Демидова Н.В.Тихомирова Л.Г. СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРАЗДНИКА, ПОСВЯЩЕННОГО А.П.ЧЕХОВУ «МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ НАСАДИТЬ СВОЙ ВИШНЕВЫЙ САД»2004 год объявлен ЮНЕСКО годом А.П. Чехова – писателя-классика, который более других соответствует современной динамичной эпохе. Сценарий праздника, разработанный на основе элективного курса «Незнакомый Чехов» (за страницами учебника), способствует более глубокому знакомству с его творчеством и оказывает влияние на воспитание интеллигентного человека и читателя, способного воспринимать литературу как эстетическое явление. Внеклассное мероприятие проводится для учащихся 10-11 классов, требует достаточно серьезной и долговременной подготовки – около полутора-двух месяцев; оно рассчитано на полтора часа. В выступлении занято 18 человек, в том числе ученик в роли А.П.Чехова, 4 чтеца - ведущих праздника и ученики 10-11 классов, задействованные в инсценировках чеховских рассказов. ^ Цель праздника: расширить представление учеников старших классов о личности писателя; показать современность и актуальность его произведений в наше непростое время.Задачи: формировать интерес к произведениям А.П.Чехова, особенностям его драматургии; воспитывать, на основе знакомства с жизненными принципами писателя и его творчеством, в учащихся порядочность, интеллигентность, серьезную жизненную позицию; развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.^ Оформление сцены:На экране – портрет А.П. Чехова и запись эпиграфа:Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле.А.П.ЧеховМузыкальное оформление: фонограммы из «Времен года» П.И.Чайковского.^ План проведения праздника: Вступление и заключение – монологи из рассказов А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда», «Крыжовник» – исполняет ученик в роли А.П.Чехова Выступления чтецов-ведущих праздника (в течение всего праздника). Инсценировки рассказов А.П.Чехова: «Радость», «Дочь Альбиона», «Юбилей», «Медведь», «Студент». Содержание. Звучит музыка П.И.Чайковского, медленно затихая. Слышится мелодия скрипки, нежная и волнующая. На фоне мелодии, медленно выходя на сцену,актер в роли Чехова произносит монолог из рассказа «Скрипка Ротшильда»: - И почему человек не может жить так, чтобы не было потерь и убытков? Зачем люди всегда делают не то, что нужно? Зачем бранился всю жизнь, рычал, бросался с кулаками, обижал жену и, спрашивается, с какой надобности давеча напугал и оскорбил бедного Ротшильда? Зачем люди вообще мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу! Зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?1-й чтец. Время, бесстрашный художник, Словно на белых страницах, Что-то все пишет и пишет На человеческих лицах.Грифелем водит по коже. Перышком тоненьким – тоже. Острой иглою гравера. Точной рукою гримера…Таинство света и тени. Стрелы, круги и квадраты. Ранние наши потери, Поздние наши утраты.2-й чтец. Черточки нашего скотства. Пятна родимые страха. Бремя фамильного сходства С Богом и с горсточкой праха.Скаредность наша и щедрость. Суетность наша и тщетность. Ханжество или гордыня, Мужество и добродетель…3-й чтец. Отсветы. Отблески. Блики. Пятна белил и гуаши. Наши безгрешные лики. Лица греховные наши…Он уже в поле не воин. Двинуть рукою не волен. Больше не скажет: - Довольно! Все. Ему больше не больно. Юрий Левитанский «Время, бесстрашный художник»4-й чтец. Чехов, прославивший русскую литературу, вырос из коротких штанишек юмористических журналов 1880-х годов. Это пестрая и шумная журнальная толпа для большинства крупных писателей того времени представляла собой «уличную литературу». Репортерская наблюдательность позволила Чехову стать автором коротких рассказов-сценок.^ Рассказ «Радость» - инсценировка1-й чтец. Литератор, с точки зрения Чехова, должен быть подобен химику, отрешиться от житейской субъективности и знать, что навозные кучи в пейзаже играют очень почетную роль, а злые страсти так же присущи жизни, как и добрые. Да, он любил только все настоящее, искреннее, органичное. Первое место занимали естественность. Потому-то его и восхитила фраза из ученической тетрадки – «море было большое…» Что же все-таки сделало его произведения вечными, неувядающими? Прежде всего бесконечная влюбленность в жизнь, радость бытия. Это и придавало его художническому взгляду неповторимую новизну, свежесть. Для него интересно все: природа, погода, лица, манера говорить, двигаться.^ Рассказ «Дочь Альбиона» - инсценировка2-й чтец. Вот так – стремительно, с тонким юмором и трепетной любовью к человеку, с жалостью и пониманием его слабостей и пороков, его душевной красоты и морального уродства пришел в русскую литературу и в жизнь каждого, кто любит книгу, Антон Павлович Чехов.^ Рассказ «Юбилей» - инсценировка1-й чтец. У Чехова совершенно особая природа юмора. Он рассчитан на умного, думающего читателя, обладающего чувством юмора. Влюбленность в жизнь, изображение бесконечных человеческих изменений, любовь к человеку, каким бы он ни был, - вот в чем тонкость чеховских рассказов.^ Рассказ «Медведь» - инсценировка2-й чтец. При всей ироничности, насмешливости Чехов считал, что писатель должен ИЗОБРАЖАТЬ, а не СУДИТЬ. Они очень разные, герои Чехова, но накрепко объединены главным – они живут в России сложного, трагического времени. России прекрасной, богатой, бескрайней – ЖИВОЙ ! Как жив вишневый сад, «прекраснее которого ничего во всем всеете нет», благоухающий, цветущий нежными белыми цветами, хотя и очень старый. Сад у Чехова – неотъемлемая часть культуры, быта, жизни вообще не только дворянской России – всей России. Вырубить его – вырубить целый пласт памяти, оставить без хозяина – доброго, заботливого, трудолюбивого, как старый Фирс. Но в жизни этой, как утверждает Чехов, все взаимосвязано, ненарушимо, одинаково близко и понятно образованному семинаристу и невежественным, но добрым и душевно богатым крестьянским вдовам. Замечательно это передано в рассказе «Студент».4-й чтец. Фрагмент из рассказа «Студент»: …Если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем я только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, в ту страшную ночь в тихом-тихом, темном-темном саду первосвященника, когда апостол Петр отрекся от Господа нашего Иисуса, имеет отношение к настоящему – к этим женщинам, к этой пустынной деревне, ко мне самому, ко всем людям. Прошлое, оказывается, связано с настоящим непрерывною цепью событий. Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. Как же восхитительна, чудесна, полна высокого смысла наша жизнь!1-й чтец. О чем бы ни писал А.П.Чехов на протяжении всего своего творческого пути, эти размышления всегда были в основе его произведений.3-й чтец. Ялта стала последним приютом больного Чехова.2-й чтец. Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой, Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой, Как мне ни странно и как ни печально, увы, Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.Грустная старая лампа в окне мезонина, Чай на веранде, вечерних теней мешанина, Белые бабочки вьются над желтым огнем, Дом заколочен, и все позабыли о нем.3-й чтец. Пахнет грозою, в погоде видна перемена. Это ружье еще выстрелит – о, непременно! Съедутся гости – покинутый дом оживет. Маятник медный качнется, струя запоет…Дышит в саду запустелом прохлада, Мы старомодны, как запах вишневого сада. Сад тот Россией был Чеховым назван И сохранить его каждый обязан!Завершающий монолог актера в роли А.П.Чехова из рассказа «Крыжовник»: К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сытых, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и никто его не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!