Реферат по предмету "Психология"


Понятие и история развития социально-психологического тренинга как сферы деятельности и научно-практического метода

Понятие и история развитиясоциально-психологического тренинга как сферы деятельности инаучно-практического метода
 

Содержание
 
1.Понятие социально-психологического тренинга
2.Развитие социально-психологического тренинга как совокупности активныхгрупповых методов психологического воздействия
2.1Развитие научных взглядов на межличностное взаимодействие
2.2Развитие активных групповых методов в России и в западных странах
1. Понятиесоциально-психологического тренинга
Социально-психологический тренинг (СПТ) – это новая сферадеятельности в России. Новизна ее проявляется, в частности, и в том, что она неимеет вполне устоявшегося названия. В настоящее время существует рядпротиворечий и неясностей в определении тренинга как особой области прикладнойпсихологии. В отечественной и зарубежной литературе фигурируют различныетермины, например, лабораторный тренинг, активная социально-психологическаяподготовка, активное социальное обучение и пр. Термин«социально-психологический тренинг» употребляется чаще и, по-видимому, являетсяболее устоявшимся по сравнению с другими.
Понятие «социально-психологический тренинг» входит в болееширокое понятие «тренинг», которое употребляется во многих областяхдеятельности человека для обозначения действий, направленных на изменениекаких-либо характеристик тренируемого. Например, в спорте, рабочих профессиях илиармии существуют виды деятельности которые представители этих сфер определяюткак тренинг. Необходимо определиться, какое понимание тренинга включает в себяобласть социально-психологического тренинга. Можно выделить четыре смыслаиспользования термина «тренинг»:
1.   Тренинг как своеобразный методдрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами (отрицательным илиположительным подкреплением) вырабатывается нужное поведение тренируемых.
2.   Тренинг как тренировка, в результатекоторой происходит формирование новых свойств и отработка умений и навыков.
3.   Тренинг как метод активного обучения,целью которого является, прежде всего, передача знаний, а также развитиенекоторых умений и навыков.
4.   Тренинг как метод создания условийдля самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решениясобственных проблем.
В любом случае тренинг понимается как метод воздействия сцелью изменений определенных характеристик участников.
В прикладной психологии в ходе тренинга могут применяться всеуказанные методы: и воздействие подкреплением, и тренировка как многократноеповторение, и передача знаний и умений с активным включением тренируемого вучебный процесс, и методы самоанализа. Таким образом степень агрессивностивоздействия не является достаточным фактором отличия тренинга, применяемого вприкладной психологии от других употреблений этого термина. Тренинг впсихологическом понимании этого термина может использоваться для работы слюбыми категориями здоровых людей, в том числе и для работы со спортсменами,трудовыми коллективами или в военных структурах. То есть по критерию объектавоздействия мы можем лишь развести тренинги, применяемые как метод работы спсихически нездоровыми людьми (например в области психотерапии) и тренинги,применяемые для работы с психически здоровыми людьми. Но этого не достаточно,так как в работе с здоровыми людьми понятие «тренинг» используется дляобозначения самых разных типов воздействия. Уместным представляетсяиспользования критерия предмета изменений, которые подразумеваются в ходе тренинговоговоздействия. В практической психологии под тренингом понимают метод илисовокупность методов, которые обеспечивают формирование новых качеств илинавыков с целью решения психологических проблем тренируемого и повышенияэффективности его социальных контактов. Тренинги направлены на самопознание исаморегуляцию, развитие навыков общения и межличностного взаимодействия,коммуникативных и профессиональных умений. Примером может служит групповойтренинг, называемый «Телесно-ориентированная терапия» В. Райха, в которомприменяются упражнения, активно влияющие на физиологию человека, но при этомпредметом воздействия остаются социально-психологические барьеры участников, атело служит лишь средством проведения изменений.
