Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Города "Золотого Кольца", как уникальные туристские объекты

КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Города «Золотого кольца»как уникальные туристские объекты (на примере Владимира и Суздаля)»
По дисциплине: «География туристскихцентров»
Вязьма 2010

Содержание
Введение
1.        История Малого Золотого Кольца, как история России
2. Города и веси Малого Золотого Кольца
2.1 Владимир
2.1.1 Памятники архитектуры
2.1.2 Монастыри и церкви
2.1.3 Музеи города
2.2 Суздаль
2.2.1 Памятники архитектуры и музеи
3. Основные туристические маршруты по МЗК, предлагаемые туроператорами
3.1 Туроператор «Дельфин»
3.2 Туроператор «Орфей»
3.3 Туроператор «Мультитур»
Заключение
Список используемо литературы
Приложения

Введение
Золотоекольцо России — это группа городов, вошедшая в советские времена в маршрут, созданный для привлеченияиностранцев в Россию. Он знакомил их с историей и культурой нашей страны.
По Золотомукольцу России можно путешествовать в любое время года. В Золотое кольцо входятвосемь основных городов — Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль,Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир.
Автор термина— литератор Юрий Бычков, создавший в 1967 году серию одноимённых очерков длягазеты «Советская Культура» (по другим источникам — «Советская Россия».
Отправившись отдохнуть вэкскурсионный автобусный вояж по Золотому Кольцу, Вы окунетесь в очаровательнуюатмосферу русской провинции, совершите настоящее путешествие по реке времени,увидите древние города России, чей архитектурный облик совершенен, а историяхранит тысячи удивительных легенд.
Все города ЗолотогоКольца живут своей судьбой, своим особым ритмом. Каждый из них пропитанисторией России. Тихие, совсем провинциальные, древние и самобытные городки(Мышкин, Юрьев-Польский) достойны чести стоять в одном ряду с такимижемчужинами, как Суздаль, Углич и Ростов Великий.
Несомненно, ЗолотоеКольцо — это один из наиболее протяженных и популярных маршрутов в России, амногие его города и достопримечательности внесены в Фонд всемирного наследияЮНЕСКО.
Московская, Владимирская, Ивановская, Костромская,Ярославская области – это и есть древняя северо-восточная земля. Но в пределах«Золотого кольца» находится множество городов, городков и сел, частоускользающих от внимания гидов. Хотя бы потому, что находятся они в стороне отглавных дорог или по крайней мере вне обычных предложений агентств. Зачастуюони не менее интересны, чем «главные» центры. В одной Владимирской области – 23города. И многие из них достойны посещения.
Около 30 лет назаднесколько древних городов России к северо-востоку от Москвы были объединены втуристический маршрут, получивший название «Малое Золотое кольцоРоссии». В этих краях сохранились шедевры древнерусского зодчества:церковь Покрова на Нерли, Успенский собор во Владимире с фресками кисти АндреяРублева, кремль Суздаля, ансамбли монастырей. Но это не только заповедныеместа. Города известны и как центры текстильного и льняного производства. Носамое главное — там сохранилась удивительная простота и доброта в общении,неповторимый национальный колорит.
Но сохранили ли мы в своейпамяти славную историю этих мест? К сожалению, нельзя дать положительный ответна этот довольно серьезный вопрос.
Не смотря на быстрый бегвремени, на смену так отличающихся друг от друга как по традициям, так и понравственной культуре поколений, города МЗК продолжает жить в своих памятникахстарины, в поветшавших от времени и «налета» событий, но не утерявших своегозначения в жизни верующих, церквях и монастырях, храмах и соборах, в древнегописьма иконах книгах.
Однако основная цельданной работы заключается не только в том, чтобы ознакомить сдостопримечательностями и туристическими маршрутами Малого Золотого Кольца.
Эта работа по своемусуществу поднимает на всеобщее обсуждение одну из важнейших проблем 21-го века- потеря нравственности, потеря интереса к традициям и культуре предков.
К сожалению, нынешняямолодежь не понимает и не ценит времени, старины, да и, вообще говоря, нестремится понять. Нет времени, чтобы забыть о 'бренных' делах и задуматься онравственности.

