МОУ «ШУГОЗЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»Сценарий интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 245-летию восшествия на престол Екатерины II. (Из цикла “Романовы”)“Образ Екатерины II глазами историков, художников и писателей ХVIII – XIX веков”Шугозеро 2011 … которая любилаВсе роды славы: дым войныИ дым парнасского кадила.А.С. Пушкин «Мне жаль великия жены…»Цели мероприятия: Привить интерес к важнейшей теме курса истории и литературы “Роль личности в истории’. Помочь учащимся сформировать свою оценку императрицы Екатерины II как одного из выдающихся государственных деятелей России второй половины XVIII века, используя различные точки зрения историков, художников и писателей. Расширить представления о направлениях в культурной жизни России второй половины XVIII века через взаимодействие различных видов художественного творчества. Постараться далекое прошлое сделать более близким, понятным, интересным. Повторить и обобщить материал по теме “Великая Екатерина” в связи с подготовкой к экзаменам учащихся выпускных классов. Подготовить учащихся 7 класса к изучению одной из труднейших тем: “Россия в 1862-1901 гг.” Показать учащимся, как можно подбирать и планировать материал при подготовке к реферированию на широкую тему, касающуюся жизни, творчества, общественной и государственной деятельности великих личностей. Развивать творческие способности учащихся.Средства обучения: портреты Екатерины II кисти Левицкого, Боровиковского; копия портрета Боровиковского, выполненная ученицей 7-б класса Голубевой Ал. Стенд, посвященный литературе Классицизма; Таблички с датами событий того времени; Альбомы репродукций; Выставка литературы по теме.Задания для подготовки к интегрированному мероприятию: “Историкам”: познакомиться с оценкой личности и государственных деяний Екатерины II в трудах В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, А.О. Ишимовой, графа Л.Ф. Сегюра; по данным материалам составить небольшие рассказы с возможным анализом и вопросами к учащимся. “Искусствоведам”: познакомиться по искусствоведческим пособиям с особенностями Классицизма и Сентиментализма в искусстве; повторить материал по учебнику и конспекту в тетради; подготовить сообщения по портретам Левицкого и Боровиковского. “Литературоведам”: рассмотреть оценки, данные Екатерине II русскими писателями Державиным и Пушкиным; соотнести позиции писателей с позициями историков и художников; выучить отрывки из произведений. Подготовить инсценировку отрывка из повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. Екатерина II: подготовиться к выступлению в этой роли; обратиться к мемуарам и эпитафии. Всем учащимся повторить материал по теме “Великая Екатерина”. Провести блиц-опрос в старших классах: - какие ассоциации вызывает у вас имя императрицы Екатерины II? - как вы относитесь к этому государственному деятелю? Пригласить учителей-предметников, библиотекарей, ученицу 10 класса, работающую над рефератом по теме “Екатерина II: женщина и императрица”, учащихся 7 класса, 10 и 11 классов.Ход мероприятия: I. Вводная часть:^ Тема, эпиграф.Запись на доске:А.Н. Радищев «Осьмнадцатое столетие».Г.Р. Державин «Фелица», «Видение Мурзы».А.С. Пушкин «Капитанская дочка»,«Мне жаль великия жены…» Цели урока, цитирование ответов блиц-опроса. Учитель литературы Крылова О.Е., учитель истории Морозова Н.В. Звучит народная песня Псковской губернии о женской доле в исполнении учителя музыки Оскиной Н.С. Стихотворение А.Н. Радищева «Осьмнадцатое столетие» (читает Денисов Алесей) Выступление ведущего.II. Образ Екатерины II в оценке историков. Смирнова Юлия – А.О. Ишимова, «История России в рассказах для детей». Андреев Александр – Л.Ф. Сегюр, «Записки о пребывании в России в царствование Екатерины II». Минин Никита – В.О. Ключевский, «Императрица Екатерина II. Исторические портреты».Звучат слова “Екатерины II” (Травкина Оксана) из записок (автор – М.И. Пыляев). Макаров Михаил – С.Ф. Платонов, «Учебник русской истории».Звучит эпитафия Екатерины II, написанная ею. Выступление ведущего Гузанова Александра (слово искусствоведам).III. Образ Екатерины II в творчестве Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского; в литературе. Бойцева Вика – “искусствовед” – об особенностях русского Классицизма. «Литературовед» Ханжин Олег – об оде “Фелица” Г.Р. Державина. Девяткина Таня, Гвоздева Катя – чтение отрывка наизусть (из оды). Ханжин Олег – идея оды. «Искусствовед» Иванов Олег – о портрете работы Левицкого. Савина Ольга – чтение наизусть стихотворения Г.Р. Державина «Видение Мурзы». «Искусствовед» Бойцева Вероника – о портрете работы В.Л. Боровиковского. Инсценировка из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сцена в саду. Екатерина II – Травкина Оксана, Маша Миронова – Бойкова Наташа. «Литературовед» Бойкова Наташа – о разных точках зрения по поводу образа Екатерины II, созданного Пушкиным. Сорокина Татьяна – чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Мне жаль великия жены…»^ IV. Заключительная часть.Подведение итогов. Учитель литературы Крылова О.Е. (итоги). Учитель истории Морозова Н.В. (выводы, блиц-опрос, связь с современностью). Эксперты: Леонтьева Екатерина (10 кл.), Рябченко Е.Н. – учитель истории, Чекенюк Р.П. – учитель литературы. Другие выступающие: Бойцева Н.П. – учитель химии. Бойцева Н.В. – учитель начальных классов. Обсуждение выводов и оценок на следующем уроке. Список литературы Державин Г.Р. “Фелица”, “Видение Мурзы”. Интегрированные уроки литературы. – Методическое пособие, 2002. История России для детей и взрослых. – М., 2003. Ишимова А.О. “История России в рассказах для детей”. Ключевский В.О. “Империатрица Екатерина II. Исторические портреты”. Петинова Е.Р. “Во дни Екатерины…” – СПб, 2002. Платонов С.Ф. “Учебник русской истории”. Пушкин А.С. “Капитанская дочка”, “Мне жаль великия княжны…”. Радищев А.Н. “Осьмнадцатое столетие”. Сегюр Л.Ф. “Записки о пребывании в России в царствование Екатерины II”. Файнштейн М.Ш. “Вознесены на пьедестал…” – М.,1992. Школьная энциклопедия “Руссика”. История России XVIII-XIX вв. – М., 2003.