В рамках понятия «тренинг» выделяют множество видовтренингов. В диссертационной работе мы рассматриваем такой вид тренинга как«социально-психологический тренинг». Приведем несколько примеров опубликованныхопределений социально-психологического тренинга. В кратком психологическом словарепредставлено следующее определение: «Совокупность групповых методовформирования умений и навыков самопознания, общения и взаимопонимания людей вгруппе» [56, 212]. К. Рудестам [104] говорит о социально-психологическомтренинге как о совокупности методов опытного обучения, Л. Петровская предлагаетобозначить термином социально-психологический тренинг практику психологическоговоздействия, основанную на активных методах групповой работы. [89] С. Макшановопределяет СПТ как многофункциональный метод преднамеренных измененийпсихологических феноменов человека, группы, организации [73].
Многие авторы вводят понятие социально-психологическоготренинга как совокупность методов. Однако, определяя границы понятия СПТ, И.Вачков пишет: «Современное понимание тренинга включает в себя многиетрадиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждаетискать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии вгруппах» [16, 7]. Действительно, рассматривая СПТ в рамках деятельности по развитиюличности, мы сталкиваемся с разнообразными методами групповой психологическойработы, граничащими с обучением, терапией и коррекцией.

/>
Рис. 1 Соотношение понятий «социально-психологическийтренинг», «психотерапия», «психокоррекция», «обучение».
Емельянов указывает, что существуют формы психологическойработы, которые не укладываются в границы понятия «социально-психологическоготренинга». Он предлагает обозначение «активные групповые методы», считаяпсихологическую работу с коммуникативной стороной деятельности своих клиентоввыходящей за рамки понятия СПТ [29]. Социально-психологический тренингпредставляет совокупность методов с четко обозначенными целями и характеристиками,и входит в группу активных групповых методов психологического воздействия. Рядметодов, применяемых в СПТ применим и в других областях практическойпсихологии, из которых в свою очередь СПТ заимствует некоторые методы работы спсихически здоровыми людьми.
Однако, определяя понятие «социально-психологический тренинг»мы не согласимся с мнением Емельянова, что социально-психологический тренинг,это только наименование набора активных групповых методов, которое не содержитуказания на целевое применение [29]. Г. Марасанов вводит понятие «активныеметоды практической психологии», понимая под этим совокупность приемов, форм испособов психологической практики, входящих в понятие«социально-психологический тренинг» [75]. В данной работе мы будем исходить изположения о том, что социально- психологический тренинг можно определить нетолько как совокупность методов, но и как самостоятельную сферу деятельности,отличную от таких сфер как психотерапия, психокоррекция и обучение. Как сферадеятельности, социально-психологический тренинг является одной из сферприменения активных групповых методов как целенаправленного инструментальногодействия, в процессе которого участники получают возможность присвоить набор«культурных орудий» [37, 5] для овладения новым поведением или изменениястарого поведения.
Для разграничения СПТ и других сфер применения активныхгрупповых методов обозначим некоторые параметры, совокупность которыххарактеризует именно социально-психологический тренинг.
4    Работа ведется с психически здоровымилюдьми.
5    Применяется групповая форма работы.
6    Используются методы практическойпсихологии, подразумевающие активное вовлечение участников группы.
7    В ходе тренинга решаются задачи поразвитию и совершенствованию личности в целом и личностных качеств, необходимыхдля улучшения социального бытия участников.
Все методы СПТ характеризуются, во-первых, ориентацией надостижение обучающего эффекта группового взаимодействия. Во-вторых, эти методыреализуют принцип активности участника путем включения элементов исследования впроцесс тренинга. В-третьих, методы предполагают обучение на моделях, принципметафоризации группового опыта. Под принципом метафоризации мы понимаемиспользование образов и игровых ситуаций для выявления тех эмоций, действий иустановок, которые сложно проявляются при анализе эпизодов обыденной жизни.Примером могут служить такие приемы как сравнивание участниками себя с деревомили другим предметом, графическое изображение своей жизни, упражнения,помещающие участников в экстремальные ситуации: в пустыне, в тюрьме, на Луне ипр.
Все множество форм СПТ можно разделить на три больших класса.
1.   Тренинги, ориентированные на развитиеспециальных умений и навыков в сфере общения (умение вести дискуссию, умениеразрешать конфликты, навыки самопрезентации и пр.)
2.   Тренинги, нацеленные на углублениеопыта анализа ситуации общения. Имеется в виду повышение адекватности анализасебя, партнера по общению, групповой ситуации в целом. Следует отметить, чтопоследняя задача решается и в первом случае, но лишь как сопутствующая.