1. ИсторияМалого Золотого Кольца, как история России
 
С каждым годомувеличивается неподдельный интерес к влекущему культурному богатствудревнерусских городов Центральной России, растёт поток туристов по городам«Золотого кольца». Ныне эти города превратились в крупные туристские центры.Расширяют свои экспозиции музеи, открываются для обозревания новыеэкскурсионные объекты, созданы даже целые туристские комплексы, во всех городахЗолотого Кольца отлично развита туристическая инфраструктура. Владимир –Суздаль – Иваново – Кострома – Ярославль – Ростов Великий –Переславль-Залесский – Сергиев Посад. Вот главный туристический путь поцентральной России.
Московская, Владимирская,Ивановская, Костромская, Ярославская области – это и есть древняясеверо-восточная земля. Но в пределах «Золотого кольца» находится множествогородов, городков и сел, часто ускользающих от внимания гидов. Хотя бы потому,что находятся они в стороне от главных дорог или, по крайней мере, вне обычныхпредложений агентств. Зачастую они не менее интересны, чем «главные» центры. Водной Владимирской области — 23 города, все туристические объекты Владимирщиныможно объединить в единую тему – «Русь великокняжеская». И многие из нихдостойны посещения. Все они объединены под одно общее название — «Малое ЗолотоеКольцо». Всего лишь 200 километров от Москвы и вы попадаете в совершенно другоймир. Здесь нет суеты и дорожных пробок, жизнь размеренна и нетороплива. Понятиевремени и расстояния — несколько отличны от столичных. Ходить на работупредпочитают пешком — привычка, выработанная годами. Вечером на улицахнемноголюдно, жизнь замирает до утра. Жизненный уклад городов, входящих в«Малое Золотое кольцо» очень схож, несмотря на то, что населениеодних — 30 тысяч человек, других — 600 тысяч.
Несколько веков назад укаждого города был свой норов. Некоторые по своему статусу стояли вышеВладимира. Муром, самый древний из них, был основан в 862 году. До XIII века онбыл очень богатым и многолюдным русским городом. Здесь сама история формировалалюдей степенных, привыкших семь раз отмерить, прежде чем сделать резкий вывод,спокойных и миролюбивых. Возможно, потому, что живут они рядом свеличественными храмами и монастырями, сплошь усыпавшими городок на реке Оке.
Город Владимир славенсвоими памятниками архитектуры. Это Успенский собор с росписями Андрея Рублеваи Даниила Черного, Дмитровский собор и знаменитая белокаменная триумфальнаяарка «Золотые ворота». Владимир был основан князем ВладимиромМономахом в 1108 году. По этому поводу, как сообщает летопись, «состоялосьграндиозное пиршество». Спустя несколько десятилетий другой русский князьАндрей Боголюбский провозгласил город общерусской столицей. Монголо-татарскоенашествие подорвало мощь Владимира, и в XIV веке первенство перешло к Москве.
Александров – опричнаястолица Руси. Слобода была столицей недолго – с 1564 по 1582 год, когда в нейжил Иван Грозный со своим опричным двором. Отсюда царь правил страной. Издавалуказы, выбирал жен, убивал сына и принимал послов. Древний Александровскийкремль – единственное место, где можно въяве представить жизнь Ивана Грозного.
Гусь-Хрустальный –стеклянное сердце Российской империи. Даже в Москве можно увидать коробейников,сиротливо распродающих современные изделия местных заводов и заводиков. Местныймузей хрусталя поможет распознавать подлинные вещи знаменитой фабрики,основанной почти 250 лет тому назад.
Боголюбово — бывшая резиденция князя АндреяБоголюбского. Основание города связывалось духовенством с легендой о явлениибогоматери князю Андрею. После смерти князя Андрея здесь был основан монастырь.
В Вязниках можно посетитьисторико-художественный музей, Музей песни, во многом связанный с именемизвестного поэта Алексея Фатьянова, уроженца города, посмотреть памятникиархитектуры XIX века. В Вязниках открылась экспозиция «Колодецлюбви», отныне ежегодно будет проводиться праздник Песни. Громадноеколичество туристов привлекает ежегодный Фатьяновский праздник.
Гороховец — «Русь купеческая» — один иззамечательных древних городов России. Возник в середине XII века при князеВладимирском Андрее Боголюбском, живописно расположился на высоком правомберегу реки Клязьмы в 18 км от впадения её в Оку.
Как свидетельствуютдокументы, возникновение города Касимов относится к 1152 году, когда первыелетописи упоминают Городец Мещерский (располагался несколько ниже по течениюОки). По повелению князя Юрия Долгорукого Городец Мещерский был превращен вкрепость, которую в 1376 году разгромили татары. При восстановлении город былотстроен на месте современного Касимова.
В краеведческом музеегорода Покров созданы новые экспозиции: «Музей шоколада» остроительстве кондитерской фабрики и «Заезжий двор» о развитииямского промысла. Ежегодно в Петушинском районе проводятся праздник Петуха иЛевитановский праздник.
Суздаль— «Русь православная» — город, векаминамоленный нашими предками, не может оставить равнодушным истинно русскогочеловека. Сюда приезжают чтобы… Да сюда просто приятно приезжать. Вы бывали вСуздале? Суздаль — один из красивейших российских городов. Насчитывает около1000 лет славной самобытной истории. По обилию памятников древнерусскогоискусства и сохранности своего старого внешнего облика Суздаль не знает себеравных и с полным правом считается городом-музеем.

2. Городаи веси Малого Золотого Кольца
 
2.1 Владимир
 
Владимир — город стысячелетней историей, основание которого связывают с именем киевского князяВладимира Святославича. В 990-е годы Владимир Креститель на высоком берегунекогда полноводной Клязьмы основал новую крепость по образу и подобию Киева. Всередине XII в. в период правления князя Андрея Боголюбского Владимирстановится главным городом Северо-Восточной Руси, а во временататаро-монгольского нашествия — общерусской столицей. Князь Андрей, а затем егомладший брат Всеволод «Большое гнездо» превращают крепость взлатоглавый белокаменный град. До наших дней сохранились во Владимиребелокаменные памятники той поры: Золотые ворота, Успенский и Дмитриевскийсоборы.
На долю Владимира выпалимногие значительные героические события. Были и победы, воспетые в народныхсказаниях, и тяжкие времена татаро-монгольского ига.
С возвышением Москвы в 14веке Владимир теряет былую славу. В Москву переезжает митрополит, в Москвувладимирцы отдают величайшую святыню города — чудотворный образ ВладимирскойБожией Матери, по образу и подобию Владимирского Успенского собора АристотельФьораванти строит храм в Кремле.
Провинциальный Владимирпрошлых столетий умилял души современников колокольным благовестом, запахомцветущей вишни да тихими улочками, сохраняя при этом величие старины и обаяниеисторического ландшафта.
Несмотря на то, чтосовременный Владимир — это крупный промышленный центр, город привлекаеттуристов со всего мира, приезжающих полюбоваться белокаменным кружевом древниххрамов.

