», форсирование звука, детонирование, гнусавость, носовой призвук, качание, или тремоляцию, голоса, несобранный, неопертый звук. Все эти дефекты, как правило, носят приобретенный характер. Основной причиной возникновения являются неверные навыки пения, полученные в результате самостоятельных занятий или плохого обучения. Обратимся к истории, к тем временам, когда стали появляться учебные заведения, название которых – консерватория. Консерватории (итал. сonservatorio (ед. ч.), от латинского сonservo – охранять, сохранять) – учебные заведения, готовящие специалистов в области музыкального искусства. Термин восходит к названию городских приютов в Италии 16 в., где детей обучали ремеслам и музыке (с целью подготовки церковных певчих). Первая консерватория «Санта Мария ди Лорето», появилась в Неаполе в 1537 году. В 16 в. в Неаполе были открыты ещё 3 приюта: «Пиета дель Туркини», «Деи повери ди Джезу Криста» и «Сан Онофрио ди Капуана». В 17 в. преподавание музыки заняло основное место в обучении воспитанников приютов. В 1797 году в результате объединения «Санта Мария ди Лорето» и «Сан Онофрио ди Капуана» возникла консерватория «Лорето и Капуана». В 1806 году к ней присоединились два оставшихся приюта, образовав Королевский музыкальный колледж, позже – Королевский колледж «Сан-Пьетро а Майелла». В Венеции учебные заведения такого типа назывались «оспедале» (т.е. госпиталь, сиротский дом, приют для призрения бедняков, больных). В 16 в. Славились «Делла Пиета», «Деи Мендиканти», «Инкурабили» и оспедалетто (только для девочек) «Санти-Джованни э Паоло». В 18 в. Деятельность этих учебных заведений сократилась. Задачи же, над которыми работали преподаватели вокала 16-18 вв., актуальны и поныне. ^ Школа пения – школа дыхания. «Большое, длинное дыхание должно быть признано одним из главнейших достоинств певца; хотя оно и есть природный дар, но сила его, тем не менее, вырабатывается путем упражнений на гаммах, на протяжных звуках, или же в певучих ариях, в медленном, выдержанном темпе. Ученики должны выучиться дышать легко, незаметно для других. К несчастью, певцы совершают большую ошибку, шумно набирая дыхание, причем способ этот, утомляя поющего, производит на ухо слушателя пренеприятное впечатление. Плохо взятое дыхание может, кроме того, только помешать правильному и полному развитию голоса». Слова эти принадлежат Гаэтано Зейдлеру – знаменитому преподавателю сольного пения19 века. Преобладающего большинства проблем можно избежать, когда начинающие поющие не будут шумно вдыхать носом и только. Ни к чему хорошему не приведет и вдох, столь часто позиционируемый как глубокий, опертый. Плечи не приподнимаются, но слышен характерный «эых». Комплексный назально-оральный вдох можно и должно осуществлять незаметно, губы при таком вдохе минимально приоткрыты. Тренировать такой вдох необходимо. Ученик боится задохнуться? Убедите его в том, что тренированный пловец-ловец жемчуга может задержать дыхание и на 1,5 минуты. При правильной организации высокой позиции звука дыхание будет расходоваться весьма экономно, что не приведет к страху – а не задохнусь ли я? И к испугу – мне не хватает дыхания! Главное – никто не может услышать свой голос в полном формате, что-то неизбежно неслышно. Наши уши на отдалении от места выхода звука. В этом причина многих проблем. Мы не видим уши, не откусим локти, не услышим голос. Не сразу узнается голос при записи. Многие пробовали и очень были удивлены! Примите же это как данность. Детский голос звонок, полётен от природы? Тем более поработайте логопедом! Пригласите ученика в мир стильных, благородных фонем! Ученик будет расти. Его слуховая координация поменяется. Сохраните для его взрослого будущего с помощью активных упругих губ металл в голосе, а этический настрой поможет звучать голосу и воспринимать его любезно и доверительно. Коммуникабельно! Но не уничижительно. Об интонации. Вопрос о том, что все в классе слышали один и тот же тон (от «ля1»), мелодию, фразу, не обсуждается. Вопрос: как все это воспроизвести певчески? Ответ: вдохнуть, приготовить произносимое слово, быть любезным, и дать точную высоту. Запоминание в процессе урока звучания в темперированном строе (воспоминание о ХТК) интервалов жизненно необходимо. Как музыкальное эсперанто. Мы воспроизводим последовательность звуков только мелодически. В ритме, в темпе, в характере, со словами. И это тоже данность. Воспроизвести прежде интервал мысленно, потом назвать сольмизационные слоги, не забывая о диезе, либо бемоле, либо бекаре. Чистоте тона может помочь напоминание о том, что слоги сольмизации – начальные слоги строф гимна 14 века, с которым певцы обращались к Святому Иоанну, покровителю всех поющих. Торжественный настрой поможет петь с точной интонацией. Артикуляция должна быть четкой, звонкой и ясной. Особенно гласных фонем. Именно такие гласные придадут фразе, включающей в себя все глухие согласные звуки современного русского языка - «пастушок Фока хочет щец», полетность и абсолютность в восприятии. А какова же мера открытия рта? Высоко, а не широко. Иначе вы спровоцируете несмыкание связок ученика. И ещё. Безусловно-рефлекторный акт «зевок», столь часто употребляемый для характеристики меры артикуляции гласных «а» или «о», может привести к самым печальным последствиям. Вы избежали у обучаемого сухости во рту, першения, прикашливания – первых звоночков о том, что голос может пострадать? Вам ничего не мешает? Наградой будет радостный, позитивный настрой, продуктивность, успех! Но путь сей долог, тернист и – благороден. К сожалению, есть технологии, от которых можно и жестоко пострадать. Сиюминутный положительный результат может привести к значительным не лучшим последствиям в голосообразовании, а то и к его потере. «Лучше дружить с Гигейей, чем потом общаться с Панацейей», как говорили древние греки. Предотвратить заболевания певческого и дыхательного аппарата ребенка, потом взрослого, – главная задача преподавателя сольного, хорового, ансамблевого пения. Технологии подскажет ваш профессионализм, практика и опыт – «сын ошибок трудных». Столь же важна роль примера-сравнения при объяснении той или иной художественной задачи для её воплощения. Фраза, сказанная доброжелательно, точно характеризующая проблему, а не недостаток, приведёт к значительному движению к лучшему. Лучший же пример, эталон для подрастающего певца – голос его УЧИТЕЛЯ, соответствующий лучшим певческим качествам, никоим образом не подпадающий под статью дефекты певческого звука из вокального словаря. Полетность, неутомляемость, красивое тембровое наполнение голоса обязательно дадут ответное желание спеть так же, как и учитель.Литература: Большая Российская энциклопедия. В 30 томах. Председатель научно-редакторского совета Ю.С.Осипов. Т.15 Конго-Крещение. М., БРЭ. 2010 год. Зейдлер Г. Искусство пения. Общая редакция Н.Л. Дорлиак. М. Музыка. 1987 год. Кочнева И.В., Яковлева А.П. Вокальный словарь. - С.-Петербург. «Лань-пресс». 2003 г. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю.В.Келдыш. Т.2 Гондольера - Корсов. М., «СЭ», 1974 год. Права человека. Основные международные документы. М. «Международные отношения». 1989 год.