3.   Тренинги, направленные на изменениеличностных диспозиций, аттитъюдов. Затрагивается область мотивов поведенияучастников.
Изменения, происходящие в социально-психологическиххарактеристиках личности под воздействием СПТ можно соотнести с областямиструктуры личности, выделяемыми Н. Леонтьевым: область мотивов, область уменийи область навыков.
Тренинги первого класса направлены на изменение иформирование навыков, необходимых для эффективного социального поведения,тренинги второго класса развивают умения, изначально присущие человеку.Основной акцент ставится на восприятии и анализе воспринимаемого. Трений класстренингов направлен на изменения в личностных диспозиций, входящий в областьмотивов.
Современную ситуацию в практике тренингов можноохарактеризовать тем, что классифицировать тренинги по целям и направленностивоздействия намного проще, чем по применяемым методам воздействия. Основнымиметодами в СПТ являются игры и групповые дискуссии, которые применяются во всехвидах СПТ и разрабатываются в соответствии с конкретной целью тренинга, а такжес учетом других параметров, таких как состав группы, количество ипродолжительность тренинговых сессий, материальной базы. В России ещенедостаточно развита методическая база игр и упражнений, поэтому зачатую одни ите же игры используются в разных тренингах с разными целями. Поэтомуиспользовать критерий метода для определения видов СПТ представляетсянецелесообразным.
2. Развитиесоциально-психологического тренинга как совокупности активных групповых методовпсихологического воздействия2.1 Развитие научных взглядов намежличностное взаимодействие
Первоначально методы психологического воздействия одного индивидана другого начали применяться в области медицины для помощи больным людям.Основой лечебного процесса являлась определенная система взглядов, включающаявыяснение сущности жизни и заболеваний, а также способов избавления от них.Такая система, независимо от того, отвечала ли она господствующему в данномобществе уровню знания, имела ли характер концепции — анимистической,магической, демонологической, натуралистической, механистической и т. д., — становилась всегда компонентом господствующей культуры. Ее содержаниесообщалось больному индивиду через его референтную группу, а также лиц,обладающих атрибутами знания и власти, — шамана, волшебника, жреца. То есть ещес древних времен признавалась возможность благотворного влияния социальноговоздействия на психологическое состояние индивида.
Начиная с конца ХVIII века вместе с активным развитиемсоциальной философии и медицины стала развиваться и социальная психология.Наилучшее развитие социальная психология получила в западных странах, особеннов США.
Постепенно происходил переход от изучения исключительнопричин и природы социальных и психологических феноменов к изучению и практикеметодов воздействия на группы и личность с целью привнесения позитивныхизменений. «Обращение к истории и зарубежной психологии конца XIX, начала XXвеков обнаруживает, что все крупнейшие теоретические системы обычно сочетаютпостроение схем, объясняющих психологическую природу личности или социальныхгрупп, с разработкой принципов активного вмешательства, воздействия на группы иличность.
В частности это отчетливо видно на примере концептуальныхсхем Д. Морено, К. Левина, Ф. Скиннера, К. Роджерса и др., причем в однихконцепциях указанные два аспекта представлены более или менее пропорционально,в то время как в других делается больший акцент на одном из них» [52, 62].
Социальные (групповые) переменные в эмпирическое полеисследований человеческого поведения вошли на рубеже XIX-XX вв. Первойпоставленной в этой области проблемой был вопрос о том, изменяется лидеятельность индивида под влиянием фактора присутствия других лиц.
Ю.Н. Емельянов [29] приводит некоторые примеры исследований вобласти межличностного взаимодействия.
Американский исследователь Н. Триплетт в 1898 году, изучаярезультаты соревнований по велосипедному спорту, обратил внимание на то, чтоскорость велогонщиков, находившихся в поле зрения болельщиков, на 20% превышалаих же скорость на безлюдных участках трассы.
В Германии А. Майер изучал успешность усвоения материалаучащимися в школе и дома. Его данные подтвердили более высокую результативностьклассной формы занятий по сравнению с индивидуальной учебной подготовкой.