2.1.1 Памятникиархитектуры
Золотые ворота
Золотыеворота — выдающийсяпамятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построеныв 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целейворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадныйвход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.
СтроилиЗолотые ворота княжеские мастера. Об этом свидетельствует княжеский знак,оставленный строителем на одном из белокаменных блоков. Постройка сложена втехнике полубутовой кладки, широко распространившейся во владимиро-суздальскомзодчестве. Строгие пропорции проездной арки, перекрытой мощным полуциркульнымсводом, и особое изящество небольшой церкви наверху придавали сооружению величественныйхарактер, хорошо соответствующий его назначению.
Во времяправления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел пятьвходных ворот (кроме Золотых, это Медные, Иринины, Серебряные и Волжские). Донаших дней дожили лишь Золотые ворота.
Это былисамые парадные ворота города в XII—XIII веках. Ипатьевская летопись сообщает,что князь их золотом «учини», имея в виду, что они были покрыты листамизолоченой меди, ярко блестевшей на солнце и поражавшей воображение современников.Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами снаружной стороны. Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город. Высотаарки достигала 14 метров. Массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованыхпетлях, примыкали к арочной перемычке, сохраняющейся и ныне. По верху этойперемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевойплощадкой. От настила сохранились лишь гнезда для балок в кладке стен. Вход на площадкуосуществлялся через дверной проем в южной стене, в толще которой проходилакаменная лестница с ползучим коробовым сводом. На этом же уровне спротивоположной стороны лестницы был выход на южную линию земляных валов. Ссевера на валы шел проход прямо с помоста через дверь в стене. Лестница же вюжной стене вела далее на верхнюю боевую площадку, имевшую зубчатые стены ввиде бойниц. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменнаяцерковь Положения риз Богоматери. Она представляла собою довольно стройный храмуже знакомого по постройкам Юрия Долгорукого типа: квадратный в планечетырехстолпный с тремя алтарными апсидами с внутренними и наружными лопаткамина стенах, тремя арочными порталами, цилиндрическим барабаном и скромнымубранством в виде декоративного пояска, идущего посредине высоты фасада.
К сожалению,ворота сохранились с сильными перестройками. К древним частям этого сооруженияотносится широкая проездная арка с мощными боковыми пилонами и боевая площадканад ними, дошедшая фрагментарно.
В 1778 году воротагорели во время большого городского пожара. Несколько лет спустя в связи сосуществлением новой регулярной планировки города валы, примыкавшие к стенамЗолотых ворот, были срыты для устройства проезда около них. Тем самымконструкции воротных опор были ослаблены, и встал вопрос о ремонте древнегосооружения. В 1795 году был принят «прожект» архитектора Чистякова, по которомук углам пилонов были пристроены контрфорсы, заключенные в круглые башни. В этоже время были переложены заново из старого камня своды ворот, а на нихвозведена новая церковь из кирпича, освященная в 1810 году. В таком видеЗолотые ворота и дошли до настоящего времени, хотя с начала XIX веканеоднократно предпринимались попытки восстановить их в первоначальных формах.
Последниеполвека Золотые ворота находятся в ведении Владимиро-Суздальскогомузея-заповедника. В надвратной церкви располагается военно-историческаяэкспозиция. Центральное место в экспозиции занимает диорама, передающая драматическиесобытия февраля 1238 г.: защиту Владимира во время штурма войсками хана Батыя (1972г., автор — народный художник РСФСР Е. И. Дешалыт).
В экспозиции представленооружие и воинское снаряжение разного времени: боевые болты метательной машины,наконечники стрел и копий XIII в., кольчуга бердыш, трофейный польский арбалетначала XVII в., кремневые ружья екатерининской эпохи, стальная кираса имушкетон периода Отечественной войны 1812 г., винтовка, мундир, знамены инаграды конца XIX в., трофейное турецкое оружие.
Экспозицияпродолжается на бывшей боевой площадке, превращенной в начале XIX в. в закрытуюгалерею-паперть. Здесь расположена «Галерея героев-владимирцев»: портреты,мемориальные вещи, документы, фотографии 160 Героев Советского Союза —участников Великой Отечественной войны и героев мирного времени. В экспозициипредставлены образцы лучшего стрелкового оружия, созданного выдающимисяконструкторами-оружейниками из г. Коврова: В. А. Дегтяревым, С. Г. Симоновым,Г. С. Шпагиным и другими. Необычную витрину составили вещи космонавта В. Н.Кубасова.
Успенский собор
Первоначальныйбелокаменный собор был построен великим князем Андреем Боголюбским в 1158—1160годах. Уже в 1161 году собор был расписан.
Согласносообщению В. Н. Татищева, «по снисканию бо его (Андрея Боголюбского)даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему воВладимире строению, а паче по вратам градским, видно, что Архитект достаточныйбыл… Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (ФридрихаБарбароссы), с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимозаметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров извсех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Тогоже лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным ибоголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгимкаменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и потщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры иукраси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь идет не остроителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.
Успенскийсобор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным извысококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского былосущественно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольногоквадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным,его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид —около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были достаточно изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущаласьустремлённость вверх. По высоте (32,3 метра) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.
Успенский собор АндреяБоголюбского. Реконструкция С. В. Заграевского.
И стены, икрестчатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние,так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профильлопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход отподпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы,и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-ВосточнойРуси.
По даннымраскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цокольпредставлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах ЮрияДолгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть егосохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капителиколонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатыеконсоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками.Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитыераствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положенмелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.
Вход на хорысобора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслусеверной стены храма.
Храм1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этотдекор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов несохранился, но Н. Н. Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этогодекора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.
Фасадычленились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонталиразделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находилисьрельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение АлександраМакедонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные иженские маски. В интерьере собора сохранились фигурные «капители1158—1160 гг. в виде сдвоенных лежащих львов.
Живописьсобора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 г. относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза (в севернойгалерее).
Вопрос околичестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (вчастности, Е. Е. Голубинский полагал храм пятиглавым,Н. Н. Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализлетописных источников, проведенный Т. П. Тимофеевой, иархитектурно-археологические исследования С. В. Заграевского показаливерность гипотезы Е. Е. Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.
После пожара 1185года Всеволод III значительно расширил собор. К храму Боголюбского былипристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора.Увеличилась также алтарная часть, а по углам были поставлены четыре малыеглавы. Собор стал пятинефным и более вместительным (ширина — 30,8 метра, длина без учета апсид — 30 метров).
Членение стенгалерей Всеволода повторило членение стен собора 1158—1160 годов. Закомарыгалерей расположились несколько ниже закомар собора Андрея, что придало храму вперестройке 1186—1189 годов некоторую «ступенчатость». Новые апсиды быливынесены к востоку от старых. В галереях Всеволода отсутствуют угловыекомпартименты с северо-востока и юго-востока, а восточные малые главы сдвинутык западу и существенно меньше западных глав.
В стенахсобора Андрея Боголюбского при перестройке были пробиты дополнительные арки, призванныеобеспечить единство внутреннего пространства храма. Хоры собора послеперестройки слились с хорами собора Андрея, образовав единое пространствозначительной площади.
Фасадывсеволодовых галерей членятся по вертикали пилястрами с колонками на прясла,плавно завершающиеся вверху закомарами. Аркатурно-колончатый пояс, состоящий из114 колонок, разделяет плоскости стен на два яруса, каждый из которых имеетсвой ряд щелевидных окон: более простых и узких — внизу, более широких, сперспективными скосами — вверху.
Суровые гладивнешних стен слегка оживлены рельефами, некоторые из которых перенесены сюда состен собора Андрея Боголюбского, а некоторые выполнены заново во временаобстройки собора Всеволодом III.
ФигурыАртемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры назаиконостасных столпах относятся к росписи 1189 г.
Относительностроителей галерей Всеволода летопись отмечает, что князь «иже не ища мастеровот Немець, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и от своих».
В стенахгалерей, в специально созданных нишах-аркосолиях, были захоронены многиепредставители владимирского великокняжеского дома, а также епископы. В севернойгалерее захоронены сами строители собора — князья Андрей Боголюбский и егобрат Всеволод III.
Отпервоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились толькофрагменты. Вновь собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным (1408).От росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшногосуда», занимавшей всю западную часть храма. Большинство дошедших до нас фресокбыли выполнены в XIX веке.
Рядом ссобором в 1810 году была сооружена стройная колокольня. Колокольня представляетсобой четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, сарочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золоченым шпилем. В 1862году по проекту архитектора Н. А. Артлебена между колокольней иУспенским собором был построен Георгиевский придел, который с севера слился снижним ярусом колокольни.В 1886—1891стены собора во многих местах были заново облицованы белым камнем. Тогда жеутраченные на фасадах рельефы были заменены новыми, отличить которые от древнихпомогает более сухая графическая манера их резьбы.
Успенскийсобор включен в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятникиВладимира и Суздаля».
В настоящеевремя Успенский собор находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальскогомузея-заповедника, является главным кафедральным собором Владимирской епархии.В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейнаяэкспозиция.
Старинныефрески собора находятся в опасности из-за несоблюдения нормтемпературно-влажностного режима, связанного с использованием собора не тольков качестве музея, но и в качестве действующего храма[2].
Дмитриевский собор
Храм (XII в.) во имясвятого Дмитрия Солунского построил князь Всеволод Большое Гнездо, в крещенииДмитрий. Строительство собора связывают с рождением одного из сыновей князя,также крещеного Дмитрием. Постави церковь камену на своём дворе, в своёимя , — сообщает летопись.
Уникально декоративноеубранство Дмитриевского собора — более тысячи резных камней.
Центральный, самыйкрупный рельеф с надписью — сидящий на троне библейский Давид — пастух,псалмопевец, царь и пророк. К трону Давида, как бы славя Творца, собирается всятварь земная и небесная: львы и барсы, птицы и грифоны. Есть и другие персонажи- Александр Македонский, Самсон, побеждающий льва, Соломон, совершающий своизнаменитые подвиги Геракл. На рельефе северного фасада изображен сам князьВсеволод с сыновьями. В сложной системе средневековых образов все имело свойсимволический смысл, и пластическое убранство Дмитриевского собора языкоминосказаний говорило об идеальных человеческих качествах, о самом главном — о смыслежизни. Фрески, современные зданию, уцелели только под хорами — сидящие апостолыи ангелы из композиции Страшный суд на центральном своде, Шествие в рай и ЛоноАвраамово на южном своде.
Памятник внесён в списоквсемирного наследия ЮНЕСКО.
 
