Реферат по предмету "Разное"


А. Н. Моховиков ттелефонное консультирование

ТТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ А.Н.Моховиков ТТЕЛЕФОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ2-епереработанноеМосква Смысл 2001 ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА 4ПРЕДИСЛОВИЕ 5ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА ко второму изданию 8Введение: ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ТЕЛЕФОННАЯ ПОМОЩЬ: М.БУБЕР И М.М.БАХТИН ПРОТИВ Б.ПАСКАЛЯ И Г-Г.ГАДАМЕРА 91 история возникновения телефонного консультирования, ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ, ОБУЧЕНИЕ. 15Глава 1. ИСТОРИЯ ТЕЛЕФОННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЗА РУБЕЖОМ 15Александр Галич 15Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕФОННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПОСТТОТАЛИТАРНОМ ОБЩЕСТВЕ 22Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ И ЭТИКА ТЕЛЕФОННОЙ ПОМОЩИ 29Глава 4. МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ НА ОСНОВЕ ОПЫТА. 35Глава 5ФЕНОМЕН «СГОРАНИЯ» У ТЕЛЕФОННЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ 40Глава 6. ПРАКТИКА СУПЕРВИЗИИ В ТЕЛЕФОННОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 44Глава 7. РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЛУЖБАХ НЕОТЛОЖНОЙ ТЕЛЕФОННОЙ ПОМОЩИ 51Глава 8. ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ 57Глава 9. ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛЕФОННОГО ДИАЛОГА 66Глава 10. ЯЗЫК ТЕЛЕФОННОГО ДИАЛОГА 75Глава 11. ТЕЛЕФОННЫЙ ДИАЛОГ И ПРОСТЫЕ ЭРИКСОНИАНСКИЕ ТЕХНИКИ 81Глава 12.ПСИХОЛОГИЯ РЕГУЛЯРНЫХ («ЗАВИСАЮЩИХ») АБОНЕНТОВ 85Глава 13. ПСИХОЛОГИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ 90Глава 14. БЕСЕДА С АГРЕССИВНЫМ И МАНИПУЛЯТИВНЫМ АБОНЕНТАМИ 95Глава 15. ОШИБКИ ТЕЛЕФОННОГО ДИАЛОГА И ИСКУССТВО ЕГО ЗАВЕРШЕНИЯ 99Глава 16. МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ТЕЛЕФОННАЯ ПОМОЩЬ 103Глава 17. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 107Глава 18. ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ТЕЛЕФОННАЯ ПОМОЩЬ 112Глава 19. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА 120Глава 20. КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ 126^ 20.2. АБОНЕНТЫ, ПЕРЕЖИВШИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ 13220.3. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЕЗНИ И УМИРАНИЯ 13920.4. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 14420.5. ПСИХОЛОГИЯ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ 150Глава 21. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 157^ 21.2. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 17121.3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, И ГРУППЫ РИСКА 18121 А. ПРЕВЕНЦИЯ, ИНТЕРВЕНЦИЯ И ПОСТВЕНЦИЯ 193^ 21.5. БИОЭТИКА И САМОУБИЙСТВО 202Глава 22. ПРОБЛЕМЫ АДЦИКЦИИ 20822.1. АЛКОГОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 20822.2. ПРОБЛЕМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ 216^ 22.3. ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ 22022.4. КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ 225Глава 23. СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ТЕЛЕФОННОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 240Глава 24. ТЕЛЕФОННОЕ ОБЩЕНИЕ С ДУШЕВНОБОЛЬНЫМИ 245Приложение 1.КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЦЕНТР КОНСУЛЬТАТИВНОЙ 250^ ТЕЛЕФОННОЙ ПОМОЩИ 250Приложение 2. ЭТИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЛУЖБ НЕОТЛОЖНОЙ ТЕЛЕФОННОЙ ПОМОЩИ 261 В книге рассматриваются вопросы теории и практики телефонной психологической помощи как особого направления в психологическом консультировании. Особое внимание уде­лено психотехническим аспектам телефонного консультирова­ния и частным проблемам телефонной помощи. Рекомендуется как практическое руководство для сотрудни­ков служб неотложной телефонной помощи — «Телефонов до­верия», студентам психологических факультетов, а также прак­тическим психологам, специалистам по социальной работе и суицидологам.^ ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА Телефонная психологическая помощь — дело для на­шей страны новое. В 1989 г. во всем бывшем СССР ра­ботало не более десяти таких линий. Сегодня, по дан­ным Российской ассоциации телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП), число таких ли­ний в России приближается к 220. Около 2500 их со­трудников (профессиональных психологов и волонте­ров) отвечают не менее чем на 1,5 миллиона звонков в год. Если очень условно принять среднюю продол­жительность разговора с абонентом за полчаса, это складывается в 31250 дней или 85,6 лет. На что же ухо­дит это время? Ради чего два человека по оба конца те­лефонного провода тратят самое дорогое, что у них есть, — часы и дни своей жизни? Может быть, лучше всего на этот вопрос ответил один мальчик лет семи. В 1989 г. в Институте психоте­рапии и консультирования «Гармония» благодаря ини­циативе Е.