В первые десятилетия XX в. начинает складыватьсяэкспериментальная техника исследования малых групп или «группового разума», какв то время было принято называть феномен межличностного взаимодействия.
В. Бехтерев в 1911г. впервые показал эффект измененияиндивидуальных суждений морального характера в результате групповой дискуссии,а также сформулировал принципы целесообразности коллективного труда.
В 1913г. В. Меде разработал программу исследованиясотрудничающих групп. Он поставил ряд лабораторных экспериментов в группах из2-3 и до 16 человек. Его результаты показали общее повышение работоспособностив условиях изолированной деятельности в группе. При этом благотворное влияниеиспытывали в большей степени слабые члены группы. Но возрастание ихработоспособности с избытком покрывало снижение работоспособности у сильных[29].
С 1907 г. К.С. Станиславский работал над системой подготовкиактера во взаимодействии с другими создателями спектакля, давшей много ценногодля дидактики групповых творческих методов.
К середине ХХ века значимость межличностного и групповоговлияния на развитие личности не вызывала сомнений. Стали появляться теории,развивающие различные аспекты межличностного взаимодействия. В том числебольшое внимание уделялось изучению влияния группы на индивида, а также методамактивного группового психологического воздействия. 2.2 Развитие активных групповыхметодов в России и в западных странах
Развитие подходов к активным групповым методам в России и взападных странах значительно отличается друг от друга.
До XIX-XX столетий поведение людей в группах систематическине изучалось. Развитие и использование групп в целях позитивных индивидуальныхизменений было в большей степени обусловлено возрастанием знаний проблем,связанных с человеком [29; 38].
В западных станах интенсивнее всего активные групповые методыразвивались в сфере медицины с целью оказания психологической помощи. В СШАпервоначально ориентация на групповую терапию называлась«репрессивно-вдохновляющей», и она доминировала в начале XX столетия [56].
Творцом теории и практики психотерапии, в том числегрупповой, считается австрийский врач Ф. Месмер. Он осуществлял лечебныевоздействия в группе, в которой в процессе выполнения им различных мероприятийу пациентов возникали, в частности, гипнотические явления. В последующиедесятилетия на применение гипноза в медицинской и психотерапевтической практикевлияли две противоположные тенденции: его популяризации способствовал фактнесомненной эффективности этого метода, как помогающего при многих нарушениях;сомнение в нем или прямое его отрицание были связаны с нападками на концепциюреактивности характера человека, управляемого окружением или другими внешнимисилами.
Такой образ человека не был также чужд концепциям творцовтерапевтической идеологии, действовавших одновременно с Ф. Месмером ванглосаксонских странах. Поскольку они выросли на почве протестантской ипуританской культуры и мировоззрения, то подчеркивали значение передачипациентам собственных ценностей и образцов поведения.
Одним из первых специалистов, также практиковавших«репрессивно-вдохновляющий» подход был Джозеф Пратт, бостонский врач – интерн,лечивший больных туберкулезом, которые не могли себе позволить пребывание встационаре. Его пациенты вели дневники, свидетельствующие о положительныхсдвигах в болезни, формировании способности к групповому сплочению, заботе друго друге. Первоначально Пратт рассматривал групповую форму в своей врачебнойпрактике как экономически выгодную и не видел в ней терапевтическихвозможностей. Лишь в 1930 г. он пришел к убеждению, что в психотерапии главнаяроль принадлежит группе, ее воздействие сводится к эффективному влиянию одногочеловека на другого, и разработал методику групповой терапии для людей, неимевших соматических нарушений.
Именно с началом работы с психически здоровыми людьми внаучных публикациях наметилось новое направление в применении активныхгрупповых методов. Эти методы применялись в целях обучения и коррекцииповедения психически здоровых людей. Начали формироваться службы и центры, гдепроводилась работа с группами людей, объединенных сходными проблемами: одинокиематери, больные онкологическими заболеваниями, жертвы пожаров, люди с излишнимвесом, эмигранты и пр.