2.1.2 Монастырии церкви
Рождественскиймонастырь.Богородице-Рождественский монастырьбыл основан в 1191 г. на территории городского кремля князем Всеволодом БольшоеГнездо. В тот же год здесь был возведён белокаменный Рождественский собор.Только в середине 16 в. уступил первенство Троице-Сергиевой лавре. В 1263 г. здесь был похоронен великий владимирский князь Александр Невский, принявший перед кончиноймонашеский постриг. В сер. 18 в. волею дочери Петра I Елизаветы Петровнымонастырь был обращён в архиерейский дом.
В настоящеевремя на территории монастыря, который был вновь освящён в 1991 г. сохранились постройки 17-18 веков: святые врата с церковью Александра Невского, Христо — Рождественский храм, архиерейские палаты, братский корпус. На местеразрушенного в 1930 г. белокаменного Рождественского собора возведён новыйхрам, вновь построена шатровая колокольня.
Богородицкаяцерковь.Единственный сохранившийся в городе памятник культовой архитектуры 17в.
Церковьпостроена в 1649г. на средства владимирских купцов. Долгое время при ней былженский монастырь, после упразднения которого храм стал домовой церковьюнаходившейся рядом семинарии. В начале 90-х годов прошлого века церковь былапередана общине старообрядцев.
Вознесенскаяцерковь. Украшеннаякокошниками и фигурными наличниками церковь возведена на высоком городскомхолме в 1764г. В древности на этом стратегически важном месте располагалсядеревянный Вознесенский монастырь, сожжённый татаро-монголами во времянашествия 1238г.
Храмдействующий.
Георгиевскаяцерковь. В 1157г.Юрий Долгорукий поставил на княжеском дворе белокаменный собор в честь своегонебесного покровителя святого великомученика Георгия Победоносца. Собор сгорели на его фундаменте в 1784г. был построен новый храм.
Князь-Владимирскаяцерковь. Построена в1785г. на территории загородного кладбища. Храм принадлежит к типу трапезныхцерквей (с западной стороны позднее была пристроена придельная трапезнаяцерковь). В конце 19 в. по проекту епархиального архитектора Н.Д.Корицкого былавозведена колокольня. У южной стены храма похоронены уроженцы Владимира братьяСтолетовы — генерал от инфантерии Н.Г. Столетов и выдающийся русский физик А.Г.Столетов.
Константино-Еленинскаяцерковь. Церковьпостроена во второй половине 18 в. на территории основанного в 14 в. московскиммитрополитом Алексием одноимённого монастыря. После того, как из-за ветхостизданий и скудности средств содержания в 1775 г. обитель была закрыта, храм был передан общине села Доброе. Сто лет спустя на средства крестьянина М.Д. Куликоварядом с церковью была выстроена колокольня.
Михайло-Архангельскаяцерковь. Церковь ишатровая колокольня построены в 1788 г. на средства прихожан села Красное. Храмосвящён в память Архангела Михаила — предводителя небесного ангельскоговоинства. Церковь была закрыта в 30-е годы и вновь открыта в начале 90-х годовпрошлого века. При церкви сохранилось старое сельское кладбище.
Никитскаяцерковь. Построенаво 2-ой половине18 в. на средства владимирского купца С. Лазарева на местеКозьмо-Демьяновского монастыря и освящена в память святого мученика Никиты.Храм в первоначальной своей фигуре был в три света, двухэтажный с двумяпрестолами: во имя Козьмы и Демиана — внизу, в честь усекновения главы ИоаннаКрестителя — вверху , — писали Владимирские ведомости в 1872 г. Церковь была закрыта в 1938 г. Сейчас в ней располагаются реставрационные мастерские.
Николо-Кремлёвскаяцерковь. Памятникархитектуры середины 18 в., церковь названа в честь святителя НиколаяЧудотворца. Её месторасположение — территория бывшего городского кремля.
В 20-е годыпрошлого столетия храм был закрыт. С 1962 г. здесь размещается городской планетарий.
Спасо-Преображенскаяи Никольская церкви.Храмы расположены на месте княжеского двора Андрея Боголюбского, которыйнекогда украшала белокаменная церковь Спаса. Позднее здесь образовался СпасскийЗлатовратский монастырь, просуществовавший до 1764 г. Существующие в настоящее время Спасо-Преображенская и Никольская церкви построены в 17- 18веках по типу парных церквей (большой холодный летний и маленький тёплый зимнийхрамы).
Николо-Галейскаяцерковь. Каменнаяцерковь на берегу р. Клязьмы построена на средства посадского человека ИванаПавлыгина на месте некогда существовавшей деревянной и освещена в честь НиколаяЧудотворца — покровителя путешествующих. Своё название в Галеях получила всвязи с тем, что напротив церкви издавна находилась пристань, куда причаливалисуда — галеи, а за близость к воде в народе именовалась как церковь НиколыМокрого.
Троицкаяцерковь. Церковьпостроена в 1740 г. Её декоративное оформление выполнено в стиле, характерномдля посадских церквей конца 17 — начала 18 в.
Действующийхрам.
ЦерковьАрхистратига МихаилаЦерковь была построена в 1893 г. по завещанию и на средства отставного капитанаФ.Г. Архангельского и на частные благотворительные пожертвования. Вновьпостроенный храм в византийском стиле имеет весьма красивый наружный вид ивесьма изящный внутри, но очень небольших размеров — может вмещать не более 300или 400 человек , — писала губернская газета. Закрытая в 1929 г. церковь вновь освящена в 1997 г.
Троицкая(Красная) церковьТроицкая церковь, построенная в 1916 г. из красного кирпича (отсюда названиеКрасная) в псевдорусском стиле, является последней культовой постройкойдореволюционного Владимира. Храм, сооружённый на средства купцов-старообрядцевдля старообрядческой общины, использовался по назначению до 1928 г., затем служил складом и женским общежитием. С 1974 г. в церкви размещается экспозицияВладимиро-Суздальского музея — заповедника Хрусталь, лаковая миниатюра, вышивка.
Костёл св.Розария Пречистой Девы Марии Построен в 1891 г. по решению городской Думы для солдатпольско-литовского полка, сосланных во Владимир царским правительством, на ихсобственные средства. Закрыт в 30-е годы. В настоящее время — приход Римскойкатолической церкви.
 