С.Креславского был открыт «дважды первый» тогда еще в СССР (первый негосударственный и пер­вый для детей) телефон экстренной помощи. И пер­вый звонок был от мальчика, который сказал: «Я дома один. Мне так плохо и скучно. Я услышал по радио ваш телефон. Поговорите со мной немножко». Люди звонят, когда им плохо и они нуждаются в собеседнике. Телефонная психологическая помощь бесплатна и анонимна — поэтому ее сотрудники не могут предста­вить таких статистик, какие представляют, например, врачи: поступило столько-то больных с такими-то рас­стройствами, лечились так-то, вылечилось столько-то. Но о необходимости и полезности таких служб доста­точно убедительно говорят и мировой опыт, и тот факт, что число служб и обращающихся в них людей продолжает расти, и — иногда — звонки абонентов, говорящих «спасибо» за то, что они продолжают жить, за помощь в разрешении каких-то проблем, за сохра­ненную семью или не превратившийся в войну на вза­имное уничтожение развод, — каждый за что-то свое (хотя чаще всего люди предпочитают, преодолев «по­лосу проблем», оглядываться на нее пореже). Со 2 ноября 1953 г. — дня рождения телефонной пси­хологической помощи — прошло 45 лет, но до сих пор некоторые люди не могут принять ее, видя в ней лишь «новомодный выверт» или признак угрожающего рас­пада межчеловеческих связей и культуры. Между тем, речь идет не о распаде, но как раз наоборот — об адап­тации к новым условиям человеческой жизни, связан­ным с нарастающим ускорением ее темпов и все уве­личивающимся многообразием, то есть как раз с тем, о чем человечество мечтало, сочиняя сначала сказки, а потом фантастические романы, большинство из кото­рых предупреждало (но мы не хотели или не умели ус­лышать), что в воплощающихся мечтах и сбывающих­ся сказках проблемы не исчезнут, а сменятся другими. Одной из таких проблем представляется возрастающая свобода выбора в уплотняющемся, ускоряющемся, ус­ложняющемся и все более многообразном мире. Элвин Тоффлер называет реакцию на столкновение с призна­ками наступающего будущего «культурным шоком», или «футурошоком», но при необходимости дать явле­нию эпонимическое наименование я бы назвал его «синдромом старика Хоттабыча». Подобно этому пер­сонажу, мы теряемся, пугаемся, тревожимся перед ли­цом непривычного будущего, ставшего настоящим. Но было бы ошибкой сочинять новую сказку о том, что человек и человеческие отношения не меняются на ус­коряющихся путях цивилизации и можно получить все ее прелести, оставаясь прежними и сохраняя прежние стереотипы отношений. Ответом на осознание несбыточности таких сказок стали многие явления и процес­сы, особенно ярко проявившиеся в послевоенное вре­мя, — от рождения гуманистической психологии до «экспансии психотерапии во внеклиническую среду» и появления организационной терапии, пасторского консультирования, ко-консультирования и, в том чис­ле, телефонного психологического консультирования. Литературы на эту тему пока немного. Начиная с 1992 г. выходит журнал «Вестник РАТЭПП», выпуще­но несколько небольших переводных пособий, теле­фонные службы обмениваются своими материалами. Но в основном приходится обращаться к литературе по психологическому консультированию и психотерапии, преломляя ее через призму специфики телефонного консультирования. Между тем, потребность в «своей» литературе растет по мере развития дела, углубления его профессиональной рефлексии и включения в него все большего количества волонтеров, не являющихся про­фессиональными психологами. Уменьшению сущест­вующего пробела и служит эта книга нашего украинс­кого коллеги. Никоим образом не предваряя мнения читателя, дол­жен заметить, что она, во-первых, не является полным и исчерпывающим руководством по телефонному кон­сультированию, а во-вторых, как замечает в предис­ловии сам автор, не избегает дискуссионных положений и не претендует на непогрешимость. Читателя, склонного видеть в печатном тексте свод заповедей и истин, это может разочаровать. Но кто-то откроет для себя возмож­ность диалога и дискуссии — мысленных или в так или иначе организованном общении с автором. Трудно не согласиться с утверждением автора о мно­жественности подходов к телефонному консультирова­нию. В одних фигурой гештальта консультирования яв­ляются классифицируемые проблемы у классифицируе­мых людей, а способы построения диалога — средством, своего рода техническим фоном. Другие, наоборот, со­средоточены больше на технической стороне. Для треть­их главной фигурой консультирования оказывается уникальность встречи этого консультанта с этим абонентом в это время по этому поводу — уникальность, по от­ношению к которой классификации и технологии пред­стают фоном: проблемы можно классифицировать, тех­нологии — выбирать, развивать и совершенствовать, но по отношению к абоненту действует правило О.