«Говоря о роли тех, кто первым внес свой вклад в современныеактивные групповые методы, нельзя не назвать Я. Морено, основателя психодрамы.Ему приписывают введение в 1932 г. термина «групповая психотерапия» [104, 23].Свой метод Я. Морено построил на основе опыта театрального эксперимента«спонтанного театра», изначальная цель которого не была связана спсихотерапией, а предназначалась для развития творческого потенциала человека.Но внутри – и межличностные изменения, достигаемые участниками послужилиосновой для развития психодрамы как активного группового методапсихологического воздействия. Морено исходил из того, что человек обладаетестественной способностью к игре. Исполняя различные роли, человек получаетвозможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненнымиролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами [95].
В начале 50-х годов ХХ века В. Байон сформулировалдинамическую теорию функционирования группы. Его концепция оказала большоевлияние на теоретическое осознание групповых явлений. На основе спонтанногоразвития группы он выделил две доминирующие в ней формы деятельности: 1)целевую активность на рациональной основе и 2) активность, продиктованнуюэмоциями, которая, однако, укладывается в определённый тип взаимодействия.Группа всегда представлена как бы в двух планах: с одной стороны, она обычновыполняет какую-то задачу и в ее решении члены группы вполне рационально, осознаннопринимают участие; с другой стороны, Байон вычленяет аспекты групповойкультуры, продуцируемые неосознаваемыми вкладами членов группы. Байон говорит овозможности конфликтов между этими планами и закономерности формирования«коллективных защитных механизмов». Байон пытается перенести понятия имеханизмы, вычлененные Фрейдом при изучении индивидуальной психики, на тотслучай, когда их субъектом оказывается не отдельная личность, а целая группа[24; 7].
Одним из наиболее уважаемых в западной социальной психологииспециалистов по активным групповым методам считается К. Левин, который такжеиспользовал малые группы, прежде всего, не в целях лечения, а для развитияучастников. К. Левин, так же как и З. Фрейд и другие пионеры психоанализа, спомощью понятия «поля» объяснял процесс развития личности. Подобно тому, как вфизике использование механистической модели оказывается во многих случаяхнедостаточным, Левин показал, что при рассмотрении процесса развития личностинеобходимо принимать во внимание многообразие разных влияний, представляющихсобой различные поля. Одним из наиболее значимых влияний является влияние состороны других людей. Поэтому, вполне естественно, что Левин заинтересовалсявзаимодействием людей в малых группах. Будучи в первую очередь исследователем итеоретиком, Левин проводил эксперименты с группами, рассматривая их каксредство развития навыков принятия решений, повышения групповой эффективности иразвития групповой морали. После второй мировой война К. Левин продолжил своюработу в Центре исследования групповой динамики Массачусетского институтатехнологии. Работа Центра стала первым академическим проектом, посвященнымизучению динамики малых групп.
В 1947 году, в год смерти К. Левина, трое его студентов – К.Бенн, Л. Брендфорд и Р. Липпет — начали серию исследований в Бетеле, штат Мейн.В результате они создали Национальную лабораторию тренинга, представлявшуюсобой первую организацию, связанную с деятельностью, так называемых группсензитивности и Т-групп.
В середине 50-х годов ХХ века В. Беннис и Г. Шеппардсформулировали теорию группового развития, которая выходила за рамкипсихоаналитической традиции. Теория Бенниса и Шеппарда построена на осмыслениипроцессов, происходящих в Т-группах или группах тренинга человеческихотношений. Такие группы впоследствии получили широкое распространение и активноприменяются в западном обществе до настоящего времени. Сейчас Т-группы считаютодним из видов социально-психологического тренинга. В основе практики Т-группылежит групповая дискуссия. Предметом дискуссии являются реальные межличностныеотношения участников, а задачей является изучение самой группой ее динамикичерез анализ происходящих в ней процессов.
Согласно положениям его основоположников тренинг являетсяметодом формирования, опирающимся на проблемное обучение через действия и опыт.В тренинге используются данные об актуальном поведении участников и овозникающих в группах ситуациях, о попытках изменения, в частности, черезвзаимодействие. Основные составляющие тренинга — это расширение и углублениесознания и познания участников, изменение их установок посредствомсознательного выбора, сотрудничества и совместной ответственности врациональном решении проблем и выполнении задач, что достигается главнымобразом через самостоятельную активность участников при минимальномструктурировании их деятельности тренером. Рост сознания связан состолкновением мнений и установок с пережитым опытом, с констатацией ошибок идеформаций, открытием реальных фактов, направлением мышления на планирование ипредвидение будущего. В результате этого процесса в личности могут произойтиизменения в области восприятия себя, социальных ролей, групп и структур.