2.1.3 Музеигорода
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
ГосударственныйВладимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей — заповедник, один из старейших в России, включен в Государственный свод особоценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В 1998 годустал лауреатом конкурса „Лучший музей Европы-98“, был награждендипломом Европейского Музейного Форума „Особая похвала — признание — 98“. В настоящее время 55 памятников архитектуры, 10 из которых включены вСписок Всемирного наследия ЮНЕСКО, 37 музейных экспозиций, 4 выставочных залапривлекают большое количество туристов из разных стран.
Особойгордостью музея-заповедника является Культурно-образовательный комплекс»Палаты" во Владимире. Здесь действует Детский музейный центр, неимеющий аналогов в России.
Музей — заповедник проводит обзорные и тематические экскурсии на пяти языках(английский, немецкий, французский, испанский, итальянский) по памятникам и экспозициямВладимира, Суздаля, Гусь-Хрустального, Боголюбова, Кидекши.
Туристы могутпослушать колокольные звоны, купить сувениры в музейном художественном салоне«Владимирский шик». Взрослые и дети с интересом посмотрятподготовленные музейными сотрудниками театрализованные представления:«Прогулка по старому городу», «Мастерство и вдохновение» — демонстрация эксклюзивных костюмов, «Бал в дворянской усадьбе» — знакомство с традициями бала и старинными танцами. Музей-заповедник подарит Вамуникальную возможность совершить приятное и познавательное путешествие нетолько в пространстве, но и во времени.
2.2 Суздаль
 