Ман­дельштама: «Не сравнивай — живущий несравним». Чет­вертые видят эти три подхода как ступени профессио­нального роста, дискутируя по поводу того, в каком порядке располагаются эти ступени. В конечном же ито­ге консультант, как и психотерапевт, работает собой — без этого телефонное консультирование можно было бы перепоручить компьютерному центру. Возможно, эти мои соображения не бесспорны. Но именно они удер­живали меня как редактора от вмешательства в логику и взгляды автора, от подтягивания их к некоему «об­щему знаменателю», действительная общность которого для меня весьма сомнительна. Вместо этого, там, где мне представлялось необходимым, я делал сноски, вступая с автором в диалог, к которому он приглашал, иногда дополняя, иногда уточняя, иногда дискутируя, иногда привлекая внимание читателя к альтернативным подхо­дам и точкам зрения. Хочу надеяться, что это не поме­шает читателю и будет воспринято им как приглашение к диалогическому чтению, помогающему сделать из ле­жащей перед ним книги для всех — книгу для себя. Доктмед.наук В.Е.КаганПРЕДИСЛОВИЕ Настоящая монография — первое в Восточной Евро­пе руководство по теории и практике телефонной пси­хологической помощи. Она впервые увидела свет семь лет назад (Киев: Асаёетргезз, 1994). Однако интенсивное раз­витие этого направления психологического консультиро­вания заставило существенно переработать и дополнить текст первого издания. Читатель, знакомый с ним, в сущ­ности, встретится с новой книгой. В последние десятилетия неотложная помощь и пси­хологическое консультирование по телефону получили широкое распространение во многих странах мира. Те­лефонное консультирование, к которому по праву мо­жет быть применено определение великого Мартина Бубера — «исцеляющая встреча», уверенно занимает достойное место в психологической практике, интег­рируя в своей деятельности современные знания и под­ходы прикладной психологии, психиатрии, различных направлений психотерапии и социальной работы. На­ходясь на пересечении этих сфер, оно является само­стоятельным направлением со своей спецификой эти­ческих подходов и принципов организации, характер­ным спектром психологических проблем и методов консультирования нуждающихся. Поскольку неотложная телефонная помощь в стра­нах СНГ интенсивно развивается только в последние годы, существенной проблемой является подготовка и повышение квалификации консультантов служб. Нема­лый опыт в этом деле принадлежит Российской ассо­циации телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП). Важным шагом в решении проблемы является обеспечение этих служб руководствами и мето­дическими рекомендациями по отдельным проблемам телефонного консультирования. Эта книга призвана за­полнить познавательную брешь и помочь освоению тео­рии и практики телефонной психологической помощи. Как построена книга? Особое внимание уделено осо­бенностям оказания телефонной помощи в условиях посттоталитарного общества, принципам работы и эти­ке служб, а также различным аспектам психологии те­лефонного диалога. Специальные разделы построены традиционным для психологического консультирования образом — в соответствии с типовыми обращениями абонентов. Существенное место отводится консультиро­ванию саморазрушающего поведения, прежде всего, различного рода суицидальных тенденций. Наряду с из­ложением теоретических аспектов психологии типич­ных проблемных ситуаций, важное место отводится практическим аспектам консультирования. На примере конкретных обращений автор стремился показать, ка­ким образом можно наиболее эффективно использо­вать «дружескую помощь», элементы экзистенциаль­ной, эриксонианской, гештальт-терапии, трансактно-го анализа и нейролингвистического программирования. Подробно изложить все подходы в рамках одной кни­ги невозможно, да и не представляется необходимым для повседневной работы телефонных консультантов, оказывающих, в основном, первую