Очень существенным в рамках концепции К. Левина считалисьуказанные последние изменения: лучшее понимание динамики групп, организационныхпроблем, способность использовать малые группы для наиболее чёткогофункционирования общественных структур. Это послужило важной причиной широкогоиспользования метода Т-групп для формирования управленческих кадров, специалистов,а также ожидания со стороны администраторов ощутимой пользы этого метода дляфункционирования различных учреждений и организаций.
Параллельно с развитием школы К. Левина и его последователейформировалась и другая школа, объединяющая тех, кто работал с малыми группами.Ее возглавил К. Рождерс из Чикагского университета. Работа этой школыпервоначально была связана с подготовкой в послевоенные годы консультантов дляVeterans Administration. Основное отличие подхода Роджерса от подхода Левиназаключалось в разном отношении к задачам деятельности групп. В 1970 году К.Роджерс писал: «Чикагские группы ориентировались главным образом на личностныйрост, а также на развитие и совершенствование навыков межличностнойкоммуникации. Кроме того, в отличие от созданных в Бетеле групп, они имелипреимущественно практическую и психотерапевтическую направленность» [106, 33].
Для обозначения направления, развитого Роджерсом, используютразные названия: недирективное консультирование, недирективная психотерапия,клиент-центрированная психотерапия. Это направление активных групповых методовтакже имеет широкое применение и в настоящее время. Метод Роджерсаконцентрируется на субъективном опыте участников. В работе группы заложенпринцип самоактуализации, которая способствует улучшению состояния и развитиюличности участников. Тренер или консультант выступает в роли помощника вустранении эмоциональных блоков и препятствий к росту и способствует большейзрелости и усвоению нового опыта [95].
Таким образом, начиная с 40-х годов тренинг как вид активныхгрупповых методов представлял собой отдельное направление, представленное двумяшколами. Одна из них была связана с деятельностью К. Левина и использоваламалые группы с целью повышения личной и групповой эффективности; вторая –связана с идеями К. Роджерса и использовала группы главным образом дляэмоциональной стабилизации и личностного роста.
Итак, развитие представлений о межличностном взаимодействии иактивных групповых методов как технологии, основанной на влиянии одной личностина другую, а также на принципе группового воздействия имело ряд этапов. Дж.Рутан и У. Стоун [106], проводя анализ развития тренинговых методов, указывают,что первоначально деятельность психодинамических групп осуществлялась методомпроб и ошибок. При этом для объяснения наблюдаемых феноменов специалистыиспользовали идеи Лебона, Мак-Даугалла, Левина и других, дополняя их теориямиличности, прежде всего, теорией Фрейда. Тем не менее, им не удавалось вдостаточной степени интегрировать оба подхода; разные исследователи делалиакцент либо на групповых феноменах, либо на индивидуальных психическихпроявлениях. Тесно связанным с практикой применения активных групповых методов,и в частности групп тренинга было представление о том, что межличностное взаимодействиев группе может отражать внутрипсихические конфликты ее членов, а такжесопровождаться проявлением групповых процессов. Хотя вплоть до настоящеговремени у нас нет общей теории для обоснования своей работы, большинствоспециалистов сочетает представления о групповой динамике с идеямимежличностного взаимодействия и индивидуальной психологии.
В России в начале ХХ века, как уже было сказано, применение активныхгрупповых методов развивалось в областях медицины, педагогики и андрогогическойпрактике (обучение взрослых). Яркими представителями этих направлений можносчитать В.М. Бехтерева, К.С. Станиславского, А.С. Макаренко.
Но механизмы и принципы группового взаимодействия не являлисьсамостоятельным объектом изучения.
Между первой и второй мировыми войнами формируются принципыколлективной психотерапии. Б.Н. Бирман, М.А. Чалисов разработали методикугрупповых собраний, А.М. Дружинин и М.Г. Иткин начали создавать амбулаторныегруппы, применяя в них параллельно групповую и индивидуальную психотерапию.