О городе История Суздаля уходит далеко впрошлое. Вместе с Ростовом Великим и Муромом он принадлежит к числу древнейшихгородов Центра России. Название получил от земли, которая называлась Суждаль.
У города заметная судьбав истории страны. В разное время он был столицей княжества, центромформирования государственности и русской национальной культуры, центром епархиии городом с развитыми ремеслами и торговлей.
Сейчас город широкоизвестен как город-музей. На его территории (площадь города 9 кв. км.)сохранилось около 300 памятников архитектуры 13- 19вв., среди которых ансамбльсооружений древнего Кремля, 5 монастырских ансамблей, 30 посадских церквей и 14колоколен 17-18 вв., десятки великолепных образцов гражданской застройки 18-19вв. По обилию памятников, по сохранности городского ансамбля Суздаль уникален.Основные архитектурные ансамбли Суздаля — Кремль, Покровский и Спасо-Евфимиевмонастыри, а также церковь Бориса и Глеба в Кидекше внесены ЮНЕСКО в СписокВсемирного культурного наследия.
Город называют«жемчужиной „в Золотом кольце“ России. Великолепно сохранившийсягородской ансамбль, древняя планировка города, изобилие памятников и уникальныхмузеев, отсутствие промышленности и девственная природа придают Суздалюнезабываемый вид города-сказки и привлекают ценителей русской старины со всехуголков Земли.
2.2.1 Памятникиархитектуры и музеи
Суздальский кремль
Суздальский кремль самая древняя частьСуздаля, расположенная в излучине реки Каменки. Кремль сохранил земляные валы ирвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архиерейского дома с древнимсобором.
Здесь можно погулять повалу, послушать бой древних курантов, восстановленных в 1967 году, без усталилюбоваться бесконечным разнообразием архитектурных форм — галерей, арок,шатров, главок, изразцов, наличников, крылечек, а в помещениях архиерейскогодома — посмотреть множество экспозиций.
Рождественский собор XIIIв. Рождественский собор- главный суздальский храм — один из последних памятников домонгольскогозодчества владимиро — суздальской земли.
В интерьере соборасохранилось много редкостей: на стенах и столбах живопись ХV-ХVII веков,замечательный иконостас с иконами ХVII столетия, знаменитые суздальские»златые врата", множество церковной утвари.
В настоящее время соборзакрыт на реставрацию, а находившиеся в нем редкости перенесены в соборнуюколокольню.
В 1993 году собор внесенв список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Памятникгражданской архитектуры XV — XVIII вв. Сложной планировки дом удачно сочетает всебе особенности деревянного «хоромного строения» с регулярнойгеометрией, размахом и «светлостью» каменных дворцовых палат. Впомещениях дома расположено несколько экспозиций.
Мощный шатровый столп сдействующими часами — курантами того же времени в ярусе звона.
В круглом зале бывшейцеркви, что располагалась в нижнем ярусе столпа, находится выставка«Сокровища Рождественского собора Суздальского Кремля», гдеэкспонируются уникальные памятники древнерусской живописи и декоративноприкладного искусства ХIII — ХYII веков, хранившиеся в стенах древнего храма дореставрации, в том числе и уникальные «златые врата» собора ХIIIвека.
Крестовая палата
«Крестоваяпалата» — торжественная приемная палата суздальских митрополитов. Ееотличают огромные размеры — площадь в 338 кв.м, девятиметровая высота сводовбез единого опорного столба. Всем своим обликом и устройством палата выходит запределы традиционного древнерусского зодчества, приближаясь к европейскомустилю.
История Суздаля В экспозиции представлены уникальныеэкспонаты: актовая печать с изображением Дмитрия Солунского, принадлежавшая,вероятно, Всеволоду III Большое Гнездо; детская шелковая рубашечка с серебрянымшитьем — предание связывает ее с легендарным сыном великого князя Василия III иего первой жены Соломонии Сабуровой, впоследствии монахини Покровскогомонастыря, колокол в 67 пудов весом, который был отлит в 1552 году при ИванеГрозном, рукописное евангелие — памятник книжного и ювелирного искусства началаXVII в. — вклад князя Дмитрия Пожарского в Спасо-Евфимиев монастырь, да идругие не менее интересные реликвии, дающие возможность зримо представитьразличные аспекты почти тысячелетней истории Суздаля. Здесь можно увидеть иприз Международной Федерации журналистов и писателей, пишущих о туризме,«Золотое яблоко», врученный Суздалю в 1983 году.
Ансамбль Покровскогомонастыря
Датой основания монастырясчитается 1364 год, однако архитектурный ансамбль его сложился в XVI веке,когда монастырь стал местом ссылки опальных цариц и женщин знатных боярскихфамилий. Печальную память о пожизненных узниках монастыря хранит усыпальница вподклете Покровского собора.
Монастырь — действующий.Ему принадлежат собор, здание богадельни, хозяйственные постройки. Вдомиках-кельях, построенных заново в 70-х годах на месте обветшавших старыхдомов, размещаются гостиничные номера суздальского туристического комплекса.
Покровский собор Торжественный, величественный и в тоже время очень лиричный храм, сочетающий в себе черты местной и московскойархитектурных школ. В соборе не было росписей. Его белые стены и керамическийпол могли бы создать впечатление подчеркнутого аскетизма, но великолепные иконыи произведения художественного шитья, делают интерьер изысканным и праздничным.
Церковь Зачатия Анны Церковь построена в 1551 году. Этобольшая двухэтажная постройка со скромным орнаментом из красного кирпича.Просторный зал трапезной палаты впечатляет сводами, опирающимися на единыйстолп, стоящий в центре. К палате примыкает маленькая Зачатьевская церковь,обозначенная снаружи лишь изящной главкой.
Приказная изба Приказная изба (начало XVIII в.) — памятник гражданской архитектуры. В ней воссоздан, с привлечением подлинныхэкспонатов XVII-XIX вв., интерьер Приказной избы XVIII века, откуда велосьуправление большим хозяйством монастыря. Здесь же размещена выставка по историиженского Покровского монастыря, одной из древнейших и аристократических русскихобителей, узницами которой были многие великие княгини и царицы.
Спасо-ЕфимиевскиймонастырьСпасо-Ефимиевский монастырь был основан в XIV в. на северной окраине Суздалякак крепость, призванная защищать город от врагов внешних и внутренних. Почтина полтора километра тянутся мощные крепостные стены монастыря с двенадцатьюбоевыми башнями. Существующий ансамбль сложился в ХVI-ХVII веках.
После революции натерритории монастыря первоначально был открыт политизолятор, затем лагерь длявоеннопленных, впоследствии колония для малолетних правонарушителей.
С 1967 года весь ансамбль Спасо-Евфимиевамонастыря входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Послереставрации и приспособления памятников впервые была проведена комплекснаямузеефикация всего монастыря, создан комплекс разнообразных музейныхэкспозиций. Весь ансамбль монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Спасо-Преображенский собор XVI в.