психологическую помощь. Будучи первой монографией в этой области, книга, очевидно, не лишена недостатков. Ряд положе­ний носит дискуссионный характер, что имеет целью привлечь внимание читателя к альтернативным моделям психологического консультирования. Автор будет при­знателен за конструктивные замечания и предложения коллег. Эта книга так бы и осталась на этапе привлекатель­ного замысла, если бы не многолетний самоотвержен­ный труд всех консультантов Одесского «Телефона до­верия» («Одесских самаритян»), доброжелательная настойчивость и бескорыстная поддержка директора Одес­ского центра социально-психологической помощи де­тям, подросткам и молодежи Леопольда Мендельсона, проведшего немало часов за набором текста рукописи. Автор приносит искреннюю благодарность Борису Хер­сонскому, директору колледжа «Социум» (Одесса) за дружеские советы и предложения, а также благоприят­ную возможность читать систематические курсы по те­лефонному консультированию, положенные в основу монографии. Также с благодарностью автор вспомина­ет Александра Яременко, директора Института проблем молодежи (Киев), чьей прозорливости обязано появ­ление первого издания книги. Автор прекрасно отдает себе отчет в том, что это ис­следование было бы невозможным без неоценимого вклада Ольги Донец (Одесса), неустанный труд кото­рой сделал доступным многие зарубежные материалы по телефонному консультированию. Идея книги, по-видимому, осталась бы неосуществи­мой без уникальной возможности воспользоваться опы­том работы «Линий Жизни» в Окленде (Новая Зелан­дия) и творческими озарениями их директора Брюса Мэки; «Международных кризисных линий» и их пре­зидента Мэри Фрэнсис Сил и, давших мощный импульс развитию служб телефонной помощи в России и на Украине. Целому ряду интересных мыслей и продуктив­ных находок автор обязан памятным беседам с профес­сором психологии Иудейского университета в Иеруса­лиме Тамар Крон, директором службы «Ричаут» Карен Истер (США), одним из старейших волонтеров англий­ского движения «Самаритяне» Норманом Кейром (Ве­ликобритания). Общение и плодотворное сотрудничество с корифе­ем современной суицидологии профессором Эдвином Шнейдманом (США), исполнительным директором Американской ассоциации суицидологии доктором Лан-ни Берманом и другими американскими специалиста­ми, работающими в сфере превенции самоубийств (Норманом Фарбероу, Генри Сейденом, Кристофером Лукасом, Терри Малтцбергером, Карен Данн-Мексим, Ричардом Стилихой), а также коллегами по Междуна­родной ассоциации профилактики самоубийств — Данутой Вассерман (Швеция), Армином Шмидтке (Германия), Айри Вярник (Эстония), Унни Билле-Браг (Дания), Вандой Скотт (Великобритания), Хашитомо Такагаши (Япония), Александром Ботсисом (Греция) способствовало появлению многих страниц этой кни­ги, посвященных различным аспектам суицидального поведения. С сердечной теплотой автор вспоминает основателя Всемирного движения телефонной помощи Чада Вару (Великобритания) и президента Международной федера­ции служб неотложной телефонной помощи Тео ван Ой-пена (Нидерланды), вице-президента Федерации «Ино-чино Денва» (Япония) Юкио Сайто, президента Польс­кого товарищества телефонов доверия профессора Гражину Швентецку и ее соратников (Иренеуша Кафли-ка, Терезу Михаляк, Адама Клодецкого, Кристину Эндер), телефонных консультантов Швеции (Олле Маделанда), Венгрии (Илону Шаги), Югославии (Славицу Селякович-Буршич), Швейцарии (Сюзетт Эглофф), Великобрита­нии (Криса Холлиса) и многих коллег из других стран, чей живой интерес, благожелательность и поддержка не только позволили автору понять глобальные, мировоз­зренческие аспекты телефонного консультирования, но и давали необходимый заряд душевной энергии для про­должения работы. Моей матери, несомненно, принадлежит пальма пер­венства в создании режима наибольшего благоприятство­вания при работе над этой книгой. Автор выражает искреннюю признательность многим российским и украинским коллегам — Евгению Крес-лавскому (Санкт-Петербург), Елене Лешуковой (Мос­ква), профессору Анатолию Чуприкову (Киев), Сергею Горину (Канск), профессору Цезарю Короленко (Но­восибирск), Михаилу Антоненко (Запорожье), профес­сору Владимиру Миневичу (Томск), профессору Алек­сандру Коробову (Симферополь), профессору Виктору Кагану (Санкт-Петербург), Даниилу Хломову, Еле­не Калитеевской (Москва) и профессору Александру Фильцу (Львов) за неоценимую возможность познако­миться с их идеями и обратиться к их уникальному профессиональному опыту при подготовке нового из­дания книги. В заключение нельзя не упомянуть, что монография выходит в свет благодаря инициативе и энтузиазму ди­ректора издательства «Смысл» Дмитрия Леонтьева, чье доброжелательное содействие автор высоко ценит.^ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА ко второму изданию После выхода в свет первого издания этой книги не прошло и двух лет, однако весь тираж разошелся, и от издателей поступило предложение переиздать работу в связи с заявками, продолжающими поступать в издатель­ство. Этот факт свидетельствует о несомненном интересе читателей и, очевидно, о дальнейшем развитии И расши­рении сети служб неотложной телефонной помощи в России и Украине, что не может не радовать автора. Во втором издании сохранилась структура книги. Пе­реработаны и дополнены главы, посвященные суици­дальному поведению, психологии телефонного диалога, острого горя, экзистенциальным аспектам консультиро­вания и телефонному общению с душевнобольными. Вниманию читателя предложены новые главы, касающи­еся практики супервизии в службах неотложной телефон­ной помощи, консультированию абонентов с компью­терной и культовой зависимостью. Пересмотрена и об­новлена рекомендуемая литература. Автор продолжает надеяться, что его не оставят впокое конструктивные замечания и предложения кол­лег, которые стоит направлять по адресу: г. Одесса 65026а/я 74 г. Украина или по электронной почте alexm@te.net.ua^ Введение: ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ТЕЛЕФОННАЯ ПОМОЩЬ: М.БУБЕР И М.М.БАХТИН ПРОТИВ Б.ПАСКАЛЯ И Г-Г.ГАДАМЕРА1 «Всякая настоящая жизнь есть встреча. Человеческая жизнь и человечество начинает существовать в этой встрече, ибо рост внутренней сущности не происходит в отношении человека к самому себе, а в отношении между одним человеком и другим, между людьми».^ Мартин Бубер «Я осознаю себя и становлюсь самим собой, только раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого... Быть — значит быть для другого и через него для себя. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе, смотря на себя, он смотрит в глаза другого или глазами другого».^ ММихаил Бахтин«До чего же мы нелепы с нашим желанием найти опору в себе подобных! Такие же ничтожные как мы, они нам не помогут: в смертный свой час человек одинок. Значит и жить ему надобно так, словно он один на свете». Блез Паскаль «Вот что немыслимо в телефонном диалоге — немыслимо осторожно вслушиваться в готовность другого вступить в диалог, углубиться в него; а вот чем обделен говорящий по телефону человек: он лишен опыта, позволявшего шаг за шагом погружаться в диалог, ввязываться в него настолько, чтобы в итоге между собеседниками возникала такая общность, какую уже не разорвать! Любой телефонный звонок отмечен жестокостью вмешательства в чужую жизнь, даже если твой собеседник заверяет тебя, что рад звонку». Ганс-Георг Гадамер Несомненно, что телефонная помощь призвана слу­жить Любви и Добру, но это также требует оправдания. По своей природе телефонное консультирование пред­ставляет собой направление в развитии знаний о челове­ческих отношениях, возникшее на границах прикладной психологии, психотерапии и социальной работы. Суще­ственный вклад в это направление вносят социология, культурология, юриспруденция и профилактическая пси­хиатрия. Но, очевидно, самым главным вкладом в него является уникальный опыт личности как Человека. Использование в психологическом консультировании телефона не только вводит ограничения и определяет специфику этой помощи, но и открывает новые, порой неожиданно благотворные перспективы. Формой работы в телефонном консультировании является диалог — ос­новная форма человеческого общения. Многие люди достигали в нем большого искусства. Но лишь единицы — Иисус и Конфуций, Будда и Сократ — видели в диалоге нечто большее, чем форму общения, осознавали скры­тую от глаз других сущность человеческого бытия. Ученик Сократа Платон сделал философский диалог совершен­ной формой общения. Для известных мыслителей XX века — Мартина Бубера и Михаила Бахтина — диалог был смыслом и сущно­стью бытия. Их философская антропология может служить достойным обоснованием науки о телефонном консуль­тировании. ^ Мартин Бубер о диалоге Мартин Бубер полагал, что человек уникален из-за его способности вести диалог с другим. Определяющий факт человеческого существования состоит в истинном диало­ге между Человеком и Человеком, основанном на при­знании другого Я во всей его отличности и готовности Я выслушать и ответить ему. «Всякая настоящая жизнь есть встреча, — писал Бубер. — Во встрече содержится реаль­ность жизни человеческого