Но в России и в странах так называемого «социалистическоголагеря», кроме упомянутых пионерских попыток в 20-х годах, развитие и широкоераспространение активных групповых методов в работе с психически здоровымилюдьми несколько запоздали. Работа в области межличностных отношений всегдасвязана с социальными нормами и ценностями, законами общественногосуществования. А в период 20-х – 50-х годов в России обсуждение различныхмеханизмов развития личности и влияния группы на индивида было практически невозможнымиз-за сильнейшего идеологического давления. Законы общественного устройстваподразумевали единственно правильный способ функционирования общества какединого целого и не приветствовали развитие личности с ее уникальнымиспособностями и качествами.
Лишь в 60-х годах наступили существенные изменения. В 60-хгодах выходят работы В.Н. Мясищева и В.С. Мерлина по теории психологииотношений. Но несмотря на «оттепель» российская наука ощущала нехваткутеоретического и методического материала для успешного развития.
Дальнейшее развитие групповых методов достаточно долгооставалось в рамках двух направлений: лечебного воздействия и педагогическойпрактики.
Эти два направления сильно различались друг от друга ипрактически не имели взаимного влияния. Во многом применение активных групповыхметодов было направлено на достижение политических целей и служило дляформирования определенных ценностей и установок, соответствующихгосударственной идеологии.
В последние десятилетия методы активного группового обученияи коррекции личности стали весьма модными, вызывающими всеобщий интерес. Ксожалению, быстрый рост популярности этих методов в немалой степени обусловленне только активностью специалистов, но недобросовестной деятельностьюдилетантов, которые используют активные методы психологического воздействия длядостижения коммерческих целей. «Не последнюю роль играла также рекламнаядеятельность многочисленных предприимчивых создателей рецептов счастья ихорошей полноценной жизни» [24, 41].
Развитие активных групповых методов в России в период 80-90-хгодов ХХ века характеризуется большим количеством заимствований из западногоопыта. Заимствуются как теоретические подходы, так и практический опыт,методическая база. Так же как и на Западе практика в нашей стране имееттенденцию опережать развитие теоретического обоснования. Как у практиковактивных групповых методов, так и у потенциальных участников еще несформировалось структурированное представление о всей области применения АГМ.Проблемы развития АГМ и, в частности, социально-психологического тренинга, былисвязаны также с отсутствием четко определенных терминов и понятий в областипрактической психологии. Под понятием «тренинг» могли иметься в виду идействительно активные групповые методы, а могли пониматься и обычные методылекции или семинара. Можно было даже встретить словосочетание «прослушатьтренинг», что противоречит основному принципу активного вовлечения участника вработу группы.
Наблюдался также процесс размывания принципов, по которымдифференцируются области применения активных групповых методов в лечебных целяхи в целях, касающихся совершенствования личности человека, межчеловеческихотношений, семейных структур, структур социального окружения психическиздоровых людей.
Однако, можно отметить, что в последнее десятилетиепроисходят некоторые позитивные изменения, связанные с разработкой российскихтеорий и методов активного группового психологического воздействия. Началипоявляться устоявшиеся термины для обозначения разных направлений практическойпсихологии и особенно области тренинга. Более четко формулируются целиприменения того или иного метода.
В настоящее время в распоряжении психологов-практиков итренеров уже оказалось весьма большое количество разнообразной литературы,отражающей так или иначе теоретические, практические, прикладные аспектыгрупповой психологической работы. Анализ западного опыта и разработкироссийских специалистов отражены в работах Дубовской (1991), Емельянова (1985),Жукова (1990), Петровской (1989), Эйдемиллера (1990) и др.
Российскими специалистами активно ведется разработкатренинговых программ, основанных на российском опыте. Позитивными примерамимогут служить разработки Г.И. Марасанова – «тренинг взаимовосприятия ипонимания», «тренинг убеждающего воздействия», Л.М. Кроля и Е.Л. Михайловой«тренинг тренеров», С.А. Беличевой «тренинг глубинного обучения для социальныхпедагогов».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.