Спасо-Преображенскийсобор — главный храм монастыря, построенный в традициях древней белокаменнойархитектуры Суздаля. Он монументален и строг. Гордость собора — фрески,созданные артелью костромских мастеров во главе со знаменитым иконописцем тоговремени Гурием Никитиным, до этого расписывавшем соборы Московского Кремля,храмы Ярославля, Костромы, Ростова. Работа в Суздале — последнее творениеизвестного мастера. В настоящее время отреставрированные фрески, наряднымковром покрывающие все стены внутри собора, полностью раскрыты от позднихзаписей, прекрасно высвечены и вновь поражают своей красотой.
Архимандритский корпус Архимандритский корпус XVII века — дом с высокими тесовыми кровлями, деревянными галереями и крылечками, которыеотличают жилые палаты от других монастырских зданий.
В пяти залах верхнегоэтажа Архимандритского корпуса размещается экспозиция «Книжные сокровищашести столетий», где представлены рукописные и печатные книги XV — XXвеков. Оформление и музейное оборудование каждого зала передают дух соответствующейэпохи. Здесь можно увидеть и лист летописи на пергамене, прекрасныефаксимильные издания первых на Руси книг, великолепные образцы книжныхорнаментов, первую печатную книгу «Апостол» Ивана Федорова,знаменитую «Грамматику» Мелетия Смотрицкого, которую М.В.Ломоносовназвал «вратами учености», Псалтирь в стихах Симеона Полоцкого — первую поэтическую книгу на Руси. Один из самых примечательных экспонатоввыставки — огромное рукописное Евангелие конца XVII в. в серебряномгравированном окладе работы известного мастера Оружейной палаты АфанасияТрухменского — вклад царевны Софьи Алексеевны в суздальский Рождественскийсобор.
Представлены книги иболее близкого к нам времени — прижизненные издания И.С. Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др. Библиографической редкостью являетсяпервый сборник стихотворений А.С. Пушкина.
На первом этаже зданияоткрыта выставка «Русские иконы ХVIII — начала ХХ веков», гдеэкспонируются иконы конца ХVIII-начала ХХ веков — работы местных и московскихиконописцев, дающие представление о новых чертах и стилистическом многообразиирусской иконописи этого периода. Один из залов посвящен яркому и самобытномуискусству Мстеры. Большая часть произведений экспонируется впервые.
Благовещенская надвратнаяцерковь
В оформлении фасадовхрама использован характерный для ХYII столетия прием ассиметричного убранства:окна имеют разные объемы и формы, различные украшения наличников.
В интерьере выставка«Д.М.Пожарский — национальный герой России». Выдающийся полководецначала XVII века Дмитрий Михайлович Пожарский, уроженец Суздальской земли,похоронен на территории монастыря. В надвратной церкви Благовещения размещенаэкспозиция, посвященная выдающемуся земляку. В ней представлены почти всевклады Пожарских в Суздаль. Нарядный интерьер церкви освещает паникадило — вклад Дмитрия Михайловича Пожарского на помин души брата Василия. О временибоевых действий повествуют пищали, пушки, копья и бердыши. В экспозиции шестьбелокаменных надгробных плит из усыпальницы Пожарских, разрушенной в серединеXVII века, среди них надгробия отца и матери полководца.
Братский корпус Братский корпус XVII — XIX вв. — двухэтажное, почти стометровой длины здание в восточной части монастырскогоансамбля. Нижний этаж здания имеет традиционную, характерную для ХVII векапланировку жилых деревянных изб — сени, клеть. Ряд красных крылец подводят квходам в сени, из которых можно попасть в жилые помещения, устроенные втрадициях ХVII века. Фасады здания украшены затейливыми наличниками.
В помещениях братскогокорпуса монтируется выставка «Из истории суздальских монастырей».
Звонница Звонница — редкий памятникдревнерусской архитектуры ХVI-ХVII вв. Ее облик складывался на протяжении двухстолетий: в ХVI веке был построен девятигранный столп колокольни с небольшойцерковью «под звонами». В ХVII веке к столпу пристроили арки звона,объединив их единой стеной, изукрашенной орнаментом, характерным для той поры.
Силами сотрудников музеясобрано и установлено на звоннице 17 колоколов. Каждый час звонари музея радуюттуристов концертами колокольных звонов.
Успенская церковь Успенская церковь — нач. ХVI века. — построенная по преданию в память о рождении Ивана IV, будущего царя ИванаГрозного — церковь является одним из редких шатровых каменных храмов,прославивших древнерусскую архитектуру. К церкви примыкает характерная для тоговремени одностолпная трапезная палата со сводами.
Никольская больничнаяцерковь Редкий памятникцерковного и гражданского зодчества. Построена в 1669г. Представляет собойбесстолпный одноглавый храм с декоративными закомарами-кокошниками на фасадах инарядными наличниками окон. К церкви примыкает двухярусная больничная палата. Винтерьере размещена экспозиция «Золотая кладовая». Здесь представленыпредметы русского декоративно-прикладного искусства X-XX веков.
Тюремный корпус Тюремный корпус XVIII в. — длинноеодноэтажное здание в северной части монастыря.
В бывших тюремных камерахразвернута выставка «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековойистории». Экспозиция построена на основе архивных документов Тайнойэкспедиции, Синода, Министерства внутренних дел, Владимирской духовнойконсистории и рассекреченных материалов современных архивов. Здесь пересеклисьтрагические судьбы узников монастырской тюрьмы, тюрьмы НКВД, лагерявоеннопленных.
Александровский монастырь
По преданию основанАлександром Невским. Сохранившиеся постройки — Вознесенская церковь, колокольня- построены в конце XVII века. Монастырь прекратил существование в 60-х годахXVIII века. В настоящее время ансамбль Александровского монастыря находится впользовании АО «Суздальреставрация».
Ризоположенский монастырь
Основан в 1207 году.Широкую известность получил благодаря дочери Черниговского князя МихаилаВсеволодовича преподобной Евфросиньи (1227 — 1274 гг.). Наиболее значительныепостройки монастыря: Ризоположенский собор сер. XVI века, колокольня нач. XIXвысота которой 72 метра (её строительство связывают с изгнанием Наполеона),уникальные шатровые Святые ворота, построенные в 17 веке суздальскими мастерамиИваном Маминым, Иваном Грязновым и Андреем Шмаковым.
Сейчас часть территориимонастыря занимает действующий женский монастырь.
Посадский дом
Среди многочисленныхпамятников суздальской архитектуры особое место занимает Посадский дом — единственный в Суздале и очень редкий на Руси памятник жилого каменногозодчества ХVII века.
Воссозданный жилойинтерьер дает возможность познакомиться с предметами обстановки жителей Суздалядопетровского времени: встроенные лавки с «опушкою», резной стол,покрытый столешницей, шкаф-поставец, сундук, иконы в «красном» углу,нарядные лубки.
Музейдеревянного зодчества
Музейдеревянного зодчества и крестьянского быта в городе Суздале был задуман какрегиональный музей. Здесь показана уходящая в историю строительная и бытоваякультура сельских жителей Владимирской области ХYIII — ХIХ веков.
Музейпредставляет собой своеобразное село с улицей, домами, культовым центром,вынесенными за околицу хозяйственными постройками.
Открытые влетнее время интерьеры дают туристам возможность увидеть, ощутить, как жили,трудились, творили наши предки.