существа. Человеческая жизнь и человечество начинают существовать в этой встрече, ибо рост внутренней сущности не происходит в отношении человека к самому себе, а в отношении между одним че­ловеком и другим, между людьми» {Бубер, 1966. С. 71). Истинное Я проявляется в диалоге, в отношении, во встрече, именно здесь возникают уникальные качества человека. Бубер утверждал, что есть два способа человеческого существования — отношения «Я—ТЫ» и «Я—ОНО». В ходе последних другой человек является объектом для Я, для его наблюдений, анализа, использования или эксплуата­ции. Нельзя прожить без отношений «Я—ОНО». Участвуя в них, мы воспринимаем других людей и вступаем с ними в частичные отношения, находясь на эгоцентричес­кой точке зрения. Нам свойственно задавать вопросы, оценивать ситуацию, классифицировать или категоризовать проблемы, в том числе, чтобы помочь другому че­ловеку. В этом случае, вступая в отношениях «Я-ОНО», мы обращаемся лишь к нужной нам части другого. Даже любовь может быть отношениями «Я—ОНО», если для любящего любимый не существует вне интимных отно­шений. Множество наших встреч проходит на уровне «Я—ОНО», и этого бывает достаточно для разрешения конкретных жизненных ситуаций. Но в каждой такой встрече содержится ожидание и надежда на отношения «Я—ТЫ», которыми преодолеваются изоляция и оди­ночество. Отношения «Я—ТЫ» являются прямыми, взаимными и происходят «здесь-и-теперь». Они выражаются только всем существом Я. В этом диалоге ТЫ воспринимается со всей его уникальностью, ради него самого, а не в смыс­ле частичных отношений с другими вещами или в виде обобщения. Диалог «Я—ТЫ» возникает спонтанно, не­ожиданно, и его не удержать силой. Ожидание и надежда помогают человеку подготовиться к моменту его появле­ния. Оба типа отношений {«Я—ТЫ» и «Я—ОНО») необ­ходимы для жизни, но только первые реализуют нашу сущность и без них человек живет в пустоте, отчужден­ности и одиночестве. Диалог «Я—ТЫ» происходит, по Буберу, в особой межчеловеческой сфере, то есть не в том или ином из его участников, и не в них как едином целом, а между ними, в особой реальности, которая отличается от интрапсихической сферы каждого партнера и области межличност­ных отношений. Именно в межчеловеческой сфере происходит встреча между людьми, полностью при­сутствующими друг для друга, готовыми к открытости, выслушиванию и ответу при обоюдном уважении авто­номности. Интрапсихическая сфера состоит из психичес­ких явлений, происходящих внутри человека и извест­ных лишь ему одному. В межличностной области устанавливаются отношения «Я—ОНО», для которых ха­рактерно восприятие другого человека как объекта для анализа, наблюдения или использования. Лишь при ус­ловии, что говорящий и слушающий полностью откры­ты друг другу, они полноценно участвуют в происходя­щем, даже если это длится всего минуту. Именно в это мгновение они ощущают взаимную связь и оказываются в межчеловеческой сфере. Диалог «Я—ТЫ» требует от участников забыть о том, какое впечатление произведут их слова на других, и стать непосредственными, откры­тыми и искренними. Когда они свободны от забот о воз­можных последствиях общения, они получают уникаль­ную возможность обоюдного полного человеческого при­сутствия.^ Михаил Бахтин о диалоге Для Михаила Михайловича Бахтина центр Вселенной— это личность человека. По своей природе она уникальна, и ее цель состоит в том, чтобы осуществить свое пред­назначение в мире. Это означает, что личность должна не плыть по течению и не раствориться в бытии, но вовре­мя осознать свою уникальность как непреходящую цен­ность. В этом проявляется самореализация человека. Личность прежде всего должна быть, и ее бытие — это ее поступок. Сущность поступка состоит в ответственно­сти, любое действие должно быть пропущено через нрав­ственное сознание человека. Ответственность предполага­ет напряженную осознанность и удержание всей полно­ты содержания жизни. Она состоит, по Бахтину, в первую очередь в осознании чужого слова во мне как слова чу­жого... Таким образом, совершая этот ответственный по­ступок, человек осуществляет свое предназначение и осознает свою и чужую уникальность. Если бытие — это поступок, то он предполагает лич­ность, ориентированную на другого человека, человека, с которым он взаимодействует. Таким образом, мир со­стоит из множества диалогических пар, и каждая связана с другими цепью диалогических контактов (для М.М.