Н.М.Иовчук, А.А.СеверныйФакторы, влияющие на происхождение социальной и школьной дизадаптации.1. Школьный фактор: отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, несправедливое, грубое, оскорбительное отношение учителя, занижение оценок, отсутствие своевременной помощи даже при обоснованном пропуске занятий, психологическое и физическое насилие.2. Семейный фактор: неблагоприятные материально-бытовые условия, неполная семья, семья с тяжелым эмоциональным климатом, бездуховность, трудовая незанятость родителей или, напротив, их чрезмерная занятость, алкоголизм, наркомания одного или обоих родителей, отторжение ребенка родителями, заброшенность, запущенность или, напротив, заласкивание, чрезмерная опека, хронические, в том числе психические, заболевания в семье, противоречивость политических взглядов в одной семье; несоответствие высказываемых родителями принципов чести, совести, достоинства их реальным поступкам. ^ 3. Средовой фактор: влияние "улицы", асоциальных групп подростков, искаженный образ лидера, кумира, доступность алкоголя, наркотиков, легкость заработка, спекуляции, острота новых ощущений и впечатлений, романтический ореол нарушений закона и т.д.^ 4. Собственно социальный фактор: утрата прежних идеалов при отсутствии новых; стремление к обогащению при потере интереса к приобретению специальности и профессионализму; поляризация общества; появление множества значимых для подростка сверхдорогих соблазнов. Значительную роль в становлении личности играют и средства массовой информации с пропагандой секса, зла, насилия и т.п. Социальный фактор сам по себе не вызывает дизадаптации подростка, но, участвуя в формировании идеологии и нравственной основы созревающей личности, совершенно отличной от представителей старших поколений, в ряде случаев создает предпосылки для социальной дизадаптации. ^ 5. Соматический фактор: тяжелые соматические заболевания, в том числе инфекционные, оставляющие после своего завершения длительные состояния астении; хронические соматические заболевания, требующие длительного и частого стационарного лечения; врожденные уродства; нарушения двигательной сферы, зрения, слуха, речи. ^ 6. Психический фактор: инвалидизирующие тяжелые психические заболевания у детей и подростков встречаются относительно редко и не исчерпывают психической патологии, способной вызвать глубокие формы социальной дизадаптации. В преобладающем большинстве случаев психические расстройства, составляющие основу социальной дизадаптации, относятся к разряду пограничных: резидуально-органические поражения центральной нервной системы (ЦНС) с утомляемостью, истощаемостью, снижением целенаправленности, волевой активности, искажением познавательных процессов, дисгармоничностью психического развития, чрезмерной двигательной активностью; уродливые черты характера возбудимого, неустойчивого, аутистического, истероидного, эпилептоидного или мозаичного круга; невротические реакции и реактивные депрессии, неврозы, невротические развития; задержки психического развития, особенно в сочетании с педагогической запущенностью; легкие и скрытые формы душевных заболеваний (шизофрении, циклотимии), состояния после перенесенных приступов этих заболеваний. 7. Возрастной фактор. Особенности пубертатного периода, в той или иной мере присущие каждому психически здоровому подростку, нельзя не учитывать в общем контексте социальной дизадаптации как предпосылку, почву, возрастную зону риска. 8. Коррекционно-профилактический фактор, к которому относятся наличие или отсутствие медико-социально-психологической службы образовательного учреждения, способной своевременно диагностировать признаки декомпенсации и предотвратить наступление тяжелых форм социальной дизадаптации у школьников; квалификация специалистов такой службы и уровень междисциплинарного взаимодействия в ней.