3. Основныетуристические маршруты по МЗК, предлагаемые туроператорами
 
3.1Туроператор «Дельфин»На сайтетурфирмы «Дельфин» достаточно широко и полно рассмотрены города как и БольшогоЗолотого Кольца, так и Малого. Сейчас наряду со словами «Золотое КольцоРоссии», мы можем услышать и «Серебряное Кольцо России», а также«Малое Золотое Кольцо России» и соответственно «Большое ЗолотоеКольцо России».
Программа тура«Малое Золотое кольцо России» (4 дн./3 н.) весна-лето
/>Владимир — Боголюбово — Суздаль — Кострома — Ярославль- Ростов Великий — Переславль-Залесский — Сергиев Посад
Общая информация: Классический маршрут подходит длялюбого времени года и дает возможность посетить все города Золотого кольца закороткий срок.
Размещение: ГТК «Суздаль»(Турцентр-Ризалит) ***, г. Суздаль: 1-, 2- Гостиница расположена в тихом месте в излучинереки Каменки.
Адрес: г. Суздаль, ул. Коровники, 45.
Гостиница «Азимут Отель» ***, г. Кострома: 1-, 2-местныееврономера Гостиница расположена за чертой города, но в 3 км от центра в лесном массиве и представляет собой 3-этажное здание.
Адрес: г.Кострома, ул.Магистральная, д.40
Проезд: Комфортабельный автобус-иномарка илимикроавтобус в случае набора группы менее 14 человек.
Питание: Полный пансион (с обеда по обед).
Программа тура:
1 день: 07.45 Сбор группы у ст. м. «ВДНХ»,справа от г-цы «Космос» (по схеме отправления). 08.00. Отъезд из Москвы вСергиев Посад 09.30 – Экскурсия в Троице-Сергиеву Лавру: архитектура, Успенскийи Троицкий соборы. 11.00 – Отъезд в Переславль-Залесский. 12.00 – Экскурсия поПереславлю-Залесскому. Красная площадь. Спасо-Преображенский собор. 13.00 –Отъезд в Ростов Великий — первое упоминание в летописях в 862 г. Город являлся одним из крупнейших центров православия на Руси, там разместилась епископская, азатем и митрополичья кафедра. 14.00 – Обед в ресторане города Ростов Великий.15.00 – Экскурсия по Ростову Великому с посещением достопримечательностей:Ростовский кремль, Музей древнерусского искусства «Митрополичьипалаты».17.00 – Отъезд в Кострому. 19.00 – Размещение в гостинице. 20.00 –Ужин в ресторане гостиницы.
2 день: 08.00 – Завтрак в ресторанегостиницы. 09.00 – Отъезд в Ярославль — город, который упоминается впервые в 1071 г. и носит имя князя Ярослава Мудрого. 10.00 – Экскурсия по Ярославлю с осмотром территорииСпасо-Преображенского монастыря, церкви Ильи пророка. 13.00 – Обед в ресторанегорода. 14.00 – Отъезд в Кострому. 15.00 – Обзорная экскурсия по Костроме — купеческий город, центр которого полностью сохранил архитектурный ансамбльТорговых рядов (18-19 вв.). Пожарная каланча 19 в. Знаменитый Ипатьевскиймонастырь — колыбель династии Романовых. Богоявленско-Анастасиин монастырь,другие храмы и памятники. Посещение Ипатьевского и Богоявленско-Анастасиинмонастырей. 20.00 – Ужин в ресторане гостиницы.
3 день: 08.00 – Завтрак в ресторанегостиницы. 09.00 – Отъезд в г. Суздаль — город, границы которого не менялись сконца XVIII в. 13.00 – Обед в ресторане города Суздаля. 14.00 – Экскурсия поСуздалю: осмотр города, Кремль, Спасо-Ефимиев монастырь, Покровский монастырь.Музей деревянного зодчества. 18.30 – Размещение в гостинице. 20.00 – Ужин вресторане гостиницы.
4 день: 08.30 – Завтрак в ресторанегостиницы. 09.30 – Отъезд в п. Боголюбово. Бывшая резиденция князя АндреяБоголюбского – один из основателей русского государства.
Вы посетите Боголюбский монастырь и церковь Покрова на Нерли. Переезд воВладимир. Экскурсия по Владимиру: город, Успенский и Дмитриевский соборы,Золотые ворота, Музей хрусталя и лаковой миниатюры /или экспозиция «СтарыйВладимир». 14.00 – Обед в ресторане г. Владимира. 15.00 – Отъезд в Москву.20.00 – Ориентировочное время прибытия в Москву (к станции метро «ВДНХ»).
3.2Туроператор «Орфей»Программа «Суздаль — Владимир – Боголюбово»
Неувядаемая классикаотечественного туризма. Классический маршрут выходного дня по «Золотомукольцу России» с 1993 года.
1 день. 07:45 –сбор группы у памятника М.Ю.Лермонтову, метро «Красные ворота», выход наКаланчевскую улицу. 08:00 — отъезд из Москвы на автобусе с гидом. Путеваяинформация по маршруту. Прибытие в г. Владимир. Обед. Обзорная экскурсия погороду с осмотром памятников XII в.: Успенский собор с фресками Андрея Рублева,Дмитриевский собор, Золотые ворота. Музей «Старый Владимир». Поездка вБоголюбово к знаменитой церкви Покрова на Нерли. Размещение во Владимире. Ужин.
2 день. Завтрак.Отъезд в Суздаль. Обзорная экскурсия по городу. Кремль. Рождественский соборXIII-XVI в.в. Спасо-Евфимиев монастырь. Музей деревянного зодчества икрестьянского быта: территория (круглогодично), избы (посещение с мая пооктябрь). Торговые ряды. Отправление в Москву. Прибытие в Москву поздновечером.
Фирма оставляет за собойправо менять порядок экскурсий (производить замену музеев при необходимости),не уменьшая при этом экскурсионного объёма тура. Время отправления и прибытия вМоскву является ориентировочным, и не может считаться обязательным пунктомпрограммы. В случае несвоевременного заезда туристов, фирма не обязана возмещатьпропущенные туристами услуги.
В стоимость входит:
—   Транспортноеобслуживание по всему маршруту
—   Гид по всемумаршруту
—   Проживание вгостинице г. Владимир
—   Питание: 1 день –обед, ужин, 2 день – завтрак
Экскурсии по программе,входные билеты
3.3Туроператор «Мультитур»
Программа Владимир – Боголюбово– Гусь – Хрустальный – Кидекша — Суздаль
Сборный тур для индивидуальных туристов
1 день. 08:15 Встреча группы сгидом ст. м «Комсомольская», площадка у Ярославского вокзала, памятник Ленину.На лобовом стекле автобуса табличка «Владимир» (просим за сутки до начала турасмотреть мобильный телефон гида на сайте, в разделе «Информация поотправлению»!).
08:30 Выезд во Владимир. Путевая информация помаршруту. Прибытие во Владимир. Обедв ресторане города. Обзорная экскурсия с осмотром Успенского и Дмитриевскогособоров, Золотых Ворот, экспозиция «Старый Владимир» / музей Хрусталя и лаковойминиатюры. Экскурсия в Боголюбово,церковь «Покрова на Нерли» (осмотр церкви – в зависимости от погодных условий),посещение действующего женского Боголюбского монастыря. Размещение в гостинице«Золотое кольцо» г. Владимир. Ужинв ресторане гостиницы.
2 день Завтрак вресторане гостиницы («шведский стол»). Отъезд в Гусь-Хрустальный. Экскурсия в музей Хрусталя в Георгиевскомсоборе, выставочный зал. Покупка хрусталя в фирменных салонах. Обед в кафе города. Свободное время.Ужин в ресторанегостиницы.
3 день. Завтракв ресторане гостиницы («шведский стол»). Отъезд в Кидекшу. Экскурсия в храм «Бориса иГлеба» — первый белокаменный храм на Руси. Экскурсия в Суздаль с осмотромКремля и Крестовой палаты, Спасо-Евфимьевского монастыря (Преображенскийсобор), Покровского монастыря, прогулка по Музею Деревянного Зодчества (влетнее время). Обед вресторане города. Свободное время. Отъезд в Москву.
21:00 Возвращение в Москву (время прибытияориентировочное).
В стоимость входит: проживание в гостинице, питание попрограмме, автобусное и экскурсионное обслуживание по программе, входные билетыв музеи, услуги гида – экскурсовода.

Заключение
 
Маршрут по древнерусскимгородам Владимиро-Суздальской земли, на северо-восток от Москвы, получилширокую известность под названием «Малое Золотое кольцо». Действительно, вгородах «кольца» сосредоточены замечательные историко-архитектурные памятники –гордость и слава русского национального искусства. Тихое и спокойное течениежизни сохранило их, сформировав нрав и характер жителей.
С каждым годомувеличивается неподдельный интерес к влекущему культурному богатству региона,растёт поток туристов по городам «Малого Золотого кольца». Ныне эти городастановятся известными туристскими центрами. Расширяют свои экспозиции музеи,открываются для обозревания новые экскурсионные объекты, созданы даже целыетуристские комплексы, во всех городах МЗК хорошо развита туристическаяинфраструктура.
Каждый город можетгордиться своей «эксклюзивной», неповторимой историей, насчитывающей нескольковеков. Несметное количество православных монастырей, святынь и храмов,расположенных в данном регионе, притягивает большое число паломников. Район МЗКбогат произведениями народного искусства. В музеях вашему взору предложеныобразцы старинных художественных промыслов: изделия искусных кружевниц иювелиров, лаковая миниатюра и живопись по эмали (финифть), резьба по дереву икости.
Всего данный регионнасчитывает более 20-ти увлекательнейших культурных мест. А вместе онисоставляют сокровищницу русской культуры. «Малое Золотое Кольцо» – нагляднаяэнциклопедия древнерусской архитектуры.
Сохранив их, потомкисмогут умиротворенно созерцать и учиться красоте и гордости, спокойствию ивеличию этих мест.

Списокиспользованной литературы
1.        материалы сайта www.multitour.ru/
2.        материалы сайта www.delfin-tour.ru/
3.        материалы с сайта www.orfey.net/
4.         Бычков Ю.А.  Десятников В. В… По «Золотому кольцу» России. Планета, 1981 г. 256 стр.
5.        Чайка А. В поисках Родины.- Владимир 2006.
6.        Иванова О.Р.  По «Золотому кольцу». Путеводитель покультурно-историческим памятникам.- Русич. 2001.

Приложения
/>
Рисунок 1. КартаЗолотого и Малого Золотого Кольца России. Цифрами на карте указано расстояние вкилометрах.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.