Бах­тина: «Быть — значит общаться диалогически» — 1963. С 338). Диалог является, по Бахтину, ответственным поступ­ком, «событием бытия», и его структура может быть опи­сана с помощью трех категорий: 1) я-для-себя, 2) дру­гой -для-меня, 3) я-для-другого. Он предполагает не только существование одного Я, но и присутствие столь же ценного «Я—Другого», с которым происходит диалог. «Я осоз­наю себя и становлюсь самим собой, только раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого... Быть — значит быть для другого и через него — для себя. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе, смотря на себя, он смотрит в глаза другого или глазами другого» {Бахтин, 1963. С. 251). Диалог имеет две стороны: (1) онтологическую — яв­ляется категорией бытия, его событием, некой бесконеч­ной сущностью: «...ничего окончательного в мире еще не произошло, последнее слово мира и о мире еще не ска­зано, мир открыт и свободен, еще все впереди и всегда будет впереди» (Бахтин, 1963. С. 259) и (2) гносеологи­ческую: диалог — это событие, в ходе которого осуще­ствляется познание. Слово является результатом познания человеком мировой тайны, и потому в гносеологии диа­лог имеет свою цель и предел. Диалог является постепенно углубляющимся «событи­ем бытия», в философском смысле принципиально незавершимым и бесконечным. Он протекает на нескольких уровнях: телесном, душевном и доходит до духовного. В духовный уровень диалога вовлечено вечное начало в че­ловеке. В мире ответственных поступков Я и равноцен­ный ему Другой ведут экзистенциальный диалог, но каж­дый из них, в свою очередь, общается с Автором (по Бахтину), творцом, соединяющим людей между собой на уровне духовности.^ Что означает для человека вступление в диалог? Осознавая мир, в котором живет, человек вносит в него осмысленность, которую выражает словами. Диалог как ответственный поступок в этом контексте придает смысл жизни. В его отсутствие человек начинает страдать телесно, душевно или духовно: мир становится страшным от одиночества, бессмысленным и абсурдным. Человек попадает в ситуацию Иова, архетип ее возникает вновь и вновь, в каждой человеческой жизни. Смысл библейской «Книги Иова» состоит не в самих страданиях, выпавших на долю человека (зачем Бог допустил их в судьбе праведника?), не в их безмерной тя­жести (Иов потерял имущество, детей, наконец, пора­женный проказой, был вынужден усесться в пыли и рас­чесывать язвы кусочком черепицы — вот все, что ему осталось в жизни), не в бунте, сопротивлении Богу, не в скрытых угрозах самоубийства, которыми Иов грозит Всевышнему, а в том, что он, не в силах постичь смысл происходящего, стремится «достучаться» до Бога. Иов оказывается в страшном, бессмысленном мире абсурда. Лишь когда Бог вступает в диалог с ним, Иов обретает смысл, перестает чувствовать свою богооставленность (в отсутствие диалога) и получает подтверждение правомер­ности своих вопрошаний. Часто страдания обусловлены не только потерей смысла, но и ностальгией: человек не может нечто забыть и не в состоянии освободиться от груза того, что необходимо преодолеть. В такой ситуации человек полностью живет прошлым. Диалог расширяет туннельное сознание, позволяет увидеть и понять мир как нечто осмысленное в своей целостности. Вступить в диа­лог — означает начать экзистенциально жить в настоящем. Полное вовлечение в диалог помогает преодолеть про­шлое, освободиться от его груза. С момента рождения человек оказывается в простран­стве чужих слов, называющих предметы. Они достаются ему в наследство от предшествующих поколений. Как писал знаменитый немецкий лингвист Вильгельм Гум­больдт: «Язык насыщен переживаниями прежних поко­лений и хранит их живое дыхание» (1984. С. 82). В этом пространстве развивается индивидуальное сознание, цель которого — найти и сказать свое собственное слово. Един­ственным шансом сказать его, обрести собственный го­лос является приобщение к чужому слову («признание чужого слова», по Бахтину). Как же может в вавилонском смешении чужих язы­ков возникнуть свое слово? Оно рождается, когда лич­ность совершает ответственный поступок, вступая в ди­алог с Другим. Так происходит встреча ее бытия и бы­тия Другого. Вступить в диалог — значит, сказав свое слово, вступить в отношение ко всему, что уже было сказано, стать причастным к миру, описанному чужи­ми словами, но изменившемуся благодаря возникно­вению нового диалога. Мир не был сотворен однажды, он рождается каждый раз, когда в нем возникает но­вая диалогическая пара. Вступить в диалог — это означает также необходи­мость выбрать язык. Жизнь требует от человека собран­ности, сконцентрированности, не позволяет расслабить­ся, постоянно ставит перед выбором. В романе Франца Кафки «Процесс» священник рассказывает главному ге­рою Йозефу К. притчу о поселянине, пришедшем к вра­там закона, перед которыми стоит стражник. Поселянин просит пропустить его, но стражник говорит: «Это бес­смысленно, там еще ворота, там другие стражники, го­раздо сильнее меня, которые могут тебя не пропустить». Поселянин пытается подкупить стражника, но тот от­казывается и берет лишь с оговоркой: «Я беру просто для тебя же, чтобы ты не думал, что ты что-то не сде­лал, что ты не сделал чего-то из того, что ты желаешь нужным сделать». Подкуп, однако, не меняет решения стражника. Он не говорит: «Проходи», но и не препят­ствует поселянину силой. Притча заканчивается тем, что поселянин умирает, так и не войдя, а перед тем как испустить дух, слышит слова стражника: «Я сейчас уйду, потому что я тут стоял в воротах, которые были пред­назначены для тебя. Это были ворота только для тебя, больше они никому не нужны». Поселянин не восполь­зовался тем единственным шансом, данным ему, не всту­пил в диалог, не вспомнил евангельское «Стучите и от­ворят вам». Таким образом, в человеке должна быть интенция вступить в диалог, интуитивное предчувствие его необ­ходимости, стремление найти и сказать свое и услышать в потоке слов лишь ему адресованное Слово. Он только тогда становится человеком, когда совершает выбор, пе­реставая плыть по течению, осознавая и осмысливая Сло­во. Но: «Если он забудет принять в расчет обычный ход жизни, то наступит наконец минута, когда более и речи быть не может о выборе, не потому, что последний сде­лан, а потому, что пропущен момент для него, иначе говоря — за человека выбрала сама жизнь, и он потерял себя самого, свое Я» {Кьеркегор, 1994. С. 235). Совершая выбор, вступив в диалог, человек говорит словами, несущими отпечаток его индивидуальности. Слов не значащих, безразличных к смыслу не бывает. «Кто говорит и при каких обстоятельствах говорит — вот что определяет действительный смысл слова» {Бахтин, 1979. С. 212). Вступить в диалог — это значит не только, осознав чужое слово, отделить его от своего, но и отказаться от собственных авторитетных слов. Самореализация личнос­ти состоит из осознания чужого слова, преодоления ав­торитарного и затем авторитетного слова и высказывания своего собственного. Только так человек получает шанс обрести свободу. Тогда он не потеряется в этом огово­ренном чужими словами мире — за потоком штампов проглянет неповторимая индивидуальность и в ситуации разноречия и тиражирования стереотипов найдется мес­то для уникальной личности и ее ответственного поступка. «Для слова (а следовательно для человека) нет ничего страшнее безответности» {Бахтин, 1986. С. 498). Нужно только стремиться быть услышанным, не теряя надежды. Человеку нельзя отказать в диалоге. Это может иметь фатальные последствия. Герман Гессе вспоминает притчу: «Человек шел вдоль обрыва и увидел девушку. Она обер­нулась, и лицо ее было пусто и гладко как камень. "Де­мон!" — ужаснулся человек и бросился бежать. И бежал до тех пор, пока не увидел костра в степи. Подбежав к людям, он рассказал, что демон обратил к нему свое го­лое лицо. "Уж не так ли?" — спросил один из пастухов и провел ладонью перед лицом, и глянул на человека мертвым камнем. И человек умер». Он не погиб от ужаса, но умер от отчаяния, встретив зло там, где искал помощь. Можно сказать, что основная цель диалога при телефон­ном консультировании — восстановление надежды. А это означает: • убедить человека в необходимости диалога как от­ветственного поступка, ибо альтернативой является стра­дание: звонящий страдает и хочет избавиться от мучений, но не осознает, что, вступив в диалог, он по крайней мере, уменьшит их; ориентировать человека на общение с другим чело­веком — в противном случае возникает одиночество; развернуть человека от прошлого к настоящему и будущему: иначе альтернативой станет ностальгия или регрессия; побудить человека идти своим уникальным путем к жизненной цели — иначе его ожидают абсурд, беспо­мощность, безнадежность от отсутствия смысла; убедить человека сделать свой выбор в пользу жиз­ни — иначе альтернативой станет деструкция.^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРАБахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. М.: Худо­жественная литература, 1963.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Художест­венная литература, 1979.Бубер М. Избранные произведения / Пер. с нем. Иеруса­лим: Библиотека Алия, 1989.Бубер М. Два образа веры / Пер. с нем. М.: Респ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.